Сабвуфер в машину своими руками. Бандпасс 6-го порядка на 75ГДН

Статьи

Сабвуфер бандпасс

Сабвуфер бандпасс – это устройство, которое все чаще применяется современными водителями в автомобилях. Бандпасс сабвуфер имеет ряд конкретных преимуществ по сравнению с другими моделями, что делает его незаменимым для многих владельцев машин. Многие компании, известные в мире автозвука, занимаются производством сабвуферов данной конструкции.

Особенности

Главная фишка бандпасса — он имеет естественный фильтр НЧ, что и делало его популярным в прошлом, когда «натуральные» фильтры были обычным способом разделения частотных полос. Но после появления и распространения специализированных басовых усилителей с активными фильтрами этот фактор стал несущественным. Кроме особенностей у бандпассов есть и яркие плюсы, по этому они используются в автозвуке, хотя и не так часто по сравнению с другими типами оформления.

Плюсы:

  1. Качественный низкий бас
  2. КПД Выше чем у ЗЯ и ФИ
  3. Сабвуфер защищен от внешних воздействий

Минусы:

  1. Сравнительно узкий частотный диапазон
  2. Сложность расчета и изготовления
  3. Требуемый объем больше чем у ЗЯ и ФИ

Бандпассы встречаются 4го и 6го порядков. Порядок это крутизна спада фильтра.

n — порядок фильтра

Сабвуфер бандпасс — лучшая конструкция

Сабвуфер бандпасс – это устройство, которое все чаще применяется современными водителями в автомобилях. Бандпасс сабвуфер имеет ряд конкретных преимуществ по сравнению с другими моделями, что делает его незаменимым для многих владельцев машин. Многие компании, известные в мире автозвука, занимаются производством сабвуферов данной конструкции.

Что такое сабвуфер

Автомобильный сабвуфер пассивный

Сабвуфер является одним из самых нужных и важных элементов акустической системы. Ведь это именно он ответственен за воспроизведение низких частот, которые не поддаются обычным колонкам, отчего он и получил такое название (низкие частоты). Почему-то именно басы интересуют почти всех владельцев машин. По их мнению, чем громче они будут, тем лучше.

Примечание: если вам нравится музыка без низких частот, то можно обойтись и без использования саба.

Где применяются низкие частоты

Как самому сделать пассивный сабвуфер

Передача низких частот особенно важна при просмотре современных фильмов, где используются сцены со спецэффектами, при прослушивании электронной музыки. Также низкие частоты распространены в видеоиграх.Собственно, это и есть одно из самых главных преимуществ сабвуфера бандпасс: его можно использовать не только в акустической системе автомобиля, но и в доме.

Примечание: но для этого надо будет приобрести дополнительные кабели и переходники.

Виды сабвуферов

Пассивный автомобильный сабвуфер

На сегодняшний день существует 2 вида сабвуферов:

Каждый из этих видов имеет свои отличительные особенности. В активном сабвуфере используется встроенный усилитель мощности и активный кроссовер, который фильтрует все высокие частоты и согласовывает работу с остальными элементами акустической системы. Очень часто имеет множество функций для регулировки. Кроме того, он оснащен огромным количеством возможностей для подключения (сквозное и т.п.). Пассивный же сабвуфер наоборот, отличается отсутствием усилителя мощности и подключается двумя способами: параллельно или отдельно, к другому каналу. Из-за того, что он не имеет средств настройки и в силу своих конструктивных особенностей очень привередлив к размещению в помещении, требуется найти подходящее место, где есть «хороший бас».

Материалы используемые при производстве

В настоящее время для изготовления колонок используется несколько материалов, каждый из которых имеет свои определенные преимущества:

  • Многослойная фанера. Она обладает невысокой стоимостью, но при этом легко поддается обработке;

Сабвуфер из фанеры

  • Древесностружечная плита состоит из натуральных материалов, за счет чего значительно повышаются ее свойства;
  • Древесноволокнистая плита имеет довольно плотную структуру, поэтому обладает высокой устойчивостью к влаге.

Типы корпусов сабвуфера

Можно выделить несколько типов корпусов сабвуферов, изготовление которых практикуют современные фирмы:

  • Герметичный корпус. На сегодняшний день это самый распространённый и одновременно самый простой тип корпуса. Представляет он собой полностью изолированный, закрытый ящик, создающий внутри себя пространство для управления мембраной динамика, что позволяет ему работать на таких мощностях;
  • Фазоинверсный корпус. Применяется в основном в домашних системах и, в частности, в автомобильных аудиосистемах. При меньшей мощности бас становится громче, чем в герметичном пространстве. Следует отметить, что есть у этого типа корпуса свои недостатки. При попытке воспроизведения частот, которые ниже «заводских», появляются искажения.

Сабвуфер конструкции ФИ

Примечание: проблемы могут появиться и из-за большой влажности при хранении.

  • Изобарическая конструкция. С коммерческой точки зрения один из самых выгодных типов сабвуфера. В герметичной коробке стоят два полностью идентичных динамика, которые должны работать в унисон друг с другом, что создает определенный эффект. К недостаткам можно отнести то, что на самом деле работает один динамик, а не 2.
  • Bandpass. Такой тип конструкции сабвуфера сочетает в себе как герметичный, так и фазоинверсный корпус, которые расположены в двух различных камерах. Данный вид показывает отличные характеристики по подаче низких частот наряду с ограничением резонанса. Безусловно, это один из лучших видов конструкции сабвуфера, про который мы разъясним подробнее. Категории бандпасс

Bandpass делится на 2 категории, которые различаются конструкцией и строением:

  • Bandpass 4. Этот вид конструкции стандартный и был описан выше;
  • Bandpass 6. Данный тип сочетает в себе сразу 2 фазоинвертора. Звук благодаря такому строению получается очень качественным с глубоким и насыщенным басом.

Самодельный бандпасс 6-го порядка

Обзор модели Mystery MBP-2500

Для примера возьмем первый попавшийся сабвуфер BandPass — Mystery MBP-2500.

Бандпасс 6 порядка

Бандпасс 6 порядка это ящик с двумя фазоинверторами. Поэтому к предыдущим расчетам добавляется определение второго порта, а так же соотношения настроек обоих фазоинверторов. Такой короб имеет 2 основных вида: вид-1 порт выходит наружу из обоих камер; вид-2 порт одной камеры выходит в другую.

Бандпасс 6 порядка

Бандпасс 6 порядка. Вид-1.

Бандпасс 6 порядка

Бандпасс 6 порядка. Вид-2.

Расчет сабвуфера при помощи WinISD

Теперь вы можете самостоятельно сделать чертеж корпуса для сабвуфера, рассчитать необходимый объем в литрах, длину порта и все другие параметры, необходимые для создания эффективного короба, не путаясь в формулах и расчетах. Все понимают, что короб является незаменимой частью для правильной работы низкочастотного динамика, который рассчитан работать в определенном объеме, без него, динамик просто будет гонять воздух, при этом КПД снизится в несколько десятков раз. Без короба, из-за отсутствия необходимого демпфера, динамик очень легко вывести на превышение хода, это когда катушка начинает выходить из магнитного зазора, именно в этот момент, любой малейший перекос диффузора может привести к удару катушки о керн цилиндрический магнитопровод, расположенный по центру катушки , что приведет к сползанию обмотки. Есть конечно исключения, например как сабвуферы Free Air, которые рассчитаны работать без объема, но эффективность данных сабвуферов очень мала, рекомендуется устанавливать их только в крайнем случае. Представьте, сколько времени вам понадобится чтобы рассчитать длину порта по его площади и чистому объему короба, после этого высчитать вытесняемый объем портом, прибавить его к чистому объему короба, и только после этого, посчитать размеры корпуса с учетом толщины материла.

для закрытого вида оформления или бандпасс 4-ого порядка . школы много чего забывается, приведу формулы для расчета объема.

Особенности выбора

В принципе, сложность изготовления не так страшна, как кажется на первый взгляд, проблемы доставит множество переменных в построении. Это — объемы камер в отдельности, их соотношение, настройка портов, соотношение настроек двух портов. Как видите их очень много, прибавьте к этому то, что расчеты не всегда сойдутся с практикой и придеться вносить корректировки в корпус.

Тем не менее, такое акустическое оформление часто встречается на соревнованиях по автозвуку, а в формате звукового давления и вовсе не ограничивается рамками короба — роль одной из камер может выполнять салон автомобиля.

Бандпасс 6 порядка — стена

В общем, если вы новичок, то для первого корпуса бандпасс любого порядка будет не лучшей идеей. Если у вас есть опыт, подкрепленный практикой и вам нравится эксперементировать, то в добрый путь!

Как сделать бандпассы собственными руками

Вполне реально не тратить финансовые средства на то, чтобы приобрести качественный, надежный и фирменный сабвуфер бандпасс. При этом на просторах интернета реально отыскать качественные чертежи бандпассов, которые ни в чем не будут уступать самым дорогим гаджетам, которые выпускаются компанией Прайд.

Чертеж сабвуфера бандпасс

При собственноручном изготовлении бандпасса стоит обратить внимание на качественные чертежи, которые уже были опробованы на практике настоящими профессионалами.

Стоит отметить, что вся конструкция бандпасса, изготовленного своими руками, зависит от того, какой именно был выбран громкоговоритель. Дело в том, что корпус надежен, однако, он довольно чувствителен, поскольку узость частотной полосы напрямую зависит от такого показателя, как Qts.

Конструкция корпуса бандпасса

Чем ниже будет данный показатель, тем шире будет частотная полоса, однако, иные характеристики будут невероятно нестабильными. Именно, поэтому все расчеты должны производиться как можно тщательнее и в идеале при помощи профессионалов.

При этом коэффициент деформирования громкоговорителя не сможет оказать какое-либо влияние на полную конструкцию бандпасса.

Хорошее питание залог успеха

Процедура подключения усилителя начинается c силовых проводов. Проводка – это важнейший элемент автомобильной аудиосистемы, от неё зависит громкость и качество звука. Для усилителей нужно стабильное питание, т. к. в противном случае мощности будет недостаточно, из-за этого звучание станет искаженным. Чтобы разобраться в том, зачем нужно обращать внимание на качество проводки и как она влияет на воспроизводимый громкоговорителем звук, необходимо узнать, что из себя представляет музыкальный сигнал.

Некоторые предполагают, что он представляет собой синус, однако, музыкальный сингал характеризуется большой разницей между обычным и пиковым значением. Если для динамиков автомобильной акустики резкие всплески сигнала не принципиальны, то в случае с усилителем ситуация совершенно иная. Если сигнал хотя бы на секунду (или даже миллисекунду) превысит допустимую мощность, то эти «аномалии» будут слышны даже для тех, кто не может похвастаться хорошим музыкальным слухом.

Если подключение автомобильного усилителя было выполнено должным образом, то сигнал будет идти по проводам в неискаженном виде. Небрежно сделанная работа или неправильно подобранное сечение проводов приведет к тому, что звук будет более зажатым, грубым и вялым. В некоторых случаях также могут отчетливо быть слышны хрипы.

Как выбрать сечение провода?

Провод – это самый обычный метал, обладающим определенным уровнем сопротивления. Чем толще провод, тем ниже сопротивление провода. Чтобы избежать искажения звука во время сильных перепадов напряжения (например, во время воспроизведения мощного баса), необходимо установить провод нужного калибра.

Стоит отметить, что сечение плюсового кабеля не должно быть больше минусового (длина при этом не имеет значения).

Усилитель принято считать довольно электроемким устройством. Для его эффективной работы необходимо качественное заземление, чтобы была возможность получать нужную энергию от АКБ. Чтобы правильно выбрать сечение проводов необходимо сделать некоторые расчеты. Для начала посмотреть в инструкцию к усилителю (или прямо на коробку от производителя, если документации нет воспользуйтесь интернетом) и найти там значение номинальной мощности (RMS). Номинальная мощность – это мощность сигнала усилителя, которую он может выдавать на протяжении продолжительного периода времени на один канал в 4 Ома.

Если рассматривать четырехканальные усилители, то они обычно имеют мощность от 40 до 150 Вт на канал. Допустим, что усилитель, который вы приобрели, выдает мощность 80 Вт. В результате несложных математических операций выясняем, что суммарная мощность усилителя составляет 320 Вт. Т.е. как мы это посчитали? всё очень просто умножим номинальную мощность на число каналов. Если у нас двухканальный усилитель имеющий номинальную мощность (RMS) 60 Вт., то суммарная составит 120 Вт.

После того как вы посчитаете мощность желательно ещё определить длину провода от АКБ до вашего усилителя и можете смело воспользоваться таблицей для подбора нужного сечения провода. Как пользоваться таблицей? С левой стороны указана мощность вашего усилителя, справа выбираете длину провода, поднимаетесь наверх и узнаете какое сечение вам необходимо.

В таблице указаны сечения медных проводов, помните что большое количество продаваемых проводов сделаны из алюминия покрытым медью, данные провода не долговечны и имеют больше сопротивление, рекомендуем использовать тока медные провода.

Выбор предохранителя

Для того чтобы обезопасить подключение автомобильного усилителя, необходимо обеспечить защиту силовой подводки от АКБ до усилителя с помощью предохранителя. Предохранители должны быть размещены как можно ближе к аккумулятору. Важно различать предохранитель, который защищает само устройство (будет ли это усилитель или магнитола), и предохранитель, установленный на силовой провод.

Последний нужен для того, чтобы защитить именно кабель, т. к. по нему идет немалый ток. Убедитесь, чтобы номинал предохранителей совпадал, так как если номинал предохранителя проводки будет очень большой, то в результате короткого замыкания может сгореть провод. Если номинал, наоборот, будет меньше, то предохранитель в момент пиковых нагрузок может легко сгореть и тогда не будет другого выхода, как покупать новый. В таблице ниже указано сечение провода, и необходимый номинал предохранителя.

ЧВ, Бандпасс 4 или 6? — Daewoo Nexia, 1.5 л., 2006 года на DRIVE2

Короче попробовал я собрать все типы коробов.Итоги:

БП 4 порядкасобран по программе для расчета коробов:

БП 4

Плюсы— мягкий басс— на всех тестах саба отыгрывает на 5 с +— Звук только в машине, на улице тишинаМинусыИграет только на нигерах, на любых других песнях саб просто молчит.

— При открытом багажнике в салоне пропадает басс, а на улице не слышно басса.

БП 6 порядка (сделал в коробе из под БП4 с небольшими переделками)

БП 6

ПлюсыНет плюсовМинусы

Просто отказался играть, на любых песнях играет как динамик, на тестах сабов гудит неприятно

ЧВ (собран закрытыми глазами, просто для пробы, после переделаю, так же в том же коробе из под БП4)

ЧВ

ЧВ

Плюсы— Мягкий басс— Долбит на всех песнях— Громкий, но не режущий слух— Дребезжит все в салоне и снаружиМинусы— Для тех кто хочет что б долбило минусов нету

(А в моем случае плохое качество сборки, делал уже на интерес а не качество, поэтому есть места где немного пропускает)

ИТОГ:Короб имеет огромное влияние на качество звука, это то, ради чего я заморочился со всеми коробами.

ЧВ получился самым громким, и полезным коробом.

www.drive2.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: