Имитация KRELL класса А чистый после-этап HIFI усилитель температуры KSA100MKII лучше, чем KSA50


Семья

Прежде чем начать разговор о вопросах сугубо технических, хочется обратить внимание на любопытный исторический момент. У истоков компании Krell стояли два человека: муж и жена Дэн и Ронди Д’Агостино (Dan & Rondi D’Agostino), создавшие компанию в 1980 году. Дэн занимался техническими вопросами и заложил саму основу бренда, те самые схемотехнические решения, которые используются Krell до сих пор. Его супруга Ронди руководила бизнес-составляющей проекта. Жизнь — штука сложная и некоторое время спустя супруги вышли из бизнеса Krell. На текущий момент расклад сил следующий: Дэн Д’Агостино по-прежнему занимается разработкой и производством усилителей, но уже под собственным брендом Dan D’Agostino, а Ронди после семилетнего перерыва вернулась на пост президента компании Krell.

Сегодня инженерным отделом руководит Дэйв Гудман (Dave Goodman), работающий в компании с 1987 года и приложивший руку к не малому количеству знаменитых моделей Krell. Производство по-прежнему располагается в США, о чем гласит гордая надпись на корпусе каждого усилителя.

Однако, довольно уже об отвлечённом. Нас ждет чудо инженерной мысли, о котором Дэн Д’Агостино вряд ли мог подумать в далёких восьмидесятых: экономичный усилитель класса А.

Диета от Krell

Обычный усилитель, работающий в классе А, поддерживает высокий выходной ток вне зависимости от того, требуется ли акустике много энергии или нет. В результате та энергия, которая в данный конкретный момент не была использована на работу излучателей, рассеивается радиаторами как тепло. Чтобы этого не происходило, применяют различные решения, снижающие ток покоя и помогающие умерить энергопотребление усилителя хотя бы в те моменты, когда он в большом количестве энергии не нуждается. Традиционно процедура усмирения аппетитов усилителя происходит следующим образом: в схему вводится цепь, отслеживающая величину входного сигнала и корректирующая в соответствии с этим величину выходного тока. Выглядит логично, и усилитель действительно будет кушать значительно меньше энергии, работая при этом в классе А.

Инженеры Krell с этой схемой знакомы не понаслышке, но они решили несколько изменить подход. Технология управления выходным током iBias опирается на данные не входного, а выходного каскада усилителя мощности. По мнению разработчиков, такой подход значительно лучше традиционного. Причина тому — более точные данные о необходимой величине тока. Опираясь на данные входного каскада, система управления меняет выходной ток, исходя из расчётных величин. По сути, входной ток меняется исходя из прогноза потребления акустикой. Понятно, что возможны ситуации, когда прогноз неверен, и акустика получает не достаточно энергии. А высокий выходной ток с хорошим запасом — это ни много ни мало — сама суть класса А. Отслеживание фактического потребления тока акустикой и его коррекция в режиме реального времени исключает ситуацию, когда энергии будет недостаточно, следовательно, и акустика, и аудиофил получат то, что нужно — высокий выходной ток и качественный звук соответственно (прошу не путать).

С качеством звучания мы разберёмся позже, а пока посмотрим, что же получилось в плане энергопотребления. Усилитель Krell Duo 175 мощностью 175 Вт на канал потребляет в режиме ожидания 1 Вт, а в рабочем режиме среднее потребление составит всего 73 Вт. При этом богатырская сила, свойственная классу А никуда не делась, на пике Krell Duo 175 потребляет до 1500 Вт, а это даже при сравнительно невысоком КПД даст солидный ток на выходе. Одним словом, показатели весьма впечатляющие, и в целом затея удалась: класс А имеется, мощности предостаточно, а счётчик электричества не крутится как сумасшедший. Во всяком случае, до того самого момента, пока вы не сделаете звук погромче.

Внутренняя сила

Прослушиване проходило в обычном рабочем кабинете никак акустически не подготовленном, да еще и без мебели, т.е. со всем набором резонансов пустого помещения. Это не позволило мне хоть как-то серьезно оценить работу всей системы, и поэтому я сосредоточился исключительно на качествах усилителя как машины по производству тока для колонок. Мне было важно понять, быстр ли он, чувствителен и отыгрывает ли весь диапазон.

Krell Vanguard, безусловно, относится к приборам, которые имеют свой особый характер. Впечатление от его прослушивания чем-то напоминает общение с очень мужественным человеком, чья внутренняя сила проявляется не только во внешнем обаянии, но и в поведении. Не скрывает ничего, с мощью торнадо подает музыкальный материал, но удерживает баланс между силой и разухабистостью. Играет открыто и чисто.

Несмотря на то, что усилитель работает в классе А, не стоит ожидать от него даже незначительного окрашивания звука. Скорее, он имеет выраженный нейтральный характер подачи, значительно расширяющий палитру воспроизводимых им музыкальных жанров. При этом его звук не становится пресным и скучным: контроль, сила, импульс, воздействие на слушателя действительно хороши.

Усилитель легко контролирует акустику во всем диапазоне. Инструменты и голоса звучат весьма впечатляюще. Бас натурален, однако на нем есть небольшой акцент, который, впрочем, я уверен, понравится большинству слушателей.

Рёбер нет!

Можете ли вы представить себе усилитель, выдающий в классе А 175 Вт на канал и не имеющий при этом огромных радиаторов? А у Krell Duo 175 их нет. Снаружи на корпусе ни каких рёбер и прочих хитро выгнутых алюминиевых конструкций, аккуратные ровные стенки. А вот внутри, похоже, нечто подобное имеется, но самое главное — почти всю заднюю стенку занимают четыре больших вентилятора с автоматически регулируемой скоростью вращения. Именно они обеспечивают термостабильность схемы, когда усилитель выдаёт высокие токи.

В остальном же конструкция и схемотехника вполне соответствует классическим канонам High End от Krell Industries сформулированным и отработанным ещё в прошлом веке. Два мощных тороидальных трансформатора по 750 Вт, с раздельными блоками выпрямления и стабилизации, и минимизированной длиной шин питания. Схемотехника балансная, всё собрано на дискретных элементах и конденсаторы полностью исключены из пути сигнала. В схеме используется фирменная технология токовых зеркал, разработанная Krell, для того чтобы снизить искажения и повысить стабильность работы без использования обратной связи. По сравнению с другими конструкциями усилителей без обратной связи, технология токовых зеркал позволяет получать в разы меньший уровень искажений. При этом как честные и ответственные инженеры, разработчики Krell признают, что в отдельных участках схемы они всё же используют обратную связь, но локально, только там, где без неё невозможно обойтись.

Krell Industries KST100 инструкция обслуживания

Хорошее руководство по эксплуатации

Законодательство обязывает продавца передать покупателю, вместе с товаром, руководство по эксплуатации Krell Industries KST100. Отсутствие инструкции либо неправильная информация, переданная потребителю, составляют основание для рекламации в связи с несоответствием устройства с договором. В законодательстве допускается предоставлении руководства в другой, чем бумажная форме, что, в последнее время, часто используется, предоставляя графическую или электронную форму инструкции Krell Industries KST100 или обучающее видео для пользователей. Условием остается четкая и понятная форма.

Что такое руководство?

Слово происходит от латинского «instructio», тоесть привести в порядок. Следовательно в инструкции Krell Industries KST100 можно найти описание этапов поведения. Цель инструкции заключается в облегчении запуска, использования оборудования либо выполнения определенной деятельности. Инструкция является набором информации о предмете/услуге, подсказкой.

К сожалению немного пользователей находит время для чтения инструкций Krell Industries KST100, и хорошая инструкция позволяет не только узнать ряд дополнительных функций приобретенного устройства, но и позволяет избежать возникновения большинства поломок.

Из чего должно состоять идеальное руководство по эксплуатации?

Прежде всего в инструкции Krell Industries KST100 должна находится: — информация относительно технических данных устройства Krell Industries KST100 — название производителя и год производства оборудования Krell Industries KST100 — правила обслуживания, настройки и ухода за оборудованием Krell Industries KST100 — знаки безопасности и сертификаты, подтверждающие соответствие стандартам

Почему мы не читаем инструкций?

Как правило из-за нехватки времени и уверенности в отдельных функциональностях приобретенных устройств. К сожалению само подсоединение и запуск Krell Industries KST100 это слишком мало. Инструкция заключает ряд отдельных указаний, касающихся функциональности, принципов безопасности, способов ухода (даже то, какие средства стоит использовать), возможных поломок Krell Industries KST100 и способов решения проблем, возникающих во время использования. И наконец то, в инструкции можно найти адресные данные сайта Krell Industries, в случае отсутствия эффективности предлагаемых решений. Сейчас очень большой популярностью пользуются инструкции в форме интересных анимаций или видео материалов, которое лучше, чем брошюра воспринимаются пользователем. Такой вид инструкции позволяет пользователю просмотреть весь фильм, не пропуская спецификацию и сложные технические описания Krell Industries KST100, как это часто бывает в случае бумажной версии.

Почему стоит читать инструкции?

Прежде всего здесь мы найдем ответы касательно конструкции, возможностей устройства Krell Industries KST100, использования отдельных аксессуаров и ряд информации, позволяющей вполне использовать все функции и упрощения. После удачной покупки оборудования/устройства стоит посвятить несколько минут для ознакомления с каждой частью инструкции Krell Industries KST100. Сейчас их старательно готовят или переводят, чтобы они были не только понятными для пользователя, но и чтобы выполняли свою основную информационно-поддерживающую функцию.

Алло! Мощник на связи

То, что Krell не пытаются въехать в XXI век исключительно на известности своего имени и делают нечто действительно новое и актуальное, мы уже поняли, но я, признаться, и не думал, насколько далеко они зашли в вопросе осовременивания своих усилителей. Увидев на задней панели порт LAN, я предположил что он, как и 12 В триггер, используется для интеграции усилителя в систему умного дома, но всё оказалось совсем не так. В локальную сеть усилитель действительно интегрируется, но в первую очередь для того, чтобы настроить его основные параметры и… обновить прошивку. Только вдумайтесь в формулировку: обновить прошивку аналогового усилителя мощности! Удивительное рядом, впрочем, Krell славится новаторской инженерной школой.

Управление этими техническими настройками осуществляется посредством веб-интерфейса, поэтому для работы может использоваться любое устройство, имеющее браузер и способное подключаться в домашнюю компьютерную сеть. Веб-интерфейс Krell Duo 175 управляет временем автовыключения дисплея и временем ожидания усилителя до автовыключения. Кроме того, он мониторит в реальном времени скорость вращения вентиляторов, температуру и текущее состояние вентиляторов. А если ввести в соответствующее окошко свой e-mail, усилитель будет отправлять на него отчёты о сбоях в работе. И да, обновление системы усилитель скачивает и устанавливает сам, надо только нажать кнопку «обновить» в веб-интерфейсе.

Штучное изделие

Усилитель выполнен в корпусе низкого профиля и дизайне, позволяющим легко интегрироваться в визуальное пространство практически любого интерьера. Глядя на Vanguard и прилагаемый к нему пульт, сразу понимаешь, что имеешь дело со штучным изделием. Во всем чувствуется ручной труд и индивидуальная доводка каждого экземпляра. Это проявляется и в деталях, включая следы ручной обработки металла.

Если предыдущие изделия от Krell внешне напоминали банковские сейфы, хранящие в себе сбережения своих владельцев, то представители новой линейки, к которой относится и герой теста, больше похожи на музыкантов оркестра классической музыки, строгие черные фраки которых дополнены белыми сорочками из переливчатого шелка.

По центру фронтальной панели из сатинированного металла установлена затейливая декоративная вставка с логотипом производителя, также являющаяся рефлектором для светодиодов активного и дежурного режимов.

Слева от вставки расположена небольшая россыпь серебристых полусфер — кнопок, управляющих функциями навигации, питания, настройки громкости, отключения звука, вывода меню и выбора источника сигнала. Справа — бледно-синий матричный дисплей, отображающий всю необходимую информацию, а при включении усилителя — результаты его предварительного тестирования.

Некоторое удивление вызвало, что к USB-порту на фронтальной панели не прилагается заглушка, ведь он становится рабочим только после инсталляции опционального цифрового модуля. Также явно не хватает разъема для подключения наушников.

На задней панели расположены стандартные акустические клеммы производства компании WBT, балансные входы отдельно для левого и правого каналов, три обычных входа RCA для подключения внешних устройств, выход инфракрасного сенсора, два триггерных и один Ethernet входа для интеграции усилителя с другими устройствами и обновления программного обеспечения. Там же сетевой тумблер с разъемом отключаемого кабеля, сетка малошумных вентиляторов охлаждения и весьма несимпатичная заглушка опционального цифрового модуля, о назначении которой я расскажу чуть позже.

Сам корпус усилителя располагается на четырех массивных виброизолирующих опорах серебристого цвета, что вкупе с упомянутой выше серебристой вставкой на фронтальной панели отчасти перегружает его внешний вид. Впрочем, последнего легко избежать, дополнив усилитель любым компонентом из этой же модельной линейки. Для рековых инсталляций предусмотрены опциональные накладки (т.н. уши).

Пульт дистанционного управления выполнен из двух фрагментов экструдированного алюминиевого профиля, пожалуй, — самого простого и выразительного решения для техники высокого класса. Он весьма увесист и надежно лежит в руках. Кнопки пульта механические и представляют собой все те же серебристые алюминиевые полусферы, что и на фронтальной панели. Для замены батареек пульта в комплекте к усилителю идет специальная отвертка типа Torx.

Посредством меню усилителя можно регулировать не только громкость и баланс между каналами, но и чувствительность входов, а также присваивать им различные имена.

Источник усиления

Вторая, но не менее важная часть сетапа — предварительный усилитель. Достойную партию усилителям мощности Krell Duo могут составить две модели предварительного усилителя: Krell Illusion и Krell Illusion II. Любопытно, что вторая версия в значительной степени отличается от первой. Если первый Illusion — это дорогая двухблочная модель, состоящая из предусилителя со встроенным кроссовером и полноразмерным внешним блоком питания, в Illusion II всё уместилось в один корпус. Кроссовера в нём нет, зато есть встроенный ЦАП с двумя оптическими, двумя коаксиальными и одним AES/EBU входами. Отсутствие в списке входов USB-порта могло бы быть поводом для шуток на тему того, что Krell хоть немножко, но всё ж таки отстал от жизни, но это будет большой ошибкой, ведь в ассортименте компании есть вполне современный сетевой проигрыватель с поддержкой HiRes и DSD, управлением с планшета и прочими вкусностями. Но сегодня речь не об этом.

Krell Illusion II примечателен в первую очередь фирменной схемотехникой. Он выполнен по принципу двойного моно, причём два канала отделены друг от друга, в том числе и на уровне блока питания. Схема балансная, собранная на дискретных элементах без конденсаторов на пути сигнала — формула понятная и уже знакомая. Как и в усилителе мощности, в предварительном усилителе используются токовые зеркала и локальная обратная связь в тех местах, где без неё совсем никак не обойтись. Регулятор громкости выполнен на резисторных сборках для минимизации его влияния на качество сигнала.

Цифровые входы обслуживает ЦАП ESS Sabre, не уточняется, правда, какой именно. Максимальное качество входящего цифрового сигнала 24бит/192кГц. Аналоговые схемы после ЦАП выстроены в соответствии с фирменной технологией Krell и они, конечно же, балансные. Важно отметить, что разработчики не обошли стороной выход для наушников. Во-первых, он в принципе есть, что уже давно перестало быть привычным и обязательным элементом Hi-Fi и High-End-компонентов. А во-вторых, он выполняет совсем не номинальную функцию и сделан в лучших схемотехнических традициях Krell.

Любителям оценивать качество High-End-компонентов по весу и размеру блока питания наверняка понравится трансформатор мощностью 95 Вт и блок конденсаторов на 40000 мкФ (которого вполне хватило бы для усилителя мощностью ватт по 100 на канал). Впрочем, производитель объясняет избыточную мощность блока питания стремлением снизить помехи и пульсации, а в целом позиционирует Krell Illusion II как вполне экономичное устройство с энергопотреблением в режиме ожидания всего лишь 2 Вт.

Заглушка для цифры

Ну, а теперь пару слов об упомянутой выше таинственной заглушке, расположенной на задней панели, чей смысл сравним разве что с секретной дверцей в каморке папы Карло из легендарного «Золотого Ключика». Удалив эту заглушку все той же штатной отверткой, можно установить и сам «ключик» — цифровой модуль, представляющий собой интерфейс для подключения как проводных, так и беспроводных источников цифрового сигнала, а также цифровых потоковых сервисов. Это не только удобно, но и выгодно, поскольку позволяет избежать покупки отдельного сетевого аудиостримера аналогичного класса.

Цифровой модуль поддерживает Bluetooth, есть коаксиальный и Toslink цифровые входы, HDMI-порты, а управляется он через приложение mConnect для iOS и Android. Ethernet становится полноценным, готов к подключению в домашнюю сеть для коммуникации с сетевыми накопителями и начинает работать USB-интерфейс на фронтальной панели.

По словам МакКигана, возможностей этого цифрового модуля должно хватить минимум на ближайшие десять лет, что лично мне, глядя на скорость появления инноваций в цифровых интерфейсах, кажется заявлением оптимистичным.

Важно отметить, что любители чистого стерео могут не опасаться какого-либо влияния цифрового модуля на качество звучания аналоговых источников в виду тщательно продуманной схемы разделения цифровых и аналоговых сигналов.

Тестовая система: Для прослушивания усилителя были предложены следующие компоненты и элементы тракта: сетевой аудио проигрыватель Krell Connect; акустические системы Martin Logan Expression ESL 13A с активной низкочастотной секцией; балансный кабель 3T The Mountain XLR и акустический кабель 3T The Cumulus Hybrid производства компании Van Den Hul, штатные сетевые кабели. В качестве музыкального материала, помимо собственного набора тестовых композиций, я послушал оцифрованные треки с компакт-диска «Legacy Music Sampler Volume 3».

Личное знакомство

Прежде чем начать разговор о звуке не могу удержаться от комментариев по поводу внешности комплекта. Krell, как известно, американская компания, и дизайн компонентов это демонстрирует в полной мере. Крупный логотип установлен на не менее массивном декоративном элементе, выполненным из алюминия и разделяющем фасад на две половины. Всё это напоминает продукцию американского автопрома: крупно, массивно, солидно. А также отсылает к дизайну предыдущих моделей от Krell. Сразу видно, за что были заплачены деньги. А если вы вдруг решите перемещать усилитель самостоятельно, вас ждёт ещё один сюрприз. «Приятная тяжесть» компонентов требует участия как минимум двух человек для аккуратной и безопасной инсталляции в стойку.

Бледно-голубая подсветка фасада смотрится хорошо, особенно эффектно это должно смотреться в темноте. В режиме ожидания она меняет свой цвет на коралловый. Оба устройства имеют информативные матричные дисплеи, хотя казалось бы даже в предварительном усилителе можно было бы обойтись без них, а в мощнике и подавно. Но таков подход Krell, во всём они стремятся к инженерному совершенству и максимальной эффективности.

К качеству изготовления корпусов претензий нет абсолютно никаких. Все детали, включая заднюю стенку, изготовлены из алюминия, что придаёт аппаратам солидности и обеспечивает неплохое пассивное охлаждение. А вот отсутствие привычной вращающейся ручки громкости на фасаде предварительного усилителя не очень порадовало. Потенциометр или его имитация создают ощущение аналоговости и очень хорошо бы вписались в общую концепцию системы.

Фирменный пульт ДУ тяжёл и солиден под стать компонентам. Алюминиевые кнопки нажимаются чётко, благодаря качественной механике. Более дешевые пленочные механизмы нажатия инженеры Krell использовать не стали исходя из соображений надёжности и долговечности.

Вопросы совместимости

Основной акустикой в тестовой системе была пара весьма мощных напольников Legacy Signature SE. Стоявшая рядом пара напольников Klipsch хотя и имеет иной звуковой почерк, в целом принадлежит той же, американской звуковой школе, поэтому в качестве альтернативной акустики для тестирования была использована пара полочных мониторов OldSchool. Сравнение показало, что в выборе акустики можно было не особо себя ограничивать. Если мониторы, очевидно, не были сложной нагрузкой, относительно Legacy Signature SE возникли сомнения, ведь её максимальная мощность составляет 300 Вт, а в линейке Krell как раз есть подходящий усилитель Duo 300. Однако Duo 175 оказалось вполне достаточно для прослушивания на любой громкости.

При работе в режиме кинотеатра, когда фронтальные каналы должны создавать громоподобный бас, возможно, лишние ватты не будут лишними, но для музыки и адекватной громкости прослушивания Duo 175 более чем достаточно. С любой предложенной акустикой усилитель справлялся легко, уверенно контролируя весь диапазон, включая бас, даже если для этого требовалось раскачать две пары 10-дюймовых низкочастотников.

Поющие вместе

В качестве источника использовался проигрыватель TEAC Esoteric X-03, подключаемый как по аналоговому балансному соединению, так и по коаксиальному SPDIF. Кроме того, использовался компьютер с XMOS USB-SPDIF конвертером. Качество встроенного ЦАП, который можно было сравнить напрямую с ЦАПом у ТЕАС, ничуть не разочаровало. В обоих случаях класс предельно высок. ТЕАС прозвучал чуть детальнее, собраннее и прохладнее, а при переходе к ЦАПу предусилителя Krell, звук становился теплее, чуть менее детальным, но в целом комфортным для восприятия.

Характер звучания комплекта Krell полностью соответствовал ожиданиям. Компоненты предельно прозрачны для музыки, звук детальный и точный, но при этом есть теплота и слитность, свойственная усилителям A-класса. Сцена объёмная, с точно локализованными источниками звука. Всё это весьма располагает к неторопливому и вдумчивому прослушиванию красивой, интересной музыки, причём обязательно альбомами, от начала и до конца.

Лучше всего играли крупные музыкальные формы: например, Симфония 1812 года Чайковского к финалу развернулась в полную ширину, как на реальном концерте, и «пушки» палили весьма убедительно. С некоторыми современными записями (особенно поп-музыкантов) система сыграла злую шутку. Высокое разрешение и солидная макродинамика которые обеспечивали компоненты Krell делали очевидными компрессию и отсутствие глубины сцены.

И в завершение буквально пару слов о встроенном усилителе для наушников. Сказать что он хорош — это не сказать ничего, он превосходен! Дежурные «затычки» с двойным арматурным излучателем с импедансом 80 Ом и большие мониторные наушники Fisher Audio FA-002 с импедансом 65 Ом были взяты под контроль одинаково легко и непринуждённо. При этом разрешение было прекрасным, а подача музыки в целом соответствовала той, что была при прослушивании компонентов Krell с акустикой. Найти лучший усилитель для наушников, наверное, можно, но речь будет идти о High-End-моделях. Усилители стоимостью до 1-2 тысяч долларов ему точно не конкуренты.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: