Имея на руках некоторое число старых и самых обыкновенных советских динамиков, мне захотелось собрать на них колонки (МАС — малогабаритная АС) и посмотреть, что можно получить из этой затеи. Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной. Частотный диапазон готовой АС 40…20000 Гц.
↑ Выбор типа АС
С течением времени и накоплением определенного опыта, постепенно я пришел к выводу, что двухполоска – это хорошо, но для неё трудно найти подходящие динамики хорошо звучащие в достаточно широкой полосе частот.
Есть динамики 6ГД-2 и некоторые другие, но они дефицитны и малогабаритные АС на них точно не сделать, 6ГД-2 требуют ящиков размером с небольшой холодильник.
Чтобы получить более-менее низкую частоту на щите, он должен быть очень большим, это тоже не МАС. Для МАС остается только ФИ т. к. на мой взгляд, нет советских динамиков способных обеспечить бас в небольшом ЗЯ.
Все известные мне НЧ динамики имеют резиновый подвес (были с поролоном, но в данное время им требуется обязательная замена подвесов, да и объем ящика будет великоват для МАС) и плохо звучат на СЧ, а эти частоты для меня очень важны т. к. считаю, что именно они определяют общее качество звука.
Все советские МАС сделаны по двухполосной схеме, имеют высокую частоту раздела, примерно 5 кГц, поэтому звучат невыразительно из-за того, что «резиновый» НЧ динамик звучит выше 1…2 кГц далеко не лучшим образом.
Большинство промышленных АС, даже собранных по трехполосной схеме, тоже звучат на СЧ мутно т.к. в них обычно установлен «резиновый» 15ГД-11. Этим обстоятельством и вызвано огромное число статей по переделке 25АС, 35АС и их клонов. Поэтому для проекта был выбран трехполосный вариант с бумажным СЧ динамиком. Кроме того, я считаю, что для СЧ динамика лучшее оформление — щит или неглубокий ОЯ. Щит предпочтительнее по звуку, но неудобен по конструктиву.
Поэтому выбор типа колонок такой:
трехполоска, НЧ динамик в небольшом ящике с ФИ, СЧ динамик в небольшом неглубоком ОЯ, ВЧ динамик на крохотном щите.
Слушаем АС Электроника 150 АС-001 после Hi-End акустики
Одной из больших акустических систем в Советском Союзе были колонки высшего класса Электроника 150 АС-001. Конечно большую популярность получили другие АС – Радиотехника S90, но на это влияли явно факторы стоимости и доступности в продаже.
Сегодня несложно найти для прослушивания колонки Радиотехника S90, а вот Электроника 150 АС-001 может в вашем городе и вовсе не оказаться.
Главная особенность акустики Электроника 150 АС-001 – это излучатель Хейла (акустический трансформатор) в высокочастотном и среднечастотном звене. Он охватывает весь ВЧ/СЧ диапазон при воспроизведении.
В нижнем звене он дополнен концертным динамиком ЕВМ диаметром 20 см. Так же использовался 20 см пассивный излучатель – по виду он выглядит как еще один динамик, но не имеет магнита в своей конструкции и соответственно не подключен к кросоверу.
Излучатели Хейла встречаются и на зарубежной акустике, но они очень дороги и потому так же редки. Обычно это лютые Hi-End изделия. Что мешало советской промышленности штамповать и экспортировать такие излучателя Хейла зарубеж тоннами и получать за это валюту, для меня загадка.
Акустика была полностью восстановлена владельцем до отличного состояния. В излучателях Хейла были исправные (по-моему даже новые) гофрированный мембраны из диэлектрической пленки с проводником специальной формы.
Развернутая гофра динамика
Я прослушивал Электроника 150 АС-001 второй версии. Во второй версии излучатель Хейла собран менее качественно – вместо единого выфрезерованного куска метала используется пластинчатая наборная конструкция, а сама мембрана имеет меньший размер (в высоту 8 см, вместо 12 см у первой версии).
Акустика довольно большая, но не громоздкая. Смотрится красиво, внушительно. Единственное изменение, которое внес владелец – это развязал излучатель Хейла от корпуса, вынеся его своеобразный столик-площадку с металлическими конусами ножками стоящими на основном корпусе.
Своих фото не стал делать, использую из интернет
Электроника 150 АС-001 мы подключили к усилителю высокого Hi-Fi уровня Xindak XA6950.
Этот транзисторный аппарат работает в чистом классе А, поэтому нагревается в работе довольно ощутимо.
Источником выступили цап Yulong DA-100 и проигрыватель Sony CD 222ES.
Для точки отсчета градации качества звучания перед прослушиванием Электроника 150 АС-001 в этот же сетап были подключены акустические системы, как я понимаю Hi-End уровня, Totem Acoustic Forest.
По их ретейловой цене я затрудняюсь ответить, яндекс-поиск указывает цену в 384000 руб (~$7000).
Алюминиевый твитер Seas и свой НЧ-динамик
Я послушал в качестве базиса Totem Acoustic Forest и после этого включил советские акустические системы Электроника 150 АС-001.
Первые впечатления, что я получил за несколько первых секунд можно описать следующими словами.
- Разрешение конечно упало. Но это для моих вкусовых предпочтений. Сходите на живой концерт – классику или какой-то оркестровый бенд – то что вы слышите – это реальное “живое” разрешение. Вот на таком уровне разрешения, “живом” и звучали Электроника 150 АС-001. Другое дело, что я привык и люблю большее разрешение, как у Totem Acoustic Forest, чтобы мне не только голос был слышен, а еще и вся анатомия вокалиста/тки как на ладони.
- В среднечастотном регистре звуков стало даже больше. Конечно и на Тотеме эти звуки никуда не исчезали, но они небыли акцентированы. А это простите меня – акустическая гитара, как можно ее не акцентировать? Электроника 150 АС-001 как раз акцентировала каждый звук струны акустической гитары, их “пленочный” скрип о пальцы. Из этого могу сказать, что среднечастотный диапазон показывался даже побогаче благодаря Хейлам.
Конечно Электроника 150 АС-001 не уровня Тотемов, она пониже, но играет очень хорошо. Звук мягкий. Не сладкий, а именно мягкий, приятный, его можно неутомительно слушать вобщем-то весь день.
Понравилось как звучат оркестровки – духовые просто замечательно звучали.
Звук ясный, четкий, с хорошим разрешением – все прекрасно слышно.
Звук приятно мягкий и масштабный – вы ощущаете грандиозность музыкального произведения, в том числе и размеры АС этому помогают.
Локализация и объем инструментов – в этом пункте я бы отметил ее как среднюю, но со мной совершенно несогласен владелец этих АС. Он наоборот считает, что главная фишка этих АС – большой объем (ощущение трехмерности) и хорошая локализация. После Тотемов мне это не кажется столь очевидным. Владелец утверждает, что прослушивались Электроника 150 АС-001 слишком с близкого расстояния (примерно 2-2,5 метра), а динамики в них концертные и требуют большего объема как помещения (прослушивалось в комнате в районе 9-11 метров) и тогда звучат еще более объемно.
У меня возник резонный вопрос, почему собственно нельзя было в СССР массово выпускать именно эти хорошо звучащие АС Электроника 150 АС-001, а не дуболомы С90?
Акустика хорошего уровня Hi-Fi класса. Замечательно показывает высокие и средние частоты, ровно, без перекосов. Понравился и низкий регистр, отыгрывает хорошо, четко.
Из придирок, все же мне показалось что вокал несколько не локализован, он идет не из конкретной точки, а вообще. Насколько это важно и кому – это тема личных предпочтений. Инструменты в пространстве распределены неплохо.
Мягкое отличное звучание с “живым” (соответственно средним) разрешением. Мне понравилась акустика, отличная. Она например даже предпочтительнее топовых 4-х полосных и в свое время пионерских АС Victor Zero 7 стоивших в 1979 году 240,000 йен.
Victor Zero 7
Но лично я бы себе такие не мог оставить, потому что мои вкусы лежат в ультра-разрешении и ультра-локализации. Вероятно в какой то мере Электроника 150 АС-001 очень похожи на великолепную японскую акустику Sony SS-G7 с корбоконовыми динамиками,созданную именно для “живого” разрешения. Разрешение у Электроника 150 АС-001 точно такое же как и в G7, но масштабность и глубина НЧ остается все равно явно за акустикой от Sony.
Sony SS-G7
На нашем рынке Электроника 150 АС-001 предлагается в среднем от 60 до наверное 100,000 руб и за сто тысяч не поручусь, но 60-70 отдать за такой звук нормально (за б/у). Только имейте в виду, что все так же зависит от состояния, исправности акустики, потому что все что угодно может быть и в прекрасном состоянии и на уровне дорого восстановимых дров. Я прослушивал акустику в прекрасном техническом состоянии.
Для меня, по результатам прослушивания Электроника 150 АС-001, было приятно узнать, что в СССР действительно была достойно звучащая модель акустики, которая вполне могла соперничать с зарубежными конкурентами.
9, всего, сегодня
↑ Выбор динамиков
Выбор динамиков был вызван несколькими обстоятельствами. Имея по нескольку штук каждого типа динамиков, я мог сравнивать их характеристики и выбрать лучшие, оценить разницу между однотипными динамиками.
Динамики хотя и очень старые, но до сих пор доступные и весьма дешевые. Некоторые выпускаются и сегодня, но по поводу новодела ничего сказать не могу. У меня есть немало разных СЧ-ШП динамиков, но по разным причинам я отклонил их, выбрал 3 ГДШ2-8 (2ГД-40).
Выбор ВЧ динамиков был сильно ограничен. Самый доступный – 2ГД-36, он стоял в каждом телевизоре. Динамики 10ГД-35 и аналогичные в данном случае ставить нецелесообразно, кроме того, слишком большое число клонов ухудшает возможность повторения т. к. они несколько отличаются друг от друга. 3ГД-31 требует кардинальной доработки.
НЧ динамик 25ГДН3-4 (15ГД-14) для МАС — почти единственный. Лучшим выбором был бы 15ГД-17, но они весьма дефицитны, а 25ГДН3-4 стоят в 15АС-109 и множестве их клонов, поэтому доступны. Выбор НЧ динамика обусловлен и тем, что в 15АС-109 он звучит неплохо.
Наверное, можно поставить 10ГД-34, но он имеет более слабый магнит и заметно худшие характеристики. Остальные широко распространенные советские динамики для МАС, такие как 10ГД-30, не годятся т. к. требуют намного большего ящика. Можно поставить другой НЧ динамик, если ему достаточен ящик до 20 литров.
↑ Доработка динамиков
К сожалению, со временем, параметры динамиков ухудшаются, в первую очередь это касается НЧ динамиков из-за того, что их диффузор имеет наибольшую амплитуду колебаний. Резиновый подвес дубеет, токосъемные провода разрушаются.
При необходимости, для восстановления качества, надо отремонтировать динамики, особое внимание уделить подвесу. Вариант доработки я предлагал в статье «Доработка малогабаритных колонок 15АС-109 и им подобных».
Необходима также доработка СЧ динамиков. Гофр (весь диффузор пропитывать нельзя) пропитать жидким раствором герлена. Процесс подробно описан Шоровым и его последователями. Но этого оказалось недостаточно. При прослушивании собранных и настроенных колонок, звук был несколько жестковат. Причина оказалась в высокой акустической добротности динамиков. Пришлось применить ПАС, это дало заметный положительный результат.
Попытки доработать 2ГД-36 по методике улучшения 3ГД-31, положительного результата не дали.
↑ Разделительный фильтр АС
Мне было интересно попробовать модные последовательные фильтры, получить опыт работы с ними. Впечатления оказались неоднозначными. Могу точно заявить, что это не панацея. Для этих фильтров нужны динамики с ровными АЧХ в рабочей области и без значительных выбросов даже вне рабочего диапазона.
Мне не удалось ровно свести СЧ-ВЧ динамики на частоте около 5 кГц, вынуждено получилось только на частоте 8…9 кГц, что имеет свои недостатки. Раздел НЧ-СЧ на 500 Гц.
В отличие от параллельных фильтров, где фильтр для каждого динамика можно настраивать отдельно и независимо, здесь есть нежелательная взаимозависимость, что усложняет настройку. В итоге получился вот такой фильтр.
Схема последовательного фильтра АС
По заявлению автора такого решения, схема обладает наиболее гладкими стыками т. к. всё что отрезается фильтрами НЧ и ВЧ поступает на СЧ динамик. Мысль интересная и всё так и было бы, если вместо динамиков стояли резисторы. Но, как я много раз писал, динамики, как электромеханические устройства, обладают своим норовом и результат может не оправдать ожиданий.
Особенности и недостатки
Динамик имеет полностью бумажный диффузор с пропиткой и штампованную корзину. Он достаточно большой и мягкий, можно сказать — идеальный для домашней акустики. Считается, что подходит для прослушивания инструментальной, классической, симфонической музыки и не справляется с воспроизведением тяжелого рока и РЭПа. Но для лёгкого металла вполне приемлем. Жалобы на качество баса, указывают, по сути, на один из главных недостатков – слабые низы.
Еще одним недостатком является присутствие в амплитудно-частотных характеристиках (АЧХ) искажений в диапазоне от 2 до 5 кГц, а также на пике 400-500 Гц. Чаще всего их связывают с заводским браком – неправильно приклеенной гофрой диффузора. Порой она соединена не вплотную с краем корзины, а разделена бумажной полоской шириной 4-5 мм. Для выравнивания АЧХ динамики дорабатывают путем замены уплотняющего кольца.
Но, несмотря на недостатки некоторые люди, особо нетребовательные к акустике, послушав 4ГД-35 отказываются от использования трехполосных колонок и импортных аналогов в пользу последнего. Становятся ярыми фанатами широкополосника и считаю его лучшим изобретением в аудиомире.
Пример реализации одной из самодельных колонок TQWP на 4гд 35 сморите в видеоролике.
↑ Конструкция АС
АС состоит из трех корпусов. Нижняя часть – ФИ объемом примерно 15 литров. Это больше общепринятого, но у меня были готовые ящики от купленных когда-то АС.
Пришлось подстраиваться под него. Труба ФИ получилась очень длинная – 27 см и пришлось ее делать Г-образной. Сделана из стандартной сантехнической трубы диаметром около 50 мм. Поскольку этот пластик клеить трудно, я сварил его паяльником, получилось достаточно прочно, уплотнение с корпусом сделано изолентой, шов изнутри обработан термоклеем.
Лицевая панель АС съемная.
СЧ динамик в ОЯ, желательно его делать минимально глубоким. ПАС выпилена из отрезка ламината, большое отверстие – под магнитную систему динамика, малые диаметром 10 мм для ПАС. Число отверстий некритично, можно сделать около 20.
Сначала я сделал с запасом, потом заклеивал их малярным скотчем. Акустическая добротность уменьшилась с 11 примерно до 1. Все делалось по рекомендациям Шорова. Материал взят от старой льняной простыни, натянут во влажном состоянии на ламинат, покрытый клеем 88-Lux. По периметру ткань закреплена скобами столярного степлера. При высыхании ткань дополнительно натягивается.
ВЧ динамик установлен на маленьком прямоугольном кусочке ламината.
Поскольку сделано три независимых корпуса, появилась возможность сдвига динамиков внутрь. СЧ сдвинут примерно на 4 см, ВЧ тоже на 4 см относительно СЧ. И если сдвиг СЧ динамика относительно НЧ мало влияет на форму измерительного импульса, то сдвиг ВЧ динамика достаточно заметен, величина сдвига выбрана оптимальной для прослушивания колонок с расстояния 2…2,5 метра.
Хочу отметить, что если все динамики разместить традиционно в одном корпусе, выполнить это смещение будет очень затруднительно. Представьте себе углубление в 8 см…
Можно спорить по поводу пользы такого решения, но оно примерялось в некоторых колонках очень давно и думаю, что от него отказались из-за нетехнологичности. Впрочем, такое решение применяется и сегодня, но не в деревянных, а литых корпусах – пластмассовых или металлических. Для этого углубление делается пологим, некоторые считают, что это рупор, но это не так – это способ сдвинуть динамики внутрь.
Думаю, меломаны разницу услышат, я не проводил специальных испытаний на музыке, а настраивал с помощью компьютерных программ и микрофона.
Высота колонки 73 см, если слушать сидя в кресле, подставка под колонку не нужна. Направление осей СЧ и ВЧ динамиков выбрано сознательно.
Если найдутся желающие повторить мои «15МАС-1», можно купить пару 15АС-109 в хорошем состоянии (клоны не годятся) под НЧ-боксы. Потребуется удалить ВЧ динамик и заглушить отверстие, можно использовать штатную трубу ФИ.
↑ 1960-е годы
Появился диапазон УКВ, виниловые грампластинки (как правило – моно). Появились The Beatles, их подражатели и последователи. ЭЛЕКТРОгитары. Частотный диапазон усилителей и динамиков пришлось расширять вслед за диапазоном источников. Важно, что исполнители желали по максимуму заполнить этот диапазон, акцентировать внимание на нём, чтобы был эффект новизны до которого так охоч пипл.
Недурно звучали уже не только голосовые передачи — радиоспектакли, литературные чтения, но и инструментальные записи. Лучшим по качеству источником стали грампластинки на 33 оборота.
Наверное, здесь и кроется любовь к виниловому звуку – тогда он был вне конкуренции. Нижняя частота акустики стала 80 Гц (нередко заявляли 63, но при такой неравномерности, что…), верхняя достигла 10…12 кГц.
Габариты аппаратуры заметно скукожились, что не прибавило звуку качества, снаружи всё красиво и удобно.
Но оказывается, внутри уже халтура — динамики по 1 Ватту, вся схема на транзисторах, трансформаторы УНЧ дохленькие.
Неудивительно, что люди чуть постарше предпочитали старые приёмники и их «бархатный» звук радиостанций (и не из-за глухоты) с верхней частотой менее 6 кГц! Действительно, такой звук не утомлял, и его можно было слушать неограниченно долго, но новомодную музыку он адекватно воспроизвести уже не мог.
Диапазон 80…12500 Гц ещё могли полностью и неущербно воспроизвести новые динамики-широкополосники типа 4ГД-28, в моделях повышенного класса к ним добавляли динамики типа 1ГД-28. Они имели примерно ту же верхнюю воспроизводимую частоту и работали не столько пищалками, сколько расширителями направленности высоких частот, компенсируя излишнюю направленность основных динамиков на ВЧ.
Корпуса ламповых приёмников были большими, что благоприятно сказывалось на НЧ, а самое главное – акустика почти всех приёмников была сделана по схеме «открытый ящик». Именно этим я объясняю приятный комфортный звук при очень скромных числовых данных, погоня за цифирями ещё не началась!!!
Вместе с тем, отмечаю, что в силу значительной глубины, имелся «ящичный» призвук, к которому все просто привыкли и не замечали.
Акустика
Широкополосные динамики в ОЯ. Появились флагманы (тогдашний Hi-End), обогнавшие своё время – АС Симфония, Эстония и т. п. Но их было мало, и они были недоступны.
↑ Итоги
Благодаря комплексу вышеизложенных мер, получился хороший результат, выше ожиданий. Звук не отличный, т.к. для него нужны динамики более высокого класса, но хороший.
Думаю, лучше любой советской малогабаритной АС, что не удивительно т.к. они двухполосные. Что касается промышленных трехполосок, то здесь ситуация неоднозначная. Ясно, что по мощности (уровню громкости), мои колонки не могут тягаться с сериями клонов 25АС и 35АС. Не могут тягаться и по количеству баса, несмотря на то, что мои колонки работают примерно от 34 Гц по уровню -3 дБ, динамик такого малого диаметра, заметно уступает по мощи НЧ динамикам серии 25ГД, 30ГД.
Но 2ГД-36 звучит мягче, чем 10ГД-35. А главное преимущество — на СЧ. Резиновые 15ГД-11 звучат явно хуже, хотя и громче. Думаю, суммарный баланс в пользу этих МАС, но не для любителей убойного баса.
Для домашнего применения громкости данных колонок вполне достаточно, несмотря на низкую чувствительность 25ГДН3-4. А для дискотеки – нет. Но для дискотеки качество не нужно.
Целью моих опытов было опробовать некоторые приёмы и методы настройки, посмотреть, что можно сделать из дешевых и доступных динамиков, и при положительном результате предложить читателям «Датагора» новую статью.
Считаю, что конструкция годится для повторения, затраты на комплектующие невелики. Если бы я применил редкие импортные динамики, возможность точного повторения была бы минимальной. Частотный диапазон АС – минимально 40…20000 Гц, фактически, по стандартной методике, даже шире.
Колонки хорошо работают с усилителем В. Мосягина (MVV) на LM1875 по «помповой» схеме. Графиков измерений не даю, кто пожелает — измеряйте сами, например, по описанным мной на Датагоре методикам.
Спасибо за внимание!
↑ 1980-е годы
Расцвет новых технологий и массовое появление (за рубежом) отличных динамиков и АС (после буйного цветения, лепесточки облетели).
В СССР наступила эпоха 35АС-1 и их разновидностей, великих и ужасных, культовых АС, многие по сей день поклоняются им и считают их звук лучшим на свете. 25АС-309 — это тридцать пятые «для бедных» и их клоны.
Переделка этих АС и сегодня, спустя десятилетия, волнует умы многих любителей, которые убеждены, что эти АС работают (или могут работать) намного лучше «китайского хлама».
Вот еще пример массовой АС от электрофона Аккорд.
Не могу назвать это ОЯ, это СЯ (случайный ящик), размеры выбраны дизайнерами из соображений «чтобы хорошо складывалось в коробку». Валяющаяся рядом фанерка выбрана для защиты от шаловливых ручонок пионэров, норовящих пальцами проковырять диффузор. Некоторые упрямо считают, что это ПАС, их не переубедить…
Усилители мощностью в десятки ватт с искажениями в малые доли процента перестали кого-либо удивлять. Грампластинки и проигрыватели массово стали стерео, магнитофоны подтянулись по качеству, а лучшие из них, на скорости 19, стали конкурентами винилу.
Торжество электронной музыки, электронной ОБРАБОТКИ всего (даже голоса), различных синтезаторов. Звук перестал подражать натуре и перестал быть привязан к естественному для человеческого уха природному спектру. Звук стал искусственным, вещью в себе.
Сравнивать «естественность» звучания просто стало НЕ С ЧЕМ, стали делать записи звука, которого не было в действительности (многоканальная запись с последующей обработкой и т. п.).
Электроника достигла расцвета и могущества, её возможности позволили расширить диапазон излучаемого АС звука в область ультразвука. Снизу басы стали заставлять дрожать от страха мебель и трепетать посуду. «Соседи стали довольны» не только в соседних квартирах, но и во всём доме. При этом большая часть инфрабасов доставалась именно соседям, а не счастливому меломану.
Стало заметно гнусное влияние маркетологов, дизигнеров и прочей швали, инженеров оттеснили на задний план. Этим я объясняю то, что объём-литраж почти всех 35АС, 25АС был недостаточен, что приводило к бубнению. И занизили не в разы, но подгадили, съесть не смогли, так понадкусывали. А началось это еще с 10МАС-1. Видимость, блезир стали важнее качества.
Акустика
На Западе достигла расцвета и совершенства. Такие фирмы, как Филипс много экспериментируют, например, выпускают АС с ЭМОС.
АС стали многополосными, для диффузоров широко используются новые материалы, например, титан, кевлар. Достигнуты выдающиеся результаты. Но платить за это согласна относительно небольшая часть населения. Сложные высокотехнологичные изделия не могут массово конкурировать с недорогим ширпотребом, изыскательские работы сворачиваются и переходят в другое русло — как продать.
Компакт диски всё-таки сумели преодолеть этот барьер, не вымерли.