Шёлковые твитеры. Конденсаторы Black Gate. Потенциометры

Уважаемая редакция!
Я имею систему, состоящую из:

  • проигрывателя грампластинок DUAL-731 с головкой звукоснимателя Shure V15IV;
  • усилителя McCormack DNA-0.5;
  • AC Acoustic Research ARTSW-610A (в распределительном фильтре колонок «родные» конденсаторы T.I. MFD 50V +/-10% NP 85*C 812 заменены конденсаторами МБГО).

Оценивая звучание системы в целом, следует отметить, что АС имеют упругий, артикулированный бас, чистую и ясную середину, особенно вокал. А вот верха звучат резко. На сверхвысоких появляется «цыкание» и «рассыпуха». По-видимому, резкость звучания пищалки обусловлена применением в ней титанового купола.

Учитывая изложенное, я задумал поставить ВЧ-головки с шёлковым куполом. Окончательно к этому решению я пришел после прочтения статьи П. Павлова «Любителям баса» («Практика» №1/2002 г.), который в разработанных им колонках применил VIFA D22TG-45-06. Подойдет или нет эта пищалка для моих АС, я не знаю. И поэтому обращаюсь к вам с большой просьбой подсказать мне модель с шелковым куполом фирмы VIFA, которая подошла бы для АС TSW-610A. Есть ли альтернативные варианты из динамиков, поставляемых «Аркадой»?

С аудиофильским приветом,

В.С. Доронин

При пересчете предоставленного Вами фильтра колонок Acoustic Research TSW 610A выяснилось, что разделение ВЧ-звена происходит на частоте 3,3 кГц, и Rн = 4,8 Ом. При общей заявленной чувствительности колонки 90 дБ Вам вполне можно рекомендовать динамик с мягким куполом фирмы VIFA D27TG45-06. Его характеристики таковы: Rн = 6 Ом, Sens = 90 дБ (1 Вт/1 м), Fs = 650 Гц (хотя по измерениям — порядка 750 Гц). Надеюсь, что использование D27TG45-06 избавит Вас от некомфортного «резкого» звука в верхнем диапазоне частотного спектра.

 

С уважением, П. Павлов

P.S. В случае невозможности использования вышеназванного динамика можно взять близкие аналоги: VIFA D27TG35-06, SEAS H-881.

В ваших материалах часто рекомендуются конденсаторы Black Gate. Взял у своего друга-паяльщика пару штук на пробу, причем самых простых (не дешевые они!) и поставил в катоды входного каскада. Стало заметно лучше. Но почему, и что в них особенного, и отчего они такие дорогие? Слышал, что у них есть разные модификации, причем некоторые ёще дороже — больше $100! По-моему, это издевательство.

Анатолий Самойлов, г.Тула

Высокая стоимость Black Gate, прежде всего, обусловлена уникальными технологиями, применяемыми при их изготовлении, а также звуковыми качествами, альтернативы которым, на наш взгляд, просто нет среди электролитических конденсаторов.

 

Абсолютное большинство существующих электролитов на основе алюминиевой фольги имеют характерные недостатки, связанные с тем, что на поверхности электродов образуется окись. В таком конденсаторе появляется проблема качественной связи между «истинным» и «внешним» катодом, например алюминиевым корпусом. Сепаратор в данном случае должен действовать как посредник между этими двумя катодами, обеспечивая в электролите, которым пропитан сепаратор, высокую электронную проводимость и низкую ионную. Естественно, что в то время как сигналы передаются в электролите (который, кстати, имеет толщину примерно в 20000 раз большую, чем диэлектрический оксидный слой), часть информации теряется — возникают нелинейные искажения.

Против общепринятых представлений о том, что сепаратор должен быть чрезвычайно чист, в BG введены частицы графита определенного размера и с определенной плотностью (эти параметры, в том числе, и есть ноу-хау фирмы). Таким образом, удалось практически исключить ионную проводимость и значительно улучшить ток электронов. В результате в BG исключены все типичные дефекты алюминиевых электролитических конденсаторов, а свойства стабильны на протяжении 25 — 30 лет.

Действительно, существует несколько серий BG. Standard — обладает лучшими характеристиками, чем конденсаторы других фирм. Улучшает соотношение сигнал/шум тракта и уменьшает искажения. Особенно хороши в катодных (эмиттерных) цепях первых каскадов и в блоках питания. PK — миниатюрная версия Standard при всех свойствах «большого брата». Оптимальны для транзисторного оборудования с плотным монтажом: связь, портативная техника, встроенные микрофонные усилители и т.п. AC — разработаны для применения в кроссоверах акустических систем. Конденсаторы этой серии неполярные и имеют самую низкую индуктивность из всех BG. C — отличаются особо низкой утечкой, а искажения меньше, чем у танталовых конденсаторов. K, FK, VK — специально разрабатывались для аудио и обладают собственными шумами < -150 дБ, а также высокой линейностью. Особенно эффективны в катодах драйверных и оконечных каскадов, в анодных цепях, а также в источниках питания предусилителей, аналоговых и цифровых частей ЦАПов. N, NX — неполярные, по импульсными характеристикам почти не уступают пленочным конденсаторам. Имеют низкое внутреннее сопротивление и индуктивность, что позволяет избежать резонансов, свойственных другим неполярным электролитам, и снизить искажения сигнала до рекордно низких уровней. Особенно эффективны в качестве разделительных (проходных) на пути звукового сигнала, в катодных цепях первых ламповых каскадов усиления, а также в блоках питания однотактных каскадов. NH — неполярные с рабочим напряжением до 350 В. Предназначены для блоков питания ламповых усилителей. WKZ, WK — самые дорогие, для установки в дроссельных блоках питания ламповых усилителей класса High End. По прозрачности и легкости звучания сравнимы только с масляными конденсаторами.

«…Хочу собрать ламповый однотактник. Подобрал несколько схем из Интернета, но в комментариях ко многим из них говорится о необходимости высокого качества… регулятора громкости. Например, к одной схеме рекомендованы только какие-то black beauty фирмы ALPS по цене $70! Товарищ как-то привез мне из Москвы потенциометры ALPS (покупал в «Чип и Дип»). Но судя по цене и качеству, это что-то другое. Нужны ли действительно такие навороченные потенциометры, или их все же можно чем-то заменить?»

Андрей Тарасов, Москва

Действительно, качество регулятора громкости значительно влияет на звук. Это обусловлено, прежде всего тем, что потенциометр обеспечивает механическое замыкание цепи и место контакта так или иначе и постоянно подвергается внешнему воздействию — физическому или химическому. Со временем это всегда ухудшает контакт, что ведет к заметному увеличению искажений проходящего через такой контакт сигнала. Все знают, как неприятно трещит ручка громкости на старой технике… Применение же многопозиционных реле с редкоземельными контактами (герметичных, вакуумных или иных) для регулировки громкости имеет больше минусов, чем плюсов и заметно усложняет конструкцию.

 

К сожалению, доступный ассортимент специальных «звуковых» потенциометров у специализирующихся на торговле радиодеталями крупных национальных компаний не блещет необходимым качеством. Что же говорить о развалах и блошиных рынках? Тут можно надеяться только на случай — может быть, найдется там парочка старых Telefunken…

Специальные потенциометры необходимого качества, предназначенные для звуковых цепей (громкость, баланс), выпускаются не таким уж и большим количеством фирм в мире: японскими ALPS и TKD (Koon); немецкими PIHER (к сожалению, у них малораспространенный посадочный размер) и NOBLE. Первые две компании считаются ведущими в мире по качеству.

Потенциометры с собственным именем «Black Beauty» фирмы ALPS имели индекс модели RK40312 и, увы, их выпуск прекращен около двух лет назад. Вместо них можем посоветовать более скромную по характеристикам (и доступную по цене) модель RK27112, но также высокого качества и не свойственную ординарному HI-FI с конвейера.

Заменить «черную красавицу» можно ничуть не уступающими ей потенциометрами TKD CP2511S. Следует заметить, что они имеют необычные передаточные характеристики движков, основанные на особенностях человеческого слуха. Конечно же, их результирующая характеристика имеет стандартный (логарифмический или линейный) вид, но для применения в так называемых «L«-регуляторах такие потенциометры не предназначены.

Самым отъявленным хай-эндщикам советуем 42-шаговые танталовые дискретные регуляторы TKD Р65CS. Они дают неокрашенное прозрачное звучание, отличаются малым разбросом между каналами (менее 0,5 дБ) и очень живучи.

Практика AV #2(4)/2002

поделиться

Электролитические конденсаторы в звуке

После серии статей по доработками аудио устройств столкнулся с большим количеством вопросов, какие же электролитические конденсаторы стоит использовать в питании аудио аппаратыры.

 

Ниже представлен список электролитических конденсаторов, составленный на основании личного опыта их использования и приведены собсвенных субъективные оценки их уровня качества.

Для питания цифровых цепей аудио устройств

  1. Sanyo

    OS CON SP серия с органическим полупроводниковым электролитом — одни из лучших кандидатов для применения в цифровых цепях. Отличные кандидаты для использования в импульсных стабилизаторах, DC-DC преобразователях.

  2. SVPC серия с полимерным электролитом — чуть хуже предыдущей серии, но тоже очень хороши.

Для питания аналоговых цепей аудио устройств

  1. Rubycon

    Black Gate — легенда в мире аудио, давно не выпускаются, тяжело достать, много подделок (1 место — авансом, личного опыта использование нет)

  • Elna
      Silmic II — является лучшим вариантом на сегодняшний день (2 место)
  • Cerafine — отличные конденсаторы, но Silmic II немного лучше (3 место)
  • Panasonic
      PZ, PXS, PXL (Pureism) — известная среди аудиофилов серия, в звуке сравнимы с Cerafine. (4 место)
  • Серии FC, FK и FM имеют малое ERS (расположил в порядке от большего к меньшему), и сравнительно дешевые. Хороший выбор по соотношению цена/качество.
  • FR — имеют еще более низкий импеданс чем FM, отличный выбор для цифровых цепей. В аналоге уступают FC/ FM, из-за своего низкого esr могут приводить к неустойчивой работе стабилизаторовпри установке на выходе последних.
  • Nichicon
      KZ — отличная серия для звука, немного уступает Elna Cerafine, но заметно дешевле. Основной недостаток это достаточно большие удельные габариты. (4 место)
  • KA — имеют небольшие габариты в сравнении с KZ. Емкости имеют сравнительно высокий ESR, но при этом достаточно ровный импеданс. Будут хорошим выбором для установки в качестве выходных емкостей в стабилизаторах критичных к работе с low ESR емкостями на выходе. Следует использовать в аналоговых цепях. (4 место)
  • НМ, повышенное качество, сверхнизкое сопротивление, в питании аналоговых цепей звучат несколько хуже Panasonic, дают резкий и утомляющий звук.
  • НN имеет еще более низкое сопротивление, в звуке ведут себя приметно также, как и HM
  • Yageo, SAMWHA, Jamicon, CapXon — можно ставить за не имением чего-то более лучшего, в любом случае будет лучше, чем дешевый китай.
  • В катоды (первых каскадов) с малым смещением до 6В – NONPOLAR 6,3В

    В катоды со смещением выше 12В – BG FK В «обрамление» дросселя (соотв. питание выхлопа) – двойные WKZ . В чистку анодного питания первых каскадов и драйверов – малонаполненные Jensen 60-х годов + «говнецо» типа nichicon.

    Комиссаров о пользе BG Народ часто сомневается в целесообразности приобретения BG, и прочих деталей несомненно высокого качества и еще более высокой цены, подходя к вопросу с чочки зрения цена/ качество…

    В свете последних моих экспериментов с корректором я поставил чистый эксперимент…

    Сначала был собран аппарат из «чего есть», то есть в катодах конечно стояли BG в первом и Elna Cerafine во втором каскаде, в питании обычные Рубиконы, монтаж медной моножилой, на выходе МБГО, вынутый из корпуса (самое лучшее из отечественного, пожалуй).

     

    Затем я взялся паять второй вариант- на точно таком же шасси, но с применением BG везде, медным Дженсеном на выходе, монтаж Vx- ом и серебром «Дженсен», резисторы те же (С2- 29), кроме входного- этот танталовый. Лампы те же, но на выходе E88CC, но это непринципиально, я знаю, чем она в звуке от 30-ки отличается. Да, еще- макет был спаян обычным 4-х процентным Мультикором, а второй аппарат- Вакой.

    Коррекции одинаковые.

    Когда все заработало, я их просто поставил рядом и сравнил, сначала по одному каналу (у меня только два одинаковых пентода Телефункен, наши не использую), потом по очереди.

    В общем… Кхм… Разница настолько огромная, что и сравнивать нечего, я сам сильно удивлен, не ожидал такого. Макет как будто из за закрытой двери играет. Выходные лампы тут не при чем, я разные пробовал (6Н30П, 5687, Е88СС, Е288СС) немного меняется характер, и только.

    У меня такое же было, когда я тестил свой LC- корректор, хотя он, конечно, лучше зтого, но, увы, он неповторяем ввиду безвременной кончины фирмы Танго :(

    Ну так вот, возвращаясь к баранам- разница в себестоимости аппаратов получилась долларов в 450, а разница в звуке как между аппаратом за 1000 и за 10.000… Вот тебе бабушка и Юрьев День…

    Eugen.

    Лично я вновь «озабочен», после недели предметных прослушиваний РХ-корректора, влиянием емкости в катоде первой лампы АС2 усилителя и только сейчас соглашусь,БГ красит(выпячивает) и убивает тонкую структуру музыкального исполнения. Sergei Bankovskiy

     

    ЛЮБЫЕ электролитические конденсаторы (а БГ, при всех ухищрениях их рекламщиков, являются ВСЕГО ЛИШЬ электролитическими конденсаторами СО ВСЕМИ присущими оным свойствами, может быть лишь в некоторой мере измененными за счет применения дополнительного эффекта туннельной проводимости) плохо работают на высоких частотах. Поэтом, если в схеме устройства предполагается наличие ВЧ-составляющих в цепях, где работают электролитические конденсаторы, то шунтировать их более высокочастотными приборами более, чем желательно. На основе своего, достаточно длительного, опыта работы с BG (более 12 лет) могу сказать, что серия Standart в общем ничем особенным не выделяется на фоне хороших низкоимпедансных электролитов. Более того, в большинстве случаев по звуку BG Std уступают Sanyo MV-AX, Panasonic FC, FK, Nichicon UHD, Rifa PEG124 и ряду других. lynx

    Фирмы “BLACK GATE” нет, более того – и никогда и небыло. Была фирма Джелмакс, разработавшая когда-то конденсаторы для импульсных источников пиания. Поскольку, как и у многих мелких разработчиков, своих произвоственных мощностей у них нет, производство разместили на фирме Рубикон, где БГ и выпускались. А само название BLACK GATE – просто торговая марка. Alex Torres

    «НЕТ» электролитическим конденсаторамв Hi-End Audio

    Наши усилители мощности не имеют больших-инертных накопителей энергетических ресурсов — классических электролитических конденсаторов, что принципиально противоречит общепринятой методике организации фильтрации и поддержки напряжения — «Чем больше ёмкость, тем лучше звук и дороже изделие».

    В фундаментальной физике нет зависимости величины ёмкости конденсатора от качества звука / цены. К тому же, в теоретической электротехнике максимально точно реализованы физические законы равновесия и сохранения энергии, где подсознательно можно вывести ключевые основы энергосбережения, энергонакопления. Такие как — маленькая ёмкость наполняется быстро, а большая медленно, для максимального заряда маленькой ёмкости надо потратить меньше энергоресурсов, чем для большой и т. д.

    Но, научиться сохранять количественный состав энергии в накопителях, одновременно, мгновенно управлять ею, в практической электротехнике невозможно. Поскольку в этом случае присоединяются электрические законы противодействия и в электроматериалах происходят химические изменения на электронном уровне, где скорость протекания энергетических процессов плохо контролируется и теоретически непредсказуема, что явно заметно на практике — при воспроизведении Hi-End звука.

    Классический пример — медленная зарядка автомобильного аккумулятора, здесь происходят медленные электролитические процессы такие же, как в электролитических конденсаторах. Проще говоря — хранителями энергии выступают «тяжёлые», медленные ионы, без участия быстрых электронов.

    Легендарные электролитические конденсаторы «BLACK GATE» — цены от 20 € за шт, выпуск давно прекращён. Они существенно проигрывают, всеми своими технико-звуковыми параметрами, недорогому по стоимости плёночному «Solen» (средний грубо: 1€ = 1 микрофарада). Следует иметь в виду, все другие электролиты заметно хуже «BLACK GATE» и в сотни раз дешевле.

    Так, как же построен современный Hi-End Audio усилитель?

    Реализовать практически цикл мгновенного заряда/разряда (для большого объёма энергии) возможно только в многочисленных, быстрых (нет ионов) и малообъёмных накопителях. На этой основе построены многосекционные плёночные «MultiCap», что определяет их быстродействие, как следствие высокое качество звукоизвлечения. В аудиотехнике, это хорошо заметно на слух, при шунтировании больших по ёмкости электролитических накопителей маленькой ёмкостью «MultiCap». При этом, звучание приобретает дополнительную музыкальную экспрессию и появляется желание (воплотить концепцию «Grimmi») полностью исключить из схемы все электролиты.

    Общая конструкция лампово-транзисторного усилителя основана на природной, самой понятной для обыкновенного человека концепции — «Чем меньше ёмкость инертных электролитов, тем быстрее они работают». «Воюй не числом, а умением» — учись оперировать электронными возможностями установленных компонентов, не обращая внимания на высокую стоимость последних. Это как-бы простое, но технически сложное решение нейтрализует медленные ионные процессы происходящие в электролитических накопителях, давая приоритет быстрым электронным.

    Наши изделия создают уникальный, неповторимый образ, обеспеченный высокоскоростной энергетической поддержкой на электронном уровне, с помощью самых лучших и дорогих (в мировом рейтинге) плёночных / бумажных энергонакопителей «MultiCap», «Jensen» — «нет» электролитическим конденсаторам. Такой подход известными производителями не поддерживается, так как высочайшая себестоимость радиоэлементов не позволяет узаконить многоразовую — коммерчески выгодную наценку и получить сверхприбыль.

    От admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *