Канадский однотактный 6 ваттный ламповый усилитель на пентодах Musical Paradise MP-301 MK3.

Ламповый усилитель Musical Paradise MP-301 MK3 разработан в Канаде Гарри Хуаном, и выпускается в Китае маленькой фабрикой. Первая версия — Musical Paradise MP-301, вышла в 2008 году.

 

Собственно, в Канаде у этого усилителя и наибольшее количество поклонников. Почитайте их форум, обзор №1 и обзор №2, там много интересного.

Обратите внимание на фотку с форума — мужик, расслабленно балдеющий вместе со своими собаками под звуки этого усилителя.


Именно такой эффект даёт ламповый звук на организм всех млекопитающих. Так что не удивляйтесь, если после включения усилителя вам захочется прилечь, закрыть глаза, расслабиться и выкинуть из головы все мысли. (Не забудьте оставить дверь открытой, чтобы ваши собаки, кошки, жёны и дети пришли поваляться вместе с вами).

 

«Ламповый саунд», кстати, хорошо лечит от депрессии, хандры, меланхолии и головной боли.

Третья версия усилителя намного отличается от второй, а первая вообще на третью не похожа, ни по дизайну, ни по схемотехнике.

Это первая версия:


Это вторая версия:

 

 

Это третья:


Внутри всё гораздо лучше, и совсем по другому. Обратите внимание на качественные комплектующие: «военные» резисторы Vishay Dale, конденсаторы RIFA 450, Rubycon, Philips BC и Nichicon:


Трансформаторы намотаны бескислородной медной проволокой, сердечники — японское трансформаторное железо Z11 и M6. Регулятор громкости сделан по технологии ALPS.

Главная особенность этого усилителя состоит в том, что он универсальный — его выходные лампы можно выбрать по своему желанию (и потом менять самостоятельно): 350B


350C, KT66, KT77, KT88, 6L6, EL34, 5881, российские 6П3С и 6П3С-Е.

Можно поставить лампы G807 (российские Г807) через специальный переходник:


Входные лампы могут быть или 6J8P, 6SJ7, 6SH7 (или российские «стеклянные» 6Ж8П и «металлические» 6Ж8).

В усилителе есть микросхема для автоматического регулирования смещения, поэтому не важно, какой степени «убитости» будут ваши лампы, она автоматически выставит для них оптимальный режим работы. Несмотря на это, производитель всё же рекомендует ставить в аппарат подобранные пары ламп.

При заказе усилителя вам будет дана возможность бесплатно выбрать тип ламп. Я заказал выходные 6L6GC (включённые светят как новогодняя ёлка):

 

 

и входные 6J8P:


Все они оказались производства китайской фирмы Shuguang.

За фирменные при заказе придётся доплачивать. Все лампы пришли новые, в упаковке, подобранные в пары по параметрам.

Российские аудиолюбители рекомендуют на выход использовать старые радиолампы 6П3С с чёрным анодом, 1958 года выпуска и старше. За рубежом, наоборот, любят новые 6П3С-Е восьмидесятых годов.

Я сравнил китайские лампы Shuguang 6L6GC с б/у лампами, купленными на Ebay: американскими Sylvania 6L6GB, японскими Toshiba 6L6GC. Слушал также 6П3С семидесятых годов, и новые 6П3С-Е восьмидесятых, и не заметил какой-либо особой разницы между всеми ними, хотя японские лампы выглядели более аккуратно сделанными.

 

Канадцы тоже обратили внимание, что бо

льший эффект даёт замена входных ламп (RCA с металлической колбой), чем выходных. Но всё же «на выход» рекомендуют ставить чешские JJ (Tesla) EL34 или KT88, или RTF EL34.

Сейчас все китайские лампы заменил. На вход ставил «разнокалиберные» б/у Sylvania 5SJ7GT:


Нормально.

 

Заказал для прикола старые металлические радиолампы 6Ж8:


Пришли новые, каждая в картонной коробочке, производство моего родного Новосибирска, год выпуска 1968. Они у меня на входе и останутся.

P.S. Нет, не останутся. Звук новых 6Ж8 хуже, чем у б/у Sylvania 5SJ7GT.

На выходе сейчас стоят 6L6GC Светлана «с крыльями» (купил на www.tec.org.ru):

Отдал за две лампы и доставку (700+700+200) 1600 рублей (в Новосибирск из Санкт-Петербурга).

На выход ставил так же EL34 Светлана «с крыльями» (купил на www.tec.org.ru):

Отдал за две лампы и доставку (500+500+200) 1200 рублей.

(Можно было заказать и KT88 там же: хотя они намного дороже — 2000 рублей штука. К тому же выглядят из-за «золотой» краски как-то пошловато).

 

Звучание усилителя Musical Paradise MP-301 MK3 — прекрасно.

В аудиосалоне своего города я сравнил его с гибридником VINCENT SV-237:


за сумасшедшие 162 тысяч рублей, и (по моему мнению) мой звучал лучше.

Я раньше, давно, уже слышал ламповые усилители, первым у меня был легендарный Прибой 50 УМ 204С в девяностых годах. Я даже тогда переделал его (хотя раньше никогда в жизни не держал паяльник) по рекомендации в статье А.М. Лихницкого в журнале Аудио Магазин, №1, 1996 год. Он звучал очень хорошо.

Потом отдал его переделывать специалистам в однотактник на лампах 6С4С. После переделки от оригинального Прибоя остались только выходные трансформаторы, верхняя крышка, шасси, и нижняя крышка.

Этот усилитель звучал неплохо, но высоких и низких было мало, и он плохо играл Black metal, который я в основном слушаю. Поэтому я его продал в двухтысячных.

После изучения форумов я пришёл к выводу, что для металла мне нужен усилитель на лампах 6L6 или 6П3С.

И вот, наконец, через десять лет, я купил себе именно такой усилитель.

 

Притащив, не особенно и тяжёлый, этот усилитель в аудиосалон, и послушав на нём разную акустику, обнаружил, что дорогие полочники Bowers & Wilkins 685 лучше дешёвых напольников. Пришлось задавить жабу.

На канадском сайте рекомендуют для этого усилителя канадскую полочную акустику PSB Alpha B1, в России её не достать, а напольная версия PSB Alpha T1 мне не понравилась, не басистая, и суховатая по звучанию.

Усилитель имеет на передней панели выход на наушники (2 ватта), качество которого оказалось для меня приятной неожиданностью. Звук через него просто потрясает, он мощный, напористый, в чём-то даже эпичный. Причём это явно слышно даже на наушниках не самой высокой ценовой категории.

Так что если в вашем доме все спят, а вы не можете прекратить слушать музыку — подключите к MP-301 MK3 наушники.

Это важно: если ваш источник имеет выход на наушники — не используйте его, а подключайте наушники через этот усилитель. Он улучшит звучание любой записи.

Плюсы и минусы от покупки:

Плюсов очень много.

Минусы: 1) Силовой шнур с канадской трёхштырьковой вилкой.

 

2) На глянцевом покрытии типа «рояльный лак» хорошо видны отпечатки пальцев и пыль.

3) Усилитель прилично нагревается во время работы, особенно выходные лампы снаружи и дроссель в блоке питания внутри. Вентиляционные отверстия расположены только снизу.

4) Выход для наушников может иметь маленький фон (с лампами 6L6 он будет минимальный).

5) Выходные разъёмы под акустику расположены очень близко друг к другу, что делает невозможным использование разъёмов типа «лопатка» для подключения колонок из-за угрозы КЗ:


6) Гарри Хуан никому не даёт схему этого усилителя, поэтому его апгрейд (замена резисторов и конденсаторов, например) будете делать на свой риск.

Этот обзор будет дополнятся, пишите замечания.

 

 

Список элементов

Усилитель

  • R1, R1A — 1 кОм,
  • R2, R2A — 470 кОм,
  • R3, R3A — 150 кОм,
  • R4, R4A — 1-1,5 кОм,
  • R5, R5A — 150-200 кОм
  • R6, R6A — 470 кОм,
  • R7, R7A — 1 кОм,
  • R8 — 500-1000 Ом, отрегулируйте ток сетки, чтобы он не превышал 5 мА,
  • R9, R9A — 120-180 Ом, подберите для получения нужного тока катода,
  • R10, R10A — 5-20 кОм,
  • R11 — 10-20 кОм,
  • P — 2×47 кОм / логарифмический,
  • C1, C1A — 100 мкФ / 16 В,
  • C2, C2A — 100-220 нФ / 250 В,
  • C3 — 100 нФ / 400 В,
  • C4 — 47 мкФ / 400 В,
  • C5, C5A — 100 мкФ / 25 В,
  • C7 — 33-100 пФ, выбрать чтобы он не срезал высокие частоты и сигнал осциллографа был правильным,
  • C6, C6A — около 1 нФ / 250 В припаять непосредственно к выходам трансформатора громкоговорителя.

Блок питания

 

  • R101 — 400-1000 Ом / 5 Вт,
  • R102, — 3-5 кОм / 1 Вт,
  • R103 — 270 кОм / 0,5 Вт,
  • R106 — 0,8-1,5 кОм чтобы светодиод светил достаточно ярко,
  • R104, R105 — 100 Ом,
  • C101 — 100 нФ / 400 В, C102, C103, C104, 105 — 100 мкФ / 400 В,
  • C106, C107 — 47 мкФ / 400 В,
  • M1 — диодный мост выпрямитель 5-10 А / 600 В,
  • трансформатор питания 220 В / 250 В — 0,15 А, 6,3 В — 2,5 A.

Схема очень проста. На рисунке показан один канал, другой идентичен. Сигнал со входа через потенциометр P подается на триоды малой мощности (L1), работающие в схеме с общим катодом. После усиления на пентод (L2) подается через конденсатор C2. Трансформатор громкоговорителя (его анодная обмотка) является нагрузкой для этой лампы. Вторичные обмотки трансформатора позволяют питать динамик или наушники.

Усилитель охвачен петлей отрицательной обратной связи, которая уменьшает искажения и расширяет частотную характеристику. Однако это делается за счет усиления. Обратная связь берется с выхода динамика трансформатора и через резистор R10 подается на катод первой лампы (L1). Конденсатор С7 используется для возможной фазовой коррекции. Конденсаторы C3, C4 и резистор R11 образуют фильтр для предотвращения возбуждения усилителя. Аналогичную роль играют резисторы R1 и R7 в цепях ламповых сеток.

Радиолампа L2 может работать в двух режимах — пентод и триод. Режим пентод более мощный, с большим искажением. Режим триода менее эффективен, но имеет меньше искажений. Изменение режима работы может быть сделано с резистором R8. Он в режиме триода должен иметь небольшое значение — обычно это 100 Ом. Если хотим использовать режим пентод для работы усилителя, подключаем R8 как показано на схеме. Можно дать и более высокое значение но так, чтобы ток, протекающий через сетку 2, был немного меньше 5 мА. Как правило значение резистора составляет 500-1000 Ом.

Для подключения громкоговорителей необходим трансформатор, который изменит высокое напряжение в анодной цепи подходящим для сопротивления динамиков или наушников. Для этой цели идеально подходят популярные и простые в добыче трансформаторы из старого лампового телевизора. Естественно понадобится два, по одному на канал.

Можете поэкспериментировать с другими лампами, вместо 6П14П использовать более мощные пентоды (например 6L6 или другие) но помните, что это требует изменения напряжения питания, силовой трансформатор должен иметь также большую мощность. Значения элементов, определяющих рабочую точку лампы, тоже должны быть соответствующим образом подобраны, и трансформаторы АС должны быть адаптированы к типу ламп. Схемы таких усилителей можно легко найти на нашем сайте.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *