АудиоПортал

Посвящается тем, у кого есть свободное время. Открываем популярный журнал про хороший звук и с удовольствием смотрим на изящные образы если не сказать образА акустических систем, а посмотреть есть на что. Мощные башни ощетинились во все стороны динамиками, блестят своими лакированными боками, давят паркет острыми шипами и вообще вызывают чувство глубокого уважения.

 

Похоже, у них есть только один недостаток — это, конечно, цена. Возникает вполне логичный вопрос, а что если сделать копию какого-либо монстра самому?

Купить динамик несложно, собрать корпус, пускай и не такой красивый — тоже, катушки и конденсаторы можно отечественные, аккуратно спаять 3 детали — и вовсе задача для ученика го класса школы. С учетом количества готовых модулей, которые предлагает Ebay, сделать хороший усилитель не намного сложнее. Чего там только нет: коммутация, защита АС, платы класса A-AB-D, регуляторы громкости на любой вкус, красивые корпуса, сделанные специально для аудио, ручки, ножки и трансформаторы — знай только соединяй.

Возможно, далее в тексте вы встретите незнакомые слова. Из чего делать? Мир видел много странных акустических конструкций, например, из бетона или шлакоблока.

 

Базовое правило — вне зависимости от выбранного материала не экономьте на его качестве, то есть цене. Причина проста — невысокая стоимость, удобство обработки и отделки, в том числе варианты с готовым шпоном, отсутствие ярких резонансов. При грамотном проектировании получение оптимального результата гарантировано.

Рекомендуем к применению, больше сказать нечего. Проблему недоступной для любителя возможности отливать свои заготовки из желаемого материала — проходим мимо.

Пожалуй, главный его недостаток — множество проблем с отделкой, не важно, что вы решите: красить, шпонировать или обтягивать. Добиться в таком случае высокой эстетики вряд ли получится, но цена и скорость оставят далеко позади всех остальных претендентов. Если сравнивать резонансные свойства материалов в разрезе пригодности для колонок — ДСП занимает первое место, хотя разница по сравнению с МДФ невелика. Фанера бывает нескольких видов — березовая, хвойная, ольховая, ламинированная.

Почему капризная? Может сразу из цельного дуба, да потолще!? Не спешите вставлять динамик в первое увиденное дупло. Хотя его несомненные плюсы — это удобство отделки: если акустика собрана аккуратно, довести ее до симпатичного эко-вида не составит большого труда. Часто выбор обусловлен тем, что есть под руками. Подобно тому, как птица может виртуозно вплести в гнездо всякий мусор, так и меломан тащит все, что плохо лежит. Можно найти на просторах сети идеи, воплощенные из сантехнических труб, искусственного камня, папье-маше, футляров и корпусов от музыкальных инструментов, примитивных строительных материалов, товаров IKEA, и.

 

Куда вставлять динамик? Основную задачу акустического оформления можно сформулировать простым языком приблизительно так: максимально отделить колебания, излучаемые передней стороной диффузора динамика, от тех же противофазных колебаний, излучаемых задней стороной диффузора. Идеальным акустическим оформлением с точки зрения учебника считается бесконечный экран, такой невероятно огромный щит, в который установлен динамик.

Так получилось все многообразие вариантов, некоторые снискали себе наиболее обширную славу в интернете, их мы и рассмотрим в данной статье. Просто динамик или корпус без корпуса. Если это ваш путь — без комментариев. Говорят, те, кто попробовал лампу, широкополосный динамик и открытое оформление, никогда уже не возвращаются к традиционному, транзисторно-резиновому образу жизни.

Описывать свойства щита занятие не благодарное, вся необходимая информация есть в архиве, а для самых ленивых — и на youtube, где подробно объясняют, что это за зверь и с чем его едят, например:.

Наибольший плюс такой конструкции — простота изготовления. Нужен лист любимого материала и лобзик. Самый главный критерий, который будет влиять на итоговое качество звука — стоимость установленной динамической головки.

Неутихающую народную славу снискал себе динамик 4а32, даже такие гранды, как fostex, sonido, supravox, sica или сам visaton B, остались далеко позади. Далее идут вариации щита, например щит, со свернутыми боковыми стенками, щит, у которого низкочастотный модуль сделан в виде ящика с фазоинвертором, и. ПАС — панель акустического сопротивления. Что если попытаться скрестить щит и закрытый ящик? Получится ящик с задней стенкой, в которой сделано множество отверстий.

Количество подбирается экспериментально, по вкусу. Линейный массив излучателей, групповой излучатель ГИ. На самом деле, такой подвид акустики касается больше динамиков, нежели конструкции самого корпуса. Думаю, вы уже видели колонки, каждая из которых состоит из большого количества одинаковых маленьких-маленьких динамиков, ну или не очень маленьких, кому как позволяет бюджет и жилое пространство.

Количество динамиков, собственно, тоже ограничивается только деньгами, здравый смысл, как правило, к этому моменту уже бесследно пропадает. Не подумайте обо мне ничего плохого, я пробовал такое извращение, мне даже понравилось, если есть возможность, настоятельно рекомендую собрать себе подобную конструкцию хотя бы ради интереса.

Опять же, бюджет сего безобразия не очень велик, как правило, применяются отечественные динамики в хорошем состоянии, 5гдш, 8гдш, 4гд-8е, и.

 

Акустическое оформление — тот же щит или закрытый ящик, желательно хитрой формы, например треугольной. Серийные образцы, выпускаемые фабрично, имеют более сложные решения, динамики часто собираются в хитрые модули, добавляются фильтры. Вот он — самый популярный вариант акустического оформления. Для тех, кто не скачал архив неизвестного аудиофила, объясняем на пальцах.

При удачной настройке длины трубы не будем сходу погружаться в теорию удается добиться более уверенного воспроизведения низких частот, чем просто в закрытом ящике. Если еще проще — с фазоинвертором получается глубокий бас. Для более углубленного понимания вот ролик с уже полюбившегося нам канала:. Хоть данный вид акустики и популярен, он далеко не так прост в изготовлении, одно тянет за другое.

Выбор оптимального объема корпуса, его геометрии, точная настройка длины трубы имеют большое значение и не всегда соответствуют расчетным величинам. Ситуацию облегчает наличие в сети массы проектов, где авторы уже прошли тернистый путь и предлагают поэтапные инструкции с подробным описанием что, как, из чего надо делать.

Первое решается тщательным подбором формы, диаметра, материала и длины трубы; второе — добавлением отдельного среднечастотного звена. Верный путь к трехполосной акустике. Обратный рупор TQWP и другие лабиринты судьбы. Но это гранды, а все, что можем мы, обычные аудиофилы, так это вспомнить свои ночные кошмары и поставить внутри прямоугольного ящика дощечки с гвоздями так, чтобы этому поганому звуку мало не показалось.

 

Тогда на помощь приходит обратный рупор или более сложный вариант — лабиринт. Для тех, кому интересно, как это работает, желаем приятного просмотра. Кто-то может возразить: обратный рупор — это не совсем лабиринт, отчасти мы можем согласиться, но что более достоверно — он ближе к лабиринтам, чем классический рупор.

Как можно догадаться из названия, обратный рупор или лабиринт — далеко не самый простой вид акустического оформления, он требует хорошего понимания теории, точного расчета или хотя бы соблюдения заводских рекомендаций. Например, крупные фирмы-производители широкополосных динамиков, как правило, приводят в документации к своим динамикам пару вариантов чертежей корпуса. Онкен, закрытый ящик ЗЯ , рупор, пассивный излучатель и другие. Наше повествование идет по следам народной популярности, а это довольно узкий список.

Закрытый ящик почти всегда бубнит, под онкен тяжело подобрать динамик, рупор велик по размерам, сложен в изготовлении и расчете, пассивный излучатель неплохо работает, но в конструкциях любителей почему-то не прижился. Наверное, можно найти еще несколько редких видов или подвидов оформления, которые здесь не упомянули, что поделать, всего не охватишь. Корпуса готовы, что с ними делать дальше? Правильно, демпфировать. Можно разделить демпфирование на два вида: вибропоглощение и звукопоглощение.

Для вибропоглощения хорошо подходят автомобильные материалы, мастики и специальные листы с клейким слоем, предпочтительней последнее. Со звукопоглощением наблюдается разброд и шатание, кому-то нравится войлок, кому-то шерсть, ватин, синтепон, прочее. Ответ достаточно прост — для разного эффекта, в зависимости от типа корпуса и частоты, которую хочется подавить, будет зависеть выбор материала.

 

Заполнение звукопоглощающим материалом корпуса увеличивает его виртуальный объем, однако определить универсальную норму, на мой взгляд, невозможно. Настройка кроссовера разделительного фильтра. Вы решили делать многополосную акустику. Нужен ли измерительный микрофон? Если это разовый проект, то нет, не нужен, достаточно иметь тестовую подборку треков и некоторый опыт для понимания, какое звучание можно назвать более правильным.

Просто придется дольше перебирать детали пассивного фильтра, слушать и сравнивать, но в итоге результат будет именно такой, который нужен вашим ушам, помещению. Чуть легче дело обстоит с активными кроссоверами.

Раньше их приходилось делать самостоятельно, травить и разводить платы, паять, очень муторный процесс, особенно если схема имеет приличную крутизну среза и регулировки, для трехполосной акустики — просто дикая штука.

Благо сегодня достаточно просто зайти на ebay и выбрать вариант себе по карману, хочешь на операционниках, хочешь на DSP. Регулировать частоту, а иногда и крутизну среза в особо редких случаях фазу , можно плавно хоть каждый день.

Иногда мне кажется, что ситуация в мире аудио напоминает легенду о Вавилонской башне. Большие-большие колонки, не менее большой усилитель, а к ним тянулись толстые-толстые кабели. Увидел это некто свыше и ужаснулся — ну и дичь, хоть бы книжки почитали какие… Суровая кара постигла незадачливых аудиофилов, с тех пор они спорят до хрипоты, но так и не могут договориться, как надо делать колонки-усилители, вот каждый и делает свои, как может.

Hi-End акустика своими руками, или как сделать хорошие колонки Среда Май 16th, admin Статьи. Посвящается тем, у кого есть свободное время Открываем популярный журнал про хороший звук и с удовольствием смотрим на изящные образы если не сказать образА акустических систем, а посмотреть есть на что.

ПАС — панель акустического сопротивления Что если попытаться скрестить щит и закрытый ящик? Линейный массив излучателей, групповой излучатель ГИ На самом деле, такой подвид акустики касается больше динамиков, нежели конструкции самого корпуса. Для более углубленного понимания вот ролик с уже полюбившегося нам канала: Хоть данный вид акустики и популярен, он далеко не так прост в изготовлении, одно тянет за другое.

Онкен, закрытый ящик ЗЯ , рупор, пассивный излучатель и другие Наше повествование идет по следам народной популярности, а это довольно узкий список. Настройка кроссовера разделительного фильтра Вы решили делать многополосную акустику.

 

Попытка «расколоть» Онкены

Попытка «расколоть» Онкены.

Постоянное стремление оптимизировать звучание бас-секции домашней аудиосистемы заставляет многих рассматривать в качестве очередных вариантов, в том числе, и технические решения прошлого. Среди таких решений заметно выделяются акустические системы типа Jensen (в последствии — Onken). Форумы самодельщиков и любителей аудио-старины активно хвалят этот вид АС, хотя некоторые специалисты-акустики скептически взирают на данный пережиток.

На первый взгляд, трудно отнести данную конструкцию к конкретному, известному, типу акустического оформления. В ней можно разглядеть сходства и с обратным рупором, и фазоинвертором, и резонатором, панелью акустического сопротивления, а кому-то даже, видится сходство с экранными АС. В настоящей статье предпринята попытка разобраться в вопросах природы систем Jensen-Onken, а также пригодности их для высококачественного воспроизведения звука.

Известно, что в эпоху раннего аудиостроения разработчики акустических систем основывались на эксперименте, просто помещая динамики в различные условия. Резонно предположить, что для таких исследований, модель корпуса с регулируемым объемом, типа «коробка в коробке», могла бы стать удачным макетом, а зазор, между ее составными частями — прообразом тоннеля ящика-фазоинвертора. Очень похоже, что при создании акустики «Ultraflex», Дженсен, также пользовался раздвижным ящиком или чем-то подобным. Как бы то ни было, но только значительно позже, исследователям удалось подвести научную основу под эмпирические изыскания своих предшественников, определив зависимости между параметрами акустического оформления и громкоговорителя. Тогда инженерами из Onken (Япония) была математически описана и разработка Дженсена. Ими была предложена совершенно конкретная методика расчета, основанная на стандартных параметрах Тиля-Смолла, которые и поныне применяются при конструировании акустических систем. Правда, помимо классического набора параметров в известной методике от Onken присутствует еще один, произвольный параметр — Онкен-параметр (n

). По-видимому, он призван внести в расчет некий «элемент творчества», предоставляя конструктору право на индивидуальность. Действительно, этот метод предполагает прямую зависимость объем корпуса
Vb
от Онкен-параметра, а от объем, в свою очередь, зависит глубина щелевого тоннеля
L
. Параметры
Vb
и
L
являются основополагающими и, безусловно, оказывают серьезное влияние на итоговое звучание системы. В степени и характере влияния
n
-параметра нужно серьезно разобраться.

Последним, кто приложил руку к процессу осмысления конструкции Jensen-Onken, был канадец Cyr-Marc Debien из Dimensions Acoustiques. Он свел Онкеновскую математическую модель в удобное современное средство расчета – Onken Calcolatir (Онкен Калькулятор) на основе электронной таблицы. Если теперь, при помощи данного инструмента, попытаться обсчитать корпуса АС, при разном n

, для реального громкоговорителя (ГГ), например, Supravox 400GMF, рекомендованного производителем именно для АС типа Дженсен, то полученные результаты покажут, что в некотором диапазоне значений
n
, расчетные изменения параметров корпуса
Vb
и
L
соответствуют таким же изменениям акустической модели с регулируемым объемом «коробка в коробке + тоннель».

Зависимости теоретического объема и объема ящика-модели от n

 

, при соблюдении расчетных параметров тоннеля, иллюстрирует график 1. Действительно, существует зона (
n
= 5…9), где кривые объемов физической и математической моделей корпуса совпадают. График 2, дополнительно свидетельствует о том, что в предполагаемой области регулирования, расчетные и экспериментальные данные параметров
Vb
и
L
почти одинаковы. Все это доказывает, что реальный раздвижной ящик на практике позволяет получить удовлетворительные результаты.

По теории, объем корпуса определяется, как n

умноженное на некую величину, для конкретного ГГ, являющуюся статичной. Величина эта — есть комплексная характеристика ГГ. Кстати, в данной характеристике учтена и роль усилителя мощности, как части электромеханической системы. Эта роль выражена в его выходном сопротивлении
Rg
, значение которого вносит заметные коррективы в конечный результат, особенно, если усилитель ламповый (
Rg
= от 1 до 6 Ом).

Еще одна теоретическая установка. По методике — для конкретного динамика, частота настройки фазоинвертора Fb

фиксируется и не зависит от
n
. Далее будет показано, как это обстоятельство влияет на передачу низших частот акустикой рассматриваемого типа.

Применив компьютерное моделирование акустического оформления, при помощи специализированного приложения, можно сравнить АЧХ в низкочастотной области для крайних значений n

-параметра — график 3. Верхнее значение
n
, для наглядности, взято больше допустимого пределами регулирования (
n=
12,5). Здесь видны незначительные изменения частотной характеристики, касающиеся только зоны настройки ФИ, они не превышают 3-х dB. Если же ограничиться установленными значениями
n
(от 5 до 9), то эти изменения будут еще менее значимы. Выходит – что, при преобразовании объема параллельно с глубиной тоннеля (
Fb
= const), в минимальной степени затрагивается частотная характеристика системы в области низких частот. Главным образом регулированию подвергаются демпфирующие свойства акустического оформления. Известно, что от демпфирования, прежде всего, зависят переходные характеристики излучателя, оказывающих влияние на артикуляцию и характер затухания звуков.

Воздух внутри акустической системы, в зависимости от объема, может обладать, как демпфирующими свойствами, т. е. поглощать колебания, так и свойствами накопителя энергии (наподобие заряженной пружины, разворачивающейся в неподходящий момент). Очень важно создать такие условия для работы громкоговорителя, при которых не происходили бы потери на низких уровнях сигнала (проглатывание послезвучий), а характер затуханий передавал бы реальную, без несанкционированных всплесков и гудения, звуковую картину. Тут нужен тонкий, творческий подход. К сожалению, в методиках по конструированию АС обычно ограничиваются только вопросом обеспечения наилучших амплитудно-частотных характеристик – равномерности и широкополосности. Импульсные (переходные) характеристики, отвечающие за качество звучания, часто остаются без внимания. Этот пробел, по-видимому, и устраняется введением в систему расчетов загадочного Онкен-параметра.

 

На графике 4 отображены АЧХ одного и того же ГГ, установленного в разные акустические оформления. Очевидно, что бесконечный экран (БЭ) обеспечивает самый широкий диапазон в сторону низких частот и медленный, монотонный спад характеристики, что на слух воспринимается максимально комфортно и натурально. Но экран, пусть не бесконечный, — вещь громоздкая и сильно зависящая от внешних условий, потому не универсальная и редко используемая.

Закрытый ящик (ЗЯ), как частный случай БЭ также неплох с точки зрения плавности спада характеристики, но проигрывает всем вариантам оформления в частотном диапазоне.

Фазоинвертор выигрышен и с точки зрения частотного диапазона, и с точки зрения компактности. Оптимальный, с позиции равномерности частотного спада, ящик-ФИ будет иметь объем почти в 2 раза меньше, чем вариант Онкен и n

= 3,5. Его недостатком можно считать слишком крутой спад частотной характеристики. Эффективность ФИ, обычно, ниже определенной частоты резко снижается, что на слух воспринимается, как ущербность (обрубленность) самой низкой частотной составляющей.

Фазоинвертор типа Онкен, как видно из того же графика, до определенного момента стремится соответствовать АЧХ бесконечного экрана (Вот, что сближает эти типы!), а крутой спад начинается гораздо ниже по частотному диапазону, чем у оптимального ФИ. Это, конечно, менее коробит слух. Плата за такой низкочастотный довесок – не малый дополнительный объем. Кстати, в известной статье А. Белканова про Онкен-акустику представлен график с характеристикой АС Petite-Onken. Спад этой характеристики со стороны НЧ также демонстрирует, описанную выше, характерную особенность фазоинвертора типа Онкен.

Итак, пригодный для экспериментов с реальным ящиком диапазон варьирования n

лежит в пределах от 5 до 9. Для такого
n
-параметра требуется изменения объема примерно в 1,5 раза при двукратном изменении длины тоннеля. Представленный чертеж корпуса АС для ГГ Supravox 400GMF, всецело удовлетворяет вышеизложенными теоретическими выкладками, допуская регулирование глубины тоннеля и объема в требуемых пределах и даже шире.

Возможность регулирования Онкен-параметра на практике – вещь очень удобная и полезная. Главное – что в реализованных пределах удается получить изменения, касающиеся характера звучания басов — от достаточно сдержанного до чересчур развязанного. Значит – оптимум лежит где-то по середине. В дальнейшем, в процессе неспешных и многократных прослушиваний, не сразу, удается определить некое промежуточное положение, наиболее полно соответствующее индивидуальным представлениям о правильном басе и наилучшим образом, подходящим к конкретным внешним акустическим условиям.

 

Выводы:

1) АС Jansen-Onken – относятся к типу фазоинверсных систем с увеличенным, иногда намного, внутренним объемом.

2) Для расчетов удобно использовать программу Онкен-калькулятор, которая есть в сети.

3) Значения Онкен-параметра (n

), скорее всего, должны находиться в диапазоне от 5 до 9.

4) При расчетах, не следует пренебрегать ни одним из фигурируемых параметров. Значение выходного сопротивления источника сигнала (Rg

), в случае применения лампового усилителя, также является важной величиной, существенно сказывающейся на результате. Для ламповых усилителей это сопротивление всегда индивидуально, а для большинства транзисторных можно принять
Rg
= 0.

Получить полный текст

 

5) Наличие возможности оперативно изменять Онкен-параметр сильно упрощает задачу добиться наилучшего звучания от самих АС и наилучшим образом адаптировать их к конкретным условиям эксплуатации (комната, расположение и пр.).

6) Основным недостатком АС типа Онкен (о недостатках еще не было сказано, но как же без них) является наличие искажений, образующихся внутри корпуса и через порт (тоннель) с большим сечением беспрепятственно достигающих слушателя. Спектр этих искажений находится в среднечастотной области. С этим явлением можно бороться, сузив диапазон излучения сверху при помощи более эффективного кроссовера, а СЧ-диапазон поручив другому громкоговорителю, или использовать демпфирующий материал, способный снизить интенсивность вредных излучений. Кстати, не стоит забывать, что демпфирование внутреннего пространства АС звукопоглощающими материалами – это еще один эффективный рычаг регулирования, степень влияния на звук которого, придется определять только экспериментальным путем.

В заключение, для полноты картины, автором статьи должна быть дана субъективная оценка звучанию рассмотренной акустики. Делаю это с удовольствием.

Низкие частоты, воспроизводимые моими Онкенами на Суправоксах (n
=6,3), в меру сочны и глубоки. Они не выпирают, доминируя, но и не теряются в объеме прочих звуков, логично занимая свои места. Басовые партии сверхразборчивы, их интересно слушать, их приятно ощущать физически. Налицо и достоверность в передаче индивидуальных особенностей звучания музыкальных инструментов. Так что выбор в пользу такого акустического оформления для домашней аудиосистемы, несмотря на затраты времени и средств на постройку и настройку, считаю весьма удачным и во многих случаях предпочтительным!
Антон Мельников, Санкт-Петербург

Расчет и изготовление АС на КИНАПах 4А-32

Здесь видно пример удачного «домика» для 4а Совпали параметры динамика с нужным объёмом корпуса. Не у всех так получается добиться сбалансированного, хорошего звучания 4аз2 с оформлением Онкен. Скажите, какая ширина порта у Онкена? И какой магнит у динамика — феррит или Альнико? Всем желающим получить чертежи, ребята, я с удовольствием всем выслал бы чертежи, но к большому сожалению у меня их нету. Так что уж извините.

в любом случае жду рекомендуемые чертежи, руки чешутся сделать Здравствуйте Петр. Скажите не делали Онкен на 4а32+1а20?.

Hi-End акустика своими руками, или как сделать хорошие колонки

Последнее посещение: меньше минуты назад Текущее время: 07 окт , Добавлено: 08 июн , Уважаемый Александр Петрович, если позволите я выскажу своё мнение по вашему вопросу. Во первых: вся ломовская аппаратура проектировалась для озвучивания кино, а это значит, что диапазон частот выше кгц. Исходя из этого и строилась вся аппаратура. Термин «плохой динамик» или «хороший динамик» — не признаю, так как каждый динамик проектируется для своих целей и это надо учитывать. Почему так делали, да потому, что 12″ НЧ динамиков у КИНАПа нет, а для небольших залов нужны были небольшие колонки, вот и лепили из того, что было. Но эти динамики хорошо подходят для ламповой аппаратуры, так как имеют хорошую отдачу более 95дб. Если колонки объёмом в и более литров вас не напрягают и ваша квартира имеет более 20 квадратных метров, то можно их использовать для дома. Для этих динамиков не нужны мощные усилители особенно ламповые, вам для комнаты в 20 квадратов вполне хватит 5 ват!

Автор Л. Борисов город Омск.

Большой динамический диапазон, это преимущество высокочувствительных рупорных систем

Широкая и линейная (АЧХ) акустических систем — важный аспект конструкции громкоговорителя. Если динамики акустических систем имеют большие пики и падения в кривой (АЧХ), то некоторые частоты воспроизведённые громкоговорителями будут звучать громче, чем другие. Это субъективно воспринимается, как нарушение тонального баланса звучания деревянных духовых и струнных инструментов, кажущиеся резонансы или выкрики женского вокала, произвольное перемещение (метание) звуковых образов между акустическими системами.

Низкие фазовые, интермодуляционные, гармонические искажения столь же важны, как и линейность ширины полосы. Искажения динамиков имеют разные гармонические ряды, что очень существенно влияет на их звучание (окрашивание), что свидетельствует о несовершенстве самых современных громкоговорителей. В акустических системах фазовые искажения порождаются как свойствами их корпуса, а в многополосных системах еще и свойствами разделительных фильтров.

Низко чувствительные акустические системы при малой громкости имеют значительные провалы в АЧХ, что приводит к сужению их динамического диапазона. Сужение динамического диапазона воспринимается на слух, как потеря высокочастотных и низкочастотных составляющих, и повышенная громкость восприятия среднечастотных составляющих. Этой физической особенностью обладают наши органы слуха, лучше слышать в среднечастотном диапазоне. Низко чувствительная акустическая система при малых мощностях (и при больших мощностях, где в мощном сигнале присутствуют слабые сигналы), просто физически не в состоянии донести до слушателя высокочастотный спектр звукового сигнала. ВЧ составляющие, излучаемые маленькой диафрагмой ВЧ динамика с маленькой амплитудой, просто физически затухают в воздушном столбе между акустикой и слушателем. То же относится и к низкочастотному диапазону, особенно к НЧ динамикам компрессионного типа с малым диаметром диффузора. При маленьких уровнях громкости, уже нельзя пренебрегать упругостью воздуха находящегося между акустическими системами и слушателем. В таких случаях для корректировки АЧХ низко чувствительной акустической системы приходится применять разнообразные темброблоки, АЧХ корректоры, тон компенсаторы и т.д., что существенно ухудшает общее звуковоспроизведение. Но существует другой радикальный метод существенного улучшения звуковоспроизведения, как при маленьких, так и при больших подводимых мощностях, позволяющий иметь широкий динамический диапазон. Это повышение общего КПД акустических систем, в том числе и использования рупоров (горнов), позволяющие согласовать звуковое давление диафрагмы громкоговорителей с внешней воздушной средой. Рупорное оформление уменьшает нелинейные искажения динамика, выравнивает неравномерности его АЧХ. Акустические системы с высоким КПД прекрасно подходят для маломощных ламповых усилителей.

Такие высокочувствительные акустические системы можно сделать самим, на базе профессиональных и кинотеатральных динамиков.

Рупорная трёхполосая акустическая система Horn 4a32_1a20-S_PT25-2-S.

В СЧ (1А20) и ВЧ (PT25B-2) динамиках установлены новые диафрагмы из натурального шелка, изготовленные по собственной, оригинальной технологии. Звуковое давление ВЧ динамика (PT25B-2) увеличено до 102 дБ, за счёт переделки магнитной системы. Вместо широкополосного динамика 4А32 лучше установить кинотеатральный динамик 25ГДН4, что позволяет в этом акустическом оформлении получить частотный диапазон 50 Гц — 20 кГц с чувствительностью 102 дБ/м.

Рис №1.

Ящик посчитан на 1/4 длины волны 150 Гц.

Красная линия, это реальная АЧХ кинотеатрального громкоговорителя 25ГДН4, измеренная микрофоном с передней стороны диафрагмы громкоговорителя, который находится в акустическом оформлении » Задний рупор» Рис №1. Хорошо видно, что реальный воспроизводимый частотный диапазон по уровню — 10 дБ простирается от 60 Гц до 3 кГц, а 80 Гц по уровню 100 дБ. Нижний жёлтый график, это гармонический ряд динамика, искажения (THD) на частоте 200 Гц равны 0,78%, что очень хорошо!

Следующий график верхняя жёлтая линия, это реальная АЧХ кинотеатрального громкоговорителя 25ГДН4, измеренная микрофоном с выхода заднего рупора, т.е. с задней стороны диафрагмы громкоговорителя, который находится в акустическом оформлении » Задний рупор» Рис №1. Хорошо видно, что реальный воспроизводимый частотный диапазон по уровню — 10 дБ простирается от 40 Гц до 650 Гц, (задний рупор работает как акустический фильтр), а 150 Гц поднялся по уровню до 110 дБ, хорошо!!! Нижний жёлтый график, это гармонический ряд динамика из заднего рупора, искажения (THD) на частоте 200 Гц уменьшились до 0,14 % (свойство рупора уменьшать искажения), что очень хорошо!!! Выходная фаза из заднего рупора инвертируется и складывается с передней. При прослушивании этой акустической системы с ламповым усилителем, звук был детальный и большой, бас очень быстрый и упругий.

Реальная АЧХ измеренная с 6 кГц, доработанного рупорного ВЧ динамика PT25B-2 (магнитная система, предрупорная камера и т.д.). У него маленькая неравномерность (положительное свойство рупора выравнивать АЧХ) и большая чувствительность 102 дБ/м.

______________________________________________________

Рупорная двухполосая акустическая система «Horn 4a32_PT25B-2-S».

Частотный диапазон 40 Гц — 20 кГц. Чувствительность 96 дБ/м

В рупорном высокочастотном динамике PT25B-2 установлена новая диафрагма из натурального шелка, магнитная система оставлена прежняя. В этой акустической системе широкополосный кинотеатральный динамик 4А32 работает во всем диапазоне частот, а ВЧ динамик PT25B-2-S подключен через высококачественный конденсатор емкостью 1 мкФ в одной фазе с 4А32. Кинотеатральный динамик 4А32 с редкоземельным (литым) магнитом звучит лучше, чем ферритовый. Есть такое понятие, как «ферритовый звук».

Рис №2.

_____________________________________________________________

За дополнительной информацией можно обратиться E-mail

На главную

При использовании материалов статьи, ссылка обязательна.

Please turn JavaScript on and reload the page.

Посвящается тем, у кого есть свободное время. Открываем популярный журнал про хороший звук и с удовольствием смотрим на изящные образы если не сказать образА акустических систем, а посмотреть есть на что. Мощные башни ощетинились во все стороны динамиками, блестят своими лакированными боками, давят паркет острыми шипами и вообще вызывают чувство глубокого уважения. Похоже, у них есть только один недостаток — это, конечно, цена. Возникает вполне логичный вопрос, а что если сделать копию какого-либо монстра самому?

 

это изобретение японцев фирмы Onken идея такова что фазоинверторы колонок кого заинтересовало могу скинуть чертежи подобная акустика на . Даа сила!!! кстати насчет чувствительности 4А32 пожалуй.

Попытка «расколоть» Онкены (анализ АС Jensen-Onken)

Постоянная неудовлетворенность многих меломанов звучанием своих домашних аудиосистем, подчас, заставляет их обращаться к техническим решениям прошлого. Среди таких решений заметно выделяется АС Jensen-Onken – конструкция, к созданию которой приложило руку ни одно поколение изобретателей. Акустическая система данного типа имеет своих верных почитателей и ярых противников, бесконечные споры которых, наперекор времени, не позволяют оригинальной идее эпохи зарождения Hi-Fi, пройдя через годы, почить в забвении. На первый взгляд, трудно отнести эту конструкцию к какому-либо конкретному, типовому акустическому оформлению. В ней можно разглядеть сходства с обратным рупором, фазоинвертором, резонатором, панелью акустического сопротивления или даже с экраном. В настоящей статье предпринята попытка разобраться в вопросах природы системы Jensen-Onken, а также выяснить, ее пригодность для высококачественного воспроизведения звука.


Известно, что первопроходцам в разработке акустических систем, за неимением универсальной теоретической базы, приходилось опираться в основном на чистый эксперимент. Смысл работы исследователя сводился к помещению источника звука в различные акустические условия. В таких исследованиях успешно применялась и модель корпуса типа «раздвижной ящик». Преимуществом такой модели является возможность оперативно регулировать объем, а, введя зазор между ее составными частями, получить прообраз фазоинверсного тоннеля. Нельзя сказать точно, но похоже на то, что в 1937 году, в процессе работы над акустикой
The Bass Ultraflex ее автор – изобретатель из Чикаго Питер Л. Дженсен (Peter Laurits Jensen) также пользовался чем-то вроде ящика с подвижными стенками, получая результат, зависящий от внешней геометрии, внутренней конфигурации и объема. Эффективное акустическое оформление, в дословном переводе означавшее – «Бас возвращенный с обратной стороны», имея успех в 40-е, не было забыто и в 70-е годы. Тогда аудио инженером из Onken (Япония) Eijiro Koizumi была предложена новая более компактная конструкция Дженсеновской акустики, в горизонтальном сечении совершенно напоминающая раздвижной ящик со щелями по бокам.
Сейчас история создания и эволюции акустических систем (АС) Jensen-Onken подробно описана и представлена во многих источниках. Существует множество готовых решений для различных громкоговорителей (ГГ) с чертежами и аннотацией. Также, в наши дни, можно найти и осовремененную систему расчета корпуса, основанную на стандартных параметрах Тиля-Смолла, широко использующихся теперь при конструировании АС. Есть даже, упрощающий вычислительный процесс, Онкен-калькулятор (Onken Calculator) в формате MS Exel от канадского энтузиаста. Однако, неоднозначность некоторых величин, требующихся для расчетов, способна завести в тупик или направить по ложному следу. Такие ошибки приводят к катастрофическим погрешностям в конструировании, что, по-видимому, способствует пополнению числа противников данного конструктивного решения.

Прежде всего, затруднение возникает в связи с загадочным поправочным коэффициентом n, значения которого, имея обширный разброс, сильно влияют на результат. Ему даже приписываются мистические, почти шаманские свойства. Действительно, главные параметры: объем корпуса Vb и глубина щелевого тоннеля L, находятся в прямой зависимость от этого коэффициента. По теории, в упрощенном виде формула объема выглядит так: Vb=n*A, где A – комплексная характеристика конкретного ГГ.

 

Вычисления, сделанные при разном n, показывают, что в некотором диапазоне значений расчетные изменения параметров корпуса Vb и L соответствуют таким же изменениям у реальной акустической модели с регулируемым объемом типа «раздвижной ящик + зазор». Зависимости теоретического объема и объема ящика-модели от n, при соблюдении расчетных параметров тоннеля, иллюстрирует График 1. Они даны для реального громкоговорителя Supravox 400GMF, который рекомендован производителем именно для АС рассматриваемого типа. Как видно, существует диапазон n (5…9), где кривые объемов фактической и математической моделей корпуса совпадают, а L линейно зависит от n. График 2 дополнительно свидетельствует о том, что в предполагаемой области регулирования, расчетные и экспериментальные данные параметров Vb и L почти одинаковы, что доказывает уместность предположения относительно упомянутой исходной модели корпуса, действительно позволяющей получить удовлетворительные экспериментальные данные.

Комплексная характеристика A, учитывает свойства динамической головки совместно со свойствами усилителя мощности, как части электромеханической системы. A=Vas*(Qts’)². Vas – эквивалентный объем ГГ. Qts’ – приведенная добротность системы, которая, в частности, зависит от Re и Rg – собственного сопротивления ГГ и выходного сопротивления усилителя мощности, соответственно. У лампового усилителя, например, выходное сопротивление может оказаться вполне соизмеримо с сопротивлением ГГ, а значит способно внести заметные коррективы в конечный результат. Обычно Rg=1…6 Ом, а Re=3…12 Ом. У большинства же транзисторных усилителей, в силу конструктивных особенностей их выходных каскадов, значение Rg стремится к нолю.

Еще один методический нюанс. Для конкретного ГГ, частота настройки фазоинвертора Fb является фиксированной и не зависит от Vb и L, а значит и от n.

Fb=0,39*Fs/Qt

 

Fs – собственная резонансная частота, Qt – полная добротность ГГ.

Далее будет показано, как это обстоятельство влияет на передачу низших частот акустикой рассматриваемого типа.

Результаты компьютерного моделирования акустического оформления, выраженные в АЧХ при крайних значениях коэффициента n, отображены на Графике 3 синими линиями. Верхнее значение n, для наглядности, взято больше допустимого пределами регулирования (n=12,5). Здесь видны изменения частотной характеристики, касающиеся зоны настройки ФИ, но они не превышают 3 dB. Если же ограничиться установленными значениями n (от 5 до 9), то эти изменения окажутся совершенно ничтожными. Выходит, что при преобразовании объема параллельно с глубиной тоннеля (для обеспечения Fb = const), в минимальной степени затрагивается частотная характеристика системы. В такой ситуации главным образом регулированию подвергаются демпфирующие свойства акустического оформления. Полученный вывод оказывается очень важным.

Известно, что от демпфирования, прежде всего, зависят переходные характеристики излучателя, оказывающих влияние на артикуляцию и характер затухания звуков. Воздух внутри акустической системы, в зависимости от объема, может обладать, как демпфирующими свойствами, т.е. поглощать колебания, так и свойствами накопителя энергии (наподобие заряженной пружины, разворачивающейся в неподходящий момент). Важно создать такие условия для работы громкоговорителя, при которых не происходили бы потери на низких уровнях сигнала (проглатывание послезвучий), а характер затуханий передавал бы реальную, без несанкционированных всплесков и гудения, звуковую картину. К сожалению, в методиках по конструированию АС обычно ограничиваются только вопросом обеспечения наилучших амплитудно-частотных характеристик – равномерности и широкополосности. Импульсные (переходные) характеристики, отвечающие за качество звучания, часто остаются без внимания. Этот пробел, по-видимому, и устраняется введением в систему расчетов загадочного корректировочного коэффициента n, называемого «Онкен-параметром».

Теперь сравним различные типы акустического оформления. На Графике 4 упрощенно отображены АЧХ одного и того же ГГ, установленного в разные АО. Очевидно, что бесконечный экран (БЭ) обеспечивает самый широкий диапазон в сторону низких частот и медленный, монотонный спад характеристики, что на слух воспринимается максимально комфортно и натурально. Но экран, пусть даже не бесконечный, – вещь громоздкая и сильно зависящая от внешних условий, потому не универсальная и редко используемая.

Закрытый ящик (ЗЯ), как частный случай БЭ также неплох с точки зрения плавности спада характеристики, но проигрывает всем вариантам оформления в частотном диапазоне.

Фазоинвертор выигрышен и с точки зрения частотного диапазона, и с точки зрения компактности. Для ГГ, участвующего в эксперименте, оптимальный с позиции равномерности частотного спада ящик-ФИ будет иметь объем почти в 2 раза меньший, чем вариант Онкен и n = 3,5. Его недостатком можно считать слишком крутой спад частотной характеристики. Эффективность ФИ, обычно, ниже определенной частоты резко ослабевает, что на слух воспринимается, как ущербность (обрубленность) самой низкой частотной составляющей.

Фазоинвертор типа Онкен, как видно из того же графика, до определенного момента стремится соответствовать АЧХ бесконечного экрана (вот что сближает эти типы), а крутой спад начинается гораздо ниже, чем у «оптимального ФИ» (и по частоте, и по уровню), что на слух выглядит более выигрышно. Плата за такой низкочастотный довесок – немалый дополнительный объем. Разумеется, меньшая требовательность к расположению в помещении, чем в случае с экранами, оказывается всегда уместной. Кстати, графики АЧХ оригинальных Jensen и Onken-систем, также демонстрируют подобную форму характеристики в интересующей нас области.

 

Итак, пригодным для экспериментов с реальным ящиком диапазон варьирования n принимаем в пределах от 5 до 9. Для такого разброса n-параметра требуется изменения объема примерно в 1,5 раза при двукратном изменении длины тоннеля. Представленный чертеж корпуса АС для ГГ Supravox 400GMF, всецело удовлетворяет вышеизложенным теоретическим выкладкам, допуская регулирование глубины тоннеля и объема в требуемых пределах и даже шире.

Возможность регулирования Онкен-параметра на практике – вещь очень удобная и полезная. Главное – что в реализованных пределах удается получить изменения, касающиеся характера звучания баса от достаточно сдержанного до более «развязанного». Остается лишь «поймать» оптимум, лежащий где-то посередине. В дальнейшем, в процессе неспешных прослушиваний, не сразу, удается определить некое промежуточное положение, наиболее полно соответствующее индивидуальным представлениям о правильном басе и наилучшим образом, подходящим к конкретным внешним акустическим условиям.

Пора делать выводы:

  1. АС Jansen-Onken – относятся к типу фазоинверсных систем с увеличенным (иногда намного) внутренним объемом.
  2. Для расчетов удобно использовать программу Онкен-калькулятор, которая есть в сети.
  3. Значения Онкен-параметра (n), скорее всего, должны находиться в диапазоне от 5 до 9.
  4. При расчетах, не следует пренебрегать ни одним из требуемых параметров. Значение выходного сопротивления источника сигнала (Rg) приобретает особое влияние в случае применения с АС лампового усилителя.
  5. Наличие возможности оперативного регулирования сильно упрощает задачу добиться наилучшего звучания от самих АС и наилучшим образом адаптировать их к конкретным условиям эксплуатации (комната, расположение, усилитель и пр.).
  6. Основным недостатком АС типа Онкен (о недостатках еще не было сказано, но как же без них…) является наличие искажений звука, образующихся внутри корпуса и через порт большого сечения (тоннель) легко достигающих слушателя. Спектр этих искажений находится в среднечастотной области. С этим явлением можно бороться, сузив частотный диапазон сверху при помощи более эффективного кроссовера. СЧ-диапазон в этом случае придется поручить другому громкоговорителю. Использование демпфирующих материалов – еще один метод борьбы с резонансными явлениями внутри корпуса АС. Он весьма эффективен, но степень влияния на звук материала поглотителя, его количества и места расположения придется определять только экспериментальным путем.

В заключение, для полноты картины, автором статьи должна быть дана субъективная оценка звучанию рассмотренной акустики. Делаю это с удовольствием.

Низкие частоты, воспроизводимые Онкенами на Суправоксах (n=6,3), в меру сочны и глубоки. Они не выпирают, доминируя, но и не теряются в объеме прочих звуков, логично занимая свои места. Басовые партии сверхразборчивы, их интересно слушать, их приятно ощущать физически. Налицо и высокая достоверность в передаче индивидуальных особенностей звучания музыкальных инструментов. Контрабас невозможно спутать с бас-гитарой, а бочка ударной установки не прикидывается резиновой камерой от автоколеса. Так что выбор в пользу такого акустического оформления для домашней аудиосистемы, несмотря на ощутимые затраты времени и средств на постройку и настройку, считаю весьма удачным и в большинстве случаев предпочтительным.

Автор: А. Мельников, г.Санкт-Петербург (CleverAudio Design)

Для ldsound.ru

Своими руками трехполосная акустическая система

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Старый, добрый 4а32.
Хостинг от uCoz. Регистрация Вход Вы зашли как: Гость. Страна: Украина Город: Киев. Прикрепления: Сообщение отредактировал AlStep — Понедельник,

 

Профиль Написать сообщение.

Перейти к основному содержанию. У меня усилок Лорта 75ус кто подскажет по какой причине может не работать 1 канал хотя уще вчера все работало???!!! Денис Андреев Причин море-самая банальная-проверить подается ли питание его соответствие норме на неработающий канал. Питание есть только звука почему-то нет. Все произошло следущим образом я врубил усилок и из динамика начал исходить посторонний шум после чего он замолчал, и внутри усилка еще что-то сильно стукнуло после этого звука нету. ЧО ЭТО? Может конденсатор на канале накрылся ааа?????!!!!

Каскадный режим Линейный режим. У меня вопрос какая конструкция лучше всего по звуку для етих динамиков просто появилась возможность приобрести ети дины да и корпус друг обещал сделать он владелец столярной фирмы у меня есть варианты смотрите фото но если кто то делал что то подобное может предложить свои чертежи то буду очень признателен за информацию и ещо подскажите с какого материала делать дерево или фанера и какая толщина должна бить. Внутри корпуса острых углов нет, все сопряжены.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *