Микрофонные усилители: схема. Микрофонный усилитель для электретного микрофона


Микрофон для домашней студии

Простое и очень эффективное решение для записи голоса или вокала в своей домашней студии звукозаписи — это применение динамического кардиоидного микрофона. И вот почему:

  • Во-первых, Вам не нужно будет принимать специальные меры по шумоизоляции квартиры;
  • Во-вторых, Вам не нужно будет звукоизолировать тыловое пространство за микрофоном для избавления от реверберации комнаты, так как динамический кардиоидный микрофон хорошо подавляет боковые и тыловые звуки;
  • В-третьих, Вам не надо будет организовывать дополнительное питание как в случае с конденсаторным микрофоном.

Для нашей цели идеально подойдёт микрофон типа Shure sm58 или ему подобный. Например, у меня долгие годы идеально работает микрофон Beyerdynamic Opus39s.

Конечно, для записи голоса существует большое число самых разных решений. Например, Вы можете специально для записи вокала сделать хорошую шумоизоляцию квартиры, приобрести дорогой конденсаторный микрофон с большой мембраной, но это решение уже не такое простое и в разы дороже. Кроме того, микрофонный усилитель для конденсаторного микрофона понадобится немного другой, и об этом мы поговорим в другой статье.

Виды петличных микрофонов

Петличные микрофоны совместимы с большинством видов цифрового оборудования: видеокамерами, фотоаппаратами с функциями записи видео, микшерными пультами. Они подключаются к смартфонам и планшетам. В зависимости от модели они могут подсоединяться к электронике напрямую или опосредованно. Одни модели подключают через штекер «мини-джек», другие – через USB.

Различаются петличные микрофоны и способом включения: проводным или беспроводным. Проводные устройства поддерживают высокое качество записи, но они должны быть соединены с базой при помощи кабеля и потому лишаются основных преимуществ «петлички»: легкости подключения и свободы движения, которую они сообщают спикеру. Однако если движения человека и так ограничены, пользоваться проводными моделями выгодно, поэтому их покупают для ТВ-студий, которые транслируют новости (ведь диктор сидит почти неподвижно).

Беспроводные модели более комфортные, они не требуют кабельного подключения к базе и к тому же обладают большим радиусом приема и передачи данных. Их не следует путать с головной гарнитурой: комплектом из наушников и приемника, который надевается на голову. «Петлички» крепят к одежде зажимом-прищепкой.

Купить или сделать своими руками?

У микрофонного предусилителя, сделанного своими руками есть три основных преимущества перед теми моделями, которые можно купить в соответствующем магазине:

  1. Цена.
  2. Идеальная адаптация под конкретную задачу.
  3. Качество звука.

Цена

Итак, цена готового изделия, продаваемого в магазине, кроме стоимости комплектующих компонентов, включает в себя плату за бренд, компенсацию рекламных расходов и прибыль, которую получают все: изготовитель, оптовый и розничный продавцы, плюс транспортные расходы. Вот и получается, что в покупном усилителе один только корпус будет стоить дороже, чем весь микрофонный усилитель, сделанный вручную.

Кроме того, существует целый ряд потребительских качеств, которым обязательно следуют практически все изготовители, чтобы достичь определённой универсальности для возможных применений микрофонных предусилителей. Ведь перед разработчиками стоит задача добиться максимальной совместимости со всеми возможными микрофонами и тем оборудованием, с которым он должен будет работать.

Это приводит к тому, что схема микрофонного усилителя приобретает существенную избыточность в виде различных режимов работы, защиты, регуляторов и индикаторов. И чем больше деталей в устройстве, тем большее влияние они оказывают на качество звука, причём не в лучшую сторону.

Адаптация под конкретную задачу

Но в домашней студии звукозаписи микрофонный усилитель обычно работает с одним конкретным микрофоном, в стационарных условиях, и выполняет всегда одну и ту же задачу. А это значит, что большинство универсальных возможностей покупного преампа нам просто не нужны. Но мы можем сосредоточиться на максимальном качестве именно того, что нам нужно, идеально адаптировав собственную конструкцию под конкретную задачу.

Качество звука

Чем отличается хороший микрофонный усилитель для записи вокала от обычного? В первую очередь тем, что хороший предусилитель не вносит в звук собственных артефактов и искажений, и в то же время создаёт для микрофона самое оптимальное согласование для получения максимально возможного качества преобразование звука в электрический сигнал.

Услышать это на слух при обычной проверке затруднительно. Чтобы оценить качество микрофонного усилителя, с ним нужно поработать в реальных условиях, применяя к уже записанному с помощью него вокалу самые различные обработки. Особенно сильно все недостатки проявляются при больших уровнях компрессии и попытках поместить вокал в плотный микс.

Качество звука современных микрофонных предусилителей, особенно брендовых марок, как правило, особых нареканий не вызывает. Но естественное стремление изготовителей максимально удешевить изделие приводит к тому, что формально все характеристики соответствуют заявленным, но компоненты могут быть недорогими, чисто из маркетинговой целесообразности.

Причём проверить, из чего сделан готовый предусилитель, пока Вы его не купили, далеко не всегда возможно.

Так что пока Вы не купите преамп и не поработаете с ним как следует, качество его Вы не оцените. А вот в собственную конструкцию довольно легко можно внести изменения, если что-то не понравится.

И ещё.

Односторонняя макетная плата и усилитель для динамического микрофона

Макетные платы используются для удобства сборки радиоэлектронных схем. Лично я не владею техникой ЛУТ, но и не склоняюсь к навесному монтажу, поэтому пользуюсь макетными платами.
Данная плата одна из самых дешёвых и, тем не менее, довольно-таки удобна. Размеры средние: не слишком большая, и не маленькая, упакована в «пупырку» (наконец-то, долгожданная пупырочка, не утеплитель а то, что можно пощелкать)

:

Пыщ-пыщ!!! На пакетике — какой-то штрих-код:

По сравнению со старой платой, эта толще, отверстия у нее мельче и «металла» вокруг них больше:

На эту плату гораздо удобнее монтировать SMD-элементы: это 0508, кажется: Паял специально старым припоем, которому лет больше, чем мне.

Попробуем собрать на ней преамп от OldOctober, который я периодически расхваливаю. Точно такой же работает у меня лет 5, питается, на самом деле, и от 3В.

Из-за особенностей расположения отверстий, с края можно гнуть перемычки, чтобы изгиб приходился на отверстие:

Предварительно обезжирив поверхность, приклеил термоклеем разъем для микрофона:

Справа вверху — вход — разъем для подключения кабеля от микрофона; слева внизу — выход — для подключения к компьютеру или приёмнику усиленного сигнала. По-хорошему, усилитель необходимо стараться разместить как можно ближе к микрофону, чтобы зря не усиливать шумы, пойманные длинным кабелем, а наоборот отправлять усиленный сигнал по кабелю. Разъемов надо стараться делать меньше, т.к они тоже порождают шумы.

Смертельный номер

Фото платы после демонтажа всех элементов с помощью паяльника — дорожки не отлетели, можно использовать повторно: Еще один обзор таких плат… 50 штук за $12.75 в том же магазине

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

mysku.ru

Что делать не стоит

Что для своей домашней студии звукозаписи точно не нужно, так это микрофонные усилители с каким-нибудь «особым» звуком, так часто рекламируемым многими изготовителями. Это удел более крупных бюджетов для особых случаев.

На практике специфическая окраска звука крайне редко нужна, а вот избавиться от неё, если она присутствует, очень сложно. Да и возможностей современной DAW — digital audio workstation вполне достаточно для того, чтобы уже при звукорежиссуре придать звуку любую окраску.

Схема микрофонного усилителя на ОУ

Схема микрофонного усилителя представлена на рисунке. Два секрета, о которых было написано вначале статьи, — это согласование микрофона и микрофонного усилителя и схема самого операционного усилителя.

Входное сопротивление этой схемы микрофонного предусилителя значительно ниже общепринятых стандартов. Из общей теории электротехники нам известно, что максимальная передача мощности между генератором и нагрузкой происходит при равенстве их сопротивлений. Вот и не будем это нарушать, обеспечив входное сопротивление микрофонного усилителя равным сопротивлению микрофона. При этом никаких переходных конденсаторов мы применять не будем, чтобы не вносить в девственно чистый сигнал асимметрию, фазовые сдвиги и дополнительные источники искажений.

Для избавления от всевозможных помех, в том числе и помех от мобильных телефонов, нам понадобится симметричное подключение микрофона, а значит, у микрофонного усилителя должен быть симметричный вход.

Дифференциальный усилитель, специально спроектированный для таких включений, — это обыкновенный операционный усилитель. Вход здесь симметричный дифференциальный с распределённым входным сопротивлением 600 ом. Резистор R2 3 ом особого значения не имеет, он стоит скорее для корректного изображения дифференциального усилителя.

Подключать можно любой ДИНАМИЧЕСКИЙ микрофон. Но чем качественнее, тем лучше. Обычно сопротивление такого микрофона от 200 до 600 ом, и для чистоты идеи Вы можете сделать сумму R1+R3 равной сопротивлению микрофона (при R1=R3).

Самое главное, что такое включение, благодаря демпфированию подвижной системы микрофона, устраняет окраску звука паразитными резонансами самого микрофона, позволяя получать чистый, ровный звук. Потом, при обработке вокала, можете делать со звуком всё, что угодно. Он податлив, с ним не надо воевать, устраняя всякие призвуки.

Кроме того, помехозащищённость низкоомного входа просто великолепна! Мне приходилось записывать без проблем вокал в комнате, где находилось одновременно более 20-ти мобильных телефонов!

Здесь следует обратить внимание на то, что согласование по-книжному — это как раз измерение параметров и шумов в первую очередь. Нас же шумы не волнуют никак. При использовании ОУ с показателями до 10nV/√Hz про шумы можно забыть. Шумы не мешали жить даже при использовании ОУ TL071, у которого шумы составляют 18nV/√Hz. В реальной работе шум помещения больше, и всё зависит от мастерства звукорежиссёра.

Зато TL071 очень даже хорошо звучит, в отличии от общепризнанной NE5534.

Как выбрать петличный микрофон

Цена хорошего беспроводного устройства может составлять 500 долларов. Чтобы не пожалеть о потраченных средствах, обращайте внимание на такие характеристики:

  • Качество капсюля. Необходимый уровень записи звука обеспечивают только конденсаторные модели. Пускай динамические устройства остаются редкостью, не помешает уточнить этот параметр. Помните также, что для корректной работы конденсаторного микрофона нужно внешнее питание в 48 Вольт.
  • Непрерывность радиосигнала. Если модель проводная, об этом параметре беспокоиться не стоит: акустический кабель будет передавать сигнал без задержек. Но радиосигнал чувствителен к внешним условиям, его могут искажать, например, расположенные поблизости линии электропередач. Поэтому ищите мощный настраиваемый микрофон.
  • Автономность. Крупные производители вроде AKG и SHURE добиваются снижения энергопотребления без потери качества сигнала. Уточняйте при покупке, как долго аккумулятор микрофона работает без зарядки, есть ли индикатор заряда.
  • Размеры. Обращайте внимание не только на микрофон, но и на габариты передатчика, который крепится к поясу. Все элементы системы должны быть миниатюрными, чтобы человек мог говорить свободно, не обращая внимания на акустическую технику.
  • Бренд. Дело не в престижности марки, а в том, что крупные производители разрабатывают новые технологии и предоставляют длительные гарантийные сроки. Австрийский бренд AKG славится надежностью и высоким качеством звука, американская компания SHURE знаменита профессиональным акустическим оборудованием.

Петличные микрофоны

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: