Автоматическое зарядное устройство электроника схема 1988г выпуска

 

Технические данные

  • Напряжение питающей сети – 220 ± 22 В;
  • Частота сети – 50 ± 05 Гц;
  • Диапазон установки тока заряда – 0,5 – 6,3 А;
  • Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи через -10,5 ± 1 ч;
  • Потребляемая мощность, не более -145 Вт;
  • Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы (12 или 36±2В).

На лицевой панели расположены:

 

  1. светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в сеть;
  2. индикатор тока для контроля тока заряда;
  3. кнопка включения устройства зарядного в режим заряда;
  4. ручка для установки тока заряда;
  5. светодиод, сигнализирующий об окончании цикла заряда.

На заднюю стенку устройства зарядного вынесен радиатор для охлаждения выпрямителя. На радиаторе установлены розетка для питания переносной лампы (12 или 36 В), электропаяльника и др., и предохранитель.

В нижней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-» для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.

Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного автоматического «Электроника».

 

Проверка работоспособности зарядного устройства

В условиях продажи зарядного устройства в магазине при отсутствии аккумулятора, а также у потребителя для проверки работоспособности зарядного устройства, допускается кратковременно использовать вместо аккумулятора батарейки из сухих элементов общим напряжением не менее 4 В (удобнее всего использовать батарейку на напряжение 4,5 В, допускается использование последовательно включенных элементов по 1,5 В каждый – не менее 3х элементов).

Проверку производить следующим образом:

  1. Установить ручку В в крайнее левое положение.
  2. Подключить контактные зажимы зарядного устройства к выводам батареи, соблюдая полярность: зажим «+» устройства к «+» батарейки, а зажим «-» устройства к «-» батарейки.
  3. Включить зарядное устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом па лицевой панели устройства загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод. Нажать кнопку . При этом, если горел светодиод, то он погаснет.
  4. Поворотом ручки по часовой стрелке убедиться в изменении тока (ток будет плавно увеличиваться). Это является критерием работоспособности устройства. Примечание. Во избежание преждевременного выхода проверочной батареи из строя рекомендуется проверку тока проводить не более 5 ч- 10 секунд и величину тока устанавливать не более 3-5 А.
  5. После проверки выведите ручку (против часовой стрелки до отсутствия показаний зарядного тока. Отключите зарядное устройство от сети и от батарейки.

Читать также: Углекислый газ молекулярная формула

Устройство изделия

Устройство УЗ-А представляет собой выпрямитель с плавной установкой тока. С выводов 3, 6 сетевого трансформатора Т1 напряжение поступает на 2[-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2.

 

Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты X1 («плюс») и Х2 («минус»). Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.

Для отключения цепи заряда от аккумулятора через 10,5 ± 1 час, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1 + VT11 и микросхеме DD1.

На транзисторе VT1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме DD1 – счетчик импульсов, на транзисторах VT8 и VT10 – делитель частоты на 2, на транзисторе VT6 – управляемый генератор (стабилизатор) тока.

При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.

Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VTЗ и VT7.

Транзистор VT2 является усилителем этих импульсов по мощности.

Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» – вариант 1 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской схеме).

Рис. 3. Принципиальная схема устройства зарядного автоматического «Электроника» – вариант 2 (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате).

 

Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

Рис. 5. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».

На транзисторе VT11 выполнена схема защиты от короткого замыкания и переполюсовки выводов.

Схема на транзисторах VT4 и VT5 служит для переключения устройства в режим уменьшенного тока (через 6 – 8 часов ток уменьшится в 1,3 – 2,5 раза).

Читать также: Горизонтально строгальный станок по металлу

На диодах VD7 и VD8 собран выпрямитель питания схемы формирователя импульсов и счетчика. Диоды VD5 и VD6 запрещают подачу импульсов на управляющий электрод тиристора в момент, когда к тиристору приложено обратное напряжение.

Для индикации включения сети и конца заряда служат светодиоды VD2 и VD13.

Предприятие – изготовитель оставляет за собой право замены отдельных элементов схемы, не влияющих на технические характеристики изделия.

 

Таймер из электронных часов ЦАТ-01

Электронные цифровые часы-будильник на базе микроконтроллера КА1035ХЛ1 выпускались в середине 1990 г. Ленинградским объединением «Светлана» и в свое время наводнили рынок. Прибор установливается в автомобиле для индикации времени и имеет функцию программируемого будильника. Питается будильник от постоянного напряжения 12 В. Эксплуатация его в отечественном автомобиле приносила мало комфорта, в основном из-за больших помех, которые выдавал в эфир высокочастотный трансформатор импульсного преобразователя будильника. Поэтому корпус часов приходилось либо экранировать, либо эксплуатировать в автомобилях без автомагнитолы. Однако на ниве любого другого применения, кроме автомобиля, часы показали свою эффективность.

Если дополнить ЦАТ-01 простым электронным блоком, то получится многофункциональный таймер, позволяющий программировать включение и выключение любой нагрузки в заданное время. Сегодня прибор находит актуальное применение как суточный таймер. Квартиры и дома, надолго остающиеся без хозяев (например, в период летних отпусков), притягивают к себе криминальный элемент. Этот прибор автоматически в отсутствие хозяев включит свет в комнате в установленное время и выключит его, создавая тем самым эффект присутствия людей. То же повторится на следующий день и так далее.

При включении будильника (рис. 3.4) на выв. 8 микросхемы КА1035ХЛ1 в течение одной минуты формируются пачки прямоугольных импульсов, которые преобразуются в сигнал управления реле. Реле К1, К2 коммутируют цепь нагрузки. Конденсатор С1 развязывает часы с исполнительной схемой по постоянному току, пропуская только пачки импульсов в момент срабатывания будильника. Выпрямитель реализован на диодах VD1, VD2. Тиристорный ключ на VS1 работает следующим образом. Импульс напряжения поступает на управляющий электрод тиристора и от крывает его. Срабатывает реле К1, а через его контакты К1.1 включается нагрузка (Л1) и остается во включенном состоянии независимо от размаха и длительности сигнала управления — такова особенность тиристора.

Рис. 3.4

 

Одновременно через диод VD3 на вход сброса микросхемы D1 поступает положительный импульс, после чего микросхема начинает отсчитывать время. В устройстве применена специализированная многофункциональная микросхема КР512ПС10 (стоимость ее в пределах 10 рублей), за счет чего удалось значительно упростить схему, реализовав на микросхеме D1 узел таймера отключения нагрузки.

Микросхема имеет встроенный генератор импульсов, частота которого определяется параметрами внешней цепи C4R5, и делитель частоты. Коэффициент деления можно программировать, изменяя комбинацию включения выводов М1-М5. При указанных на схеме номиналах RC элементов частота следования импульсов составит 30…40 мин. Ее можно довести до 2 ч.

По окончании отсчета на выходе Q (выв. 9) D1 появляются положительные импульсы, частота следования которых зависит от номиналов С4 и R5. Они открывают транзисторный ключ VT1 и включают реле К2, которое своими контактами К2.1 размыкает цепь питания тиристора VS1 и реле К1 обесточивает нагрузку-лампа Л1 гаснет. Теперь система готова к приему новых импульсов от авточасов ЦАТ-01. Выв. 19 микросхемы КА1035ХЛ1 также можно использовать — он выдает прямоугольные секундные импульсы амплитудой 10…11 В. На этот выход нагружен светодиодный индикатор VD5, вспышками визуально подтверждающий работу устройства в режиме ожидания времени срабатывания будильника.

Правильно собранный из рабочих деталей узел сразу же начинает работать. Настройка может потребоваться только для изменения времени выдержки таймера КР512ПС10 — частоты следования импульсов выключения тиристорного узла. Для этого следует увеличивать сопротивление времязадающего резистора R5 или, для увеличения выдержки времени в несколько раз, изменить комбинацию входов М1-М5 микросхемы. Для функционирования прибора необходимо лишь наличие питания. Блок питания любой трансформаторный, со стабилизацией напряжения 10…14 В. В качестве С4 желательно использовать конденсатор с малым током утечки, например К10-17. Все резисторы типа МЛТ-0,5. Транзистор VT1 можно заменить на любой кремниевый средней мощности, например КТ603, КТ815 с любым буквенным индексом. Реле типа РЭС 15 (паспорт 003), РЭС9, РЭС22 на напряжение 10…12 В. Светодиод любой. Узел коммутации соединяется с часами ЦАТ-01 гибким плоским (или другим) кабелем через разъем.

 

При отсутствии описанных промышленных часов можно использовать любые электронные цифровые часы с будильником. На электрической схеме этих часов необходимо найти точку подключения, где формируется импульс включения будильника.

Литература: А. П. Кашкаров, А. Л. Бутов — Радиолюбителям схемы, Москва 2008.

Подготовка и порядок работы

Вынуть из ниши сетевой шнур и контактные зажимы.

Установить устройство устойчиво на ручку – подставку.

Установить ручку регулировки в крайнее левое положение.

Подключить контактные зажимы устройства к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:

  • «+» зажима устройства к «+» аккумуляторной батареи;
  • «-» зажима устройства к «-» аккумуляторной батареи.

Включить устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом на лицевой панели загорится светодиод «СЕТЬ» и в зависимости от состояния электронной схемы может загореться светодиод.

Нажать кнопку . При этом, если после включения горел светодиод И, то он погаснет. Поворотом ручки регулировки установить по индикатору тока необходимый ток заряда.

 

При заряде аккумуляторной батареи ток заряда в первый момент может возрастать, а затем по мере заряда постепенно уменьшается, что является признаком увеличения ЭДС аккумуляторной батареи. Для улучшения режима заряда аккумулятора через 6-8 часов ток заряда автоматически уменьшится в 1,3 – 2,5 раза.

Через 10,5 часов (± 1 час) устройство автоматически отключается от аккумуляторной батареи, при этом на лицевой панели загорится светодиод.

Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.

Ребята не пинайте сильно , прошу помочь отремонтировать зарядное устройство Электроника УЗС-12-6,3 . Небольшими знаниями в электронике владею, но вот не могу найти неисправности в этой зарядке.

Скрины внешний вид, схема и обратная сторона платы.

Мне это ЗУ отдали уже в не рабочем состоянии. Отработала у человека лет 10, но сгорела. Когда я её вскрыл то сразу обнаружил что вторичная обмотка сгорела. Решил сменить трансформатор сняв его с другого ЗУ – Бархат. Трансформатор такой же – вторичная обмотка выдает

36v, со среднего вывода вторичной обмотки

Когда включил в сеть первый раз (не подъсоединяя к аккумулятору – ЗУ по инструкции начинает зарядку только после подсоединения к аккумулятору) то увидел что не горит светодиод «Сеть» vd5. Проверил предохранители (3-шт) сети и защиты тиристоров. Отключил , и от греха проверил все транзиторы, диоды(выпаивал) – заменил пару кт-361 – были пробои КЭ – заменил аналогом BC556. Проверил тиристоры отпаяв от схемы ,подав 12v на КА и батарейкой 1,5v на управляющий электрод(УЭ) – все в порядке они рабочие и лампочка загоралась при подаче питания на УЭ. Прозвонил не выпаивая все резисторы на обрыв(потемневших и явно горелых визуально не обнаружил). Заменил все (4 шт.) электролитов – так как думал что они вполне могли от старости загнуться. Визуально проверил дорожки на плате – всё в порядке.

 

Читать также: Инструмент для обнаружения скрытой проводки

Светодиод «Сеть» АЛ307БМ конечно не нашел и подключил светодиод для подсветки приборов панели в автомобиле.

Включил в ЗУ в сеть – светодиод «Сеть» загорелся как и положено, подключил ЗУ к аккумулятору , но зарядка не завелась. Она не реагирует на кнопку «Контроль» , не реагирует на переключение режимов зарядки.

Молчит как рыба об лёд

При подъсоединении на клему аккумулятора проскакивает не большая искра и амперметр пытается отклонить стрелку но это на долю секунды.

Проверил еще раз все транзисторы – они были в исправности.

Прошу направить на правильный путь начала диагностики по этапу чтобы найти неисправность.

Принесли в ремонт указанное изделие 2000-го года выпуска, заявленная неисправность — мал ток заряда АКБ.

 

Включаю, проверяю — действительно, в положении «МАКС» ручки регулятора тока выходной ток по встроенному амперметру и по включенному последовательно с нагрузкой контрольному амперметру всего 3 ампера. Ток регулируется от 0 до 3 ампер, регулировка плавная. Смотрим принципиальную схему ЗУ

построечный резистор R15 должен определять верхний предел регулировки тока заряда. Надо попробовать подрегулировать положение подвижного контакта этого резистора. Открываем корпус ЗУ, смотрим на плату

а резистор R15 вообще не имеет подвижного контакта! То есть, в цепь постоянно включена вся токопроводящая дорожка резистора. Как могли на заводе-изготовителе впаять в плату заведомо негодный компонент? Вроде бы, предприятие к структуре ВОС не относится, а зрячие монтажники должны были бы отбраковать такой резистор. Впаиваем вместо этого несчастного подстроечного резистора обычный переменный резистор сопротивлением 3,3 кОм, подгоняем верхний предел регулировки тока заряда 6 ампер, измеряем сопротивление части переменного резистора, впаиваем в плату вместо R15 постоянный резистор близкого к измеренному номинала. Что интересно, у меня получилось добиться 6 ампер зарядного тока только при сопротивлении R15 = 0. Так что вместо R15 запаиваем перемычку. Вот такие бывают причуды ремонта. Да, кстати, оба тринистора КУ202Г исправны, и выходной ток имеет частоту импульсов 100 Гц. Это к возможным предположениям некоторых: «А у тебя оба тринистора работают или только один?».

Постоянный адрес статьи: Тема форума: https://www.msevm.com/forums/index.php?showtopic=3307
Автоиндикатор «Электроника АИ-01» выпускался Ленинградским объединением эл.приборостроения «Светлана» в 1990-1991 году.

Автоиндикатор является комбинированным электронным цифровым прибором, предназначенным для контроля и диагностики отдельных параметров работы двигателя легкового автомобиля. Входными сигналами для автоиндикатора являются:

  • напряжение бортовой сети автомобиля;
  • импульсное напряжение первичной цепи катушки зажигания;
  • сигнал включения приборов наружного освещения.

Соединение автоиндикатора с цепями электрооборудования автомобиля осуществляется посредством четырехпроводного разъема РШ2Н, расположенного на задней поверхности прибора.
Автоиндикатор предназначен для эксплуатации на автомобилях, с классической контактной системой зажигания. Предприятие-изготовитель не гарантирует достоверность показаний при подключении индикатора к различным электронным (контактным и безконтактным) системам зажигания.

Основные технические характеристики

  • Автоиндикатор обеспечивает отображение в цифровом виде частоты вращения коленчатого вала четырехцилиндрового четырехтактного двигателя внутреннего сгорания в пределах от 100 до 900 об/мин с погрешностью не более +20 об/мин и от 1,0 до 6,0 тыс. об/мин с погрешностью не более +0,1 тыс. об/мин.
  • Автоиндикатор обеспечивает отображение в цифровом виде значения напряжения бортовой сети автомобиля в пределах от 10,8 до 15,0 В с погрешностью не более +0,2 В при температуре от 0 до +35 «Си не более +0,3 В — во всем диапазоне рабочих температур.
  • Автоиндикатор обеспечивает отображение в цифровом виде угла замкнутого состояния контактов прерывателя системы зажигания двигателя в пределах от 20 до 70° с погрешностью не более +2°, при частоте вращения коленчатого вала не более 1,0 тыс. об/мин. Угол замкнутого состояния контактов может измеряться либо для каждого цилиндра в отдельности либо в усредненном для четырех цилиндров виде.
  • Автоиндикатор обеспечивает подачу звуковых сигналов различной тональности в следующих случаях: при частоте вращения коленчатого вала двигателя от 1,0 до 1,9 тыс. об/мин;
  • при частоте вращения коленчатого вала двигателя 4,0 тыс. об/мин и более;
  • при частоте вращения коленчатого вала, превышающей заданную величину;
  • в случае, когда измеренная величина напряжения бортовой сети менее 13,2 или более 15,1 В.

Звуковая сигнализация, при необходимости, может быть выключена.

  • Автоиндикатор, при пользовании им в темное время суток, позволяет снижать яркость свечения индикатора автоматически при включении приборов наружного освещения автомобиля или вручную — с помощью клавиш управления.
  • Питание автоиндикатора осуществляется от бортовой сети автомобиля напряжением 12 +\-2 В. Мощность, потребляемая автоиндикатором от бортовой сети, не превышает 2,0 Вт. В аварийном режиме автоиндикатор выдерживает напряжение до 18 В в течение трех часов.
  • Габаритные размеры автоиндикатора 117,5 x 86 x 46,5 мм.
  • Масса индикатора не более 0,2 кг.
  • Конструкция автоидикатора «Электроника АИ-01»

    Индикатор выполнен на печатной плате, которая устанавливается в пластмассовый корпус, состоящий из верхний и нижней крышек и панели, с укрепленными на ней кнопками и выключателем.

    Сердцем автоиндиктора является микросхема Х212-02, производства «Светлана». К сожалению ни описания на микросхему, но схему индикатора найти не удалось. Есть предположение, что это вариант микросхемы К1519ХЛ1 в пластмассовом корпусе. Во входных цепях используется операционный усилитель КР140УД20А, в нестандартном включении.

    Литература:

  1. Инструкция по эксплуатации автоиндикатора «Электроника АИ-01»
  2. 3D-фото автоиндикатора «Электроника АИ-01» (с высоким разрешением)

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *