Случайно в мои руки попал проигрыватель пластинок «Арктур-006-стерео». Поэтому появилась острая нужда в фонокорректоре. На просторах Интернета наткнулся на схему А. Бокарёва

, по которой и решил сделать столь необходимый девайс. Сзади у проигрывателя есть два выходных разъёма (СГ-5/DIN): один со встроенного фонокорректора (500мВ), второй в обход, для подключения к внешнему (5мВ). При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка. Характеристики встроенного корректора мне не понравились, а при включении выяснилось, что он неисправен — я услышал в динамиках только гул 50 Гц. Желания его восстанавливать не возникло, отключил плату встроенного корректора совсем. Буду слушать свой вариант.
Источник фото: vega-brz.ru
Электропроигрыватель высшей группы сложности «Арктур-006-стерео» с 1983 года выпускал Бердский радиозавод. Проигрыватель выполнен на базе двухскоростного ЭПУ G-2021, со сверхтихоходным электродвигателем и прямым приводом. Имеются регулятор прижимной и компенсатор скатывающей силы, подстройка частоты вращения диска по стробоскопу, автостоп, микролифт, переключатель скорости и автовозврат тонарма по окончании грампластинки.

 

Исторические моменты

«Арктур 006» — это детище совместной деятельности Бердского радиокомбината и польской . Полученный прибор стал доказательством того, что и в СССР могли изготавливать достойную технику. Она и сейчас составляет равноправную конкуренцию зарубежным аналогам, не говоря уже об отечественных версиях. Стоит отметить, что польские конструкторы одолжили особенности элементов ЭПУ и тонарма рассматриваемого аппарата у проигрывателей Fisher.

Выпущенный заводом в Бердске (1983 год) носитель причислялся к категории сетевых транзисторных электроприборов. Основное его предназначение – агрегация с Hi-Fi-комплектами звуковоспроизводящей аппаратуры.

Подытожим

«Арктур 006» относится к одному из самых достойных виниловых проигрывателей своей эпохи. Несмотря на то что он произведен еще в СССР, до сих пор агрегат пользуется популярностью у меломанов, коллекционеров и ценителей раритетных качественных вещей. Устройство при тестировании хорошо себя показало в проигрывании любого музыкального направления, что не может ни радовать, особенно с учетом его причисления к средней ценовой категории.

 

Несмотря на то что виниловым пластинкам часто предпочитают современные цифровые диски, еще много осталось ценителей винила, уважающих его за оригинальность и качество, а также ностальгирующих по ушедшим временам. Модель «Арктур 006» (отзывы см. ниже) относится к продукции Советского Союза. Невзирая на то что сложилось мнение о плохом качестве советской техники, рассматриваемый прибор доказывает противоположное.

Характеристики винилового проигрывателя «Арктур 006»

Отзывы владельцев свидетельствуют о том, что рассматриваемый агрегат сделан на основе двухскоростного ЭПУ конфигурации G-2021. В конструкции предусмотрен электрический мотор, работающий с минимальным уровнем шума, а также прямой рабочий привод. В систему входит регулятор прижимного типа, скатывающий компенсатор, частотная подстройка.

Среди прочих параметров можно отметить следующие моменты:

  • наличие режима автоматической остановки и вращения диска по стробоскопу;
  • присутствие переключателя скоростей, микролифта, самостоятельный возврат тонарма после окончания пластинки;
  • скорость вращения – 33,4 оборота в минуту;
  • диапазон функциональных частот – от 20 Гц до 20 кГц;
  • детонационный коэффициент – 0,1%;
  • степень шумности – 66 дБ;
  • фоновый уровень – 63 дБ;
  • габаритные размеры – 46/20/37,5 см;
  • вес аппарата – 12 кг.

Скачать инструкцию по эксплуатации арктур-006

Портал QRZ. RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Виниловый проигрыватель Unitra Fonica GC. Инструкция по эксплуатации.

 

Проигрыватель «Арктурстерео» сделан на базе электропроигрывающего g_all-audio.pro ( kB) — инструкция по ремонту ЭПУ G

Описание

В своих отзывах о проигрывателе «Арктур» пользователи указывают на интересные факты. Например, некоторые из них отмечают, что даже версии, сделанные в 1985 году, прекрасно сохранились и находятся в рабочем состоянии. Естественно, если за ними велся соответствующий уход, и проводились профилактические меры. У многих агрегатов сохранилась вся заводская начинка, включая электролиты советского производства с номинальными показателями. Единственное, что чаще всего выходило из строя – петли-держатели крышки, ввиду своей хрупкости.

Заметных вмешательств в конструкцию не наблюдается, не считая замены звукоснимающей головки. При желании можно доработать прибор, добившись от него значительно лучшего качества звука. Однако многие владельцы не видят в этом смысла, поскольку для своего уровня проигрыватель работает достойно. Если требуется улучшение акустики, логично обратить внимание на аппаратуру категорией выше. Поскольку оригинальные версии уже не выпускают, зачем их переделывать?

О доработке и ремонте проигрывателей винила

Познакомился недавно с интересным человеком 67 лет. Человек очень увлекается виниловой музыкой и у него много разных проигрывателей — от «Арктура-006» до «Fine ARTS TD-903» от Grundig. Однако, все проигрыватели работают плохо, либо совсем не работают, ибо лет им лишь чуть меньше, чем самому этому человеку. И он носит мне все эти проигрыватели в ремонт и надеется, что я верну им вторую молодость. Стараюсь как могу, ведь человек — хороший, да и мне самому интересно. По ходу ремонта приходится, конечно, много лазить по «этим вашим» интернетам и читать, порой, удивительные и неожиданные вещи.

Так, например, на одном форуме идёт очень серьёзное обсуждение о пользе утяжеления диска проигрывателя, того, который железный и на котором непосредственно размещается сама пластинка. Типа, для снижения нестабильности скорости вращения. Один специалист пишет про свои эксперименты так:

«Я положил на диск своего проигрывателя, для утяжеления, диск от сборной гантели, весом в 1 кг. Диск крутился, как ни в чём не бывало, ничего не изменилось в мире Тогда положил ещё один такой диск и проигрыватель не смог сам запуститься. Но я помог ему руками и он снова закрутился. Не знаю, как это отразилось на качестве звучания, потому что высота всех этих дисков стала такая, что тонарм на пластинку было не задрать! Тогда я решил просто продолжить эксперимент и положил ещё диск 3 кг (килограммовые все кончились). Раскрутил опять руками и всё это крутилось-вертелось некоторое время довольно неплохо и, думаю, весьма стабильно из-за большого инерционного момента. Но потом запахло палёным и из проигрывателя пошёл дым, блин — сгорел двигатель… Исходя из проделанного эксперимента можно заключить, что, вероятно, максимальный вес диска составляет величину где-то между двумя и пятью килограммами. Куплю новый двигатель, у кого есть? Хочу определить максимально возможный вес диска с более высокой точностью…»

Итак, мой знакомый притащил в ремонт вертушку «Арктур-006» 1985 года выпуска, у которого перестал вдруг запускаться-вращаться диск. Он сказал, что снял диск для поиска неисправности и… не обнаружил ни самого двигателя, никаких даже пассиков-роликов! Человек был весьма озадачен таким положением вещей, ведь 67 лет прожил на белом свете и видел всякое, но вот такое… Спросил, мог ли двигатель сгореть дотла, то есть совсем бесследно? Я высказал сомнения по этому поводу и мы стали разбираться. Сняли диск и действительно, не обнаружили даже следов от какого бы то ни было двигателя.

Мне то это понятно, ведь здесь просто оригинальный тихоходный двигатель, где ротором является сам диск проигрывателя с наклееной магнитной лентой. Однако прежде чем объяснить этот факт человеку, решил обратить его внимание сначала на большое количество мёртвых тараканов в пустотах корпуса под диском. Я сказал, что это уникальный проигрыватель с экспериментальным биологическим двигателем, очень экономичный и не наносящий никакого вредя окружающей среде. А движущей силой являются как раз тараканы, подвергнутые специальной дрессировке в биолаборатории польской . При включении питания разряд тока подводится к тараканам, те злятся, ругаются и начинают от досады крутить диск — а куда им деваться?! Но ничто не вечно под луной, даже тараканы. Вот они все умерли, и некому стало теперь крутить диск…

Потом, конечно, сжалился над человеком, перестал рассказывать сказки и отремонтировал ему проигрыватель. Прошло уже несколько лет с тех пор, а «Арктур-006» всё ещё играет. Но я заранее предполагаю очередную скорую его кончину и дрессирую пока новую партию тараканов :-))

Ещё в этом Арктуре моё воображение поразил предусилитель-корректор, который выглядел вот так:

Плата, кажется, явно мала для таких конденсаторов. Хотя я, может быть, совсем не ярый аудиофил и не понимаю, какой красивый, прозрачный, детальный звук дают именно конденсаторы такой величины. Некоторые ведь скажут, что для особо качественного и натурального звука даже такие кондёры, пожалуй, маловаты! Тем более, если ещё нагрузить диск «блинами» от штанги килограмм на 25? Безусловно, получится воистину божественный звук! Вот только сколько специально обученных тараканов-качков понадобится? Автор — Андрей Барышев.

Внешность

Проигрыватель «Арктур 006», фото которого приведены в обзоре, оснащается корпусом из прочного пластика. Внутри него вмонтировано ЭПУ польского производства с прямым приводом. Система имеет S-образный тонарм и довольно увесистый рабочий диск. Аппарат устойчиво держится на любой поверхности за счет резиновых ножек нерегулируемой конфигурации. Задняя часть проигрывателя оснащается парой специальных выходов: для встроенного корректора фона и для внешнего аналога (в обход первого элемента). Если используется встроенная система, во второй выход монтируют перемычку.

В конструкции аппарата предусмотрен тяжелый опорный диск, одновременно являющийся роторной частью электрического мотора. Внутренний отсек элемента оклеен магнитной пластиной. Под указанной деталью находится статор электродвигателя. Тонарм изготовлен полностью из металла, в конструкции нет ни малейшего намека на люфты. Среди недостатков – противовес, градация которого сделана с шагом 0,5 г, что осложняет процедуру настройки прижимного усилия без весов. Кроме того, плотность крепления элемента также оставляет желать лучшего. Шелл не оснащается прорезями для точной регулировки угла захода, однако, он обладает съемной конструкцией и без проблем заменяется другим аналогом.

Как отрегулировать тонарм на арктуре 006

Каскадный режим Линейный режим. Отредактировал в Radioliubovnik. Вы опуститесь до их уровня, где они Вас задавят своим опытом. Звучание очень порадовало. Вся информация — в прикреплённом файле. А разве у Арктура не лёгкий тонапм? Вообще, хотелось бы, чтобы он был потяжелее. Я перебрал тонарм и свил проходящие в нём провода попарно, после чего заполнил внутри монтажной пеной.

При разборке проигрывателя очень желательно снять держатель головки с иглой и зафиксировать тонарм на стойке, например.

Эксплуатация

Как подтверждают отзывы, «Арктур 006» включается одним переключением тумблера. Чтобы диск начал вращаться, необходимо поднести головку звукоснимателя к началу грампластинки, выбрать требуемую дорожку и опустить микролифт. Корректировка частоты вращения и общее управление прибором осуществляется с рабочей панели. После нажатия клавиш «стоп» и «конец стороны», активируется автостоп и возврат тонарма в исходную позицию.

 

В своих отзывах о проигрывателе винила «Арктур 006″владельцы к существенным преимуществам относят пару регуляторов на 33 и 45 скоростей, увеличивающих точность подстройки оборотистости. В этом случае не требуется проводить манипуляции с отверткой, как в большинстве аналогов тех времен. К негативным моментам причисляют необходимость дополнительной корректировки скорости после очередного прогрева микросхем контроллера электромотора. Кроме того, при покупке агрегата на вторичном рынке, следует проверять отсутствие «плавания» режимов. У рассматриваемых моделей подобная неполадка встречается достаточно часто. Приобретение «старинной» техники всегда представляет собой некоего рода лотерею. В любом случае лучше слегка доплатить, чем купить ненужный «утиль».

Прослушивание

Слушать проигрыватель мы будем с головкой Shure M97xE (комплектную Unitra MF102 отложим для детских сказок), встроенным фонокорректором на микросхеме К157УД2, усилителем Pioneer a-30 и акустическими системами Амфитон 25 АС-227. При использовании лучшего фонокорректора можно было бы добиться более детальной и глубокой звуковой картины, но встроенная микросхема показала себя на удивление неплохо. С тем лишь уточнением, что данный проигрыватель не претендует на звук класса High End — это вполне себе обычный, добротный Нi-Fi средней ценовой категории, не более того.

Pink Floyd – «Wish You Were Here» (25 AP 1258)

Центральная композиция альбома отыгралась с достаточным количеством деталей, глубиной звуковой сцены, хорошо было передано звучание каждой струны гитары и вокала Дэвида Гилмора.

Kiss – «Asylum» (826 099-1)

Связка проигрывателя и головки звукоснимателя в очередной раз хорошо себя показала: отсутствие какой-либо каши в звуке, прекрасно передается весь драйв и эмоциональная составляющая альбома.

Boney M. – «Love For Sale» (65 359 2)

В тесте советского проигрывателя винила просто невозможно обойтись без «первой группы всех пионерлагерей». Бас был достаточно глубоким, звучал он с присущей этому носителю мягкостью.

 

Форум – «Белая ночь» (С60 25779 005)

Звук буквально переносит во времена СССР — настолько он мягкий, детальный и живой.

Качество воспроизведения

Прослушивание производилось с качественной головкой Shure M97xE (она лучше, чем штатная «Унитра»). Также использовался внутренний корректор фона на микросхеме типа К-157-УД2, усилитель «Пионер-30», акустические устройства «Амфитон».

Некоторые пользователи отмечают, что с усовершенствованным корректором фона, реально добиться детализированного и глубокого звучания, при этом и встроенный элемент проявил себя на должном уровне. Здесь нужно подчеркнуть, что аппарат не относится к версиям, выдающим звучание высшей категории, он вполне неплохо себя чувствует в среднем сегменте (добротный настоящий Hi-Fi).

↑ Схема винил-корректора


Рис. 1
Схема довольно проста, что очень хорошо для начинающего радиолюбителя, но при этом отлично справляется со своей задачей.

Важное примечание от автора схемы А. Бокарёва

В оригинале C5 = 4 µF и R6 = 2 кОм, постоянная Т4 = 8 миллисекунд, срез ниже 30 Герц. При указанных номиналах срез задран на уровне 100 Гц, басов нет.
Цитата: Бокарёв Александр
Операционные усилители применяю в таком варианте: входной ОУ ОРА2134. Выходной ОУ NE5532. Как вариант — TL082, но у него нагрузочная слабее, а сдвиг побольше.


Рис. 2. Оригинальная схема корректора «WEEKEND»

 

Питание схемы выполнено по предельно простой схеме: двуполярный однополупериодный выпрямитель с параметрической стабилизацией на стабилитронах 2C175А, их по два последовательно на плечо ставим. Шикарные стабы, разброс мизерный, неполярные.

В выпрямителе работают диоды Шоттки 1N5819 или 1N5822, неважно. задача получить Вольт 25-27 на входе стабилизатора.

Пробовал запитать схему в наглую, без стабилизаторов вовсе, подал 12 Вольт переменки, получил два по 16 Вольт, схема не заметила такого хамства и играла как и прежде.

Сразу совет: первичку сетевого трансформатора обязательно шунтируйте ёмкостью 1 мкф 600в, иначе при выключении иногда возникают жуткие щелчки.

Печатная плата корректора изготовлена на основе чертежа М. Васильева.

Я добавил отверстия для конденсаторов разных размеров и скорректировал ПП под свои детали. Плату блока питания разрабатывал я сам.


Рис. 3. Вид на ПП

Главной задачей для меня стало изготовление блока питания. Схеме необходимо двуполярное напряжение ±15 Вольт. В заначке нашёл только трансформатор с одной вторичкой на 15 Вольт в виде внешнего БП.

 


Рис. 4. Схема БП на чипах 78/79

Набросал в Sprint Layout плату, на которой двуполярное питание реализовал двумя однополупериодными выпрямителями со стабилизаторами 7815 и 7915 на выходе. Конденсаторы использовал от разобранного компьютерного ИИП, диоды 1n4007.


Рис. 5. Вид на ПП блока питания

Изготовление плат и запайка деталей заняли у меня около 3 часов. После чего не утерпел, припаял временные провода и подключил всё это дело к проигрывателю.


На моё удивление всё заработало с первого включения! Без «спецэффектов» и фона. Прослушивание музыки тоже порадовало: звук чистый, прозрачный и воздушный.

Особенности

При прослушивании разных групп и исполнителей на пластинках, пользователи в отзывах об «Арктуре 006» указывают на несколько положительных моментов. Во-первых, центральные композиции альбомов отыгрывались с достойным числом деталей, глубиной звучания со сцены и прекрасной передачей тонкостей каждой струны гитар и голосов вокалистов.

Комбинация проигрывателя с усовершенствованной головкой звукоснимателя продолжала радовать. На всех винилах прослеживается отсутствие неразборчивости в звуке, проявляется весь драйв и эмоциональная суть композиций. Басы выдавались глубоко и мягко, что присуще указанному носителю.

Похожие схемы

Питается УК от стабилизированного блока питания в авторском варианте на интегральных стабилизаторах напряжения и

 

Необходимо лишь, при наличии измерительной грампластинки, подобрать ёмкость конденсатора С1, добиваясь минимальной неравномерности АЧХ УК в полосе частот Питается УК от стабилизированного блока питания в авторском варианте на интегральных стабилизаторах напряжения и

Затем снять металлический диск , он никак не фиксируется и сделать это не сложно.

Устанавливаем в проигрыватель на штатное место. На плате управления двигателем все детали импортные, в стабилизаторе же и предусилителе-корректоре — наши, советские. Собираем все в кучу. Принципиальная схема одного канала для микросхемы DA1 номера выводов второго канала указаны в скобках разработанного УК приведена на рис.

Читайте дополнительно:

Содержание / Contents

Хобби может и совсем опасть Это нормально. В [1 ] и [5] авторы указывают на субъективную оценку уровня шума УК по сравнению с уровнем шума немой канавки грампластинки. Для удобства монтажа неиспользуемые выводы микросхем или панелек изгибают под углом либо отламывают.

Муринов А. Подстраиваем корректор под ММ головку «Numark Groovetool» дали ее с проигрывателем. Автор: С.

Причём следует иметь ввиду, что при отключенном разъёме, то есть без нагрузки, это напряжение может быть несколько выше до 19 вольт. Алексенко А.

Вот некоторые из перечисленных факторов, принятых во внимание при разработке предлагаемого УК, характеристики которого по расчёту намного выше, чем встроенного штатного. Субъективная оценка качества звуковоспроизведения проводилась без эталонного УК. Арктур 006 проигрыватель. Кладовка. Выпуск №34

 

Плюсы и недостатки

В своих отзывах владельцы выделяют ряд объективных достоинств и минусов рассматриваемого прибора. Описание винилового проигрывателя «Арктур 006» продолжим с учетом этих моментов. Среди плюсов:

  • наличие прямого привода;
  • увесистый прочный диск;
  • отсутствие даже малейшего люфта в конструкции S-образного тонарма;
  • режим автостопа;
  • возможность проведения множества доработок и усовершенствований.

Недостатки:

  • корпус из пластмассы низкого качества;
  • сомнительные микросхемы управления ЭПУ:
  • отсутствие должной вибрационной развязки.

Для самостоятельного решения некоторых неполадок, потребуются определенные знания и навыки.

Технологии домашней звукозаписи.

Профиль Написать сообщение. В теме обсуждаются: — музыка во всех её проявлениях — виниловые пластинки, проигрыватели виниловых пластинок и всё всё всё, что с этим связано Объявлен новый слёт партайгеноссе намеченный на В программе: 1 послушать пластинок с хорошей музыкой 2 Добрый Дедушка принесет ламповый корректор 3 выпить чаю-кофе, прохладительных напитков, а может и не только 4 просто встретить старых друзей и поболтать.

Пока все собирались ласково урчал Ковердейл со своей Белой змеёй. Second Edition». Великолепный образчик атмосферного электро с минималистичным началом и мощной концовкой. Прекрасная запись, красивые мелодии и практически «черное» исполнение от «белых» ребят из Англии. Хипповское настроение, прог, авангард, красиво, сочно, слушается легко и с удовольствием.

Если вы вызываете санитаров, не торопитесь. Это на самом деле так. Очень своеобразный материал, мешанина стилей — нойз, интастриел, поп, авангард, психоделика, разные вариации электро и тд. Сделано всё весьма оригинально. На лимитированном издании в 60 дисков нарезан один трек по старой технологии, которой 70 лет. При этом диск читается и на CD-проигрывателе. Второй забавой стала «бесконечная винилка» RRR Ставишь иглу в произвольное место на пластинке и Я бы назвал это «Музыка для выноса мозгов».

Следом вдарили немецкого хеви металу, Accept и Sodom в классических составах. Принцесса рассвета и Агент Апельсин зашли на ура, хоть в новодельном фрукте и обнаружился косяк со звуком. Снова прошлись по британской электронике и закончили слет великолепной пластинкой Curve «Cuckoo».

Пластинка настолько «зашла» собравшимся, что её прослушали целиком и долго обсуждали. Однозначно её можно признать «Мисс июнь по версии меломанов-эстетов Беларуси». Закончили собрание пост-рокерами Whitelodge. Полезные ссылки для виниловодов UPD Аналог VS Цифра. Мнение инженеров мастеринга английский. Collectable Records VinylBeat. Где купить или продать? UPD Аудиокассеты Фильмы.

 

Вечером послушаю, отпишусь. Пока только забрал, открыл и сфотографировал. За отзыв на Zooropy спасибо. А ранние брали? В частности интересует October. У меня есть раннее издание этого альбома, запись довольно посредственная. В принципе этим переизданием доволен. Вроде ничего при ремастеринге не испортили. Вот это переиздание тоже ничего, правда не U2, но мало ли кому пригодится booker: повторюсь, на компактах их надо слушать, винил здесь бесперспективен, проверено.

Возможно, но мне joshua tree и pop лучше слушается на виниле. Joshua tree издание старое, год 87 — 88, сейчас лень смотреть. Может быть у меня на CD неудачные издания, может CD — тракт до винила не дотягивает. Особенно поздние издания. Ну а чего удивляться, сравните динамический диапазон. Лучше рассмотреть недорогие староделы. Пользы будет больше. Особенно, если обратить внимание на Dual, Denon, Teсhnix Слушал у нашего форумчанина Электронику Б,солидный аппарат и по мне звучит хорошо,но тут все зависит от состояния.

Арктур у меня был нерабочий-как звучит не знаю,но здоровенная пластиковая бандура которую обычно серьезно дорабатывают. Какое это имеет значение? Купится проигрыватель, купятся и пластинки. А уж какие покупать это в принципе дело личное и то, что считаете хорошим вы, может совершенно не мотивировать к покупке другого. Добавлено спустя 1 минута 29 секунд kypez , совок лучше сразу забудьте, там нет ничего достойного внимания. Уважаемые коллеги! Поделюсь своим мнением из большого своего опыта конструирования LP на базе всевозможных советских, польских ЭПУ и лампового аудио-тракта с высоко чувствительными самодельными АС всевозможных концепций :.

Само собой разумеется — что большинство нормальных ЭПУ стабильно держит обороты диска. Я , рекомендовал бы — всем любителям винила — покупать понравившийся вам LP проигрыватель с обязательным наличием стандартного разъема Shell — и иметь минимальный запас самих Shell с различными ММ звукоснимателями и иглами — так как к разный винил и жанры записанной на нем музыки предпочитают разные ММ звукосниматели и иглы разных форм их заточки и подвеса.

Все пустотелые столы создают повышенный уровень детонации. Особенно этим грешат пластмассовые корпуса. Ваш корректор будет усиливать ненужный рокот консервной банки. Слушайте советы, тех, кто владел приличной техникой. Их опыт будет более ценен и полезен. Зато натуральность и вокала и инструментов при воспроизведении грампластинки находится в реальной зависимости именно от выбора звукоснимателя ММ и подвеса иглы в данный момент прослушивания лучше новой.

Кстати, существуют такие ММ звукосниматели с иглами — которые «не слышат» рокота» двигателя и трансформатора БП ЭПУ даже если он там есть Добавлено спустя 1 минута 11 секунд Слава-Космонавт , человекивертушку не купил никакую а вы ему уже голов с шелами напихиваете. Слава-Космонавт, человекивертушку не купил никакую а вы ему уже голов с шелами напихиваете.

Аудиофильная истина: проще всего на свете неправильно проиграть винил. Даже самая дорогая система для воспроизведения, будучи неграмотно настроенной, будет звучать из рук вон плохо. Воспроизведение записи с грампластинки представляет собой тонкое искусство — необходимо обладать тонким слухом, ювелирными руками и пониманием физической сути всех присутствующих процессов :. Установка проигрывателя на специальной полке, закрепленной на капитальной стене с обеспечением дополнительной развязки и возможность тонкой подстройки горизонтальности этой полки для проверки горизонтальности подойдет небольшой строительный уровень.

Зависимость формы сигнала от VTA: 1 — исходный сигнал и воспроизведенный с углом, равным углу при записи, 2 — сигнал, записанный на диске, 3 — сигнал, воспроизведенный с неверным VTA. Для верного воспроизведения фонограммы игла звукоснимателя в продольном направлении должна быть отклонена от вертикали на такой же угол, как и резец при записи VTA — vertical tracking angle.

 

Необходимый угол наклона иглы обеспечивается только при правильном расположении головки относительно плоскости пластинки, что в свою очередь, зависит от высоты крепления тонарма. Перед тем, как приступить к первичной регулировке, установите номинальную прижимную силу, рекомендованную для установленной головки, и положите какую-нибудь пластинку на диск проигрывателя.

Затем опустите иглу на пластинку и проверьте положение головки. Для большинства магнитных головок требуемый угол обеспечивается при параллельности верхней плоскости головки, прилегающей к площадке тонарма. Если наблюдается наклон головки вперед или назад, необходимо отрегулировать высоту тонарма H. Азимут azimuth Регулировка поперечного наклона головки или азимута azimuth обеспечивает перпендикулярность иглы и иглодержателя по отношению к плоскости пластинки. Это принципиально важно для баланса каналов и правильного объемного расположения звуковых образов.

Следует обратить внимание на то, что речь идет о перпендикулярности иглы, а не корпуса головки. Дело в том, что иглодержатель может быть слегка повернут в эластичной втулке относительно корпуса, и если Вы будете ориентироваться на положение корпуса, регулировка может быть неверной.

Во многих случаях может помочь небольшое зеркало, на которое следует опустить иглу. Регулировка осуществляется поворотом площадки тонарма headshell. Если площадка для крепления головки выполнена как единое целое с трубкой тонарма, регулировка производится подкладыванием с одной стороны тонких шайб между корпусом головки и крепежной площадкой шеллом.

Наиболее точный результат можно получить, воспользовавшись двухканальным осциллографом и тестовой пластинкой. Каждый канал головки надо подключить к соответствующему входу осциллографа и проигрывая запись синусоидального сигнала добиться одинакового уровня сигнала обоих каналов, регулируя азимут головки. Антискейтинг Как правило, компенсаторы скатывающей силы проградуированы в единицах, соответствующих прижимной силе, поэтому для первичной регулировки антискейтинга достаточно выполнить операции, описанные в инструкции производителя.

При этом не забудьте отрегулировать начальное положение тонарма когда он зафиксирован в держателе относительно центра диска. Для этого в комплекте с тонармом может прилагаться шаблон, либо в инструкции указано расстояние от шпинделя до головки. Опустив иглу на гладкую поверхность вращающейся пластинки, устанавливают усилие компенсатора таким, чтобы тонарм очень медленно двигался к внешнему краю пластинки.

Такая регулировка конечно очень приблизительна, поскольку сила трения между иглой и канавкой, от которой зависит величина скатывающей силы, отличается от силы трения при скольжении острия иглы по гладкой поверхности. Можно определить правильность установки антискейтинга на слух: при недостаточной компенсации скатывающей силы искажения в громких местах фонограммы появляются в правом канале, а при избыточной компенсации — в левом.

Кроме этого можно опять воспользоваться двухканальным осциллографом. Если антискейтинг отрегулирован правильно, при проигрывании тестового сигнала, записанного с большим уровнем, искажения формы сигнала наступают одновременно в обоих каналах. Если осциллограф позволяет складывать сигналы двух каналов и инвертировать менять полярность один из каналов, то удобно наблюдать результирующую кривую, получаемую вычитанием сигналов обоих каналов.

 

При правильной настройке противофазные сигналы полностью подавляют себя, и на экране осциллографа будет практически прямая линия. Финальная настройка Для окончательной настройки вертикального угла воспроизведения VTA отметьте положение задней части тонарма по высоте, сдвиньте его вверх на несколько миллиметров и прослушайте фрагмент записи.

Потом опустите тонарм на такое же расстояние вниз от ранее отмеченного положения и опять прослушайте тот же фрагмент. Повторяя эту операцию несколько раз, определите положение, в котором звучание будет наилучшим.

Переделка и доработка

В инструкции проигрывателя «Арктур 006» вы не найдете рекомендаций, как модернизировать агрегат? Это связано с тем, что в свое время он считался вполне современным. Однако умельцы нашли несколько способов улучшения функционала и качества звучания прибора.

Рекомендации указаны ниже:

  1. Меняют все конденсаторы.
  2. Головку также желательно поставить улучшенного качества.
  3. Тля точности настройки иглы допускается замена штатного шелла на аналог с прорезями.
  4. Дополняют конструкцию внешним корректором, повышающим качество звука.
  5. Вместо штыревого разъема монтируют тип «тюльпан».
  6. В тонарме приспосабливают аудиофильский кабель.
  7. Оснащают питающий разъем современной версией (как у блока компьютеров).

Добавить ссылку на обсуждение статьи на форуме

РадиоКот >Схемы >Аудио >Усилители >

Теги статьи: Добавить тег

Усилитель-корректор «Lynx04» в проигрывателе «Арктур-006»

Автор: Pushok62, Опубликовано 11.05.2016 Создано при помощи КотоРед.

 

О доработке электропроигрывающего устройства (ЭПУ) «Арктур 006» ([1],[2]) писалось уже достаточно много ([3],[4],[5],[6]), в том числе и на радиолюбительских форумах. Здесь описан опыт встраивания в указанный проигрыватель усилителя-корректора «Lynx04» [7], разработанного Дмитрием Андронниковым (да простит меня автор за такую вольность). Чтобы реализовать эту идею, пришлось выполнить значительную часть доработок, описанных в [3],[4], а также провести дополнительную модернизацию, связанную с заменой трансформатора питания. Перечень доработок приведён ниже. Нижняя часть пластмассового корпуса проигрывателя изнутри обклеена герленом толщиной 8 мм (продаётся в автомобильных магазинах) с разрезанием его на прямоугольники по размерам секций, образованных рёбрами жёсткости. Нижняя центральная поверхность диска обклеена герленом толщиной 4 мм, а нижняя внешняя — более тонким материалом. Все внутренние пластмассовые элементы корпуса соединены между собой и с шасси через резиновые прокладки толщиной примерно 1 мм, в результате вся конструкция имеет структуру «слоёного пирога». Жёсткие ножки корпуса дополнены толстыми прокладками из пористой резины, а в качестве подставки оборудован механический фильтр в виде витринного стекла размером 460×360х10 мм, помещённого на серебристые конусы «Cold Ray 4» со стальными шариками. Лампы накаливания заменены светодиодами жёлтого свечения, последовательно с которыми включён ограничительный резистор 1 кОм. Головка звукоснимателя заменена на головку «Goldring 2200», имеющую эллиптическую заточку иглы.

Стеклянная подставка на конусах «Cold Ray»

Провода, идущие от головки звукоснимателя к плате Pt-2, извлечены из тонарма и свиты попарно, а тонарм внутри заполнен монтажной пеной. Впоследствии измерения показали недостаточно высокую частоту резонанса тонарма (6-8 Гц), поэтому до заполнения монтажной пеной можно было бы предпринять какие-то меры по его утяжелению для повышения частоты резонанса до 10-12 Гц. Плата Pt-2 заменена на новую, на которой вместо транзисторов VT201, VT202 и связанных с ними элементов устанавливаются два оптрона 3ОР124А (можно их не устанавливать), а также 6-контактный разъём вместо 3-контактного X4 для подключения проводов, идущих от головки звукоснимателя к предусилителю-корректору. Конденсатор в цепи питания оптронов ёмкостью 1000-2000 мкФ служит для задержки их включения (эта задержка на самом деле почти незаметна). Проигрыватель с перечисленными доработками долгое время использовался совместно с предусилителем-корректором [4], однако последний построен так, что подключение внешнего фон-корректора было невозможно. Заводской трансформатор питания, обладающий недостаточной мощностью, заменён на тороидальный ТТП-20, обеспечивающий требуемые выходные токи для питания ЭПУ G-2021 и нового усилителя-корректора, а также имеющий дополнительную экранную обмотку между вторичными обмотками, используемыми для питания этих узлов. Трансформатор устанавливается на то же место через резиновую прокладку, закрывается с боков штатным магнитным экраном в виде свёрнутой ленты и накрывается крышкой, прикрученной сверху через дополнительные втулки высотой 3мм так, чтобы сверху между трансформатором и крышкой оставался небольшой зазор 0,5-1 мм. Для обеспечения электрического контакта экрана с крышкой между витками экранирующей ленты вставлено несколько упругих стальных или латунных полосок (например, контактов от неисправных реле, шириной порядка 5 мм), подогнутых внутрь для надёжного касания с нижней поверхностью крышки, которая, в свою очередь, заземляется как и в оригинальной конструкции.

Новый силовой трансформатор

Плата Pt-1 требует доработок, описанных ниже. На место транзистора T101 установлена микросхема стабилизатора LM317T (с радиатором), при этом элементы T101, T102, D101, R101 исключены, вместо резистора R101 установлен защитный диод, а номиналы резисторов R102, R103, R140 изменены для получения выходного напряжения 13,5В. Для ограничения пускового тока во входную цепь питания добавлен низкоомный терморезистор, чтобы при использовании более мощного силового трансформатора исключить непреднамеренное перегорание установленного на плате Pt-1 предохранителя 500 мА. Система привода диска для повышения надёжности доработана в соответствии с рекомендациями [6], причём элементы новой системы привода практически не греются. Микросхема U101 в дорабатываемом автором проигрывателе при выпаивании и проверке оказалась неисправной (транзистор VT5 был нерабочий, а коэффициент усиления транзистора VT1 – в 2 раза меньше коэффициента усиления транзистора VT2), поэтому, как выяснилось, система стабилизации скорости вращения диска не функционировала. Микросхема U101 была заменена на сборку 159НТ1В (VT1, VT2) и дискретные транзисторы КТ3102В (VT3, VT4, VT5). При опускании головки звукоснимателя на грампластинку с исправной системой стабилизации скорость вращения диска практически не замедляется. Напомним, что в соответствии с руководством по эксплуатации [1] окончательную регулировку частоты вращения нужно производить не ранее трёх минут после включения двигателя ЭПУ.

Вид доработанной платы Pt-1

Усилитель-корректор «Lynx04» собран на двух отдельных печатных платах: платы стабилизаторов и платы собственно усилителя-корректора, устанавливаемых на место прежних модулей соответственно A1 и A2.

Вид новой платы А1 (параллельные стабилизаторы напряжения)

 

Вид новой платы А2 (усилитель-корректор)

Используемые элементы усилителя-корректора, включая блок питания – рекомендованные автором [7], за исключением того, что в качестве балластных резисторов в параллельных стабилизаторах применены проволочные керамические резисторы мощностью 5 Вт, остальные резисторы – в основном SMD, шунтирующие электролитические конденсаторы по цепям питания – Nichicon KZ «Muse». Для питания предусилителя используется нестабилизированный источник питания ±(22..24)В с суммарной ёмкостью конденсаторов фильтров в каждом плече по 4х1000 мкФ. Разъёмы для подключения усилителя-корректора к усилителю мощности – как и в заводском проигрывателе – типа СГ-5, с возможностью использования штатной заглушки. Заметим, что некоторые элементы на новых платах ощутимо выделяют тепло. Поэтому, для облегчения теплового режима при длительном включении устройства предприняты следующие дополнительные меры: • на 4 входных операционных усилителя (ОУ) усилителя-корректора приклеены алюминиевые радиаторы для видеокарты Xbox 360 размерами 14/18x13x6 мм или радиаторы A4988 размерами 9х9х5 мм; • на 4 балластных резистора стабилизаторов напряжения также приклеены небольшие радиаторы аналогичных моделей; • на 2 выходных буферных ОУ приклеен алюминиевый брусок размером 40x15x12 мм (в качестве заготовки использовался радиатор от неисправного источника бесперебойного питания), который сверху через эластичную силиконовую термопрокладку толщиной 1 мм прижимается штатной экранирующей крышкой, выполняющей теперь ещё и роль теплоотвода; • к внешним боковым рёбрам П-образных радиаторов HS 239-20 размерами 20x17x10 мм, прикрученных к корпусам мощных транзисторов стабилизаторов, приклеены 2 ребристых радиатора типа HS 185-30 размерами 30×51х25 мм, которые могут быть дополнительно закреплены на пластмассовом днище корпуса. Для склеивания радиаторов HS использовалась двухсторонняя теплопроводная клейкая лента шириной 10 мм и толщиной 0,2 мм.

Вид на установленные блоки А1 и А2

Вид печатной платы блока А2 с радиаторами

В модуль питания A1 дополнительно введён узел задержки подключения входа усилителя мощности на 2 секунды после включения, который управляет переключением контактов реле Axicom IM06 12VDC, установленного в модуле A2. От применения этого узла, конечно, можно отказаться. Налаживание усилителя корректора производится способом, описанным в [7].

Литература

1. Электропроигрыватель «Арктур 006-стерео». Руководство по эксплуатации. Бердский радиозавод, 1985 г. 2. Ю.П.Алексеев. МРБ, выпуск 1133. Бытовая радиоприёмная и звуковоспроизводящая аппаратура. Раздел 4. Электропроигрыватели. «Арктур-006-стерео», с.79. 1989 г. 3. Р.Кунафин. О доработке проигрывателя «Арктур-006С». «Радио», №9, 1998 г., с. 20. 4. Ю.Каранда. Малошумящий предусилитель-корректор со взвешенным входом. «Радиохобби», №3, 1998, с.31. 5. С.Семихатский. Усилитель корректор для ЭПУ «Арктур-006-стерео». «Радио», №3, 2013 г., с.14. 6. А.Белый, А.Савчук. Ремонт системы привода диска электропроигрывателя «Арктур-006-стерео». «Радио», №7, 1988 г, с.24. 7. Д.Андронников. Усилитель-корректор для звукоснимателя с подвижным магнитом Lynx04A. https://www.lynxaudio.net

Рисунки печатных плат блоков А1 и А2 (а также плата для замены системы привода) в формате Sprint Layout 5 находятся во вложениях.

 

Файлы:

Печатные платы

Все вопросы в Форум.

Как вам эта статья? Заработало ли это устройство у вас?
30 1 3
1

0 0

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *