Цифро-аналоговый преобразователь Chord Electronics DAVE
Конкуренция заставляет производителей регулярно выпускать новые модели. В большинстве случаев это рутина: ну, добавили модную функцию, освежили дизайн… И лишь иногда выход новинки становится знаковым событием. Появление ЦАПа DAVE британской компании Chord Electronics — как раз такой случай.
В момент появления DAVE был представлен как «самый продвинутый ЦАП в мире», и для подобных громких заявлений были (и остаются до сих пор) реальные основания. В частности, это способность декодировать подаваемые по интерфейсу USB PCM- потоки с частотой сэмплирования до 768 кГц и DSD256. Да, на нынешнем этапе развития цифрового звука такие материалы едва ли доступны (если не считать некоторого количества «самопальных» оцифровок в DSD256). Есть ли в них необходимость?
Разработчики нового ЦАПа убеждены, что есть. Дело в том, что высокие частоты дискретизации нужны вовсе не для расширения частотного диапазона вверх (это очень распространённое заблуждение), а для наиболее точной передачи малейших фазовых переходов в сигнале. Человеческий слух и мозг способны различить задержку всего в несколько миллисекунд между сигналами, достигающими правого и левого уха, — именно благодаря столь малым фазовым сдвигам мы может локализовать в пространстве ВЧ-составляющую. Чтобы сохранить в цифровом потоке реалистичную фазовую информацию, в идеале необходима частота сэмплирования PCM 1 мГц! Так что даже 768 кГц — это не излишество, а всего лишь следующий этап в развитии цифровой звукозаписи.
Впрочем, как полагают инженеры Chord, возможно достичь приемлемой фазовой точности и при частоте отсчётов 44,1кГц — за счёт правильной конструкции цифрового фильтра. Разработкой таких фильтров компания всерьёз занимается все последние годы, и в конверторе DAVE воплощены все её достижения в этом деле — он оснащён новейшей версией фирменного фильтра WTA, что расшифровывается как Watts Transient Aligned (первое слово здесь обозначает его создателя Роба Уотса).
Свобода творчества
Не станем вдаваться в технические подробности его конструкции (это было бы очень долго и сложно), а отметим лишь то, что реализован фильтр с помощью FPGA (Field-Programmable Gate Array) — программируемой разработчиком матрицы логических ячеек. На ней же работает и сам конвертор. Это микросхема, функционал которой определяется загружаемым в неё программным обеспечением. На основе FPGA можно сделать практически любое цифровое устройство, поэтому сфера их применения чрезвычайно широка. Подобные чипы выпускаются несколькими производителями, но Chord использует продукцию компании Xilinx, конкретно в DAVE — LX75 из семейства Spartan-6. Чтобы охарактеризовать возможности этого чипа, приведу только одну его характеристику — на нём могут одновременно работать 132 сигнальных процессора!
В аудиотехнике такие решения применяются весьма редко, и к тому есть две причины. Первая — высокая стоимость самого чипа. Вторая и самая существенная — дефицит специалистов, способных писать для них софт и одновременно разбираться в аудиотехнике. У Chord такие люди есть.
Именно архитектура FPGA даёт разработчикам ЦАПов полную свободу, поскольку все важнейшие подсистемы конвертора реализованы программно. Допустим, если интегральная микросхема не способна напрямую декодировать потоки DSD без предварительного преобразования в PCM, вы никогда не заставите её это делать. С FPGA таких ограничений не существует. Появился новый формат цифровых аудиоданных — нет проблем, изменяем программное обеспечение и вводим его поддержку. Можно осуществлять тонкий звуковой тюнинг, исправлять ошибки ранних версий прошивки и т.д. и т.п.
Без такой конструкторской свободы едва можно достичь столь амбициозную цель, что была заложена в основу DAVE. И которая отражена в самом его названии. DAVE расшифровывается как Digital to Analogue Veritas in Extremis — цифра в аналог с предельной достоверностью. Наверное, от такого девиза не отказался бы ни один производитель ЦАПов. Просто не у всех получается.
Правда звука
Несмотря на весьма солидную стоимость DAVE, в России уже есть его счастливые обладатели, которые поделились на специализированных Интернет-форумах своими впечатлениями. Их мнения на удивление единодушны и совпадают с оценками зарубежных экспертов, которым удалось протестировать этот незаурядный во всех смыслах аппарат (надеемся, что и нам тоже выпадет такая возможность). Суть всех высказываний можно передать так: поразительное и редкое сочетаний прозрачности, детальности, обилия подробностей и общей комфортности звучания — можно слушать часами, не уставая. Предельно точная и реалистичная сцена — при правильной расстановке колонок, их достойном классе и подобающем усилении создаётся невероятный эффект присутствия. Единственное «но»: высокая требовательность к качеству материала. Но ведь это неизбежно: либо техника правдива и передает, что записано, либо лжёт, приукрашивая не самые лучшие релизы и не давая раскрыться наиболее удачным.
Кажется, он сейчас взлетит
Узнаваемые оригинальный дизайн, фрезерованный корпус из авиационного алюминия, органы управления, которые так и хочется потрогать, эффектный LCD-дисплей с выпуклой линзой, благодаря которой отображаемая информация видна даже под острым углом — всё это было у Chord и раньше. И хорошо, что компания сохранила верность этой стилистике, несколько отступая от неё лишь в портативных моделях. Как и предельная правдивость в звуке, такой дизайн в конечном итоге предназначен, чтобы вызывать в нас сильный эмоциональный отклик. И это у Chord тоже получается. Кстати, именно эмоции вынуждают нас делать траты, которые трудно обосновать рационально. Впрочем, 11500 евро не такие уж большие деньги чтобы на протяжении долгих лет слушать «самый продвинутый ЦАП в мире».
Технические подробности:
Входы и поддерживаемые форматы: USB B — DXD, DSD64/128/265, PCM от 44 кГц до 768 кГц, 2x Toslink — от 44 кГц до 192 кГц, AES — от 44 кГц до 192 кГц, 4 x Coaxial – от 44 кГц до 384 кГц || Цифровые выходы: 2 x Coaxial — до 768 кГц с поддержкой режима dual-data для передачи на будущие продукты Chord Electronics || Максимальное напряжение на выходе (RMS): 6,0 В || THD и шум (RMS) при 2,5 В на выходе: > 0,000015 % || Динамический диапазон (-60 дБ 1 кГц, А-взвешенное): 127 дБ || Модуляция фонового шума: отсутствует || Искажения для низкоуровневых сигналов: не поддаются измерению || Питание: ~80 — 260 В, 20 Вт
Габариты: 338 х 60 х 145 мм || Масса: 7,0 кг || Цена: 11500€ (в пересчете на рубли)
поделиться
Tags: ChordDAVEDigital to Analogue Veritas in ExtremisField-Programmable Gate ArrayFPGAWatts Transient AlignedWTAXilinx
Властелины времени
На организованную в Москве в начале сентября презентацию своей продукции британская компания Chord Electronics откомандировала делегацию из трех представителей. Основатель и главный разработчик фирмы Джон Франкс познакомил гостей мероприятия с ее более чем 25-летней историей. Создатель цифроаналоговых преобразователей Роберт Уоттс поделился с аудиторией собственным видением путей развития соответствующих технологий, а также рассказал о двух устройствах — Mojo и DAVE. Разумеется, собравшиеся смогли оценить звучание этих и других компонентов. Специалист по продажам Колин Пратт раскрыл торговым партнерам секреты продвижения аудиотехники бренда на различные рынки.
До прихода в сферу Hi-Fi / High End Джон Франкс занимался обслуживанием бортовой электроники воздушных судов. Действующий в аэрокосмической индустрии принцип, согласно которому возникающие первичные проблемы не могут решаться какими-либо обходными путями, а должны быть устранены раз и навсегда, инженер по авионике стремился привнести и в новую для него сферу деятельности. Первым шагом основанной в 1989 году фирмы стала реализация опыта работы ее создателя с приборами и схемами, использующими токи высокой частоты, при конструировании аудиотехники. В результате на свет появился оригинальный усилитель с высокочастотным блоком питания. Данное решение обеспечивало длительную стабильную работу компонента даже в «плохих» сетях, а также отсутствие характерного трансформаторного гула. Примерно через год после открытия бизнеса Джон узнал от приятеля о недовольстве персонала одной из студий корпорации BBC имеющимися там усилителями, после чего связался с инженерами и предложил им свой аппарат. Усилитель был взят студией для всестороннего изучения, которое, по правилам, могло продлиться около трех месяцев. Однако так долго ждать не пришлось: не прошло и месяца, как начинающий аудиогуру получил отличный отзыв о модели, а потом и заказ от крупной авторитетной организации. Эта удача дала мощный импульс развитию молодой компании, наладившей сборку электроники в гараже Джона. Заказы начали поступать и от других студий из разных стран, что позволило Chord Electronics довольно быстро пробиться в «высшую лигу».
В обязанности руководителя выпускающей аудиотехнику фирмы входит посещение тематических выставок, в частности, крупнейшего отраслевого мероприятия Consumer Electronics Show
. Оказавшись в 1995 году в Лас-Вегасе, Джон Франкс познакомился там с молодым англичанином Робертом Уоттсом, который рассказал ему о своих ноу-хау в сфере цифроаналогового преобразования звуковых сигналов. В ходе общения выяснилось, что в Великобритании соотечественники живут в нескольких часах езды друг от друга. Следующая встреча будущих коллег состоялась через год уже на родине, когда Роберт продемонстрировал Джону собственный конвертер. На плате опытного образца была использована очень дорогая элементная база, что делало коммерческие перспективы конечного продукта довольно туманными, но звук новинка выдавала магический. В компании тогда тоже велись разработки ЦАП, однако ничего прорывного в данной сфере создать не получалось. В результате Роберт Уоттс продолжил исследования уже под знаменами Chord Electronics, а в конце 90-х годов прошлого века на рынок вышел конвертер DAC 64. На руку фирме сыграло и бурное развитие микроэлектроники, обеспечивающей рост вычислительного потенциала необходимых для производства аппаратуры чипов при падении их цены. Модель DAC 64 отлично продавалась по всему миру, в том числе и в России.
Технологиями цифроаналогового преобразования Роберт Уоттс занимается уже более тридцати лет. По мнению этого авторитетного специалиста, основным недостатком «цифрового» саунда в его негативном смысле является неспособность достоверно передавать импульсные (временные) характеристики исходного аналогового аудиосигнала, определяющие атаку и затухание. Также данные характеристики во многом обуславливают точность передачи тембров и глубину звуковой сцены. Сам принцип оцифровки фонограмм заключается в записи параметров сигнала через определенные промежутки времени, при этом часть информации может теряться между моментами выборки. Задача качественного цифроаналогового преобразователя заключается в восстановлении исходного сигнала со всеми нюансами. Слуховой аппарат человека обладает высочайшим разрешением и легко улавливает несоответствия между воспроизводимой фонограммой и натуральным исполнением, а подсознательный анализ различий быстро утомляет слушателя. В теории, правильно спроектированный конвертер в состоянии полностью «реконструировать» исходный сигнал со всеми импульсными характеристиками, но для создания бесконечного числа точек интерполяции ему нужна бесконечная вычислительная мощность. Роберту удалось разработать алгоритм, позволяющий при конечном числе таких точек восстановить сигнал с очень высокой степенью достоверности, а также подобрать элементную базу для реализации данного ноу-хау.
Как утверждает Роберт Уоттс, по своему вычислительному потенциалу портативный конвертер/усилитель для наушников Chord Mojo в 500 раз превосходит самые продвинутые аппараты категории High End. Его «мозговым центром» является программируемая логическая микросхема Xilinx Artix 15T 28nM. Функции и назначение таких чипов FPGA (Field-Programmable Gate Array) определяются загруженным софтом, что в итоге делает их уникальными. Chord Mojo оборудован двумя терминалами microUSB (для приема сигнала и для зарядки), а также цифровыми оптическим и коаксиальным входами. Через два выхода диаметром 3,5 мм к устройству можно подключать практически любые наушники с сопротивлением от 4 до 800 Ом. С реальными головными телефонами с импедансом 300 Ом модель продемонстрировала ПКГ в рекордные 0,00017 % (на 3 В). ЦАП работает с аудиофайлами с разрешением 768 кГц, потоком DSD 256, скомпрессированными фонограммами различных форматов. Благодаря энергоэффективной начинке и современной батарее, Chord Mojo (это название образовано от словосочетания Mobile Joy — мобильная радость) способен функционировать автономно не менее 8 часов.
Новый флагманский конвертер (он же цифровой предусилитель и усилитель для наушников) компании Chord Electronics, на создание которого у Роберта Уоттса ушло 6 лет, получил название DAVE. Это не мужское имя, а аббревиатура от англо-латинского выражения Digital To Analogue Veritas in Extremis — из цифры в аналог с экстремальной достоверностью. Компонент спроектирован на платформе знаменитого предшественника Hugo, но уже с применением более совершенной микросхемы FPGA с десятикратно возросшей вычислительной мощностью. Соответственно, в 10 раз здесь увеличилось и число точек интерполяции сигнала, что позволяет наиболее точно восстановить его импульсные характеристики.
С этой целью в аппарате применен цифровой фильтр WTA (названный в честь своего создателя, расшифровывается как Watts Transient Aligned) с 164 000 фильтрами с конечной импульсной характеристикой. Скорость фильтрации в нем достигает 256 FS – ни один из существующих ЦАПов не готов похвастать такими показателями. Для достижения рекорда задействован параллельный интерфейс с 166 отдельными ядрами DSP для одиночной WTA-фильтрации. Выходной каскад в Chord DAVE оснащен 20-элементным ЦАПом Pulse Array и формирователем шума второго порядка с минимально возможным отношением сигнал/шум. Последний параметр очень важен для передачи низкоуровневых сигналов и получения глубокой звуковой сцены. Итоговое отношение сигнал/шум у компонента составляет -127 дБ на 2,5 В и -124 дБ на 5 В (1 кГц). Рассказывая о своем проекте, Роберт Уоттс сумел убедить подготовленную профессиональную аудиторию в том, что Chord DAVE является наиболее совершенным цифроаналоговым преобразователем из всех представленных на рынке.
Федор Обловацкий
Редакция Hi-Fi.ru
Благодаря команде гениальных инженеров Chord Electronics стал одним из брендов, которым принадлежит такое количество выдающихся идей и продуктов, что даже самые притязательные критики-аудиофилы не могут ни к чему придраться из-за сильнейшего сердцебиения, вызванного эмоциями от работы компонентов Chord. Все они оставляют неизгладимый звуковой след в умах тех, кто видел их «в деле»; сегодня мы будем изучать один из них — усилитель для наушников «Toucan» серии Chordette.
Toucan приезжает к нам в скромной бело-синей картонной коробке. Компанию ему составляет только лист спецификаций и фирменный 12v PowerPak UK AC адаптер. Для того, чтобы комплект можно было назвать идеальным, было бы приятно увидеть еще и бесплатный кабель RCA, но в целом его отсутствие проблемой не является.
Как только мы вытащили Toucan из коробки на свет божий, сразу стало видно, что производитель имеет четкое представление о самом высоком уровне мастерства: корпус усилителя, сделанный из цельного куска авиационного алюминия, не только выглядит фантастически, но помогает сгладить любые, пусть и незначительные, повышения температуры в пределах блока.
Прочная конструкция дополняется красного цвета. Оно не такое агрессивно-яркое, как может показаться на фото, так что вы вполне можете полюбоваться сквозь стекло на чудо технической мысли. Стоит сказать, что инженер, проектировавший Toucan, в свое время отвечал за разработку технологий для почти неразрушимых черных ящиков самолетов. Здесь, пожалуй, комментарии излишни.
Лично я нашел конструкцию усилителя весьма цельной и имеющий приятный и подходящий вес для работы в сочетании с четырьмя небольшими резиновыми накладками на нижней части корпуса, так что даже если вы оставите устройство на самом краю поверхности, опасность падения будет сведена к минимуму.
Что касается вариантов отделки: по умолчанию Toucan можно приобрести либо в серебристом, либо в серебристо-черном цвете (в этом случае усилитель выглядит, почти как школьник на линейке – темный «верх», светлый «низ»). Мы попросили у Chord Electronics полностью черный блок, и нам доставили его в течение нескольких дней; так что не стесняйтесь обращаться к продавцу с подобной просьбой. В конце концов, подобные изделия будут служить вам не один год, и внешний вид их столь же важен, как и технические характеристики. Также стоит упомянуть, что корпус усилителя матовый и обладает негладкой текстурой; в некотором роде, полезная деталь — при незначительном повреждении панели (например, царапине) оно будет почти незаметно. В любом случае, отделка с глубоко отпечатанным «Chordette» на верхней панели безупречна. Имея возможность сравнить фото и сам усилитель, я должен заявить, что вживую Toucan смотрится гораздо лучше.
Помимо своего очень небольшого размера, Toucan отличается от большинства своих аналогов двумя джековыми разъемами на наушники 1/4 «. Хотя оба контролируются только одним потенциометром, если у вас есть наушники с соответствующим уровнем сопротивления, никаких проблем вы не заметите. Также если вы подключите вторую пару наушников, никакой потери мощности ощущаться не будет: это важная функция в принципе, но для слушателей с парой наушников в диапазоне 250 Ом она и вовсе ключевая. Я использовал Toucan и в роли обычного слушателя, и в среде профессионального аудио, и обнаружил, что он, несомненно, весьма полезен при микшировании и мастеринге. Этот факт делает Toucan так называемым «компонентом мечты», который занимает свою нишу одинаково хорошо на обоих рынках сразу.
Представляется целесообразным обсудить два отдельных аналоговых входа, расположенных и надежно закрепленных на задней части блока. Многие усилители для наушников предлагают только возможность подключения RCA, но при создании Toucan инженеры, видимо, руководствовались принципом «умножай все на два», поэтому усилитель может похвастаться еще и парой входов XLR. Протестировав оба входа, никакой разницы между использованием ни XLR, ни RCA мы не увидели, однако отметим, что использовать одновременно и тот, и тот не стоит – входной сигнал «мешается», что приводит к нежелательным в звуковом плане последствиям. Так что возможность иметь одновременно два вида аналоговых входов хоть и привлекательная, но на практике довольно бессмысленная.
Далее: без лишних слов мы хотим заявить, что встроенный ЦАП Toucan удивительно прост в использовании и хорош! Все, что вам нужно сделать — это подключиться к нему через USB и наслаждаться результатом. ЦАП в усилитель встроен совсем не по принципу «давайте еще и его туда вставим» — это совершенно уникальный по качеству самостоятельный компонент в компоненте, поэтому для его работы стоит выбрать качественный USB-кабель. При условии, что вы будете слушать аудиофайлы в формате lossless, такое дополнение от Chord вас приятно удивит.
Хочется сказать, что Toucan – удивительно многофункциональный продукт, пользуясь которым ощущаешь, какое огромное внимание Chord Electronics проявляет к каждому элементу конструкции своих компонентов. То, что компания предлагает за свою цену, стоит на самом деле гораздо больших денег.
Теперь переходим к звуку.
Сразу хочу сказать, что в этой небольшой коробочке скрывается огромный потенциал. Со всеми наушниками до 500 Ом он отработал на твердую «пять» с плюсом, демонстрируя способность создавать невероятно динамичный и привлекательный звук. Большего тут и не скажешь, так что сразу перехожу к обсуждению функции «Переключатель фильтра»: назначением этой функции является увеличение стереополя для более глубокого звука, однако лично мне она кажется немного неуместной. Полезной она может оказаться только в том случае, если вы планируете использовать Toucan с наушниками с тяжелым басом – в противном случае, то самое стереополе покажется вам неестественным, басы слишком мягкими, а верхи слишком хрупкими. За время, что я провел в компании Toucan, он совершенно меня очаровал и убедил в том, что заслуживает встать в один ряд с лучшими из лучших. Стерео сцена чудесна и натуральна; в каждой композиции усилитель находит верную точку, на которой стоит сделать акцент, при всем этом сохраняя достаточно простора для любого инструмента, каждый из которых располагается ровно на том месте, на каком и должен быть. Конечно, наушники, с которыми вы будете использовать Toucan, играют немаловажную роль, но от себя усилитель сделает все, что возможно: общий звук будет приятным, низкие частоты — отлично представленными, средние – сочными, а высокие – кристально чистыми. Я лично не нашел такого жанра, в котором бы он показал себя не на высоте, разве что хотелось бы немного больше мощности в классических записях, но это уже придирки. Вывод:
усилитель для наушников со встроенным ЦАП Toucan от Chord Electronics является одним из лучших в своем сегменте. Если вы его приобретете, мы можем сказать, что любой его аналог вам больше не понадобится. Выше 5 баллов мы поставить ему не можем (хотя очень хочется), поэтому вердикт – 5 из 5ти.
Edd Harris в The Pro Audio Web Blog