Автор: Димон
22 мая 2020 13:50
Метки: СССР аудио интересно
1651
6
Наверняка многие из нас знакомы с советской аудиотехникой, которая выпускалась в 70-е и 80-е годы: колонки, усилители, проигрыватели винила, кассетные деки и другие интересные устройства. Но пожалуй, не все любители музыки и хорошего звука помнят, что в СССР производили портативную технику и вполне удачные модели наушников, с весьма достойным по тем временам качеством звучания.
0
Смотреть все фото в галерее
Наушники стали настоящим хитом в середине 70-х годов, когда в Европе и Японии наметился бум спроса на подобную технику, а производители стремились соответствовать запросам рынка, регулярно выпуская интересные новинки. Не могла оставаться в стороне и советская радиопромышленность, ведь девиз “догнать и перегнать” был в то время более чем актуален. В стремлении не отставать от Hi-Fi трендов, советские предприятия выпускали всевозможные виды наушников – от традиционных динамических, до продвинутых изодинамических и даже экзотики вроде пьезоэлектрических и квадрофонических. В нашем обзоре мы расскажем о пяти интересных моделях наушников, которые производились в СССР и предоставляли советским меломанам хорошую возможность познакомиться с качественным портативным звуком.
ТДС-3
0
ТДС-3 – это одна из самых распространённых моделей наушников, которые выпускались в СССР: их и сегодня можно обнаружить в постсоветских кладовках или на антресолях. Пожалуй, эти наушники не отличалась каким-то выдающимся качеством звука, но тем не менее, это был весьма достойный, сбалансированный вариант для своего времени. ТДС-3 производились с 1977 года на Рязанском радиозаводе. В первую очередь стоит отметить дизайн: массивная конструкция, продолговатые чаши из толстого пластика и закрытое акустическое оформление. ТДС-3 выпускались в нескольких цветовых решениях, что сейчас немного напоминает ситуацию с выходом новых iPhone: например, была ярко-красная, оранжевая, а также белая, серая и чёрная расцветки. Чаши закрытого типа обеспечивали хорошую изоляцию от внешнего шума, чему также способствовали мягкие амбушюры, покрытые материалом, по виду напоминающим искусственную кожу. Несмотря на то, что ТДС-3 весили около 500 граммов, они были относительно удобны в повседневном использовании. Всё это обеспечивало неприхотливому советскому меломану приемлемый уровень комфорта во время прослушивания. Что касается характеристик, “на бумаге” всё неплохо: диапазон воспроизводимых частот 20 Гц – 20 кГц, номинальная подводимая мощность – 1 мВт, максимальная – 0,5 Вт, входное сопротивление – 8 Ом. В качестве излучателей использовались бумажные динамики 0,5 ГД-50. Звучание ТДС-3, хоть и страдало от весьма неровной АЧХ и заметной нехватки низких частот, было достаточно хорошим по тем временам. В 1987 году поступила в продажу усовершенствованная версия – ТДС-6, с несколько изменённым дизайном и регуляторами громкости для каждого канала, расположенными на чашах наушников. В качестве излучателей также использовались бумажные динамики.
Вставные наушники
Эти наушники чем-то похожи на вкладыши, основной разницей является более узкая форма и силиконовые насадки (иногда они могут быть резиновыми). Более узкая форма позволяет вставить «затычки» вглубь уха, а силиконовые или резиновые насадки, служат неплохой шумоизоляцией.
Обычно качественные вставные наушники идут в комплекте с несколькими насадками разных размеров. Это для того, чтобы пользователь мог подобрать наилучший вариант, который позволит наушнику крепко «сидеть» в ухе.
Качество таких наушников на порядок выше, чем у вкладышей. Все же, небольшой диаметр мембраны, также приносит некоторые ограничения в воспроизведении низких частот.
Стоит также упомянуть, что вставные наушники делятся на два типа: арматурные и динамические, но о них чуть позже.
ТДС-5
0
Наушники ТДС-5 появились в продаже в начале 80-х годов, и несмотря на то, что они были практически полной копией японских Yamaha HP-1, это весьма любопытная и заслуживающая внимания модель. ТДС-5 оснащались чашами полуоткрытого типа, которые сочетали преимущества открытого и закрытого акустического оформления, а ортодинамические излучатели с мембранами из полиэфирной плёнки позволяли достичь сбалансированного звучания в широком диапазоне частот. Сопротивление наушников составляло 100 Ом, номинальная мощность 3 мВт, максимальная – 100 мВт. Что касается внешнего вида ТДС-5, то здесь (с учётом того, что наушники были практически полностью скопированы) отличился знаменитый итальянский дизайнер Марио Беллини, который сотрудничал с компанией Yamaha и активно участвовал в проектировании тех самых наушников HP-1. Ему удалось создать действительно интересное устройство, с выдающейся по меркам тех лет эргономикой. Во многом благодаря удачному дизайну, Yamaha HP-1, а затем и ТДС-5 пользовались в своё время большим спросом. Наушники ТДС-5 отличались достаточно ровной АЧХ и естественным звучанием без явно заметной окраски, что было хорошим качеством не только для прослушивания музыки в своё удовольствие, но и для профессионального мониторинга. С 1987 года в СССР выпускалась усовершенствованная модель – ТДС-5М, у которой незначительно отличались характеристики, а вместо штекера СШ-5 присутствовал более актуальный Jack 6,3 мм.
Наушники динамические
Большинство наушников, которые вы можете увидеть в магазинах, входят в динамический тип. Этот тип так называется, потому что в основу наушников, что к нему относятся, положен электродинамический принцип преобразования.
В конструкцию динамических наушников входит мембрана (излучатель), катушка и провод. Когда пускается переменный ток, вокруг катушки образовывается магнитное поле — оно то и передает колебания на мембрану.
Такой тип наушников стал очень популярным благодаря низкой цене. По сей день, конструкция динамических наушников проходит совершенствование — к ней добавляются новые материалы, что поднимает уровень качества воспроизводимого звука.
ТДС-7
0
Наушники ТДС-7 появились на полках магазинов в начале 80-х годов, и стали настоящим прорывом для советского портативного хайфая. В отличие от достаточно простых по конструкции ТДС-3 с бумажными широкополосными динамиками, ТДС-7 оснащались более современными изодинамическими излучателями, что обеспечило относительно ровную АЧХ и в целом весьма сбалансированное звучание. Диапазон воспроизводимых частот составил 20 Гц – 20 кГц, сопротивление – 8 Ом, а номинальная подводимая мощность – 2 мВт. Очень достойное по тем временам качество звука сопровождалось недостатками в плане эргономики: при весе в 400 грамм ТДС-7 представляли собой тяжёлую ношу, а давящие на уши амбушюры вызывали дискомфорт уже через несколько минут прослушивания. К тому же, ТДС-7 отличались далеко не самой удобной посадкой на голове, а сугубо утилитарный и несколько топорный прямоугольный дизайн был однозначно на любителя. Но на что только ни был готов советский меломан ради качественного звука! ТДС-7 стали в своё время отправной точкой для создания более совершенных в плане эргономики наушников, таких как ТДС-5, ТДС-15 и других интересных моделей.
Наушники накладные
Их также называют Supraaural (над ухом). Из-за больших размеров мембранны, такие наушники предоставляют хорошее качество звука, которое оценит любой меломан. Также они хорошо приживаются к ушам и их удобно носить.
Чтобы обеспечить хорошую шумоизоляцию, производители используют специальные накладки, которые могут быть сделаны из поролона или похожего материала.
Еще один плюс это небольшой вес, и это не смотря на свой немаленький объем. Их можно использовать как дома, так и с портативным устройством (мобильный телефон, плеер) на улице.
Накладные наушники могут иметь разные крепления. Они могут крепиться на оголовье, затылке или на каждом ухе в отдельности (что очень удобно для прогулок, т.к. можно носить бейсболку, например).
ТДС-15
0
Амфитон ТДС-15 по праву считаются одними из лучших советских наушников. Серийное производство этой модели было запущено в середине 1980-х годов на производственных предприятиях в Ленинграде и Кишенёве. Выпускавшиеся ранее изодинамические ТДС-7 оказались весьма удачными в плане качества звучания, но были далеко не столь хороши с точки зрения эргономики. Амфитон ТДС-15 разрабатывались с целью сделать удобные, комфортные для повседневного использования наушники с актуальным дизайном. Одним из интересных технических решений в ТДС-15 стало открытое акустическое оформление, что позволило сделать звучание более естественным и повысить комфорт при длительном прослушивании. По сравнению с ТДС-7, в ТДС-15 были использованы изодинамические мембраны круглой формы, что позволило улучшить эргономику без заметного снижения качества звука. Конструкция дужки ТДС-15 позволяла складывать наушники – таким образом они занимали меньше места при хранении и транспортировке. Весили наушники вполне приемлемо – около 300 граммов. Благодаря продуманной конструкции, ТДС-15 стали в своё время удачным примером советских наушников с хорошими характеристиками и достойной эргономикой. Они обеспечивали очень неплохое по своим временам звучание: сбалансированное, детальное и достаточно объемное. Номинальное сопротивление наушников составляло 16 Ом, диапазон воспроизводимых частот 20 Гц – 20 кГц, номинальная подводимая мощность – 2 мВт.
Наушники мониторные
Изготовители мониторных наушников, иногда пишут на коробке Circumaural (вокруг уха), что характеризует данный вид.
Мониторные наушники используют как в домашних условиях, так и в профессиональных (в студиях звукозаписи, например). Они имеют специальные чашечки, которые охватывают все ухо, что не позволяет шумом извне проникнуть.
Диаметр мембраны довольно большой, чтобы можно было воспроизводить звук со всевозможными частотами. Это и подкупает больших любителей качественного звука.
Возможно единственный недостаток — это размер мониторных наушников, они довольно большие и занимают немало места, а значит, о мобильности лучше забыть.
Электроника ТДК-3
0
Немного экзотики в нашей подборке, а именно – редкая модель квадрофонических наушников “ТДК-3 Квадра”, которая производилась в СССР с 1979 года. Сегодня мы уже хорошо знакомы с современными форматами объёмного звука, но в далёкие 70-е годы квадрофония была в новинку и обещала стать интересной технологией, хотя и не смогла завоевать в те времена большую популярность. Судя по всему, мода на квадрофонию в СССР закончилась, так и не успев начаться, однако наушники ТДК-3 можно считать одной из самых любопытных моделей, которые производились в советское время. При разработке этих наушников за основу были взяты квадрофонические модели, которые выпускались в то время в Японии: Fisher DR-147Q и Panasonic EAH-41. В конструкции ТДК-3 использовались 4 динамических излучателя 0.25ГД-10, которые обеспечивали интересное объёмное звучание. В комплект поставки также входил специальный переходник, который подсоединялся к штекеру наушников и позволял слушать не только квадрофонические, но также стерео и моно записи. Пожалуй, главным недостатком этой модели была эргономика, а именно вес наушников, который составлял ни много ни мало 800 граммов! Вероятно, ТДК-3 могли бы стать популярными даже при отсутствии в продаже специальных проигрывателей и квадрофонических записей, так как наушники можно было использовать и для прослушивания в стерео, однако чрезмерно большой вес (как и у японских аналогов) сводил на нет преимущества этой модели. После выхода ТДК-3 в 1979 году, заметного роста интереса к квадрофонии не последовало, и первые партии этих наушников были не без труда распроданы в советских магазинах.
Наушники вкладыши
Такой тип наушников подается обычно вместе с плеерами и телефонами в комплекте. Но они имеют несколько серьезных недостатков:
— Такие наушники очень легко пропускают шум, а значит в общественном транспорте, например, люди вокруг вас будут слышать звуки, исходящие из ваших наушников.
— Маленькие вкладыши не способны в полной мере воспроизводить низкие чистоты (басы) из-за мембраны небольшого диаметра.
— Форма «таблеток» почти всегда одна и та же, в то время как человеческое ухо у каждого свое. Это значит, что не у каждого пользователя такие наушники будут удобно сидеть. К тому же если вы немного заденете провод, они просто выпадут.
Самым существенным плюсом является совсем невысокая цена.
↑ Сборка изоляторов
Делаем последовательно:
1. Приобретаем китайское сито из нержавейки. Сито должно быть достаточно большое, чтобы получилось 4 круга диаметром 63 мм. Для начала разбираем сито и расправляем его, удаляя вмятины. Сито должно быть ровным!
2. Облуживаем сито по краю, как показано на чертеже далее. Ширина зоны лужения — 0,5…1,5 мм. Тут без применения ортофосфорной кислоты не обойтись. После лужения сита, его необходимо отмыть от остатков флюса. Я пользовался о на предприятии. По рекомендациям в интернете можно использовать смесь из равной пропорции спирта и бензина «Калоша». Я лично не пробовал, ничего сказать не могу.
3. Теперь припаиваем наше сито на изоляторы, используя канифоль, согласно чертежу ниже. После пайки канифоль довольно просто смыть спиртом. Перед тем как припаять неправильно посмотрите чертёж собранного изделия и только после этого приступайте к пайке. Фото готовых изоляторов с напаянным ситом ниже. Так как я делал первый раз, на фото показан провод, припаянный к внутренней фольге изолятора.
4. Теперь готовим эпоксидную смолу не более 3 гр. (больше не понадобится) добавляем в неё графитовый порошок, где-то 0,5-1 г. на 3 г. смолы.
5. Нанеся на изоляторы (2 шт. для разных каналов) по радиусу 31,5 мм (ориентировочно) исключая попадания в сквозные отверстия и внутрь излучателя излишков клея приклеиваем на уже высохшую, к тому времени мембрану. Можно сложить с обеих сторон мембраны изоляторы и стянуть изоляторы между собой винтами через отверстия. Но лучше оставить изоляторы до той поры, пока не затвердеет смола.
6. На следующий день или ранее, если смола достаточно затвердела, можно приклеивать на вторую сторону изоляторы согласно чертежу ниже:
На чертеже показано вид снизу на выемки в изоляторах. Обратите внимание до того, как приклеить! Если видно, что мембрана несколько провисает, её можно натянуть, подув на неё горячим воздухом из фена (желательно контролируя термопарой температуру выходного воздуха). Равномерно прогревая мембрану, добиваемся равномерного натяжения без сборок (!).
Как выбрать наушники для компьютера
Гарнитуры это отдельный вид наушников. Чаще всего вы можете найти модель с одним или двумя наушниками и микрофоном.
Как и обычные наушники, гарнитуры бывают проводные и беспроводные
.
По конструкции гарнитуры классифицируются также как и наушники — накладные
(открытые, закрытые),
вставные, вкладыши
.
Дужки гарнитур
Дужки наушников можно разделить на три категории: литые, самонастраивающиеся и раздвижные.
Литые
— надежные, но большим спросом не могут похвастаться.
Самонастраивающиеся
— помогают равномерно распределить вес гарнитуры, надежные, прочные.
Раздвижные
— равномерно раздвигаются по бокам, чтобы отрегулировать нужный размер.
Так как гарнитуры — это те же самые наушники, но с микрофоном, все их характеристики совпадают с теми, что были упомянуты ранее, а про микрофон нужно поговорить в отдельности.
Микрофон в гарнитуре
Стоит обратить особое внимание на несколько важных характеристик микрофона в гарнитуре. Например, режим работы микрофона — моно или стерео, чувствительность, частотный диапазон и присутствие шумоподавления.
Крепления микрофона
— На проводе — обычно присутствует в гарнитурах для мобильных телефонов, гарнитур-затычек и вкладышей.
— Фиксированное — положение микрофона не меняется и крепится микрофон на маленьком пластиковом держателе к амбушюру.
— Подвижное — можно отрегулировать положение микрофона, который крепится к поворотному или гибкому элементу.
— Встроенный микрофон — вставлен в корпус гарнитуры, что делает его малозаметным, но при этом все посторонние шумы извне слышны, что естественно не очень удобно.
Гарнитуры выпускаются для мобильных телефонов для общения по Skype.