Дизайн и удобство
Внешний вид всех моделей VE очень похож. Они используют типовые корпуса, характерные для многих китайских моделей. Вся разница между младшими и средними наушниками состоит в материале корпуса и кабеле. VE Monk сделаны из самого простого и ничем не примечательного чёрного пластика, в то время как Asura щеголяют прозрачным корпусом, через который даже можно рассмотреть излучатель. По проводам — у «Монаха» самый простой китайский кабель в резиновой изоляции, у «Асуры» он помягче а также обладает угловым штекером.
В целом дизайн обеих моделей максимально простой, фотографии передают его полностью, никаких особых ухищрений во внешнем виде нет.
Наушники отличаются некоторой критичностью к посадке, поэтому вам, возможно, придётся немного поэкспериментировать с их размещением в ушах, но в целом ношение вкладышей дискомфорта не доставляет, если, конечно, вы не являетесь несчастным обладателем совсем уж маленьких ушных раковин. При этом стоит учитывать, что результат прослушивания этих наушников все равно будет сильно разниться в зависимости от особенностей строения ушей, это неизбежно для «вкладышей».
Звукоизоляция ожидаемо низкая, это определяется форм-фактором.
Совместимость
Главное, что диктует совместимость этих наушников, — импеданс. Monk по этому параметру вполне подойдут и для мобильных телефонов с планшетами. В Era даже предлагают модифицированный вариант с гарнитурным кабелем. Asura с их 150Ω уже будут более сложной нагрузкой, но их чувствительности хватит для большинства нормальных плееров, хотя со смарфтонами их уже не особо попользуешь. Ну, разве что вы являетесь обладателем Highscreen Boost 3.
По подаче Monk — наушники для любителей рока и метала (не самых сложных и брутальных направлений), электронной музыки и поп-жанров. Также в них можно слушать и несложный джаз, но, пожалуй, лучше не надо. Asura же, как раз лучше подойдут для арт-рока, инструментальной музыки и прочих изысков с упором на СЧ-диапазон. По чувствительности к качеству записей Monk тянут на 4 балла, а Asura на 8 по 10-бальной шкале.
Упаковка и комплект поставки
На Monk производитель постарался максимально сэкономить (ну не в убыток же себе работать), поэтому у них нет никакой упаковки вообще, наушники продаются в обычном целлофановом пакетике. В комплект поставки входит пара сплошных насадок из красного поролона и пара насадок с отверстиями в центре.
Asura стоят заметно дороже, но с ними разработчики тоже решили не тратиться на бесполезный аксессуар в лице коробки. Кому нужна упаковка, которая в большинстве случаев все равно отправится в мусорник? Поэтому Asura продаётся в обычном китайском чехле из нейлона на змейке. Комплект поставки на этот раз включает по две пары насадок и специальные насадки двух размеров с резиновыми выступами, обеспечивающими лучшую фиксацию вкладышей в ушах (их ещё называют EarHooks). Судя по фотографиям в Интернете, иногда в комплект поставки входит прищепка для фиксации кабеля на одежде.
В целом комплект поставки самый обычный, да и упаковка не тянет на премиум-сегмент, производитель подчёркивает, что все средства ушли в звук. В случае с Monk это, безусловно, так, а вот в случае Asura запас на коробочку явно был.
Слышать лучше, чем видеть
Очень часто у игр есть главные «крючки» — где-то особенно хорошо удалась графика, где-то встречается революционная механика, иногда мы играем ради сюжета, иногда — ради персонажей. Но редко, очень редко во что-то стоит сыграть только ради звука.
Бывают игры с хорошим саундтреком — например, всю музыку, звучащую в Life is Strange и её сиквеле Before the Storm хочется если не унести в плейлист, то по крайней мере дослушать до конца. В одной из первых сцен Life is Strange — героине некомфортно в школе, она надевает наушники и идет по коридору. Играет центральная тема игры, она поглощает (почти полностью, но всё же не до конца) гул школьной перемены — как и героине, нам не хочется выходить из этого музыкального транса, возвращаться к реальности (хотя для нас это, конечно, не реальность).
Тем не менее, главная «фишка» Life Is Strange — геймплей и его тесная связь с участием игрока в сюжете. Музыка — важная, но всё же второстепенная деталь.
Есть, однако, игры, которые могут не выделяться геймплеем или графикой, но запоминаться исключительно благодаря происходящему в наушниках.
Один из недавних и самых показательных примеров подобного рода — Hellblade: Senua’s Sacrifice. Главная особенность Hellblade — бинауральный звук. Что это такое?
Кинокомпозиторы
Композитор – первый, кто приходит на ум при мысли о том, что у кино есть звук, и кто-то его делает. Что делают композиторы? Они сочиняют музыку для фильмов, очевидно. Музыкальное сопровождение фильма каждую минуту может меняться – ведь оно передаёт не только саму атмосферу фильма, но и характер героев, время, погоду и даже то, о чем думает герой. Сначала немое кино, которое показывали в кинотеатрах, сопровождали игрой музыки на фортепиано. Но теперь композиторы сочиняют полное музыкальное оформление фильма, которое позволяет как можно глубже погрузиться в атмосферу фильма.
Реклама и кино
Бинауральное аудио оказывает настолько мощный эффект на слушателя, что визуальная картинка оказывается второстепенной. Следующий шаг — избавиться от картинки, положившись только на звук. Так делали, например, в рекламе (один из роликов сборной Новой Зеландии по регби All Blacks).
По похожему принципу сделана игра Papa Sangre для iOS. Игровой мир скрыт в темноте, и игроку приходится ориентироваться на голос рассказчика, идти на звук и в буквальном смысле «видеть ушами».
Эффект активно используется для медитации и расслабления — в соответствующих видеороликах, аудиодорожках и приложениях.
В 2013 году в Австралии вышел фильм The Blind Passanger. Для него на бинауральный микрофон специально записывали выступление оркестра «Метрополитен-оперы».
Звукооформитель
Пожалуй, самая интересная профессия в мире звукового кино. Вы же видели видео, где обыкновенную прогулку по траве озвучивают ходьбой по пленке. Похоже же звучит?
Звукооформитель или шумовик, как его ещё называют, старается сделать озвучку полностью похожей на реальные звуки, и у него есть два способа для того, чтобы сделать это. Первый – это использование того же самого звука для создания другого. Примером может послужить стрельба и то, что каждый выстрел и правда записывается на студии или на полигоне. Или поцелуй – для этого целуют свою же собственную руку. Второй способ – это имитация любого трудного в записи звука посредством других, например, когда вместо лошадиных копыт мы слышим стук кокосовых половинок о какую-либо поверхность. Но без следующего человека все эти звуки были бы просто записанной какофонией.
Теперь о наушниках
1) Уже много лет на рынке мониторных наушников всех просто рвет в клочья компания Beyerdynamic, в частности модель DT 770 Pro, которая признана чуть ли не самыми лучшими мониторами всех времен. Здесь нет каких-то особенных фишек, просто поверьте на слово, что у них качественная сборка и ровный звук. Стоимость в районе 15 тысяч рублей.
2) Fostex T50RP MK3
Эта модель считается едва ли не самой бюджетной на рынке изодинамических наушников, при этом звук весьма хорошего уровня. Стоимость в районе 12 тысяч рублей.
3) AKG K 271 MK II
Само собой, без компании AKG здесь не обошлось. Полноразмерные закрытые и недорогие наушники для студии звукозаписи, которые хорошо подойдут и для домашней студии. Стоимость в районе 9 тысяч рублей.
Я очень надеюсь, что после прочтения этой статьи вы найдете в себе силы поднакопить и приобрести мониторы хотя бы для того, чтобы понять действительно ли ваш любимый исполнитель круто звучит или же всему виной SUPER-BASS-ULTRA HD наушники за полторы тысячи рублей.
Слушайте честный звук.
Почему так мало?
Несмотря на все плюсы, бинауральное аудио используется относительно редко. Почему?
Основная сложность — технологическая. Чтобы записать бинауральное аудио, нужна специальная аппаратура. Это долгий, сложный и дорогостоящий процесс.
При этом эффект очень легко можно потерять, если игрок, например, проигнорирует призыв надеть наушники в начале игры. Или, более того, вообще не привык играть в наушниках. Повсеместное использование наушников во время игры лишь недавно перестало быть преимущественно субкультурным явлением.
То же самое и в рекламе, только порог входа ещё ниже — вряд ли кто-то будет специально надевать наушники, чтобы послушать минутную рекламу. В телевизионной рекламе этот прием не сработает вообще.
Иными словами, бинауральному аудио суждено было остаться интересной, красивой, но всё же диковиной в игровой индустрии, а не распространенным приемом. Но тут появились VR-технологии. Которые тоже индивидуалистичны, сложны в производстве и потреблении, но предлагают невозможный ранее эффект погружения. Вероятнее всего, в ближайшее время мы будем чаще слышать о связке VR и бинаурального аудио. Например, в прототипе Oculus Crescent Bay уже используется бинауральная технология.
Но сейчас важная особенность бинаурального аудио — оно отлично работает в самых простых наушниках. Чтобы полноценно испытать погружение в звуковую иллюзию, не нужно покупать самое мощное и дорогое оборудование, ведь основное требование — это разделение каналов.
Бинауральный эффект
Бинауральный звук в играх это, по сути, использование особенностей человеческого слуха для создания эффекта объемного звука. Это не столько технологическое решение, как стереозвук, сколько физиологическое — наше восприятие бинаурального звука объясняется нейрофизиологией.
Мы слышим двумя ушами одновременно. Бинауральный эффект возникает, когда правое ухо оказывается ближе к источнику звука при повороте головы влево от источника или наоборот. Звук достигает одного уха раньше, чем другого — фазы звуковых колебаний сдвигаются относительно друг друга. Именно этот сдвиг фаз позволяет мозгу (человека и многих млекопитающих) определить положение источника звука в пространстве: расстояние до него и горизонтальное направление на источник.
Бинауральное аудио записывается с помощью специальных микрофонов. В манекен-реплику головы человека (в идеале, конечно, эта реплика должна полностью соответствовать голове будущего слушателя, включая идентичные ушные раковины и расстояние между ушами) вставляются два звукозаписывающих устройства — по одному в каждое «ухо». Такая запись звука создает не только иллюзию объемного звучания, но и копирует способы восприятия звука — те самые особенности понимания расстояния, направления и отражения.
В бинауральном аудио важно расстояние между ушами и эффект отражения звука от ушных раковин. Поэтому такой звук лучше всего воспринимается в наушниках. Конечно, с помощью колонок его тоже можно услышать, но эффект будет слабее: источник звука находится дальше от уха, на разном расстоянии от ушных раковин и может быть направлен в разные стороны. В наушниках звук из левого и правого аудиоканалов будет непосредственно поступать в левое и правое ухо — это самое важное для полноценного восприятия этой аудиоиллюзии.