Два ламповых усилителя (УМЗЧ)

Ламповые усилители

 

В статье предлагаются два варианта ламповых усилителей мощности звуковой частоты. Особенность представленных конструкций — гальваническая связь между каскадами. Авторы предприняли попытку найти оптимальное сочетание простоты, качества и повторяемости УМЗЧ с однотактным выходным каскадом мощностью до 8 Вт на канал.

Зачастую при оценке звуковоспроизводящей системы слушатель сознательно или безотчётно ориентируется на субъективные ощущения, определяющие качество звучания. При этом используются такие характеристики, как естественность, «прозрачность», «мягкость» звучания, «быстрота» (отчётливость) баса, детализация воспроизводимой композиции и пр. Разумеется, что с определённой долей условности эти характеристики можно связать с объективными параметрами этой системы — амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ), коэффициентами гармонических и интермодуляционных искажений, уровнем шума и фона, коэффициентом демпфирования АС и др. Каждый из предлагаемых здесь ламповых УМЗЧ, с нашей точки зрения, можно рассматривать как сочетание приемлемого качества звучания, неплохих технических параметров и сравнительной простоты схемного решения.

Схема лампового усилителя на лампе Г-807


Первый усилитель — однотактный, на лампе Г-807 (на рис. 1 схема одного из каналов стереофонического усилителя). Он представляет собой модернизацию усилителя «Profundo». Здесь применён дополнительно катодный повторитель, собранный на триодной части комбинированной радиолампы VL1 (6Ф1П). Такое включение позволяет согласовать работу входного и выходного каскадов с целью исключить спад АЧХ в области ВЧ и уменьшить нелинейные искажения преимущественно в области НЧ, возникающих в такой схеме при непосредственном соединении анода пентода и управляющей сетки Г-807.
Как и в первом варианте «Profundo», все каскады усилителя охвачены цепью следующих друг за другом местных обратных связей. Местная положительная обратная связь (ПОС) необходима не только для исключения оксидного конденсатора из цепи катода VL1.1, но и для улучшения воспроизведения низких частот («быстрый» бас). В её цепи образован делитель напряжения R7R5, к которому подключена экранная сетка тетрода. Конденсатор С1 не обязателен, но может служить для устранения возможных шумов при перемещении движка резистора R1. Выходной каскад собран по ультралинейной схеме, снижающей его нелинейные искажения и выходное сопротивление.

 

Блок питания лампового УМЗЧ

В блоке питания УМЗЧ I использован унифицированный трансформатор ТС-180 (от старых телевизоров). Выпрямитель выполнен на полупроводниковых диодах VD1, VD2 по симметричной схеме удвоения напряжения. Малая глубина общей обратной связи не обеспечивает существенного подавления фона от пульсаций анодного напряжения, поэтому в блоке питания применены П-образные фильтры с дросселями. Налаживание УМЗЧ проводят либо по методике, описанной в статье [ 1 ], либо (при отсутствии приборов) подстройкой резистором R4 до достижения максимального неискажённого на слух сигнала. Ток покоя анода лампы Г-807, равный 70 мА, можно корректировать подбором резистора R8. Смещение на управляющей сетке выходной лампы относительно катода — около -20 В.
Этот УМЗЧ позволяет применить выходной трансформатор с относительно небольшим магнитопроводом без потерь низших частот. В качестве ВА1 может быть использована широкополосная высокочувствительная (90… 100 дБ/Вт/м) динамическая головка.

Схема лампового усилителя на триодах 6С41С


На рис. 2 представлена схема однотактного УМЗЧ II на триодах 6С41С в выходном каскаде (один из двух каналов стереоусилителя). Усиление первого каскада осуществляется тетродом VL1 (6Э5П), с анода которого сигнал поступает на сетку выходной лампы VL2 (6С41С). Сигнал с середины вторичной обмотки выходного трансформатора Т1 через конденсатор С2 поступает на экранную сетку VL1, образуя петлю ПОС. Она дополнительно увеличивает усиление НЧ сигнала с помощью контура LC2 (где L — индуктивность половины вторичной обмотки трансформатора Т1), т. е. выполняет корректирующую функцию в области низших частот звукового диапазона. При этом резонансная частота контура может быть оценена как fрез= 1/(2π√LC2). ООС образована резистором R6 на экранную сетку VL1. ООС уменьшает нелинейные искажения и предотвращает самовозбуждение усилителя на низких частотах.
В блоке питания этого усилителя для выходного каскада применён выпрямитель на полупроводниковых диодах(по мостовой схеме), а для первого каскада (на тетроде VL1) используется однополупериодный выпрямитель на диодах VD5, VD6 с конденсаторами СЗ, С5. В качестве сетевого трансформатора в блоке питания для обоих УМЗЧ можно применить с достаточным запасом по мощности трансформатор ТС-180 (или его модификации, например, ТС-180-2), соответствующим образом соединив вторичные обмотки для получения необходимого переменного напряжения (63+63+42 В). Налаживание усилителя производят установкой для VL2 тока покоя 10 = 120 мА подбором резистора R3. При этом напряжение смещения на сетке выходной лампы относительно катода должно быть около -75 В.

Магнитопроводы сетевого и выходных трансформаторов следует размещать в корпусе взаимно перпендикулярно для минимизации магнитной связи через поле рассеяния.


Параметры всех УМЗЧ приведены в табл. 1. Они измерены с помощью осциллографа С-107, милливольтметра B3-38, генератора ГЗ-118 и режекторного фильтра, входящего в его комплект.

 


На рис. 3 приведены АЧХ двух предлагаемых усилителей. Для УМЗЧ I АЧХ измерена при его номинальной мощности Рном = 5 Вт (здесь и далее — на частоте f = 1 кГц), для УМЗЧ II — при мощности Рном= 6 Вт.


В табл. 2 приведены параметры выходных трансформаторов для ламп, используемых в УМЗЧ I и II. Для продления срока службы радиоламп желательно установить выключатель (тумблер), через который подают напряжение на аноды ламп примерно через 20 с после включения их накала.

Дроссели L1 и L2 на рис. 1 и рис. 2. могут быть заменены унифицированными Д31-5-0.14. Если их нет в наличии, можно использовать дроссели Др-1,2-0,16 и им подобные, однако при этом в УМЗЧ II следует увеличить ёмкость конденсаторов С4, С6 и С7 до 300 мкФ. В обеих конструкциях УМЗЧ применены переменные резисторы R1 с кривой регулирования типа В. Остальные резисторы — МЛТ или импортные. Мощный резистор R8 (2,4 кОм) на схеме рис. 1 — например, ПЭВ-10 или импортный большей мощности. Допуск разброса номиналов резисторов — ±10%. Подстроечный резистор — СП-2-2-0,5, СП-3-9 и т. п., желательно со стопором оси. Оксидные конденсаторы — например, К50-12, К50-17, К50-31 и аналогичные (или импортные). Конденсатор на входе УМЗЧ можно выбрать из плёночных (например, серии К73-9) или бумажных (серии К40У-9), хотя его влияние на звук менее ощутимо, чем межкаскадного (в обоих усилителях связь между каскадами непосредственная, без конденсаторов).

При сборке и отладке усилителей следует соблюдать предельную внимательность и осторожность (высокое напряжение). Вопросы устранения фона переменного тока хорошо изложены в [2, гл. 3) и [3].

Для оформления усилителя можно воспользоваться рекомендациями, изложенными, например, в [2, гл. 4]. Добавим, что шасси УМЗЧ можно изготовить из алюминия или стали толщиной соответственно 1,5 и 0,5…0,8 мм. Входные разъёмы RCA («тюльпаны»), выходные клеммы — с резьбой. Подстроечный резистор в цепи катода желательно расположить как можно ближе к входной лампе. Его корпус соединяют с общим проводом или экранируют. Провода накальных цепей скручивают между собой. Психоакустические характеристики каждого из описываемых УМЗЧ имеют свои особенности. На наш взгляд, первому УМЗЧ свойственны детальность и прозрачность звуковой палитры, второму — сочетание мягкости басового регистра с чёткостью высокочастотных компонентов звучания. Общая характерная черта обеих конструкций — «теплота» звучания, как принято говорить о звуке с ламповыми усилителями. Желаем успеха!

С. АХМАТОВ, Д. САННИКОВ, г. Ульяновск

ЛИТЕРАТУРА 1. Ахматов С., Санников Д. «Profundo» — ламповый усилитель звуковой частоты. — Радио, 2012, № 5, с. 16, 17. 2. Адаменко М. В. Секреты ламповых усилителей низкой частоты. — М : NT Press. 2007. 3. Симулкин С. Секреты ламповой High-End технологии. — Радиохобби, 1999. №4, с.49—52.

Источник : Журнал Радио №5 (Май) 2020 стр.17
Ламповые усилители ламповые УМЗЧ

 

Документация

Русско-английский PDF Datasheet1 Datasheet2 Страница из Кацнельсона

Толстая нога – 4-я. Считать по часовой, естественно (если смотреть со стороны цоколя).

На цоколёвке не указано, что ножки 2 и 6 соединены с анодом лампы, прошу не забывать об этом, и не использовать их на панельке в качестве монтажных лепестков. Гэгэн


ВАХ с результатами измерений Сравнение ВАХ 6С41С и пары 6С19П от Андрея Никитина

 

Статьи

The journey to nowhere and the verdict by Romy the Cat

Опыт

На 6С41С я делал и SE и PP. Неплохая лампа, крепкая, выносливая, терпит 30 вт на аноде спокойно, напряжение – до 400 вольт без пробоев (дальше не пробовал). По звуку звёзд с неба не хватает, но если поставить перед ней благозвучный драйвер, то получится очень недурственный усилок, мощностью до 8 вт, что в ряде случаев более чем достаточно.

Интересны с ней низковольтные режимы: 180 в, 160 ма, -60в на сетке к примеру

Ну вообще не такая уж и плохая лампа 6С41С. Например, однотактник на ней с раскачкой через межкаскадник на 6С15П был весьма неплох по звуку. При тщательной доводке звучания в течении полугода, что он простоял у меня. Стоящий параллельно с ним SE 300B здорово проигрывал в динамике, скорости и глубине. А под конец доводки обоих аппаратов ещё и в ясности. При низкой цене 6С41С (у нас – 40–50 рублей) – хороший вариант для новичков

 

Мне понравился такой режим 6С41С, когда я пытал: 200 в, 150 ма, – 68 в, в нагрузке – 2 кило. Кстати, эти лампы легко терпят 30 вт на аноде, и даже больше! Шалин

Лампочки 6С41С ровно как и 6С33С убиваются именно вводом её со стороны драйвера в токи сетки. Если драйвер дохлый и Кусиления маленький -то будет все стоять )) а вот если та же 45ка с Кус под 100… то она легко может убить 41 или 33 лампочку без принятых мер по стабилизации. ИМХО – нужен межкаскадник и схема АЛЯ https://www.shemki.com/schemas/nem300b12.gif с несколько адаптированными для 41(половинки 33). Но если УН не даст размаха около 70, то схема играть будет неочень. Я сейчас пользую 6С33С с одним неподключенным нагревателем )) гипотетически это почти )) эквивалентно 6С41С… только баллон больша раза в два-три. Термонапряженность конструкции куда меньше. Выходники – какраз от Прибоя немного доделанные для использования с 6С33Си однотактным включением… Гайдар

Были 6С41С с другим типом геттера, таким же как у 6С19П. В чашечке такой маленькой внутри баллона Шалин

ТН горячий геттер, если помню правильно, и у 6п45с такой же видел сам Бокарев

Получается все же есть геттер в 6с19п?Да? Налете вообще не видно!Тарелку видно,какая то фигня на ней есть

В ней применяется не распыляемый геттер из пористого титана. Такой геттер применяется достаточно часто: практически во всех металлостеклянных и металлокерамических лампах

Похоже эти лампы режимы и покруче терпят СПОКОЙНО. Алексей, это у вас не «запредельные», это просто «предельные» Вот у меня сейчас «запредельные» – 36 ватт рассеивания (сейчас), сегодня-завтра планирую небольшую переделку внутри усила, заодно на 40 ватт выйду, а может и больше Два слова в защиту лампы – по звучанию она конечно не соревнуется за пальму абсолютного первенства (хотя звучит очень недурственно), но зато по электрическим и конструктивным параметрам – просто ляля! Я впервые запустив ее недоглядел сначала, звуком увлекся – так вот, на аноде высадил 50 ватт(!) Ну и что? А ничего – покраснела себе и работала как ни в чем не бывало – правда смещение у нее было поуавтомат (75 ом в катоде) – безо всяких эксцессов. Позже я съехал все-таки по мощности, пожертвовал немного ради полного отказа от чего-либо в катоде – и вот она прекрасно живет с фиксой при 36–37 ваттах на аноде, до 40 доведу и успокоюсь При том что СЕТЬ ГУЛЯЕТ КАК ХОЧЕТ. В автомате для этой лампы смысла не вижу, т.к. автосмещение – это необходимое зло, которого следует избегать при возможности. Vikt0r

Чуть опоздал, вчера в Москву ездил. Поддерживаю мнение участников форума насчёт 6С41С с геттером и без. Звучание одинаковое абсолютно. Согласен с Лёшей Шалиным, что «лысые» лампы эстетичнее. Кстати, поскольку сейчас в качестве драйверной работает 6Г7 (ток через неё, сами знаете какой – мизер), увеличил ток через 6С41С до 105 ма. Вроде звучание ещё чуть плотнее стало. Александру Торресу. Саня, привет. Вот и я про то же самое. Помнишь, в какой-то ветке я писал, что есть лампы очень чутко реагирующие на изменение тока, а есть – вообще не чувствующие этого. Про 6С41С могу тоже сказать, что реагирует. Я начинал с 90ма, и в конце концов остановился на 105ма. Великолепная микродинамика и т.д. С уважением, Вадим Пузанов.

 

Давно смотрел на 6с41, но вот после нового года наконец собрал СЕ на двух 41 в паралель. До этого слушал на 6с19. По моему мнению, 41 значительно интерестней. бас фундаментальный, верх очень чистый. Пока конструкция для меня вне конкуренции из того, что я делал. Belkovod

Насчёт лучшего звука 6С41С перед 6С19П в целом согласен. Шалин

Что может быть лучше 6С18С Светланы? Только 6С41С Светланы! Шалин

Давай сами покумекаем сначала… вот что получалось у меня когда пытался найти точку с МИНИМАЛЬНЫМИ ИСКАЖЕНИЯМИ. РТ: ток 175 напряжение анода 145 смещение 46. с Ra=5600 мощность чуть меньше ватта зато альфа очень большая. 17. Понятно что режим сильно не удобный, но треугольники на АСХ практически одинаковые. Lex

Мне тоже приглянулась почти такая же. Я выбрал 146 В анод-катод,ток покоя 165 мА,смещение -45 В wizard

Есть ещё один вариант 5,7 кОм 130 мА Евгений 073

Мне когда-то понравился для 6С41С такой режим: 225 в, 120 ма, -86 в на сетке, Ra = 1,77 кОм. Я прогонял лампу с таким трансом по всей рабочей х-ке – от 150 вольт анод-катод до 330 вольт.

На слух этот режим был самым благозвучным. Ri у 6С41С в указанной точке – 220 ом. Транс имел активные сопротивления обмоток 17+17 ом. (вторички – приведённое конечно же). Шалин

 

С 41 лампами я начал эксперементировать давно, слушал на макетах и только 3 месяца назад закончил делать к корпусе. Из опыта могу сказать, что ВАХи не всегда точно совтадают с тем, что есть в справочнике. однако лампа орень хорошо звучит на половине мщности, а при выходе на максимум становиться немного резкоковатой, но это тоже все относительно, поскольку на мой взгляд сравнение ее звучания с дорогими «японцами» показывает приимущество ус на 41. Но тут есть еще один нюанс, после прогрева звук становиться лучше даже на полной мощности. В моем случае две запаралеленные лампы способны отдавать 12 ват,что всегда достачочно, а отличное звучание на половине (6 вт) тоже практически во всех случаях обеспечивает требуемый результат. Если говорить о самом звучании, то те кто слушал 6с19п найдут в голосе 41 много отличий и главное – динамика и низ здесь 41 конкурентов практически нет. Belkovod

З а в и с и м о с т ь и с к а ж е н и й о т в ы х о д н о й м о щ н о с т и д л я в ы х о д н о г о к а с к а д а н а 6 С 4 1 С п р и с о п р о т и в л е н и и н а г р у з к и 3 2 0 8 О м, м о щ н о с т и, р а с с е и в а е м о й н а и н а п р я ж е н и я х с м е щ е н и я н а с е т к е – 3 0, – 4 5, – 6 0, – 7 5, – 9 0 В А. Никитин

Просто по теме. В эту субботу в Москве усилитель на 41 лампе, по идеологии Ю.Макарова легко обыграл ONGAKU. Хозяин последнего плакал. Без коментариев. georgiy

6С41С легко переносит 35–40 вт на аноде. В современных даташитах производителя Pmax = 30 вт. Шалин

> Вообще лампы 6С33С,6С41С и 6С19П, это… как-бы сказать, не лучший выбор для любителя

> послезвучий и ревербераций.

Точно такого же мнения, достаточно «дубовые» все они От них только одна радость – маленкое Ri. Imho шаманские пляски с накалом тут не очень то помогут…

Опять же imho, из этого списка наверное минимально дубовая это 1/2 6С33С, т.е. включенная на один накал. По звуку далеко не одно и тоже что 6С41С, хотя по параметрам половинка 33-й и 41-ая достаточно близки.

 

Запараллеленные 2–3шт 6С19П тоже далеко не подарок К тому же я очень не люблю параллелить лампы – как их не подбирай все равно (в большей или меньшей степени) будет «хор имени тяпницкого»

6С41С однозначно слила 1/2-ой 33-ей Как «по звуку», так и формально – по линейности, спектру. Может быть у меня «такие» 33-и и 41-ые, х/з… Но факт остается фактом, половинка 33-ей лучше чем 41ая. L0ki

DataSheet

Схема соединения электродов лампы 6С41С Корпус лампы 6С41С

Описание

Триод для работы в качестве регулирующей лампы в электронных стабилизаторах напряжения. Оформление — в стеклянной оболочке, бесцокольное. Масса 100 г.Основные параметры при Uн = 6.3 В, Ua = 90 В, Rк = 40 Ом

Параметр Условия 6С41С Ед. изм.
Аналог
Ток накала 2.8±0.3 А
Ток анода 240±90 мА
Обратный ток сетки ≤5 мкА
Ток утечки между катодом и подогревателем ≤100 мкА
Крутизна характеристики 19±7 мА/В
Внутреннее сопротивление 150 Ом
Напряжение виброшумов Rа = 2 кОм ≤300 мВ
Межэлектродные емкости входная 11±6 пФ
выходная 6±3
проходная 15±5
между катодом и подогревателем ≤45
Наработка ≥1250 ч
Критерии оценки
Обратный ток сетки ≤15 мкА
Ток анода ≥150 мА

Предельные эксплуатационные данные

Параметр Условия 6С41С Ед. изм
Напряжение накала 5.7-6.9 В
Напряжение анода 450 В
при включении лампы 600
Напряжение сетки отрицательное 0.5-250 В
Напряжение между катодом и подогревателем 300 В
Ток катода 310 мА
Мощность, рассеиваемая анодом 25 Вт
Сопротивление в цепи сетки 0.2 МОм*
Температура баллона лампы 270 °C
Интервал рабочих температур окружающей среды -60…+70 °C

Описание всех параметров смотрите в буквенных обозначениях параметров радиоламп.

*При работе лампы в качестве регулирующей в схемах электронных стабилизаторов напряжении сопротивление в цепи сетки, являющееся одновременно нагрузкой в цепи анода управляющей лампы, не должно превышать 1,5 МОм.
Предельные значения тока анода и мощности, рассеиваемой анодом, при параллельной работе ламп

N* Сопротивление в цепи катода каждой лампы, Ом
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Ток анода каждой лампы, мА
1 300 300 300 300 300 300 300 300 300
2 210 225 235 243 250 255 259 262 265
3 180 200 214 225 234 240 246 250 254
4 164 187 204 215 225 233 239 243 248
5 156 181 197 210 220 228 234 240 245
6 150 175 192 206 217 226 232 237 242
7 145 173 189 203 215 223 230 236 241
8 142 169 187 201 212 222 229 234 240
9 140 167 186 200 211 220 228 233 239
10 138 165 184 198 210 220 227 232 238

Продолжение

Сопротивление в цепи катода каждой лампы, Ом
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Мощность, рассеиваемая анодом каждой лампы, Вт
1 25 25 25 25 25 25 25 25 25
2 17.5 18.5 19.5 20.3 20.8 21.2 21.6 21.8 22.1
3 15 16.7 17.8 18.7 19.4 20 20.5 20.8 21.2
4 13.7 15.6 17 17.9 18.8 19.4 19.9 20.3 20.7
5 13 15 16.4 17.4 18.3 19 19.6 20 20.4
6 12.5 14.6 16 17.1 18.1 18.8 19.3 19.7 20.2
7 12.1 14.2 15.8 16.9 17.9 18.6 19.2 19.6 20.1
8 11.8 14.1 15.6 16.8 17.7 18.5 19.1 19.5 20
9 11.6 13.9 15.5 16.6 17.6 18.4 19 19.4 19.9
10 11.5 13.3 15.3 16.5 17.5 18.3 18.9 19.3 19.8

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

Усилитель на лампах 6С41С

Характеристики:

Выходная мощность 2 х 7 Вт на нагрузку 8 ом (класс А) Диапазон частот 20Гц — 20кГц (-0.5 дБ) Чувствительность 0,75 В Входное сопротивление 50 кОм Выходное сопротивление 1,0 Ом (1кГц) Отношение сигнал/шум 85 дБ Потребляемая мощность 140 Вт Радиолампы 6С41С х 2, 6Э5П х 2 или 6Ж52П в режиме триода Габариты 440 х 350 х 175 мм Масса без упаковки 18 кг

Описание:

Отрицательная обратная связь отсутствует.

 

Индикаторы уровня выходного сигнала.

Дистанционное управление громкостью.

Корпус усилителя промышленного производства, сделан на Российском предприятии (Лазерная резка и гибка металла) по индивидуальным чертежам. Сталь 1,5 мм, чёрная краска-лак.

Стоимость усилителя 65 000 р.

 

Выдержка из статьи В.В.Пузанова

6С41С — триод с косвенным накалом (Pa=25Вт), имеет приблизительный зарубежный аналог EC360, причём с октальным цоколем. В Интернете на различных форумах мне приходилось встречать самые разные оценки звучания этой лампы, причём абсолютно противоположные. Не буду цитировать авторов этих высказываний, так как по моему мнению, большинство из них ничего не делали на этом триоде, поскольку ни режимов работы, ни схем включения никто не обсуждал. Мой опыт применения лампы 6С41С в выходном каскаде однотактного лампового усилителя, а также опыт А. И. Манакова, Д. Андреева, В. А. Стародубцева, позволяет сказать, что 6С41С — великолепно звучащая лампа, причём с любым типом смещения. Отличный, хорошо артикулированный бас и очень объёмная и детальная звукопередача — признаки звучания 6С41С. Кроме этого, вы удивитесь, мощность однотактного каскада на ней составляет около 7 ватт! Звучание 6С41С чем-то похоже на 300В с фиксированным смещением, причём не из самых плохих экземпляров. Недостатками чисто конструктивного характера, можно считать необходимость покупки специальных (не дешёвых) ламповых панелек и большой ток накала. Некоторые конструкторы так же считают недостатком большее время «вхождения в режим» (примерно 20-30 минут), по сравнению с прямонакальными лампами. Однако я не считаю этот факт недостатком, скорее особенностью, потому что любой ламповый усилитель начинает звучать лучше после 20-30 минутного прогрева. Такие очевидные достоинства, как отличное звучание, высокая выходная мощность, отсутствие проблем с фоном, присущих прямонакальным лампам, более простой выходной трансформатор (достаточно Ra=800ом) из-за низкого внутреннего сопротивления лампы (что тоже хорошо) и т.д. — с лихвой компенсируют эти недостатки.

В.В.Пузанов

https://www.radioradar.net/radiofan/audio_equipment/amplifier_triod.html

Усилитель по схеме Манакова EL34/6П3С

  • Главная
  • Ламповые усилители
  • Усилитель по схеме Манакова EL34/6П3С

Эта широко известная схема двухтактного лампового усилителя на 6П3С и 6Н9С была разработана Анатолием Манаковым. Оригинал смотрите здесь. Она довольно проста и при внимательной сборке заработала сразу без танцев с бубном.

Отмечу сразу, что некоторые установленные мной номиналы отличаются от предложенных автором. Но сделано так не потому, что я проводил длительные слуховые эксперименты с кучей пластинок Pink Floyd и Led Zeppelin, а просто по причине отсутствия у меня в закромах некоторых емкостей и переменных резисторов, рекомендованных разработчиком. Не мудрствуя лукаво, я не столь дотошен к погрешности радиодеталей.

Я применил триодное включение выходных ламп, поскольку тороидальный выходной трансформатор не имеет дополнительных отводов. Любителям серьезного и громкого звука лучше реализовать пентодное включение выходных ламп или найти рекомендуемые трансформаторы. Понятно дело: выходные лампы желательно подобрать в пару. В оригинальной схеме есть фильтрующий конденсатор С8, которого нет в моей интерпретации. Я решил его перенести на плату блока питания.

В выпрямителе напряжения я применил «электронный дроссель» на полевом транзисторе 12NK90Z и не стал упражняться с катушками индуктивности в виде «железных дросселей». Схема смещения и накальные цепи сделаны идентичными авторскому варианту.

 

Я запитал каждую лампу моноусилителя от независимой обмотки, благо тороидальный транс имеет три накальные обмотки. Большое значение в плане подавления нежелательных шумов играет заземление накальных обмоток через сопротивления 100-150 Ом на землю с каждого плеча.

Нужное напряжение БП выставляется подбором резистора Rk. Я использовал корпус усилителя в качестве радиатора охлаждения для стабилизирующего транзистора VT1, поскольку греется он весьма прилично.

Монтаж печатных плат в металлическом корпусе

При монтаже нужно уделить особое внимание схеме смещения, которое должно быть отрицательным по отношению к земле. Следует соответствующим образом впаять банки электролитов и диодный мост. В противном случае, думаю, вы сами знаете последствия неправильно впаянных электролитов в блоке питания. Я смонтировал элементы схемы на двух функциональных платах: звуковой и БП.

Вся конструкция свободно поместилась в стандартном алюминиевом корпусе BO19 размерами 275/175/65. Печатные платы монтируются на столбики к нижней крышке. Все отверстия корпуса, через которые ведутся провода к траснформаторам, обязательно изолируются резиновыми вставками. Под трансформаторы подкладываются изолирующие прокладки, чтобы исключить замыкания обмотки на корпус в случае продавливания изоляции. Входной разъем на джеке 6.3, регулятор громкости и кнопку включения питания я разместил на верхней панели – для удобства использования при размещении на полу. Вокруг отверстий под выходные лампы и драйвер 6н9с лучше сделать много вентилирующих отверстий, чтобы тепло от керамических панелек тоже выходило наверх.

Есть один нюанс в закрытии трансформаторов металлическими колпаками. Дело в том, то при замыкании колпака на корпус через центральный болт образовывается короткозамкнутый виток. В таком случае корпус усилителя будет очень сильно нагреваться и мешать работе трансформатора. Следовательно, нужно использовать изолирующие прокладки для крепления колпаков через болт, либо изобретать другие варианты установки без контакта с корпусом.

Настройка напряжения смещения и анодного напряжения для драйвера

Настройка моноблока делается в режиме молчания по рекомендациям Манакова. Само собой, ко вторичной обмотке транса должна быть подключена активная нагрузка в виде проволочного резистора 4-8 Ом достаточной мощности (5-10 Вт).

Далее настраивается входной каскад установкой напряжения 1.8…2 вольта на катодах драйвера 6н9с. Для этого нужно подобрать сопротивление резистора R4.

Затем производим регулировку напряжение смещения для выходного каскада. С помощью переменных резисторов R10 и R12 устанавливаем на катодах выходных ламп напряжение 0,035…0,04 вольта. После чего подаем на сетку первого триода V1 сигнал с частотой около 3 кГц и напряжением 0,5 вольта. Регулируя переменный резистор R7, выставляем одинаковое переменное напряжение на анодах V1.

 

После настройки усилитель продемонстрировал замечательное качество звучания и полное отсутствие посторонних шумов. Данный двухтакт выдает насыщенный и прозрачный звук с замечательными низами. Триодная схема включения может обеспечить приемлемую громкость для небольшой комнаты 4×4 метра. Самое главное, такой воздушный звук хочется слушать бесконечно, а громкость здесь отходит на второй план.

Дата публикации: 31 October 2019

Принципиальная схема

Первый каскад усилителя выполнен на половине лампы 6Н23П (6Н1П, 6Н2П, 6Н4П), второй каскад представляет собой обычный резистивный усилитель. Между первым и вторым каскадом включен широкодиапазонный регулятор тембра. В качестве потенциометра использован переключатель П2К.

Применение фазоинверторного каскада, собранного по схеме с катодной связью (VL3), обеспечивает высокую симметрию выходных напряжений в широком диапазоне частот и малые нелинейные искажения. С предыдущим каскадом (VL2), представляющим собой катодный повторитель, фазоинверторный каскад связан гальванически, чтобы уменьшить сдвиг фаз на низких частотах, что улучшает стабильность работы усилителя.

Выходной каскад собран по схеме РРР на лампах 6П41С, имеющих достаточную мощность и небольшое внутреннее сопротивление (12 кОм). Вместо 6П41С можно применить лампы 6П3С, 6П27С, EL34. Усилитель охвачен отрицательной обратной связью, напряжение которой через резистор подается с выходной обмотки автотрансформатора в цепь катода первого каскада усилителя мощности.

Питание усилителя — от двух одинаковых однополупериодных выпрямителей на диодах Д237Б. Трансформатор питания имеет 4 обмотки анодного напряжения по 240 В каждая. Примечательно, что конденсаторы в блоке питания не соединены с корпусом.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *