La Vega


Недавно довелось покрутить в руках небольшие финские колоночки Penaudio Cenya.
Это продолжение компактной серии акустики Penaudio, включающей в себя малогабаритные полочники Rebel 3 и Charisma.

 

Собраны Cenya на мидбасовой головке Seas Excel E0049 и твитере H0586 (либо H0737 – маркировка на динамике частично стёрта).

Конструкция АС незатейливая, но крепкая. Сам ящик склеен из 20мм фанеры, а передняя и тыловая панели вырезаны из 20мм МДФ. АЧХ Cenya не является прямой линией, что сделано специально для более гармоничного восприятия звука.

Кроссовер традиционен для Penaudio: катушка, зашунтированная резистором на НЧ и фильтр второго порядка с небольшой ВЧ-коррекцией на твитере. Резонанс на спаде АЧХ магнезиевого диффузора НЧ динамика придавлен режектором.

 

Акустические клеммы — серебристые WBT. Это хорошие терминалы, большинство производителей использует менее удобные, зато более дешёвые посты WBT в прозрачном пластике. Собрана акустика весьма качественно и надёжно. Все динамики и компоненты соединены пайкой. Детали расположены на небольшом куске оргалита и закреплены термоклеем. Способ соединения компонентов с помощью выводов самих элементов напрямую, без участия печатной платы, позволяет получить более высокое качество звука, хотя и выглядит немного «по-пионерски». Кроссовер зафиксирован на дне корпуса термоклеем и не рассчитан на демонтаж. Впрочем, кому понадобится его снимать?

Несмотря на скромные размеры и небольшую мощность АС, от входных клемм на кроссовер и с него на мидбасовый динамик идёт сдвоенный акустических провод (Jorma Design) для увеличения сечения, что говорит о большом опыте разработчиков. В глубине ящика размещено небольшое количество синтепона для подавления резонанса (стоячей волны). Металлический (кстати, большая редкость в век пластмассы) порт фазоинвертора выведен назад, поскольку на лицевой панели АС ему просто нет места. Настройка фазоинвертора классическая — оба горба на графике импеданса имеют одинаковую амплитуду. Искажения акустики невелики.

В общем, в Penaudio Cenya всё сделано примерно так, как делал бы я сам, если захотел построить нечто подобное, даже особо и придраться не к чему. Видимо, финские конструкторы читали ту же литературу, слушали ту же музыку и учились на тех же примерах. В звучании Penaudio Cenya неожиданностей не оказалось: всё играет очень пристойно. Отличная микродинамика способствует эмоциональной подаче и позволяет расслышать мельчайшие нюансы композиций. Акустику без сомнения можно назвать музыкальной. Из недостатков, на мой слух, могу назвать два: первый – маловато «панча» (быстрого и хлёсткого верхнего баса), который отвечает за драйв и энергию при воспроизведении. Сам бас довольно глубок для маленького полочника, но из-за погони за самыми низкими частотами, в мидбасе ощущается нехватка энергии. На графике симуляции ящика видно, что оптимальный объём для головки Seas E0049-04s составляет 5,1 литра (жёлтая линия на графике). В этом случае панча было бы больше, но нижняя частота оказалось бы выше. Увеличение объёма до 8 литров (бирюзовая линия) позволило расширить диапазон вниз, но только за счёт небольшой потери в энергетике.

Второй недостаток — твитер, он в общем-то с задачей справляется, но плотным насыщенным саундом, всё же, не обладает. Для подобной акустики, на мой взгляд, нужен более дорогой твитер, но тогда итак немалая цена этих АС была бы ещё выше. Общее впечатление от звучания Penaudio Cenya таково – детально, красиво, но по всему диапазону немного не достаёт плотности и насыщенности. Если слушать джаз, блюз, малые составы, то всё отлично, но если захочется навалить чего-нибудь тяжёлого и железного, то оно, конечно сыграет, но стальной клинок может показаться слегка оловянным. На некоторых композициях изредка бывает заметен резонанс магниевого диффузора. Скорее всего, резонанс слишком узко вырезан, надо было бы настройку режектора пошире сделать. Можно считать высказанное придирками, но цена в 99000 рублей всё-таки обязывает. Впрочем, акустика вполне достойная и может быть рекомендована к приобретению, особенно, если нет задачи озвучивать ею помещения больше 20 квадратных метров.

 

Для увлечённых самодельщиков повторение конструкции Penaudio Cenya не покажется запредельно сложным и дорогим. Динамики и компоненты можно купить в интернет-магазинах, например в Аудиомании или на Мэдисаунде. Склеить ящик из фанеры под силу любому, порт фазоинвертора можно сделать хоть из картона, главное, соблюдать размеры. Если кому-то захочется повторить эти колонки, я снял с них всю информацию, которая может пригодиться. Чертёж корпуса Penaudio Cenya лежит ТУТ, а симуляция кроссовера ЗДЕСЬ. Успехов

 

 

Penaudio: Истинный финский звук


Полочная акустика Penaudio Cenya
На Скандинавском полуострове, к западу от России, расположена страна Финляндия, известная своей природой и технологиями. В центре этой страны стоит окруженный озерами город Ювяскюля. Именно здесь берет начало «правильный финский звук» от компании Penaudio, оттуда же родом и Сами Пенттила (Sami Penttila), основатель и «золотые уши» Penaudio.

С детства Сами, как его братья и сестры, играл на музыкальных инструментах. «Я слушал музыку всю свою жизнь, – говорит Сами Пенттила. – Мой отец любил «крутить» пластинки и продолжает делать это поныне. В пять лет я начал играть на фортепиано, в восемь – на гитаре, в двадцать пять – на басу. В 1997 году я поступил в Политехнический институт в Ювяскюля, где изучал акустику, электронику, науки о материалах и прочие полезные вещи».

Еще маленьким мальчиком Сами научился уважать естественное звучание инструментов и со своей первой зарплаты за летнюю работу решил купить себе подходящие колонки. Но вот проблема – даже за серьезную по тем временам сумму в несколько тысяч евро Сами так и не смог найти «свою» акустику.

«Я слышал изъяны в каждой системе. Звук не растекался должным образом, – вспоминает Сами. – Высокие частоты не сверкали, а низкие были насыщены ненатуральной энергией. Я не слышал того настоящего, глубокого звука, который искал. Поэтому я решил сделать пару совершенных громкоговорителей самостоятельно».

Сами сразу уселся за книги по акустике и взял в руки паяльник, а накопленные деньги пустил на динамики и электронные компоненты. Он чувствовал «анатомию» звука и хотел сконструировать акустику такой, какой её представлял. В апреле 1999 года первые колонки были готовы. Они получили название Penaudio 7.6cx (название Penaudio получилось в результате соединения двух слов: «Pen(ttila)» и «Audio»).

После этого Сами нашел старенькую «Тойоту» и стал объезжать финские аудиомагазины, торгующие аппаратурой класса High-End. Представители 5-6 магазинов буквально влюбились в новый звук!

«Так все и завертелось, – комментирует Пенттила. – Я основал компанию и начал выпускать акустику серийно».

 

Сами Пенттила – основатель компании Penaudio

Через три года Сами и его партнеры решили, что рынка Финляндии им мало, поэтому начали расширяться за границу. В 2004 году на выставке во Франкфурте компания представила первую модель под маркой Penaudio – Charisma, а уже сегодня её продукция поставляется в 23 страны мира.

При этом штат Penaudio долгое время насчитывал всего пять человек. Сейчас аудиотехника Penaudio производится на в Риге, о котором мы рассказывали здесь. «Аудиомания» владеет контрольным пакетом Penaudio, однако все вопросы, связанные с проектированием систем, по-прежнему решает Сами Пенттила.

Будучи музыкантом, Сами признается, что уделяет много времени студийной работе, так как она служит источником вдохновения при создании акустических систем: «При разработке колонок я первым делом стремлюсь адекватно воспроизвести тембр хорошо знакомых мне инструментов: гитары, скрипки, фортепиано. Мой опыт показывает, что, если эта задача успешно решена, тогда и другие параметры будут в норме».

Секрет натурального звучания колонок Penaudio в том, что по конструкции они близки к однополосным: среднечастотный динамик воспроизводит основной тон и главные гармоники большинства инструментов, а твитер вступает в работу лишь после 4,5 кГц, причем для фильтрации частично используется естественный спад характеристики. Для расширения диаграммы направленности корпуса имеют узкую переднюю панель, а в трехполосных колонках расположенный сбоку басовый динамик «обрезается» довольно низко.

Достижению естественного звука также способствуют многослойные панели из финской фанеры и МДФ, оптимизирующие спектр резонансов корпуса и придающие ему необходимые акустические и механические свойства. Еще один момент, который бросается в глаза – это шпон поперечного среза фанеры из финской березы, придающий продукту уникальный внешний вид. Он стал своеобразной «визитной карточкой» компании. Раньше отделка поперечными слоями фанеры создавалась на финском производстве, однако в Риге смогли не только сохранить технологии финнов, но и улучшить их.

«Семейство» Penaudio

На сегодняшний день у компании Сами Пенттилы имеется четыре линейки громкоговорителей. Младшая линейка состоит из колонок Rebel, Rebel Two, Rebel Three, Rebel Four, Rebel Sat и Rebel Centre. Эти колонки не зря носят свое название , поскольку способны без искажений работать на большой громкости и заточены под более яркий и пробивной звук; у них прекрасное чувство ритма и солидная энергетика.

Вторая линейка Charisma включает в себя колонки Charisma, Cenya, Sara S и Cenya Centre, а флагманская линейка Sinfonia содержит два больших напольника – Sinfonietta и Sinfonia.

 

Флагман линейки Penaudio и топовая напольная акустика Sinfonia впечатляет своим внешним видом. Как говорит Сами Пенттила, эта акустика «ростом со своего создателя» – высота колонны составляет 172 см.

«Эта акустическая система была у меня на уме на протяжении нескольких лет. Сейчас я могу увидеть и услышать ее, – восклицает Сами. – Penaudio Sinfonia – это произведение искусства… физически, акустически и музыкально».

Sinfonia имеет высокочастотный динамик Seas диаметром 29 мм с тканевым куполом и гексагональной магнитной системой, два 145-миллиметровых СЧ/НЧ драйвера, закрепленных на резиновом подвесе с радиальными ребрами жесткости для снижения уровня искажений, и пару 260-миллиметровых низкочастотников Seas с бумажными диффузорами и четырехслойными катушками. Акустика имеет 3,5-полосную конфигурацию, когда один СЧ-динамик работает в полосе от 80 до 200 Гц, а другой охватывает весь доступный ему диапазон СЧ вплоть до 4,5 кГц.

Помимо вышеуказанных колонок, у Penaudio также имеется авторская линейка из Cenya Signature, Sara S Signature, Serenade Signature и Cenya Centre Signature. Эти акустические системы имеют табличку с копией подписи отца-основателя бренда – Сами Пенттилы. Кстати, акустические системы Cenya и Sara названы в честь дочерей руководителя компании.

Напольная система Penaudio Sara S Signature

Немного особняком от всего великолепия стоит единственный в линейке Penaudio 29-килограммовый закрытый кубический сабвуфер Charm, отличающийся быстрым, плотным, аккуратным, динамичным и достаточно глубоким басом.

Активный сабвуфер Penaudio Charm

Финское звучание

Частотный диапазон звучания всех моделей выходит за пределы 20 кГц. Люди часто задают вопрос, зачем так делать, если человеческое ухо не воспринимает эти частоты? Однако у Сами есть на него ответ.

«Несколько лет назад мы запустили исследовательский проект в университете Ювяскюля, посвящённый углубленному исследованию ощущений при прослушивании звуков в ультразвуковом диапазоне, – комментирует Пенттила. – Мы использовали динамики, частотный диапазон которых простирается до 35 кГц.

 

Сначала запустили их на полную катушку, а затем искусственно ограничили слышимый диапазон до 22 кГц с помощью специального фильтра. А потом еще раз прогнали звук через фильтр на полную, потому что хотели сравнить только высокие частоты, а не динамики в сравнении с фильтром».

После этого они начали снимать показания ЭКГ испытуемых во время прослушивания одного и того же трека. Также измерялся их пульс, записывались субъективные ощущения. Было установлено, что музыка с ультразвуком оказала более сильное расслабляющее воздействие на 19 человек из 21. Более того, 18 из них подтвердили, что с ультразвуком музыка звучала более «натурально».

«Я верю, что так оно и есть, потому что действительно трудно воспроизвести на обычной системе класса Hi-Fi полноценное звучание тарелок, фортепиано, скрипок, флейт и прочих живых инструментов», – восклицает Сами. Он говорит, что именно по этой причине в продукции Penaudio используются твитеры с тканевым куполом – они не резонируют даже на высоких частотах, что позволяет очень близко подойти к реальному звуку.

Центральный громкоговоритель Penaudio Cenya Centre

Сами проверяет звучание новых продуктов, причем он тестирует акустику на всей доступной музыке, которая ему нравится и не нравится. «Не могу слушать [для удовольствия] спид-метал и трэш-метал, и, к сожалению, некоторую оперную музыку», – сказал Пенттила.

Разработка акустических систем – это поиск компромиссов с источником, а не жанром. Акустика в Penaudio проверяется на высококачественном материале, что может привести к проблемам при воспроизведении менее качественного источника, но компания ставит на хорошие исходники против сжатого звука – такова политика.

Сами говорит, что он очень много и упорно работает, тестирует новые драйверы и другие компоненты, однако отмечает, что никогда не чувствовал, что бизнес убивает в нем художника: «Я продолжаю и играть, и слушать, как и мой отец. Он по-прежнему слушает и любит музыку 60-х! Иногда записываю песни с моим братом, не применяя никакой компрессии или эквалайзеров». Хотя теперь ему приходится думать о цифрах, творить и создавать колонки Сами не перестал.

В каждой акустической системе Penaudio, несмотря на то, что это тщательно разработанный, изготовленный и протестированный инструмент, сохраняется частичка духа северной природы. Природа вдохновляла финских художников, композиторов и других людей искусства на протяжении многих веков. Сами не стал исключением. Продукция Penaudio следует финским традициям и воплощает тот самый дух в материальной форме.

 

Другие материалы из нашего блога:

  • «Смотрим дома»: Dolby Atmos и его друзья
  • Аудиодайджест #5: О звуке, музыке и аудиотехнологиях
  • Изготовление корпусов колонок: Обзор материалов

 

 

Предельная точность — тем интересней

По подаче средних частот и верхов все становится ясно: прекрасные детальность и динамика, нет колкости или голографичности — естественная, чуть светлая подача с хорошим объемом и правильной раскладкой сцены. Воздух есть, хотя я бы не сказал, что его подчеркнуто много. На примере вокальных партий с альбома Joe Barbieri «Dear Billie» можно отметить хорошую чистую подачу и разборчивую артикуляцию. При этом особенного подчеркивания, выделения или диспропорций вокальных партий на общем фоне я не заметил.

Определенно, такой звук кому-то покажется слишком правильным. Хотя сама по себе запись сделана ровно так, как я ее здесь услышал. Отдельно можно упомянуть сцену. Особенность состоит в том, что при правильной прорисовке и большом масштабе совершенно не возникает ощущения тяжелого подчеркнуто-плотного звука. Все остается прозрачным, подвижным и с хорошим разрешением. А в этой системе еще получилось так, что слушать можно на небольшой громкости, но сцена оставалась правильной.


Порт фазоинвертора — металлическая трубка, углубленная в корпус

Для разнообразия поставил переиздание альбома Led Zeppelin «III», доступное в хайрезе. И все, что характерно в данном случае для хайрезной цифры, слышно в тракте. Хорошая читаемость партий, атака, насыщенность, но не чрезмерная плотность — все передано.

Причем именно детальность вытягивает очень многое — так гораздо проще считать эмоции или услышать, что тут есть нюансы, в которые интересно вслушиваться. Это звучит совсем не так, как на оригинальном первом прессе на виниле, что, пожалуй, и хорошо — так заметнее, что эта музыка сложнее и многограннее, чем кажется. Правда, басовой доминанты в привычном «рокерском» смысле не слышно — акцента на нижней середине нет.


Сочетание отделки разных плоскостей корпуса

Из старого в моно послушал запись 1955 года — исполнение Гольдбергских Вариаций Баха Гленном Гульдом. По предыдущим примерам уже ясно, что с детальностью и динамикой проблем не будет, тембрального разнообразия тоже вполне хватило. Но кроме того, понравилась сцена — точнее, ее монофонический вариант с раскладкой по глубине. Даже с поправкой на запись и возраст масштаб получился практически полноразмерным — настолько, насколько это вообще возможно.

 

Заслушался и потратил гораздо больше времени, чем нужно было просто для теста, потом дослушивал еще несколько фортепианных записей не из тестового списка, а просто так. При видимой жанровой всеядности фортепианные произведения здесь как-то особенно хороши — в том числе и за счет того, что эмоции в их случае создавались самими произведениями и исполнениями, а не техникой и ее собственными интерпретациями. Из замечаний: на некоторых произведениях, например, Рахманинова или Баха динамики и атаки вроде бы хватало, но драматизм передавался чуть более сдержанно и сглажено.


Penaudio Sonata Signature — с защитным грилем и без

Напоследок, немного Струнных Квартетов Шостаковича. Запись авторства Artemis Quartett — недавняя, и я пока еще не до конца определил положение этого исполнения в своей собственной иерархии. Слушается полновесно и полноценно, есть все условия для того, чтобы внимательно изучить непростое произведение и его прочтение исполнителями. Но и от восприятия в целом процесс не отвлекает. Переключаться таким образом легко — система ничего не навязывает и оставляет свободу для выбора. В результате, слушал тоже дольше, чем нужно было в рамках теста.

Дальше пробежался еще по ряду самых разных произведений — в том числе и по хоровым вещам. Замечу, что обычно я стараюсь тратить на тест нужное количество времени — не больше объективно необходимого. Тут же было интересно продолжать пробовать — даже когда все номинальные качества акустики уже были ясны. Надо сказать, практически все играло очень хорошо. На сложных фрагментах для большого хора местами слегка упрощалась сцена, но только на невысокой громкости.

В остальном, на прослушивание разной классической музыки на этой системе я потратил намного больше времени, чем на все остальные записи. А так бывает редко, потому что повышение планки сложности, когда виден уже предел возможностей, подразумевает, что прослушивание пора заканчивать. Здесь же дойти до предела возможностей оказалось сложно.

Выводы

Penaudio Sonata Signature — очень нейтральная акустика сама по себе и совершенно точно самая нейтральная из всего, что когда-либо выпускал этот производитель. Такой почерк идет на пользу, если нужна жанровая всеядность, подходящая для долгих прослушиваний. Однако с той же уверенностью можно заявить, что кому-то характер неизбежно покажется скучным.

Пожалуй, это хороший пример техники, которая не подходит для того, чтобы слушать технику, но очень даже подходит для музыки. И именно от музыки здесь все и будет зависеть, так что если хочется слушать музыку с привнесенными техникой (но не прописанными в музыке) задором и огоньком — лучше поискать что-то другое. И наоборот, тем, кто ценит точность, детальность и прозрачность звука в сочетании с масштабом, можно посоветовать обратить внимание на эту действительно интересную акустику.

Правда, осталось одно большое «но»: при всех достоинствах Sonata Signature цена акустики очень и очень высока.

 

Официальный сайт: Penaudio Sonata Signature

Цена: 1 998 400 руб.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *