Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что наступила эра цифрового звука. Большинство музыки сегодня представлено в виде музыкальных файлов на различных носителях. Современные технологии позволяют записать несколько тысяч песен в довольно высоком качестве на карту памяти, которая имеет размеры, сравнимые с ногтем большого пальца. Это позволяет иметь обширную музыкальную коллекцию в своем мобильном телефоне, плеере или планшете. Цифровой звук обеспечивает высокое качество звучания, однако некоторые меломаны и ценители звука не считают его идеальным.

Поиск данных по Вашему запросу:
ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Арктур 004

 

Паспорт- схема Арктур 004 стерео.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5. Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века».

Предыдущее посещение: Вт окт 08, pm Текущее время: Вт окт 08, pm. Сайт «Отечественная радиотехника 20 века» Доска объявлений Активные темы доски объявлений. Добавлено: Вс май 02, pm. Отдали мне сегодня электрофон. Перед тем как поехать за ним, посмотрел схему, инструкцию. Всё вроде понятно. Привёз домой. Аппарат конечно требует проверки и профилактики. Но, самое большое моё удивление пришло после снятия блока проигрывателя. Вместо заявленной Арктурской блочной схемы внутри я увидел Веговскую.

Точнее, одна плата питания-оконечника, в которую вставлены модули точно такие же как и в Веге У кого ещё есть этот Арктур, как там должно быть? Под темброблоком ещё несмотрел, но на Вашем видно что блок выпрямителя отдельный, и УНЧ отдельный и более близок к тому, как по схеме. Raimis, Там должно быть ровно так, как у Вас на фото.

 

Есть у меня такой электрофон, сам покупал в м. Из блочного там только два усилителя мощности, которые видны и на Вашем фото. Можете даже дальше не разбирать. Всё остальное — относительно блочно. То есть, чтобы извлечь из корпуса, Вам придется отпаивать кучу проводов. Но если его полностью раздеть, то все внутренности относительно легко-доступны. Ну кроме, пожалуй, корректора, который под стальной крышкой справа внизу на фото 2.

Добавлено: Пн май 03, am. ЭПУ стоит. Может у меня какая модель переходная. Платы от а ЭПУ как уже у позднего. Могу предположить, что аппарат Raimisа некая переходная модель от Веги к Арктуру или наоборот. Ппосмотрите на сайте инфу по Веге, там есть фото очень похожее на Арктур, и вроде даже написано, что Веги выпускались поначалу в таком большом кузове. Сначала была вега,она отличалась от арктура более слабым источником питания, выходными транзисторами кта и незначительными изменениями в схеме нормирующий усилитель.

Схематически аналогичные схемы имели уку-арктур,, А у меня шильд вот такой как и тут. Усилок в этом аппарате зверский стоит, включал один раз, больше не хочу! Использую как приставку! Добавлено: Пн май 03, pm. Вообще такое впечатление, что это «новодел». Мне в ремонт такие попадались. Не должно быть такого диска в Арктуре.

У настоящего Арктура диск весит не меньше 2. Как минимум-диск подменили. Интересно, какой диск прорези для «оптрона» на движке? Добавлено: Вт май 04, am. Добавлено: Чт май 06, am. Добавлено: Пт май 07, am. Насколько я знаю, когда выпускали Арктуры, вертушек с облегчённым диском на заводе не было физически. Даже в Веге стоит нормальный диск. Добавлено: Чт ноя 25, pm. Всем привет. Мужики у кого есть этот аппарат? Помогите пожалуйста. У моего нет заднего противовеса. Если кто сможет сделайте подробные фото, чтоб можно было увидеть эту систему и выточить, ну и вес приблизительно.

 

Заранее спасибо. Samodelkin, а почем продали если не секрет? Добавлено: Пт ноя 26, am. Ну — бумпцц В те стародавние времена на такие «мелочи» разработчики внимания не обращали По поводу размеров-поэтому и продал, уж очень здоровый, а мне места не хватает. Дизайн-не всё так ужасно, смотрится солидно Добавлено: Пт ноя 26, pm. С пересылкой конечно гемороя много Наверное проще выточить, главное параметры знать.

Добавлено: Сб ноя 27, pm. А что знать-то надо?! Берёшь пластилин , балансируешь. Это — масса , а посадочное любой токарь и так сделает , по телефону! Добавлено: Вс ноя 28, pm. Добавлено: Пт дек 10, pm. Диаметр наружный Длина Материал, скорее всего, СТ Добавлено: Пн дек 13, pm. Добавлено: Вт дек 14, am. Добавлено: Ср дек 15, pm.

Эта тема уже обсуждалась раз. Част Арктуров — шла с веговской начинкой. Но кто куда пересылал корпуса или платы сказать не могу. Лично мне попадался такой вариант в ремонт с родным паспортом и там была вклейка родной схемы из веговских компонентов.

Но это было еще в период застоя Добавлено: Вт дек 21, pm. Добавлено: Ср дек 22, am. Samodelkin он работает кстати отлично только игла запилина к выходным новую мне дадут пока пробовал его как усилитель только кроме крепежа тонарма все в очнь хорошем состоянии ну еще и пыль пока не почистил так скинул для информации что еще и такие попадаются это первый который мне попался просто неподъемный.

Добавлено: Ср дек 22, pm. Тогда радуйтесь аппаратом, и молитесь, чтобы он не помер — в части электроники. А хороший спец запросит такие деньги, что грустно станет.

Сайт «Отечественная радиотехника 20 века». Доска объявлений Активные темы доски объявлений. Страница 1 из 1. Заголовок сообщения: Добавлено: Вс май 02, pm. Заголовок сообщения: Добавлено: Пн май 03, am. Антон писал а : Могу предположить, что аппарат Raimisа некая переходная модель от Веги к Арктуру или наоборот Скорее всего так.

Просто меня «зацепила» микросхема КЛА7, которую увидел сразу после вскрытия эпу. По описанию там ИМС небыло. Смотрю дальше — рисунок печатной платы чего то совсем другой. Mukaltin писал а : у меня шильд вот такой как и тут Во-во!

Именно он и есть! Вот, я свой завёл Да, усилок в нём не слабый. Вот чё теперь с ним делать Mukaltin писал а : Вот чё теперь с ним делать

 

Аудиотехника

Главная Радиолюбителю Аудиотехника

Интерес к записям на виниловых пластинках по-прежнему не ослабевает, и публикуются статьи о новых схемах и конструкциях усилителей-корректоров (УК). В статьях даются оценки их качества либо по фактически достигнутым техническим характеристикам, либо по субъективным впечатлениям от звучания; при этом в сравнении разных УК предпочтение нередко отдают последним [1].

Рис. 1

При модернизации старой аппаратуры можно использовать готовую разработку, ориентируясь на радиодетали, которые можно реально приобрести, либо реализовать собственную, применив технические решения, которые заведомо обеспечат высокое качество воспроизведения. При этом совсем не обязательно решать проблему, применяя современные сверхмалошумящие и сверхбыстродействующие ОУ. Например, перегрузочную способность УК можно увеличить последовательным включением двух каскадов на ОУ. Такое решение позволяет снизить динамические искажения и устранить влияние шума второго усилителя, а рациональное применение цепей активной и пассивной коррекции — более точно сформировать АЧХ на высоких частотах [2]. Вряд ли стоит стремиться к получению перегрузочной способности УК до 40 дБ, так как в имеющейся у меня коллекции из 400 грампластинок не найдётся и десяти, записанных по технологии DMM, обеспечивающей малый уровень шума и повышенный уровень высокочастотных составляющих сигнала. Применяя широко распространённые ОУ с внешней коррекцией и компенсацию с опережением, можно увеличить скорость нарастания выходного напряжения до 10 В/мкс [3], что также способствует снижению динамических искажений. Кроме того, если нагрузить выходной каскад ОУ генератором тока, т. е. перевести его в режим усиления класса А, можно существенно снизить гармонические искажения, сузив их спектр, и увеличить запас устойчивости по фазе [4]. В [1 ] и [5] авторы указывают на субъективную оценку уровня шума УК по сравнению с уровнем шума немой канавки грампластинки. Какое же необходимо иметь отношение сигнал/шум, чтобы при прослушивании в реальной обстановке и при реальной мощности этот шум не раздражал? Согласно ГОСТ 5289-88/94, отношение сигнал/шум не-модулированной канавки грампластинки должно составлять не менее 60 дБ, а после 50 проигрываний должно уменьшиться не более чем на 2 дБ, следовательно, можно косвенно определить и этот параметр УК. Встроенный в ЭПУ УК выполнен на ОУ К157УД2, для него указан уровень фона—63 дБ, уровень шума и коэффициент гармоник, к сожалению, не указаны, очевидно, уровень шума сопоставим с уровнем фона. ЭПУ «Арк-тур-006-стерео» 1984 г. выпуска используется в комплекте с музыкальным центром SONY FH-B1200 и АС «Радиотехника S-90B». Вот некоторые из перечисленных факторов, принятых во внимание при разработке предлагаемого УК, характеристики которого по расчёту намного выше, чем встроенного штатного. Принципиальная схема одного канала (для микросхемы DA1 номера выводов второго канала указаны в скобках) разработанного УК приведена на рис. 1. За основу взята схема предусилителя, описанного в [3], и она была переработана с учётом изложенного выше. Номиналы пассивных элементов рассчитаны с учётом следующих условий — минимум номиналов конденсаторов; достаточная перегрузочная способность и минимальные нелинейные искажения на частоте 20 кГц. Наличие высококачественных конденсаторов К71-7 (полистирольные, выпаяны из платы телевизора ЗУСЦТ) ёмкостью 4700 пФ ±1 % дало начало расчёту параметров остальных элементов частотной коррекции. Усилитель-корректор содержит два каскада. Первый выполнен на малошу-мящем двухканальном ОУ КМ551УД2А, у которого уровень собственного шума, приведённый к входу, не превышает 1 мкВ в полосе частот 20 Гц…20 кГц. Собственно, он и был разработан для применения в УК (у ОУ К157УД2 этот показатель достигает 1,6 мкВ). Этот каскад имеет равномерную АЧХ и коэффициент усиления Ку=16. Цепи коррекции C2R4 и C3R5 обеспечивают коррекцию АЧХ ОУ DA1, необходимую для устойчивости и достаточной скорости нарастания выходного напряжения. Выход ОУ DA1 нагружен генератором тока на транзисторе VT1, обеспечивающим работу выходного каскада ОУ в режиме А с током покоя около 4 мА (при этом корпус микросхемы нагревается до 40 °С). Цепь R7,C5,R9 формирует пассивную коррекцию с постоянной времени (R7IIR9)C5 = 75 мкс, где сопротивление параллельно соединённых резисторов R7IIR9 = R7-R9(R7+R9). Сопротивление нагрузки ОУ DA1 с учётом параллельно включённых цепей R3+R4 и R7C5 на частоте 20 кГц немногим превышает 600 Ом, что соответствует перегрузочной способности входного каскада 15 дБ на частоте 20 кГц при Кг=0,015 %. Второй каскад УК выполнен на ОУ К553УД2 (DA2) в инвертирующем включении (Ку=10 на частоте 1 кГц), а благодаря применению коррекции по опережению через конденсатор 09 увеличена скорость нарастания выходного напряжения. Основные постоянные времени (т = R C) корректирующих RC-цепей, включённых в цепь ОС, равны R11 С12 = = 318 мкс, R12 C12 = 3180 мкс. Ещё одна постоянная времени определяется номиналами элементов R7, R9, С7 и в соответствии с рекомендациями RIAA-78 равна (R7+R9)-C7 = 7950 мкс.

Выход ОУ DA2 также нагружен генератором тока на транзисторе VT2, который обеспечивает работу выходного каскада ОУ в режиме А с током покоя 6 мА. Цепь C13R16 вместе с последующей нагрузкой сопротивлением 47 кОм образует ФВЧ с частотой среза 12,5 Гц для ослабления инфранизкочастотных помех от работы двигателя ЭПУ и при проигрывании покоробленных грампластинок, а ФНЧ R14C16 с частотой среза 72 кГц ослабляет шумы и высокочастотные помехи. Конденсаторы С4, С6, С8, СЮ, С14, С15 — фильтрующие по цепям питания, общие для обоих каналов УК. Коэффициент усиления в каналах УК на частоте 1 кГц равен 103. В УК применены резисторы МЛТ-0,25 (можно МЛТ-0,125) с допуском ±5%, помеченные на схеме звёздочкой составляют из двух подобранных и соединённых последовательно; конденсатор С5 — К73-17 с допуском ±5 % (от ЗУСЦТ), конденсаторы С7, С13 — К10-47 (ТКЕ — ИЗО), но лучше импортные плёночные (например, малогабаритные HITANO из групп МЕТ, МЕВ на 100 В) с таким же допустимым отклонением. Эти конденсаторы подобраны с помощью мультиметра попарно для каждого из каналов, а затем по приведённым формулам рассчитаны сопротивления соответствующих резисторов. Остальные конденсаторы — К10-47, КМ-5, КМ-6, КТ, КД и импортные оксидные (Jamicon). Транзисторы VT1, VT2 — КТ315, КТ3102 с любым буквенным индексом (при УСЛОВИИ Uкэ max > 25 В). Диоды VD1-VD4 — маломощные кремниевые серий КД521, КД522, КД503 и аналогичные. Вместо ОУ К553УД2 можно применить LM301.

Рис. 2

Все детали УК размещены на печатной плате размерами 115×77 мм из двусторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм. Чертёж печатной платы показан на рис. 2. Для удобства монтажа неиспользуемые выводы микросхем (или панелек) изгибают под углом либо отламывают. В первую очередь монтируют радиоэлементы, пайка которых осуществляется со стороны расположения элементов. Нумерация и расположение деталей левого канала соответствуют аналогичным, отражённым на рис. 2,б ниже средней линии платы деталям правого канала, за исключением общих для обоих каналов. Правильно собранное устройство в налаживании не нуждается. Необходимо лишь, при наличии измерительной грампластинки, подобрать ёмкость конденсатора С1, добиваясь минимальной неравномерности АЧХ УК в полосе частот 10…20 кГц (проигрывая зоны записи № 3-6). В качестве входных экранированных проводников были использованы два отрезка коаксиального кабеля РК-75-2-13 м (погонная ёмкость 68 пФ/м) длиной по 88 см (С = 60 пФ), что вместе с конденсатором С1 и ёмкостью монтажа См = 4 пФ составляют рекомендуе- мую для головки MF-104 ёмкость нагрузки 82 пФ. Впрочем, для нового корректора при желании можно подобрать головку и более высокого качества. Питается УК от стабилизированного блока питания (в авторском варианте на интегральных стабилизаторах напряжения 7815 и 7915). Напряжение питания подаётся двумя короткими витыми парами. Плату УК целесообразно поместить в экран, защищающий от электромагнитных полей. При налаживании и эксплуатации проявился эффект — уровень фона зависит от включения сетевой вилки проигрывателя: в одном положении фон есть, а в другом — нет; причина — в наличии ёмкостной связи между обмотками сетевого трансформатора при отсутствии реального заземления и третьего провода в сетевом шнуре.

 

С имеющейся в наличии измерительной аппаратурой объективно удалось оценить только скорость нарастания выходного напряжения УК. Для этого с функционального генератора на вход УК (при отключённом конденсаторе С5) был подан синусоидальный сигнал частотой 20 кГц до наступления ограничения сигнала на выходе ОУ DA2. Затем вместо синусоидального был подан импульсный сигнал (меандр) чуть меньшей амплитуды. Сигнал контролировался осциллографом на входе УК, выходе ОУ DA1 и выходе ОУ DA2. Форма сигнала на выходе ОУ DA1 практически соответствует форме входного, а на выходе ОУ DA2 сигнал имеет небольшой выброс. При уменьшении амплитуды входного сигнала в два раза выброс практически пропадает.

Субъективная оценка отношения сигнал/шум показала, что при заданном максимальном уровне громкости уровень шума едва заметен и намного ниже по сравнению с уровнем шума немой канавки грампластинки. Субъективная оценка качества звуковоспроизведения проводилась без эталонного УК. Результат меня порадовал: при прослушивании классической музыки отметил чистоту звучания во всём звуковом спектре. Использованы следующие диски: Бах К. Ф. Э. Концерт для клавесина и струнного оркестра (С10-12417-8, Рижский завод грампластинок, 1978 г.), Рыбников А. «Юнона» и «Авось» (С60-18627-30, Ленинградский завод грампластинок, 1980 г.), Pink Floyd «Delicate Sound of Thunder» Live (F60-00543-007, цифровая, Апрелевский завод грампластинок, 1989 г.).

Литература: 1. Гурский А. Предусилители-корректоры на полевых транзисторах. — Радио, 2010, № 9, с. 16-19. 2. Лукьянов С. О перегрузочной способности корректирующего усилителя. — Радио, 1985, №10, с. 33-35. 3. Алексенко А., Коломбет Е., Старо-дуб Г. Применение прецизионных аналоговых микросхем. — М.: Радио и связь, 1985. 4. Снижение искажений интегральных ОУ. — Радио, 1985, № 6, с. 62. 5. Муринов А. Предусилитель-корректор. — Радио, 2008, № 2, с..14-16.

Автор: С. Семихатский, г. Ейск Краснодарского края

Дата публикации: 31.03.2013

Мнения читателей
  • юрий / 02.02.2016 — 08:10 на лицевой стороне платы отсутствует коротенькая дорожка от С3 на 10 вывод микросхемы. вроде всё. давно делал.
  • Пик / 05.11.2015 — 23:10 Кто собирал, скажите, какие тут ошибки на плате, чтоб исправить?
  • МСА / 03.10.2014 — 15:05 Боря ! А ты на слух проверял или по приборам ?
  • боря / 28.08.2014 — 19:16 ради любопытства собрал эту схемку и Муриновскую — разницы не заметил.
  • юрий / 16.07.2014 — 13:50 да кто же спорит ? автор на этого муринова ссылку делает в конце статьи ! как вы читаете ? сравните по ценам муриновский и этот. разница на порядок, а характеристики те же !
  • МСА / 01.07.2014 — 08:18 Хотел его собрать, потом передумал, есть почти такой-же из РАДИО 08/2, А.Муринов.
  • радиомеханик / 23.06.2014 — 21:01 да уж! до чего акустика людей доводить может. а говорят — ерунда…ерунда…
  • Сергей / 01.06.2014 — 07:06 Тёзка «сергей» опять сильно возбудивши. Ну нельзя так серьезно к своему «ХОББИ» относиться… Если это конечно не очередное обострение… Как говорилось — АПТЕКА ЗА УГЛОМ ! Хобби может и совсем опасть… Гулять на природе надо больше, а не тыкать «интернет».
  • сергей / 14.05.2014 — 10:05 роман ! а какая борьба с шумами ? тем более настройка ? там же ясно сказано — ПО СРАВНЕНИЮ С ШУМОМ КАНАВКИ НЕМОЙ ДОРОЖКИ ГРАМПЛАСТИНКИ !!!!если ты хочешь абсолютную тишину в паузах — то придётся входной усилитель делать с ядерной накачкой и азотным охлаждением ! кстати- какие номиналы с ошибкой ? я повторил один в один. прекрасно работает !!!! какое звучание всё-таки даёт режим А !!! а что касается измерений. так не у всех есть для этого соответствующие приборы ! на мой взляд — это как раз та схема и конструкция — дешёвая и практичная ! и не нужно приборов. что касается замены — стыдно инженеру об этом говорить !
  • Роман / 06.05.2014 — 17:59 если честно -то надо было автору написать технические данные и методи -ку покаскадной общей наладки усилителя корректора полученные данные измерений с интерпретацией со схемой КИП . и современными аналогами деталей . Я собрал , но работает не важно,борьба с шумами и много раз подбирал партии микросхем . Часть номиналов с ошибками. Мое мнение ; надо давать продукцию в печать -созревшую . С уважением инженер.
  • сергей / 05.03.2014 — 07:33 да можно и 1% поставить, если они у тебя есть. но вся эта свистопляска потому что расчёт постоянных времени ведётся от имеющихся конденсаторов ! и не факт, что именно такой номинал резистора будет в ряду Е24. кстати почему Е24 ? там допуск +,- 5% ? Е48,Е96, Е192 скорей из этих рядов.
  • Олег / 16.01.2014 — 13:36 Вчитался повнимательнее и понял, что не понял. Резисторы со звездочкой, их зачем подбирать из двух последовательных. Не проще ли просто поставить 1%-й из ряда E24. И что это за подбор такой, зачем он нужен?
  • иван / 03.08.2013 — 09:49 да ерунда это всё ! прошлый век ! сейчас есть классные микросхемы — и ad и opa ! а тут на старой советской дряни предлагают ! работать — то он будет. а вот звучание — сомневаюсь !
  • ЮРИЙ / 15.06.2013 — 17:58 РАБОТАЕТ ОЧЕНЬ ХОРОШО. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ ОШИБКИ В ПЕЧАТНОЙ ПЛАТЕ. НО РАБОТАЕТ СРАЗУ И ЗВУЧИТ ПРЕКРАСНО, МОЖЕТ ГДЕ-ТО БЛИЗКО К ЛАМПОВОМУ. ПОРАЖАЕТ ПРОЗРАЧНОСТЬ И СОЧНОСТЬ !
  • василий / 17.05.2013 — 09:03 повторил. есть ошибки в печатной плате. но заработал зразу и без налаживания !!! у меня тоже арктур. дорабатывал его — менял электролиты на современные, в блоке питания установил транзисторы кт972 и кт 973. в сравнении родной УК проигрывает . нет такой сочности и динамики на именно хороших дисках . там где нет консервных банок и шепелявости ! т.е изначально при записи так загнули высокие частоты — дальше некуда !
  • сергей / 16.04.2013 — 05:03 а кто-нибудь его повторял ? и какие были получены реальные технические характеристики ? работать-то он будет. схема классическая. стоит ли заморачиваться ?

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:

Сверхбюджетный проигрыватель

Дневники Файлы Справка Социальные группы Все разделы прочитаны. Как самому починить Арктур стерео? Оценка 0. Сашка суслик Посмотреть профиль Отправить личное сообщение для Сашка суслик Найти ещё сообщения от Сашка суслик. Крупнейшее в Китае предприятие по производству прототипов печатных плат, более , клиентов и более 10, онлайн-заказов ежедневно. Можно починить и использовать как усилитель.

Может у кого есть схема от этого Арктура? Сань, это так называемая » модульная» версия , он же Арктур, в общем не суть.

 

Каталог файлов

Арктур 004 схема

By Алексей , August 23, in Аудиоаппаратура. Имею аппарат «Арктур» с неисправностью: самовозбуждается один канал выходного усилителя. Второй канал работает нормально. Ни одно из этих мероприятий к успеху не привело, генерация продолжилась.

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 5. Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века».

Интересные схемы

Блок коммутации выходов У8 позволяет подавать напряжение сигнала звуковой частоты с выхода УМ электрофона на основные громкоговорители — соединители А7 н Х9 Осн. Блок коммутации выхода УЗ с помощью модульного переключателя осуществляет подключение ЭПУ к предварительному усилителю 5 — Ш или непосредственно к выходу электропроигрывателя. Блок коммутации выходов У4 обеспечивает оперативное подключение с помощью переключателей 4 — BI-4 — ВЗ к выходу УМ основных или дополнительных громкоговорителей или стереотелефонов. В блоке коммутации выходов имеется схема индикации уровней выходного сигнала. На плате блока коммутации выходов смонтированы элементы индикации уровней выходного сигнала. Выпрямленное напряжение фильтруется конденсатором С2 и через разъем Х13 Х14 поступает на стрелочный индикатор PI P2 , расположенный на лицевой панели электрофона.

Ремонт проигрывателя Арктур-006

Проигрыватель 1986 года выпуска был принесён в ремонт со следующими проблемами:

  • запуск вращения диска происходит с нескольких попыток;
  • скорость вращения диска самопроизвольно меняется при работе;
  • не работает подсветка индикации скоростей вращения «33»/»45» (не горят лампы);
  • рычаг опускания тонарма не фиксируется в рабочем положении;
  • сильный низкочастотный фон (гул) при работе.

При разборке проигрывателя очень желательно снять держатель головки с иглой и зафиксировать тонарм на стойке, например, тонким проводом в ПВХ изоляции (просто «примотать» парой витков провода к стойке). Затем снять металлический диск , он никак не фиксируется и сделать это не сложно. После чего можно перевернуть корпус и, открутив четыре винта по периметру, отделить нижнюю часть корпуса от верхней. Во время этой операции нужно будет разъединить три разъёма: вход от головки к усилителю-корректору, питание лампы «стробоскопа» (220 вольт) и питание платы управления двигателем ( 16 вольт). В результате получим верхнюю часть с ЭПУ и платой управления :

и нижнюю, где расположены трансформатор, блок питания (стабилизатор) для предусилителя-корректора и непосредственно сам этот предусилитель, который расположен в металлической экранирующей коробке:

В первую очередь следует проверить тестером сопротивление контактов «микриков» в замкнутом положении, потому что очень частая причина неисправности — окисление/загрязнение этих контактов, отчего сопротивление замкнутого контакта может быть далеко отлично от нуля:

В моём случае, например, сопротивление контакта «микрика 1» плавало от 30 до 300 Ом в замкнутом положении. Оба микрика имеют разборную конструкцию, поэтому их можно аккуратно снять, разобрать и почистить контакты. После зачистки контактов «микрика 1» решилась проблема с запуском вращения диска (при подводе тонарма к пластинке). «Микрик 2» в моём случае оказался в порядке и вмешательства не требовал.

 

Далее следует открутить винты крепления и снять плату управления двигателем. При этом не обязательно отпаивать провода от платы, потому что они достаточной длины и если снять фиксаторы крепления проводов, то плату можно перемещать в пространстве и даже переворачивать довольно свободно. Частая проблема — в «усыхании» электролитических конденсаторов, особенно этому подвержены, почему-то «мелкие», имеющие небольшие ёмкости. Подстроечные резисторы, которых на этой плате несколько штук, трогать не рекомендуется, потому что методика настройки утеряна где-то в прошлом веке и неизвестна современной науке. Во всяком случае мне не удалось найти необходимой информации в этих ваших интернетах…

При проверке конденсаторов на ЭПС (ESR), было выявлено несколько экземпляров с повышенным сопротивлением и они были заменены на новые:

Затем переходим на нижнюю часть корпуса, где нужно проверить блок питания. Во-первых, следует обязательно проверить и почистить контакты всех разъёмов и, далее, выходные напряжения. На плату управления двигателем должно подаваться переменное напряжение 16 вольт (оно подаётся напрямую с трансформатора, на плате стабилизатора оно лишь коммутируется через соответствующий разъём). Причём следует иметь ввиду, что при отключенном разъёме, то есть без нагрузки, это напряжение может быть несколько выше (до 19 вольт). Это нормально.

На предусилитель-корректор питание подаётся через 2-хполярный стабилизатор +/- 15 вольт. В стабилизаторе также следует проверить все ёмкости и, наверняка, заменить ВСЕ:

В моём случае все напряжения с трансформатора были в порядке, но, например, на плату управления двигателем приходило всего лишь 14 вольт (вместо 16-ти) и этого явно не хватало для нормальной работы платы и электромагнита, который удерживает рычаг опускания тонарма в рабочем положении. После зачистки контактов напряжение пришло в норму, всё заработало как надо и даже загорелись лампы индикации скоростей «33» и «45». Контакты этих разъёмов следует не лишь зачистить, но и немного «подогнуть», чтобы они не болтались в разъёмах (что тоже имело место быть). На плате управления двигателем все детали импортные, в стабилизаторе же и предусилителе-корректоре — наши, советские. Все детали, естественно, 80-х годов выпуска, поэтому не удивительно, что многое требует обязательной замены…

Далее можно перейти к предусилителю-корректору. Добраться до него нетрудно — нужно открутить один винт и снять крышку с металлической коробки, в которой он и расположен. Вам откроется примерно такая картина (усилитель уже извлечён):

Здесь также можно поменять детали на аналогичные, но новые и не таких гигантских размеров …. хотя, возможно именно такие детали позволят добиться особо «тёплого лампового звука». На плате расположены рядом два разъёма, один — выход непосредственно с иглы звукоснимателя и второй — усиленный и откорректированный. Причём, при использовании варианта с усилением сигнала, в первый разъём должна быть вставлена специальная заглушка-коммутатор, позволяющая сигналу проходить со звукоснимателя на вход усилителя:

Если кого интересует принципиальная схема этого «родного» предусилителя, то представлю здесь её (нашёл в инете).

 

Я же поступил по другому и просто заменил предусилитель-корректор на транзисторную схему, которую не раз использовал уже раньше при ремонте проигрывателей:

Этот простой корректор на 2-х транзисторах обеспечивает следующие характеристики:

  • входное напряжение максимальное……………..40 мВ;
  • выходное напряжение максимальное……………4 В;
  • перегрузочная способность, не менее…………..24 дБ;
  • коэффициент усиления на частоте 1 кГц……….100
  • отклонение АЧХ от стандартной…………………..+/- 1 дБ;
  • коэффициент гармоник, не более………………..0,1%;

Питание этой схеме однополярное, поэтому нужно будет соответственно переделать и схему стабилизатора напряжения на однополярный вариант и скомутировать «общий» провод на «минус» питания, иначе будет не избавиться от сильного фона.

Эта схема существует в моих личных архивах очень давно и, поэтому, не могу сейчас , к сожалению, указать источник её появления. Транзисторы можно использовать любые n-p-n, но с возможно большим коэффициентом усиления и малошумящие. Я делал подобные схемы на транзисторах КТ3102Б и импортных С3198. На характеристиках это никак не отражалось, но во втором случае уровень шумов был чуть меньше.

Заключение

Кроме всего прочего, будет очень полезно почистить кинематику ЭПУ, убрать старую, загустевшую смазку и смазать всё по новой.

После проведения всех описанных выше работ и манипуляций проигрыватель заработал вполне себе достойно и никаких нареканий больше не вызывает.

Электрофоны Арктур 003 и Арктур 004 | Принципиальные электрические схемы

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Советский электрофон «Арктур-004″ с колонками 25АС-309″Вега» Бердского Радиозавода. Часть 2
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5. Форумы сайта «Отечественная радиотехника 20 века». Предыдущее посещение: Вт окт 08, pm Текущее время: Вт окт 08, pm. Сайт «Отечественная радиотехника 20 века» Доска объявлений Активные темы доски объявлений.

 

В гостях у Александра Клячина. Забыли пароль?

Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что наступила эра цифрового звука. Большинство музыки сегодня представлено в виде музыкальных файлов на различных носителях. Современные технологии позволяют записать несколько тысяч песен в довольно высоком качестве на карту памяти, которая имеет размеры, сравнимые с ногтем большого пальца. Это позволяет иметь обширную музыкальную коллекцию в своем мобильном телефоне, плеере или планшете. Цифровой звук обеспечивает высокое качество звучания, однако некоторые меломаны и ценители звука не считают его идеальным.

Искать в успешных завершенных Продать! Саратов, доставка: Россия и мир Стоимость доставки: Схема Таганрог, доставка: Россия Стоимость доставки:

Арктур 004 Hi-Fi Стерео

Арктур 004 Стерео и немного истории о виниловых проигрывателях

Электрофон «Арктур-004 Стерео» в разделе Сделано в СССР.
Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что наступила эра цифрового звука. Большинство музыки сегодня представлено в виде музыкальных файлов на различных носителях. Современные технологии позволяют записать несколько тысяч песен в довольно высоком качестве на карту памяти, которая имеет размеры, сравнимые с ногтем большого пальца. Это позволяет иметь обширную музыкальную коллекцию в своем мобильном телефоне, плеере или планшете.

Цифровой звук

обеспечивает высокое качество звучания, однако некоторые меломаны и ценители звука не считают его идеальным. Многие ценители звука по-прежнему держат свои музыкальные коллекции на
виниловых пластинках
. Несмотря на то, что винилы имеют небольшой динамический диапазон, они способны обеспечить более приятный человеческому слуху звук, чем дают более современные технологии. Поэтому, даже сейчас некоторые исполнители помимо цифровых альбомов и лазерных дисков выпускают еще и версии на виниле.

Рассвет виниловых пластинок

пришелся на середину прошлого века, но до сих пор они являются довольно востребованными, а, значит, для их воспроизведения требуется техника. Можно, конечно, воспользоваться старой техникой, но она не всегда способна выдавать звук высокого качества, так как компоненты техники со временем деградируют. Поэтому в среде ценителей звука есть устойчивый спрос на современные проигрыватели виниловых пластинок. Современный проигрыватель винилов способен дать лучшее качество звука, чем его предшественники, так как его разработчикам была доступна более совершенная элементная база.

 

Виниловые проигрыватели

, пожалуй, являются наиболее старыми источниками сигнала эры Hi-Fi, а на музыке с виниловых дисков выросло не одно поколение меломанов. Проигрыватели винила выпускаются многими компаниями, среди которых есть и гранды мировой индустрии, и небольшие специализированные компании.

Современные проигрыватели виниловых пластинок

имеют более совершенные механизмы регулирования и отслеживания числа оборотов винилового диска, поэтому их пользователи смогут прослушивать музыкальные композиции в оригинальном темпе. Использование гидравлического механизма опускания звукоснимателя позволяет гарантировать постоянную силу прижима звуко-снимающей иглы.

Проигрыватель виниловых пластинок

может иметь модули, которые позволяют оцифровывать звук с виниловой пластинки а затем записывать его на флэш-накопитель. Однако производители стремятся избегать цифровых блоков в трактах воспроизведения и усиления, благодаря чему на выходе получается естественный аналоговый звук.

Современные проигрыватели виниловых пластинок

используют все современные достижения техники, благодаря чему пользователи получают удобное управление или возможность оцифровки своих записей, но при этом они исключают использование цифровых преобразований звука при воспроизведении пластинок, позволяя пользователю в полной мере насладиться аналоговым звуком.

 

В отличие от других аудио устройств, проигрывали виниловых дисков

являются очень «капризными» в изготовлении с «механической» точки зрения. Основные конструктивные узлы проигрывателя, привод диска и тонарм со звукоснимателем, должны быть сконструированы и выполнены таким образом, чтобы обеспечить стабильное считывание звуковой дорожки грампластинки. Если в CD плеере нестабильности работы сервомеханизма можно компенсировать с помощью электронных систем коррекции ошибок, то в
проигрывателе виниловых пластинок
ошибки считывания неминуемо приведут к артефактам – искажениям, перекосы тонального баланса, щелчкам или детонации звука. Поэтому все механические узлы LP проигрывателя должны изготавливаться с максимально возможной точностью, а в процессе эксплуатации
проигрыватель грампластинок
необходимо время от времени настраивать.

Исторически существует несколько основных конструкций вертушек для винила

— с прямым, роликовым или пассиковым приводом диска (сегодня по ряду причин распространены пассиковые), с различными типами тонармов и шасси («стола»). Все они по-своему влияют на определенные нюансы в звучании пластинки, хотя основные требования к качеству воспроизведения всегда остаются неизменными. В любом случае
проигрыватель винила
(как и любое другое аудио устройство) необходимо выбирать только после внимательного прослушивания в Hi-Fi-салоне.

Назначение электрофона Арктур 004 Стерео

Стереофонические электрофон «Арктур-004 стерео»

предназначены для воспроизведения записей со стереофонических и монофонических грампластинок с частотами вращения диска 33 и 45 об/мин. Электрофон разработан на основе усилительно — коммутационного устройства «
Арктур-001 стерео
«. Кроме регуляторов громкости и тембра по НЧ и ВЧ частотам, в электрофоне имеются коммутируемые фильтры НЧ и ВЧ частот, с помощью которых можно сузить полосу воспроизводимых частот, активный фильтр «присутствия» и стрелочные индикаторы выходных уровней усилителей стереоканалов.

В новом электрофоне «Арктур-004 стерео

» применено ЭПУ G-600 В (ПНР) с магнитным звукоснимателем. Частота вращения диска электрофона устанавливается и контролируется с помощью встроенного стробоскопа.

 

Электрофона Арктур 004 Стерео

Рис.1

Технические характеристики электрофона «Арктур-004-стерео»

*
Номинальный диапазон воспроизводимых частот по звуковому давлению —
Гц 40…20000.

*
Синусоидальная номинальная выходная мощность —
Вт … 25.

 

* Уровень фона по напряжению при синусоидальной выходной мощности

— дБ … -50.

* Коэффициент детонации ЭПУ —

0,1.

 

* Потребляемая мощность —

Вт, …150.

* Габариты, мм: электропроигрывателя

— 615х385х200,

* громкоговорителя

— 480х285х250.

* Масса электропроигрывателя с усилителем НЧ

кг

не более 22.

 

Стоимость электрофона «Арктур-004 Стерео

« в 1983 году составляла 530 рублей

Расположение плат на шасси «Арктур-004-стерео»

Снимаем крышки на электрофоне. Перед нами открывается картина расположения электронных плат Арктура-004

.

Расположение плат в Арктуре 004 Стерео

Рис.2

Силовой трансформатор электрофона

расположен сзади — слева, а немного ближе к фронтальной части располагаются три электролитических конденсатора емкостью по 2000 Мф. на 50 В. которые на момент фотографирования уже заменены на аналогичные современные конденсаторы меньших габаритов. Старые конденсаторы занимали добрую треть пространства
проигрывателя
. Посредине шасси расположена плата Блока питания
электрофона
, предварительный усилитель и выходной усилителей НЧ, выходные транзисторы которого расположены на радиаторах и служат частью задней стенки
вертушки
. Ближе к лицевой панели расположена плата усилителя — корректора электрофона которая усиливает сигнал с головки
электрофона
а также входа для усилителя. Правее и ближе к передней панели расположены переключателя входов устройства. С права расположен блок коммутации фильтров и блок регулировок громкости, баланса и тембра, а кнопка включения
вертушки
находится с левой стороны ближе к фронтальной панели
электрофона
.

 

Блок А1 электрофона «Арктур-004 Стерео» — пред усилитель-корректор и блок коммутации.

Блок пред усилителя (А1) электрофона «Арктур-004-стерео

» содержит три двухканальных усилителя: микрофонный усилитель, собранный на транзисторах VT1, VT4, VT5, усилитель радиоприемника на транзисторах VT2, VT4, VT5 и усилитель магнитоэлектрического звукоснимателя на VT3—VT5 (рис. 3.2). Напряжение смещения на базы транзисторов VT1—VT5 снимается с резистора R18 и коммутируется переключателем рода работ (кнопки S4, S5, S6 блока А2). Для снижения напряжения шумов в первых каскадах VT1—VT3 применены маломощные транзисторы, работающие при пониженном напряжении питания и малых токах коллекторов.

При нажатой кнопке S6 напряжение смещения через резистор R1 и делитель напряжения R2, R3 подается на базу транзистора VT1. Транзистор VT1 отпирается, а транзисторы VT2, VT3 в это время заперты, так как цепь смещения разомкнута контактами переключателя 2-S4, 2-S5. При нажатой кнопке 2-S5 напряжение смещения, поступающее через резистор R4 и делитель напряжения R6, R7, отпирает транзистор VT2, а транзисторы VT1, VT3 запираются и т. д. Сигнал 34 с разъема\К2 через конденсатор С/ поступает на базу первого каскада микрофонного усилителя VT1, собранного на схеме ОЭ. Резистор R5 в цепи эмиттера транзистора VT1 не шунтируется конденсатором, что повышает входное сопротивление, стабилизирует режим работы по постоянному току и определяет положение рабочей точки каскада. С резистора нагрузки R12 сигнал 34 подается на базу второго каскада микрофонного усилителя на транзисторе VT4, выполненного по схеме ОЭ. В каскаде применена температурная стабилизация за счет комбинированной ООС по току и напряжению.

Для исключения ОС по переменному току резистор R18 (элемент ООС по току) шунтируется конденсатором С10, а резистор фильтра RI4 (элемент схемы, с которого снимается сигнал ОС по напряжению) шунтируется конденсатором С7. С. резистора нагрузки RI7 сигнал 34 подается на базу эмиттерного повторителя, выполненного на транзисторе VT5. С резистора нагрузки R22 сигнал 34 через конденсатор С11 поступает на контакты переключателя 2-SI (А2). Все каскады микрофонного усилителя имеют не посредственное включение. Такая связь между транзисторами улучшает частотную характеристику в области Н4. С разъема X1 (вход 2) сигнал 34 подается через конденсатор С3 на базу транзистора VT2. Схема трехкаскадного усилителя радиоприемника аналогична схеме микрофонного усилителя. Напряжение сигнала с ЭПУ через разъем Х3 поступает на вход трехкаскадного усилителя магнитоэлектрического звукоснимателя через разделительный конденсатор С5. За счет цепи частотно-зависимой ОС, состоящей из резисторов RI4, R15 и конденсаторов С8, С9, усилитель имеет специальную частотную характеристику с подъемом нижних и завалом верхних частот.

Плата пред усилителя корректора электрофона Арктур-004-стерео.

Рис.3

Принципиальная схема пред усилителя корректора и блока коммутации электрофона Арктур-004-стерео.

Рис.4

 

Блок коммутации входов А2 «Арктур-004-стерео»

Блок коммутации входов (А2). Напряжение ЗЧ с блока пред усилителя А1, а также с разъемов Х4, Х5 подается на соответствующие группы переключателя П2К блока коммутации входов и через цепочку R3, С1 на базу основного эмиттерного повторителя, собранного на транзисторах VT1, VT2. С резистора нагрузки каскада R7 через конденсатор С2 сигнал поступает на переключатель S1 и далее на блок коммутации фильтров АЗ. При нажатой кнопке S1 сигнал с разъема Х5 и контактной группы S2 подастся на блок коммутации фильтров. Необходимое напряжение смещения на базе транзистора VT1 создается делителем напряжения, состоящим из резистора R4—R6.

При работе магнитофона на запись сигнал ЗЧ со входа электрофона (Х5, контакты 3, 5) поступает на базу составного эмиттерного повторителя на транзисторах VTI, VT7 С резистора нагрузки каскада R7 через разделительный конденсатор и резистор R9 снова на разъем Х5, контакты 1, 4. Резистор R8 предотвращает шунтирование при неработающем магнитофоне эмиттерного повторителя, выполненного на транзисторах VT1, VT2.

Блок фильтров (АЗ)

С блока коммутации входов напряжение ЗЧ подается на блок коммутации фильтров. В базовой цепи транзистора VT1 стоит ФВЧ, представляющий собой систему, состоящую из двух звенного фильтра RC (резисторы R3, R4, конденсаторы С5, С6) и эмиттерного повторителя на транзисторе VT1. При включении ФВЧ (кнопка S5 нажата), конденсатор С5 включается в эмиттерную цепь транзистора VT1, а конденсатор С6 соединяется с шиной «земля». В результате образуются частотно зависимые делители напряжения R3, С5, R4, Сб. Если частота входного сигнала находится в полосе пропускания фильтра, то сигнал ослабляется очень мало, напряжение ОС через конденсатор С5 велико и коэффициент передачи фильтра максимален. С увеличением частоты входной сигнал значительно ослабляется фильтром, напряжение ОС падает и коэффициент передачи активного фильтра уменьшается.

Резистор R5 и конденсаторы С7, С8 образуют ФНЧ. В исходном состоянии (не нажата кнопка ФНЧ) конденсаторы С7, С8 через переключатель S3 шунтируются конденсатором С9, уменьшая емкостное сопротивление ФНЧ. При нажатой кнопке S3 шунтирующая цепь разрывается, образуются частотно-зависимые RС-цепочки R5, С7, С8, при помощи которых происходит коррекция частотной характеристики в области НЧ (рис. 3.5, б). Резисторы R7, R8 стабилизируют режим транзистора VT1 по постоянному току и обеспечивают необходимое смещение на его базе.

Блок регуляторов (А4)

С выхода блока АЗ (резистора нагрузки R9 транзистора VT1) напряжение сигнала через разделительный конденсатор С10 подается на вход блока А4 (регулятор стерео баланса R1 и тон компенсированный регулятор громкости R4). Резистор R3 ограничивает глубину регулировки стерео баланса (см. рис. 3.4). Если кнопка S6 (ТОН.КОМП) не нажата то конденсатор С2 и резистор R5 закорочены через контакты переключателя S6. При нажатой кнопке S6 цепь, шунтирующая цепочку С2, R5, разры¬вается и дополнительно к точке соединения конденсатора С2 и регулятора громкости R4 подключается цепочка С/, R2, при помощи которой осуществляется коррекция частотной характеристики в области НЧ. С регулятора громкости R4 напряжение ЗЧ через разделительный конденсатор СЗ поступает на базу двухкаскадного усилителя с непосредственной связью на транзисторах VTI, VT2. Резисторы R7, R8, R10 обеспечивают необходимое смещение на базе транзистора VT1 и стабилизируют выбранный режим по постоянному току. За счет ОС через резистор R12 улучшается температурная стабилизация каскада.

Чтобы исключить возможность возникновения ООС по переменному току на рабочих частотах, резистор R16 в цепи эмиттера VT2 зашунтирован конденсатором С4. С помощью ОС по переменному току через резисторы R13, R14, конденсатор С5 и цепочки R2, Cl, С2 (АЗ) осуществляется коррекция частотной характеристики в области средних частот и ослабление сигнала. Выводы резисторов R13, R14 коммутируются контактами кнопки S3 и S2. Если кнопка S3 (ОСЛАБЛ) находится в не нажатом состоянии, то резисторы включены в цепь ОС и коэффициент передачи усилителя равен 10. При нажатой кнопке S3 сопротивление резисторов R13, R14 (А4), включенных параллельно, уменьшается. При этом ОС увеличивается, а усиление каскада уменьшается на 20 дБ (10 раз). При нажатой кнопке S2 (ФСЧ) к цепи ОС R13, R14, С5 подключается цепочка R1, С 2 и происходит подъем частотной характеристики в области средних частот на 7—11 дБ (2,4—3,54 раза).

С резистора нагрузки усилителя R15 напряжение 34 через разделительный конденсатор С6 подается на усилитель тембров, представляющий собой дифференциальный усилитель, собранный на транзисторах VT3, VT4. База транзистора VT4 через резистор R27 соединена с коллекторной цепью транзистора VT5, включенного по схеме ОЭ и нагрузкой R28 в цепи коллектора. С коллектора транзистора VT3 сигнал подается на базу транзистора VT5, поэтому дифференциальный усилитель оказывается охваченным глубокой ООС как по переменному, так и по постоянному току. Благодаря этому усилитель имеет высокую Термостабильность и малые нелинейные искажения. Для изменения частотной характеристики в области ВЧ предусмотрена частотно-зависимая цепочка R22, R25, С10, а в области НЧ цепочка R23, С7, С9. Глубина регулировки тембров НЧ и ВЧ частот определяется резисторами R20 и R26.

Усилители мощности (А6)

С выхода блока А4 резистора нагрузки R28 транзистора VT5 напряжение сигнала 34 через разделительный конденсатор С1 поступает на базу транзистора VT2 усилителя мощности. Усилитель мощности выполнен по бес трансформаторной схеме с гальванической связью транзисторов и с глубокой ОС, обеспечивающей высокое постоянство режимов, коэффициента усиления и малые нелинейные искажения.

Схема усилителя мощности и блока коммутации выходов

Первые два каскада, выполненные на транзисторах VT2 и VT4, работают в режиме класса А. В эмиттерной цепи транзистора VT2 включен делитель напряжения, состоящий из резисторов RI3 и R17, определяющий коэффициент усиления усилителя мощности. Транзисторы VT8, VT13 блока (А6) и VT1 работают в режиме класса АБ и представляют одно (верхнее) плечо двухтактного каскада, другое (нижнее) плечо, составленное из транзисторов VTIO, VT14 (блока А6).Транзистор VT2 работает также в режиме класса АБ. Смещение двухтактного каскада стабилизировано стабилитроном VD2 и регулируется резистором R20 Для термокомненсации тока покоя при изменении температуры выходных транзисторов включено термосопротивление R1, расположенное на радиаторе.

В усилителе мощности предусмотрено устройство защиты от короткого замыкания нагрузки, собранное на транзисторах VT6 (для верхнего плеча) и VT11 (для нижнего) и работающее как ограничитель тока. При увеличении тока любого из плеч на резисторах R45 и R46 увеличивается падение напряжения, которое при определенном токе отпирает транзисторы VT6 или VT11 и тем самым ограничивает нарастание управляющих напряжений на базах транзисторов VT8 и VT10.

При длительной работе усилителя на нагрузку менее 3,2 Ом, а также при повышенной температуре окружающей среды, выходные транзисторы могут перегреться и выйти из строя. Для защиты от перегрева в усилителе предусмотрено устройство температурной защиты, собранное на транзисторах VTI5, VT16, представляющее собой триггер. В эмиттерную цепь VT15 включен терморезистор R2. При нагревании радиатора выходных транзисторов VT1, VT2 терморезистор R2, закрепленный на этом радиаторе, нагревается и при определенной температуре включает триггер. Триггер отпирает транзистор VT7 и понижает напряжение базы VT8 до напряжения, определенного делителем, состоящим из резисторов R10, R11, R20. При этом напряжение эмиттера транзистора VT2 (блока А6) понижается и входной транзистор запирается напряжением около 10 В. Прохождение сигнала через усилитель мощности прекращается. Так как транзистор VT4 из-за отсутствия тока коллектора транзистора VT2 (блока А6) запирается, то ток покоя двухтактного каскада уменьшается. Выходные транзисторы не рассеивают мощности, и радиатор охлаждается. Когда терморезистор R2 остынет, триггер выключается и через усилитель мощности начинает проходить напряжение ЗЧ.

В усилителе мощности предусмотрено устройство индикации перегрузки и включения температурной защиты. При перегрузке усилителя (ограничение выходного сигнала) лампочки индикации Н2 и НЗ загораются при ограничении каждого, даже кратковременного импульса на время не менее 0,5 с и тем самым указывают на необходимость уменьшения с помощью регулятора громкости сигнала на входе усилителя. При включении устройства температурной защиты, когда выходное постоянное напряжение значительно отличается от входного, лампочки индикации Н2 или Н3 горят до тех пор, пока включена температурная защита.

Устройство индикации состоит из каскада сравнения VT1, инвертирующего каскада VT3, одновибратора VT5. VT9 и усилителя постоянного тока VT12. На один вход схемы сравнения (база VT1) подается сигнал со входа усилителя мощности, а на другой (эмиттер VT1) с выхода усилителя мощности через делитель RJ5, R18. Элементы делителя подобраны таким образом, что сигнал на базе транзистора VT1 равен сигналу на эмиттере. При отсутствии ограничения на выходе усилителя мощности сигнал на выходе схемы сравнения (коллектор VT1) отсутствует, так как сигналы на базе и эмиттере транзистора VT1 равны между собой.

При наступлении ограничения или при включении температурной защиты в каскаде сравнения появляется разностный сигнал, который через инвертирующий каскад VT3 переключает одновибратор, выполненный на транзисторах VT5, VT9, и подает напряжение на базу усилителя постоянного тока, собранного на транзисторе VT12. Транзистор VT12 отпирается, замыкается цепь R47, лампочка Н2, источник питания (Н2 начинает светиться).

продолжение следует…

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *