Я и эту тему начну издалека, но по делу, так как речь о взаимосвязи высокой нравственности с хорошим аудио. Без одного нет другого, и именно поэтому означенный умный прибор появился не в РФ, а в Англии. Мы можем обыграть Англию в футбол, дабы заглушить неизбывный комплекс российской неполноценности, и накостылять ее болельщикам в виде знака традиционного русского гостеприимства, но это не поможет ни одной российской компании стать вровень с англичанами. Зачастую перед нашими компаниями и функционерами только одна дорога — еще хуже и «вперед, Россия». И они по ней мчат в надежде всякого дурака на «авось вывезет». Нет, не вывезет — незнание закона Кармы не освобождает от ответственности. Вдаваться в детали не буду, так что некто может посчитать сие потоком сознания.

 

Я также не желаю приспосабливаться здесь к дезинформации и лже-экспертизе, сплошь в нашем медиа-бизнесе, ведь бизнес не приспосабливается к честным профессионалам. Лже-эксперты хотели войны? Они ее получили. Эти же слова однажды бросил издатель The Moscow Tribune и ныне главред Moscow News Энтони Луис в лицо ныне здравствующему экс-коммунисту и экс-издателю The Moscow Times Дерку Сауэру. Для меня первая личность олицетворяла светлое, вторая — темное, а хотелось бы, чтобы среди формирователей мнения в России оставались только «светлые». И hi-fi точно так же формирует вкусы — вот почему важен его конкретный выбор.

Западу выгодно запереть Россию в некой «категории Би», и эмиссары дурного вкуса финансируют такие «предприятия». Я делаю, что могу, будучи независимым. Я не скрываю, что получать вознаграждение за пропаганду хорошей техники и музыки — это хорошо. Я хочу, чтобы об интересном аппарате узнала и нравственная интеллигенция, и безнравственные топ-менеджеры или хапуги (других не знаю, а вы?). Один пафосный сайт посчитал свою аудиторию слишком ленивой и несознательной для хорошего вкуса. Эту статью он не поставил. Жаль бизнесменов, которые держат этот сайт домашней страницей. Их внушительная фонотека цифровых аудиодисков, похоже, так и не очнется от комы.

Я не считаю данную тему более закрытой, чем котировки акций или фьючерсный венчур, в котором топ-менеджеры делают вид, что секут. Вытеснение нормальной и качественно воспроизведенной музыки в какое-то «чудачество» или вид коллекционирования — издержка уродливой моды в России. Передача экспертизы в ведение недалеких и ограниченных топ-менеджеров от журналистики — тоже. Это все имеет место только в «этой стране» и высмеивается на Западе. Сколько романов Марининой или реалити-шоу вы знаете с участием не «Мерседесов», а тактового генератора? Нисколько. А почему? По кочану! Назовете ли глянцевые статьи или авторитеты при адекватной точке зрения? То-то. Так что теперь — быка за рога. И оставьте свой дежурный новояз с невежеством для следующего рабочего дня.

 

За загадочным названием кроется синхронизатор тактов или интервала между двумя импульсами. Тактирование — один из принципов работы цифровой аудио и видео аппаратуры. В частности и прежде всего тактовый генератор задает частоту дискретизации для конвертера (ЦАП), который стоит в вашем проигрывателе CD или в усилителе. От него зависит аккуратность в отсчете цифровых данных. Отсюда еще одно название генератора: «часы» (masterclock). Прецизионность «часов» невероятна. Она измеряется в порядка 0,1 из расчета на миллиард условных единиц (ppb) или, более предметно, в десятых долях от длительности одного импульса с периодичностью один миллиард импульсов. Прибор может ошибаться однажды в каждые 10 млрд. импульсов. То есть практически — никогда.

Это безусловно касается только генератора в выносном блоке, о котором идет речь. Генератор, встроенный в ЦАП вашего проигрывателя, может оказаться в 100 тысяч раз менее точным. Эти «флуктуации» данных (не одни только они!) говорят о том, насколько воспроизведение диска на вашей системе расходится с изначальной программой в студии записи.

В меньшей степени эта зависимость справедлива для 1-битных (битстримных или побитных) ЦАПов, в большей — для мультибитных. Это объясняется тем, что чипы мультибитного декодера (например, Burr-Brown) формируют данные в громоздкие «цифровые слова» и затем переводят их в аналоговую форму. Здесь достаточно малого сбоя в периодичности отсчетов, чтобы слышимо напортачить по звуку.

Генератор — это еще и синхронизатор данных, а данные — принадлежность любого цифрового устройства. Тесты удивляют: оказывается, даже горстка проигрывателей, 20-битных ЦАПов и транспортов баснословной стоимости (фирм Wadia, Mark Levinson, Camelot и Oracle) выигрывают в звуке от такой синхронизации извне.

 

Битстримные ЦАПы обрабатывают каждый бит в отдельности, поэтому единичные ошибки в них проходят незаметно. Битстрим-ЦАП обычно обставляется простейшим бортовым тактовым генератором. Он во всех отношениях дешевый и обычно ставится на минисистемы, на 50-долларовые универсальные проигрыватели, а также внутрь проигрывателей псевдо-хай-энд-статуса как Aura (автор статьи имел «счастье» владеть оным). Aura более не выпускается, но на рынке масса дизайнерских и как бы дорогих проигрывателей, которые имеют плохой звук и не располагают подключением для внешнего генератора. Этика бизнеса не позволяет мне назвать их марки и модели — у меня и без этого хватает «доброжелателей» и интриганов.

Выносной тактовый генератор аккуратнее бортового в 100 тысяч раз хотя бы потому, что он полностью развязан по питанию и только сообщается с системой по цифровым входам BNC. Для дома сегодня предлагаются две модели таких «часов»: TEAC Esoteric G-0s и dCS 990 Master Clock. Первая марка отличается бескомпромиссностью: она не комбинирует тактовый генератор/cинхронизатор + ЦАП + цифровой усилитель «в одном флаконе».

Почему отдельные «часы» лучше встроенных

Хотя бы согласно логике: что было на входе — то должно быть и на выходе. На входе у нас с вами — студия звукозаписи, хотя мы о ней не ведаем. Ее оборудование очень близко к статусу и конструкции домашнего хай-энда, и это очень символично, показательно, лестно для обладателя Hi End. Компьютерная рабочая станция звукорежиссера оборудуется недешевой звуковой картой Lynx — мечтой юзера. Солидный тактовый генератор непременно используются в студии для синхронизации разных конверторов (АЦП), процессоров, синтезаторов, сэмплеров вроде Nuendo/Cubasse/Steinberg и т.д.

Единый тактовый генератор для многих звеньев — очень дорогое, но удобное, компактное и качественное решение не только в студии. Он эффективен против цифровых ошибок и расхождений, поскольку посылает единый управляющий сигнал (word clock) и точно задает рабочие частоты. Аудиофильские диски HDCD и XRCD пишутся таким образом, а фирма Pacific Microsonics создала HDCD-декодер и цифровой фильтр, которые были признаны наилучшими для распаковки данных с CD. На них строятся лучшие ЦАПы, а максимум качества они отрабатывают в тандеме с внешним тактовым генератором. Круг замкнулся, как говорится.

В силу той же логики, работу ЦАПа в вашем проигрывателе или в предусилителе можно улучшить более аккуратным тактированием импульсов. В последнее время в городах и весях нашей страны получил широкое распространение частный заказной монтаж «суперточных» генераторов внутрь рядовых проигрывателей CD/DVD. Инженер В.Далуда из компании Sitronics берет за такую работу с клиента около 1000 у.е. и «гарантирует» слышимый результат? Батенька, это смешно. Мой холодильник Daewoo не выдержал полугода работы от компрессора повышенной мощности, который в него поставил незадачливый монтер-кустарь. Я же был наказан материально за свое легкомыслие. В общем, владелец плохого проигрывателя не должен клевать на чудесные обещания уже поскольку всякий бортовой (тем более кустарный) тактовый генератор не свободен от флуктуаций.

У hi-fi-техники зачастую нет пути кроме ее замены на класс Hi End, оборудованный гнездами BNC. Они предназначены для внешнего синхронизатора (генератора, «часов»). Предположим, ваша система состоит из транспорта CD, подключенного по SPDIF-кабелю на блочный ЦАП, потом усилитель и т.д. Она самодостаточна и без внешнего генератора, поскольку нечто похожее стоит в ЦАПе. Но внешний блок даст то же преимущество, что выше описано для студии. Ту же «звездочную» схему подключения с равными длинами кабелей от генератора до каждого из блоков. На этот случай генератор Esoteric снабжен несколькими входами и выходами. В приведенной системе генератор посредством word clock тактирует схему и датчик транспорта, приемник SPDIF, сам ЦАП, схему цифрового фильтра и прочие элементы. Ликвидируются все флуктуации, неточности и самое главное — джиттер.

Мы добрались до главного виновника бед цифрового аудио. Джиттер зарождается в проигрывателе дисков еще на механизме транспорта и оптического датчика и представляет собой неравномерность, временную нестабильность потока цифровых данных. Это неудивительно, видя, с какой бешеной скоростью вращается диск и какую филигранную работу делает оптика. Итак, джиттер вызывает недостоверные отсчеты на ЦАПе. Они проявляются в запаздывании или ускорении и измеряются десятками нано- или пико-секунд. Все, что дальше происходит с данными, включая фильтрацию и передачу по кабелю, умножает ошибку еще на несколько единиц. Тактовый генератор на борту ЦАПа как-то регламентирует отсчеты, но он не всесилен. Джиттер повсеместен, и он сильнее. Только выносной генератор травит джиттер во всех углах, как спрей Raid — тараканов.

Джиттер во многом «испортил обедню» цифровому аудио. Вы ничего не ведаете о выносном тактовом генераторе, вы вроде бы купили качественный ЦАП или дорогой проигрыватель, а звук у вас странный, размазанный, гнусавый — в общем, малоприятный. Если механизм проигрывателя достаточно массивен, а по питанию вы обзавелись кондиционером тока, то схемы работают стабильнее, джиттер отступает, но не исчезает. Звук вас теперь особенно не раздражает, но талант в музыке на записи как-то не проявляется. Скорее всего, это не самовнушение, а джиттер. Как СПИД или радиация, джиттер невидим. Как я писал в 1996 году в приложении Hi End Review, этот «неуловимый ковбой Джо» неуловим, потому что никому не нужен. В компьютерах, где число цифровых схем доминирует, джиттер слишком велик, чтобы с ним бороться. Неслучайно компьютерное аудио не жалуют в народе, как и хип-хоп. То и другое усиленно навязывают народу.

 

Последний довод в пользу выносных «часов». Конкретно модель G-0s улучшает воспроизведение ряда ценных фильмов мировой классики кино, которые оцифрованы с кинолент. В силу расхождения стандартов, каждый 25-й кадр на диске выпущен. Для изображения это не столь проблематично, как для звуковой дорожки DVD. G-0s располагает функцией «ускорения» звука, которая призвана воссоздать оригинальный тембр, тональность, темп, колорит звуковой дорожки. К сожалению, тесты этой функции не проводились, но вряд ли фирма пойдет на наглый обман юзера.

Усилитель Esoteric I-05: событие физики или революция сознания!

Компания TEAC достигла апогея в стерео усилителях, как лет 10 тому назад она создала транспорт VRDS для крайне искомых и уважаемых ныне проигрывателей CD. Как водится на наших страницах, мы стремимся запечатлеть эпохальные модели и новации непреходящей ценности. Усилитель Esoteric I-05 (или 03!) относится к таковым. Если кто-либо когда-либо заявит, что есть лучше звучащий и более технологичный стерео усилитель в хай-энде и в аудиофилии — он слукавит. Это же относится ко всей прошлой истории хай-энд аудио. А значит — этого вам и надо.

Модель Esoteric I-05 — это упорядоченная и более доступная версия 03, совершенно безбашенного усилителя, который опроверг сразу охапку постулатов несчастной горе-журнальной экспертизы. А именно: в хай-энд инженерии нет иных правил и канонов акромя одного — одержимость Создателя.

Ниже я привожу тест-сравнение из как раз трезвой и взвешенной немецкой hi-fi прессы, плюс мое видение предмета. Последнее необходимо в силу того, что «вкусовые» и «национальные» критерии оценки звука вместе с их привязкой к аспектам конструкции усилителя легли в основу оригинального теста. Немцы, разумеется, не обозначили моего авторства — мол, в России оно свободно кочует, и у кого больше прав, тот в данном случае и прав. Мои же права — птичьи. Чего не сделаешь ради так сказать искусства и во благо (другого и неблагодарного тебе) человека…

Позволю себе одно наблюденьице и отступление от темы на 1 абзац: давеча по ящику в некой лже-муз-экспертной программе-скороспелке толстый мерзкий небритый дядька, косящий под лже-стрит-культ, неуклюже связал новый никому не нужный музальбом с расхожими полит-спекуляциями. Дескать, он в теме. Дядька не иначе начитался меня на данных бесплатных страницах… но у меня увязки это увязки. А у дядьки лишь его з/п. Это называется социальной несправедливостью, пороками коррумпированной системы (понимайте, как угодно), ну а в приличном обществе — наказуемым воровством интеллектуальной собственности или плагиатом. По идее, я тут мог бы подать в суд на дядьку, оплатить экспертизу плагиата, оплатить перепроверку экспертизы, оплатить услуги адвокатуры и смежные услуги, оплатить перепроверку перепроверки альтернативными органами, оплатить экспертное составление заявлений по всем инстанциям процесса, оплатить третейское освидетельствование всех инстанций и оплатить расходы по дополнительному времени на истекшее время судебного разбирательства, оплатить службы надзора и координации. Фу-у. А что? Я бы мог и должен был… Дядька, вот тебе и пример талантливой увязки неувязываемого…

Вернемся к теме, более инструментальной для читателя — к усилителю. Итак, немецкий тест, я и те черты 05, которые донесут до вас всю необузданность модели 03.

Усилитель, хоть и интегральный, но построен по духу и букве раздельных — и даже монофонических… и даже двух-плечевых балансных — модулей. И даже еще важнее: с той миссионерской одержимостью, которая бытовала в 70-х. В этом смысле, подразделение Эзотерик бренда TEAC есть подлинное элитное и роскошное. Роскошь есть суть развития личности. Революция заключается в выборе класса Д, полной противоположности классу А — для данной конструкции. То бишь, потребляя 40—70 Вт вашего электричества, аппарат легко дает порядка 2 × 150—200 Вт на выходе, что позволяет строить подлинно концертное давление с реалистичной динамикой (драматически опущенным уровнем шума) в 120 дБ. По теории инженеров Аудио Ноут и иже с ними, при этом немилосердно возрастут искажения, ухудшится прозрачность сцены и прочие дела. Как бы не так! А вот количество тепла действительно уменьшается так, что оно легко рассеивается (шириной в палец) стенками корпуса аппарата и не угрожает характеристикам деталей.

Распределение сигнала на плюс и минус и на моно каналы здесь как раз и реализует все то, что журналы относили к достоинствам низкой обратной связи, к классу А. Интересно, что аспект обратной связи вообще замалчивается в описании и тесте усилителя, подчеркивая, какая это фикция и ерунда, эта ваша ООС. Да и детали массивны и по природе своей глубоко аналоговы (чего стоит 10 кг трансформаторного железа в консервативной угловатой конфигурации!), которые держат ООС в узде.

 

По ходу (нет, не в смысле «похоже»!), о нем, о трансформаторе. Сегодня все больше надоедает вид и работа круглого и якобы герметичного торо-транса. Старые добрые «открытые» трансы оказываются вдруг и производительнее, и музыкальнее (аналоговее!), и вообще приятнее для инженера. Заметим — подвести под такой поворот треклятую научную основу не вопрос. Оказывается, что именно старые винтажные трансы сообщают нужный ток для пушпульных схем усиления. Эти схемы вдруг цветут пышным 3-мерным (!) цветом музыкальных предвосхищений. И оказывается, класс Д с его собственной логикой строительства звука — вписывается в данный набор ценностей как нельзя лучше. Транс в указанных моделях дает на схему порядка 1000 ВА, и схема жадно пожирает почти все. В этом пиршестве только и рождается прекрасная музыка! Не в казарменных же условиях жесткого класса А, в самом деле. Я никогда не верил в этот меркантильный и плохо замаскированный минимализм, будь то музыка а-ля-Троицкий с протежированной группой Центр или фонокорректоры Мюзикал Фиделити (то и другое роднит полупустое нутро)… Ага, вот снова «увязал» назло «дядьке».

Тем же образом пересмотрены прочие лже-приоритеты. Вес (30 кг у модели 03, и 17 кг у 05) тоже не единственный показатель, не все коту масленица, а лже-эксперту малина. У обычных хай-эндных аппаратов упор по обыкновению — на массивные шасси. Ну а здесь разработаны специальные «ноги», предупреждающие возникновение микрофонного эффекта в конструкции, на всякий случай. Взять, к примеру, усилители-новоделы NuForce (тоже двойное моно в классе D, тоже массивные) — там масса «направлена» в ненужные места, без царя в голове. У «эзотериков» помимо транса существенно весят внутренние и внешние стенки, поскольку эта массивность работает и как экран, и как стабилизатор, и наконец как стена меж IC процессором и усилительной схемой.

Если суммировать, то конструкция зиждется на 3 слонах: разумное разделение каналов (поскольку формализма вроде раздельных трансов здесь нет!), подавление шумов или помех и коротком пути сигнала, поскольку платы предельно сближены. Ручки громкости и баланса каналов тоже строго аналоговые, при этом для сохранения фазы они лишены схем и потенциометров. Баланс осуществляется непосредственно «на каналы», а ручка громкости представляет собой лишь изменение скорости. Чип использован для преобразования сигнала в удобную форму «четверти волны по 800kHz», где 6 мосфетных транзисторов попарно работают в «импульсном режиме включения-выключения или пушпула» (закавычен мой дословный перевод, коль уж нету у меня помощника-физика). Несущая частота затем отфильтруется в режиме пропускания низкой частоты, и на спикер-терминалы поступает чистейший сигнал.

Я не уверен, что в 05 это предусмотрено (я не обнаружил, поскольку не располагал пультом) — а в 03 точно есть: назначение удобной для вас чувствительности входов, не нарушая цельности фазы. Сие работает как изменение вольтажа, если вам это интересно.

Оригинально проработаны входы — балансный, назначаемый (!) для МС или ММ головки проигрывателя винила, а также предусилительный выход (с выбором степени его «чистоты» для разных подключений) и т.д. Нет биампинговых выходов на колонки — лишнее, посчитал инженер.

Звучат усилители не столько современно (читайте мой прошлый обзор продукции Luxman), сколько «национально» по-скандинавски. Опечатки моей тут нет — так вывел автор теста. Не случайно вывел, ведь TEAC в характере звука никогда не был японской маркой. Он всегда давал сочные рельефные звуковые образы, с хорошей передачей пространства меж ними. Так в принципе звучали такие марки Скандинавии как Тандберг и Электрокомпаниет, с одной поправкой: у TEAC выходило сочнее, протяженнее по ВЧ. Японская же сцена (как известно хотя бы по японским изданиям на виниле) эшелонированная и обуженная по АЧХ, с акцентированным звоном по некой избранной высокой частоте, с откатом и легкими провалами по прочим ВЧ и НЧ.

Почему рецензент выбрал именно такую метафору — скандинавский звук? Близкий к немецкому, скандинавский звук несколько мягче, менее категоричен и более интернационален. Примечание: DALI и JBL в этом смысле скорее исключения в силу их современной или американо-студийной идеологии. Вместе с тем, скандинавский бас проблематичен, обужен, несколько придавлен.

Данные усилители выбираются из этой неловкой привязки грациозно. Они дают поистине роскошный естественный чистый протяженный и вместе с тем очерченный и разбросанный по планам звук. Бас прибран — это так, но именно он такой и освобождает ВЧ от колкости, агрессии, компрессии и прочих неприятных признаков дурно записанной музыки или дурного формата. Практически все события относятся к СЧ-диапазону, который как бы лежит средним планом — этакой лентой меж вами и горизонтом. Поближе находятся высокочастотные, подальше — басовые партии. Разумеется, эта сцена корректируется реальным пространством, вписанным на материал. И разумеется, партии обладают нужным спектром частот. Например, Синатра у вас не превратится в Элтона Джона.

 

Такой характер ответственный и чувствительный рецензент немецкого журнала называет зрелым и сбалансированным, свободным от закидонов «красиво» звучащей техники из Японии. Не чета нашим новоявленным скандинавам и американская «нейтральность» Креллов и иже с ними. Рецензент долго не может успокоиться в описании баса: бас содержательный, достаточно протяженный и вовсе не обглоданный до кости, не намазанный маслом… пожалуй, полусухой как вино — будет вернее сказано. Верхний бас имеет чуть больше силы, но и тогда не отвлекает. Низший бас филигранен и полностью зависит от вашего внимания. В целом Esoteric имеет живой и событийный вовлекающий характер звука именно в силу расслабленности, сбалансированной артикуляции по ритм-секции.

Я разделяю эти наблюдения, Особенно мне по душе констатация отсутствия солнечных вспышек, которые часто выдаются за динамику по ВЧ. Усилитель запросто объединяет СЧ с НЧ и ВЧ в прозрачном покрывале музыки. При этом ВЧ явно обнаруживают не металлические (!) или серебряные, а скорее бронзовые оттенки. В порядке спора с неким менеджером JBL (почему бы и не металл? Дудки льют из металла!) я бы сказал тут: Но залы и площадки (да и публику в них) делают вовсе не из металла, не так ли?

Трудно представить себе систему, в составе которой этот усилитель действовал бы на нервы кому-либо вообще. Под этим заключением тестировщика из-за бугра я охотно подписываюсь. Я б добавил важное: редкое исключение из нынешних новинок, усилитель 03 или 05 не проявляет немилосердной новодельной стерильности, особенно на ВЧ. Здесь не надо мириться с чем-то в угоду новизне и свежести изделия. В этом плане Esoteric’s I-05 вообще вне конкуренции, насколько я могу судить. Практически это проявляется в передаче нужных нюансов, поскольку новая техника пичкает наш слух ненужными. Западники называют этот критерий: «соникс», или певучесть. Усилитель исключительно щедр на пространственность, понимая под этим прежде всего стереобазу, а не глубину сцены.

Данный тест и сами эти модели стирают зыбкую грань меж понятиями hi-fi и high end. Их не назвать нейтральными, но не отказать в приятности. Скорее всего, читатель предпочитает не женщин-барби, не мальвин — а земных Барбар Стрейзанд и Мирей Матье. Так и с усилителями.

Все материалы раздела «Обзоры от Елбаева»

Устройство и принцип (кому интересно)

Сердце тактового генератора — источник импульсов (осциллятор) в виде кварца. Кварц апробирован в проигрывателях винила как отличный стабилизатор, но фирма Esoteric уверяет, что ее осциллятор из кристалла рубидия в 100 раз точнее кварца, В Интернете можно встретить схему «часов», где элементов побольше — резонатор, инвертор, компаратор и приемник референсной частоты 10 MHz GPS. Для синхронизации цифровых агрегатов по сигналу Word Clock генератор располагает следующими частотами: 96, 88.2, 48, 44.1, 32, 29.4, 24, 22.05, 16, 14,7, 12, 11.025 кГц. CD сэмплируется на частоте 44,1 кГц, DVD — 192 кГц, В приложенной к генератору таблице можно справиться относительно рабочих частот для HDCD и других форматов. Да, да — HDCD тоже раскрывается с новой стороны, словно поручик Лукаш в «Швейке».

К генератору можно подключить до 3 разных аппаратов с целью их синхронизации и тактирования. Комбинированная модель фирмы dCS имеет еще более широкую коммутацию, но показателен факт: профессиональные европейские звукорежиссеры предпочитают генератор Esoteric как более точный. Его они часто подключают к транспорту и ЦАПу dCS и ухом отмечают важную разницу.

Игры разума

Звукорежиссеры со студийным опытом не просто тактируют ЦАПы положенной для DVD или CD частотой (это называется реклокингом), но сознательно меняют ее, изучая эффект на звук и добиваясь особого колорита. Esoteric в этом смысле особенно щедр, позволяя варьировать регламентированную частоту дискретизации. Например, для CD это может быть не 44,1, а 42 или 45 кГц.

 

Автор этой статьи уже имел честь упоминать о посещении показательной демонстрации генератора Esoteric. Цепь включала dCS транспорт и ЦАП + качественный усилитель и акустика. Маститый английский «звукореж» включил «обычный» CD группы Persuasions (диск почему-то боготворят в Европе), а затем — собственноручную 24-битную запись на концерте оперного баритона Д.Хворостовского с чувствительных микрофонов непосредственно на жесткий диск 160-гигабайтной емкости. В обоих случаях для ЦАПа были заданы «особые» частоты сэмплирования, и конечно, тракт с «часами» сопоставлялся с трактом без оных. Что можно сказать? Притом, что ЦАП dCS очень качественный, «часы» Esoteric внесли «совершенство в виде более полного эмоционального удовлетворения», по выражению демонстратора.

Лично мне показалось, что при «часах» звук действительно обретал несколько больше живости, динамики, отчетливости и локализации в пространстве комнаты. Другой вопрос, разумно ли такое «совершенство», когда каждый из блоков системы обходится по 10.000 у.е. Ответ: все зависит. Ведь в «этой стране» и в нашем городе работа журналиста при всех прочих равных условиях приносит ежемесячно от 200 до 10.000 у.е. В последнем случае не стоит вопрос, разумно ли покупать особняк в Ницце — надо покупать.

Многие возразят: те или иные стороны программы помогают подчеркнуть кабели, стойки и другие «тонкие» аксессуары-настройщики в системе. Ответ: могут и должны. Но во-первых, по цене иные кабели приближаются к генератору, который несравненно более емок и материален. Во-вторых, кабель снижает джиттер и перераспределяет сигнал незначительно, в пределах долей децибела. В-третьих, одно не исключает другого, и, скажем, для записи XRCD недаром применяется все возможное. Если неверие не покидает вас, купите и послушайте The Persuasions и Хворостовского — в Москве то и это я встречал только в Пурпурном Легионе. Они должны внушить стремление к извлечению «скрытых красот».

Тактовый генератор позволяет «мощный» оверсэмплинг на воспроизведении, то есть пере-тактирование данных с целью лучшей упаковки нюансами части воспроизводимой полосы частот. Если бытовые проигрыватели CD в прошлом давали 8-кратный оверсэмплнг, то Esoteric дает 50-кратный! Этот звук надо слышать, чтобы оценить.

Значительно актуальнее апсэмплинг, то есть интерполяция данных на значительно более высокой частоте, например не 44.1, а 48, 96 или даже 192 кГц. Известно, что на CD нет информации за пределами 22.05 кГц, но сегодня студии успешно применяют апсэмплинг для их более естественного звучания в полосе 20 Гц — 20 кГц. Уже существуют CD с мастерингом на 384 кГц и затем понижением до реквизитных 44.1 кГц. Только выносным тактовым генератором можно ухитриться и задать 384 кГц в воспроизведении диска. Автор данной статьи ставил похожий опыт по принудительной высокой частоте в отношении разных CD: по звуку выигрывают только «задранные» во время записи.

Esoteric

В числе первых моделей, представленных компанией в конце 1980-х годов, были референсные проигрыватели компакт-дисков P-1 / D-1, а также R-1 DAT рекордер. Уже в этих системах была использована механика VRDS — NEO. В 1997 году компания Esoteric Audio выпустила одну из самых знаменитых своих моделей — CD-транспорт P-0. Оборудование оснащалось уникальным оптическим механизмом, который обеспечивал максимально высокую точность считывания данных.

В 2003 году на рынке появились универсальные DVD-плееры Esoteric UX-1 и CD-плееры X-01. В обеих моделях традиционно были использованы VRDS-NEO механизмы. В отличие от многих аналогов данные проигрыватели не имели массивного корпуса, что позволяло избежать резонанса при высокоскоростном воспроизведении дисков.

В 2006 году инженеры компании Esoteric создали инновационный механизм VOSP(Vertically-aligned Optical Stability Platform). Он нашел применение в системах воспроизведения Audio CD / CD и DVD топ-класса.

 

Сегодня все компоненты, используемые при создании механики VRDS — NEO для цифровых конверторов, CD- и DVD-проигрывателей, а также других аппаратов, проходят тщательный контроль качества. Непревзойденное качество воспроизведения звукового оборудования Esoteric стало возможным благодаря грамотному объединению всех элементов в единую высокоэффективную синергетическую конструкцию. Для построения механики используются изготовленные из кристаллической меди с серебряным покрытием кабели van den Hul, а также запатентованные стальные тройные опоры со стабилизаторами.

Компания Esoteric продолжает работать над созданием самой совершенной аудиофильской техники, способной воспроизводить записи с потрясающей точностью и уникальным реализмом звучания.

В 2013 году компания Esoteric выпустила топовую серию Grandioso, состоящую из Super Audio CD Транспорта P1 и цифроаналогового конвертера — моноблока D1, а также двухблочного предусилителя Grandioso С1 и моно усилителя мощности М1.

В честь 30-летнего юбилея бренда ESOTERIC компания выпустила в 2017 году ограниченным тиражом несколько топовых компонентов в черной отделке. Только 30 экземпляров были изготовлены вручную на Токийской фабрике, чтобы отметить 30-летие. Модели Limited Edition Black – это произведения искусства, представляющие превосходство современных японских аудио технологий и богатое наследие мастерства изготовления.

В каталоге представлены референсные ЦАП, SACD/CD-плееры, сетевые плееры, прецизионные тактовые генераторы и другая продукция, выпускаемая японской компанией.

В сухом остатке

Внешний блок тактового генератора («часы», синхронизатор) является новым веянием моды в цифровом Hi End аудио. Он способен вносить в звучание элементов цепи свежесть и разнообразие — преимущественно, благодаря разнообразию и вариациям регулировок рабочей частоты. Его применение строго ограничено наличием у компонентов BNC гнезд для получения сигналов Word Clock. Такой генератор — необязательный и опционный, но исключительно полезный и вкусный элемент. Он относится к категории аксессуаров или твика системы. Субъективно, включение генератора в цепь улучшает передачу малых сигналов, обертонов, транзиентных (переходных) частот и способствует оживлению записанной музыки. Дороговизна TEAC Esoteric G-0s в этом плане соразмерна с полученным эффектом, с измеренным устранением джиттера. Грандиозный недостаток этой категории техники — невозможность включить ее в бюджетные системы, где еще больше цифровых погрешностей. Зависимость «часов» от прочих средств твика в системе — факт, но с ним можно смириться.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *