Такого звука от этих динамиков я не ожидал. Выбор хороших материалов и тщательная сборка могут творить чудеса. Я думаю, что мне удалось выжать из использованных динамиков всё, на что они способны.

 

Много я в своё время собирал усилителей, однако отсутствие хороших колонок не позволяло раскрыть их потенциал. Решил попробовать собрать хорошие колонки, однако бюджет, конечно, был ограничен. Поэтому и было решено взять за основу советские колонки и выжать из них максимум.

Понятно, что колонки вышли не самые лучшие в мире, но могу ручаться, что качество звучания их очень даже неплохое и уровень вполне серьёзный. Ориентируясь на цены моего города можно говорить о сумме в 40 тыс. руб.

Содержание / Contents

  • 1 Итак, приступим
  • 2 То, что переделывал
  • 3 Схема фильтров
  • 4 Колонки стоят на шипах
  • 5 Это начало работ
  • 6 Фрагменты изготовления передней стенки
  • 7 Задняя стенка с терминалом
  • 8 Стенки склеивал и стягивал евровинтами (конфирматами)
  • 9 Распорки или «брейсы»
  • 10 Подставки
  • 11 Задняя стенка
  • 12 Решётки-грили
  • 13 Внутри
  • 14 Грили
  • 15 Динамики
  • 16 Ну и вот, проект лицом
  • 17 Чертежи, файлы

«Романтика»

С 1986 года на заводе имени Шевченко в Харькове изготавливались акустические системы 25АС 121 «Романтика» и 50АС-105, почти такие же, если не считать переднюю панель. Эти колонки могут служить и как напольные, и как полочные (что более проблематично). Большущие и тяжёлые, несмотря на это, мощность и чувствительность не на высоте. Часто возникали проблемы на низких частотах, если громкость взять побольше.

 

Просто так на пол или на подставку ставить не рекомендуется — гудят и бубнят, нужны специальные резинки под колонки, тогда эти неприятные моменты заканчиваются. «Романтику» различают по году изготовления: 1989 года — первые, ещё фанерные, звучали достойно, а вот после 1991 года стали намного хуже. Задняя стенка съёмная, корпус из ДСП 16 миллиметров толщиной, а передняя панель — фанерная, 18 миллиметров. Динамики расположены повдоль центральной оси, впереди вся акустическая система защищена накладкой из пластика, а динамики — металлической сеткой под накладкой.

↑ Итак, приступим

Бюджет проекта 7 тыс. руб. (2,5 тыс. ушло на приобретение б/у колонок, так что можно и дешевле). По-хорошему перед проектированием корпуса нужно измерить Т-С параметры динамиков, но я этого делать не стал (хотя многие, наверное, прочитав эту фразу, дальше читать не станут) по трём причинам:
1. Мой неоднократный опыт (субъективный) показал, что опираясь на справочные (неизмеренные) данные можно получить неплохие результаты, хотя при измерении результаты получаются лучше. Что касается использованных НЧ динамиков (35ГДН-1-8), то на моей практике не попадались с таким разбросом параметров, что надо было бы менять тип акустического оформления или сильно варьировать объём ящиков.

2. Нужно было собрать колонки в максимально сжатые сроки. К тому же при серийном производстве уж точно на разброс параметров не обращали внимание. Смирился с этим и я (и ничего страшного не случилось).

3. Если снять Т-С параметры не так уж и сложно, то для снятия АЧХ у меня пока нет ни измерительного микрофона, ни разных других примочек и компьютерных программ.

 

Загнал справочные данные НЧ головок в программу WinSD, получаю оформление фазоинвертор, чистый объём 45 литров. Учитывая распорки, сч-бокс и т. п. получаем конечный внутренний объём ящиков 50 литров. Т.к. длина прохода фазоинвертора выходила чуть больше чем глубина корпуса, решил сделать щелевой фазоинвертор, чтобы сократить его длину. По-моему так даже красивее. Кстати частота настройки ФИ около 35 Гц.

Чтобы сделать корпус жёстче (для улучшения басов) использовал двухслойные стенки из склеенных вместе ДСП 16 мм и фанеры 18 мм. Главные инструменты при изготовлении ящиков — фрезер, струбцины, шуруповёрт.

Развитие производства акустики

Перед тем как появились первые советские колонки, пользователи могли пользоваться лишь обычными радиовещателями. Эти приборы позволяли слушать музыку. Однако в 1951 г. руководством страны был утвержден единый стандарт, определивший те основные параметры, которыми должна обладать техника для радиовещания. Именно этот год стал стартовым для начала разработок разнообразных моделей акустики. В тот период технологии еще нового производства были просто впечатляющими.

Советские колонки акустические: модели, характеристики колонки, Однако, колонок, можно, только, систем, «Электроника, корпус, мощность, Кроме, динамики, техника, корпуса, Именно, составляла, советских, акустика, звука, советские, система
Советские колонки имели такие основные элементы, как громкоговоритель, электродинамическая головка и подмагничивающий элемент. Даже при весьма скудном оформлении корпуса такие динамики звучали очень качественно. Тот, кто пользуется современной акустикой, не всегда поймет, что слышит звук, воспроизводимый советскими колонками. В чем кроется причина такого волшебства? В техническом прорыве инженерной мысли! После этого в стране начался выпуск новых моделей приемников, которые в течение длительного времени являлись единственным источником звука в домах и на дискотеках. Интересен тот факт, что подобная аппаратура производилась вручную.

↑ Схема фильтров

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

На схеме фильтров в скобках указан разброс для разных динамиков (я рассчитывал их учитывая измеренное сопротивление звуковых катушек). Все конденсаторы набраны из плёночных (К73-17 и импортных), соединял по несколько в параллель. Катушки в СЧ и ВЧ фильтрах подогнал LC-метром родные, а для НЧ мотал проводом диаметром около 2 мм с использованием сердечника из пластин-перемычек от Ш-образных сердечников трансформаторов (т.е. сердечники получились прямые).

Модернизация старой техники

Колонки С-90 пользуются большой популярностью у меломанов. Неудивительно, что многие из тех, кого интересует качество звука, стремятся их модернизировать. Это занятие не только увлекательное. Оно позволяет сэкономить внушительные деньги и получить систему с отличным звучанием. Конечно, наружная сторона этих колонок, возраст которых составляет не менее 30 лет, уже утратила свой прежний шик. Однако для тех, кто решился на модернизацию, главное, чтобы система была целой изнутри. Для такой работы понадобятся паяльник и плоскогубцы. Не обойтись при модернизации и без набора отверток. Первым делом необходимо снять переднюю панель. Это можно сделать только после того, как будет откручено два десятка различных шурупов. После разборки следует обратить внимание на динамики. Они, скорее всего, потребуют реанимации. Вполне возможно, что понадобится перемотка катушки. После этого акустические колонки на советских динамиках будут звучать просто идеально, без всяких посторонних призвуков. Более прозрачными все тона сделают и шелковые купола, которые можно установить на смену пластиковым.

↑ Колонки стоят на шипах

Шипы из строительных отвесов на подставках (их конструкция позже).

 

Описание

Для своего времени колонки «Радиотехника» имели наилучшие характеристики. Они принадлежали к высшему (нулевому) классу и качественно отличались от всей советской аппаратуры. Кроме того, эта АС ни в чем не уступала импортной.

Колонки работали в диапазоне частот, находящемся в промежутке от 31.5 до 20 000 Гц. Их номинальная мощность составляла 35 Вт.

советские колонки ас
Но данная акустическая система оказалась далека от совершенства. У нее была достаточно высокая стоимость, доходившая до 300 рублей за пару. Да и вес этих колонок был внушительным. Порой он превышал 30 кг. Кроме того, покупая колонки С-90, никто не был уверен в том, что сделает из них слаженную пару. Ведь одна из них собирала всю мощность воедино и звучала громче другой. Однако это было не единственным недостатком данной АС. Советские динамики часто ломались. Причиной тому были слабые и тонкие провода, которые уже сами по себе непрактичные. Кроме того, динамики плохо звучали на средних частотах, портя все впечатление об акустике.

↑ Это начало работ

склеивал клеем ПВА, тот что слева для стыков (важна прочность), тот что справа склеивал ДСП с фанерой сплошным слоем.


«Пресс» для склеивания

↑ Фрагменты изготовления передней стенки

↑ Стенки склеивал и стягивал евровинтами (конфирматами)

маленькими с последующей шпаклёвкой.

Установка

Несмотря на имеющиеся недостатки, колонки S-90 вполне устраивали советских меломанов. В течение нескольких десятилетий эта акустическая система входила в разряд самых массовых. Не забывают меломаны о ней и сегодня. Ведь колонки С-90 являются ярким символом уже ушедшей эпохи. Это прибор внушительного размера, который равен 36х71х28,5 см. Именно поэтому их необходимо было правильно установить, соблюдая расстояние до слушателя минимум 2 м. Однако в тесных советских квартирах сделать это было невозможно. Именно поэтому настоящий звук, который могла выдать подобная акустика, слышали только соседи.

↑ Распорки или «брейсы»

для увеличения жёсткости корпуса.

 

↑ Подставки

типа сандвича, ДСП с бортиками из бруска, засыпал песок сухой плотно и сверху ещё 2 слоя ДСП. Такой огород ради экономии на мраморных плитах. Вроде неплохо вышло, вибрации в пол действительно гасятся.

Радиола «Симфония»

1965 г. стал еще одной важной вехой в области производства приемников. Именно в этом году в СССР была выпущена первая отечественная радиола. Она была сконструирована с помощью лампового метода. Стереофоника, получившая название «Симфония», служила своеобразным музыкальным центром того периода.

Что включал в себя состав радиолы? В ее конструкции находился электрофон. Он позволял проигрывать виниловые пластинки. В составе «Симфонии» был еще и приемник, который излучал звук.

сделано в ссср
Сегодня эта радиола есть только у некоторых поклонников ретро, да и то ее используют лишь для оформления интерьера. С точки зрения акустики подобная техника, которая являлась эталоном инженерного искусства в прошлые годы, существенно устарела.

↑ Решётки-грили

тоже подумал из дерева сделать и вставить металлические решётки из родных грилей Веги от НЧ динамиков, повёрнутые на 90 градусов (у меня случайно 4 шт оказалось, как раз по две решётки в размер состыковались, а решётки, закрывавшие СЧ ждут своего часа).

 

 

Четвертое и третье место


Виктория 001
Пятое и четвертое места – АС Виктория 001 и Симфония 003. Две легендарные акустические системы, которые шли в комплекте с одноименными ламповыми радиолами. Виктория 001 – установлены редкие динамики с высокой чувствительностью в 112 децибел. Симфонии 003 – эта АС особо почитаемая у аудиофилов. Несмотря на винтажные динамики, Симфония 003 показывала даже в родном корпусе высокий класс, шикарный звук богатый деталями, будто перед тобой не винтажная акустика, а очень дорогие и высококачественные акустические системы.

↑ Внутри

всё оклеено линолеумом на жидких гвоздях (сплошным слоем, не точечно) для вибродемпфирования.

 

 

Следующий этап

Что касается ламповых проигрывателей, то в домах обычных трудящихся они встречались весьма редко. Основная причина – высокая цена техники и малые партии ее выпуска.

 

советская акустика
На следующем этапе в стране начали производиться транзисторные магнитофоны. Такая техника давала большую выходную мощность звука. Для того чтобы купить такой магнитофон, простому инженеру необходимо было отложить на покупку пять своих месячных окладов. Однако, несмотря на это, новая техника приобрела большую популярность. Работа подобного оборудования не могла обойтись без новейшей акустики. И в 1974 г. в СССР стали выпускаться новые колонки. Первой была модель АС 10МАС-1М. Эта советская акустика получила широкое распространение на долгие годы. В систему был внедрен длинноходовый громкоговоритель, дополнительно оснащенный подвесным латексным диффузором. Однако стоит признать тот факт, что такая техника не отличалась высоким качеством. Особенно много нареканий вызывала сборка колонок.

↑ Грили

обтянул искусственной кожей и вставил решётки.

 

 

Корпуса отшлифовал, покрыл слегка разбавленным ПВА, чтобы самоклеющаяся плёнка легла хорошо (пришлось потом ещё раз шлифануть нулёвкой, т. к. немного ворс приподнялся).

↑ Динамики

Заклеил окна диффузородержателя СЧ (20ГДС-4-8) чем-то вроде войлока (материал был наклеен по периметру СЧ стакана в Веге).


У СЧ динамиков были заменены подвесы (на тканевые). ВЧ (6ГДВ-2-16) тоже были доработаны: аккуратно вытащил купол и намазал торец керна тонким слоем пластилина (сомневаюсь в выигрыше от такой операции, но хуже точно не стало), заменил вату под куполом на распушённый ватин (делается из шерсти), после такой доработки ВЧ играет получше.
Прикрутил динамики через прокладки из линолеума. Облепил СЧ-бокс пластилином (кстати, в месте прилегания динамика бокс нужно обработать напильником для плотного прилегания, всё-таки не очень качественно были собраны исходные колонки). Звукопоглощение — ватин и синтепон, а в СЧ-боксе вата. Обклеил самоклеящейся плёнкой. На подставках — пятачки из алюминия под шипы. Чертёж корпусов и схема фильтров в конце. Фильтры — на куске фанеры. Провода — акустические сечением 2,5 мм² для НЧ, 1,5 мм² — для СЧ и 0,75 мм² — для ВЧ (экономическая целесообразность). Скажу честно, замена проводов многое даёт, особенно в плане сохранения характеристической чувствительности динамиков, но чрезмерно борщить с сечением смысла не вижу.

 

 

Ленинград

Акустические системы 75АС 001 — последняя разработка ВНИИРПА имени Попова, внедрённая в серию. Эта «лебединая песня» отечественного колонкостроения замечательна тем, что при создании проекта было применено математическое моделирование, оптимизация параметров составляющих при помощи ЭВМ (головки и кроссовер). В этой системе много достоинств: эффективные громкоговорители нового поколения (10ГДВ-4, 30ГДС-1, 100ГДН-3), откуда появилась рекордная чувствительность для бытовых систем восьмидесятых годов — 91 дБм. Был шире обеспечен диапазон частот при малой неравномерности и небольшом уровне искажений.

Двумя заводами выпускались практически идентичные акустические системы: «Корвет» («Океанприбор», Ленинград) и «Кливер» («Красный луч», Таганрог). Наборы громкоговорителей, конструкции и схемы у моделей были одинаковы, однако в Таганроге к колонкам изготавливались и наборы динамиков. Сейчас инвестиций в электронику практически нет. Прибалтика перешла на дешёвые модели по западному образцу, принимаемые без малейшего восторга. А в России традиционно не доверяют качеству отечественной электроники, потому производство практически умерло. На рынке присутствуют Новосибирск («Ноэма») и Гагарин (Смоленской области, ОАО «Динамик»), сохранившие довольно широкий спектр отечественных акустических систем.

↑ Ну и вот, проект лицом


Результатом доволен (даже очень, только фотоаппарат бы получше да опыта в фотографировании побольше). Играют действительно неплохо. Получили хорошую экспертную оценку (слушал их дирижёр, музыкальный мастер). Конечно я слушал колонки и получше звуком и даже намного получше, но дело не в этом — учитывая затраченные средства и цены, по которым в салонах звука предлагают сопоставимые по качеству колонки, вариант более чем выигрышный.
Особо хочу отметить, что даёт тяжёлый и жёсткий корпус для НЧ: ко мне приходили гости (просто в гости, не колонки послушать), а я включал музыку и почти каждый обращал внимание на то, какой мягкий и естественный бас у колонок (бас действительно естественный быстрый, не затянутый), хотя я не просил высказывать мнение и не задавал наводящих вопросов, что по моему мнению говорит об устойчивой тенденции оценок и уверенном выигрыше такого построения корпусов. Гости заявляли, что теперь поняли какой жёсткий и утомляющий бас (даже неприятный) дают их сабвуферы.

Общая информация

Акустические системы советские

 

Для начала приведем следующие факты, касающиеся советской акустики:

  • Она всегда излучает хорошо и мощно.
  • Источник сигнала этой акустической системы и усилитель мощности сделаны настолько качественно, что их замена на другие модели не изменит общего впечатления.

Тем, кто уважает качественный звук, хотелось бы заявить, что советские динамики 35 ГДН – неплохой вариант. Это не китайских ширпотреб точно и устанавливать такие готические образцы в автомобиль очень даже неплохо. Они не только гармонично впишутся в интерьер любого автомобиля, но и дадут такое звучание, о котором и не мечтаешь.

Советские акустические системы

Примечание. Независимо от того, какие динамики, советские или зарубежные используются, чтобы они звучали хорошо, нужен короб.

Естественно, что использование больших советских динамиков актуально сзади, как уникальный образец тыловой акустики. Делается сначала короб, освобождается часть багажника под полкой и фазоинвенторы выводятся сюда. Прежде, чем перейдем к непосредственному алгоритму установки этих самых динамиков в автомобиль, хотелось бы ознакомить читателя с полезной информацией. Итак:

  • По своей природе советские динамики данного типа являются мид-басами, которые обязательно потребуют дополнительного монтажа пищалок или высокочастотников.
  • Советский динамик не предназначен для установки в автомобиль, что априори подразумевает обязательное изготовление короба для него.
  • В СССР было особое производство и кроме качества, динамики получали еще и недостатки. В частности речь идет о разбросе Тиль-Смоль параметров и неправильной амплитудно-частотной характеристики. Именно по этой причине, качественно изготовленные динамики звучали либо сносно, либо вообще ужасно.
  • Подвес у таких динамиков резиновый и со временем он, естественно, дубеет. Изменяются по этой причине шикарные параметры динамика и уже на выходе имеем достаточно громкие кричалки, но не более.

Рейтинг советской акустики

  • Преимущество советских динамиков в качестве излучаемого звука, который, если все правильно сделать, будет звучать как настоящий и мощный басовик.
  • К таким советским динамикам можно приложить 35Вт СК3, что обеспечит долговременную мощность. При этом посредственной будет звуковая отдача.
  • Звуковое оформление для советских динамиков должно быть обязательно фазоинверторным.

↑ Чертежи, файлы

На чертеже ящиков не показаны динамики и распорки (я их потом по месту без чертежей уже вставлял), а третий слой, фанера, передней панели — разрезан на две части, одна снимается (это как раз гриль), а другая склеена с корпусом и является его частью, а также продолжением фазоинвертора. Динамики расставлял тоже без чертежей, размер гриля потом определил по месту.
Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

(Обновлено 02.18.2012)

 

Заимствование зарубежных технологий

В 1978 г. в СССР начали простое копирование акустических систем западных образцов. За это дело впервые взялись инженеры, работающие в прибалтийских странах. Таким образом была спроектирована модель 35АС-1, на основе которой была выпущена целая серия систем S-90. Эти советские колонки были значительно усовершенствованы. Высоким качеством отличался и их корпус. Он был собран из прочной фанеры, которую в тот период применяли в авиастроении. Задняя и боковая панели корпуса изготавливались из дерева самых ценных пород. Внушительным был и вес устройства. Эта советская акустика весила 23 килограмма!

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *