Тест напольных колонок ELAC Debut Reference DFR52: скорость, эмоциональность и объем

Здесь важно понимать, что в представлении ELAC «дебютная» серия вовсе не подразумевает низкобюджетность и непритязательность. Пусть это и первый шаг, но он сразу приводит вас в мир «взрослого» (с точки зрения компании) звука и продвинутых технологий. А доработанная и улучшенная линейка Reference действительно претендует на подчеркнуто качественную хайфайную подачу.

С первого взгляда напольники DFR52 оставляют впечатление добротности и аккуратности. Лаконичный дизайн не делает заявку на экстравагантность — напротив, он подчеркнуто нейтрален и способен органично вписаться в практически любой современный интерьер.

Производитель предлагает два вида оформления: с белоснежной глянцевой передней панелью и отделкой корпуса «под дуб», а также черной лицевой стороной и «ореховым» корпусом.

Впрочем, не обошлось и без оживляющих облик нюансов вроде интегрированной с волноводом «сотовой» металлической решетки твитера, а также щелевого рупорообразного выхода переднего фазоинвертора. На задней стенке в верхней половине корпуса расположены два круглых отверстия фазоинвертора, а внизу находятся две винтовые клеммы для подключения акустического кабеля.

Корпус колонок выполнен из прочного MDF, который, следуя популярному экологическому тренду, отвечает американскому стандарту CARB2 по низкому содержанию формальдегидов. Переставляя колонки, я обратил внимание на ощущение жесткости и монолитности конструкции, прочность которой действительно повышают внутренние стяжки и распорки.

Помимо дюймового тканевого твитера, в трехполосной схеме напольников задействованы один среднечастотный динамик и два НЧ-излучателя, которые имеют одинаковый диаметр 5,25 дюйма (13,34 см). При этом басовики оснащены литой алюминиевой корзиной.

Пока в зале не включили полное освещение, я в потемках коснулся пальцем диффузора и по отклику тонкого и легкого материала решил, что он выполнен из карбоновой ткани. Но на свету характерное плетение показало, что волокна здесь арамидные (они же кевларовые), что и подтвердило техническое описание.

Причем, по сугубо тактильным ощущениям (могу и ошибаться), физические свойства этой «плетенки» находятся где-то посередине между привычными кевларом и карбоном.

Предполагается, что колонки DFR52 можно использовать в составе домашнего кинотеатра, тем более что в серии Debut Reference предусмотрена акустика для центрального канала, однако такая функция кажется мне вторичной. Все же основным предназначением этих напольников является работа с качественными стереокомпонентами.

Трио и солист

Основным источником на тесте выступил CD-проигрыватель Cambridge Audio Azur 851C с двойным ЦАПом AD1955, который до сих пор считается одним из самых музыкальных однобитников. В паре ним работал интегрированный усилитель Rotel A14, у которого также есть собственный ЦАП, но в данном случае сигнал обрабатывал CD-плеер.

Аналоговые источники представлял родственный колонкам проигрыватель винила ELAC Miracord 60, который является упрощенной (и удешевленной) версией флагманской модели Miracord 90. Аппарат отличается массивным шасси из MDF, пассиковым приводом и карбоновым тонармом, а также подчеркнуто классическим дизайном.

Вдобавок на прослушивании появился и незапланированный источник — сетевой CD-проигрыватель Denon RCD-N10 в «одиночном» исполнении без колонок, который организаторы приготовили для другого теста и оставили рядом с нашим сетапом.

Этот относительно недорогой аппарат работает со стриминговыми сервисами Spotify и Tidal, поддерживает мультирумный интерфейс HEOS и наделен встроенным усилителем D-класса. Изначально мною двигало любопытство — «а что, если…» — но неожиданно плеер раскрыл особые грани в характере акустики и даже внес коррективы в процесс тестирования.

Конформистский подход

Альбом «Awake» американской прогрессив-метал группы Dream Theater с компонентами Cambridge Audio и Rotel прозвучал прозрачно, легко и даже изящно, если такие определения вообще можно применить к этому жанру. При том, что все инструменты звучали детально и отчетливо, низким частотам чуть не хватило массивности и объема.

Промелькнула мысль подключить другой источник — хотя бы тот самый оказавшийся под рукой Denon. И колонки словно подменили. Низы обрели густоту, опору и объем, скоростная бочка теперь выстреливала хлестко и плотно, а легкость и детальность уступили место насыщенности и напору.

Схожее впечатление оставил и альбом «Heaven&Hell» от Black Sabbath, где в паре с усилителем Rotel напольники выдали разборчивое звучание с хорошо прорисованным вокалом, отчетливыми инструментами и достаточным басом, но снова без особой эмоциональности.

Denon прозвучал жестче и грубее, но достоверно передал яростный пафос Ронни Джеймса Дио, поддержанный хорошо оформленными объемными низами — и лично мне эта интерпретация кажется куда ближе к замыслу исполнителей.

А вот трактовка альбома «The Wall» Pink Floyd оставила меня на распутье. На примере пронзительной баллады «Hey You» могу сказать, что, с одной стороны, мне понравилась прозрачная и даже лиричная подача от Rotel, но не меньшее впечатление произвели надрывные драматичные нотки в версии Denon.

Так что первый вывод: напольники ELAC Debut Reference умеют играть рок — будь то метал, хард-энд-хэви или прогрессив. Но вам придется не полениться и тщательно подобрать усилитель под персональные вкус и запросы. Нейтральный характер колонок это позволяет.

А теперь обратимся к совсем другому жанру, предположив, что тонкие, упругие и легкие диффузоры в тандеме с живым характером усилителя Rotel должны хорошо воспроизводить нюансы классических струнных инструментов. И поможет мне в этом CD с симфониями Франца Ксавера Рихтера в исполнении The Chamber Orchestra Of The New Dutch Academy.

И действительно — трио компонентов Cambridge, Rotel и ELAC явило подчеркнуто детальное звучание и, казалось бы, неуловимые нюансы, когда ты буквально физически ощущаешь колебания струн и наглядно представляешь расстановку музыкантов. Думаю, поклонники мангеймской школы, представляющей переход от барокко к классицизму, будут в восторге.

Образец модального джаза, представленный на знаменитом альбоме Майлза Дэвиса «Kind Of Blue», прозвучал с винилового диска живо и естественно — с предельно детальной и не крикливой трубой, отлично прописанным контрабасом и натурально звучащим роялем. Широкая информативная сцена словно переносит тебя в атмосферу небольшого клуба — и стоит ли добавлять, что джаз эти колонки отрабатывают на отличную оценку.

С масштабными симфоническими произведениями ситуация сложнее. «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, в версии от Cambridge Audio и Rotel, при хорошем динамическом диапазоне и широкой сцене все же не хватало масштабности и массивности. И можно сказать, что она приобрела несколько камерное звучание, зато снова отличалась прозрачностью и обилием нюансов.

Если обратиться к CD-ресиверу Denon, то здесь его подача, ожидаемо, оказалась менее детальной (все-таки разница в классе и цене компонентов весьма существенная), но зато мощь и масштаб произведения ему удалось передать не в пример лучше.

Опытный дебютант

Цена – 74 990 руб.
Колонки авторитетного немецкого производителя, разработанные англичанином в Калифорнии и собранные в Поднебесной? Поистине новая линейка акустических систем Debut от ELAC – настоящий продукт глобализации. К подобным примерам межконтинентального сотрудничества все уже успели привыкнуть, и в данной ситуации не было бы ничего необычного, если бы не личность разработчика.

Эндрю Джоунс (Andrew Jones), это человек, стоявший за самыми значимыми успехами английской компании KEF, а позднее создавший потрясающую линейку акустических систем для Pioneer и TAD. И что более всего удивительно, свое сотрудничество с немецким производителем из Киля он начал с создания линейки начального уровня. В принципе, такому подходу можно только поаплодировать. Дело в том, что разработка акустических систем нижнего ценового диапазона — самый сложный вызов, с которым только может столкнуться инженер. Одно дело иметь в своем распоряжении лучшие динамики, компоненты фильтров и корпуса, и совсем другое — оказаться зажатым в прокрустово ложе минимального бюджета, где на счету каждый цент или сантим. К чести Джоунса, он блестяще решил эту трудную задачу. Но обо всем по порядку, сначала расскажем о конструкции тестируемых ELAC Debut F6.

Что снаружи и что внутри

Данные трехполосные напольные колонки являются самыми солидными представителями линейки Debut. Уже при извлечении из упаковки обращаешь внимание на не самый маленький вес : 21 килограмм, это весьма внушительно для бюджетных колонок. С точки зрения дизайна здесь все строго и прямоугольно – традиционные столбики с выведенными на заднюю панель тремя портами фазоинвертора. Корпус из МДФ отделан виниловой пленкой оригинальной текстуры, а внутри использованы стяжки для снижения уровня вибраций.

На днище есть четыре трапециевидных ножки с резиновым покрытием, в них также предусмотрены отверстия для крепления комплектных регулируемых шипов. Аккуратные пылезащитные сетки прикрывают верхние три четверти передней панели. Словом, все предсказуемо и не вызывает вопросов. А вот динамики, использованные в модели, это уже совсем другой разговор.

Обычно в своих творениях Эндрю использует только специально разработанные для них динамические головки, и его новое детище не стало исключением. В серии Debut применены средне и низкочастотные динамики с диффузорами из плетеного арамидного волокна, чего не встретишь в колонках начального уровня. Они обещают высокий уровень перегрузочной способности и низкие искажения. Для озвучивания высокочастотного диапазона использованы пищалки с невесомым тканевым куполом, тщательно скрытыми от любопытных глаз и пальцев несъемными решетками. Твитеры нагружены на небольшой рупор-волновод, способствующий повышению равномерности диаграммы направленности на ВЧ. Место крепления корзин к передней панели закрыто пластиковыми накладками, имитирующими алюминий. Чувствительность не слишком высока — 87 дБ, частоты раздела полос установлены на 3000 и 100 Гц (!), что, кстати, весьма необычно для акустических систем такого уровня и формата.

Перед разработчиками бюджетной акустики всегда стоит крайне сложная задача – чем привлечь потенциального покупателя? По сути, налагаемые ценой ограничения оставляют только один возможный параметр, и это звучание. Пользователь простит колонкам многое, но только не плохой звук, и сколь бы красивыми они ни были, сколь экзотичные материалы ни использовались бы для отделки, но если они не выполняют своего главного предназначения, слушатель без колебания скажет им: «Давай, до свидания». И вот здесь ELAC Debut F6 есть, чем поразить покупателя.

Слушаем

Скажем сразу – пожалуй, это лучшие колонки начального уровня, которые нам доводилось слышать за последние годы. Общая сбалансированность звучания совершенно не типична для акустических систем данного уровня. Превосходная настройка НЧ позволяет отрабатывать фонограммы, перед которыми пасуют куда более дорогие конкуренты. Удар большого японского барабана пугающе реалистичен и отчетлив, ни на йоту акустика не замедляет скорости событий и не сглаживает атаку. Филигранные партии бас-гитары Flea из Red Hot Chili Peppers хочется слушать бесконечно. Однако выдающиеся способности на басу служат лишь фундаментом для весьма реалистичной середины и открытых, прозрачных высоких частот.

Колонкам в равной мере удаются скрипичные партии и фортепианные произведения, мужской и женский вокал всегда правдоподобны и хорошо артикулированы. При правильном размещении и ориентации в помещении сцена получается довольно глубокой и объемной. Конечно, при пристальном анализе можно понять, что перед нами не акустика за десятки тысяч долларов — добиться полного реализма ELAC Debut F6 все же не могут, немного не достает той самой «жизни» и «дыхания», ради которых фанаты High End и готовы выкладывать заоблачные суммы. Но если бы модель начального уровня была способна и на такое, то как немецкая компания стала бы продавать свои дорогие модели?

В остальном же, это совершенно великолепная акустика. И можно только гадать, что же Эндрю сможет сделать для ELAC, если дать ему неограниченный бюджет?

Результаты измерений

Частотные искажения акустики ELAC Debut F6 характеризуются как умеренные. Неравномерность АЧХ в диапазоне средних частот находится в пределах +\- 1,5 дБ. В высокочастотном диапазоне показатель еще меньше (+/- 1.1 дБ), но здесь наблюдается незначительный положительный дисбаланс, который, впрочем, легко устраним отворотом АС от слушателя (рис. 2). Чувствительность системы при подведенной мощности 1 Вт составляет 86 дБ. Расчетное значение нижней граничной частоты по уровню -10 дБ расположилось на отметке 50 Гц. Поведение модуля импеданса и фазы электрического сигнала малостабильное (рис. 1). Максимальное значение входного сопротивления достигает 43,4 Ом. Минимальное значение этого параметра, не опускается ниже 5,4 Ом, поэтому акустика без проблем сработается с любым современным транзисторным усилителем. Акустика не вносит в исходный сигнал сколь либо значимых искажений, даже при высокой громкости в широкой полосе рабочих частот (рис. 3 для 88 и 94 дБ). Значение КНИ при среднем уровне звукового давления (88 dBSPL\1 м) в интервале частот от 100 Гц до 10 кГц составляет – 0,31%.

Паспортные данные:

Тип – напольные акустические системы | Название – ELAC Debut F6 | Частотная характеристика, Гц – 39—20 000 (по уровню ±3 дБ) | Число полос – 3 (СЧ – 1 х 16,5 см, НЧ – 2 х 16,5 см, конусы из плетеного арамидного волокна, ВЧ – 2,5 см, тканевый купол, частоты раздела 100Гц, 3000Гц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Сопротивление, Ом – 6, минимум 5,4| Чувствительность, дБ – 87 | Габариты одной колонки, см – 100,9 x 21,6 x 25,4 | Масса одной колонки, кг – 21,2

Результаты инструментальной экспертизы

Чувствительность, дБ (1 Вт / 1 м)86
Неравномерность в полосе 160—1200 Гц, ±, дБ1,5
Неравномерность в полосе 1200—10 000 Гц, ±, дБ1,1
Средний КНИ в полосе 100 Гц — 10 кГц (88 дБ / 1 м), %0,31
Значение КНИ на 1 кГц, %0,37
Максимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)43,4 (28)
Минимальное входное сопротивление, Ом (частота, Гц)5,4 (96)
Среднее входное сопротивление, Ом17,7
Нижняя граничная частота (–3 / –6 / –10 дБ), Гц83 / 64 / 50

Оценки

+Превосходный бас, прекрасно настроенная акустика, играющая гораздо «дороже» своей ценыНичего

Дизайн 95

Качество изготовления 90

Звучание 95

Эргономика 95

Итого 95

Вывод:
Никогда еще дебютанты не бывали столь близки к совершенству. Не зря Эндрю Джоунс разместил свое имя на задней панели колонок – ему определенно есть, чем гордиться.
Александр Чечелёв

Редакция Hi-Fi.ru

Вывод

ELAC умеет делать универсальные колонки — и модель Debut Reference DFR52 показала, что способна достойно работать с любым жанром: от метала до камерной классики. Вопрос лишь в подборе источника и усилителя, варьируя которые можно добиться различной по объему и эмоциональности подачи. Кстати, не стоит обходить вниманием качественные усилители D-класса — результат может получиться интересным.

Достоинства: детальный звук, уверенное и точное воспроизведение низких частот. Универсальность при работе с различными музыкальными жанрами. Приятный нейтральный дизайн.

Недостатки: требуют тщательного подбора компонентов.

Официальный сайт: ELAC Debut Reference DFR52

Цена: 119 595 рублей

Описание напольной акустики ELAC Debut F6.2

Напольные акустические системы ELAC Debut F6.2 предназначены в первую очередь для тех любителей музыки, которые предпочитают мощные басы, однако без ущерба для других частотных диапазонов. ELAC Debut F6.2 оснащены сразу тремя динамиками диаметром 6,5 дюйма, а также новой 1-дюймовой пищалкой с шелковым куполом, помещенной в точно согласованный с ней звуковод. Корпуса акустических систем изготовлены из MDF и оснащены внутренними перегородками, играющими роль стяжек и устраняющими вибрации стенок при высокой громкости звука. Массивное основание с шипами-опорами придает колонкам необходимую устойчивость.
ELAC Debut F6.2 имеют трехполосную конфигурацию. Два нижних динамика в колонке работают на басах, и разделительный фильтр ограничивает для них частоты на значении 90 Гц. Диффузоры динамиков изготовлены из армированного волокна и обладают небольшим весом при высокой жесткости. Вентилируемая магнитная система предотвращает перегрев звуковой катушки даже при длительной работе АС при повышенной подводимой мощности. Эти динамики нагружены на фазоинвертор, выходные каналы которого выведены на заднюю панель. Эти каналы имеют расширяющиеся концы как на входе, так и на выходе, что обеспечивает плавное прохождение воздушного потока без слышимых шумов.

Верхняя секция АС, в которой расположены еще один такой же 6,5-дюймовый динамик, но работающий на средних частотах, а также твитер. Верхняя часть колонки отделена от нижней перегородкой и имеет собственный фазоинвертор такой же конструкции, что и у басовиков. Разделительный фильтр в АС изготовлен из отборных компонентов, а блок входных разъемов установлен в самом низу задней панели, что упрощает подключение кабелей.

ELAC Debut F6.2 обладает очень энергичным звуком с широкой звуковой картиной, образы в которой сфокусированные и точно расставленные как по глубине, так и в ширину. Эти колонки станут отличным выбором как для стереосистемы, так и для домашнего кинотеатра высокого класса. Акустика ELAC Debut F6.2 обладает сбалансированным звуком в широком диапазоне частот, который понравится многим меломанам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: