Двухтактный ультралинейный ламповый УНЧ на EL84 (6П14П). Современный подход к классической теме

15 сентября 2011 | Максим Иванов

Привет! Сегодня мы поговорим о важнейшей часть гитарного звука — о лампах в оконечном усилителе! Они очень сильно влияют на то, как звучит усилитель, а конкретно на такие параметры звучания, как тон, объёмность, мощность, качество перегруза. При выборе усилителя важно понимать чем отличаются те или иные лампы между собой им я надеюсь, что эта статья вам поможет лучше разобраться в этом вопросе. 4 основных типа ламп, которые используются в оконечнике гитарного усилителя, это 6L6, EL34, 6V6, и EL84. Есть также другие, например, KT66 или KT88, но если вы разберетесь в отличиях 4 основных типов, вам станет понятнее, чем отличаются другие лампы, не такие распространённые.

Секция оконечника

Итак, начнём с базовых понятий. Гитарный усилитель состоит из 3 основных частей: преамп (секция предусилителя), усилитель мощности (он же оконечник) и секция питания (трансформатор и всё, что после оконечника). Лампа-rectifier (выпрямитель) в секции питания довольно сильно влияет на звук. Также очень важно какая лампа стоит первой в предусилителе (на месте v1). Но мы сегодня говорим не о них, а о лампах, отвечающих за мощность и за громкость — о лампах в оконечнике. Они не только усиливают сигнал, приходящий к ним из предусилителя, но также добавляют в звучание свой характерный перегруз и частотный окрас. На мой взгляд, лампы оконечника играют наиболее важную роль в том, как в итоге звучит усилитель. Именно из-за различия ламп оконечника появились такие характерные термины как американское и британское звучание, а также разные другие подвиды и разновидности.

Представьте себе следующее: большинство hi-gain усилителей имеют ручку gain, которая управляет перегрузом на канале. Далее идёт ручка мастер громкости, чтобы мы могли настроить удобный для нас уровень. Таким образом получается, что мы можем играть с перегрузом и на небольшой громкости. Тот перегрух, что вы слышите в таком случае — это перегруз ламп предусилителя. Как правило сам по себе он довольно фузовый, кучерявый (зависит от усилителя) или зернистый, отдача от этого звука очень небольшая, он не динамичен. Вы также заметите, что если поднимать ручку громкости, усилитель как будто начинает оживать, а звук — насыщаться, наполняясь частотами, становясь более динамичным и интересным. Это работают лампы оконечника.

Возьмем, к примеру, Deluxe Reverb, 22 Вт — классический американский чистый звук. Но подняв громкость до 5-6 усилитель начнёт перегружаться и этот звук будет совсем не похож на то как звучит ваша педаль перегруза. Вы заметите, что в нём больше обертонов, звучание более полное, насыщенное, динамичное. Усилитель более отзывчив к вашей игре и ручке громкости на гитаре. Это и есть основные характеристики перегруза ламп оконечника. Когда лампа в усилителе начинает перегружаться (происходит т.н. брейк ап), кажется что в звук добавляется немного компрессии вместе с перегрузом. Важно, однако, не забывать, что в нашем примере частично за перегруз также отвечают лампы в предусилителе. Именно сочетание перегруза ламп преампа и оконечника даёт тот самый вкусны и волшебный результат!

Лампа мощности — это одно из последних звеньев в цепи построения гитарного звука. Она стоит усилителе прямо перед выходным трансформатором. Различные типы ламп в мощнике определяют характер звучания вашего усилителя. Знайте, что общее звучание состоит из частей. И каждая из этих частей очень важна. Преамп, эквалайзер, оконечник, трансформатор, динамики — все эти вещи в конечном итоге и дают тот звук, за который мы готовы платить такие бешеные деньги. Одни только лампы мощности ничего не решают. Но сегодня речь пойдёт именно о них.

Примечания

  1. EL84 Output Pentode (page D3). Mullard (1961). Проверено 29 мая 2018.
  2. EL84 Output Pentode (page D1). Mullard (1961). Проверено 29 мая 2018.
  3. 1234567
    Barbour, 1997, p. 3.
  4. Зельдин, 1973, с. 6.
  5. 12Allan Wyatt.
    UL41. The National Valve Museum (2013). Проверено 26 ноября 2017.
  6. 123Allan Wyatt.
    EL41. The National Valve Museum (2013). Проверено 26 ноября 2017.
  7. Зельдин, 1973, с. 4—5.
  8. General Electric.
    6V6-GT 5V6-GT Beam pentode (1955). Проверено 27 ноября 2020.
  9. 123456789101112131415
    Barbour, 1997, p. 4.
  10. EL82 Pentode for use as frame and sound output tube. Philips (1956). Проверено 26 ноября 2020.
  11. EL83 Pentode for use as video output tube. Mullard (1957). Проверено 26 ноября 2020.
  12. 12Allan Wyatt.
    EL80. The National Valve Museum (2013). Проверено 26 ноября 2017.
  13. Патент США № 2 710 312 от 8 июня 1955. Ultra Linear Amplifier. Описание патента на сайте Ведомства по патентам и товарным знакам США. (заявка с приоритетом от 20 мая 1952 года).
  14. Allan Wyatt.
    EL86. The National Valve Museum (2013). Проверено 26 ноября 2017.
  15. 123456789101112131415161718
    Barbour, 1997, p. 6.
  16. 12345
    Зельдин, 1973, с. 55.
  17. Кацнельсон и Ларионов, 1981, с. 304—305.
  18. Кацнельсон и Ларионов, 1981, с. 299—302.
  19. Кацнельсон и Ларионов, 1981, с. 315—316.
  20. RCA.
    7189 Power Pentode (1961). Проверено 27 ноября 2020.
  21. General Electric.
    7189-A Pentode for AF Power Amplifier Applications (1964). Проверено 27 ноября 2020.
  22. Кацнельсон и Ларионов, 1981, с. 328—329.
  23. Svetlana Technhical Data. SV83 Audio Power Pentode. New Sensor Corp. / Svetlana USA (2000). Проверено 29 ноября 2020.
  24. Зельдин, 1973, с. 59.
  25. Кацнельсон и Ларионов, 1981, с. 302—304.
  26. Зельдин, 1973, с. 9.
  27. Mullard.
    EL84 Output Pentode (1958). Проверено 27 ноября 2020.
  28. Бергельсон, 1962, с. 9, 598.
  29. 12345
    Barbour, 1997, p. 5.
  30. Коротко о новом. Горизонт-723. — Радио. — 1977. — № 5. — С. 59.
  31. Ельяшкевич С.А., Кишиневский С. Э.
    Блоки и модули цветных телевизоров. — М. : Радио и связь, 1982. — С. 54—55. — 192 с.
  32. Сотников, С. К.
    Ремонт и регулировка цветных телевизоров УЛПЦТ(И)-59/61-II. — М. : Радио и связь, 1986. — С. 56—58. — 64 с.
  33. 12345Adam Perlmutter.
    A Brief History of Vox: The Sound of the British Invasion. Reverb.com (13 июня 2016). Проверено 27 ноября 2020.
  34. 123456Brian May, Johm Oram, The Guitarist staff.
    Queen’s legendary guitarist on why he uses nine AC30s in his live rig. Guitarist magazine (13 июня 2016). Проверено 27 ноября 2017.
  35. 123
    Tolinski, 2020, «When they deployed their AC30 on their 1960 instrumental hit Apache…».
  36. Tarquin, 2020, «Top musicians of the day in London used the AC15…».
  37. Tolinski, 2020, «John Lennon used an AC15…».
  38. Tolinski, 2020, «As the Fab Four became more popular, they needed more powerful amps…».
  39. Lou Carlozo.
    The True Story of the Vox UL730: The Amp Behind Sgt. Pepper’s. Reverb.com (1 июня 2017). Проверено 27 ноября 2020.
  40. Keith Richards, Alan Perna.
    Keith Richards Looks Back on 40 Rocking Years with the Rolling Stones. Guitarworld (6 января 2016). Проверено 27 ноября 2020.
  41. Fliegler, Eiche, 1993, pp. 30—31.
  42. Fliegler, Eiche, 1993, pp. 31—32.
  43. 12
    Barbour, 1997, p. 8.
  44. Рехвиашвили, Бачинский, 1967, с. 37, 139, 157.
  45. Jones, 2003, p. 454.
  46. 1234567
    Jones, 2003, p. 452.
  47. Jones, 2003, p. 172-173.
  48. 12Пониманский, В.
    «Симфония» // Радио. — 1965. — № 5. — С. 33.
  49. Рехвиашвили, Бачинский, 1967, с. 148.
  50. Вилциньш, Я.
    Радиола «Ригонда-102» // Радио. — 1971. — № 7. — С. 34.

6L6

Лампа 6L6 очень широко применяется в американских усилителях, именно она стала синонимом калифорнийского звучания. Эти лампы использует Fender, Mesa Boogie и многие другие. Из всех четырёх видов ламп, о которых идёт речь в этой статье, у 6L6 наиболее объёмное звучание, её труднее раскачать, нужно делать усилитель погромче. Мощность одной лампы 6L6 — до 30 Вт в зависимости от схемы усилителя. Мне попадались маленькие 15 Вт усилители на 6L6, а также 60 Вт ребята типа Hot Rod DeVille, так что выбирать есть из чего.

EHX 6L6

На мой взгляд у 6L6 очень мощный, немного бубнящий низ — и это прекрасно. Когда мы включаем такой усилитель погромче, лампы начинают перегружатья и компрессировать звук, низ уплотняется (зависит от схемы конкретного усилителя). Верха лучше всего описываются словом «искристые». 6L6 в целом довольно яркая лампа, которую иногда стоит сделать немного потемнее. Яркие верха и выразительный низ создают впечатление, что середина провалена. Яркие представители этого звука — усилители Fender Twin Reverb, Vibrolux и Blues Deluxe. Это классический стеклянный звук Fender. Несмотря на большой запас прочности, 6L6 очень круто звучит, когда ее перегружаешь. Сочная компрессия и винтажный характер. Средние и низы отлично сочетаются вместе, а задранная верхушка добавляет звуку остроты и яркости.

6V6

Лампы 6V6 начали выпускать вскоре после первого выпуска 6L6 в конце 30х годов. Этот младший брат менее мощный, чем 6L6 и ему не требуется мощный и дорогой трансформатор для того, чтобы нормально работать. Выходная мощность лампы 7-12 Вт. Это отличный выбор для домашних усилителей, таких как Fender Champ. Несмотря на меньшую мощность чем у 6L6, 6V6 на неё очень похожа. Низ большой и объёмный, верха искристые, но низы конкретно у этой лампы более упругие и легче управляемые, а верха более мягкие, в них нет той резкости и остроты, что у 6L6. Я также слышу более четкие средние частоты. В целом, 6V6 очень сбалансированная лампа. Верх яркий, а средние частоты не так задавлены. Атака более мягкая, хороший баланс верха, середины и низа, более спокойный тон. Несмотря на различия с 6L6, 6V6 также считается эпитетом американского звучания.

Двухтактный усилитель на лампах EL84 пушш-пульник ламповый усилитель EL-84

Усилитель на el84

Стереотипы существуют всюду! Так и в усилительной звукотехнике , особенно если это касается аппаратуры классов Hi-Fi или High-End. Тут уж будь добр, и трансформаторы ставь побольше, и кенотрон в выпрямителе, и монтаж веди непременно серебряными проводами, и позолоченное шасси приготовь! При желании в усилитель можно ввести регулятор тембра, который будет отличаться от обычного лишь удвоенным количеством компонентов и сдвоенными потенциометрами регулировки. Под ламповые панели и корпуса переменных резисторов, устанавливаемых на шасси, в субшасси вырезаны отверстия.

Усилитель мощности ЗЧ, схема которого показана на рисунке выполнен на лампах от старых черно-белых телевизоров или радиол. Это предварительный усилитель с фазоинвертором на двойном триоде 6Н2П и двухтактный выходной каскада на двух лампах 6П14П.

EL34

Лампу EL34 впервые выпустила компания Mullard в 1953 году. Она обладает примерно одинаковой мощностью с 6L6 (11-30 Вт). В популярных моделях усилителей обычно используется пара или квартет (4) ламп EL34, что даёт на выходе 50 или 100 Вт соответственно. EL34 — отвечает за тот самый британский звук. В основном из-за того, что её особо часто использовала в своих усилителях компания Marshall.

Electro Harmonix EL34

Mullard EL34

EL34 совсем не похожа на 6L6 или 6V6 по звучанию. Низ более четкий, с хорошим презенсом. Звук в целом не такой округлый и объёмный, но в целом с хорошим презенсом. Верха мягкие, прозрачные, не слишком искристые. Середина — вот за что все любят эти лампы. Середина звучит насыщенно и полно, но не через чур. Этот звук идеально сочетается с гитарными частотами. Звук очень богатый и при этом нет ощущения, что просто задрана середина. Всё очень сбалансировано и отлично сидит в пачке. Идеальная лампа для соло-гитаристов. Когда EL34 перегружается, звук компрессируется и начинает по-настоящему кричать. Обалденный сустейн — я думаю, это связано с тем, как лампа ведет себя на средних частотах — очень динамично. EL34 — отличная лампа, если вы любите играть громко и очень хорошо подходит для хай-гейн ситуаций.

EL84

EL84 очень популярная лампа, ее любят многие гитаристы и производители гитарных усилителей. Максимальное рабочее напряжение EL84 — 300 Вольт, а мощность 17 Вт, тем не менее, многие производители заставляют работать эту лампу под напряжением 400 В. В итоге, эти лампы весьма недолговечны. Зато в отличие от остальных участников обзора эти лампы самые дешевые :)

Electro Harmonix EL84

Лампа EL84 — это основа звучания “Leeds”. За этот звук отвечает компания Vox. У лампы EL84 свой особенный тембр, упругие низы, яркий верх и очень интересная середина, которая начинает прорезать, когда мы перегружаем оконечник. Чистый звук яркий и пружинистый, а перегруз звучит как будто середина намеренно задрана, при этом остается плотный низ и искристые верха. Большинство усилителей на EL84 сделаны как будто бы специально для того, чтобы резать микс как ножом масло. А с тех пор, как пошла модная тенденция к маломощным усилителям, многие производители стали активно использовать EL84 в своих схемах

Заключение

Итак, мы охватили 4 самых популярных типа ламп. Есть и другие, а также разновидности уже названных выше. Но именно эти 4 лампы — это основа, на которой строится представление о звуке лампового гитарного усилителя. Не забывайте, что лампы в оконечнике — это еще не весь звук. Преамп, секция управления частотами, трансформатор, динамики и все остальные запчасти очень важны. Вы разве не знали, что красный кабинет звучит не так как чёрный? Ну теперь вы точно сможете разобраться в том, в каком направлении вы хотите двигаться, чтобы получить ВАШЕ фирменное звучание. Статья очень субьективная, как и любое описание звука словами. Разные люди слышат по-разному. Самый лучший способ — послушать своими ушами. Доверяйте только самим себе!

Кстати, какие лампы используете вы?

Максим Иванов, (с) KOMBIK.COM

Вольт-амперные характеристики

Качественный анализ ВАХ пентодов показывает, что

  • Выходное сопротивление пентода (в том числе мощного низкочастотного) на практике можно считать бесконечно большим[20].
  • Расчётный коэффициент усиления пентода по напряжению весьма велик (до 5000) — настолько, что его точное значение теряет практический смысл и редко нормируется производителем. Усиление каскада на НЧ определяется не этим коэффициентом, а произведением крутизны лампы на сопротивление нагрузки.
  • Мгновенное значения напряжения на аноде пентода может опускаться до значений, намного меньших, чем в триодном каскаде. Поэтому при равном напряжении питания размах напряжения на выходе пентода может быть больше, чем у триода. (но меньше чем у лучевого тетрода).
  • Спектр гармоник пентода содержит бо́льшую, чем в спектре триода, долю нечётных гармоник, и бо́льшую долю высших гармоник. В спектре гармоник триода доминирует вторая гармоника, а доля высших гармоник (шестой и выше) пренебрежительно мала.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: