ЦАП с усилителем для наушников Yulong Daart Canary | или как я повысил качество звука на компьютере. Часть 3.


Компания Yulong по темпу выпуска новых продуктов вполне может конкурировать с другими именитыми производителями, флагманы выходят примерно раз в пару лет, в промежутках появляются очень хорошие модели более бюджетных сегментов. Вот и сегодня пришла пора поговорить про новый “топ” компании, ожидаемо названный DA10. На самом деле, в прошлом, Yulong пытались двинуться в ещё более высокий сегмент, выпустив парочку из ЦАПа D8 и усилителя A8, но потом от них решили отказаться, сконцентрировавших на том, что получается у разработчиков лучше всего: насыщенных возможностями настольных комбайнах для любителей портативного аудио. Тут разработчиков ожидала сложность, которую они сами призвали на свою голову. Дело в том, что предыдущая модель DA9 получилась уже “слишком хорошей”. Если, допустим, в DA8 обоих поколений усилитель для наушников был средним по мощности, что и вызывало зачастую нарекания клиентов, то в DA9 это исправили, сделав мощный усилитель в классе А, работающий на дискретных элементах, фактически закрывающий необходимость в дополнительном усилке. Разумеется, если вам не надо раскачивать что-то мегатугое.

Исходя из вышесказанного, идея инженеров компании сосредоточиться на цифровой части выглядит логичной. К AK4497, отлично зарекомендовавшему себя в прошлой модели, добавили сложную схему подавления джиттера и ресемплинга, использующую FPGA и высокоточные задающие генераторы. Поддержка форматов цифровых сигналов была повышена до DSD512 и 768 кГц при подключении по USB. Не уверен что это имеет практический смысл, так как в данный момент контента в таком разрешении — исчезающе мало, но, как гласит пословица “запас карман не тянет”.

Стоимость комбайна оставили на прежнем уровне, стоит DA10 где-то 1100 – 1200 долларов, поэтому отдельно можно похвалить Yulong за отсутствие попыток ползучего удорожания своей техники.

Технические характеристики

  • ЦАП: AK4497
  • USB: XMOS XU208
  • Регулировка громкости: PGA2311
  • Усиление: OPA1611 и OPA1612 в роли LPF, OPA1622 — буффер
  • Усилитель для наушников: дискретный в классе A
  • Соотношение сигнал/шум: -130 дБ
  • Динамический диапазон: 125 дБ
  • Общие гармонические искажения+шум: 0.0003%
  • Диапазон частот: 20 Гц – 30 кГц (-0.15 дБ)
  • Разделение каналов: 120 дБ
  • Уровень балансного выхода: 4.2V
  • Мощность усилителя для наушников: обычный выход — 110 мВт @ 600Ω, 2000 мВт @ 32Ω; балансный выход — 230 мВт @ 600Ω, 3000 мВт @ 32Ω
  • Максимальное разрешение: по USB — до 32 бит/768 кГц, DoP до DoP128, NativeDSD до DSD512; по Coaxial/Optical/AES — до 24 бит/384 кГц, DoP до DoP128
  • Потребляемая мощность: <30 Вт
  • Размеры: 248 мм × 210 мм × 60 мм
  • Вес: 4 кг

YuLong Audio U100

USB-ЦАП на CS4398 + усилитель для наушников с транзисторным буфером Diamond

Китайский производитель YuLong Audio (ShenZhen YuLong Electronics) стал широко известен благодаря внешнему модулю (ЦАП+усилитель) для наушников Sabre DA8, который поражает как своими функциями, так и приличной (для китайского бренда) ценой, более 40 тыс. рублей. Причем устройство стало хитом продаж и дало хорошего пенделя всем почивающим на лаврах «истинно английским» звуковым брендам.

Пока Sabre DA8 продолжают сметать с прилавков как горячие пирожки, мы рассмотрим намного более доступное устройство YuLong U100, с ценником 8450 рублей, но от этого ничуть не менее уникальное и интересное.

Компания YuLong Audio молодая, основана в 2009 г. Специализируется на создании и выпуске достаточно самобытных звуковых устройств класса High-End. При разработке своих продуктов производитель применяет как технические измерения, так и тестовые прослушивания. На фотографиях лаборатории можно видеть 3-полосные мониторы Neuman (Klein + Hummel) O300 и цифровой спектроанализатор dScope Series III. Также в лаборабории есть два десятка наушников, включая Sennheiser HD800. При этом производитель заявляет, что хорошо звучащая аппаратура не должна стоить безумных денег. Интересно, что дает в итоге такое сочетание подходов.

Заявлено, что схемотехника U100 явилась результатом доработок после проведения многочисленных слуховых тестов и измерений.

Интересно, что помимо функции внешнего ЦАП устройство может выступать в качестве автономного усилителя для наушников, вообще без подключения компьютера. Это достаточно необычная функция для звуковых карт, но для бытовых устройств она является вполне штатной.

Регулировка громкости — аппаратная. Хотя ручка аналоговая, она имеет множество фиксированных позиций при повороте, напоминая дискретный регулятор.

Корпус YuLong U100 сделан полностью из алюминия, при этом вес небольшой: 480 г. Светодиодный индикатор включения спереди имеет бледно-розовый оттенок и не раздражает.

Разъемы линейного выхода — только стерео-RCA. Линейный вход — только миниджек. В комплекте переходник «миниджек на стерео-RCA». Выход на наушники — полноразмерный джек. В комплекте еще один переходник, с джека на миниджек.

Блок питания U100 — внешний импульсный. Производителем заявлено, что БП собственной разработки, с высоким КПД и сниженными помехами, несмотря на то что он импульсный. Возможно, в каких-то поставках так оно и есть, но у нас с устройством шел универсальный БП Kean Ocean Industrial S03, для напряжения сети 90—250 В, имеющий на выходе 12 В 1,5 А. Фильтрация питания, на самом деле, очень агрессивно производится внутри самого устройства. Имеется трансформатор. Скорее всего, он служит для получения отдельного питания для аналоговой и цифровой части. Инерционность трансформатора также может служить естественным фильтром для УВЧ-помех импульсного БП. Земли цифровых и аналоговых цепей также отделены друг от друга. В нашем экземпляре трансформатор был впаян руками, а флюс в этой части платы не отмыт. Возможно, флюс был нужен на стадии замены неисправной детали или для прогрева с целью исключения холодной пайки. На других фото начинки U100 в интернете такого нет, это особенность тестового экземпляра, просто «повезло». Негативного влияния нейтральный флюс не оказывает, это больше вопрос эстетики. При желании флюс несложно отмыть водкой или спиртом.

USB-контроллер, и он же по совместительству цифровой процессор Tenor TE7220L (USB 2.0 24 бит 96 кГц), работает от единственного кварцевого генератора и формирует как клок для любой частоты, так и управляющий конверторами. С процессора сигнал поступает на ЦАП Cirrus logic CS4398 (120 дБ, КГ+шум −107 дБ). Данная микросхема ЦАП прекрасно знакома нашим читателям, она имеет хорошую репутацию и широко применяется во многих звуковых устройствах. Интересен выбор ОУ в аналоговой части: ADA4075-2. Монтаж и разводка — на современном уровне, никаких самоделок pull-through. Применяются качественные SMD-элементы, включая металлопленочные конденсаторы CBB Panasonic и резисторы с гарантированным отклонением от номинала не более 0,5%.

Усилитель для наушников собран на основе ОУ ADA4075-2 с последующим токовым буферным каскадом на дискретных транзисторах, работающих, по паспорту, в цепях до 500 мА. Схема каскада называется Diamond buffer. После транзисторов в цепях нет конденсаторов фильтрации постоянного тока. Таким образом, завал АЧХ на низкоомной нагрузке на НЧ исключен.

Производитель заявляет, что есть два вида прошивок для U100. По умолчанию программная громкость устройства зафиксирована на 100%, и менять ее нельзя. Это сделано для того, чтобы не терялась битность от случайных регулировок в Windows. Есть прошивка U100Vol, где менять громкость можно. В нашей версии громкость в Windows менялась, но устройство было помечено как «Интерфейс S/PDIF» — вероятно, чтобы Windows передавала данные побитно при 100%-ном положении мастер-регулятора. Такой находки мы еще не видели!

Технические характеристики YuLong U100

  • Динамический диапазон: 110 дБ
  • КГ+шум: 0,0009% @ 1 кГц
  • Частотный диапазон: 20 Гц — 20 кГц @ −0,2 дБ
  • Потребление: Мощностьr: 100 мВт на 300 Ом
  • Вес: 450 г
  • Габариты: 11,5×3,5×17 см

Что выделяет YuLong U100 среди самоделок — так это драйвера с поддержкой ASIO, выбором битности и индикацией текущего режима. ASIO-панель весьма необычная. Она показывает реальный режим работы карты — частоту и разрядность данных, а также позволяет поставить огромный размер буфера. Это необходимо для отсутствия щелчков в режиме побитной передачи через ASIO даже на слабых системах.

Измерения в RMAA

Отчет ASIO-драйвера:

Device: YULONG Audio U100 ASIO DriverFeatures: Input channels: 2 Output channels: 2 Input latency: 6144 Output latency: 12288 Min buffer size: 128 Max buffer size: 6144 Preferred buffer size: 2205 Granularity: 32 ASIOOutputReady — not supported Sample rate: 8000 Hz — supported 11025 Hz — supported 16000 Hz — supported 22050 Hz — supported 32000 Hz — supported 44100 Hz — supported 48000 Hz — supported 88200 Hz — supported 96000 Hz — supported 176400 Hz — not supported 192000 Hz — not supported 352800 Hz — not supported 384000 Hz — not supported Input channels: channel: 0 (YULONGAudioU100_ASIO_In_0 (L)) — Int24LSB channel: 1 (YULONGAudioU100_ASIO_In_0 (R)) — Int24LSB Output channels: channel: 0 (YULONGAudioU100_ASIO_Out_0 (L)) — Int24LSB channel: 1 (YULONGAudioU100_ASIO_Out_0 (R)) — Int24LSB

Устройство поддерживает все частоты вплоть до 96 кГц. Главное для нас — качественная поддержка самого востребованного формата 16 бит 44 кГц.

Что говорят измерения?

Тестируемое устройствоYuLong Audio U100
Режим работы24-бит, 44 кГц
Звуковой интерфейсASIO
Маршрут сигналаYuLong Audio U100 — E-MU 1616M
Версия RMAA6.4.0 Pro
Фильтр 20 Гц — 20 кГцда
Нормализация сигналада
Изменение уровня−1,1 дБ / −1,0 дБ
Режим мононет
Частота сигнала калибрации, Гц1000
Полярностьправильная/правильная
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ+0,05, −0,12Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А)−104,9Отлично
Динамический диапазон, дБ (А)105,5Отлично
Гармонические искажения, %0,0017Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ (A)−92,3Очень хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %0,0018Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ−102,8Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %0−0020Отлично
Общая оценкаОтлично

Подробный отчет 24 бит 44 кГц

В целом цифры измерений нормальные. В этот раз использование ноутбука не помогло нам избавиться от земляной петли и получить идеальные спектры в тестах.

Интересно, что производитель приводит свои измерения реального устройства. Эти данные получше, но где-то рядом с нашими. Если мы получили КГ = 0,0017%, то производитель получил чуть менее 0,001%.

Для сравнения звучания мы использовали мониторы Adam S2.5A и Adam ARTist 5. Использовалось дважды слепое тестирование и мгновенное переключение между звуковыми картами.

Для сравнения мы взяли E-MU 1616M на том же ЦАП CS4398. YuLong U100 звучит чуть поярче-порезче, чем E-MU 1616M. В наушниках разница много больше, чем в колонках, и преимущество YuLong U100 однозначно ощутимо. Запас по мощности очень высокий, сказывается фирменная схемотехника на мощных транзисторах. Характер звучания CS4398 при этом сохраняется — и существенно отличается от звука Asus Essence STX. В целом YuLong U100 производит весьма положительное впечатление. Это однозначно более предпочтительное устройство, чем дешевые звуковые USB-карты Creative и Asus, которые мы обозревали.

Понравился драйвер ASIO и информационная панель с нижней строкой, в которой карта сообщает точный режим работы в текущий момент. Мы не встретили проблем с установкой драйвера на современном ноутбуке c USB 3.0, на котором не заработала карта E-MU 0204 USB.

В целом карта самобытная, с хорошим звуком. Хотя соотношения сигнал/шум в 120 дБ и 0,00000% искажений она не демонстрирует, звук у нее хороший, даже в чем-то свой оригинальный, особенно в наушниках.

Аналоговый вход усилителя для наушников позволяет YuLong U100 работать в качестве мощного автономного наушникового усилителя, не требующего подключения компьютера.

Кстати, о необходимости подключения к ПК: уже сейчас острой потребности в этом нет. Устройство YuLong U100 совместимо с современными планшетами/смартфонами — работает с ними как стандартный звуковой USB-интерфейс. Мы попробовали подключить ЦАП YuLong U100 по USB к Samsung Galaxy Note 3 через переходник и не встретили никаких проблем с воспроизведением музыки в штатном плеере смартфона.

Чем YuLong U100 не может похвастаться? Нет поддержки частот выше 96 кГц, нет никакой аппаратной обработки. В оправдание скажем, что данное устройство реализует концепцию Hi-End: выкинуть из тракта все малонужное и поднять качество того, что осталось. Кроме того, у YuLong U100 нет возможности фантомного питания от шины USB — то есть устройство сугубо стационарное, требует подключения к 220 В через адаптер сети.

Для малоизвестного китайского производителя YuLong U100 — неожиданно сильный продукт, с нормальным сайтом, не на китайском языке, и с возможностью купить в российском магазине.

Благодарим интернет-магазин Hi-Audio за предоставленный на тестирование YuLong U100

Дизайн и управление

В дизайне DA10 наблюдается возврат к стилистике “восьмёрки”, дизайнеры Yulong отказались от золотистой вставки, поэтому передняя панель имеет тот же цвет, что и остальной корпус. Любители эстетики могут выбрать серебристый, чёрный или красный вариант устройства, максимально подходящий к обоям в комнате или цвету чашек любимых наушников.

По традиции, практически все органы управления и разъёмы разместили на торцах устройства. На передней панели находятся: экран, два выхода на наушники (6.3 мм и 4-пиновый XLR) и регулятор громкости, служащий так же основным элементом навигации по меню. Экран на этот раз решили сделать заметно больше и цветным, используется неплохая IPS матрица с нормальным разрешением, яркостью и углами обзора, впрочем, большого смысла в этом нет, так как используется она только для вывода текстовой информации: выбранный вход, разрешение сигнала, уровень громкости и так далее. Нажатиями на регулятор громкости можно выбирать нужный пункт меню и потом, вращая регулятор, менять настройки. Так можно изменить: вход, режим работы (чисто ЦАП, ЦАП + предусилитель, усилитель для наушников), цифровой фильтр и общую “подачу”. Последний пункт, как и в DA9 позволяет выбрать один из вариантов звучания: нейтральный, с акцентом на СЧ и с акцентом на НЧ/ВЧ.

На задней панели тоже всё довольно привычно. Там находится гнездо шнура питания, рядом с ним расположены выключатель и предохранитель. Тут же имеются все ожидаемые разъёмы: USB, коаксиальный и оптический S/PDIF, AES/EBU. Ещё на задней стороне размещены разъёмы линейного выхода: пара RCA и 3-пиновые XLR для балансного подключения. Как видите, на недостаток функциональности жаловаться тут не приходится, не хватает разве что линейного входа для использования DA10 в роли усилителя.

Корпус сделан из толстого металла, это обеспечивает солидный вес, способствующий надёжному размещению комбайна на столе. Помогают этому продуманные ножки с силиконовыми вставками, защищающими от скольжения.

В целом, управление стало понятней, благодаря большому экрану, пользоваться ЦАПом стало легче. Энкодер — очень качественный, с приятными щелчками и правильной их регистрацией. Дизайн устройства и качество сборки остались на прежнем высоком уровне.

Звук

Для прослушивания устройства использовались следующие наушники: iBasso IT04, Meze Empyrean, Audio Zenith PMx2, Noble Audio Khan, Campfire Audio Andromeda и Solaris, Unique Melody Mason V3, HUM Pristine и другие.

В звуке новинка продолжает идеи предшественника, ощущается то, что аналоговая часть у них схожая. Разработчики Yulong постарались выковать усреднённый звук, без излишнего уклона в холодную мониторность и без попытки выдавать слитное “ламповое” звучание.

По сравнению с предшественником в лице DA9, новинка стала заметно лучше на плохих источниках “цифры”, джиттер сведён практически к нулю и это особенно заметно сказывается на протяжённости и естественности ВЧ. На хорошем источнике разница, конечно, будет менее заметна, но увеличившаяся воображаемая сцена и лучшее разделение планов станут приятным дополнением к звуку девятки.

Бас — собранный, нейтральный, с хорошим контролем и глубиной. Для большинства наушников данный комбайн покажет максимум того, на что они способны: разрешение, передача текстур, плотность и ударность, то чего немного не хватало в DA8, но было добавили в DA9, а тут сохранено в полной мере.

Средние частоты — нейтральные, прекрасно передающие то, что заложено в трек, но при этом не запредельно критичные к качеству записи. Возможные огрехи сведения и мастеринга обычно слышны, но на передний план не лезут. Разрешение на СЧ хорошее, равно как и вес, необходимый для придания нужной телесности вокалу и инструментам. Микроконтрасты не акцентируются, макросоставляющая отыгрыватеся настолько, насколько она подана в записи. Воображаемая сцена — заметно больше средней по обоим направлениям.

Верхние частоты — протяжённые, детальные и с правильными атаками и немного сокращёнными затуханиями. Комбайн не идеально, но хорошо передаёт насыщенные обертона, обеспечивая правильную передачу характера инструментов и нюансов помещения, в котором осуществлялась запись (разумеется, если это имеется в треке).

Сравнение с DA8

Конечно, главный вопрос, который встанет перед многими людьми, выбирающими для себя ультимативный источник, — это выбор между D200 и DA8 (тем более что последний недавно хорошо обновился). Да, D200 действительно очень близок к DA8, в режиме ЦАПа эта разница будет даже менее заметна, чем при работе встроенных усилителей для наушников. Но все же разница эта есть, и особенно хорошо ее показывают топовые наушники типа тех же Sennheiser HD800.

Поэтому задайтесь вопросом, на какой сумме денег вы хотите остановиться. Если на всю «систему» вы планируете потратить меньше 1500 долларов (не обязательно одновременно), то D200 будет идеальным выбором. Наушники среднего сегмента станут к нему идеальным дополнением.

Если же вы думаете о топовых моделях, как уже существующих, так и грядущих, — DA8 ждет вас.

Совместимость

DA10 достаточно мощен для использования с большинством наушников за исключением парочки самых тугих моделей. Если наушники требуют повышенной мощности, на помощь придёт балансный выход, кроме того он немного добавляет весомости на НЧ, но этот эффект довольно мал. С IEM проблем обычно тоже не возникает, хотя для сверхчувствительных моделей, пожалуй, стоит обзавестись аттенюатором.

Стилистически, DA10 абсолютно универсален, главное, чтоб слушатель предпочитал подачу без ярко выраженной окрашенности. По критичности к качеству материала я бы оценил его где-то на 8 баллов из 10.

Треки-примеры

The Stan Getz Quartet — Wildwood (Live at The Village Gate 1961) Сколько бы я ни слушал джаз, всё больше убеждаюсь, что по-настоящему эта музыка живёт только в живых концертах, причём желательно в клубном формате. Не буду даже вспоминать про Jazz at the Pawnshop, сегодня у нас есть новый повод убедиться в этом — концерт квартета Гетца в The Village Gate. Конечно, запись не безупречна, особенно пострадали тарелки, но, подозреваю, это максимум качества, которое удалось выжать с мастер-лент. Новый комбайн от Yulong в свою очередь делает всё, чтоб точно и безупречно отыграть данный альбом, максимально подчёркивая виртуозность музыкантов.

ZZ Top — Velcro Fly Раз уж добрые дельцы шоу-бизнеса озаботились выпуском ремастера на нетленную классику самой бородатой группы в истории рока, используем какой-нибудь из их треков в роли иллюстрации для героя нашего обзора. Для меня, как для любителя цикла “Тёмной башни” выбор трека был очевиден, тем более что “Ширинка на липучке” выделяется отличной партией ударных, которые в подаче DA10 звучат особенно выразительно.

Gov’t Mule — Mr. Man (Live) Ещё один пример того, как не очень качественная запись становится тяжёлым испытанием для источника и наушников. К счастью, Yulong DA10 достаточно техничен для того чтоб вытащить даже такой трек, не утратив при этом всю мощь и драйв живого исполнения, добавляющих данной композиции неожиданной глубины.

Название и этимология

Yulong

назвала и описала команда палеонтологов под руководством Люй Чзюньчана в 2013 году. Родовое название происходит от китайского 豫 (

) — односимвольной аббревиатуры провинции Хэнань, с отсылкой на место обнаружения находки, с добавление 龙/龍 lóng — «дракон», китайского суффикса, аналогичного др.-греч. σαῦρος/sauros — «ящер». Видовое название лат. mini относится к малым размерам образцов[1].

Yulong

основывается на серии синтипов из 5 экземпляров: HGM 41HIII-0107, исключительно хорошо сохранившийся скелет с черепом и нижней челюстью, который размещён в Хэнаньском геологическом музее, только без черепа и основания шеи; HGM 41HIII-0108, череп без нижней челюсти; HGM 41HIII-0109, частичный скелет с черепом и нижней челюстью; HGM 41HIII-0110, частичный череп с нижней челюстью и некоторыми шейными позвонками; HGM 41HIII-0111, левая подвздошная кость. В статье также были упомянуты дополнительные находки. Одним из исключительно сохранившихся эмбрионов внутри яйца является образец HGM 41HIII-0301, который найден в гнезде из 26 яиц[1].

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: