Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С и 6Н9С

Собственно вирус лампового звука внедрился в меня посредством небольшой статьи, размещённой на этом ресурсе. Вот она, тут находится. Спасибо автору Началось изучение теории по данному вопросу, причём не эзотерическая ересь из интернетов, а книги Цыкина, Гершунского, Войшвилло и тому подобное. Радиолюбительские журналы 60-х годов тоже интересные, многие современные ноу-хау встречаю именно в них.

 

Сделать усилитель своими руками не получилось, хоть и покупал лампы, дроссели, трансформаторы, потому как отец приобрёл у какого-то радиолюбителя брошенный на полпути усилитель, который так и не заиграл… Пришлось изменить схему фазоинвертора и уменьшить номиналы резисторов (до справочных) в цепи управляющей сетки выходных ламп на землю, так как эти лампы со временем запирались и ток через них не шёл, сводя коэффициент усиления до нуля.

Окончательный вариант схемы привожу ниже. Регулятор громкости исключён за ненадобностью. В принципе, схема простая и в особых пояснениях не нуждается. Электролит в катоде входной лампы специально выбран с небольшой ёмкостью, дабы снизить усиление на низких частотах (не люблю я их) за счёт обратной связи по току. Пила в катодной (и анодной цепи) была сглажена установкой дросселя после диодного моста. Дольше всего боролся с самовозбуждением на частотах от 100 kHz и выше. Резисторы 4.7k перед сеткой выходной лампы и керамика, шунтирующая электролиты в анодном питании оттуда. Так же и сетку пробовал заземлять через ёмкость, и что-то вроде RC-фильтра туда же ставил — всё было бестолку. До тех пор, пока сигнальный шнур от компьютера к усилку не выдернул. Весь ультразвуковой мусор исчез, поскольку шёл со звуковой карты. Будет мне наука на будущее, что бы с ветряными мельницами не сражался.

Фон переменного тока снизился ниже порога слышимости (если не прикладывать голову к колонке) после того, как установил среднюю точку от накала входной лампы на землю, через пару резисторов на 4.7k

 

Честно говоря, захватившая меня идея заиметь и услышать ламповый звук, вызывала кое-какие сомнения или опасения. Волновал один вопрос, а именно — стоит ли игра свеч? Услышу ли я какую-либо разницу? Если почитать интернеты, то складывается такое впечатление, что услышу всенепременно. Но ведь там же можно почитать и про то, как у людей басы отлипают от динамиков после обматывания межблочного кабеля тремя слоями изоленты. Или же описывают чудесные изменения в звуке от замены простого акустического кабеля на волшебный по 300$ за метр (с обязательной прослушкой правильного направления подключения и с предварительным прогревом кабеля правильной музыкой, что бы электроны нарезали хорошие траектории в проводнике) и прочую мутотень.

Однако то, что я услышал, полностью оправдало и даже превзошло все мои ожидания. Звук приобрёл детальность. Акустическая гитара стала похожа на акустическую гитару, завывания ветра превратилось в завывание ветра, а чирикающие птички на заднем плане стали чирикающими птичками, а не непонятным шумом, принимаемом мною за искажения. Хотя не знаю, как можно описать это словами — это нужно услышать. Прослушав композицию с лампы, тут же повторил её усилителем Романтика 50У-220С и отдельно на Microlab Solo-3 Mk2. Звук стал мутным. Такое чувство, что высокие частоты выкрутили вниз темброблоком, однако последующий подъём высоких частот ситуацию не исправляет — только добавляется всяких щелчков, свиста и прочего шума из высокочастотных динамиков.

Я не буду утверждать, что транзистор фигня, убивает душу и т.д. и т.п. У меня не идеальная эталонная система для сравнения, думаю, что найдётся транзисторный или интегральный усилитель с таким же детализированным звуком (цена вопроса только будет совсем другая). Тем более, что прослушивал музыку я не на Hi-End колонках, а с СОЮЗ 50АС-012. Да и вообще, говорить про убийство звука транзистором абсурдно. Источник сигнала у меня цифровой, весь тракт до одного вольта — полупроводниковый. Да чего уж там мелочиться, уже на студии, в процессе записи музыки, сигнал мог пройти через 300-400 транзисторов (информация из какой-то статьи Лихницкого). Если звук умер уже неоднократно, то с какого перепугу он должен воскреснуть в лампе?

Ладно, отставлю в сторону болтовню и размышления. Добавлю ка ещё пару фотографий.

 

 

Обратная связь со мной возможна здесь, в моём журнале, по тегу — звук — записи данной направленности.

 

 

То не пламя костра жарит, то не солнце высоко взошло, то с дива-колонками теплым ламповым звуком диво-6ф3п-усилитель песнь поет.

В интернете есть куча статей о теплом ламповом звуке. Вот и меня совратили попробовать собрать что-то теплое и ламповое. После недолгих поисков, я решил что оптимальной схемой начинающего аудиофила можно считать схему Манакова на 6ф3п.

Введение

Схема на 6ф3п хорошо известна, вылизана и вообще стала своего рода классикой. Именно по этим причиами я решил ее собрать. Но в отличии от других самодельщиков, я решил делать ее более-менее бескомпромиссно, но, в то-же время, не занимаясь полной аудиофилией типа направленности проводов и конденсаторов по 100$ за штучку.

Итак, было решено. Взять схему Манакова с внешним смещением выходного пентода, выбросить из нее дешевые ТВЗ-трансформаторы и сделать свои, тру-аудиофильские. Так-же было решено отказаться от остатков прошлого – дросселей в питании. Вместо них используются полупроводниковые гираторы. Начитавшись страшилок о влиянии переменных резисторов, решил поставить на громкость позиционный переключатель. Вообщем почти полный фен-шуй )

Данные по этим лампочкам можно найти тут.

Схема

Итак, схема моего варианта.

КТ на схеме – это контрольные точки. Тоесть, напряжение там должно быть номинальное. В качестве конденсатора “подобрать” используется K78-2 0.1мкф/1000в именно он обеспечил лучшее звучание.

 

Вроде, все просто. Мотаем ТруЪ трансформаторы. Сердечников от ОСМ-0.063 я найти не смог, поэтому решил использовать еще более крутые сердечники от ОСМ-0.1 Рассчитать выходник на этих сердечниках помог Манаков, за что честь ему и хвала. Итак, вот они, намоточные данные

osm-01.txt — намоточные данные для выходника на ОСМ-0.1

Мотать руками такие трансформаторы – занятие не из веселых, поэтому я соорудил какой-никакой, но все-же намоточный станочек.

Он хоть и примитивный, но намотку упрощает колоссально. Намотка происходит очень просто – крутим ручку, а рукой подаем провод.

Естественно, при этом легко сбиться в подсчете витков, поэтому я придумал такой нехитрый способ. Мотаем слой до заполнения, потом фотографируем и в фотошопе считаем количество витков на фотографии в большом приближении. Вот пример одной из таких фотографий:

Провод укладываем виток-к-витку, в качестве изоляции – обычная офисная бумага.

Итак, провод который пошел на трансформаторы вместе с не разобранным ОСМ-0.1, половинками магнитопровода от разобранного и микрометром.

После намотки “варим” трансформатор в парафине на водяной бане порядка часа

 

При сборке не забываем о прокладках в магнитопровод и получаются вот такие выходники.

Из доступных силовых трансформаторов я выбрал ТАН-2.

Теперь собираем блок питания и регулятор смещения. Естественно, это все предварительно долго симулировалось, тестировалось итп. В регулятор смещения нужно бы добавить резистор для плавной регулировки, а то муторно отлавливать миллиметры.

stab.pdf — стабилизатор анодного питания на основе гиратора

bias_regulator.pdf — регулятор смещения

То, что получилось:

Собираем макет

Хоть и выглядит он неприглядно, на нем я подобрал лампы, проверил температурные режимы итп.

 

Корпус

И вот тут началась эпопея. Не зря говорят, что радиолюбитель – в первую очередь столяр, а потом уже радиолюбитель.

Итак, моделирую корпус в SolidWorks

Красиво, да? Месяц возни с лобзиком, шурупами, клеем и шпаклевкой по вечерам и получаем вот такцю цацку:

Обтягиваем это все ПВХ-пленкой. Просто и красиво, потом монтируем внутрь всю нашу электронику. Естественно, монтаж сигнальных цепей мега-труевый, p2p. Выглядит ужасно, зато минимум утечек. Внутреняя разводка сигнальных цепей – экранированным проводом.

Собираем и получаем красавца:

Почему именно XLR-разьемы? У меня уже есть колонки с такими входами. Те колонки, что стоят у меня понимают полный баланс. Этот-же усилитель балансного сигнала не понимает, поэтому использует только одну составляющую. При не очень длинных кабелях это ни на что не влияет – шума не слышно.

Звук

А вот тут вы наверняка ждали восторженных отзывов – мол супер, теплый ламповый звук и все такое. Ничего подобного. Звучит он ну.. эээ… ну просто звучит! Аккустические композиции действительно звучат лучше, плотнее, как-бы ближе, а вот метал становится полной кашей, и это меня очень расстроило.

Не смотря на свои 2.5Вт выходной мощности, усилитель орет довольно громко. На максимальной громкости соседи расстраиваются.

 

Продажа (уже продан)

Не смотря на то, что я потратил кучу времени и денег на этот усилитель, я его не использую. Он стоит на тумбочке и собирает пыль. Поэтому я решил его продать. Сразу скажу, что его, возможно, нужно будет дорабатывать – к примеру, подстроить ту-же самую регулировку смещения (он стоял около года, из-за ошибки в плате, которую я описал выше, регулировка могла уплыть), или вообще сделать автосмещение. Вообщем, это не совсем готовое изделие, а скорее полуфабрикат, несмотря на то, что вполне неплохо работающий.

Так, как это поделка, я продаю его по цене деталей, а не по цене готового изделия.

Итак,

ОСМ-0.1 = 60грн * 2 = 120грн. ТАН-2 = 50грн 6ф3п = 20грн * 2 = 40грн XLR = 15грн * 2 = 30грн Конденсаторы 20*3 = 60грн Мелочевки (транзисторы, мелкие конденсаторы, галетник, зажимы под провода колонок, столярка) еще на 50грн. Итого, 350грн

Деньги пойдут на оплату хостинга и на другие интересные проекты.

Параметры 6Ф5П

при Uн = 6.3 В, Uа.т. = 100 B, Uа.п. = 185 B, Rк.т. = 160 Ом, Rк.п. = 340 Ом, Uс2п = 185 B

Ток накала, мА 925 ± 65
Триодная часть
Ток анода, мА 5.2 ± 1.8
Крутизна характеристики, мА/В 7
Коэффициент усиления 70 ± 20
Межэлектродные ёмкости, пФ:
входная 3.5
выходная 0.25
проходная ≤ 1.8
Пентодная часть
Ток анода, мА 41 ± 9
То же на сгибе характеристики (при Ua=50 В, Uc2=170 B, Uc1=−1 B), мА ≥ 150
Обратный ток 1-й сетки, мкА ≤ 1.0
Ток 2-й сетки, мА 2.7+1.3
То же на сгибе характеристики (при Ua=50 В, Uc2=170 B, Uc1=−1 B), мА 30
Крутизна характеристики, мА/В 7.5−1
Межэлектродные ёмкости, пФ:
входная 11.7
выходная 8.8
проходная ≤ 0.7
между анодом пентода и сеткой триода ≤ 0.03
между анодами ≤ 0.4
Наработка, ч ≥ 3000
Критерии оценки:
ток анода и пентода на сгибе характеристики (при Ua=50 В, Uc2=170 B, Uc1=−1 B), мА ≥ 120
обратный ток 1-й сетки пентода, мкА ≤ 1
крутизна характеристики триода, мА/В ≥ 4

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *