— Здарова! Ты вроде с Bassoi в группе раньше играл? — Добрый вечер. Да, было дело. — Он говорит, что ты можешь сделать ламповый усилитель для винила. В магазине цены кусаются и если согласишься не дико дорого сделать, то принимай заказ. — Неожиданно. Я подумаю.

 

Так я и взялся делать ламповый усилитель для винилового проигрывателя, при этом, не имея никакого опыта работы с винилом.

Содержание / Contents

  • 1 Неламповый фонокорректор на К548УН1
  • 2 УМЗЧ
  • 3 Питание
  • 4 Полная схема усилителя
  • 5 Печатная плата
  • 6 Две компоновки корпуса
  • 7 Видеоролик
  • 8 Файлы

Как всегда первым делом встал вопрос о мощности. Заказчик хотел стереоусилитель Ватт по 40 в каждом канале, то есть двухтактник на 6П3С. Я рассчитал стоимость этого варианта и получил от заказчика отказ. Тогда разговор плавно перешёл в русло уменьшение мощности, а, следовательно, и стоимости.

После некоторых размышлений сошлись на варианте усилителя по 10 Ватт в канале. Мой любимый вариант двухтактника на 6П14П, выходные трансформаторы для которых я могу легко добыть у себя в Пензе. Мотаю трансформаторы только в крайних случаях, поэтому силовые будут ТА-199 и ТН-56, а выходные трансформаторы — два ТП135-15-ТВ3-10.

 

↑ Неламповый фонокорректор на К548УН1

Проигрывателем винила, для которого мне нужно было делать усилитель, оказался Pioneer PL333. Поднял документацию и понял, что у него есть только один выход напрямую с электромагнитной головки. Никаких предусилителей и корректоров.
Одно большое «НО» – выход электромагнитной головки 5 мВ и чтобы я не делал, этого уровня не хватит, для раскачки предварительного каскад на 6Н2П. Нужен предусилитель/фонокорректор, но какой и на каких элементах? Снова начались жаркие обсуждения с заказчиком по поводу введения ещё как минимум пары ламп в схему, что повысит стоимость.


В итоге согласовали предусилитель на микросхеме. Да-да, знаю, это звучит странно — микросхема в ламповом усилителе. Придумывать что-то новое в сфере предварительного усиления сигнала с электромагнитной головки не приходится, ведь есть старая добрая Советская классика – микросхема К548УН1, которая стояла в «Радиотехнике», «Мелодии» и т. д.

Питание микросхемы производится от +12 В при помощи стабилизатора L7812 в стандартной схеме включения.

Звук

Для прослушивания устройства использовалось следующее оборудование:

 

  • MacBook Pro Retina Late 2013 в роли источника
  • Audirvana Plus в роли плеера
  • Fiio X5-2 и Fiio X7 в роли плееров, подключённых в док
  • Наушники ZMF Omni, Oppo PM-3, Titan 3 и Titan 5, Lear LHF-AE1d, Ambient Acoustics AM10, VE Monk и Asura v2, HiFiMan HE-400S
  • Записи в формате lossless


Изначально я отнёсся к K5 достаточно скептично, усилитель за $100 явно не призван хватать с неба звезды, обычно это цена начального сегмента устройств. Но K5 во многом превзошёл ожидания, у меня сложилось мнение, что его звук специально «дорабатывали» для того чтобы он делал именно то, что ожидают от мощного усилителя для наушников. Помимо мощности, позволяющей лучше раскрываться тугим моделям, K5 также немного подкрашивает бас, делая его слегка глубже, что идёт большинству наушников на пользу. Кроме того — чуточку сглаживается ВЧ диапазон, делая его немного мягче, что также приятно звучит на полноразмерных наушниках.
Бас — умеренно быстрый и неплохо текстурированный. Прибавка по глубине, которую даёт K5, добавляет подаче устройства основательности и массивности, что, безусловно, радует, особенно в полноразмерных моделях. Разрешение не запредельное, но весьма неплохое.


Среднечастотный диапазон особо не меняется, тем более что у современных плееров с этим обычно все хорошо. Конечно, если вы используете тугие наушники, которым не хватает запаса вашего плеера по мощности, то вы явно услышите изменения с К5, но если плеер и до того справлялся — тут все останется так же, как было. В общем-то, это достаточно неплохо для усилителя, ничего особенно заметного от себя он в СЧ не вносит. Воображаемая сцена и разделение инструментов остаются такими же, как были, если ваш плеер вытягивал наушники по мощности, либо увеличиваются, если нет. Тут стоит говорить не об улучшении, а о «доведении до задуманного уровня».

ВЧ диапазон немножко сглаживается. Это приводит к небольшому уменьшению воспринимаемой детальности, но зато делает звук более мягким и не напрягающим, позволяя больше сконцентрироваться на СЧ и НЧ диапазоне.

↑ Питание

Аноды ламп запитаны от электронного дросселя на полевом транзисторе IRF830. Эту схему я пояснял в своих предыдущих статьях. Накалы ламп 6Н2П и 6П14П запитаны от постоянного тока через регулируемый стабилизатор LD1084V нагрузочной способностью до 5 А.


Опытным путём мною было установлено, что в цепи регулировки необходим резистор (R20) номиналом 1К, для того чтобы добиться выходного напряжения 6,3 В под нагрузкой (6,5В на холостом ходу). На вход диодного моста необходимо подать не менее 7 В переменного тока, для этого я соединил последовательно обмотки 11-12 и 15-16.

 

DFPlayer схема расположение контактов
DFPlayer без подключения к Ардуино
DFPlayer простой способ подключения

 

↑ Полная схема усилителя

Общая схема имеет следующий вид.


Есть особенность, на которую я бы хотел обратить внимание. Это использование сеточных резисторов R33 и R35 (R49 и R51) номиналом 470 K может привести к саморазогреву ламп 6П14П, если они старые. При использовании свежих ламп можно не бояться этого явления, но в случае неуверенности в добротности, стоит уменьшить сеточное сопротивление до 330 K.

 

Плата и аккумулятор МП3 плеера
Разобранный MP3 плеер вид изнутри
Микросхемы и память MP3 плеера
схема промышленного MP3 плеера USB
Микро СД карта

 

↑ Печатная плата

Схема заработала сразу и настройки не потребовала. А вот борьба с вихревыми токами и токами компенсации заслуживает особого внимания. Вот вид печатной платы.

 


На ней есть два места с подписью «Возможная коммутация минуса». Это точки сведения минусов двух блоков питания – анодного и накального. Соединения этих двух точек воедино в разных случаях даст разный результат: как ослабление, так и усиление фона. Нашёл на корпусе точку соединения с общим сигнальным минусом, в которой фона на выходе меньше всего. После, поочерёдно пробовал соединять отмеченные точки на плате, дабы фона не было вообще.
Места под радиаторы транзистора цепи электронного дросселя и регулируемого стабилизатора на плате мало, поэтому я использовал Г-образный радиатор.

Используемые выходные трансформаторы ТП-135-15-ТВ3-10 приспособлены для печатного монтажа и располагаются непосредственно на плате.

После публикации статьи «Многоканальный 5.1 ламповый усилитель», в которой я использовал трансформаторы ТП-135 как выходные, мне несколько раз писали, что эти трансформаторы очень плохи, но не приводили никаких аргументов. Всем кто заочно раздаёт диагнозы, хочется посоветовать следующую методику. Используйте цифровой двухканальный осциллограф с опцией «математические операции», подключитесь к первичной и вторичной обмоткам трансформатора, настройте ослабление в первичной цепи пробником, или дополнительным сопротивлением и с помощью функции «математика» вычтите один сигнал из другого. На выходе вы увидите практически идеально прямую линию, как под статической, так и под динамической нагрузкой.

Искажения, заявленные оппонентами, в трансформаторе ТП-135 не обнаружены.

Совместимость

Усилитель обладает хорошим запасом мощности, хотя, стоит отметить, что к концу 2020 года большинство производителей наконец-то поняли, что мощность — не то, чем стоит пренебрегать и череда действительно мощных усилителей устремилась на рынок. Таким образом, K5 с его 1.5 ваттами на 32Ω нагрузке — очень хороший выбор и для среднего уровня изодинам, и для высокоомного среднего сегмента от Sennheiser, Audio-Technica и Beyerdynamic. В свою очередь, переключатель gain позволяет использовать устройство и с большинством затычек, кроме, пожалуй, самых чувствительных, для них будет слишком мало запаса регулировки громкости. Низкий импеданс позволяет K5 подружиться с гибридными и многодрайверными моделями.

Жанровых предпочтений усилитель не имеет, тут все упирается в то, что выдаёт подключённый к нему плеер. К качеству записей устройство не очень критично, оно где-то на 1 балл снижает оценку соответствующего плеера по этому параметру.

Как обычно — несколько примеров.

Moonspell — Incantatrix. На удивление спокойная вещь с бонусного диска «Omega White» — проникновенный полувокал-полушёпот Фернандо, интересное клавишное вступление, смягчённый звук гитар, все отсылает к популярному в середине нулевых жанру love metal. С той лишь разницей, что Moonspell одним треком затыкают за пояс половину всех коллективов, игравших в том жанре вместе взятых. Этому треку очень на пользу идёт та «добавка» баса, что даёт K5, а в сочетании с чуть смягчёнными ВЧ, трек обретает более атмосферное звучание.

 

Tuomas Holopainen — Cold Heart of the Klondike. Симфоническая сказка про Скруджа, созданная кудесником из Nightwish — именно то, что очень подходит данному усилителю. Туомас не отказал себе в удовольствии использовать глубокие удары больших барабанов, создающих фон почти всего его сольника. В свою очередь K5 тут выступает в роли придирчивого тренера, «пиная» наушники и выбивая глубокий бас даже из не очень басовитых моделей (хотя и не всех).

Rage — Black in Mind. Если когда-нибудь в парижскую палату мер и весов решат внести эталонную запись в жанре power metal, то я буду голосовать именно за работы Rage. Современный power-металл почему-то утратил именно ту часть, которая характеризуется словом «power». Но Rage своим альбомом 95 года показали, сколько мощи можно вложить в музыку и как выдать как можно больше агрессии в единицу времени, при этом не пересекая границы более брутальных жанров. Для подобных треков K5 тоже хорошо подходит, чуть прибранные ВЧ прикрывают огрехи записи, а чистые СЧ — передают агрессию такой, какой она должна быть.

↑ Две компоновки корпуса

Дело дошло до корпуса. У заказчика был раздербаненый виниловый проигрыватель «Мелодия-103 стерео», не подлежащий восстановлению, и со сдохшим внутри тараканом. Тут-то меня и посетила мысль использовать его корпус как основу. Начертил макет расположения элементов внутри корпуса.


В задней части располагаются два силовых трансформатора ТН-56 и ТА-199, экранированные от выходов и основной платы. Напротив них располагаются все навесные элементы, связанные с сетевым питанием — гнездо питания и предохранителя, выключатель. С левого бока крепятся платы предусилителя и блока питания предусилителя. Вход расположен на передней панели.
Показал заказчику. — Нет-нет, все коммутации мне нужны сзади и выходы и вход. А в остальном всё норм. — Но это чревато проблемами в виде наводок. — Ну, ведь можно что-то с этим сделать? — Можно экранировать, но это дополнительные проблемы.

Новый и конечный макет расположения элементов имел следующий вид.


Выходы расположены на задней панели над входом.

Приступил к реализации макета корпуса. Забрал у заказчика пустой корпус от «Мелодии-103», разобрал на детали, выкинул лишнее. Отпилил заднюю и переднюю панели под размеры заказчика. Собрал воедино, получился прямоугольник, состоящий лишь из задней, передней панели и боковых стенок. Нижняя крышка оригинальной «Мелодии-103» выполнена из ДСП и вся в технологических отверстиях, мне такое не подходит и она отправляется на помойку. Новую нижнюю крышку решил сделать из ламината, он намного прочнее.


В целях экранирования проклеил дно металлизированным скотчем, предварительно промазав суперклеем для надёжности. Боковые стенки для прочности стянул тремя крепёжными полотнами, на которые установил 4 штифта для крепления основной платы. Просверлил отверстия под навесные элементы и зачистил всё шкуркой под грунтовку.

 


Прогрунтовал.


Первая грунтовка показала все не устранённые изъяны поверхности.


Пришлось более тщательно обрабатывать поверхность шкуркой и зашлифовывать шлифовальным полотном. Прогрунтовал второй раз. Всё получилось хорошо. На место предполагаемого входа на задней панели запаял лужёный кусок текстолита, на который будет запаян экран.


Экран входного гнезда решил так же сделать из текстолита. Нарезал заготовки, пролудил их с внутренней стороны и спаял всё воедино.


Просверлил отверстие под провод и пролудил заднюю стенку. Провод предполагалось использовать экранированный, а экран наглухо опаять вокруг выходного отверстия. Покрасил корпус чёрной матовой краской и установил силовые трансформаторы.


Прикрутил крепеж верхней крышки. Их сделал из мебельных уголков, на которые при помощи паяльной кислоты запаяны шайба и гайка диаметром 4 мм. Для наилучшей симметрии над отверстием перед пайкой следует скрепить шайбу и гайку к уголку при помощи болта. Только во время пайки надо быть аккуратнее, чтобы не припаять ещё и болт. После того как уголок остыл, болт выкручивается.


Закрепил предусилитель и блок питания предусилителя на корпусе.


Плату предусилителя закрыл экраном.

 


Поставил разделительный экран между силовыми трансформаторами и основной платой. На штифты установил плату, закрепил всю недостающую фурнитуру передней и задней панели. Провёл монтаж проводов.

В таком виде повёз заказчику на предварительное прослушивание. — Всё круто звучит. — Точно? — Точно, доделывай верхнюю крышку и привози окончательно.

Верхнюю крышку сделал из металла. Силовые трансформаторы выше основного корпуса, так что додумывал порожек.


Кусок металла был не первой свежести, и пришлось постараться, чтобы снять с него всю ржавчину. После прогрунтовал и покрасил. Отверстия под панельки сверлил изначально сверлом на 16 и рассверливал стоматологическим буром до диаметра 20 мм. Распечатал свой лейбл на фотобумаге, вырезал и приклеил к верхней крышке на суперклей.

Почему компьютер не видит плеер?

По большому счету, практически все проблемы, относящиеся к оборудованию такого типа, связаны с отсутствием или некорректной установкой драйверов. Не менее часто можно встретить неправильное подключение плеера к компьютеру или ноутбуку. Еще одна распространенная ситуация – несовместимость подключаемого проигрывателя с операционной системой, установленной на ПК. Наконец, наиболее редко встречающимся случаем можно назвать наличие на самом внешнем проигрывателе всевозможных блокировок, причем не только программного характера (как, например, в случае шифрования внутреннего носителя средствами BitLocker), но и физического, когда ограничения на доступ, что называется, «вшиваются» прямо в микросхемы плеера. Попробуем рассмотреть несколько возможных решений.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *