Схема приемника коротковолновика на лампах 6А2П, 6К4П, 6Н1П


↑ Золотое сечение

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Многие утверждают, что объекты, содержащие в себе «золотое сечение», воспринимаются людьми как наиболее гармоничные.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Отмечу несколько моментов. Ручка громкости должна примерно соответствовать пропорции 2/3 от ширины лицевой панели. Располагаться на расстоянии в 1/5 от края. Справа (Я правша). Тумблер питания на противоположной стороне (Разные по назначению органы управления должны быть разнесены). Индикатор уровня тоже слева, он еще играет роль индикатора включения. По середине заключительное звено- лейбл ( или шильдик, табличка, кому как нравиться)

Задняя панель:

Стереофонический предусилитель на китайских лампах 6J1

Обзор лампового предуслилителя на китайских лампах 6J1 Назначение устройства – усиление сигнала до такого уровня, который более приемлем для последующего усиления оконечными усилителями мощности. На предусилители возлагают функции коммутации, регулировки тона сигнала, использование как усилитель для наушников, различные эффекты и прочее. Тут простейший вариант — просто плата лампового преда. Лампы в комплекте. Цена

Стоит этот аппарат примерно одинаково на али и ебее в районе 10-14$

Как прислали

Упаковали просто в поролон. Хорошо, что лампы не разбились.

Внешний осмотр пациента

Размер платы — 76 x 74 x 20mm. Три отверстия для установки в корпус на стойках — девайс стоит не очень устойчиво на ровной поверхности.

Включаем

Для включения предусилка нужно
ПЕРЕМЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ 12 В 1 А
. От постоянного напряжения аппарат не будет работать. См схему ниже. Я использовал трансформатор на 12 В и полтора ампера. Подключать прямо к плате или через разъем питания типа «папа» с диаметром штыря 5.5*2.5 мм.

Схема аппарата

Сам хотел нарисовать, но кто-то сделал в инете это за меня. Проверил. совпадает.

Тесты

Проверил перед включением постоянку на выходе усилителя. Все ок. Проверим усиливает ли пациент сигнал. Как нагрузку на выход подключаем УНЧ Hi-Fi класса.

Синусоида на выходе — без искажений, симметрия соблюдена. Все ок:

Прямоугольник и треугольник — все ок:

Выходное сопротивление этой платы — около 3 кОм. Соответственно использовать ее в качестве усилителя для наушников нельзя. По факту при работе с наушниками 16-50 Ом усилитель сигнал не усиливает, а уменьшает. Но басы звучат хорошо. Вывод: подключать этот пред только к УНЧ.

К регулятору громкости претензий нет. На слух искажений баланса, щелчков, звука на нулевой громкости не заметил.

Впечатление от прослушивания

Знаменитого «теплого» лампового звучания нет. Пациент скорее «смягчает» звук. Басы звучат «бархатно». Какие-то инструменты начинают звучать более выражено и интересно. Со стереоэффектом проблем нету. Каналы в кашу не смешиваются. Со сценой все ок. Интереснее всего звучат стили типа New Age, баллады всякие, джаз, классика. Понравилось как на аппарате играют Enigma, Blackmore’s Night, Yanni, Вангелис. Для музыки типа рока или металла аппарат не очень звучит из-за указанного выше «умягчения» звука.

У аппарата есть одна проблема. Если увеличивать усиление больше режима 0.3 В -> 2 В, тогда становиться слышен низкочастотный гул 50-100 гЦ. Пробовал поместить трансформатор в экран, экранировать провода питания. Фон не уменьшается. Возможно обусловлен схемой питания и разводкой платы. Высокий уровень фона хорошо виден на спектрограмме. Сигнал не подан на вход усилителя. Регулятор громкости в нулевом положении:

Выводы

Интересный недорогой ламповый аппарат. Трансформатор (вилка, предохранитель) для этого аппарата стоят дороже платы. Если гонять на разумной громкости, то фонового гула не слышно. Получаем приятный «мягкий» звук, который вы не сделаете ни каким цифровым «улучшателем» или эквалайзером. И любимая музыка зазвучит приятнее и с новым оттенком.
Вместо кота
Не размещайте в комментариях этот баян с лурки.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

↑ Принципиальная схема

Схема усилителя 1 канал
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Схема блока питания

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Принципиальная схема выбрана в классическом ключе и состоит из двух каскадов. Предварительный SRPP на 6Н9С и оконечный на 6С4С. В предварительном каскаде я не спроста использовал включение ламп с динамической нагрузкой. Дело в том, что такое включение лампы обеспечивает одновременное улучшение сразу нескольких важных параметров: линейности, широкополосности, стабильности режима, выходного сопротивления, перегрузочной способности и чувствительности к пульсациям анодного напряжения. И обеспечивает необходимое усиление для раскачки 6С4С, со смещением на сетке -45В.

В катодной цепи выходного каскада применены резисторы большой габаритной мощности. Резисторы R7 и R10 24 Ом. необходимо подобрать так чтобы потенциал относительно земли на выводах 2,7 лампы 6С4С был одинаков и равен примерно +46 В. Один из вариантов, вместо R7 и R10 применить переменный резистор 50-100 Ом. 5 Вт.

После сборки, усилитель начинает работать сразу. Настройка усилителя сводится к подгонке параметров указанных на схеме. Если ток и напряжения не соответствуют указанным на схеме, скорее всего, необходимо будет заменить лампу.

Накал ламп

разных каскадов выполнен отдельно, от разных обмоток силового трансформатора. Кроме того накал 6С4С выполнен постоянным напряжением. Это необходимо для уменьшения уровня фона. Для этой же цели служат резисторы смешения R1 и R2 (схема блока питания). Анодное питание снимается с одной обмотки, для обоих каналов. В цепи применен L-C фильтр. Для развязки между каналами, на каждый ставится отдельный дроссель.

Индикатор уровня сигнала

собран на лампе
6Е5С
по классической схеме. Вход подключен на анод выходной лампы 6С4С. Чтобы лучи лампы бешено не дергались в такт музыке, в схему внедрен диод VD2, который обрезает полупериод у входного сигнала. Тем самым, обеспечивая плавность хода луча. Переменным резистором R2 регулируют чувствительность индикатора.

Задержка анодного питания

представляет собой элементарную схему на одном транзисторе. Печатня плата

габаритной мощности 100 Вт. Ктр.=24 Ra=4. Я брал готовые звуковые трансформаторы. Поэтому данные по намотке не привожу.
Силовой трансформатор
ТОР габаритной мощности 200 Вт. У меня был с одной вторичной обмоткой на 210 В. 0,7А. Пришлось домотать дополнительно 3 обмотки. 6,3 В. 2,5 А. – Накал выходных ламп 6С4С; 6,3 В. 200 мА. – Накал ламп предварительного каскада 6Н9С; 9 В. 200мА. – Реле задержки анодного питания.

Хочу ее в первом каскаде усилителя попробовать. Каскад

> «на сопротивлениях».

> Вопрос – нужен этой лампе резисторе в сетке

> («антизвонный») или нет?

В цепи второй сетки резистор в 100 Ом обязателен, иначе будет свистеть на десятках и сотнях МГЦ. В принципе, может и не засвистит, но в большинстве случаев – еще как. В цепь первой сетки тоже не помешает включить Ом 10–100, чтобы уж совсем предохраниться. Лампадка -то с высокой крутизной и весьма высокочастотна.

> И вообще – как точно определить, что никаких

> «недокументированных» сигналов не появляется?

Есть один старый способ – если к свистящему каскаду поднести неонку, держась рукой за один из электродов, а второй удлиннив на 2–3см проволочкой, то она начнет немного светится. Такой «тестер» чувствителен к возбуду 1 -5000МГц, причем даже небольших амплитуд.

> Когда самовозбуждение сразу начинается, все понятно. Но, я

> так думаю, может и не всегда оно быть, а при определенных

> условиях. То есть, осциллографом можно и не заметить. Так?

Можно и не заметить, особенно, если подключение осцила к цепи срывает генерацию. Но, если не срывает, то даже НЧ- осцил позволяет увидеть непонятные изменения формы синуса тестового сигнала, которые есть ни что иное, как продетектированные входным каскадом осцилла ВЧ-колебания, наложенные на НЧ-сигнал. С уважением,ADV.

> Обязательно 100 или это не очень критично?

50, 100, 1к все один хрен.Главное, чтоб было. И, естественно, не влияло на триодное токораспределение, т.е. больше 3кОм не надо.

> Вот и я так подумал – в прошлой жизни она ведь

> телевизионный пентод.

Даже, скорее не телевизионнй, а радиолокационный. Много УПЧ для РЛС на ней делали, гораздо больше, чем в телевизорах.Да и в ипульсных усилителях ее любили применять.

> Мой, с позволения сказать, осциллограф, позволяет разве что

> отличить синус от прямоугольника. Чудесный

> радиолюбительский прибор под названием Сура. Другого нет.

Продукты детектирования все-равно увидишь…

> Вспомнил еще вопрос – у этой лампы корпус металлический и

> соединен с одним из выводов. Его лучше в воздухе оставить

> или на землю? Если на землю, то ближе к той точке, где

> сигнальные проводники «звездятся» или около блока

> питания (земля разведена по мотивам дедушки Сакумы)?

Баллон ОБЯЗАТЕЛЬНО на землю,причем именно на сигнальную. С уважением,ADV.

Пользовал я 6ж4 в триоде, (+)

> чтобы уж совсем предохраниться.

> Лампадка -то с высокой крутизной и весьма высокочастотна.

правда в катодном повторителе. Это точно – очень привередлива схема оказалась к экземплярам ламп (хотя были все одной партии). На осциллографе (очень неплохом) все было идеально,звучание при смене ламп заметно изменялось, а про неонку я не знал. И корпус не землил, и резистор 1 кОм только в первой сетке ставил. Век живи, век учись. С уважением, Григорий.

> правда в катодном повторителе. Это точно – очень

> привередлива схема оказалась к экземплярам ламп (хотя были

> все одной партии). На осциллографе (очень неплохом) все

> было идеально,звучание при смене ламп заметно изменялось, а

> про неонку я не знал.

Лампочка действительно привередлива, но если к ней с душой, то хорошо поет

> И корпус не землил, и резистор 1 кОм только в первой сетке

> ставил. Век живи, век учись.

В принципе, свист более всего зависит от электромагнитной структуры монтажа. Повезло, значит У меня на входе фонокорректора без заземления корпуса немного фонила, абез резюка во второй сетке подсвистывала, правда только приналичии сигнала более 30мВ на частоте ок 1200МГц.

Неплохая лампа, Олег, с интересным звуком. Во вторую сетку мин. 100 Ом обязательно. Но вот в первой мне удалось без антизвонов. Работала на межкаскадный транс. с фикс. смещением (а по другому у нас ничего не работает 8-)). Ri в триоде около 4 кОма. Ку, если не изменяет память, около 30 -35 – из за высокой крутизны сильно зависит от рабоч. точки, а из за наших технологий, сильно зависит от года выпуска и партии. Сергей Рубцов.

> для иcпользования в качестве драйвера для 6С33с,кто какие

> предпочитает?

Ua=220V,Ia=10mA,Uc=-3V,Ra=27kOm.Вторая и третья сетка соединяются с анодом.

> Какой коэфф усиления по напряжению получается, хотя бы

> примерно?

Усиление около 40.

Совершенно согласен с Сергеем Васяниным по поводу режима 6Ж4 в триоде, разве что можно попробовать режим, когда третья сетка на катоде и выбрать какой больше понравиться. По «картин-кам» лучше, который предложил Сергей. Кус в этом режиме будет 37 (среднестатистический, по крайней мере в моей «куче» так).

Теперь надо устроить битву чемпионов, и выбрать абсолютного чемпиона ! Делайте ставки, господа! Где-то у меня была парочка 6Ж4, а 6Э5П стоят уже в усилке, так что я это попробую. Кстати, интересно, кто раньше открыл 6Э5П для звука? Я на нее случайно набрел в конце 1999 года, перебирая лампы в подвале, включил, послушал и о#@ел… С тех пор это моя любимая лампа, а за ней с большим отрывом – ECC-81. Правда я еще не пробовал 6Ж4 …

Дмитрий

Привет еще раз!

> Спасибо за инфо. Налицо два явных фаворита для

> использования в каскаде усиления/драйвер с трансом – это

> 6Ж4П и 6Э5П (оба в триоде).

Это точно, только 6Ж4, а не 6Ж4П. Если хочется пальчиковых, то наиболее близкая по ВАХам к 6Ж4 это 6Ж5П, но про звучание ничего сказать не могу.

> О последнем много писал С.Рубцов. Интересно, сравнивал ли кто >их звучание

при одних и тех же вых. лампах ? Так и не собрались мы это сделать. Но я слышал у Ильи усилители Сергея, отлично звучат. Притащить мои уси к нему, или его ко мне, проблематично, Илье не до этого сейчас. Эксперемент – любопытный, но не более того, потому что и та, и другая лампы дадут прекрасный результат. Так что пользуй ту которая есть. Можно Сергея Рубцова спросить, он пользовал и ту, и другую.

Удачи и успехов, Юра.

попробуй 6ж52п о……шь больше,она в триоде очень хороша

Александр К.

Здравствуйте. Сегодня ночью устроил один интерестный эксперимент. Сваял два резистивных каскада 1 на 6Ж4, 2-й на 6Ф6С И потулил к знакомому для прослушки… Есно на выходе обоих каскадов Alps’ы для получения Кпередачи=1 В качестве источника Teac-овский CD Усь самопальный 6Н8С+300В+5ц3С Вых транс. – ЗС. Акустика Лаузеры.

В левый канал совался один из усей А првый оставался как исть

Позвали слушать всех кого можно даже кошку и соседей

Не буду обременять подробностями но если 6Ж4 народ, да и я услыхивали сразу, то 6Ф6С народ практически не слышал.

С уважением, Борис

Привет Борис!, а чего сказать-то хотел ? Ты бы лучше привёл режимы ламп. Сравнил хрен с пальцем, да ещё при единичном усилении. Что дал этот эксперимент.Разные лампы для разных целей. И alps здесь не причём. Вот если бы вместо 6Н8С ставил эти лампы-тогда другое дело.Правда, на 6Ф6С получить нужное усиление можно только с межкаск.трансом 1:2. То-есть, я хочу сказать,что сравнение совершенно некорректное и бессмысленное. Тем более, что для прослушивания этой ерунды были привлечены беззащитные коты . Будь здоров!

Александр К.

Я прошу прощения. Но вчера писал после безсонной ночи с несколько сумбуром в голове… Просто когда мне говорят про новую лампадь Я пробую ее именно методом сотворения каскада на онной (авт смещение, классические режимы МБГЧ на катодный резистор) a ALPS в качестве делителя чтоб получить Кпередачи=1 меряю С1–108 и в разрез одного из каналов стерво уся ставлю онный каскад а потом сажу кучу людей (включая котов, Romy прошу не обижаться) и переключая – есть каскад, нет каскада пытаюсь выяснить как онный звучит и влияет на народные массы… сорри Еслиже Вас интересуют режимы, то вечером померяю я сейчас на одной из работ — ну соответственно лампы с собой не таскаю… А своим сообщением Я хотел сказать, что лично мне 6Ф6С больше по душе, в качестве дырвера правда осталось их мало …

С уважением, Борис.

Усредненая характеристика, по 30 лампам. Статистика: 10–15% имеют мю равное 35, из них 20% мю=33; 35% мю=45, из них 10% мю 50. Остальные мю=40.

> А какой коэфф усил у 6ж4 и внутреннее сопротивление в триоде.

30 Одессит

Это смотря как включать Ежели с дросслелм или межкаскадом, то 40–45. MVM

6ж4 у меня работала с межкаскадником СТ, и в двухтакте (именно с 6с4с) и в однотакте 300В. Неиземенно изюмительный результат! Жалко, межкаскады закончились эти (УТС 60-х годов, две пары Женя Комиссаров забрал и все…) Одна надежда на А.Воробъева и Е.Васильченко (АУ!!!!)

У меня именно с трансом столько и получилось (30–34). Может тебе лампы попадались с повышенной крутизной? Цифра 40 более свойствена 6С3П иже с ней. Евгений.

6П9 отдалённо напоминает 6Э6П своими «внутренностями», но не сильно. Но 6Ж4 75-го года, распиленная мной по причине обрыва накала, один в один 6Ж5П той же самой «Светланы» того же 75-го года. В моём ламповом минимузее они так и лежат рядом, похожие, как сёстры-близняшки в разных нарядах и с разными обувками.

В принципе готов поверить, что были другие версии (инверсии, каверверсии) 6Ж5П, но я лично пока не встречал таковых.

↑ Принимаем работу

Лицевая и задняя панель склеены из двух листов нефольгированого стеклотекстолита. Две заготовки скручиваются между собой, обрабатываются края и сверлятся отверстия. Оба листа склеены между собой суперклеем «момент». К шасси панель крепится шпильками. Сзади лицевой панели сверлятся отверстия под винты М3. С вкрученных на клей винтов срезается шляпка, так получаем шпильки.

Кожухи трансформаторов выполнены из фольгированного стеклотекстолита. Вырезаются заготовки необходимого размера. Затем стеклотекстолит спаивают с внутренней стороны мощным паяльником не жалея припоя. Края обрабатываются на наждачном круге или напильником, затем наждачной, вместе с углами. Шильдик сделан из листа алюминия толщиной 1,5 мм.

Лампы 6-вольтовой серии

Лампы 6-вольтовой серии

Также это изделие может называться: tube of 6-volt series.

Лампа 6-вольтовой серии предназначены для усиления токов, напряжений, мощности, а также для детектирования токов высокой частоты.

Лампы имеют следующие доступные к заказу модификации:

МаркировкаКоличествоМаркировкаКоличество
Частотно-преобразовательные лампыДвойные тетроды и пентоды
6А2П400 шт.6Р2П269 шт.
6А7120 шт.6Р3С-172 шт.
6А879 шт.6Р4П321 шт.
Диод-пентодыТриод-пентоды
6Б8122 шт.6Ф1П950 шт.
Лампы с вторичной эмиссией6Ф3П50 шт.
6В1П71 шт.6Ф4П600 шт.
6В2П55 шт.6Ф5П400 шт.
6В3С11 шт.6Ф6С10 шт.
Диод-триоды6Ф12П518 шт.
6Г2156 шт.Двойные диоды
6Г716 шт.6Х2П1407 шт.
Триод-гептоды6Х2П-ЕВ2113 шт.
6И1П400 шт.6Х6С869 шт.
6И1П-ЕВ200 шт.6Х7Б18 шт.
Пентоды с удлиненной характеристикой6Х7Б-В11 шт.
6К3386 шт.6Х7Б-ВР12 шт.
6К417 шт.Тетроды
6К4П70 шт.6Э5П123 шт.
6К4П-ЕВ1704 шт.6Э5П-И153 шт.
6К4П-ЕР593 шт.6Э6П-ДР144 шт.
6К6А-В10 шт.6Э6П-Е180 шт.
6К789 шт.6Э12Н-В110 шт.
6К13П1100 шт.6Э15П174 шт.
Лампы с поперечным отклонением луча
6Л718 шт.

Условные обозначения:

Лампа 6-вольтовой серии 6А(Б, В, Г, И, К, Л, Р, Ф, Х, Э)1А(Б, Г, Д, К, Л, Н, П, С)-В(Д, Е, И, Р), где:

6 — число, определяющее напряжение накала лампы в вольтах (округленно).

Тип лампы:

А — частотно-преобразовательная лампа (6А2П, 6А7, 6А8);

Б — диод-пентод (6Б8);

В — лампа со вторичной эмиссией (6В1П, 6В2П, 6В3С);

Г — диод-триод (6Г2, 6Г7);

И — триод-гептод (6И1П, 6И1П-ЕВ);

К — пентод с удлиненной характеристикой (6К3, 6К4, 6К4П, 6К4П-ЕВ, 6К4П-ЕР, 6К6А-В, 6К7, 6К13П);

Л — лампа с поперечным отклонением луча (6Л7);

Р — двойной тетрод и двойной пентод (6Р2П, 6Р3С-1, 6Р4П);

Ф — триод-пентод (6Ф1П, 6Ф3П, 6Ф4П, 6Ф5П, 6Ф12П, 6Ф6С);

X — двойной диод (6Х2П, 6Х2П-ЕВ, 6Х6С, 6Х7Б, 6Х7Б-В, 6Х7Б-ВР);

Э — тетроды (6Э12Н-В, 6Э5П, 6Э5П-И, 6Э6П-ДР, 6Э6П-Е, 6Э15П).

1 — число порядкового номера триода (все возможные варианты приведены в таблице с модификациями).

Конструктивное оформление лампы:

А — стеклянная оболочка сверхминиатюрных ламп (диаметр баллона — от 4 мм до 8 мм);

Б — стеклянная оболочка сверхминиатюрных ламп (диаметр баллона — от 8 мм до 10,5 мм);

Г — стеклянная оболочка сверхминиатюрных ламп (диаметр баллона — не менее 10,5 мм);

Д — металлостеклянная оболочка с дисковыми впаями;

К — керамическая оболочка;

Л — замковый цоколь, устраняющий выпадание лампы из гнезда;

Н — металлокерамическая оболочка миниатюрных и сверхминиатюрных ламп;

П — стеклянная оболочка миниатюрных (пальчиковых) ламп (диаметр баллона 19 мм и 22,5 мм);

С — стеклянная оболочка с цоколем или без цоколя (диаметр баллона — не менее 24 мм).

Лампы, отличающиеся от основных типов дополнительными свойствами:

В — лампы повышенной надежности и механической прочности;

Д — лампы особо долговечные (долговечность — не менее 10 000 ч);

Е — лампы повышенной долговечности (долговечность — от 3000 ч до 10 000 ч);

И — лампы, предназначенные для работы в импульсном режиме;

Р — лампы повышенной надежности.

Приемно-усилительные лампы представляют собой электровакуумные приборы, состоящие из нескольких электродов-анода, катода и сетки, заключенных в газонепроницаемую оболочку (баллон), внутри которой создан вакуум.

Варианты исполнения ламп 6-вольтовой серии в зависимости от вида приёмки:

— отдел технического контроля — ОТК;

— особо стойкие — ОС;

— приемка заказчика — ПЗ;

— военная приемка — ВП.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: