Pink Floyd — The Dark Side of the Moon 1973


Совпадение или замысел?

В 1995 году в американском издании The Journal Gazette появилась оригинальная статья. Автор, Чарли Саваж, утверждал, что если смотреть фильм 1939 года «Волшебник страны Оз» и прослушивать при этом The Dark Side of the Moon, то наблюдаются странные вещи. Треки с пластинки необъяснимым образом «ложатся» на события из фильма.

К написанию материала журналиста сподвигли комментарии фанатов на официальном сайте группы, обнаруживших этот феномен. Чарли провёл собственный эксперимент, результатом которого и стал опубликованный материал. Квинтэссенцией статьи был вывод, что фильм напоминает длинный клип на The Dark Side of the Moon.

Поклонники группы, первыми заметившие необычный эффект, считали это мистикой. А вот поднявшаяся волна исследований и дебатов на радио и форумах после публикации Саважа рассматривала это вовсе не как нечто загадочное. Появилось мнение, что музыканты Pink Floyd изначально сочиняли материал для альбома как саундтрек к фильму. К тому же в 2000 году выходит «Волшебник страны Оз» с «Обратной стороной луны» в качестве музыкального сопровождения. Противники этой версии утверждали, что она притянута за уши.

Тем не менее, Чарли описал несколько моментов, демонстрирующих, что слова некоторых песен действительно соответствуют кадрам. Так, строчка из Time «никто не сказал, куда бежать» слышна, когда главная героиня выбегает из дома для спасения собаки Тото. Другой пример касается песни Brain Damage («Повреждение мозга»). Первые аккорды звучат, когда Страшила мечтает о мозгах, лёжа на траве. К тому же в песне есть строчка The lunatic is on the grass/Безумец на траве. У Саважа имеется ещё несколько подобных примеров.

Поиск таких совпадений приобрёл масштабы эпидемии. Едва ли не каждый фанат «Пинк Флойд» считал своим долгом найти их и обязательно поделиться своим открытием.

Вот лишь один из десятков случаев:

«Меня совершенно не волнует, что эти догадки звучат невероятно, но некоторые детали отлично подходят друг к другу. Я дошел до того, что поставил диск на повтор, и до сих пор под впечатлением от увиденного: когда Дороти стучит в дверь, ведущую в Волшебную страну, в треке «Eclipse» мы слышим именно стук! Дороти открывает глаза как раз в тот момент, когда играет строчка «Домой, снова домой,» – делился исследователь.

И ещё один момент, отмеченный фанатами: звук, похожий на сокращения сердечной мышцы, в альбоме слышен, когда Дороти прикладывает ухо к груди Железного дровосека, чтобы услышать стук сердца.

Не стоит забывать, что многие фанаты группы не понаслышке знакомы с психотропными веществами.

Pink Floyd «Wish You Were Here» SACD, 2CD + 2DVD + Blu-ray (5.1)

Immersion Box Set: 2CD + 2DVD + Blu-ray

Hybrid SACD: 5.1

Blu-ray:

LPCM 96/24 5.1

LPCM 96/24 2.0

+ Wish You Were Here 4.0 Quad Mix (1975) 24 bit / 96 kHz Uncompressed

+ Wish You Were Here Original Stereo Mix (1975) 24 bit / 96 kHz Uncompressed

+ Concert Screen Films, 1975 Stereo

+ Storm Storgerson Short Film, 2000

+ Concert Screen Films, 1975 5.1 Surround Mix

SACD, Disc 5 — Bly-ray: High Resolution Audio and Audio-Visual Material, Wish You Were Here 5.1 Surround Mix (2009) 24 bit / 96 kHz Uncompressed

  1. Shine On You Crazy Diamond (Parts 1-5)
  2. Welcome To The Machine
  3. Have A Cigar
  4. Wish You Were Here
  5. Shine On You Crazy Diamond (Parts 6-9)

Backing Vocals — Carlena Williams, Venetta Fields Bass Guitar, Vocals, Lyrics By — Roger Waters Drums — Nick Mason Guitar, Vocals — David Gilmour Keyboards, Piano, Vocals — Richard Wright

Mastered by James Guthrie, Joel Plante

Original recording engineer: Brian Humphries 5.1 surround mix by James Guthrie Assistant engineer Joel Plante Mixed and mastered at Das Boot Recording DSD authoring for SACD by Gus Skinas

SACD: Pink Floyd Music Ltd / EMI Records Ltd (50999 522433 2 5), 2011

Immersion Box Set: Pink Floyd Music Ltd / EMI Records Ltd (50999 0 29435 2 7), 2011

Ещё большую сумятицу в ум принесла морока сравнения, какой из миксов лучше: квадра или пятиканальный. Всё очень сложно, так как лучшее враг хорошего. Я до сих пор не могу вынести вердикт даже для себя самого, потому что где-то сильнее одни, а где-то другие композиции. Наверное, их комбинация сложит этот паззл в «правильную» картину.

Итак, слушаем и оцениваем Wish You Were Here 5.1 Surround Mix (2009) by James Guthrie.

1. Shine On You Crazy Diamond (Parts I — V) [13:31]

Saxophone – Dick Parry

Written by David Gilmour, Richard Wright, Roger Waters

Начало программного эпика внушает оптимизм. Хорошо слышно, как два синтезатора равномерно нарастают сзади и спереди. С началом второй части, когда спереди заводит своё соло гитара, тыл, даже, становится приятно громче. И тут замечаешь, что взятые на синтезаторых ноты/аккорды статичны, а могли бы как-нибудь «поколыхаться», «повибрировать» что ли… Вместо этого, при вступлении барабанов (часть 3), инженер оголяет тылы, оставляя там эхо, к тому же уменьшает их громкость. Ну вот, приехали. А я уже поверил, что этого не произойдёт: получили дисбаланс и пресловутая схема «буква П». Часть 4 оживлена статичным синтезатором в левом тылу. Правый фланг пустоват, мы же не считаем наполнением его эхом трудной работой. Лишь микс пятой части (с вокалом) можно назвать ярким из-за дискретных вокалов, соло-гитары и, конечно, полёта саксофона во все стороны по странной траектории. Кстати, даже в этой кульминации дисбаланс никто не выправил. Фронты доминируют, тылы – сателлиты. 9 баллов.

2. Welcome To The Machine [7:25]

Written by Roger Waters

Единственный однозначный успех Джеймса Гатри в этой программе, с которым не поспоришь: 10-ка. « «лифт», как я его называю, становится драйвером, с которого запускаются вразнос всё части «адского механизма шоу-бизнеса». Из каждого угла пульсируют шестерёнки, поршни, колен-валы и паровые молоты. Да, я так себе всё и представлял. Не стой под стрелой, успевай отворачиваться, а то зашибёт.

3. Have A Cigar [5:08]

Vocals – Roy Harper

Written by Roger Waters

«Возьмите сигару» по потенциалу равна «Машине». Однако, Гатри упростил себе жизнь, поставив тылы в вассальное положение: эхо, отголоски фронтов. И хотя, дисбаланс едва слышен, говорить о полновесной нагрузке задних каналов не получится. Начиная с таймера 24:20 на подмогу пришёл мистер Гилмор. Его соло я бы запустил полетать сразу, а не только в конце, как это сделал инженер. 9 баллов.

4. Wish You Were Here [5:33]

Written by David Gilmour, Roger Waters

Единственный однозначный неуспех Джеймса Гатри в этой программе. «Радио-голоса» начинают балладу в правом тылу, их подхватывает плевок и акустическая гитара в центре. Эта перекличка наискосок сменяется развёртыванием аранжировки вширь, но не вглубь. Пустые, с эхом, тылы холодят спину слушателя до самого конца. Даже перетекающий в финальную часть эпика ветер позиционирован спереди. Ну, какой же это тогда ветер?

Что тут ставить? Как оценить? 5, 6 или 7?

5. Shine On You Crazy Diamond (Parts VI — IX) [12:36]

Written by David Gilmour, Richard Wright, Roger Waters

Народившаяся дискретность шестой части «Бриллианта», думаю, звучала бы ещё эффектней, буде её завёл ветерок из титульной композиции. Синтезаторы захватили углы и усердно вторят друг другу. Вступившие в эту игру гитары занимают свои позиции и, вроде, всё идёт очень здорово. Между тем, нет-нет, да пропадёт баланс, опустеют на момент «задворки». В вокальной части соло-гитара, заняв левый тыл, ушла оттуда довольно быстро. Следующее её появление в центре не торопится оживить пространство своим движение: сидит сиднем спереди и давит всех в округе. Лишь кода альбома радует позиционированием синтезаторов и ярким динамическим эффектом. Можете за все 12+ минут поставить 10. Я не смогу, слышу тут 9.

Подведу итог. Джеймс Гатри остаётся верен своему пониманию объёмного звука: фронтам всё, тылам, что там под руку в аранжировке попадётся. Также заметно пренебрежение силы динамических эффектов. Выводя средний показатель, получил 8,5+, которые округляю до 9.

Другие многоканальные альбомы Pink Floyd, David Gilmour, Roger Waters, Andy Jackson и прочих стилистически похожих групп:

  • Pink Floyd «The Division Bell» Blu-ray, DVD
  • Pink Floyd «A Momentary Lapse Of Reason» Blu-ray
  • David Gilmour «On An Island» DVD
  • Roger Waters «Amused To Death» CD + Blu-ray, SACD
  • Andy Jackson «Signal To Noise» CD + DVD-Audio
  • David Gilmour «Rattle That Lock» CD + DVD, CD + Blu-ray
  • Pink Floyd «The Endless River» CD + DVD, CD + Blu-ray
  • Pink Floyd «Atom Heart Mother» Blu-ray
  • Marillion «Clutching At Straws» 4CD + Blu-ray
  • Magenta «The Twenty Seven Club» CD + DVD
  • Pink Floyd “The Dark Side Of The Moon”
  • Pink Floyd «Wish You Were Here» 2CD + 2DVD + Blu-ray (4.0)
  • RPWL «Stock» CD + DVD
  • RPWL «Wanted» CD + DVD
  • The Alan Parsons Project «Tales Of Mystery And Imagination Edgar Allan Poe» 3CD + 2LP + Blu-ray, Blu-ray
  • Steve Hackett «Voyage Of The Acolyte» DVD
  • SQUACKETT «A Life Within A Day» CD + DVD
  • Barclay James Harvest «Octoberon» 2CD + DVD
  • Theo «The Game Of Ouroboros» CD + Blu-ray

Σ = 9

1 = минимальный балл для микса, который хуже, чем стерео.

2 = то же, что и стерео.

3 = чуть лучше, чем стерео. Скажем, появилось эхо в тылах, ожил центральный канал.

4 ~ 9 = интенсивность микса нарастает.

10 = образцовый микс.

Ответ музыкантов «Пинк Флойд»

А участники Pink Floyd устали опровергать версию поклонников. Музыканты настаивали на том, что все вышеописанное далеко от реальности.

Дэвид Гилмор

Дэвид Гилмор откровенно смеялся над этой «теорией заговора». Ник Мейсон называл идею доморощенных конспирологов глупостью. Музыканты объясняли, что в студии звукозаписи просто не было физической возможности включить фильм, чтобы вплести в его сцены нужные слова песен.

К тому же, если предположить, что The Dark Side of the Moon всё же изначально задумывался как саундтрек, то почему группа записала 43-минутный звуковой ряд, тогда как кинокартина длится более полутора часов?

В 2003 году Алан Парсонс, звукорежиссёр альбома, назвал версию фанатом полным бредом и объяснил свою точку зрения как профессионал: «Любой звукорежиссёр скажет вам, что музыка и видео могут свободно «дрейфовать» при сведении. К примеру, запись уже закончена, а музыка может продолжаться в течение 20 секунд! Руководствуясь этим принципом, можно найти совпадения где угодно!»

А что фанаты? Поклонники рок-музыки приняли слова Алана как руководство к действию и продолжили искать совпадения с фильмами у других исполнителей. «The Black Album» Металлики интерпретировали как музыку к «Матрице», а диск «Нирваны» Nevermind «идеально ложился» на картину «Помни».

Научную базу под ситуацию с фанатскими и журналистскими экспериментами и выводами подвёл Карл Юнг задолго до появления The Dark Side of the Moon. Психиатр указывал в своих трудах, что мозг склонен искать даже несуществующие связи между явлениями, чтобы подтвердить правоту теории, в которую человек искренне верит. Иначе серое вещество может «перегореть». Такая вот защитная реакция.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: