Привет, Гиктаймс! Не секрет, что пик популярности винила пришелся на середину XX века, пластинка долгое время оставалась одним из главных носителей музыки, да и вы наверняка помните эти красивые альбомы-вкладыши, скрывающие черные пластинки в прозрачном пакете. Многие смогли познакомиться с творчеством Depeche Mode, Beatles и Pink Floyd именно благодаря винилу, а нежное потрескивание в динамиках было сравнимо с глотком свежего воздуха на берегу океана. Благодаря усилиям производителей акустики, прикоснуться к истории сейчас можем и мы с вами — правда, уже на современный лад.

 

От фоноавтографа до рентгеновской пленки

Устройство под названием фоноавтограф было создано во Франции еще в XIX веке — тогда оно представляло собой громоздкую конструкцию, которая состояла из стеклянного валика (куда и записывалась звуковая волна), покрытого копотью или бумагой, а также рупора с иглой на конце.


Спустя несколько десятков лет устройство удалось доработать Томасу Эдисону. Его фонограф проигрывал звук с оловянных или деревянных валиков, которые были покрыты фольгой или листком бумаги (предварительно вымоченной в воске). Можно сказать, что именно этот прибор стал основным предком виниловых проигрывателей XX века. Уже потом за дело взялся Берлинер, который создал рекордер и граммофон, а также стал использовать в качестве носителя звукозаписи плоский диск из цинка.


Последующие годы изобретатели находились в поиске идеального материала для пластинки, поскольку существующие на тот момент решения были либо дорогими в производстве, либо оказывались недолговечны и слишком чувствительны к внешним воздействиям. Так пластинки прошли путь от вулканизированного каучука до магнитной ленты, полихлорвинила и даже рентгеновской пленки, которую умудрялись использовать в СССР для изготовления заветного диска.

 

В дальнейшем принцип воспроизведения пластинок остался неизменным: игла считывает звуковой рисунок, который размещен на дорожках пластинки. Ближе к середине XX века проигрыватели стали такими, какими их знает (увы, не помнит) современное поколение. С появлением стерео пластинок в 1958 году вертикаль стала отвечать за левый канал, а горизонтальные шероховатости — за правый. И даже сейчас в современных виниловых проигрывателях с точки зрения механики все то же самое: звукоснимающие иглы, вращающийся диск.

Для японской Audio-Technica виниловые проигрыватели во многом стали судьбоносными — свои первые «иглы» (AT-1 и AT-3) производитель представил еще в 1962 году (кстати, этот же год считается годом основания всей Audio-Technica, поскольку свою историю она начала с производства звукоснимателей). В дальнейшем компания вышла на мировой рынок с моделью AT-5 и даже стала первым производителем звукоснимателей из сверхчистой монокристаллической меди, сделав значимое открытие в мире аудиотехники. Аудиофилы наверняка помнят тот же Mister Disc или Sound Burger из 80-х годов.

В 2000-х Audio-Technica продолжила свое дело уже на новом уровне. Так появилась профессиональная «вертушка» LP120USBC, а затем и LP1240, которая оснащается DJ-модулем. То, что покупка винилового проигрывателя в XXI веке нужна только ценителям старинных вещей или матерым аудиофилам — заблуждение: многие покупают такие устройства как необычный способ слушать любимую музыку, другим хочется видеть виниловый проигрыватель в качестве элемента интерьера. Конечно, немало и тех, кто хотят «зарядить» пластинку AC/DC в пятницу вечером и пустить скупую мужскую слезу.

Сегодняшний наш гость — проигрыватель винила Audio-Technica AT-LP3, рассчитан в первую очередь на начинающих меломанов. Компания представила его в этом году на CES 2020: проигрыватель довольно прост в плане конструкции, но при этом имеет прямой статически сбалансированный тонарм с гидравлическим микролифтом.

 

Производитель позиционирует его как устройство, с помощью которого можно начать знакомство с аналоговым звуком и винилом в целом, а уже потом через какое-то время обратить внимание на более дорогие модели — либо проапгрейдить этот аппарат, чуть позже расскажем, как это сделать. По качеству сборки он существенно превосходит другие модели из своего ценового сегмента (до 20 тысяч рублей), все же качество Audio-Technica дает о себе знать.

Модель отличается чистым звучанием за счет сниженного количества нежелательных вибраций — опорный диск (литой) оснащен 4-миллиметровым демпфирующим резиновым ковриком. Также присутствует встроенный фонокорректор. Кажется, настало время познакомиться с этим проигрывателем поближе.

 

 

Характеристики

Тип проигрывателя Автоматический, ременной привод
Опорный диск Из литого алюминия
Скорость вращения диска 33 или 45 оборотов в минуту
Соотношение сигнал/шум 60 дБ
Уровень выходного сигнала (линейный выход) 129-313 мВ
Коэффициент детонаций < 0,25 % (3 кГц)
Выходы 2RCA
Усиление фонокорректора 36 дБ
Длина тонарма 8.7 дюйма
Тип головки MM
Габариты (Ш х В х Г) 434 x 128 x 350 мм
Вес 5,2 кг

 

 

↑ Grado Prestige Green (95$)


Очень простая упаковка. Один комплект винтов с маленькими шляпками и без шайб. Пластмасса дешевая, но общий внешний дизайн красивый. Хорошо ставится на стандартный шелл и тонарм. Выглядит стильно. Замер АЧХ показал небольшой подъем по краям диапазона. Выходной сигнал небольшой, ок. 3,20 мВ. Баланс каналов около 0,3 дБ. Тональный баланс ровный с яркими краями. Но! Особенность внутренней конструкции Grado Green не допускает установку на тонарм с электронным управлением. Подозреваю, что это более низкая, чем у других головок индуктивность. Картридж чувствителен к электромагнитным полям от привода тонарма и, в меньшей степени, от прямого привода диска. Предпочтительнее устанавливать Grado на самые простые «вертушки», без электронных премудростей.

↑ Прослушивание тестовых пластинок

Звучит красиво. Звучит красиво и детально. Звучит мощно, в соответствии со стилем. Звучит красиво и празднично.

Комплектация

В случае с виниловым проигрывателем этот пункт точно нельзя упускать, ведь здесь очень важно, какой звукосниматель идет в комплекте. У AT-LP3 это AT91R с иглой из сверхлегкого алюминиевого сплава — вполне себе адекватное решение, которое подойдет большинству покупателей девайса. Если хочется чего-то экстравагантного, его можно заменить на картридж покруче (этим мы займемся чуть позже).

 

Помимо этого, в комплекте идет адаптер для пластинок, поддерживающих 45 оборотов в минуту, резиновый мат толщиной 4 мм для нивелирования вибраций, набор кабелей, в том числе для подключения к аудиосистеме, и, конечно же, пылезащитная прозрачная крышка. Последнего во многих виниловых проигрывателях не хватает, поскольку попадание пыли на диск — явление нежелательное.

 

 

↑ Как я тестировал

Все упомянутые картриджи оснащены эллипсоидными иглами и рекомендованы к подключению к усилителю с входным сопротивлением 47 кОм и емкостью 200-400 пФ. Замеры проводились после точной установки положения иглы строго перпендикулярно поверхности пластинки.

↑ RIAA-фонокорректор «Marantz 7001» + «Yamaha 700» на NJM2068

Для замеров был специально изготовлен RIAA-фонокорректор на базе микросхемы NJM2068 по мотивам схем с усилителей «Marantz 7001» и «Yamaha 700». Коэффициент усиления 100, на входе — 47 кОм и 400 пФ.


Звучание этого фонокорректора мне нравится. Рекомендую к повторению.

 

Чертеж печатной платы фонокорректора представлен в разделе файлов.

 

 

Проигрыватель

«Феникс ЭП-009», тюнингованный. Прямой привод диска, электронный тонарм.

Выходная амплитуда и АЧХ замерялись милливоль

, при воспроизведении
измерительной пластинки «ГОСТ 14761.0-78 ИЗМ 33С-0201»
. Сигналы с этого диска не соответствуют общепринятому стандарту RIAA, а предназначены для относительных измерений.

Поскольку построение АЧХ является результатом замеров постоянных величин, различных по частоте сигналов, такой вид анализа не в полной мере отражает характер воспроизведения музыки, ибо музыка состоит из нот, а нота – это импульс (ИМХО). А т.к. импульсные характеристики не принято замерять (на нашей планете) для определения качества звуковоспроизведения, то приходится слушать музыку.

↑ Музыкальный материал

Результаты замеров соотносились с прослушиванием музыки с четырех дисков, записанных с разным уровнем качества.

Диск 1.
Peter Gabriel, «So», 1986. (Яркая запись с широким частотным и динамическим диапазоном.)
Диск 2.
Eric Clapton, «Slowhand», 1977. (Блюз-рок с приглушенными верхами.)

 

Диск 3.
Judas Priest, «Defenders of the faith», 1984. (Хеви-метал. Средняя коммерческая запись.)
Диск 4.
Виртуозы Москвы, «Моцарт. Три дивертисмента для струнного оркестра», 1983. (Цифровая запись, отпечатанная на виниле.)

Внешний вид и возможности

На первый взгляд, у AT-LP3 много общего со старыми добрыми виниловыми проигрывателями из прошлого века, но если приглядеться, отличия видны сразу. Он выглядит строго и минималистично, во многом из-за отсутствия множества рычагов и переключателей, как у ретро-моделей. Несмотря на это, элементов управления здесь хватает: слева, например, расположен переключатель, который электронно изменяет скорость вращения диска с 33 на 45 оборотов в минуту и наоборот.

Справа — специальный тумблер, он позволяет задать диаметр установленной пластинки (от 7 дюймов до 12 дюймов), это необходимо для правильной работы автоматики. В любой момент прослушивание можно остановить или возобновить с помощью кнопок Start и Stop, расположенных чуть ниже, поэтому даже неопытный пользователь справится с проигрывателем без проблем (механизм сам подведет картридж, куда надо, и опустит его на вводную дорожку). Также тонарм сам возвращается в исходное положение по окончании воспроизведения пластинки. Еще один переключатель используется для изменения режима работы устройства в зависимости от использования катушечного или магнитного картриджей, чего обычно не встретить у проигрывателей со встроенным фонокорректором.

 

 

Посередине, собственно, расположено сердце нашей «вертушки». Как мы уже сказали, на литой опорный диск следует сразу положить демпфирующий резиновый коврик, поскольку так звучание будет гораздо ярче и сочнее, минимизированы искажения. Прямой статически сбалансированный тонарм оснащен подъемником с гидро-демпфированием, в его конструкции применены радиальный и опорный шарикоподшипники, за счет чего осуществляется плавное перемещение звукоснимателя.

Звукосниматель AT91R закреплен на полу-дюймовом шелле стандартного типа. В конструкции магнитного картриджа есть изготовленный из сверхлегкого алюминиевого сплава трубчатый кантилевер. Меняется он достаточно легко, в арсенале Audio-Technica есть множество моделей подешевле и подороже, которые предоставляют слушателю полный карт-бланш в плане апгрейда. На последний пункт хотелось бы обратить внимание в особенности, поскольку он избавляет от надобности покупки дорогостоящего винилового проигрывателя. Можно провести аналогию с компьютером: чтобы повысить производительность, не обязательно менять весь системный блок, достаточно добавить оперативной памяти или, например, заменить видеокарту на модель мощнее.

В AT-LP3 есть встроенный фонокорректор, который при желании можно отключить и использовать вход усиливающего устройства. Предусмотрена возможность при желании подключить проигрыватель к линейному входу усилителя или AV-ресивера.

↑ Audio-Technica VM520EB (155$)


Лучшее, чем у конкурентов, качество изготовления. Внешне более высококачественная пластмасса и контакты. Два комплекта винтов с капроновыми шайбами. Удобная и надежная упаковка. Легко устанавливается на стандартный шелл.

Замер АЧХ показал подъем на 3-5 дБ в области 6-12 кГц. Корректировать этот подъем можно установкой не предусмотренной паспортом, дополнительной емкости до 600 пФ. Баланс каналов идеальный, на границе возможности замера, сохраняется по всему диапазону. Это лучший показатель в тесте. Тональный баланс смещен в сторону ВЧ. Звучание воздушное, но из-за обилия верхов, на звонких треках затушёвывается сцена.

 

↑ Прослушивание тестовых пластинок

Слушать тяжело. Звучит красиво. Не впечатляет, не хватает «мясистости». Звучит красиво, воздушно, празднично.

Звук и впечатления

Когда делаешь обзор винилового проигрывателя, сложно вот так взять и начать описывать звук, ведь это не как с наушниками или портативными аудиоплеерами. Вообще, каким должен быть эталонный звук винила? Кому-то нужно то характерное «похрустывание» из середины прошлого века, другие подавай чистый звук и «зеркально чистые» верхние частоты. Скажем так — комплектный картридж AT91R выдает очень даже насыщенный и живой звук. Частоты не урезаны, от прослушивания большинства пластинок остались только положительные впечатления, где-то в середине даже захотелось растопить камин и налить бокал чего-то совершеннолетнего.

Если говорить о качестве звука, то здесь многое зависит от используемого звукоснимателя. Мы решили не довольствоваться только комплектным и для чистоты эксперимента прослушали устройство, заменив стандартный картридж на три сторонних поочередно (тоже от Audio Technica), причем разной стоимости — так сказать, сделали апгрейд на месте.

В качестве подопытных выступили картриджи VM510CB, VM530 EN и VM750SH. Надо ли говорить о том, что звук получился совершенно разным: если с 510, например, он более яркий, то 530 модель добавляет к этому еще и насыщенности.

Но самые интересные впечатления остались от прослушивания проигрывателя в паре со звукоснимателем VM750SH. Сложилось впечатление, что слушаешь устройство не за 20 тысяч рублей, а как минимум в несколько раз дороже. Оно и неудивительно, ведь стоит последний картридж дороже всего проигрывателя.

Надо признать, с точки зрения звука (да и дизайна) виниловые проигрыватели получаются у Audio Technica такого же уровня, как её наушники, которые наверняка лежат сейчас у многих дома или в офисе. Всё-таки это не какой-то noname-производитель, и акустику разрабатывать он умеет. Во многом это отличает AT-LP3 от других проигрывателей рассматриваемого нами ценового сегмента.

↑ Sumiko Pearl (140$)


Роскошная и стильная упаковка. В комплекте винты с шайбами, отвертка и кисточка для чистки иглы. Пластмасса среднего качества, как и у Goldring Elektra. Головка довольно высокая (20 мм), поэтому тонарм должен иметь регулировку по высоте. АЧХ показывает легкий спад от верхней середины и выше. Тональный баланс несколько смещен в сторону НЧ. Баланс каналов 1,5 дБ.

↑ Прослушивание тестовых пластинок

Звучит красиво, мощно, глубоко. Звучит угрюмо и упрощенно. Звучит мощно и сокрушительно. Лучше чем CD. Звучит мощно, но примитивно.

Так что это — дань старине или новое веяние?

У современных виниловых проигрывателей есть как приверженцы, так и бескомпромиссные противники, причем последние уверяют, что настоящий звук возможен только при механическом воспроизведении, а исполнителя на обложке нужно рассматривать с помощью керосиновой лампы. Так ли это на самом деле? Если такие уникальные личности находятся, то, наверное, все индивидуально. Но если даже таким людям дать послушать пластинку Bon Jovi пятничным вечером, они вряд ли будут сопротивляться. Многие хиты прошлого века сохранились не в лучшем виде, а на виниле звучат почти ровно так, как 50-60 лет назад.
Возможно, до покупки винила еще нужно дорасти, но модель AT-LP3 от Audio-Technica — именно та, с чего можно начать свой путь, ведь схожие решения на рынке стоят если не на порядок, то дороже.

P.S.

 

Ходит легенда, что знаменитая игра «Поле Чудес» (точнее, ее американский аналог) пришла в голову создателю именно во время прослушивания пластинки. Так что, господа, крутите барабан винилы!

Содержание / Contents

  • 1 Как я тестировал 1.1 RIAA-фонокорректор «Marantz 7001» + «Yamaha 700» на NJM2068
  • 1.2 Музыкальный материал
  • 2 Audio-Technica VM520EB (155$)
      2.1 Прослушивание тестовых пластинок
  • 3 Goldring Elektra (135$)
      3.1 Прослушивание тестовых пластинок
  • 4 Grado Prestige Green (95$)
      4.1 Прослушивание тестовых пластинок
  • 5 Sumiko Pearl (140$)
      5.1 Прослушивание тестовых пластинок
  • 6 ГЗМ-055 (выпуск 1992 г.)
      6.1 Прослушивание тестовых пластинок
  • 7 Ещё раз полюбуемся на участниц теста со всех сторон!
  • 8 Измерения и результаты
  • 9 Интересные ссылки
  • 10 Файлы
  • От admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *