Старый новый плеер

Оба устройства от британской Cambridge Audio принадлежат к серии CX, которая находится в самом центре каталога — ниже 850-й серии, но выше серии AX. В роли источника в нашей связке выступил сетевой проигрыватель CXN — модель не новая, успевшая набрать наград в специализированной (и что характерно — не только в британской) прессе и пережить одну реинкарнацию до CXN v2.

 

Аппарат хвалят и любят не зря, действительно, есть за что: встроенные Airplay, Chromecast и внешний USB-модуль Bluetooth c aptX позволяют быстро подключиться к любому гаджету и иметь при этом высокое качество звучания, сам аппарат работает с Tidal, читает файлы с флешек и NAS, понимая все основные форматы вплоть до DSD64 (не много, но все же!), а также является Roon-совместимым, выступая в роли устройства воспроизведения.

Плюс к этому наличие балансных выходов и возможность подключать внешние цифровые источники, включая компьютер. Одним словом, учтены и включены почти все актуальные потребности современного хайфайщика. Лично мне не хватило лишь Deezer, но производитель дает достаточно альтернативных путей решения данной проблемы.

Из тонкостей аппаратной части стоит отметить наличие фирменного алгоритма апсемплинга ATF2 второго поколения, повышающего разрешение всех входящих цифровых сигналов до 24 бит/384 кГц. Впрочем, после этого сигнал попадает на пару олдскульных ЦАПов Wolfson WM8740, работающих в дифференциальном включении. Чип в целом неплох, но ограничен максимальной частотой в 192 кГц и не имеет нативной поддержки DSD. Сей факт вполне можно взять за основу для праведного гнева, направленного в адрес разработчиков, но многочисленные счастливые обладатели проигрывателя CXN первой и второй версии могут и не согласиться с результатами этой диванной экспертизы.

 

Cambridge CXN/CXA80, обзор. Журнал «Gramophone»

Эксперименты с различными акустическими системами дают основание полагать, что в большинстве случаев мощность усилителя оказывается более чем достаточной: большие напольные колонки он раскачивает с таким же апломбом, как и компактные модели, устанавливаемые на стойки. А широкие возможности сетевого проигрывателя / ЦАП / предусилителя делают CXN по-настоящему выгодной покупкой на быстро растущем рынке

Сохранить и прочитать потом —

Пусть название новых моделей выглядит несколько урезанным – не Cambridge Audio, а просто Cambridge – но что касается качества их звучания и функциональности, здесь на урезание нет и намёка!

Некоторые считают Cambridge второразрядным брендом в мире Hi-Fi. Из-за своей сосредоточенности на производстве недорогих усилителей, CD-плееров и т.п. компания снискала репутацию «бюджетной фирмы». С выпуском флагманской линейки Azur 851 положение несколько изменилось и компания обрела новую идентичность. Новая серия CX, в которую входят сетевой проигрыватель CXN и усилитель CXA80, носит короткое название Cambridge, использует новый логотип и новый фирменный стиль.

 

На упаковке красуется девиз «Great British Sound since 1968» и стилизованные флаги Соединённого королевства. Те же флаги и маркировка отображаются на начальном экране CXN (£700), а также на этикетках на фронтальной панели всех новых моделей. Венчает линейку CD-транспорт СХС (£300), подключаемый к цифровым входам CXN или любого из усилителей новой серии, два из которых оснащены встроенными ЦАП, а один, менее мощный CXA60 (£500), имеет меньший трансформатор и лишён симметричных аналоговых входов и USB, которые есть на используемом мною усилителе CXA80 (£750). Все четыре компактные элегантные модели в чёрном или серебристом корпусе имеют скошенное по углам основание, придающее аппарату вид «парящего объекта».

Cambridge является брендом компании Audio Partnership. Разработка и проектирование ведутся в лондонской штаб-квартире, продукция производится на предприятиях в Китае, в тесном контакте с британскими инженерами. Опираясь на оригинальные технические идеи талантливых сотрудников фирмы, Cambridge стремится идти собственным путем там, где другие компании используют готовые сторонние решения. Например, в сетевом проигрывателе CXN использован потоковый модуль собствен- ной разработки Cambridge известный как Zander. Он совместим с управляющим приложением Cambridge Connect и, по заявлению компании, работает в 10 раз быстрее конкурирующих устройств.

Запускаемое на устройстве под управлением Android или iOS приложение Cambridge Connect расширяет возможности подключённого устройства, заставляя его выполнять большую часть трудоёмкой работы по выбору контента на сетевых серверах и снимая тем самым нагрузку с проигрывателя.

Помимо доступа к сетевому контенту и интернет-радио по проводной связи или Wi-Fi, CXN предлагает функциональность Apple AirPlay и возможность подключения Bluetooth-адаптера Cambridge BT100 (£70) для беспроводной связи по протоколу aptX с не-Apple устройствами. Имеется поддержка Spotify Connect. Аппарат оснащён коаксиальными и оптическими цифровыми входами и портами USB (расширяют возможности работы с форматом 192 кГц/24 бит, позволяя воспроизводить файлы DSD64, хранящиеся на компьютере). Адаптивный временной фильтр второго поколения собственной разработки Cambridge выполняет апсэмплинг всего цифрового контента до 384 кГц / 24 бит перед передачей сигнала на цифро-аналоговый преобразователь Wolfson, снижая, таким образом, уровень шумов. Обработка сигнала производится 32-разрядным процессором SHARC, который способен подавать сигнал на аналоговые выходы, используя усовершенствованную систему ресэмплинга: CXN может брать на себя роль цифрового предусилителя, если это необходимо.

Усилитель CXA80 мощностью 80 Вт также имеет цифровые коаксиальные, оптические входы и порты USB для передачи сигнала на цифро-аналоговый преобразователь Wolfson. Порт USB переключается в режим USB 1.0 (для сигнала до 96 кГц / 24 бит) или USB 2.0 (192 кГц / 24 бит). С усилителем можно использовать Bluetooth-адаптер BT100. На задней панели расположены четыре аналоговых входа, выход предусилителя и выход на сабвуфер, две пары акустических клемм с индивидуальным переключением. Перед разработчиками ставилась цель убрать все лишние компоненты, чтобы максимально упростить путь прохождения сигнала для достижения наилучшего звучания. После входного каскада все сигналы преобразуются в симметричные для подавления шумов. Левый и правый каналы физически разделены, но являются симметричными, что позволяет избегать перекрестных помех и поддерживать хорошую стереофоническую образность. Усилитель имеет фирменную систему защиты и автоматического снижения уровня – если вы вдруг поддадите громкости сверх меры и перегрузите усилитель.

ЗВУЧАНИЕ

Вскоре после включения системы становится ясно, что стремление разработчиков улучшить звучание новой серии увенчалось успехом: бас стал мощнее, ярче выражена ритмичность. Как вместе, так и по отдельности обе модели звучат ярко, свежо и информативно без признаков резкости или хрупкости, бас на удивление пространный и гибкий. Эти аппараты задают стандарт в ценовой категории до £1000! Мобильное приложение упрощает обращение с CXN даже при использовании больших музыкальных библиотек, хранящихся на диске компьютера или на NAS-сервере. Моя библиотека с массой дублей в разных форматах для удобства тестирования включает около 11000 элементов — от МР3 до DSD и DXD, но Cambridge очень быстро все находит, позволяя сразу же воспроизводить альбомы, треки и плейлисты.

Ритмичность обоих компонентов с особенной очевидностью проявляется, например, при воспроизве- дении сонат Баха для скрипки и клавесина, записанных на лейбле Linn Records, в исполнении Люси Рассел и Джона Батта, где превосходно передается чистое и насыщенное звучание инструментов. А в крупных музыкальных формах, таких как Пятая симфония Чайковского в исполнении Симфони- ческого оркестра Сан-Франциско, записанном на их собственном лейбле, достоинства моделей CXN и CXA80 проявляются во всем блеске: здесь можно различить каждую секцию оркестра, ощущается убедительный эффект присутствия – будто вы находитесь в зале.

 

Но что особенно хорошо удается нашей системе, так это, выражаясь языком коллег журналистов от Hi-Fi, «достоверность представления» – столь живое и увлекательное воссоздание музыки не может не впечатлять слушателя. Эксперименты с различными акустическими системами дают основание полагать, что в большинстве случаев мощность усилителя оказывается более чем достаточной: большие напольные колонки он раскачивает с таким же апломбом, как и компактные модели, устанавливаемые на стойки. А широкие возможности сетевого проигрывателя / ЦАП / предусилителя делают CXN по-настоящему выгодной покупкой на быстро растущем рынке.

Подготовлено по материалам журнала «Gramophone», сентябрь 2015 г.
Этот обзор прочитали 6 556 раз

Два канала

Сказать по правде, если бы не желание послушать, как новые «кэмбриджи» играют по сети, система могла бы получиться гораздо компактнее. Дело в том, что помимо функции усиления и коммутации аналоговых сигналов усилитель CXA80 может еще много чего, ставя под угрозу сам факт существования своего коллеги. Он оснащен аналогичным модулем ЦАПа, имеет входы SPDIF, USB-В и даже порт UAB-A для подключения фирменного модуля Bluetooth. Единственный козырь в рукаве, который припас CXN v2 — апсемплер. Этой технологией CXA80 не обладает.

В том, что касается построения усилительной части, CXA80 демонстрирует сплошь классические решения. Вполне традиционный класс АВ в нем реализован в лучшем виде. Левый и правый канал разделены по принципу полного двойного моно, начиная с обмоток трансформатора блока питания, а сам трансформатор демонстрирует солидный запас мощности во избежание просадок напряжения и возникновения характерных искажений при работе на высокой громкости.

Усилитель имеет балансные входы, может похвастать двойным комплектом выходных клемм, облегчающих бивайринг, и регулируемыми выходами: одним для сабвуфера и отдельным от него, стереофоническим — для апгрейда системы или биампинга.

Cambridge Audio CXA81 Grey

Интегральный усилитель Cambridge Audio CXA81 имеет дизайн, аналогичный предыдущей модели CXA80, но обладает расширенными функциональными возможностями. Аппарат изготовлен в металлическом корпусе с толстой передней панелью из алюминия, на которой расположены все необходимые органы управления, а также удобные индикаторы. Здесь также имеются гнезда для подключения наушников и портативного источника сигнала, а кроме регулировки громкости, можно также настраивать стерео баланс и тембр звука в области низких и высоких частот.

Cambridge Audio CXA81 работает в классическом классе A/B, и его выходные каскады выделяют довольно много тепла. Для его эффективного отвода на верхней панели усилителя предусмотрено большое вентиляционное окно, закрытое защитной сеткой. Оба канала Cambridge Audio CXA81 смонтированы на раздельных платах для исключения перекрестных помех, в том числе и с использованием индивидуальных радиаторов охлаждения (принцип «двойного моно»). В блоке питания усилителя установлен крупный тороидальный трансформатор, конструкция которого оптимизирована для использования в аудиотехнике. Для питания каждого канала здесь используются отдельные вторичные обмотки, с собственными выпрямительными диодами и фильтрующими конденсаторами. Трассировка печатных плат усилителя выполнена таким образом, чтобы сократить длину цепей передачи аудиосигнала.

Cambridge Audio CXA81 оснащен четырьмя линейными входами (в дополнение к расположенному на передней панели), а также имеет выходы предусилителя для подсоединения внешнего усилителя мощности и сабвуфера. Особенностью данного аппарата является наличие встроенного ЦАП-а на микросхеме ESS Sabre ES9016K2M, и трех цифровых входов: двух оптических, коаксиального и USB. Последний работает в асинхронном режиме и рассчитан на прием цифрового потока с параметрами до 24 бит / 192 кГц. Кроме того, в Cambridge Audio CXA81 предусмотрен встроенный Bluetooth-модуль с поддержкой кодека aptX. Усилитель имеет балансные входы, может похвастать двойным комплектом выходных клемм, облегчающих бивайринг, и регулируемыми выходами: одним для сабвуфера и отдельным от него, стереофоническим — для апгрейда системы или биампинга.

 

Вскоре после включения системы становится ясно, что стремление разработчиков улучшить звучание новой серии увенчалось успехом: бас стал мощнее, ярче выражена ритмичность. Но что особенно хорошо удается Cambridge Audio CXA81, так это, выражаясь языком коллег журналистов от Hi-Fi, «достоверность представления» – столь живое и увлекательное воссоздание музыки не может не впечатлять слушателя. Эксперименты с различными акустическими системами дают основание полагать, что в большинстве случаев мощность усилителя оказывается более чем достаточной: большие напольные колонки Cambridge Audio CXA81 раскачивает с таким же апломбом, как и компактные модели, устанавливаемые на стойки. Обзор усилителей Cambridge Audio CXA61 и CXA81 от портала HI-FI.RU
Обновление популярных моделей аудиотехники зачастую проводится с подачи маркетологов для оживления интереса и носит во многом косметический характер. Но иногда перед нами действительно результат серьезной «работы над ошибками», когда компонент выходит на новый качественный уровень. В какую категорию можно отнести второе поколение интегральных усилителей Cambridge Audio серии CXA?

С одной стороны, можно предположить, что усилительная часть новинок не претерпела каких-либо изменений. Впрочем, в случае интегральных усилителей Cambridge Audio серии CXA уместно вспомнить известную народную мудрость – от добра добра не ищут. Классические выходные каскады на комплементарных парах транзисторов STD03N/STD03P от компании Sanken, работающие в классе A/B, установлены на литые радиаторы охлаждения, занимающие приличную часть внутреннего объема корпуса. Начиная с вторичных обмоток силового трансформатора каналы здесь полностью изолированы, реализуя принцип «двойное моно». Мощный фирменный тороидальный силовой трансформатор в центре компонента и четыре крупных банки конденсаторов блока питания вселяют уверенность, что указанные в технических характеристиках уровни мощности в 60 и 80 Ватт, соответственно для моделей Cambridge Audio CXA61 и CXA81, не уловки маркетологов, измеренные в тепличных условиях.

С другой стороны, перечень изменений относительно первого поколения усилителей если нельзя назвать обширным, то значимым – совершенно точно. Так, младшая модель Cambridge Audio CXA61 получила порт USB для трансляции с компьютера цифрового аудиопотока, в прошлом поколении эта функциональность предлагалась лишь в старшей модели. Претерпели изменения и микросхемы ЦАП. Продукция компании Wolfson осталась в прошлом – в Cambridge Audio CXA61 теперь работает чип ESS Sabre ES9010K2M, а в CXA81 – ESS Sabre ES9016K2M. При этом, компоненты с входа USB способны обрабатывать контент, записанный с разрешением вплоть до PCM 32 бит / 384 кГц и DSD256. Максимальное разрешение цифрового сигнала, получаемого на входы Toslink и SPDIF ограничено значениями 24 бит / 96 кГц и 24 бит / 192 кГц соответственно.

Кроме того, адаптер Bluetooth с поддержкой кодеков aptX и aptX HD теперь не является опцией и встроен внутрь корпуса. Наружу в новых моделях усилителей торчит лишь короткая антенна. Также расширены возможности интеграции аппаратов в системы умного дома – к фирменной единой управляющей шине, которая поддерживалась и в первом поколении компонентов, добавился вход внешнего ИК-приемника, порт RS-232, а также вход и выход триггера 12 В. Из «потерь» отметим отсутствие во втором поколении регуляторов баланса каналов и тембров на лицевой панели усилителей.

В остальном это все те же популярные у любителей музыки интегральные усилители в строгом дизайне за вполне вменяемую стоимость. На лицевой панели кроме крупной рукоятки регулятора громкости, выхода на наушники и входа миниджек у модели Cambridge Audio CXA61 есть только клавиши прямого выбора активного входа с соответствующей светодиодной индикацией. Основная коммутация реализована на задней стенке корпуса. Здесь отметим блок цифровых входов, включающий порт USB type B для подключения к компьютеру, а также пару оптических и коаксиальный входы. В старшей модели CXA81 выделяется балансный вход на разъемах XLR, впрочем, аналогичным входом оснащалась и предшествующая модель CXA80. Для подключения акустических систем предусмотрены качественные винтовые терминалы – по две пары на каждый канал, что облегчает реализацию бивайеринга. Отдельный низкоуровневый выход на сабвуфер позволяет экспериментировать с трифоником.

Для управления в комплекте идет беспроводной пульт ДУ, способный управлять не только усилителем, но и другими компонентами Cambridge Audio серии CX, например, CD-транспортом Cambridge Audio CXC
и сетевым плеером
Cambridge AudioCXN v2
.

Для тестирования усилители Cambridge Audio серии CX подключались в систему с источниками CXC (транспорт CD) и CXN (сетевой проигрыватель). В качестве акустических систем были выбраны хорошо знакомые DALI Opticon 6

, ставшие в свое время победителями сравнительного теста. Коммутация была произведена межблочным кабелем Atlas Equator и акустическим Atlas Hyper 3.5. Тестирование проводилось в акустически подготовленном зале площадью 30 квадратных метров.

 

Усилитель Cambridge Audio CXA81 смог в полной мере раскрыть потенциал датской акустики, продемонстрировав натуральность тембров, молниеносную атаку и трепетное отношение к мельчайшим деталям звукового полотна. У него не возникло абсолютно никаких проблем ни с контролем над акустикой, ни со сравнительно большой площадью зала, в котором проходило прослушивание. Усилитель смог выстроить перед слушателями масштабную сцену с четко выраженной перспективой.

Треки разных музыкальных жанров подавались очень воздушно и комфортно, не утратив при этом динамики и драйва. Информационно насыщенные симфонические произведения в исполнении БСО прозвучали разборчиво с необходимой детализацией. Басовый регистр отличался рельефностью и упругостью. В характере Cambridge Audio CXA81 не было и намека на британскую холодность и чопорность – рок-композиции подавались настолько задорно и зажигательно, что невольно начинаешь притоптывать в такт. При этом, в трактовке музыкального материала нет желания расцветить и приукрасить – в этом смысле подачу можно охарактеризовать как породистую.
Характеристики Cambridge Audio CXA81

Выходная мощность 2 х 80 Вт (8 Ом), 2 х 120 Вт (4 Ома) Частотный диапазон 5 Гц — 60 кГц (+/- 1 дБ) Коэффициент гармоник менее 0,02% (20 Гц – 20 кГц, 80% выходной мощности) Входы 4 RCA, XLR, 2 оптических, коаксиальный, USB, mini-jack 3,5 мм (на передней панели) Выходы с предусилителя, на сабвуфер, на наушники, на 2 пары АС ЦАП 24 бит / 192 кГц ESS Sabre ES9016K2M USB-вход PCM 16-24 бит / 44,1 – 192 кГц Bluetooth с поддержкой кодека aptX Потребляемая мощность 750 Вт Габариты (ШхВхГ) 430 x 115 x 341 мм Вес 8,7 кг

 

 

Глубина и ширина

Каждое прослушивание неизбежно предваряет попытка найти идеальное расположение акустики в помещении и относительно точки прослушивания. Пресловутый треугольник иногда складывается легко, а иногда процесс его построения буквально ставит в тупик, когда не можешь решить, какой же вариант предпочесть.

Я тестировал компоненты в комнате прослушивания Pult.ru, где собрали систему в связке с акустикой Dali Rubicon 2. Проблема выбора положения встала особенно остро вследствие исключительной послушности и отзывчивости колонок. Поворот оси излучения и изменение дистанции от слушателя до системы не просто давали возможность подстроить глубину и ширину сцены — они позволяли оперировать этими параметрами с высокой точностью.

Повернул колонки чуть внутрь — сцена стала глубже и уже, придвинул кресло вперед — оказался в гуще событий. Все варианты по-своему хороши, но среди них мне так и не удалось найти вариант, дающий голографическую точность. Не хватало то глубины, то ширины, то точности локализации. Вероятно, имело смысл удвоить усилия или даже перенести систему в комнату более просторную, но время, выделенное на тест, не бесконечно, да и послушать музыку было уж очень интересно.

В итоге, я остановился на варианте с немного зажатой по бокам, но глубокой звуковой сценой. Основная часть музыкальных событий располагалась в пространстве между слушателем и системой, но отдельные звуки улетали далеко, иногда оказываясь даже где-то позади места прослушивания.

Первые впечатления, сформировавшиеся при прослушивании: система детальна, точна и динамична. Самые резкие и быстрые звуки не смазываются и не затормаживаются, нет каких-либо очевидных нарушений тонального баланса, мелкие детали слышны даже в сложных многоплановых музыкальных композициях.

 

Середина звучит очень плотно и энергично, верхние — прозрачные и иногда беспощадно вытягивают наружу шумы аппаратуры, огрехи мастеринга и артефакты компрессии (если вы вдруг решите послушать МР3). Верхний бас хорошо сфокусированный и ритмичный. Характер подачи музыки получился в целом нейтральный, но не сухой. Система в равных долях уделяет внимание и деталям, и общей художественной составляющей музыки.

Реализм

Характер связки можно хорошо понять слушая The Cure. Эту музыку сложно назвать аудиофильской по сути: она скорее эмоциональная, атмосферная, вызывающая переживания, а не желание вникать в детали звучания. Связка Cambridge Audio CXN и CXA80 при поддержке Dali Rubicon 2 раскрыла записи разных лет с неожиданной стороны. Помимо общего эмоционального посыла стало слышно много деталей, как будто клипы The Cure 80-90-х пересняли в разрешении 4К, и теперь в них можно разглядеть каждую паутинку, от чего становится еще более волнительно и страшно.

А раз уж речь зашла о рок-звездах конца XX века, пройти мимо Queen было совершенно невозможно. Звучание «Another One Bites To Dust» получилось очень упругое, плотное, ритмичное и быстрое. Вся комната начинает пульсировать в ритме, ноги сами притоптывают, пальцы щелкают, а черную футболку очень хочется незамедлительно сменить на белую майку.

Когда начинает звучать «Under Pressure», невольно замираешь и с интересом наблюдаешь за работой двух гениев. Песню удается прочувствовать в полной мере, и при этом можно разглядеть изнутри весьма любопытную пространственную музыкальную конструкцию.

Перебирая хорошо знакомые записи, я в очередной раз обратил внимание на тот факт, что система весьма достоверно передает не только характер музыки, но и характер мастеринга. В одном издании Pink Floyd часы в «Time» звучали уж очень звонко и жестко, а в другом не вызывали ровным счетом никакого дискомфорта и были весьма реалистичны.

При переходе к классике интересно было оценить способность системы передавать масштаб музыкальных произведений. В знаменитом кусочке «Carmina Burana» с переходом от piano к forte ощущался хороший динамический диапазон, дающий возможность ощутить величину эмоционального накала. И хотя вследствие применения полочной акустики система тяготела скорее к камерной музыке, величие симфонических полотен было вполне очевидным.

Ну и напоследок лайфхак для начинающих меломанов. Хотите понять, почему Ray Charles — гений? Возьмите эту систему и включите на ней первый попавшийся хит, да хотя бы «Georgia On My Mind», но обязательно так, чтобы дальнейший плейлист был пуст — так, чтобы было время посидеть в тишине, понаблюдать за мурашками, бегающими по всему телу, и в полной мере прочувствовать, что с вами произошло. Как бы странно это ни звучало, одна только эта песня способна наполнить и насытить меломанскую душу переживаниями на день, а то и на неделю вперед.

В мире Hi-Fi Cambridge Audio отстаивает честь английской звуковой школы не один десяток лет. Но верность традициям и консервативность — это совсем не одно и то же, даже если речь идет о бренде британском до мозга костей. Именно эту идею наглядно демонстрирует парочка компонентов, о которой сейчас пойдет речь. Достаточно одного взгляда, чтобы понять, что современные тренды этим устройствам не чужды. Мы же попробуем выяснить, тот ли это Cambridge. Или уже не тот?

 

Старый новый плеер

Оба устройства от британской Cambridge Audio принадлежат к серии CX, которая находится в самом центре каталога — ниже 850-й серии, но выше серии AX. В роли источника в нашей связке выступил сетевой проигрыватель CXN — модель не новая, успевшая набрать наград в специализированной (и что характерно — не только в британской) прессе и пережить одну реинкарнацию до CXN v2.

Аппарат хвалят и любят не зря, действительно, есть за что: встроенные Airplay, Chromecast и внешний USB-модуль Bluetooth c aptX позволяют быстро подключиться к любому гаджету и иметь при этом высокое качество звучания, сам аппарат работает с Tidal, читает файлы с флешек и NAS, понимая все основные форматы вплоть до DSD64 (не много, но все же!), а также является Roon-совместимым, выступая в роли устройства воспроизведения.

Плюс к этому наличие балансных выходов и возможность подключать внешние цифровые источники, включая компьютер. Одним словом, учтены и включены почти все актуальные потребности современного хайфайщика. Лично мне не хватило лишь Deezer, но производитель дает достаточно альтернативных путей решения данной проблемы.

Из тонкостей аппаратной части стоит отметить наличие фирменного алгоритма апсемплинга ATF2 второго поколения, повышающего разрешение всех входящих цифровых сигналов до 24 бит/384 кГц. Впрочем, после этого сигнал попадает на пару олдскульных ЦАПов Wolfson WM8740, работающих в дифференциальном включении. Чип в целом неплох, но ограничен максимальной частотой в 192 кГц и не имеет нативной поддержки DSD. Сей факт вполне можно взять за основу для праведного гнева, направленного в адрес разработчиков, но многочисленные счастливые обладатели проигрывателя CXN первой и второй версии могут и не согласиться с результатами этой диванной экспертизы.

Два канала

Сказать по правде, если бы не желание послушать, как новые «кэмбриджи» играют по сети, система могла бы получиться гораздо компактнее. Дело в том, что помимо функции усиления и коммутации аналоговых сигналов усилитель CXA80 может еще много чего, ставя под угрозу сам факт существования своего коллеги. Он оснащен аналогичным модулем ЦАПа, имеет входы SPDIF, USB-В и даже порт UAB-A для подключения фирменного модуля Bluetooth. Единственный козырь в рукаве, который припас CXN v2 — апсемплер. Этой технологией CXA80 не обладает.

В том, что касается построения усилительной части, CXA80 демонстрирует сплошь классические решения. Вполне традиционный класс АВ в нем реализован в лучшем виде. Левый и правый канал разделены по принципу полного двойного моно, начиная с обмоток трансформатора блока питания, а сам трансформатор демонстрирует солидный запас мощности во избежание просадок напряжения и возникновения характерных искажений при работе на высокой громкости.

Усилитель имеет балансные входы, может похвастать двойным комплектом выходных клемм, облегчающих бивайринг, и регулируемыми выходами: одним для сабвуфера и отдельным от него, стереофоническим — для апгрейда системы или биампинга.

Глубина и ширина

Каждое прослушивание неизбежно предваряет попытка найти идеальное расположение акустики в помещении и относительно точки прослушивания. Пресловутый треугольник иногда складывается легко, а иногда процесс его построения буквально ставит в тупик, когда не можешь решить, какой же вариант предпочесть.

 

Я тестировал компоненты в комнате прослушивания Pult.ru, где собрали систему в связке с акустикой Dali Rubicon 2. Проблема выбора положения встала особенно остро вследствие исключительной послушности и отзывчивости колонок. Поворот оси излучения и изменение дистанции от слушателя до системы не просто давали возможность подстроить глубину и ширину сцены — они позволяли оперировать этими параметрами с высокой точностью.

Повернул колонки чуть внутрь — сцена стала глубже и уже, придвинул кресло вперед — оказался в гуще событий. Все варианты по-своему хороши, но среди них мне так и не удалось найти вариант, дающий голографическую точность. Не хватало то глубины, то ширины, то точности локализации. Вероятно, имело смысл удвоить усилия или даже перенести систему в комнату более просторную, но время, выделенное на тест, не бесконечно, да и послушать музыку было уж очень интересно.

В итоге, я остановился на варианте с немного зажатой по бокам, но глубокой звуковой сценой. Основная часть музыкальных событий располагалась в пространстве между слушателем и системой, но отдельные звуки улетали далеко, иногда оказываясь даже где-то позади места прослушивания.

Первые впечатления, сформировавшиеся при прослушивании: система детальна, точна и динамична. Самые резкие и быстрые звуки не смазываются и не затормаживаются, нет каких-либо очевидных нарушений тонального баланса, мелкие детали слышны даже в сложных многоплановых музыкальных композициях.

Середина звучит очень плотно и энергично, верхние — прозрачные и иногда беспощадно вытягивают наружу шумы аппаратуры, огрехи мастеринга и артефакты компрессии (если вы вдруг решите послушать МР3). Верхний бас хорошо сфокусированный и ритмичный. Характер подачи музыки получился в целом нейтральный, но не сухой. Система в равных долях уделяет внимание и деталям, и общей художественной составляющей музыки.

Реализм

Характер связки можно хорошо понять слушая The Cure. Эту музыку сложно назвать аудиофильской по сути: она скорее эмоциональная, атмосферная, вызывающая переживания, а не желание вникать в детали звучания. Связка Cambridge Audio CXN и CXA80 при поддержке Dali Rubicon 2 раскрыла записи разных лет с неожиданной стороны. Помимо общего эмоционального посыла стало слышно много деталей, как будто клипы The Cure 80-90-х пересняли в разрешении 4К, и теперь в них можно разглядеть каждую паутинку, от чего становится еще более волнительно и страшно.

А раз уж речь зашла о рок-звездах конца XX века, пройти мимо Queen было совершенно невозможно. Звучание «Another One Bites To Dust» получилось очень упругое, плотное, ритмичное и быстрое. Вся комната начинает пульсировать в ритме, ноги сами притоптывают, пальцы щелкают, а черную футболку очень хочется незамедлительно сменить на белую майку.

Когда начинает звучать «Under Pressure», невольно замираешь и с интересом наблюдаешь за работой двух гениев. Песню удается прочувствовать в полной мере, и при этом можно разглядеть изнутри весьма любопытную пространственную музыкальную конструкцию.

 

Перебирая хорошо знакомые записи, я в очередной раз обратил внимание на тот факт, что система весьма достоверно передает не только характер музыки, но и характер мастеринга. В одном издании Pink Floyd часы в «Time» звучали уж очень звонко и жестко, а в другом не вызывали ровным счетом никакого дискомфорта и были весьма реалистичны.

При переходе к классике интересно было оценить способность системы передавать масштаб музыкальных произведений. В знаменитом кусочке «Carmina Burana» с переходом от piano к forte ощущался хороший динамический диапазон, дающий возможность ощутить величину эмоционального накала. И хотя вследствие применения полочной акустики система тяготела скорее к камерной музыке, величие симфонических полотен было вполне очевидным.

Ну и напоследок лайфхак для начинающих меломанов. Хотите понять, почему Ray Charles — гений? Возьмите эту систему и включите на ней первый попавшийся хит, да хотя бы «Georgia On My Mind», но обязательно так, чтобы дальнейший плейлист был пуст — так, чтобы было время посидеть в тишине, понаблюдать за мурашками, бегающими по всему телу, и в полной мере прочувствовать, что с вами произошло. Как бы странно это ни звучало, одна только эта песня способна наполнить и насытить меломанскую душу переживаниями на день, а то и на неделю вперед.

Выводы

Пара компонентов CX успешно справилась с совершенно различными жанрами музыки. Она легко передает сложные ритмические рисунки и тонкие интонационные ходы. Не важно, любите вы фри-джаз, прогрессив-рок, барочную музыку или французский шансон. Все будет воспроизведено честно, понятно и музыкально в той мере, в какой это подразумевает качество записи и исполнения.

Система не смазывает музыку в единое облако, но и не высушивает ее до состояния музейного экспоната. Она позволяет и созерцать, и сопереживать одновременно.

Достоинства

: хорошее сочетание детальности и музыкальности, есть потенциал для масштабирования системы.

Недостатки

 

: сложности с построением сцены, скромные возможности балансной коммутации.

Официальный сайт:

Cambridge Audio CXA80, Cambridge Audio CXN

Паспортные данные

Cambridge Audio CXA80

  • Мощность (RMS): 2х 80 Вт на 8 Ом, 120 Вт на 4 Ом
  • ЦАП: Wolfson WM8740
  • Диапазон частот: 5–60 000 кГц (±1 дБ)
  • Аналоговые входы: балансные XLR, 4 не балансных RCA, 3,5 мм
  • Цифровые входы: коаксиальный, 2 оптических, USB-В
  • Аналоговые выходы: 3,5 мм для наушников, выход предварительного усилителя, выход для сабвуфера
  • Габариты: 430×341х115 мм
  • Масса: 8,7 кг

Cambridge Audio CXN

  • ЦАП: 2 х WM8740
  • Апсемплер: ATF2 24 бит/384 кГц
  • Онлайн-сервисы: Spotify Connect, Tidal, интернет-радио
  • Протоколы передачи данных: Airplay, Chromecast, UPNP
  • Аудиоформаты: ALAC, WAV, FLAC, AIFF, DSD (x64), WMA, MP3, AAC, HE AAC, AAC+, OGG Vorbis
  • Входы: USB-B, коаксиальный, оптический
  • Выходы: аналоговый балансный XLR, аналоговый не балансный RCA, коаксиальный, оптический
  • Интерфейсы: Ethernet 10/100, WiFi b/g/n, Bluetooth (опционально)
  • Габариты: 430х305х85 мм
  • Масса: 3,5 кг

Источник: stereo.ru

Выводы

Пара компонентов CX успешно справилась с совершенно различными жанрами музыки. Она легко передает сложные ритмические рисунки и тонкие интонационные ходы. Не важно, любите вы фри-джаз, прогрессив-рок, барочную музыку или французский шансон. Все будет воспроизведено честно, понятно и музыкально в той мере, в какой это подразумевает качество записи и исполнения.

Система не смазывает музыку в единое облако, но и не высушивает ее до состояния музейного экспоната. Она позволяет и созерцать, и сопереживать одновременно.

 

Достоинства: хорошее сочетание детальности и музыкальности, есть потенциал для масштабирования системы.

Недостатки: сложности с построением сцены, скромные возможности балансной коммутации.

Официальный сайт: Cambridge Audio CXA80, Cambridge Audio CXN

Цена: Cambridge Audio CXA80 — 93 390 рублей, Cambridge Audio CXN — 93 390 рублей

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *