Обзор системы Dynaudio Xeo 6 – Computer Audiophile


Тест беспроводных акустических систем Dynaudio XEO 30

Цена, руб. – 279 100

В мире аудио традиционно чрезвычайно сильны стереотипы. Одним из таких штампов является утверждение, что для раскрытия потенциала акустики Dynaudio нужно тщательно подойти к выбору усилителя. И только потратив время, силы и средства в поиске идеального партнера можно постичь все очарование датской акустики. Безусловно, на пустом месте подобные стереотипы не рождаются, и сказанное во многом соответствует действительности. Но преодоление тернистого пути к идеалу можно поручить производителю колонок — подобное решение широко применяется в профессиональной сфере и называется активной акустикой.

Какая задача у датчан была приоритетной — создание серии полностью беспроводных колонок или активных акустических систем с полосным усилением, можно только гадать. Но идея использования отдельных усилителей для каждой динамической головки органично легла на беспроводное решение. Основной особенностью полностью беспроводных АС является тот факт, что трансляция аудиосигнала на акустику (как между колонками стереопары, так и, как вариант, от источника) происходит в цифровом виде. А значит после приема цифрового потока его можно обрабатывать цифровым кроссовером без дополнительных преобразований «аналог-цифра», «цифра-аналог», что по понятным причинам не добавляет звучанию качества. Cигнальный тракт беспроводных акустических систем Dynaudio XEO 30 полностью «цифровой». То есть, даже при работе с аналоговым источником, для подключения которого на колонке Master предусмотрены два входа — стандартная пара разъемов RCA и миниджек для работы с портативными гаджетами, сигнал преобразуется с помощью АЦП в цифровую форму, после чего поступает на сигнальный процессор для последующей обработки и трансляции на вторую колонку (Slave). В цифровом кроссовере происходит разделение звукового диапазона на три полосы фильтрами с довольно высокой крутизной. Точнее говоря, две из них сильно перекрываются, реализуя 2,5 полосную схему, когда один из вуферов работает только с низкочастотным регистром, ограниченным порогом 200 Гц, а второй обслуживает более протяженный диапазон — от самого низа и до начала зоны ответственности мягкого купольного твитера, установленной на отметке 4,3 кГц. Кроме того, здесь же производится необходимая корректировка АЧХ для компенсации акустических особенностей помещения. Правда, никакой системы автоматической калибровки звучания с измерительным микрофоном здесь нет. Для управления частотной коррекцией на коммутационной панели каждой колонки, расположенной в нижней части задней стенки корпуса, предусмотрен трехпозиционный микропереключатель. В зависимости расстояния от акустической системы до стен и углов комнаты можно выбрать варианты Neutral, Wall и Corner. В положении Neutral, подразумевающем работу АС без учета влияния стен, когда колонка устанавливается на приличном удалении от них, отдача в низкочастотном спектре будет наибольшей. Кроме того, здесь же расположены еще два микропереключателя, один из которых позволяет определить роль колонки в стереопаре — левая или правая, а при помощи второго можно задать одну из трех зон размещения акустики (Red, Green и Blue) для реализации раздельной трансляции аудио и управления. Между собой колонки общаются беспроводным способом с разрешением цифрового потока 24 бит/96 кГц, что обеспечивает высокое качество звучания.

Коммутационная панель Master-колонки оснащена двумя аналоговыми входами на разъемах RCA и minijack, а также цифровым оптическим портом, принимающим сигналы с параметрами вплоть до 24 бит/96 кГц. Здесь же есть порт USB type A, но предназначен он лишь для обновления прошивки с подключенного флеш-накопителя. Кроме перечисленных проводных вариантов подключения источников также можно использовать беспроводной интерфейс Bluetooth. Очевидно, что последний вариант ориентирован прежде всего на трансляцию музыки с портативных гаджетов — смартфонов и планшетов. Даже с учетом поддержки спецификации aptX, обеспечивающей лучшее на сегодня качество передачи аудио через Bluetooth, соревноваться с проводной коммутацией в плане качества звучания такой вариант не в силах. Таким образом, если вы хотите раскрыть Hi-Fi-потенциал Dynaudio XEO 30 в полной мере, вам придется использовать для коммутации кабели, по крайней мере для колонки Master.

Для весьма компактных Dynaudio XEO 30 практически нет запретных тем и неудобных жанров — даже оркестровое тутти преподносится акустикой с нужным напором и без слышимых искажений. Очень задорно подаются ритмичные рок-композиции, причем, колонки не пасуют даже перед самыми тяжелыми жанрами.

Опциональный модуль Dynaudio Connect позволит реализовать по-настоящему беспроводную аудиосистему. Как же это работает? Фактически это выносной коммутационный модуль, во многом повторяющий и расширяющий соответствующие возможности самих Dynaudio XEO 30. При этом, взаимодействие Dynaudio Connect с колонками организовано посредством того же беспроводного канала, по которому транслируется сигнал между акустическими системами. Таким образом, получаем систему, в которой к колонкам достаточно подвести лишь силовое питание — все остальное передается «по воздуху». Источники, в свою очередь, подключаются к опциональному модулю, который можно установить, к примеру, в стойку с компонентами системы, что намного проще и логичнее, чем тянуть межблочный кабель от стойки к колонке. Но и это еще не все — Dynaudio XEO Connect способен не только транслировать, но и принимать сигнал по Wi-Fi или Bluetooth с поддержкой aptX, что еще более расширяет беспроводные возможности системы в целом. Завершая рассказ о модулях, предлагаемых Dynaudio в качестве опций к беспроводным АС XEO, упомянем ретранслятор Dynaudio XEO Extender, с помощью которого при необходимости можно существенно увеличить зону покрытия беспроводной сети. Другими словами, увеличить расстояние между отдельными колонками, либо между колонками и опциональным беспроводным модулем.

Но вернемся в нашу лабораторию, где нас ждет пара колонок Dynaudio XEO 30. Опциональных модулей у нас нет, поэтому тестирование проводилось в двух конфигурациях системы. Во-первых, к аналоговому входу мы подключали сетевой CD-проигрыватель Marantz ND8006, чтобы оценить потенциал акустических систем без оглядки на особенности интерфейса Bluetooth. Во втором варианте музыку на Dynaudio XEO 30 транслировал смартфон Samsung Galaxy S8 по Bluetooth с aptX. Сразу отметим практически идеальную сшивку зон ответственности динамических головок. На подобный результат работает как полосное усиление, так и использование активного цифрового кроссовера. Кроме того, обслуживание каждого драйвера своим усилителем позволяет достигать отличных динамических показателей и масштабности подачи музыкального материала.

Для весьма компактных Dynaudio XEO 30 практически нет запретных тем и неудобных жанров — даже оркестровое тутти преподносится акустикой с нужным напором и без слышимых искажений. Очень задорно подаются ритмичные рок-композиции, причем, колонки не пасуют даже перед самыми тяжелыми жанрами. Понравилась трактовка низкочастотного регистра — бас очень быстрый, упругий и собранный. Умеренная его глубина определяется размерами корпуса и динамиков — прыгнуть выше головы (здесь более уместно будет сказать «ниже») Dynaudio XEO 30 не пытаются, избавляя слушателя от неприятных слуху искажений. Детальность подачи также на высоте, как и фирменный баланс мягкости и точности воспроизведения. Один трек меняется на другой, а другой на третий — музыку в исполнении Dynaudio XEO 30 совсем не хочется выключать. И это, пожалуй, самый большой комплимент в адрес датской акустики.

Паспортные данные :

Тип – напольные беспроводные акустические системы | Название – Dynaudio XEO 30 | Частотная характеристика, Гц – 36 – 21 000 (+/- 3 дБ) | Число полос – 2,5 (НЧ/СЧ – Esotec, диффузор из магниево-силикатного полимера (MSP) диаметром 140 мм x 2, ВЧ – Esotec, мягкий купол 28 мм, частоты раздела кроссовера – 200 Гц, 4,3 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Мощность, Вт — 65 x 3 | Максимальное разрешение входного цифрового потока – 24 бит / 96 кГц | Пульт ДУ – беспроводной | Аудиовходы – аналоговый RCA x 2, аналоговый миниджек 3,5 мм, цифровой оптический | USB — только для обновления прошивки | Bluetooth — да | Поддержка aptX — да | NFC — нет | Опциональные модули – передатчик Dynaudio Connect [ https://www.dynaudio.ru/home-audio/connect/connect ], ретранслятор для увеличения раccтояния между колонками и передатчиками XEO Extender [ https://www.dynaudio.ru/home-audio/connect/extender ] | Дополнительно – поддержка Wi-Fi через Dynaudio Connect (2,4/5,2/5,8 ГГц), поддержка воспроизведения с серверов DLNA через Dynaudio Connect, управление через приложение Dynaudio Connect Control для iOS-устройств | Потребление, Вт – 165 | Габариты одной колонки с учетом гриля и ножек, см – 22,8 х 85,2 х 27,5 | Масса одной колонки, кг – 13,4

Оценки

+Множество вариантов конфигурации беспроводной аудиосистемы, качественная и надежная реализация канала связи между колонками, поддержка Bluetooth aptX, полосное усиление, высокое качество звучанияНет возможности проводного подключения (Ethernet) к домашней компьютерной сети

Дизайн 90

Качество изготовления 95

Звучание 95

Функции 95

Итого 95

Вывод:

В очередном поколении беспроводных активных колонок Dynaudio датчане бережно сохранили все преимущества серии XEO, добавив поддержку самых передовых цифровых технологий и стандартов. Хотите быть на переднем крае цифровой аудиореволюции и при этом не идти на компромиссы в качестве звучания? Dynaudio в серии XEO предлагает весь свой многолетний опыт в создании активных акустических систем, помноженный на современные цифровые технологии по трансляции аудиосигнала.

Анатолий Максименко

26 июля 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

Меломанская беспроводка

Основной формат беспроводного подключения — Bluetooth, и этим Xeo 2 принципиально отличается от своих старших родственников. Xeo 6 и Xeo 4, как уже писали на Stereo.ru, умеют получать сигнал только по специально созданному Dynaudio протоколу, базирующемуся на стандартах Wi-Fi, но существенно модифицированных. Момент этот очень важен, так что остановимся на нем поподробнее.

Замахиваясь несколько лет назад на создание первой беспроводной акустики аудиофильского класса, датчане неспроста избрали долгий и мучительный путь разработки собственного формата передачи. Дело в том, что и Wi-Fi, и Bluetooth изначально задумывались в первую очередь для передачи пакетных данных, а не «сплошных» мультимедийных потоков. Соответственно, потеря части информации для них ситуация обычная и абсолютно не криминальная. Ну загулял где-то пакет данных: в арматуре железобетонной стены застрял или помехой от холодильника его убило — не беда, передадим еще раз. Порядок следования информации сбился? Тоже не проблема, потом разберемся, сверим номера и расставим пакетики по порядку. Как такие перестановки и перепосылки могут влиять на качество непрерывного звукового потока, объяснять, я думаю, не нужно.

Создав адаптированную для передачи именно музыкальных потоков систему, инженеры Dynaudio решили вышеописанную проблему в корне. Помимо прочего, она позволяет использовать «беспроводку» в мультирумных конфигурациях, где требования к стабильности передачи еще выше, поскольку препятствия серьезнее, а даже минимальные временные расхождения между потоками приводят к очень неприятным результатам.

Именно необходимостью непробиваемой помехоустойчивости обусловлен внутренний формат передачи звука между аппаратами Xeo — 16 бит/48 кГц. То есть любые входные сигналы перед воспроизведением подвергаются в мастер-колонке даун- или апсемплингу именно до этого разрешения.

Внимательный читатель наверное уже задался вопросом: «Зачем так подробно расписывать возможности верхних моделей, если в Xeo 2 упор сделан на подключение по Bluetooth?» Всё просто: работать в проприетарной сети Dynaudio «двойки» тоже умеют, а если таковой в доме еще нет, никто не мешает её создать, докупив беспроводной передатчик Dynaudio Hub или еще более продвинутый Connect. Он, кстати, умеет транслировать сигнал на каждую колонку отдельно, и делает это при параметрах потока 24 бит/96 кГц — отличный вариант для хайрез-ортодоксов, которых угнетает даже сам факт прослушивания 16-битной музыки.

Однако подавляющее большинство потенциальных обладателей Xeo 2 к звуковым радикалам себя причислять скорее всего не станет, а потому не постесняется воспользоваться Bluetooth, благо и в этом режиме колонки играют весьма эффектно.

Тонкомпенсация баса

Таким образом, мы наконец добрались до разговора непосредственно о звуке. Для акустической системы объемом чуть менее семи литров (включая место, занимаемое электроникой) главная точка преткновения это, конечно же, бас. Для усиления отдачи и качества на низких частотах корпус изготовлен в виде монолитной отливки из прочного и жесткого композита, а фронтальная панель представляет собой довольно массивную алюминиевую пластину (она же наверняка отводит тепло от активных компонентов схемы). Акустическое оформление корпуса — фазоинвертор, но даже покрутив колонку в руках, догадаться об этом непросто. Прямоугольный, практически щелевой порт развернут вниз и размещен вдоль коммутационной панели. Кстати, рядом с ним расположен переключатель выбора позиции колонки: «стена», «угол» и «нейтраль».

Все перечисленные ухищрения свою лепту в звучание конечно вносят, однако сами по себе они никогда бы не обеспечили басов такой глубины и мощности, как те, что нахлынули на меня при включении воспроизведения далеко не на самой высокой мощности. Всё дело в Adaptive Bass Technology, о которой я уже упоминал в начале. Её суть заключается в динамическом усилении низких частот, и в первую очередь именно на невысоких уровнях громкости. То есть фактически речь идет о тонкомпенсации, однако без возможности её выключения или настройки.

В итоге, с одной стороны, Xeo 2 могут похвастаться настолько плотными, а главное, быстрыми, собранными и членораздельными басами, которых от колонок такого объема получить кажется абсолютно нереальным, а с другой — басы эти на некоторых записях могут показаться несколько гипертрофированными, и возможности подрегулировать их на свой вкус у слушателя не будет. Точнее, они будут минимальными, поскольку никто не мешает воспользоваться селектором размещения как грубым, но всё же регулятором уровня НЧ. Понятное дело, что глубинных низов на границе инфразвука ожидать от Xeo 2 конечно не стоит, но мидбаса у них действительно хватает с лихвой.

Впрочем, не басом единым жив меломан. Если говорить о звучании системы в целом, то в первую очередь нужно отметить внушительный масштаб и очень неплохую детализацию музыкальной сцены. Важно, что сохраняется она и при прослушивании в ближнем поле — крайне ценное свойство для работы в качестве компьютерных мониторов.

Вокальный диапазон по всей ширине открыт, лёгок и естественен, следы цифры можно распознать лишь по едва ощутимой жёсткости сопрано и мецо-сопрано, а так же на некоторых медных духовых. Впрочем, проявляется данная проблема только на Bluetooth. При подключении через линейный вход или Dynaudio Connect неприятный эффект уходит, сменяясь лишь лёгким акцентом на том же диапазоне. Он, впрочем, абсолютно не помешал мне наслаждаться филигранной нюансировкой и удивительной чистотой вокала Ребекки Пиджон (Rebecca Pidgeon).

Кстати, очень похоже, что тут мы имеем дело не со спецификой импульсного усиления, а с еще одним проявлением сознательно сформированного музыкального почерка системы. Многим нравится плотный подчеркнутый бас, как и возможность без труда вычленять звучание отдельных инструментов или на лету схватывать текст песни. Xeo 2 предлагают нам все это в отличном качестве, удобной компактной упаковке, да ещё и в беспроводном исполнении, так что же тут плохого? В конце концов, отнюдь не разработчики колонок первыми начали приучать слушателей к такой тональной стилистике. Ради интереса сравните заглавные композиции на альбомах Muse 2001 и 2015 годов, и сразу поймете, что я имею в виду.

Рекомендованная цена на момент написания теста — 89600 рублей.

Минусы: Раз уж характер звучания формируется мощным DSP, возможность тембральной коррекции была бы вполне логична.

Плюсы: Компактность, разнообразие способов подключения, качество фирменного беспроводного тракта, на удивление энергичное для таких габаритов воспроизведение басов.

Сравнялись в талантах

Давайте поставим обе модели рядом и для начала оценим их внешнее сходство. Невооруженным взглядом сразу становится заметно, что корпус Xeo 5 выше и немного глубже более новой Xeo 6. На его днище присутствует что-то вроде подиума, утяжеляющего основание. Больший объем корпуса, как правило, улучшает отдачу в области баса и позволяет сделать его более глубоким. Поэтому первый плюс запишем первопроходцу Xeo 5.

Если обратить внимание на дизайн, то становится ясно преимущество новой модели. Она отличается более привлекательными и надежными опорами со встроенными регулируемыми шипами, отсутствием втулок на передней панели для крепления защитной сетки (используются магниты), также у нее более интересно и информативно выглядит модуль с ИК-приемником, индикацией и кнопками управления (у Xeo 5 он занимает место на передней панели колонки и снабжен только ИК-датчиком и двумя светодиодами). Этот небольшой, но все-таки приятный плюс заслужила модель Xeo 6.

Задние панели во многом аналогичны. Там нам интересны лишь переключатели левый/правый/моно и выбора зоны 1/2/3 (Xeo 5) или red/ green/blue (Xeo 6). Эти функции работают абсолютно одинаково у обеих моделей. Однако Xeo 6 получила дополнительную настройку Neutral/Wall/Corner, отвечающую за коррекцию частотной характеристики в зависимости от положения АС вдали от стены/около стены/в углу помещения соответственно. Это весьма полезная функция дает безусловный плюс Xeo 6.

Две коробочки передатчиков внешне различаются разве что шириной да парой дополнительных разъемов на задней панели новой модели Xeo Hub (для Xeo 6). На обоих передатчиках есть линейный вход, продублированный разъемами RCA и мини-джек, оптический цифровой вход, USB-вход для подключения к PC/MAC (режим звуковой карты). Переключатель зоны также аналогичен для обоих устройств.

Xeo Hub дополнительно оснащен четвертым входом — коаксиальным (что, надо признать, весьма актуально), а также снабжен заделом на будущее — сетевым портом Ethernet, который планируется задействовать в последующих прошивках устройства. Кроме дополнительных входов, Xeo Hub обладает приятной способностью автоматически выбирать вход, на котором обнаруживается звуковой сигнал, а также позволяет выбирать нужный аналоговый вход повторным нажатием кнопки «1» на пульте. Мелочь, но приятно, еще один плюс Xeo 6.

Пульты ДУ принципиально ничем не отличаются, разве только дополнительной кнопкой четвертого входа для Xeo 6. Новый пульт уже и длиннее, старый короче и пошире. Оба вполне удобны, как говориться, «на вкус и цвет…». По внешнему осмотру больше плюсов собрала новая модель Xeo 6.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: