Датская марка известна многим аудиофилам с 1983 года, когда ее продукция впервые появилась на рынке аудиоаппаратуры. Сегодня компания занимает прочные позиции в этом сегменте, снабжая поклонников высококачественной акустикой. Несмотря на жесткую конкуренцию, производителю удается сохранять выразительные оттенки индивидуальности марки Dali. Акустика этой фирмы изначально ориентировалась не на массового потребителя, а на ценителей хорошего звучания. Поэтому и усилия разработчиков направлены на качественное совершенствование аппаратуры в самых разных сегментах.

 

Особенности акустики Dali

Стабильно поддерживать высокий интерес к своей продукции скандинавской компании помогает внедрение новых технологий. В частности последние модели серии Epicon получили мягкие магнитные компаунды, которые позволяют устранять излишние вариации в динамиках Dali. Акустика в новейших версиях также обеспечивается диффузорами, выполненными из облегченной бумаги. Помимо этого, предусматривается армирование древесными волокнами, что придает динамикам неоднородность поверхности и снижает резонансы. Благодаря этому решению пользователь может улавливать малейшие детали.

dali акустика

Применяются фирменные технологии и в корпусе. В частности напольная акустика Dali изготавливается из шестислойного MDF, пласты которого склеиваются вместе для формирования жесткой конструкции. В итоге корпус подавляет излишние резонансы, а правильно изогнутые формы ликвидируют воздействия стоячих волн.

Однажды в датской глубинке

Эта поездка на фабрику компании DALI была приурочена к премьере новой бюджетной серии акустических систем Oberon. Нюанс заключался в том, что эти колонки производятся на фабрике компании в Китае, а здесь, в Дании, размещается головной офис, департамент разработки и производство старших серий акустики.

 

Но послушать новые АС DALI Oberon мы, конечно же, смогли. Причем, все модели линейки и во всех вариантах использования — как в составе стереосистемы, так и в домашнем кинотеатре. Благо условия в штаб-квартире DALI для этого идеальные — стильные, с правильным акустическим оформлением комнаты прослушивания на фабрике представлены в достатке. Новинкам Oberon мы посвятим отдельные материалы, а сейчас прогуляемся с фотоаппаратом по просторным цехам фирмы.

Головной офис, департамент разработки, основное производство и складские площади компании Danish Audiophile Loudspeaker Industries сконцентрированы неподалеку от города Ольборг, расположенного в северной части Дании. Подобно многим датским предприятиям, корпуса DALI вынесены далеко из городской черты — буквально в сельскую местность. Здесь земля намного дешевле и работается вдали от городской суеты куда спокойнее.

Как следует из названия компании, DALI всегда специализировались на разработке и производстве акустических систем и до последнего времени не занимались выпуском электронных компонентов. Небольшие коррективы внесла мода на беспроводные аудиосистемы — с появлением моделей Callisto, Katch и Kubik, а также активных модификаций AX в серии Zensor, специализацию компании пришлось расширить.

Особенно приятно было увидеть рядом с флагом Дании российский триколор — нас здесь ждут!

 

Одной из отличительных особенностей новой серии акустических систем DALI Oberon стало применение в бюджетной линейке динамических головок с магнитной системой, в основе которой лежит фирменный материал SMC (Soft Magnetic Compound). Oberon стали самыми доступными колонками DALI, в которых используются такие драйверы, причем в серии Zensor, преемниками которой стала новая линейка, материал SMC не применялся.

Этот инновационный материал представляет собой мельчайшие металлические шарики, покрытые специальным химическим составом для лучшей адгезии. Из SMC изготавливаются керны магнитных систем в большинстве динамиков, производимых компанией DALI. Применение этой технологии позволяет существенно снизить уровень гармонических искажений третьего порядка в магнитной системе, а также значительно улучшить термическую стабильность на высоких уровнях мощности.

Чтобы подчеркнуть эту особенность новинок, директор по разработкам Ким Кристиансен (Kim Kristiansen) подробно рассказал об этом материале и продемонстрировал некоторые его свойства.

К примеру, при помощи обычной электроплитки (ну, не совсем обычной, конечно — плитка была индукционной) он разогревает керны, часть из которых выполнена из железа, а часть — из SMC.

 

Картинка с инфракрасной камеры наглядно демонстрирует насколько отличаются эти материалы по устойчивости к нагреву.

Компания DALI использует в своих акустических системах динамические головки только собственного производства, что в индустрии встречается не так часто.

Причем, динамики изготавливаются здесь же — на фабрике недалеко от Ольборга.

Для нанесения клея при креплении диффузора используется робот. Человек обеспечить нужную точность и равномерность этой операции не может.

 

Это необходимо, чтобы не возникало зон напряженности в диффузоре и сохранялась параллельность движения катушки в магните.

Кроссоверы, как и динамики, изготавливают в этих же цехах. В процессе производства используются вполне аудиофильские подходы: разводка печатных плат максимально упрощена, применяются катушки индуктивности без сердечников, конденсаторы и резисторы — только от именитых производителей. Все соединения внутри колонки делаются качественными кабелями из бескислородной меди.

Наконец, корпуса АС в DALI не заказывают сторонним фирмам, как делают многие акустические бренды, а производят самостоятельно.

Со склада поступают листы MDF, и начинается волшебство.

 

Ламинирование корпусных панелей виниловой пленкой выполняется на старейшем на фабрике станке.

Впрочем, несмотря на возраст, агрегат по сей день успешно справляется с возложенной на него задачей.

Финальная полировка корпусов доверена заботливым женским рукам.

Вообще, в цехах фабрики женщины встречаются намного чаще мужчин — они аккуратнее и чаще замечают возможные изъяны в работе, в то время как у мужчин довольно быстро взгляд замыливается.

 

Наконец, финальная сборка. Если старшие серии акустических систем полностью собираются вручную, то монтаж динамиков в колонках линейки Opticon, занимающих среднюю позицию в номенклатуре компании, доверили роботу.

Бесконечно долго можно наблюдать за пламенем, текущей водой и размеренной работой производственного робота.

Но большинство операций по сборке проводятся только вручную.

После завершения сборки проводится первичный контроль качества. С готового изделия снимается АЧХ и сравнивается с эталонной характеристикой.

Процесс практически полностью автоматизирован, и вердикт о прохождении тестов выносит компьютер.

Кстати, эталонные образцы колонок хранятся здесь же, в цеху.

Для более тщательного контроля качества продукции на фабрике есть отдельный цех.

Здесь же проводят ресурсные испытания опытных образцов новых моделей техники.

 

Своеобразная печь для температурных испытаний корпусных панелей.

Температурные режимы строго выдерживаются компьютером.

Этот робот тестирует поверхность колонки на истирание.

Звукоизолированный контейнер для проверки работоспособности акустики на максимальной мощности.

Здесь можно увидеть срез стенки этого контейнера, защищающей окружающих от шквала децибел.

Неожиданная встреча на складе компании, расположенном здесь же, буквально стена в стену.

И тут же за углом опять…

Интрига разрешилась быстро. Дело в том, что производственная компания DALI выросла из дистрибьюторской сети HiFi Klubben — одного из крупнейших продавцов AV-техники в скандинавских странах и Германии. Соответственно, на территории фабрики DALI расположен центральный распределительный склад торговой сети.

 

В таких контейнерах ежедневно товар отправляется по магазинам сети.

С розничной торговой сетью HiFi Klubben связано еще одно подразделение, расположенное на территории фабрики DALI — это единый сервисный центр.

Сюда ежедневно доставляют неисправную технику со всех магазинов сети. Команда высококлассных профессионалов дает компонентам вторую жизнь и отправляет назад клиентам.

Традиционно компания DALI предлагает своим гостям принять участие в производственном процессе. В этот раз мы собирали настенные колонки DALI Opticon LCR.

После стандартной для фирмы процедуры выходного контроля качества следует столь же традиционная акция по подписанию сопроводительной таблички, которая будет наклеена на заднюю стенку колонки.

А теперь покидаем производственные цеха и заглянем в демонстрационные комнаты компании.

Эти залы призваны, что называется, демонстрировать товар лицом,

потому дизайну при их оформлении уделено внимания ничуть не меньше, чем акустической обработке.

 

Кроме классического стерео, представленного в нескольких местах, в отдельной комнате организован настоящий домашний кинозал.

В заключении расскажем о DALI сухим языком цифр. Компания образована 35 лет назад в 1983 году. Сегодня на фирме трудятся более 300 сотрудников, которые в 2020 году выпустили около 250 тысяч акустических систем, реализованных в 68 странах мира. Причем, 93 процента продукции было отгружено на экспорт. Компания имеет две фабрики — в Дании общей площадью 22 тысячи квадратных метров и в Китае в городке Нинбо на северо-востоке провинции Чжэцзян общей площадью 5,5 тысяч квадратных метров. В последние годы компания растет примерно на 10 процентов каждый год.

В следующей части репортажа читайте интервью с генеральным директором компании DALI Ларсом Ворре.

Продолжение следует…

Анатолий Максименко

07 ноября 2020 года

Редакция Hi-Fi.ru

Характеристики напольных моделей

Наибольшего внимания в этой линейке заслуживает модель Fazon Sub 1. Это далеко не премиальная версия и даже не представитель высшего класса, но данный сабвуфер является образцовой реализацией качественного оборудования среднего уровня. Итак, напольная акустика Dali в исполнении Fazon Sub 1 ориентирована в первую очередь на извлечение глубоких басов. Форма аппарата напоминает куб небольших размеров, при этом мощность системы достигает 90 Вт. Аппаратура способна работать в частотном диапазоне от 37 до 200 Гц, а дополнение в виде встроенного усилителя позволяет качественно поднимать уровень звучания на ответственных участках.

 

напольная акустика dali

Использовать данную систему рекомендуется для многоканальных систем. Благодаря наличию НЧ-динамика и 16,5-сантиметрового диффузора низкие частоты проигрываются гладко и равномерно, что, впрочем, свойственно многим моделям Dali. Акустика наибольший эффект демонстрирует в помещениях площадью до 20 м2, но при качественном дополнении мощными усилителями не исключено и достойное раскрытие потенциала в условиях большего пространства.

Внешний вид

Дизайн, как и звук — вещь достаточно субъективная. У меня лично никаких вопросов по дизайну к паре белоснежных Jamo S 809 не возникло. Это один из тех случаев, когда фото не сможет передать ощущений — лаконичность и простота действительно радуют. Смотрятся достаточно строго, но удачно подобранные вторичные цвета эту строгость разбавляют.

Например, цвет рупора для дюймового твитера. Его черный тканевый купол лежит в симпатичном блюдце, по цвету и текстуре напоминающем древесину дуба. Ниже в ряд расположились три пятидюймовых драйвера из алюминизированной полифибры (это какой-то хитрый трехслойный сендвич). Отвечают они за низкие и средние частоты. Цвет диффузора, видимо, продиктован материалом его изготовления и выглядит как «спокойный серый».

Подвесы драйвера традиционно черные. Также на передней панели, внизу, расположился и фазоинвертор щелевого типа. Сочетание такой палитры очень уместно — строго, стильно и лаконично. При необходимости всю эту красоту можно закрыть грилем на магнитных креплениях. Но на мой взгляд, без них Jamo смотрятся лучше.

На задней панели, кроме четырех пар контактных клемм для акустического провода, ничего обнаружить не удалось. Но не спешите прогревать свои бивайринговые кабели, господа. Вторая пара клемм предназначена для кинотеатралов — и только!

Все становится на свои места после взгляда на верхнюю панель акустики: там по углам расположились встроенные заподлицо две пары металлических втулок. Это посадочные места под дополнительный модуль S8 ATM с еще одним излучателем. С его помощью, собственно, и реализуется тот самый Dolby Atmos Ready. Втулки же выступают и в роли контактных площадок для передачи сигнала к высотному модулю, а клеммы вынесены на тыльную сторону напольников.

Находчивый плотник спрятал всю проводку внутри, чтобы свисающие провода лишний раз не беспокоили перфекционистов-кинотеатралов. Само по себе это интересное решение. Но если в планах покупателя нет апгрейда до полноценного кинотеатра? Сидя на диване, эти втулки разглядеть мне не удалось. Но когда я танцевал под Madeleine Peyroux, втулки периодически отвлекали и я сбивался с ритма. Хотя, не скажу, что это белое пятно на черном холсте — они маленькие и, в целом, могут быть приняты за элемент декора.

Опорой для АС служит металлическая крестовина, которая не выбивается из общего дизайна. Но при необходимости она может быть демонтирована и заменена на шипы.

 

Характеристики полочных моделей

В ассортименте датского производителя предусмотрено несколько вариантов акустики этого типа, но самым рациональным исполнением считается семейство Ikon. В данном случае соблюден баланс стоимости и эксплуатационных качеств, что, опять же, привлекает немалую часть ценителей хорошего звука. Наибольший интерес вызывает акустика Dali Ikon в модификации MK2. Это еще не премиальный уровень, но уже и не начальная категория с базовыми характеристиками.

полочная акустика dali

В распоряжении пользователя оказывается 2,5-полосная система с чувствительностью 86 дБ и предельным акустическим давлением 105 дБ. Спектр поддерживаемых частот варьируется от 45 до 30 000 Гц, а коэффициент искажения соответствует 6 Ом. Диапазон рекомендуемой мощности для усилителя составляет от 25 до 100 Вт, при этом желательно, чтобы дополнительная аппаратура была представлена тоже маркой Dali. Акустика в комплексе с оборудованием своего же бренда, как правило, обеспечивает более высокую эффективность.

Прослушивание

Компанию нам с Jamo составила вертушка Music Hall mmf 3.3, в смелом белом цвете под стать акустике. Конкурентом винилу был проигрыватель Magnat MCD 1050, лампы которого мило выглядывали сквозь окошки. Над усилением трудился Magnat 780 с не менее милыми лампами и, как оказалось, с неплохим встроенным фонокорректором.

Выходит, что из бюджета вышел только проигрыватель CD-дисков — он заметно дороже всех компонентов в сетапе. Остальные же составляющие по цене сопоставимы и вполне могут оказаться в составе чьей-либо домашней системы с похожим бюджетом.

Первой под рукой оказалась пластинка Nina Simone, но дата оригинального релиза годилась мне в бабушки, и, к сожалению, с ней устроить разбор полетов для Jamo не представилось возможным. Следующим в ход пошел William Orbit с релизом «My Oracle Lives Uptown» — кардинальная противоположность Нине.

Но это хорошая проверка, на что способны S 809 в части низких частот: можно выделить хорошо проработанный и контролируемый мидбас, который к тому же показал отличную плотность и скорость атаки. Не хватило мне глубины басовой линии — примерно после 50 Гц ощущается нехватка тела и смягчение текстур. Однако ведь на такие вещи способна не всякая акустика даже вдвое дороже этой.

Как альтернатива винилу — на одном из CD-дисков была запись а-ля «drum improvisation». Бас, который из S 809 смогла достать «цифра», мне понравился больше: более низкие герцы активнее полетели в мою сторону в сопровождении чуть более плотной атаки и немного лучшего контроля. Хорошо передались текстуры барабанов.

В целом, от басовой линии остались скорее положительные впечатления — мне понравилось, как шесть достаточно небольших драйверов могут создать хороший панч, при этом не влияя на проработку средних частот. А с глубиной мы вроде разобрались.

 

Для средних частот хотелось что-нибудь посложнее, чем синтетический звукоряд Уильяма. И здесь наши глаза встретились: прямо на меня с обложки альбома «Careless Love» смотрела Madeleine Peyroux. На первом же треке, когда началась вокальная часть, я невольно улыбнулся: а Jamo не так просты, как я думал! Вокал зазвучал легко и естественно, с подробной проработкой нюансов и обертонов, но без навязывания этих деталей слушателю. Инструменты приятно отделились и не мешали Мадлен тембрально эмоционировать, но и потеряны не были.

Думаю, что здесь старания Jamo дополнились хорошей записью альбома, и в итоге я получил некую долю «вау», не буду скрывать. Я поддался на провокацию: вокал был спозиционирован передо мной и хорошо артикулирован, в дополнение ко всему легкий шорох от видавшего виды винила — получилось весьма атмосферно и занятно. Настолько занятно, что в конце теста я еще раз прослушал несколько композиций.

Соперничал с ней Фредди Меркьюри с композицией «Another One Bites The Dust» на CD. Фредди в своей манере, со сложными вокальными пассажами заставил Jamo S 809 изрядно потрудиться. Здесь мне не хватило разборчивости вокала в первой половине трека — в тех моментах, когда Фредди пытается петь ниже той позиции, где у него это получается хорошо. Впрочем, здесь опять же стоит вспомнить о ценовой категории тестируемой акустики.

Во второй части этого же трека — вполне приемлемая работа Jamo с высоким вокалом: черезмерной резкости я не ощутил. Но с другими треками, где есть огрехи в записи и/или сведении — пощады не ждите! Как в части высоких средних частот, так и с высокими частотами — если в треке есть проблемы, вы их услышите.

Разбираясь с высокочастотным диапазоном, в ход пошла тяжелая артиллерия — релиз на виниле «Rock Candy Funk Party». Весьма агрессивные фанковые композиции, которые часто заставляют притопывать в такт. И высокие частоты действительно агрессировали там, где это было нужно. Местами мне было даже несколько дискомфортно. Но это не был, как говорят, «песок» или «битое стекло».

Отработка высоких частот остается на хорошем уровне, если этот уровень есть в записях. И что-то мне подсказало, что «лучше цифры не найдешь» — рука потянулась к диску, который уже был испытан для басовой составляющей. Тот самый трек с «drum improvisation» выручил меня, так как тарелочки там прописаны так же хорошо, как и бочка. А под конец еще и гитара обнаружилась!

Здесь претензий у меня не нашлось: точно, детально, с плавными затуханиями. Хотя, возможно, ВЧ поданы с небольшим акцентом. Но это вряд ли претензия — так, пунктик. Кстати, вспомнил: если для вас это все же не пунктик, а намек на претензию — комплектные грили чуть убавят высоких частот, проверено.

Ну и самая хайфайная составляющая — построение воображаемой сцены. В целом, я остался доволен хорошим позиционированием вокала, а в записи импровизации на барабанной установке было понятно, где в пространстве находится тот или иной барабан. Позиционирование не предельно точное, но вполне приемлемое.

 

Характеристики подвесных моделей

В этой линейке также немало хороших вариантов, среди которых и продолжение серии Ikon. Однако есть смысл обратиться к другому семейству компании – Motif LCR. Акустика способна воспроизводить частоты в диапазоне 78-25 000 Гц, располагая при этом чувствительностью на 89 дБ и уровнем сопротивления на 6 Ом. Интересной особенностью модели является то, что она может использоваться и как полочная акустика Dali в небольшом помещении. Впрочем, при желании место размещения может иметь и большую площадь – например, если дополнить систему усилителем на 120 Вт. Универсальность этого оборудования отмечается и в других рабочих параметрах. Модель годится для эксплуатации в качестве стереосистемы, в многоканальном комплексе, а также эффективно себя проявляет как центральная колонка. Удобные системы крепления позволяют легко справиться с монтажными операциями, что также имеет значение при эксплуатации.

акустика dali ikon

Предыстория

Так уж сложились обстоятельства, что приобщиться к «скандинавскому» звуку или хотя бы прослушать АС родом из Скандинавии (может быть, это одно и то же?), у меня не было возможности. Однако довольно часто на тематических форумах при обсуждении акустики я встречал приведенные выше обозначения, и в моем представлении уже сложилась какая-то картинка.
К примеру, холодные, колкие высокие частоты; максимально нейтральные и «без души» средние; строгий бас, который не допускает никакой распущенности и своевольства. Примерно так я и представлял себе тот самый «нордический характер». И это наводило на мысль, что вряд ли такой звук мне понравится. Но обо всем по порядку.

Давным-давно, более сорока лет назад, жил-был в Дании плотник-аудиофил Пребен Якобсен, который в свободное от работы время не мог отдыхать — и продолжал пилить. Потому что мечтал он об акустике, которая и звучать будет хорошо, и для дизайнерских решений не станет камнем преткновения. И это тот случай, когда у человека получилось — через три года после начала своих опытов Якобсен вместе с компаньоном Мортенсеном открыли первую фабрику по изготовлению акустики, а еще через три года их ожидал стенд на Берлинской всемирной ярмарке электроники!

Горячие ребята из холодной Дании развивались стремительно — способствовали тому интересные дизайнерские решения Якобсена и талант продавца у Мортенсена. Кстати, название фирмы сложилось из первых букв их фамилий, и на русском языке звучит как «Ямо».

Теперь передо мной один из результатов работы фирмы — Jamo S 809. Они входят в серию «Studio 8», которая объединяет в себе готовые комплекты кинотеатральной акустики Dolby Atmos Ready. S 809 являются старшими в этой серии — фронтальные напольные колонки.

Но сама серия — бюджетная, из тех вариантов, когда стоимость пары напольников не превышает 50 000 рублей. В реалиях современного Hi-Fi — это бюджетный сегмент, где за почетное место в жилище меломана/аудиофила борьба не менее жестока, чем в более дорогих сегментах. И даже более: ведь сделать хороший звук за большие деньги куда проще.

Отзывы о продукции Dali

Аудиопродукцию скандинавских специалистов нельзя назвать доступной по цене и тем более бюджетной. Основу ассортимента составляет средний уровень, поэтому и запросы аудитории соответствующие. Многие пользователи отмечают ровное, чистое и детализированное звучание, которое обеспечивает акустика Dali. Отзывы подчеркивают уверенное поддержание баса, а также качественную и строгую проработку верхнего диапазона в большинстве моделей. Есть и немало положительных откликов относительно физического качества исполнения колонок. Владельцы высоко оценивают материалы изготовления, отмечая их прочность, которая сочетается с благотворным влиянием на характеристики воспроизведения.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *