Названию модели созвучны слова «оптика» и «оптимизация». Второе приходит на ум при взгляде на сочетание покрытой глянцевым лаком передней панели и отделанных шпоном остальных стенок корпуса. Чем-то напоминает подход некоторых автомобилестроителей, у которых качество пластика в салоне меняется в зависимости от того, можно ли до него дотянуться и пощупать. А те детали, что скрыты от глаз, выполнены и вовсе из самого дешевого материала. Интересно, что если смотреть на Opticon 6 в профиль при определенном освещении, возникает оптическая иллюзия: чудится, будто передние панели отделены от корпуса. Короче, решение интересное, но неоднозначное.

 


С надетыми защитными решетками колонки практически не привлекают внимания

Остальные элементы внешности кажутся хорошо знакомыми — это гибридные твитеры и армированные древесными волокнами бумажные диффузоры фирменных динамиков. В их магнитную систему из более дорогой серии Rubicon перекочевал патентованный материал SMC (Soft Magnetic Compound) с низким гистерезисом и малыми вихревыми токами. Благодаря ему повысилась линейность НЧ-динамиков, а благодаря меньшему нагреву — стабильность их работы.

Нелинейная арифметика

В характеристиках АС, данных производителем, число полос указано как 2,5+0,5. Сколько же это на самом деле? Если говорить простым и понятным языком, можно подойти формально и сказать, что их четыре, поскольку каждому из четырех имеющихся динамиков отведены различные частотные диапазоны. Просто они частично перекрываются — один низкочастотник работает до 800 Гц, а другой — до стыковки с высокочастотной секцией, которая приступает к делу с 2200 Гц. Она для DALI, можно сказать, традиционная, представляющая собой уже хорошо знакомый блок из купольного и ленточного твитеров, первый из которых обслуживает практически весь слышимый диапазон высоких частот, от упомянутых 2200 Гц до 20 кГц, а второй начинает ему помогать с 14 кГц.

 


Фазоинвертор Opticon 6 настраивается на частоту 42 Гц

Акустику датской компании, содержащую подобные гибридные твитеры, рекомендуется ставить параллельно друг другу, без разворота на слушателя. В моем случае оптимальная картинка была достигнута в промежуточном положении — с частичным поворотом. Иначе (с использованием рекомендованного положения) центр стереосцены становился несколько неустойчивым.

Разумеется, многое зависит от помещения, но в целом можно считать, что Opticon 6 очень неприхотливы в плане размещения. Достаточно соблюсти расстояние между АС и слушателем и подобрать их направление. Справедливости ради отмечу, что встречал у DALI еще менее требовательные к установке модели.

Слушал я DALI Opticon 6 с усилителем, подходящим по ценовой категории, Denon PMA-1600NE. В качестве источников выступали проигрыватель Moon 650D и рекордер Sony PCM-D100. Колонки подключались акустическими кабелями Atlas Equator MkII. Чуть позже в тестировании принял участие заметно более дорогой усилитель Denon PMA-2500NE. Зачем и с каким результатом, будет ясно чуть позже.

 

Мировая презентация новой серии акустических систем DALI OPTICON
Мировая презентация новой серии акустических систем DALI OPTICON
Мировая презентация новой серии акустических систем DALI OPTICON
Мировая презентация новой серии акустических систем DALI OPTICON

 

Акустические системы DALI Opticon 6

DALI расшифровывается как Danish Audiophile Loudspeaker Industries, так что название компании не только говорит о направлении её деятельности, но и задаёт планку качества. И с качеством здесь действительно всё в порядке — даже относительно недорогие Opticon 6 производят впечатление безукоризненно выполненных изделий.

В настоящее время DALI – один из немногих производителей акустики, сохранивших производство в Европе и не продавших свои активы азиатским инвесторам. Звуковая идеология и принципы конструирования были заложены её основателем, известным специалистом в области аудио Питером Лингдорфом, и инженеры компании не изменяют им до сих пор.

Модель 6 – вторая сверху в линейке Opticon, получившей награду EISA как «Лучшие акустические системы для домашнего кино 2020 – 2017». Кино, конечно, важнейшее из искусств, но мы всё же будем оценивать исключительно музыкальные способности этих метровых башен. Но для начала поближе познакомимся с материальной частью.

Звуковая идеология и принципы конструирования были заложены основателем, известным специалистом в области аудио Питером Лингдорфом.

В конструкции Opticon 6 почти нет элементов, которые можно было бы назвать обычными. Прежде всего, полос в этой системе не две и не три, а 2,5 + 0,5. Это значит, что в паре НЧ/СЧ драйверов один работает в полном диапазоне, до стыковки с купольным твитером на 2200 Гц, а второй фильтруется гораздо ниже, на 800 Гц. Такая же история с твитерми: верхний, ленточный, работает от 14 до 30 кГц, а нижний — от 2200 Гц до 20 кГц, причём спад сверху у него естественный, без фильтра. Это и обозначено как 0,5 полосы. Что даёт такая хитрая арифметика? Во-первых, правильное, без провалов на стыках сведение полос, т.к. они частично перекрываются. Во-вторых, более ровный импеданс во всём диапазоне с малой реактивной составляющей, что положительно сказывается на микродинамике.

Два твитера разного типа, установленные на общей платформе (т.н. гибридный модуль), перекрывают широкий ВЧ диапазон без резонансных пиков, поскольку каждый работает в оптимальной для себя полосе. Общая диаграмма направленности тоже расширена, т.к. купол и лента имеют разную дисперсию.

Ещё одна собственная разработка – 6,5-дюймовые НЧ/СЧ-драйверы. Их диффузоры фирменного коричневого цвета штампуются из смеси целлюлозы с древесным волокном. Такой экологически чистый композит обладает малой массой, высокой жёсткостью и хорошими демпфирующими свойствами. Подвесы из мягкой резины оказывают минимальное сопротивление подвижной системе.

Два твитера разного типа, установленные на общей платформе, перекрывают широкий ВЧ диапазон без резонансных пиков, поскольку каждый работает в оптимальной для себя полосе.

«Мотор» драйверов состоит из мощного ферритового магнита и полюсного наконечника, изготовленного из уникального материала SMC (Soft Magnetic Compound) — полимера с плотным наполнителем из магнитных гранул с высокой коэрцитивной силой. Из такого материала можно изготавливать детали любой формы. Задача этого элемента конструкции – усиливать магнитное поле и фокусировать его в зоне движения двухслойной звуковой катушки. Чтобы корзины динамиков не искажали поле, их отливают из алюминия.

Корпуса изготавливаются на собственной фабрике в Дании по полному циклу – от раскроя листов МДФ на станках с ЧПУ до ручной внешней отделки. Передний щит Opticon 6 имеет толщину 25 мм, для лучшей герметизации динамики установлены через резиновые прокладки. Чтобы заднее излучение диффузоров не воздействовало на чувствительный ленточный твитер, он помещён в изолированную камеру. Массивная пластина гибридного модуля крепится шестью солидными винтами – для устранения вибраций. Основательность конструкции видна и в том, что пара фазоинверторных портов, выведенных на заднюю стенку, не вклеены, а каждый прикручен пятью саморезами. Форма выходных фланцев аэродинамическая, чтобы не возникали завихрения воздуха. Входных клемм четыре, что подразумевает возможность многопроводного подключения.

 

Зона стереоэффекта действительно очень широкая – три человека запросто могут слушать музыку, не ощущая сильных искажений звуковой сцены.

Лицевая панель покрывается лаком и полируется, стенки оклеиваются виниловой плёнкой под чёрный клён и светлый орех (на фото), есть и модный вариант в белой матовой отделке. Для цены менее 100 тыс. рублей за пару выглядят «Оптиконы» просто роскошно.

Каждая колонка перед упаковкой проходит через пост технического контроля, где внимательно осматривается на предмет внешних дефектов, а затем проверяется на попадание частотной характеристики в заданные допуски.

Перед нашим испытанием колонки были поставлены по всем правилам: примерно в 3,5 метрах друг от друга параллельно передней линии, и с точкой прослушивания образовывали равносторонний треугольник.

Первое, к чему начал прислушиваться – нет ли чрезмерного акцента на ВЧ, всё-таки здесь два твитера с перекрытием полос. Специально ставил записи со звонкими и жёсткими тарелками, но дискомфорта не почувствовал. Кстати, производитель не рекомендует направлять колонки на точку прослушивания, т.к. гибридный модуль имеет чуть бОльшую отдачу, чем НЧ/СЧ драйверы (и это неоднократно подтверждалось нашими измерениями), зато разворотом корпусов можно настраивать систему под собственный слух и особенности помещения. Зона стереоэффекта действительно очень широкая – три человека запросто могут слушать музыку, не ощущая сильных искажений звуковой сцены. А сцена впечатляюща, особенно в самом верхнем диапазоне – наполнение спектральными составляющими вызывает ощущение трёхмерного объёма с насыщенной атмосферой. Кроме того, тандем твитеров даёт очень острую локализацию мнимых источников. Хотя и инструменты с более низким спектром тоже чётко позиционируются на слух, с этим у Opticon 6 проблем вообще нет.

Богатый, наполненный звук в области баса и нижней середины скорее получится при подключении колонок медным кабелем с солидным сечением.

Но некоторые особенности имеются, и их нужно учитывать. Богатый, наполненный звук в диапазоне баса и нижней середины скорее получится при подключении колонок медным кабелем с солидным сечением. С плоскими Nordost Blue Heaven появилось ощущение излишней лёгкости, недостатка энергетики. Благодаря наличию ленточного излучателя с медью мы не теряем разрешения на ВЧ, даже немного снимается напряжение в этой области. Второй момент: по всем признакам в области верхнего баса системы имеют сопротивление ниже заявленных 4 Ом, что придётся учитывать при выборе усилителя. Причём большой мощности от него не требуется, с чувствительностью у «Оптиконов» всё в порядке, здесь важна способность работать с низкоомной нагрузкой. Вот почему после пробных саундчеков мы остановились на Simaudio Moon 700i.

В таком варианте можно было просто сидеть и слушать музыку – с драйвом, плотным насыщенным саундом, глубоким и разборчивым басом. На спокойных камерных жанрах акустика проявляла редкую деликатность, показывая малейшие тембральные нюансы и оттенки. Понравился тональный баланс, абсолютно ровный от низкого баса до самой границы слышимости. И при такой линейности звучание отличается живостью, яркостью и динамичностью – но без попыток что-либо приукрасить. Тот нечастый случай, когда в характере систем есть всё необходимое, и нет ничего лишнего, когда точный инженерный расчёт не вредит музыкальности, а наоборот, обусловливает её.

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Simaudio Moon 650D
  • Интегральный усилитель Simaudio Moon 700i
  • Сетевой кондиционер Powergrip YG1
  • Кабели: межблочные QED Reference XLR 40
  • акустические Nordost Blue Heaven, Kubala Sosna Fascination
  • сетевые Supra LoRad 3 x 2,5

МУЗЫКА

 

  1. Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
  2. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
  3. «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
  4. Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013

DALI Opticon 6

Производитель: DALI A/S (Дания)

www.dali-speakers.com/ru

Конфигурация: 4 излучателя, 2,5 + 0,5 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Частота настройки фазоинвертор: 42 Гц || Диапазон воспроизводимых частот: 49 — 32000 Гц (+/-3 дБ) || Чувствительность: 89 дБ (2,83 В/1 м) || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Максимальное звуковое давление: 110 дБ || Частоты раздела полос: 800/2200/14000 Гц || Рекомендуема мощность усилителя: 25 — 200 Вт || Рекомендованное расстояние от стены: 0,2 – 1 м || Корпус: МДФ || Отделка: чёрный клён, светлый орех, белый матовый || Габариты: 1000 x 330 x 195 мм || Масса 1 шт.: 18,9 кг || Цена за пару: 96 600 руб.

Редакция благодарит компанию Pult.ru за помощь в проведении теста

поделиться

Tags: DALIOpticon 6Выбор эксперта

 

 

Места на сцене

При рекомендованной параллельной установке Opticon 6 обеспечивают очень широкую панораму, пожалуй, даже слишком. Вокал на треке «Morning Is Come Again» Мишеля Коломбье позиционировался в центре, но немного размыто. При повороте непосредственно на слушателя ситуация мало менялась; самого приятного звучания и почти естественного размещения исполнителей удалось достичь при частичном повороте колонок к точке прослушивания.


Частоты основного резонанса обоих твитеров лежат за пределами их рабочих диапазонов

 

Попутно отмечу, что благодаря равномерной диаграмме направленности данных АС, особенно на верхах, частотный баланс при изменении угла установки остается практически тем же. Поэтому при установке основные манипуляции служат формированию желаемой стереосцены, и посторонние факторы этому не мешают.

Как с передачей частотного диапазона, так и с динамикой DALI не испытывают затруднений. На самых громких и резких пиках сигнала возникает ощущение, что запас по уровню еще остался. Сразу же захотелось попробовать их с записями высокого разрешения. На альбоме Dead Can Dance «Toward The Within» в формате DSD колонки звучали полновесно и обволакивающе, сплетая вокруг слушателя сверкающую сеть из металлических струн.

Выигрышная подача

К менее совершенным фонограммам Opticon проявляют лояльность. На альбоме Лоис Маршалл, из архива Московской консерватории, помещение, в котором проходило выступление, казалось просторнее, чем на самом деле; частотный диапазон воспринимался шире, чем позволяла техника в 1962 году; в целом запись производила впечатление более современной.


DALI по-прежнему делает ставку на динамики собственного производства

Впрочем, это самый яркий пример украшательства, которое присуще данным АС. Почти любой материал, проходящий через них, кажется чуточку лучше, чем есть на самом деле. Но делают они это достаточно тонко, не скатываясь до китча или гротеска.


Для уменьшения потерь кроссовер расположен сразу же за входными клеммами

Склонность колонок к преувеличению добавляет ощущениям от их исполнения новое измерение — образность. DALI легко переместили меня в воображаемый мир «Сталкера», стоило лишь поставить диск с саундтреками Эдуарда Артемьева. Эта кинематографичность звучания подтолкнула меня после теста пересмотреть клип Art Of Noise «Dragnet». И оказалось, что во время прослушивания трека на испытуемой системе моя фантазия рисовала более смелые повороты сюжета, чем у создателей ролика.

Стоит ли пробовать Opticon 6 с усилителем более высокого класса? Да, безусловно. Когда я подключил их к Denon PMA-2500NE, исчезли многие неточности, а склонность к преувеличению заметно убавилась. Фонограммы в формате DSD заиграли по-аналоговому гладко, а моя тестовая запись ударных из крохотного зала им. Мясковского Московской консерватории стала звучать ближе к оригиналу, без преувеличения объема помещения. Улучшилась точность позиционирования инструментов, но наибольший прирост в качестве получила не акустическая музыка, а рок и поп. Эти жанры стали доставлять особенное удовольствие за счет возросшего контроля баса, ритмичности и микродинамики. Несмотря на уменьшение образности, уже упомянутую «Dragnet» слушать было также интересно благодаря выпуклости и осязаемости всех элементов аранжировки.

 

Конструкция

Как и прочие модели серии, Ikon 8 оснащены гибридным высокочастотным модулем, состоящим из двух излучателей, смонтированных на общей панели. В диапазоне от 3 до 20 кГц работает «пищалка» с увеличенным тканевым куполом диаметром 28 мм, частоты от 14 кГц и выше озвучивает ленточный твитер размером 17х45 мм.

В купольной «пищалке» применяется задняя демпфирующая камера, а катушка излучателя охлаждается с помощью ферромагнитной жидкости. Применение сразу двух ВЧ излучателей позволяет расширить диаграмму направ-ленности акустических систем, это качество разработчики DALI считают одним из важнейших.

Динамики СЧ/НЧ звена Ikon 8: два басовика диаметром 200 мм и среднечастотный драйвер размером 165 мм. Динамики комплектуются литыми алюминиевыми шасси и моторами с двойной магнитной системой. Задний магнит с обратной полярностью обеспечивает экранирование динамика.

Корзины с узкими ребрами жесткости хорошо проветриваются и не вызывают заметной компрессии воздуха позади мембраны. Диффузоры производятся из прессованной бумаги, укрепленной древесными волокнами, и крепятся на каучуковых подвесах с низкими потерями, гарантирующих низкий уровень искажений на предельных амплитудах хода.

В Ikon 8 все динамики СЧ/НЧ звена монтируются в изолированные камеры: сренечастотник помещается в закрытый отсек, боксы басовиков имеют оформление типа фазоинвертор: порт нижнего басовика выходит на переднюю панель, порт второго вуфера смотрит назад.

Кроссовер Ikon 8 собирается вручную на двух виброзащищенных платах. СЧ/ВЧ часть кроссовера помещена в отсек среднечастотного динамика, фильтры НЧ части присоединены прямо к входным клеммам. Компоненты схемы разделительных фильтров подбираются для мак-симальной линейности частотной зависимости импеданса. В результате датские колонки не столь требовательны к используемым усилителям мощности.

Кабинет Ikon 8 отделывается виниловой пленкой черного цвета или под светлый орех.

Выводы

Эта модель у DALI получилась универсальной почти во всем. Она некритична к установке и сработается практически с любым усилителем. Не подойдут Opticon 6 разве что в качестве измерительного инструмента — для любителей аналитичного подхода или в качестве мониторов. Напомню, что речь идет скорее об эмоциональной подаче: у этих АС нет каких-либо формальных неточностей, касающихся АЧХ, детальности или фокусировки. Усилитель классом повыше сможет немного усмирить их чувственность, сделать более нейтральными, а заодно — ритмичными и напористыми.

 


Охлаждению катушки купольного твитера способствует магнитная жидкость

Достоинства: Равномерное звуковое поле, некритичны к размещению. Увлекательная подача, превращающая звуковые образы в визуальные. Ощущение запаса по динамике гарантирует легкость прослушивания. Раскроются еще лучше с усилителем классом выше себя.

Недостатки: Необычное сочетание отделки разного типа понравится не всем. Победить их склонность к преувеличению можно только с помощью более дорогого усилителя.

Официальный сайт: DALI Opticon 6

Цена: 96 600 рублей

Как звучит акустика DALI Opticon 8 и сработается ли она с усилителем Emotiva A-5175?

Всем привет! Раз небольшой интерес к истории сбора системы на Opticon 8 есть, попробую сэкономить кому-нибудь немного времени ))

Тест вашей системы с виниловой вертушкой ответил сразу на несколько вопросов. Искомый ударный бас появился и это просто замечательно! Может быть я не все внимательно прочитал, но нигде так и не увидел, что используется у вас в качестве источника и с какими кабелями? Пусть Оптиконы и не хай энд, но это уже достаточно высокий уровень акустики и в системе с их участием хорошо слышен провал любого звена. Особенно источника. Поэтому подбор своей системы я и начал с источника, причем решил взять сначала цифру, а именно сетевой плеер.

Не послушав, лучше ничего не покупать! Увы, салоны сейчас редко держат в наличии большой ассортимент дорогой техники. На самом деле кандидат в источники нашелся быстро, на него было огромная скидка во всех салонах, видимо дистрибьютор распродавал остаток склада. То ли под Новый год, то ли в ожидании обновления модельного ряда, не знаю. Но для очистки совести послушал то немногое, что было в наличии:

 

Pioneer N-50-k Bluesound Node 2i Cyrus Streamline 2 Sforzato DSP-02

Pioneer разочаровал очень сильно, Bluesound на свои деньги играл вполне прилично, но не более того, редчайший зверь Sforzato DSP-02 (ритейл около 5000$) играл классно, но был далеко за пределами моего бюджета, так же, как и заведомо интересный, но дорогой для меня Naim ND5 XS, который я даже не стал слушать, чтобы не расстраиваться.

Поэтому выбор пал на Cyrus Streamline 2, который тоже проявил себя прекрасно и это на него была большая скидка. Чистый англичанин, очень детальный звук, глубокая и широкая сцена, легкая избыточная аналитичность в ущерб музыкальности. Не лучшее, но достаточно неплохое приложение. Играет до 24/192, не играет DSD. Необычный дизайн на любителя, мне зашел)

Отдельной историей может стать эпопея подключения плеера — начиная от протягивания по квартире качественной витой пары с хорошими разъемами, долгим тестом медиасерверов для компа (пока пользуюсь JRiver Media Center) и необходимостью в итоге сменить старый роутер на современный (скрепя сердце, купил довольно таки дорогой Keenetic Ultra и не жалею, т.к. он полностью изменил всю ситуацию с вайфаем и домашней сеткой). У Кинетика кстати есть свой программный медиасервер, т.е. по идее можно подкинуть винт с музыкой прямо в него, но до теста этого варианта руки пока не дошли.

Следующим этапом стал выбор колонок и тут получилось послушать вот что:

Dali Opticon 6 Dali Opticon 8

Apertura Ariana Mk II Apertura Armonia

PMC Twenty 23 PMC Twenty 24

 

Fyne Audio F502

Sonus Faber Chameleon T Opera Seconda

Наборчик пестрый, диапазон цен до 3000$, колонки, что по ритейлу дороже, отдавали со скидкой с витрины, т.е. они вписывались. Собственно Оптикон 8 предложили в самом начале в том же салоне, в котором я брал Cyrus. Вообще вся история подбора системы показала, что с ребятами из этого салона в большинстве случаев мнение и вкусы совпадают. Но не всегда ))

Dali Opticon 6 — неплохо, но у меня очень большая комната Dali Opticon 8 — понравились сразу, подробнее потом ))

Apertura Ariana Mk II — не интересно Apertura Armonia — интересно, но не за эти деньги )

PMC Twenty 23 — очень понравились, крутые и очень музыкальные колонки, но опять же — не для такой большой комнаты PMC Twenty 24 — понравились меньше, чем 23, дорого

Fyne Audio F502 (клон Tannoy Revolution вроде бы от ребят, раньше работавших на Tannoy) — полное разочарование

Sonus Faber Chameleon T — музыкально, но ничего особенного за эти деньги Opera Seconda — хороший итальянский звук, музыкально, по мне недостаточно детально.

 

Мы прекрасно понимаем, что слабое место этого процесса, это то, что все слушалось не у меня дома, в разных комнатах и в составе совершенно разных систем. Я делал ставку на максимально знакомые треки — они должны были прозвучать так, чтобы мне понравилось. Поэтому положительные впечатления от колонок скорее реальны, чем нет, а вот отрицательные вполне могут быть следствием неправильной системы, которая не смогла их раскрыть. Хотя компоненты везде были достойного уровня.

Сразу отвечу на вопрос, почему в списке нет Dynaudio, B&W, Elac — список можно продолжать бесконечно. Ответ прост — чего-то не было нигде в наличии, что-то, те же Dynaudio или ProAc начинает интересно звучать дороже того бюджета, который был на колонки (1500-2000$), что-то я уже слушал у друзей и знакомых и не понравилось (описывать здесь все, что вообще слышал слишком долго).

Поэтому на втором шаге апгрейда у меня поселились Opticon 8. Сначала белого цвета.

А дальше стало интереснее — нужно было решать вопрос с усилением )

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *