Шедевры мирового колонкостроения: QUAD 11L — лучшие «полочники» двухтысячных
Так сложилось, что в серии о легендарных усилителях и АС я, как правило, рассматриваю винтажные системы, с их не слишком примечательными для современного уровня характеристиками. На этот раз захотелось рассказать о том, что сделано сравнительно недавно, уже в 21-м веке. При этом, важно, чтобы технологии в этом устройстве были использованы не только для уменьшения себестоимости и срока службы изделия, но и для улучшения значимых параметров.
К несчастью, за последние 25-30 лет таких акустических систем было создано не так много. Однако они были, и многие выпускаются по сей день. Сегодня речь пойдёт о QUAD 11L, которая неоднократно признавалась лучшей по версии ряда уважаемых изданий об аудиотехнике. В частности whathifi.com называл эту модель лучшей целых два года подряд (в 2002-м и 2003-м).
Интересно, что маститые аудиофильские обзорщики начали дружно ругать эту систему за якобы “невыразительное”,“излишне ровное” и “чрезмерно нейтральное” звучание — это ещё больше меня заинтересовало и спровоцировало написать именно об этих «полочниках». Для меня такая характеристика — синоним высокой верности воспроизведения, когда АС практически не привносит слышимых изменений в воспроизводимый звук. Забегая вперед, отмечу, что, по моему мнению, — это лучшая АС в ценовом сегменте до 60 000 рублей, способная в равной степени эффективно выполнять функцию студийных мониторов и домашней стереопары.
Не случайный продукт
QUAD 11L не случайно заняла особое место среди полочных акустических систем начала 21-го столетия. Дело в том, что систему разрабатывал главный инженер компании Питер Компью, который в тот момент хотел выжать максимум из концепции сравнительно бюджетной массовой полочной АС с практически аудиофильскими характеристиками.
Результат, полагаю, был ожидаемым. Для максимального упрощения электрической конструкции и снижения вероятности проблем с фильтрами, а также во многом под влиянием сформировавшегося к началу нулевых тренда, за основу решили взять двухполосный вариант.
Разработка велась в течение двух лет с 2000 по 2002-й год. Компания и её главный инженер стремились вложить в устройство максимум перспективных идей, инноваций, современных материалов. Совершенно ожидаемо модель стала долгожителем и выпускается по сей день.
Конструкция и особенности
СЧ/НЧ-секцию оснастили конусным кевларовым пятидюймовым драйвером, который по задумке создателей должен был обеспечить высокое звуковое давление с минимумом искажений при сравнительно небольшом диаметре. Для ВЧ спектра был использован традиционный шелковый купольный твитер.
Учитывая заложенную в основу разработки концепцию, возникла необходимость в создании предельно точной панорамы и минимально возможного при такой стоимости уровня искажений. Путём надежного демпфирования и рассеивания внутри корпуса, а также расчета частоты сразу 2-х фазоинверторов, предусмотренных конструкцией АС, удалось реализовать качественное воспроизведение НЧ и свести к минимуму паразитные резонансы.
Частотно-тембральная согласованность и сравнительно ровная АЧХ были получены благодаря грамотному комбинированию излучателей и установке ВЧ-модуля со специальным звуководом.
Модификация QUAD 11L 2 в разрезе
Ради т.н. “ровного” звука пришлось слегка пожертвовать сверхглубоким низом, НЧ порог начинается с 48 Гц, что не является лучшим показателем среди аналогов и несколько ограничивает жанровую универсальность. Также система обладает сравнительно небольшой чувствительностью.
Технические характеристики
Полноценное представление о любой акустической системе невозможно без анализа значимых для звука технических параметров:
- Минимальная рекомендуемая мощность составляет 30 Вт, если усилитель не будет обеспечивать этого уровня, возможен рост искажений.
- Максимальная мощность (RMS) — 150 Вт (номинальная мощность 85 Вт), что при чувствительности 87 дБ/Вт/м для полочной системы очень серьёзно и достаточно для обеспечения референсной громкости на площади до 60 квадратных метров.
- Частотный диапазон от 48 до 22 000 Гц (верхняя граница выходит за пределы восприятия) с неравномерностью АЧХ +- 3дБ.
- Сопротивление: 6 Ом.
- Клеммы — Bi-amping/bi-wiring.
- Частота разделения кроссовера: 2200 Гц.
- THD практически во всём диапазоне воспроизводимых частот при максимальном уровне громкости не превышает 0,5 % (выше только на участке 100-150 Гц и на крошечном участке в районе 480 Гц), что не только соответствует нормам стандарта HI-FI, но и позволяет использовать АС в качестве студийного монитора.
Тестовые измерения АЧХ и THD QUAD 11L — красная линия.
Не редко слабым местом относительно бюджетных АС является фильтр. В данном случае распространённые недоработки были учтены, как на уровне схемотехники, так и на уровне элементной базы.
Субъективные впечатления
Для меня при прослушивании этой системы было важно оценить и особенности, которые проблематично выявить при помощи технических тестов. Например, точность расположения кажущихся источников звука в панораме и наличие существенных для восприятия интермодуляционных искажений при воспроизведении сложного музыкального сигнала.
По моему мнению, идеальным для такого субъективного тестирования является Реквием В.А. Моцарта. В нем присутствует симфонический оркестр, что позволяет определить четкость расположения большого количества КИЗ и смешанный хор с большим количеством женской дискант составляющей, что дает возможность выявить интермодуляции.
После прослушивания, могу заключить, что в отношении точного панорамирования, достаточно больших размеров “сцены” с каноническим расположением КИЗ, аудиопресса не лгала — всё действительно там, где должно быть — никакого “размазывания” и смещения источников нету.
Если придираться, то без незначительного влияния интермодуляций не обошлось, некоторую нечеткость и замыленность в сложных моментах хорового исполнения, сильно напрягаясь, можно было различить. При этом нужно отметить, что в таком количестве IMD могут присутствовать и в АС со стоимостью на порядок выше, чем у QUAD 11L.
Итог
Перед тем как написать пост, старался долго понять, какая из современных АС достойна первого упоминания в этом цикле. Могу с уверенностью сказать, что по совокупности характеристик, объективных параметров и моих субъективных впечатлений, лучшей такой акустикой (с ценой до $1000) является QUAD 11L.
Эта акустика пережила уже достаточно много переизданий, в числе прочих премиум версии в шпонированном, лакированном корпусе и модификации оснащённые усилением.
Помимо прочего, лично меня, QUAD подкупает ещё и тем, что эта компания одна из немногих снабжает документацию подробными техническими описаниями и результатами тестовых измерений своей продукции.
Джинса В нашем каталоге представлены акустические системы и усилители, созданные компанией QUAD, а также широкий ассортимент аудиокомпонентов высокой верности воспроизведения от других производителей.
Идеальная пара
Твитер и СЧ/НЧ-динамик хоть и отличаются друг от друга по конструкции и характеру, в S-2 согласованы исключительно хорошо. Если очень постараться, можно заметить небольшой синтетический призвук при воспроизведении высоких женских голосов. Но каждый, кто это услышит — большой молодец и имеет полное право взять с полки самый лучший пирожок, потому что в подавляющем большинстве случаев этот эффект либо нивелируется исключительной насыщенностью и точностью тембров всего остального диапазона частот, либо просто отсутствует.
Если хотите услышать на что способен ленточный твитер при правильной настройке — Quad S-2 хороший тому пример
В остальном же переход от ленты к кевлару получился бесшовным и незаметным на слух. Никакой излучатель не солирует и не окрашивает звук, перетягивая внимание на себя. Весь диапазон подается цельно, тембры одинаково богаты и на высоких, и на низких нотах. Отлично передается атмосфера, есть ощущение воздуха, характерное для ленточных твитеров, но нет резкости, подчеркивания сибилянтов или нарочитой яркости верхних. То же самое и с нижней половиной воспроизводимого диапазона. S-2 демонстрирует плотный, драйвовый звук, характерный для динамиков с кевларовыми диффузорами, но при этом на нижних частотах и нижней середине нет сухости, ощущения обеднения или упрощения тембров.
СЧ/НЧ-динамик не велик по размеру, но имеет большой рабочий ход и способен удивлять своими возможностями
Излучение на верхних частотах достаточно направленное. Строго на оси звук точнее, детальнее, а сцена сфокусирована идеально. Стоит повернуть колонки, теряется фокусировка и верхних становится чуть меньше, однако все остальные характеристики остаются неизменными, даже если поставить колонки так, что оси излучения будут параллельны. Вертикальная дисперсия имеет другую картину. Если по горизонтали мы имеем ровный «веер» с резким улучшением на оси, по вертикали звук излучается полосой. Если уши находятся на уровне твитеров, можно чуть приподняться или опуститься, не упустив ничего в звуке, но если вы встанете, звучание верхних ощутимо изменится.
Нужно ли двойное усиление небольшим полочникам? Вопрос философский. Но точно можно побаловаться бивайрингом
Характер звучания S-2 настолько хорошо выверен и сбалансирован, что опираясь на собственные ощущения, сложно понять, в какой момент стоит остановить вращение ручки громкости. Отсутствие дискомфорта в звуке позволяет это делать до состояния, когда в помещении начинают вибрировать незакрепленные предметы, а кевларовый диффузор движется так, что уже вот-вот выпрыгнет из корзины. В большом заглушенном шоуруме мне удалось дойти до предела возможностей этих полочников, хотя их конкуренты, я думаю, сдались бы примерно на половине пути. В общем, в компактном жилом помещении у вас будет неплохой запас громкости.
Только логотип в ретростиле напоминает нам что эта современная на вид акустика имеет столь глубокие исторические корни
Есть у S-2 еще одна особенность, о которой стоит упомянуть. Они исключительно прозрачны и способны выявить достоинства и недостатки остального тракта. Замена цифрового источника (при неизменном ЦАП) была очевидна с первых нот, и даже прогрев усилителя Densen можно было услышать от начала и до конца.