Focal Sopra N°1

Focal Sopra № 1 — сгусток технологий для достижения невероятной чистоты звука

 

Компактные и мощные акустические системы Sopra № 1 сконцентрировали в себе множество технологический инноваций — систему стабилизации магнитного поля NIC, демпфирование подвеса диффузора TMD для низких/средних частот и систему бесконечной акустической нагрузки IHL для высокочастотного динамика.

Минимальный уровень искажений обеспечивает невероятную чистоту звука при прослушивании с высокой разрешающей способностью и потрясающей объемностью, присущими акустическим колонкам больших размеров.

Вместе с тем, кроме приятного первого впечатления, удивляют также текстура и бархатистость акустики. Чувствуется «плоть», полнота и четкость низких частот. Четкость не кажется неестественной, причем это касается не только высоких частот. Общая гармония и богатство звука способствуют потрясающему восприятию музыки.

 

На пике технологий

Стабилизация магнитного поля Neutral Inductance Circuit (NIC) С самого начала своего существования компанию Focal интересовали магнитные цепи, являющиеся основным параметром работы динамиков. Точность и детальность воспроизведения звука динамиком зависят от стабильности его магнитного поля.

После расширения возможностей, благодаря электромагнитным устройствам (технология EM в колонках Grande Utopia EM и Stella Utopia EM), наши инженеры осознали, что магнитное поле изменяется, каким бы ни была его напряженность. Оно действительно нестабильно, так как зависит от трех факторов: перемещения катушки (правило Ленца), пересекающего его вихревого тока (тока Фуко) и частоты.

Технология NIC заключается в использовании кольца Фарадея, размеры, исходный материал и положение которого были оптимизированы так, чтобы сделать магнитное поле нечувствительным к положению катушки, напряженности и частоте пересекающего его тока. Это решение позволило управлять магнитным полем с целью ограничения уровня воздействия искажений, обеспечения значительной разрешающей способности звука и его беспрецедентной динамичности.

 

Главная задача СЧ-динамиков Tuned Mass Damper (TMD) СЧ-динамики, бесспорно, являются самыми сложными в управлении акустической системой.

Благодаря методу конечных элементов для численного анализа наши инженеры продемонстрировали наличие резонанса на уровне подвеса, являющегося связующим звеном между мембраной и внешней рамкой колонки.

Известные до этого решения для смягчения подвеса приводили к увеличению массы и, как следствие, к ухудшению разрешающей способности. Ответ был найден благодаря технологии, применяющейся в антисейсмических системах небоскребов, а также использующейся в подвесках гоночных автомобилей! Речь идет о технологии Tuned Mass Damper : дополнительная масса используется для создания колебаний, противоположных резонансу, для его контроля.

Принцип работы гармонического демпфера заключается в оптимизации профиля подвеса, контролирующего резонанс, для предотвращения деформации конуса диффузора без ущерба для динамики звучания. Это решение позволяет радикально минимизировать искажения и увеличить разрешительную способность.

Получите максимальную выгоду от бериллиевых твитеров Infinite Horn Loading (IHL) В нашем бериллиевом твитере используется невероятно легкий, но прочный купольный диффузор, обеспечивающий акустическую прозрачность и динамичность с диапазоном более 5 октав. Его главное ограничение связано со сжатием воздуха в задней полости, влияющим на разрешительную способность. В идеале, чтобы избавиться от такого ограничения, потребовалось бы наличие практически бесконечного объема. Необходимость же компактности акустических колонок Sopra требовала использования максимального объема корпуса для низких частот. Для соответствующей нагрузки твитера нам пришлось искать новые пути, что привело к системы IHL .

В задней части бериллиевого твитера имеется небольшая полость, соединяющаяся с наружной частью корпуса посредством рупора, заполненная демпфирующим материалом. Таким образом, обратная волна твитера аккуратно и постепенно демпфируется. Ее акустическое сопротивление близко к нулю, благодаря чему передвижению купола ничто не препятствует. Искажение сокращается на 30%, а разрешающая способность доводится до максимума.

Дизайн, выходящий за пределы эстетики и формы

Серия Sopra предназначена для поклонников качественного звука. Ее дизайн способствует достижению высокой эффективности и ожидаемого уровня качества изделия, использующегося для изысканного декора интерьеров. Лакированное или древесное покрытие ассоциируется с благородными материалами, использующимися для производства изделий этой изысканной серии. Также большое внимание было уделено чистоте передней панели, особенно вокруг динамиков, для устранения любых неровностей, способных отрицательно повлиять как на акустику, так и на внешний вид изделия.

 

Идеально подходящие для гостиных скромных размеров, площадью менее 25 м2, акустические колонки Sopra № 1 могут использоваться и для помещений площадью более 50 м2. Благодаря высокой чувствительности и отличной поддержке мощности колонки Sopra № 1 являются настоящими профессиональными студийными колонками небольшого размера в домашних условиях.

Колонки Sopra № 1 поставляются в комплекте с подставками, предназначенными для устранения вибрационных помех и предотвращающие, таким образом, возможное окрашивание звука. Внутри опоры находится стальной каркас, соединяющийся со стеклянной основой толщиной 19 мм с помощью четырех регулируемых штифтов из нержавеющей стали. Такая конструкция обеспечивает высокую скорость передачи. Высокая скорость передачи гарантирует исключительную четкость воспроизведения.

Технические характеристики

Тип 2-полосные АС с фазоинвертором
Динамики НЧ/СЧ: 1 x 165 мм, композитный диффузор W, TMD, NIC ВЧ: 1 х 27 мм, IHL вогнутый бериллиевый купол
Диапазон частот (±3 дБ) 45 — 40 000 Гц
Нижняя граничная частота (-6 дБ) 41 Гц
Чувствительность 89 дБ
Номинальное сопротивление 8 Ом
Минимальное сопротивление 3,9 Ом
Рекомендуемая мощность усилителя 25 — 150 Вт
Частоты среза кроссовера 2 200 Гц
Габариты (В х Ш x Г) 425 х 279 x 396 мм
Вес (для одной АС) 19 кг

 

 

Звук: внизу, посередине и сверху

Прослушивание я начал с записи Masaru Imada and George Mraz «Alone Together». Первые впечатления, особенно вкупе с только что просмотренными паспортными данными — звук более наполненный низкочастотной составляющей, чем можно было ожидать изначально. Вообще все, кто внимательно сравнивал акустику (с небольшими басовиками и с низкочастотными динамиками побольше) знают, что при формально близких паспортных данных больший размер диффузора при правильной реализации дает в целом совсем другую картину.


Сверху корпус акустики отделан закаленным черным стеклом. Такой конструктивный элемент использован у всех моделей Focal Sopra

Пара 21-сантиметровых динамиков — это, конечно, не пара 18-дюймовых басовиков, но на практике звучание баса впечатляет. Есть и хорошая наполненность, и детальность, и богатство фактур, и основательность. Но что мне особенно понравилось — нет грубости и упора в силовую подачу низких. Если выбирать между количеством и качеством, я всегда выберу меньшее количество баса при лучшем качестве. А здесь и выбирать не нужно: и качество, и количество присутствуют в должной мере.

Но вместе с тем пришло понимание, что эта акустика предназначена для достаточно просторных помещений. Производитель утверждает, что в комнате до 80 квадратных метров этой модели будет вполне комфортно. Но вот о нижнем пороге ничего не сказано, а я хоть и люблю крупную акустику, умеющую работать в относительно небольших помещениях, не рискнул бы пробовать подружить Focal Sopra №3, например, с 20-ю квадратными метрами.

Следующее, что мне откровенно понравилось на примере этой записи — умение акустики отыгрывать масштаб. Партии фоно и контрабаса прорисовывались не то чтобы в натуральную величину (на это у Focal способны две старшие модели в линейке Utopia), но ощущение было ближе к концертному восприятию, нежели к прослушиванию абстрактной записи, которая воспроизводится абстрактной акустикой.

 


Крепления СЧ- и НЧ-драйверов у Focal Sopra №3 динамиков прикрыты точеными металлическими кольцами, что делает внешность акустики изящнее

В целом звук чуть светлый, достаточно густой и насыщенный, но совершенно лишенный тяжеловесности. Воздух и сцена отрабатываются не просто хорошо, а очень хорошо: кажется, можно подойти и коснуться звука рукой. И при этом нет ощущения голографической точности в сочетании с неживой нереальностью. Детальности вообще-то много никогда не бывает, но примеры High-End-техники, которая, обладая высочайшей детальностью, препарирует звук до состояния хрустальной крошки, известны. В нашем же случае такого не происходит — естественность и цельность звучания никуда не исчезают.

Следующий альбом — «The Modern Jazz Quartet Plays No Sun in Venice». По этой записи можно неплохо оценить способность системы отыгрывать средне-верхний диапазон. Слышно было все отлично, детально и разборчиво, с послезвучиями и оттенками. На достойном уровне и динамика. Что хорошо — нет излишней резкости или въедливости.

В прошлом бериллиевые твитеры у Focal не всегда получались удачными, но в нашем случае на подобный вариант нет и намека: звук яркий ровно настолько, насколько нужно. С одной стороны, присутствуют и яркость, и вовлеченность в прослушивание, а с другой — нет утомленности или чувства навязчивости. То, как отыгрываются тихие звуки и послезвучия, не может не радовать! Напомню, что это было сильной стороной и младшей модели Sopra №2, впрочем, как и сцена, с ее шириной, глубиной, воздушностью и многоплановостью. Еще одна приятная и интересная деталь: за счет несколько другого охвата по диапазону и чуть иного тонального баланса акустику приятно и интересно слушать даже на совсем небольшой громкости — звук не сваливается в нечто уплощенно-усредненное.


Защитная сетка закрывает заднюю часть корпуса, в котором расположен твитер, с обратной стороны нагруженный на задемпфированный волновод. На фото хорошо видно, как разделены отдельные объемы корпуса акустики

Еще один альбом — The Album Leaf «In a Safe Place». Объему, детальности и легкости звучания я уже не удивился, по этим параметрам все очень хорошо. Возможно, на этой чуть больше нижней середины, чем хотелось бы, но это «чуть» не выходит за разумные пределы. Впрочем, и бас неожиданно глубокий: иногда даже кажется, что его чуть больше нормы.

Сделаю небольшое техническое отступление. Тестовая система и помещение, как я уже говорил, одинаковые. И если Sopra №2 оставила впечатление о некоторой чувствительности к расстановке, то про Sopra №3 это можно утверждать с полной уверенностью. Здесь нужно уточнить, что вопрос не в позиционировании акустики относительно точки прослушивания, фиксировать слушателя в вольтеровском кресле нет никакой необходимости, но вот к расстановке акустики относительно комнаты стоит отнестись очень внимательно. Да, это нудный процесс, но результат того стоит. Помню, когда-то мы с приятелем двигали акустику похожих габаритов (но сильно дороже) по комнате с шагом в 0,5 сантиметра. Израсходовали рулон малярного скотча на разметку на полу, потратили шесть часов… Но каков же был результат! Только та акустика не хотела работать ни с одним из углов поворота, исключительно при параллельной установке. А Sopra №3 к углу поворота заметно чувствительна.

Второй технический момент. Когда я тестировал Sopra №2, по формальным признакам к усилению у меня вопросов не возникло, в этом же случае у меня было подспудное ощущение, что прибавка мощности и токовой отдачи пошла бы на пользу. Впрочем, ничего удивительного — большой автомобиль с крошечным двигателем смотрится точно так же комично, как серьезная акустика, которой не хватает усиления. О явном несоответствии системы тут речи не идет, но еще прибавить, на мой взгляд, было бы не лишним.

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *