Различия способов звукозаписи

Для начала рассмотрим главное понятие в этой области. В акустике под звуком понимают механические колебания в различных средах и то, как они воспринимаются животными или людьми. То есть это все, что слышат наши уши.

 

Под моно понимается такой метод звукозаписи, при котором все колебания наносятся на носитель информации одной дорожкой и одним микрофоном. Если говорить проще, то это похоже на восприятие звука одним ухом. В данном случае не чувствуется так называемой «звуковой панорамы», все слышится в одной плоскости. Этот метод использовался повсеместно вплоть до 50-х годов прошлого века из-за технической сложности воплощения записи каждого отдельного инструмента и совмещения полученного результата в одну дорожку. При этом данный способ записи дешевле иных и позволяет фонографировать при помощи лишь одного микрофона, поэтому его до сих пор применяют в различных сферах деятельности. Например, в радиовещании.

Моно запись.

В отличие от моно, стерео позволяет использовать запись с двух и более микрофонов, что дает ощущение полного присутствия при прослушивании. Есть и другой способ получить данный эффект, для которого применяется специальный аппаратный инструмент, называемый микшером. В этом случае эффект погружения достигается за счет разнесения по разным каналам монофонических записей. Изначально использовался первый способ достижения стерео, но из-за сложности подобной звукозаписи, с начала 60-х годов прошлого века повсеместно стали применять микшерный метод, также называемый псевдостерео.

 

Домашняя аудиосистема

 

И снова хочу затронуть один из вопросов, будоражащих пытливые умы начинающих, да и не только, аранжировщиков и звукорежиссеров. Вопрос о том, как записывать синтезаторы, драм-машины, семплеры при создании аранжировок – в моно или в стерео.

 

Скажу честно, меня этот вопрос мучил очень долгое время, и я сам с трудом шел к осознанию того, что моно и стерео – это всего лишь два разных режима, и ни в коем случае не свидетельство превосходства одного из них над другим. То есть, запись в один канал – это не ущербность по сравнению с записью в два канала, это просто альтернативный вариант.

Для многих смириться с необходимостью частой работы в моно представляется сложной задачей. Оно и понятно – аранжировщик хочет, чтобы его работы звучали масштабно, объемно, мощно! А при сравнении в лоб записей, сделанных в моно и в стерео, слышимое преимущество в большинстве случаев оказывается не в пользу первого. Естественно, я говорю о том случае, когда Вы включаете звук, к примеру, баса, и слушаете его вне микса. Записали и послушали в стерео – роскошно. Записали в моно – бледно и плоско. И сразу спешим с выводами. Но не все так просто! И сейчас я попытаюсь разъяснить, где зарыта собака.

Моно и стерео с точки зрения физики

Начну с простых и логичных вещей. А именно – с физики звука.

Предположим, Вы хлопаете в ладоши. Каковым является источник звука – монофоническим или стереофоническим? Правильно, моно. Звук исходит из одной точки (или из одной зоны) и распространяется в пространстве в разные стороны. Далее он встречается с разными препятствиями, и, исходя из природы этих препятствий, либо частично ими поглощается, либо отражается от них.

 

Хлопая, Вы слышите этот звук Вашими ушами. Каковым является в этом случае приемник сигнала – монофоническим или стереофоническим? Правильно, стереофоническим. Точнее, бинауральным.

Бинауральность – способность человека или животного определять местонахождение источника звука посредством восприятия его двумя рецепторами – ушами. Если объект находится справа, то звук на долю секунды раньше доходит до правого уха, а затем до левого. Наш мозг мгновенно обрабатывает эту информацию, и мы имеем возможность локализовать источник сигнала. Кроме того, помимо непосредственно прямого звука, наши уши воспринимают и его отражения со всех сторон. И тут же выдает нам данные о том, находимся ли мы на открытой площадке, или в помещении, и если это помещение – то еще и о размерах этого помещения, и даже о том, к какой из стенок ближе находится источник сигнала.

Сумма всех отражений от всех поверхностей помещения создает пространственный эффект – реверберацию. Таким образом, можно сказать, что мы имеем дело с двумя составляющими – источником прямого сигнала и реверберацией.

Вернемся к нашему хлопку. Итак, хлопаем в моно, слышим в стерео. То же самое происходит с большинством музыкальных инструментов. Скрипка играет из одной небольшой зоны, а уши слушателя воспринимают ее звук вместе с акустикой концертного зала. Бас-бочка, малый барабан, томы или любые другие перкуссионные инструменты также издают звук локально, и только потом наш мозг интерпретирует суммарную звуковую информацию в объемную звуковую картину. Бас-гитара, подключенная к комбику, звучит из одной колонки, причем чаще всего даже имеющей всего один динамик. Но даже если динамиков несколько – они работают как единая система, занимающая чуть большее пространство, при этом оставаясь локальной. А уже наши уши воспринимают звук более широко, с учетом отражений.

В принципе, изложенного выше вполне достаточно, чтобы, подойдя к вопросу аналитически, понять, какие инструменты нужно записывать в моно, а какие нет. Тем не менее, я хотел бы еще немного углубиться в тему.

Причины неверных выводов

Вернемся к тому месту, где Вы условно попытались записать звук баса из синтезатора, и сделали вывод о том, что запись в стерео звучит лучше. Посмотрим, почему так получилось.

Во-первых, давайте проверим, включены ли в этот момент эффекты. Скорее всего – да. Почему это неправильно – я расскажу в ближайшем будущем в отдельной статье, а пока давайте примем за аксиому – при записи эффекты нужно отключать. Но если уж у Вас эффекты не были отключены, значит Вы слушали запись не только самого источника (бас), но и его отражений (реверберации). Сравните восприятие любого звука двумя ушами и одним закрытым ухом, закрыв второе! Что слышим? Звук более плоский, его сложно локализовать, понять, с какой стороны он звучит, и так далее.

Так и при записи – Вы записали только часть пространства, а остальную отрезали и выкинули. Естественно, такая запись будет восприниматься негативно. Так что, возвращаемся снова к этапу записи и отключаем эффекты.

 

Смотрим дальше. Вы при записи стерео использовали два канала, а при записи моно – один. А проверили ли Вы, как был панорамирован сигнал при записи моно? Для полноценной записи звука из одного выхода, Вам необходимо в меню этого пресета задать звучание без панорамы. То есть, свести панораму в одну точку – левый канал вправо, правый канал вправо. И брать звук из этого правого канала. А еще лучше – направить этот звук в индивидуальный выход. Естественно, если Вы этого не сделали – то Ваш монофонический сигнал записан неполноценно, и он будет звучать существенно тише, чем в стерео. А так уж устроен человек, особенно если он аранжировщик. То, что слышится тише – априори считается худшим. Естественно, это заблуждение.

Вот теперь сравниваем. У нас есть два чистых сигнала с выключенной обработкой. Один записан полноценным моно, другой стерео. Уверяю, если все сделано, как описано выше – Вы как минимум усомнитесь в том, что стереофоническая запись лучше.

Последствия неправильной записи

Конечно, сидя перед мониторами и сравнивая две записи, сделанные таким образом, можно все еще сохранить ощущение, что стерео звучит чуть более насыщенно. Однако оставлять большинство дорожек записанными в стерео может быть чревато негативными последствиями для Вашего итогового микса.

Ситуаций может быть две: либо Вы сами столкнетесь с трудностями при манипуляциях с панорамой при сведении, либо за Вас это сделает кто-то другой, когда будет воспроизводить Ваше творение.

Некачественное воспроизведение музыки

Начнем со второго. Как и когда Ваше стерео может воспроизводиться в моно? Самые банальные примеры – воспроизведение на радио (на многих радиостанциях стоит некачественное оборудование и трудятся неквалифицированные в области звука работники, так что Ваша запись легко может звучать в моно), или при трансляции на телевидении (поверьте, все еще немало народу имеют телевизоры, выдающие моно-сигнал; у многих к телевизору могут быть подключены внешние колонки, расставленные слишком далеко друг от друга; ну и неквалифицированных работников на ТВ также предостаточно).

Но могут быть и другие, непредвиденные случаи. Однажды, будучи на гастролях в Екатеринбурге, я с друзьями зашел в пельменную, поесть знаменитых уральских пельменей. Пельмени были замечательные, все остальное тоже прекрасно, и персонал очень дружелюбный. Но вот то, как там было организовано музыкальное оформление…

В общем, ситуация была такая. Сидим мы со звукорежиссером коллектива под одной колонкой, из которой играет музыка. В основном, наша русская попса. И что мы слышим? От песни к песне – то один инструмент вываливается, то другой. То бас пропадает вообще, то бочки не слышно, то голос звучит мутно и тихо. Я заинтересовался. Ведь даже если бы это была одна из двух колонок, работающих в стерео, там бы все равно нормально было слышно все основные инструменты и голос, а разница была бы только в объемности и в некоторых элементах звукового оформления.

Я стал ходить по залу ресторана и слушать звук в разных точках. И к удивлению обнаружил, что колонок в зале три. И из каждой из них звук играет по-разному. Зал был длинный, мы сидели в середине. Незнакомые с элементарными законами акустики работники ресторана расставили колонки таким образом: правый канал в самой глубокой точке ресторана, левый – около входа, а в середине поставили еще одну колонку, в которую завели два канала одновременно, то есть суммировали стерео в моно.

 

Как мы знаем, при суммировании возможны проблемы с фазой сигнала, если при сведении были допущены ошибки. Так вот, как раз здесь все было очевидно. Те записи, где был неслышен бас – имели звук баса, записанный в стерео. Где неслышна бочка – там в стерео записывались барабаны. Поэтому два сигнала, наложенные друг на друга в противофазе, давали пустоту, и микс слушался куцым и плоским.

Аналогичных ситуаций может быть море. Никогда не знаете, где и как будет играть Ваша музыка. Я рассказал только об одном примере. Но в очень многих клубах и ресторанах персонал вынужден проявлять изобретательность из-за жлобливости владельцев, не желающих приглашать специалистов для инсталляции звука. Результат – в лучшем случае Ваша музыка может расстроить слушателя, а в худшем – он ее и вообще не заметит, не услышав ничего интересного.

Стоит ли рисковать? Мне кажется, лучше заранее подстраховаться и работать с источниками грамотно, чтобы не зависеть от сомнительных кадров.

Проблемы при сведении

А теперь вернемся к проблемам, которые могут возникнуть непосредственно в ходе Вашей работы над сведением.

АКАДЕМИЯ МЮЗИКМЕЙКЕРА

Книга А. Данилова о создании музыки

Создаете студию или занимаетесь творчеством дома? Желаете узнать больше, но опасаетесь шаблонов? Все ответы на вопросы, которые я сам когда-то искал, собраны здесь!

  • Подготовка помещения
  • Подбор оборудования
  • Музыкальное производство
  • Современная гармония
  • Музыкальная форма
  • Развитие слуха

Купить

Во-первых, записывая все в стерео, Вы получаете огромное количество играющих каналов. Не буду говорить, что их будет вдвое больше, чем надо, ведь все-таки некоторые звуки можно и даже нужно записывать в стерео. Но процентов на 50-70 Вы точно перегрузите Вашу систему. А это значит, что если Вы работаете в ресурсозависимой среде – Вы получите гораздо более мыльный и мутный саунд, а если работаете в ресурсонезависимой – вполне можете выйти за пределы рабочей мощности, и Вам придется искать способы сокращать количество дорожек. Отличия ресурсозависимых и ресурсонезависимых систем подробно описаны в этой статье.

Во-вторых, чрезмерно большое количество стереофонических дорожек негативно отражается на плотности Вашего звукового полотна. Я уже писал про фазовые сложения, но это были сложения на стадии воспроизведения. А еще Вы можете столкнуться с проблемой фазы на стадии сведения. Два канала одного и того же сигнала при укладывании в микс могут начать «хорусить», местами проваливаться, создавая динамическую неровность, с которой сложно бороться. Этот эффект усугубится, когда Вы начнете добавлять в микс обработку. Она будет дополнительно наслаиваться на чистый сигнал, и создавать дополнительные проблемы.

 

В-третьих, монофонический сигнал гораздо проще локализовать в миксе. Вы просто задаете ему точное значение панорамы – к примеру, 30 процентов влево – и звук идет именно из этой точки. Гораздо сложнее, если Вам нужно осуществлять балансировку по панораме сразу двух каналов. Вы должны задать панорамную зону для данного инструмента, и чем более узкой будет эта зона, тем хуже будет звучание инструмента.

Пример. Вы записали сольный звук в стерео. И хотите, чтобы он звучал примерно на 30 процентов по панораме влево, сохраняя стереофоничность. Вам придется установить панораму левого канала на 35-40 процентов, а панораму правого – на 20-25 в ту же сторону. В итоге, Вы сужаете изначально записанное стерео (при этом вопрос – зачем тогда это вообще нужно?), получаете совсем иное звучание в сравнении с тем, что слышали при записи (ведь Вы слушали в полноценном стерео!), ну и, опять же, добро пожаловать к проблемам с противофазой (чем ближе два канала, тем острее ощущаются фазовые вычитания). Вам оно надо?

Ну и в-четвертых, стереофонический сигнал потребует больше сил, внимания и нервов для правильной обработки – будь то динамическая обработка, или пространственная. Если работаете в цифровой среде – потребуется вдвое больше ресурсов. Если в аналоговой – вдвое больше каналов (а в аналоге они обычно на счету), и плюс к тому надо более деликатно выверять посылы каждого канала на обработку. В общем – геморроя много, а преимущества сомнительны.

Как это все обстоит при записи в моно? Все гораздо проще. Никаких проблем с фазой. Никаких проблем с панорамированием. Очень просто работать с эффектами и с динамической обработкой. Да и еще ресурсы экономим. В общем – красота.

А теперь вернемся к истокам. Ведь наша задача – сделать звучание объемным и широким? Верно. Так вот, вспомним все, что я говорил в самом начале. Источник моно, приемник стерео.

Для того, чтобы провести параллели между хлопком в ладоши и ушами с одной стороны и записью синтезатора и финальным миксом с другой – обратимся к пространственной обработке. Помним, что реверберация при восприятии нашим слухом примешивается к источнику исходя из параметров помещения.

Это мы и будем делать с синтезатором – добавим к нему реверберацию и прочую обработку. И делать это будем не пропуская звук напрямую через процессор, а отправляя его в посыл на прибор и возвращая в микс в виде примеси. Ручки Aux Send на каждом канале посылают сигнал с этого канала на обработку, а ручки Aux Return задают уровень возвращаемого сигнала. Естественно, для этого процессор должен быть правильно подключен к пульту. Аналогично все делается и в цифровой среде, с единственной разницей, что обработку нужно будет предварительно сконфигурировать в параметрах Вашей системы.

Слушаем чистый сигнал, и регулируем ручками Aux количество подмешиваемой обработки. И слышим стерео!

 

Что записываем моно, а что стерео

А теперь я отдельно расскажу о том, какие инструменты следует писать только в моно, какие желательно оставлять в стерео, и какие можно варьировать по способу записи исходя из конкретной ситуации.

Моно. Обязательно пишем в моно основные барабаны (бочка, малый, хай-хет), перкуссию (томы, коу-белл, бонги, конго, и так далее, в том случае, если они записываются индивидуально, потреково), бас, любые синтезаторные лиды, басы, и прочее. Также в моно можно (и иногда нужно) писать звук фортепиано, если он выполняет второстепенную задачу в аранжировке. В большинстве случаев арпеджиаторы и пиццикатные синтетические секвенции тоже должны быть в моно (чаще всего на них при сведении применяется дилей, поэтому звучание будет более аккуратным при монофонической записи). В один канал записываются электромеханические пианино (Rhodes, Wurlitzer и так далее), электроорганы, звуки Clavinet и прочих инструментов, если запись производится в линию.

Стерео. Можно и иногда предпочтительно писать в стерео звук фортепиано (в том случае, если этот звук играет важную роль в ткани аранжировки), синтезаторные пэды и стрингс (за исключением тех случаев, когда стринг-машина изначально монофоническая). Также в стерео следует писать инструменты, в которых внутренняя обработка является неотъемлемой частью звука синтезатора (например, специфичный хорус). Часто бывает, что запись драм-машин или семплеров с загруженными звуками барабанов производится стереопарой, через основные выходы (в таких случаях к общему миксу просто примешиваются бочка и малый, записанные в моно).

В зависимости от ситуации, можно записывать в моно или стерео различные спецэффекты (FX), живые инструменты (к примеру, акустическую гитару можно записать одним микрофоном, а можно двумя), и так далее.

Для достижения стереофонического эффекта можно использовать распространенный способ записи – дабл-трек. К примеру, чаще всего таким способом записываются перегруженные гитары в рок-музыке, иногда широкие гитарные переборы. Также дабл-треком можно писать монофонические синтезаторы, значение которых для аранжировки велико. К примеру, что-то типа фуззов в нижней середине, в том же диапазоне, что и гитара с овердрайвом.

При этом, ритмичные гитарные пиццикато (когда гитара выполняет перкуссионную роль, как, например, в стилях фанк, фьюжн, иногда в поп-музыке) записываются в моно, и дабл-трек в этом случае не применяется. Панорамируется такой сигнал чаще всего куда-нибудь в одну сторону, при этом с другой стороны ритмическая пустота компенсируется каким-либо другим схожим звуком.

Для придания объемности басовому звуку к чистому сигналу можно подмешивать через Aux эффект хоруса. Главное с этим не переборщить, иначе бас теряет четкость и замыливается.

При записи живой бас-гитары иногда задействуется два канала – один канал записывает звук, снимаемый микрофоном с комбика, а другой – линейный выход предусилителя комбика. Это делается ни в коем случае не для достижения стереофонии. Исключительно для ужирнения монофонического сигнала. При записи таким способом оба канала сводятся по панораме в середине, и в обязательном порядке анализируется фаза. При необходимости (если возникает эффект флэнжера или ощутимые фазовые вычитания) задержка одного из каналов компенсируется движением всего региона, таким образом, чтобы фаза была полностью совмещена.

 

Экспериментируйте

Вот, в целом, и все, что необходимо знать о моно и стерео при записи инструментов. Все изложенное выше ни в коем случае не является панацеей или рекомендациями на все случаи жизни. И, конечно же, я охватил далеко не все возможные случаи и типы звуков. В зависимости от Вашего материала, Вы можете отклоняться в ту или иную сторону от этих рекомендаций. Кроме того, любой творческий человек ищет себя в экспериментах, желая найти собственное звучание и характер.

Самое главное – понять, что Вы не будете звучать супер-экспериментально, только лишь заменив все возможные моно-каналы на стерео. Скорее всего, это приведет к грязи, замыленности и к сложности на этапе сведения. Плюс ко всему, если Вы планируете отдавать свой материал на сведение в профессиональную студию – Вы наверняка узнаете о себе много нового от звукорежиссера, который будет заниматься Вашим проектом, принеся все дорожки в стерео.

С другой стороны, научившись грамотно работать в моно, Вы ощутите легкость на этапе сведения, простоту пространственной локализации различных инструментов. Баланс будет выстраиваться гораздо проще, а любой звукорежиссер похвалит за мудрый подход к аранжировке и будет Вас приводить в пример другим.

Очень скоро я постараюсь максимально подробно рассказать еще об одном важном вопросе, который очень интересует всех музыкантов, занимающихся сведением в домашних условиях. Он будет касаться применения внутренних эффектов синтезаторов на этапе записи. А именно – какие эффекты можно записывать вместе с самим звуком, а какие ни в коем случае нельзя.

Если такие темы Вам близки, Вы можете подписаться на обновления моего блога, и тогда новости о появлении новых полезных статей будут доставляться непосредственно Вам на почту.

Удачных экспериментов.

© Алексей ДаниловФото Земфиры КомиссаровойПри перепечатывании ссылка на источник обязательна.

Интересное:

  • Эквалайзеры
    Эквалайзер – инструмент, с помощью которого можно воздействовать на часть с…
  • Подборка самых полезных статей
    Когда-то, когда работа над этим блогом только начиналась, я выкладывал пере…
  • Частота дискретизации и разрядность
    Когда сигнал поступает на АЦП с предусилителя, компрессора, выхода пульта, …
  • Лучшие звуковые карты
    Для давних читателей моего блога эта статья может оказаться неожиданной. Од…

История звукозаписи

Первопроходцем в области нанесения звука на носитель является Томас Эдисон. Он изобрел аппарат, который был способен с помощью иглы записывать механические колебания на фольгу и воспроизводить полученный результат. Данный агрегат называли фонографом. Это изобретение послужило огромным толчком для монозаписи, так как что такое стерео, на тот момент не знал никто.

 

Фонограф Эдисона.

До фонографов использовались механические музыкальные инструменты. Они умели воспроизводить мелодии, но имели большие ограничения: инструменты были не способны записывать посторонние звуки, такие как человеческий голос. Эти изобретения могли «читать» звуки, записанные на различного рода предметы. Так музыку записывали на дерево, бумагу и даже металлические пластины.

Механизм механических изобретений приводился в действие в основном с помощью человеческих рук, но также для этого могли быть использованы сторонние способы: электричество, песок, вода и т.д.

На смену таким музыкальным инструментам пришла механическая запись.

Первым изобретением в этой области считается фоноавтограф, который является экспериментальным устройством, не способным воспроизводить сделанную запись. Решить же данную проблему удалось только в конце XIX века Т. Эдисону со своим упомянутым выше изобретением.

 

Объёмный звук.

 

Что такое 8D-музыка

Хочется начать с того, чем 8D-музыка не является. Это не новый музыкальный жанр и даже не новая технология. Это метод постобработки аудиозаписи, когда диджеи берут уже существующий трек и микшируют его, создавая эффект движения звука вокруг слушателя.
По сути, 8D-аудио эмулирует звучание surround-формата Ambisonics. Последний подразумевает, что слушатель находится в , по краям которой расставлены источники звука. Название 8D просто обозначает, что звук поступает с восьми направлений: слева, справа, спереди, сзади, плюс четыре их комбинации.

Сложно сказать, кто является создателем первой 8D-записи. Однако сегодня можно найти большое количество каналов на YouTube, авторы которых выкладывают подобную музыку. Один из самых крупных — 8D Tunes с пятью миллионами подписчиков. А вот пример его работы — 8D-вариант композиции Twenty One Pilots «Nico and the Niners».

Другой пример канала — AviionMusic, у которого сейчас 390 тысяч подписчиков.

Радиотехника (стерео-система)

Технологии не стоят на месте, и в конце 80-х годов на рынке появляется стереосистема «Радиотехника». Она отличается высоким качеством воспроизводимого звука. Заявленная производителями мощность данного изобретения составляет 35 Вт, но эти цифры не являются конечным результатом, на который способно это «чудо инженерной мысли». А правильно подобранные усилители увеличат громкость устройства в несколько раз. Звук получается настолько качественным, что такое стерео оценят даже самые придирчивые слушатели.

 

Эта стереосистема славилась не только качеством своего звучания, но также оригинальным дизайном, который прекрасно смотрелся в интерьере советских квартир.

Поиск данных по Вашему запросу:

Дорогие толстовцы, борцы с тиранией маммоны , позвольте и мне набросить лопату на этот вентилятор:. Вот, к примеру, дорожки с 9.

Отключил вчера один моноблок и как в первый раз все эти Десафинады услышал. Стереоверсия в сравнении звучит ужасно тускло и замыленно.

Но при этом вы слушаете двумя ушами, слышите переотражение звука в зале, да ещё и определяете местоположения музыкантов в пространстве.

Поиск данных по Вашему запросу:

Схемы, справочники, даташиты:Обсуждения, статьи, мануалы:

Проигрывание стерео по Bluetooth

Беспроводные наушники.

Но настоящим техническим прорывом является передача звука по Bluetooth. Это метод распространения стереозвука посредством радиосвязи. Еще несколько лет назад казалось, что такое стерео воспроизвести невозможно. Диапазон действия Bluetooth обладает сравнительно небольшим расстоянием, но его оказывается достаточно для использования беспроводной гарнитуры. Главным преимуществом прослушивания музыки с использованием Bluetooth-техники является удобство. Ведь данный способ передачи звука освобождает пользователя от устаревших и таких неудобных проводных наушников.

Мнения о 8D-аудио

Слушатели оставляют неоднозначные отзывы об аудиозаписях с эффектом 8D. Есть те, кто сравнивает 8D-аудио с концертным звуком. Для некоторых новый эффект подобен явлению АСМР: люди слушают такие записи, чтобы расслабиться перед сном. Есть отзывы и о более необычной реакции на 8D-звуки: кому-то записи помогают избавиться от звона в ушах или боли.

 


Фото William Brawley / CC BY

Есть и люди, которые выступают с критикой 8D-музыки. В тематическом треде на Hacker News ряд комментаторов отметил, что подобные записи вызывают у них тошноту и головокружение. Вероятно, такая реакция связана с отличиями в HRTF. Усредненная передаточная функция, используемая для микширования 8D-композиций, не подходит для всех, поэтому прослушивание такого контента может вызывать неприятные ощущения.

Диджей и сооснователь музыкального портала Yousic сравнивает 8D-аудио с пинг-понгом, когда голос и мелодия прыгают из уха в ухо. По его словам, это мешает по-настоящему насладиться музыкой.

От 8D-аудио не в восторге и профессиональные звукорежиссёры. Главный саунд-дизайнер студии 740 Sound Крис Пинкстон (Chris Pinkston) тоже считает, что эффект 8D отвлекает от мелодии. Крис говорит, что сам никогда не стал бы использовать его в музыке. Однако по его мнению, популярность 8D-аудио в интернете легко объяснить. Слушатели слишком привыкли к стандартным стереозаписям, и теперь любая пространственная обработка аудио кажется им необычной и привлекательной.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *