Audiotrak Dr.Dac2
Dr.Dac2 пришел на смену первой версии Dr.Dac и представляет собой универсальное устройство, которое может работать как звуковой интерфейс (через USB), внешний ЦАП, предварительный усилитель для усилителя мощности и как усилитель для наушников.
Первая версия устройства представляла собой сугубо внешний ЦАП с усилителем для наушников и питанием от аккумуляторов на топовом преобразователе от AKM4395 для портативного применения. В качестве альтернативы можно назвать аналогичное устройство от iBasso D1 на топовом преобразователе CS4398.
Вторая версия имеет внешнее питание и возможность подключения к компьютеру через USB для стационарного использования.
Как и рассмотренная ранее ProdigyHD2 Gold, Dr.Dac2 относится к высшему классу устройств, использующих один из топовых ЦАП-ов PCM1798 с качественными ОУ. Так как устройство не анонсировано для нашей страны, то стоит отметить и его стоимость — $299 плюс пересылка (до Москвы примерно $30~60).
Паспортные характеристики PCM1798:
- Поддержка форматов семплирования до 192 кГц
- КГИ+Шум: 0.0005 %
- Динамический разбег, Сигнал/шум: 123 дБ
После ЦАП используется схема Triple OPAMP (схемотехника такого решения предполагает получение более высокого качества) на трех ОУ NE5532 (как в Prodigy HD2). После схемы Triple OPAMP сигнал поступает на OPA2604AP, если выбран режим «наушники», или на OPA2134PA, если выбран линейный выход. Все эти ОУ можно менять без пайки. К слову, у Prodigy HD2/Gold можно менять ОУ только в схеме Triple OPAMP, а ОУ от усилителя на наушники —нет.
Устройство может работать и как обычный усилитель для наушников, либо предварительный усилитель, принимая сигнал через линейный вход. В цепи линейных входов используется стандартный JRC4580. Это единственный ОУ, который без пайки не меняется, что немного огорчает, так как при использовании Dr.Dac2 как предварительный усилитель в составе Hi-End комплекса в виде связующего звена между CD/SACD/DVD плеером и усилителем мощности —этот ОУ формально станет узким местом.
Драйвер
Драйвер — стандартный для USB-устройств, каких-то дополнений или особенностей нет.
В отличие от внутренних карт с быстрой буферизацией звукового потока при воспроизведении иногда заметно некоторую задержку, например, при переключении треков в Foobar2000 происходит небольшая заминка.
Автомат опорной частоты работает корректно, выбранная частота подсвечивается зеленым светодиодом.
В эксплуатации
Во время работы Dr.Dac2 ощутимо нагревается, и желательно располагать его в хорошо вентилируемом месте.
Отдельно хочется отметить удобство переключения АС/Наушники через тумблер и то, что регулировка громкости возможна как для наушников, так и для линейного выхода.
При подключении Dr.Dac2 по коаксиалу или оптике устройство исправно работает на максимальной частоте дискретизации 192 кГц, но при подключении по USB — только до 96 кГц и при воспроизведении форматов с более высокой частотой дискретизаций переключается в режим 44,1 кГц.
Диагностика RMAA
Device: Dr.Dac2 USB AUDIO (usbaudio.sys) Features: Device has not enough hardware 2D buffers Device has not enough hardware 3D buffers EAX 1.0: N/A EAX 2.0: N/A EAX 3.0: N/A EAX 4.0: N/A EAX 5.0: N/A Rates: dwMinSecondarySampleRate 100 dwMaxSecondarySampleRate 200000 |
Free buffers stats: dwFreeHw3DAllBuffers 0 dwFreeHw3DStaticBuffers 0 dwFreeHw3DStreamingBuffers 0 dwFreeHwMixingAllBuffers 0 dwFreeHwMixingStaticBuffers 0 dwFreeHwMixingStreamingBuffers 0
Max buffers stats: dwMaxHwMixingAllBuffers 0 dwMaxHwMixingStaticBuffers 0 dwMaxHwMixingStreamingBuffers 0 dwMaxHw3DAllBuffers 0 dwMaxHw3DStaticBuffers 0 dwMaxHw3DStreamingBuffers 0 Misc stats: dwFreeHwMemBytes 0 dwTotalHwMemBytes 0 dwMaxContigFreeHwMemBytes 0 dwUnlockTransferRateHwBuffers 0 dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0 |
Поддержки игр нет. Это значит, что в играх может отсутствовать звук, либо выпадать отдельные семплы. Обработка звука будет на посредственном уровне, если разработчики по умолчанию перекладывают обработку звука на звуковую карту вроде X-Fi или Audigy 2. На сегодняшний день передовые алгоритмы обработки звука используют X-Fi. Преимущества у X-Fi не будет только в тех играх, где обработкой звука будет заниматься исключительно движок игры, не используя возможностей драйвера звуковой карты. Если хочется получить максимум от всего, можно взять младшую X-Fi XtremeMusic или XtremeGamer, и использовать Dr.Dac2 как внешний ЦАП. В связке с XtremeMusic проблем не наблюдалось, Dr.Dac2 стабильно работал на частотах семплирования 48 кГц и 96 кГц (X-Fi в игровом режиме может выдавать сигнал по SPDIF только в 48 и 96 кГц).
Гораздо больший запас по мощности у Dr.Dac2 дал более эффектное воспроизведение спецэффектов, в сравнении с подключенными наушниками напрямую в X-Fi XtremeMusic.
В профессиональном. применении устройство не имеет поддержки ASIO, что, в свою очередь, приводит к большей задержке сигнал при воспроизведении. Если работа в секвенсоре состоит из регулировки параметров мышкой, и составлении трека из кубиков/лупов, то преимущество поддержки ASIO у профессиональных продуктов не будет очевидным. Поддержка ASIO нужна, в первую очередь, при работе вживую с внешним инструментом.
При работе в Ableton Live под MME интерфейсом проблем не было.
Объективные замеры
Согласно измерениям через E-MU1616m, искажения на выходе при использовании трех NE 5532 составили 0,0009%. Уровень искажений в зависимости от условий замеров (питания в сети, положения уровня громкости, наводок от внешних приборов) может изменяться в небольших пределах. Во время измерений с заменой ОУ искажения получились равными 0,0010%
комбинация с наилучшим качеством
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Тестируемое устройство | E-MU1616m SPDIF Оптический выход>> Dr.Dac2 RCA линейный выход >> E-MU1616m Line 2R/2L (второй линейный вход) |
Режим работы | 24 бит, 44 кГц |
Тест | 3NE5532 | NE5532 + 2LM4562 | LM4562 + 2NE5532 | 3 LM4562 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0,02, -0,14 | +0,02, -0.14 | +0,02, -0,14 | +0,02, -0,14 |
Уровень шума, дБ (А): | -114,5 | -113,7 | -114,4 | -114,6 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 113,6 | 113,3 | 113,5 | 113,7 |
Гармонические искажения, %: | 0,0010 | 0,0009 | 0,0006 | 0,0005 |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0,0014 | 0,0013 | 0,0012 | 0,0011 |
Замена более качественными ОУ LM4562 позволила достичь 0,0005% (такое же значение у ЦАП по паспорту), при этом важно отметить, что речи о кардинальном изменении искажений не идет — характер искажений остался прежним, просто искажения второй и третьей гармоник стали несколько ниже. Для тех, кто заинтересован выжать максимум из ЦАП — стоимость одного ОУ LM4562 составляет 190 руб. С учетом стоимости Dr.Dac2, сумма для апгрейда незначительная, а полученный результат — «выжато из ЦАП по максимуму».
Для фиксации изменений от ОУ в объективных тестах необходимо располагать высококачественным интерфейсом, как минимум E-MU серии «m». Например, замеры Prodigy HD2/HD2 Gold в собственном loop не дают толка из-за АЦП более низкого класса. И даже у E-MU «m» класс АЦП лишь сопоставим с классом ЦАП Dr.Dac2, и результат все равно получается немного заниженным.
Подробный отчет
Выход на наушники
Выхода на наушники два, различаются разной максимальной выходной мощностью. По качеству звучания различия не удалось обнаружить, ни субъективно, ни в объективных тестах.
Сравнение спектра для 1 В на различных нагрузках
Согласно замерам, искажения мало зависят от нагрузки, лишь ниже 33 Ом можно наблюдать небольшой рост второй и третьей гармоники. Гармоники высших порядков отсутствуют, это отличный результат, так как выше 1 В обычно требуется лишь малочувствительным наушникам. И даже на более высокой выходной мощности искажения умеренные.
Уровень выходной мощности значительно выше, нежели чем у популярных звуковых карт. Для примера, у E-MU1616m и Audiotrak HD2 Gold максимальная выходная мощность примерно 60 мВт, однако максимальные значения получаются только в определенном диапазоне нагрузок, в целом значения ниже. У Dr.Dac2 в диапазоне нагрузок (от 16 до 460 Ом) мощность превышает 100 мВт на канал. В районе 50 Ом мощность достигает 1 Вт.
До 50 Ом мощность определялась только до уровня роста искажений, а на больших нагрузках регулятор громкости был в положении max, и в этом положении резкого роста искажений не наблюдалось.
Второй немаловажной особенностью является очень низкое выходное сопротивление, для низкоомного и высокоомного режима оно близко к 0 Ом. Для сравнения, у E-MU1616m 22-28 Ом, у HD2 Gold в высокоомном режиме примерно 50 Ом, у X-Fi XtremeMusic 61 Ом. К сожалению, точные данные невозможно получить без сверхточного оборудования, и полученные данные имеют довольно значительную погрешность, позволяющую судить лишь о примерном значении.
Низкое выходное сопротивление благотворно скажется на артикуляции низких частот, например, у X-Fi выход на наушники больное место — на низкоомных наушниках может прослушиваться «гудеж» на низких частотах. С другой стороны, высокое выходное сопротивление может благотворно сказаться на качестве средних и высоких частот, так как усилитель меньше зависит от дрейфа параметров во время работы у наушников. Впрочем, наушники высокого класса, как правило, отличаются именно стабильностью своих характеристик.
Подробный отчет выход 1 Подробный отчет выход 2
Предварительный усилитель
Тесты показали, что Dr.Dac2 практически не добавляет искажений, разница между спектрами искажений в собственном Loop у E-MU1616m и с Dr.Dac2 исчезающее мала (белый и зеленый спектры). Единственное, на спектре можно видеть чуть большие шумы из-за незначительной земляной петли. Чтобы это не отвлекало, спектр шума дополнительно показан голубым спектром.
Тест | E-MU Unbalance Loop (Out line 2 >> In line 2) | E-MU Out line 2 >> Dr.Dac2 >> E-MU in line 2 | E-MU >> E-MU Out SPDIF >> Dr.Dac2 >> E-MU In line 2 |
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0,02, -0,12 | +0,02, -0,09 | +0,02, -0,14 |
Уровень шума, дБ (А): | -117,2 | -114,1 | -114,3 |
Динамический диапазон, дБ (А): | 117,1 | 114,1 | 113,8 |
Гармонические искажения, %: | 0,0008 | 0,0008 | 0,0005 |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0,0013 | 0,0018 | 0,0011 |
При этом можно видеть, что при включении Dr.Dac2 через SPDIF, уровень искажений снижается. В данных замерах в схеме Triple Oamps использовались три LM4562, возможно, если бы подобная схема была реализована в E-MU1616m — то вторая и третья гармоники тоже были бы ниже. При этом в спектре у E-MU1616m гармоник высших порядков чуть меньше.
Субъективное прослушивание
Линейный выход — Dr.Dac2 vs E-MU1616m vs Prodigy HD2 Gold
E-MU1616m является многоканальной профессиональной картой и по звучанию аналогична E-MU1212m, у которой входных и выходных каналов меньше. Поэтому результат E-MU1616m будет аналогичен результату E-MU1212m.
Несмотря на высокое качество конвертеров у E-MU1212m, карта очень неудобна в управлении и получила множество нареканий среди аудиофилов при эксплуатации. Однако цена карты относительно низкая, и это поддерживает ее популярность.
В России продается Prodigy HD2 с несколько упрощенной обвязкой ЦАП, и Prodigy HD2 может показать себя чуть хуже, нежели HD2 Gold. Тем не менее, HD2 можно проапгрейдить до Gold версии заменой ОУ без пайки.
Во всех устройствах используются топовые модели ЦАП от разных производителей, это CS4398 от Cirrius Logic, AK4396 от AKM Semiconductor и PCM1798 от Burr Brown.
Тракт, условия прослушивания
Переключение между звуковыми картами осуществлялось через роутер на пассивных элементах — галетных переключателях.
В качестве усилителей использовались: профессиональный усилитель Sakevich SK1200 Studio3, работающий в классе A ($900), ресивер топ класса Pioneer VST AX5i ($1500) в режиме Direct через вход multicanal (в обход DSP) и лабораторный усилитель на базе LM3886. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же вуфер используется в ADAM S2.5A, а аналогичный твитер в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется на качество = цену стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Импеданс АС составляет 6 Ом.
Из особенностей звучания Dr.Dac2 можно сказать только то, что качество на высоком уровне, отлично передается реверберация, атака, панорама, слышно все детали.
При всем желании, уловить четкую разницу между тестируемыми устройствами не удалось. Это свидетельствует о том, все устройства максимально полно раскрывают свой потенциал.
Стоит ли считать, что разницы нет? При мгновенном переключении нельзя учесть эффект усталости от чуть большего количества искажений. В то же время при долговременном прослушивании факторов, влияющих на субъективное восприятие звука, гораздо больше, и влияние этой разницы искажений от ЦАП намного меньше, что сводит на нет достоверность тестов с долговременным прослушиванием.
Таким образом, более высокую цену устройство, не имеющее явных отличий в звучании в слепом тесте и с разумным пояснением улучшения схемотехники, не стоит рассматривать как неоправданно завышенную. Правильнее рассматривать как некую гарантию запаса по качеству, пусть и с избытком. К большому сожалению, к редким устройствам можно увидеть вменяемые пояснения их превосходства над более дешевыми аналогами других производителей.
Тем, кому нужен максимально качественный источник, стоит обратить внимание именно на Dr.Dac2, так как есть возможность замены ОУ, и тем самым можно подобрать звучание «под себя». Даже если и все улучшения от замены ОУ произойдут на уровне самовнушения — главное, чтобы звук принес долгожданное удовлетворение.
Усилитель для наушников — Dr.Dac2 vs E-MU1616m vs Prodigy HD2 Gold
Для теста использовались популярные высокоомные аудиофильские Sennheiser HD650 и низкоомные изодинамические профессиональные Fostex T50RP. Дополнительно в качестве низкоомных использовались Technics RP-F880, так как специфика T50RP как изодинамических наушников с малым отклонением импеданса может дать несколько иной результат, нежели с другими динамическими наушниками с малым сопротивлением.
Sennheiser HD650 | Fostex T50RP | Technics RP-F880 |
Импеданс и ФЧХ (нажмите на график для увеличения) |
Все устройства работали синхронно, по SPDIF сигнал с HD2 Gold подавался на E-MU1616m, далее, с SPDIF выхода E-MU1616m на Dr.Dac2. Со всех усилителей сигнал поступал на роутер, сделанный на галетном переключателе. Это позволило мгновенно переключать источник и для воспроизведения звукового контента использовать один плеер или секвенсор.
О «начинке» выходов усилителей на наушники — у Dr.Dac2 OPA 2604, у E-MU1616m JRC 2114, у HD2 Gold JRC4580. Это приблизительный ориентир, так как многое зависит от конкретной реализации.
Безусловный лидер — это Dr.Dac2. Звучание превосходное, с высокой детализацией. Нет слышимых искажений даже с низкочувствительными Fostex T50RP, что обеспечивает высокий комфорт при длительном прослушивании.
E-MU1616m уступает в выходной мощности и немного уступает в качестве на низкоомных наушниках по сравнению с Dr.Dac2.
HD2 Gold превосходит E-MU1616m по выходной мощности, но уступает в качестве. Разница незначительна.
Стоит ли гнаться за высокой выходной мощностью усилителя для наушников? При прослушивании громких записей на чувствительных наушниках мощный усилитель, скорее всего не потребуется. Запас на воспроизведение пиков без искажений пригодится в отдельных случаях. Это может быть классическая запись с большой динамикой или звукозапись музыки неэлектронных стилей.
При прослушивании музыки «громче», слух довольно быстро адаптируется к увеличению громкости, и при последовательном увеличении громкости субъективно сложно сказать, что «уже все, громче делать не нужно». О становится ясна при достижении болевого порога — если повезет, то ухо поболит пару недель и вернется в норму.
Среди аудиофилов считается модным прослушивание записей с большим динамическим диапазоном и желание прослушивать эти треки на максимальной громкости в 120 дБ и выше — до рева реактивного двигателя вблизи. Динамический диапазон — это разница между максимально тихим и максимально громким участками. Если громкость по треку изменяется плавно — то эффекта «большого динамического диапазона» не будет из-за адаптации к плавному изменению громкости (аналогично со зрением с адаптацией к яркому или тусклому освещению), а если в треке будут сильные перепады по громкости, то это будет схоже со слепящим эффектом световой гранаты посреди ночи. Не стоит стремиться к крайностям, тем более что разрекламированные диски с «супер записями» часто на проверку оказываются не настолько хорошими.
Наибольшая оправданность мощного усилителя для наушников проявляется при просмотрах в фильмах «боевиках», где есть короткие и громкие сцены с взрывами, перестрелками и т.п. при достаточно умеренной громкости диалогов в остальной части фильма. Например, в Hitman только с Dr.Dac2 можно «насладится» перестрелкой, в то время как с E-MU1616m возникает ощущение потери драйва из-за негромких взрывов.
Выводы
Dr.Dac2 представляет собой устройство 3 в 1 и является очень качественным решением. Обычно при «дотошном» тестировании в любом устройстве обнаруживаются недостатки, однако Dr.Dac2 уверенно прошел все тесты без каких-либо значимых замечаний. Можно лишь высказать пожелание в развитии продукта в виде появления поддержки ASIO и игрового 3D звука, однако это, несомненно, повлияет как на позиционирование продукта, так и на стоимость.
Подведем итоги, в работе как внешний ЦАП звучание с аналогового выхода на очень высоком уровне и не уступает профессиональному интерфейсу E-MU1616m, как предварительный усилитель не искажает сигнал, а выходы на наушники заслуживает наивысшую оценку. При этом Dr.Dac2 обеспечивает удобное переключение между мониторами и наушниками с удобной регулировкой громкости. Для аудиофилов, бесконечно стремящихся к улучшению качества звучания, есть весомый плюс — возможность замены ОУ без пайки.
По итогам тестирования, стоимость устройства не кажется высокой, а даже наоборот.
Усилитель мощности Audio Research GS150
Идеальный партнер для GSPre. По меркам ламповой аппаратуры он развивает огромную мощность — 155 Вт/кан. (1 кГц, 0,6% КНИ), что предоставляет его владельцу практически полную свободу в выборе акустики.
Усилительный тракт — двухкаскадный, драйвером служат 4 двойных триода 6H30, раскачивающие две пары лучевых тетродов KT150. Кстати, GS150 — первый усилитель фирмы, в котором применяются эти мощные лампы, способные обеспечить на выходе до 300 Вт.
Усилитель мощности Audio Research GS150 со снятой крышкой
Накопительные конденсаторы источника питания запасают более 1000 Дж энергии, что позволяет мгновенно отдавать в нагрузку большие токи и реалистично воспроизводить акустические колебания (их уже и звуками-то не назовешь) в диапазоне 5 Гц — 80 кГц.
Панель с лампами усилителя мощности Audio Research GS150
Усилитель оборудован только балансным входом, а также входом релейного сигнала 12 В, что позволяет включать/выключать его по команде с GSPre. На фасад вынесены три стрелочных индикатора: помимо двух, отображающих амплитуду сигнала правого и левого канала, есть еще один, он реагирует на колебания сетевого напряжения.
Bifrost 2
Так, стойте, ребят. Вы ж говорили, что оригинальный Bifrost будет обновляемый! Да. Был обновляемый. И сейчас обновляемый. Вы, например, до сих пор можете обновить оригинальный Bifrost Uber до Bifrost Multibit, а когда выйдет модуль Unison USB для всей нынешних ЦАПов, то и его добавите…
НЕТ, СТОП, Я ДУМАЛ, ЧТО ОН ПОСТОЯННО БУДЕТ ОБНОВЛЯТЬСЯ!
Ну, оригинальному Bifrost около восьми лет. Для ЦАПа просто вечность прошла, а для собак — 286 лет. Ну, правда, оглянитесь и скажите, как долго существуют на рынке доступные ЦАПы перед тем, как их заменяют на новые модели — причем без возможностей апгрейда? И не забывайте, что оригинальный Bifrost все еще можно обновлять, да и поддержки мы не отказываемся. Выход Bifrost 2 этого не изменит.
И зачем тогда нужен Bifrost 2? Что с предыдущим-то не так?
А зачем нужен iPhone 11? Зачем нужен Galaxy 10? Потому что времена меняются, и наши возможности меняются вместе с ними. Bifrost 2 позволяет нам предложить вам абсолютно новую платформу, которую легко обновлять, когда придет время, без отправки на родную фабрику.
И чем Bifrost 2 отличается от Bifrost?
Всем:
- Балансный выход:у Bifrost 2 теперь есть балансный выход, равно как и небалансный — это упрощает интеграцию в систему
- Пульт ДУ: теперь у Bifrost 2 есть пульт ДУ, с которого можно выбрать выход, выключить звук и инвертировать фазу
- ЦАПы получше: у Bifrost 2 теперь стоят 18-битные чипы ЦАПа Analog Devices AD5781ARUZ, а не 16-битные AD5547.
- USB получше: в Bifrost 2 мы представляем Unison USB, с которым выводим USB-интерфейс на новый уровень.
- Апгрейд попроще: архитектура Autonomy в Bifrost 2 позволяет заменить оба модуля на дому, открутив пару шурупов на задней стенке, а ПО обновить можно с карты памяти MicroSD.
- Блок питания получше:у Bifrost 2 более крупный трансформатор, плюс в блоке питания больше этапов локальной стабилизации, что приводит к удивительно низкому уровню шумов.
Секундочку, пульт?
Да. С него можно выбирать входы, выключать громкость и инвертировать фазу.
Но нельзя регулировать громкость? Почему вы нам не дали пульт с регулятором громкости?
Дали. Стоит дополнительные 30 000 руб. Зовут Saga S. Есть еще и ламповая версия за дополнительные 35 000 руб, зовут Saga+.
Ладно, умники, могу ли я обновить свой Bifrost до Bifrost 2?
Простите, но нет. Там на самом деле каждый элемент отличается — шасси, трансформатор, модули, все такое. Но вы можете продолжать обновлять свой Bifrost, если вам хочется.
Я вижу, что вы свою архитектуру True Multibit запатентовали. Где-то была распродажа товарных знаков?
Нет, мы ее назвали True Multibit™ из-за того, что очень много непоняток с тем, что такое мультибит. Некоторые компании называют многоуровневые дельта-сигма ЦАПы (вроде AK4490, что стоит в Modi 3 за 12 000 руб и Fulla) «мультибитными». И это в какой-то степени технически верно, но по факту правдой не является. От 2 до 5 бит настоящего разрешения и дикий объем модуляции шума — это ненастоящий мультибит. Потому мы и сделали
True Multibit. Мы используем название True Multibit не для многоуровневых шумовыравнивающих дельта-сигма ЦАПов, а для ЦАПов, у которых на самом деле 16-20 битов с нашим уникальным оптимизированным во временном и частотном пространстве цифровым фильтром, основанным на расчетах Western Electric от 1917 года и реализованным командой, в которой состояли почетный профессор математики и математик из Rand Corp. Другого такого фильтра нет, и мы верим, что он наиболее близок к настоящей интерполяции, сохраняя при этом оригинальность сэмплов.
А мне дельта-сигма ЦАПы больше нравятся.
Рады за вас. Купите себе такой. У нас парочка таких есть. Еще такие есть в ваших смартфонах и Bluetooth-колонках.
Да нет, серьезно, я не верю в эти чисто-мультибитные штучки. 18 бит? А что насчет треков в 24 бит?
Ну, если отойти от того, что в записанной музыке и близко нет, скорее всего, 24 используемых битов, чего бы там не утверждали аудиофилы, если хочется взглянуть на разрешение ниже уровня 18 бит, то вот вам наши графики измерений, где Bifrost 2 чисто справляется с сигналом -144 дБ. Это -24 bits. Бум.
Но… но это невозможно! Как вы это сделали?
А как дельта-сигма ЦАП с 2-5 битами это делает? Магия. В каждом DSP-чипе у нас сидят крохотные феечки. Или же мы просто немножечко разбираемся в DSP и сглаживании.
Давайте дальше. Что за кипиш вокруг Unison USB?
Unison USB — наш проприетарный USB-вход, не основанный на C-Media, или XMOS, или других каких-нибудь доступных к покупке USB ресиверах. Вместо этого мы потратили несколько человеколет на разработку кода для стандартного микропроцессора Microchip PIC32, что позволило нам создать USB-выход, превосходящий все, что есть на рынке.
Но USB, они же… ну. Не очень.
Не Unison USB. Даже Майк Моффат, ярый противник USB, предпочитает Unison USB привычному SPDIF.
Предпочитает?
Да.
Майк Моффат предпочитает USB?
Ага.
Секундочку. У меня мозг взорвался.
Знакомое чувство.
А чего в Unison USB такого уникального?
Unison USB уникальный потому, что его разрабатывали с одной-единственной целью — создать наиболее качественный вход для цифрового PCM-сигнала. И все. У него нет тысячи неиспользуемых функций, он не оптимизирован под пять различных экзотических форматов, которых завтра уже наверняка не будет. Еще он использует очень высококачественные локальные тактовые генераторы и полностью изолирован от источника как электростатически, так и электромагнитно. А еще отличается меньшей подводимой мощностью и полной совместимостью с UAC2.
И какие платформы поддерживает ваш входы Unison USB?
Вопрос нужно ставить иначе: «Какие платформы поддерживают ваш Unison USB?», потому что этот вход на 100% соответствует спецификациям UAC2 (это USB Audio Class 2, стандарт для передачи аудио по USB). Вот список:
- Linux. То есть самые популярные стримеры, от Sonore MicroRendu до Salk Streamer. Ключевое слово — «самые». Да и большинство дистрибутивов Linux нативно поддерживают UAC2. Заметьте, что мы не предоставляем детальную поддержку по вопросам Linux.
- Windows 10. Да, только Windows 10. Для более ранних версий Windows 10 мы драйверы UAC2 не предоставляем, уж извините. Пора бы уже принять неизбежное и начать жить в реальном времени (не в будущем, поскольку Windows 10 уже пару лет как появилась). Да, пора обновляться. Да, оно того стоит. Windows 10 на самом деле очень приятная.
- Mac OSX.Начиная с 10.10 с Mac проблем нет. Иногда могут возникнуть проблемы с управлением питания, решается выключением режима сна приложений. У вас более старая версия MacOS? Гляньте пункт выше, про Windows. Пора обновляться. Это бесплатно.
- iOS. Начиная с iOS7, с устройствами на iOS и USB Camera Connection Kit, Lightning to USB Camera Adapter, Lightning to USB3 Camera Adapter, а также с моделями с USB-C проблем не будет.
- Android. Большинство устройств на Android с Android M и новее будут работать с кабелем USB OTG. Некоторым может потребоваться специальное ПО вроде USB Audio Player Pro.
И архитектура Autonomy? У вас тут много торговых марок.
Знаем, да. Но, опять же, нам нужно было имя. Потому что сейчас, без разницы, что вы обновляете, вам не придется выпускать Bifrost 2 из своих рук. Новое ПО? Вставьте карточку MicroSD в слот. Новый аналоговый модуль? Установите в слот сзади. Новый USB-модуль? То же самое. Еще раз, добавим, что мы не планируем кучи обновлений, но если они будут, вам с ЦАПом расставаться не придется.
Как будто вы к нам прислушались.
Мы пытаемся. Крупнейшее неудобство оригинального Bifrost — то, что его для обновлений постоянно нужно было к нам посылать. Мы от этого неудобства захотели полностью избавиться в новой версии.
То есть, вы утверждаете, что новый Bifrost 2 — это настольный Yggdrasil?
В некоторых случаях он даже по измерениям лучше Yggdrasil… так что если вы выбираете по измерениям, то он лучше. Но измерения — это часть картины. Хотите отличных цифр — гляньте на Modi 3 и сэкономьте полтысячи долларов. Но если так подумать, Bifrost 2 и правда настольный Yggy — у него балансные выходы, ЦАПы из той же линейки, похожий цифровой фильтр. Еще и пульт в комплекте. Нет, стоп. Он лучше, чем Yggdrasil.
Как вы можете выпустить полностью модульный девайс с кучей новых технологий — и за такую цену, да еще и сделать его в США и предложить пятилетнюю гарантию?
Ну, потому что мы — это мы. Мы выпускаем веселые и доступные аудиодевайсы. И, в отличие от многих других компаний, мы не думаем, что «доступный» — это «с четырехзначным ценником, начинающимся на 5». В общем, мы проектируем устройства, которые рентабельны и которые легко поддерживать, мы их вам продаем напрямую, минуя кучу посредников в сети дистрибуции. Мы не заинтересованы в гонках за самую высокую цену, потому что они не приводят новых людей в мир высококачественного звука. И мы не беспокоимся о тех, кто считает, что наши устройства из-за того, что стоят не так дорого, звучат не так хорошо. Может, лучше спросить у других компаний, почему они такие дикие цены ставят?
Цифро-аналоговый преобразователь Musical Fidelity M1 DAC
За последнее время компания Musical Fidelity выпустила массу новинок в самых разных ценовых категориях. И наряду с такими монстрами, как, например, компоненты серии AMS, появились несколько более доступных аудиофильских моделей. Их себестоимость снижена в основном за счёт оптимизации конструктива с минимальными компромиссами с точки зрения схемотехники и качества комплектующих.
И это действительно так — некоторые параметры преобразователя M1 DAC, в частности, уровень шумов и искажений, даже лучше, чем у флагманского проигрывателя AMS CD*.
* См. https://www.salonav.com/arch/2011/03/052.htm.
Конечно, тысячные доли процентов не заметишь на слух, да и цифры в паспорте не всегда говорят о качестве звучания. Поэтому без субъективных тестов никак не обойтись, но прежде, чем перейти к прослушиванию, несколько слов о нашем испытуемом.
ЦАП относится к недавно вышедшей линейке M1, все компоненты которой выполнены в компактном формате «миди» с шириной передней панели 22 см. Это позволяет экономить не только деньги, но и место — на полку, где раньше помещался лишь один аппарат стандарта 19 дюймов (48,3 см), таких можно поставить два. А полный комплект, состоящий из транспорта M1 CDT, преобразователя M1 DAC, цифрового контроллера M1 CLiC и усилителя для головных телефонов M1 HPA, работающего в классе А, будет неплохим вариантом для индивидуального прослушивания.
Если же вы храните аудиофайлы на компьютере, то для их декодирования как раз и пригодится преобразователь M1 DAC. По интерфейсу USB он способен принимать файлы CD-Audio, mp3, WAV, AAC, FLAC, но разрешением не выше 16 бит/48 кГц. Для PC, работающих под ОС Windows 98, ME, 2000, XP, Vista и Windows7, а также «Макинтошей» под OS X и Snow Leopard дополнительное программное обеспечение не требуется. Сигнал на ЦАП может подаваться также по входам TosLink (оптика), SPDIF (коаксиал) и AES (балансный), по двум последним его параметры могут достигать 24/192. Пульта ДУ нет, нужный вход выбирается кнопкой на лицевой панели. В целом же тракт поддерживает сигнал с частотами дискретизации 32, 44,1, 48, 88,2, 96 и 192 кГц, и каждое конкретное значение индицируется светящейся точкой на лицевой панели.
Традиционно для конверторов Musical Fidelity преобразование осуществляется счетверёнными 24-битными ЦАПами «дельта-сигма» в дифференциальном включении. Входящий сигнал с любым разрешением пересчитывается в формат 24/192 и лишь после этого преобразуется в аналоговую форму. Восьмикратная передискретизация сигнала позволяет увести возникающие при этом помехи за верхнюю границу звукового диапазона. За счёт этого значительно упрощается аналоговый фильтр, что всегда благоприятно сказывается на звучании.
Выходные каскады построены по балансной схеме на транзисторах, работающих в классе А. Соответственно, имеются и аналоговые выходы XLR, которые также продублированы обычными RCA.
При проектировании M1 DAC большое внимание было уделено качеству питания. В частности, переменное напряжение подаётся через балансный ВЧ-дроссель, выполняющий функцию сетевого кондиционера.
Несмотря на скромные габариты, аппарат довольно тяжёлый — почти 3,5 кг. Корпус изготовлен и покрашен очень тщательно. Общий дизайн строг, но элегантен.
В качестве транспорта я использовал CD-проигрыватель Bryston BCD1, взяв с него сигнал по двум выходам — коаксиальному и оптическому. В первом случае применялся кабель van den Hul 3T The Rock, а во втором — пластиковый Monitor Cable. Должен сказать, что звуковая сцена у этого ЦАПа очень зависит от качества цифровой линии, и после нескольких саундчеков всё же решил остановиться на коаксиале. При переключении на оптику задний план читался не хуже, но мнимые источники в нём не всегда имели верный масштаб, упрощался спектральный состав инструментов.
Для начала — быстрая пробежка по тестовым трекам сборника Burmester [1]. Уже неоднократно упоминал, что ЦАП в системе определяет не только чистоту верхнего диапазона, но и структуру баса. Разумеется, многое зависит от акустики, но если нижний регистр правильно не сформирован в источнике, ни один сабвуфер не в состоянии его скорректировать. В нашем случае бас в меру глубок, и хотя не всегда достаточно чёток, особенно у самой нижней границы, зато прекрасно передаёт ритм, заданный контрабасом или бас-гитарой.
Если сравнивать M1 DAC с тем же AMS CD, звучание которого я прекрасно помню, то разница очевидна, не всегда очевидны лишь выводы, которые можно сделать. Наш намного более бюджетный ЦАП ничуть не уступает ни по энергетике, ни по утончённости восприятия, у него просто другая подача. У AMS CD вы слышите музыкальное произведение, а затем, если хотите, можете сосредоточиться на партии отдельных инструментов. Здесь внимание выхватывает фрагменты — сразу замечаешь натуральность скрипок, яркость и мощь медной группы и многие другие нюансы, из которых и складывается общая звуковая картина. Кстати о скрипках — из-за очень сложного и специфического спектра этот инструмент самый трудный для цифрового источника. Звучание очень часто замыливается, т.е. тембрально упрощается, либо, наоборот, становится визгливым и неприятным на слух из-за появления лишних гармоник. Для подобного испытания я специально выбрал идеально записанные произведения Сибелиуса для скрипки с оркестром [2]. Именно здесь и сказалась квалификация разработчиков M1 DAC — их новое детище соблюдает безукоризненный баланс между точностью в передаче тембров и комфортностью звучания. Присутствует, как говорится, и «канифоль», и сама виртуозно исполненная музыка. Если и можно на что-то посетовать, то лишь на слегка разреженную атмосферу записи из-за отсутствия самых лёгких ревербераций.
Преобразователь отличается очень деликатным отношением к архивным фонограммам [3]. Он не выпячивает шум ленты и правильно передаёт канву каждой музыкальной сценки, тщательно выстроенную двумя великими артистами.
Заявленные характеристики Musical Fidelity M1 DAC
- ЦАП 24-битовые дельта-сигма с 8-кратным оверсемплингом
- Пиковое значение джиттера, пс <12
- Диапазон частот (-0,1 дБ), Гц 10 — 20000
- Линейность (-96 дБ), дБ <0,1
- Разделение каналов (10 Гц — 20 кГц), дБ >105
- Отношение сигнал/шум (А-взвешенный), дБ >119
- Суммарный уровень искажений (10 Гц — 20 кГц) <0,0025
- Выходное сопротивление, Ом 47
- Выходное напряжение, В
- — на гнёздах RCA 2,2
- — на гнёздах XLR 4,4
- Габариты, мм 220 х 300 х 100
- Масса, кг 3,4
- Цена, руб. 22093
Компактный формат с шириной передней панели 22 см позволяет экономить не только деньги, но и место
КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
- Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787)
- Кабели:
- — цифровой van den Hul
- — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
- — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
- — сетевые Silent Wire AC16 1,5 м (25953 руб.)
- Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110).
- Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, записанных с образцовым качеством
- Jean Sibelius, «Concerto for Violin and Orchestra in D minor, op.47». Anne-Sophie Mutter and Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon GmbH, Dresden 1995. Концерт для скрипки с оркестром, потрясающее богатство тембров
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Ella And Louis». Verve, 1956/2000. Старая фонограмма, бережно перенесённая с мастер-ленты на CD
M1 DAC соблюдает безукоризненный баланс между точностью в передаче тембров и комфортностью звучания
поделиться
Tags: Musical FidelityСильное звено
Внешний ЦАП Cary Audio Xciter DAC, обзор. Журнал «DVD Эксперт»
Надо отметить, что живьем,особенно в черном исполнении, аппарат смотрится намного лучше, чем на картинках.
Сохранить и прочитать потом —
В семействе компонентов Xciter компании Саrу Audio цифроаналоговый преобразователь Xciter DAC станет отличным дополнением к усилителю при создании аудиосистемы для рабочего кабинета или спальни. У него такая же массивная передняя панель, в середине которой расположен крупный регулятор, похожий на аналогичный регулятор громкости у усилителя, но предназначенный для выбора входов. Надо отметить, что живьем,особенно в черном исполнении, аппарат смотрится намного лучше, чем на картинках. В роли аналоговых выходов используются только небалансные RCA, поскольку модель с самого начала создавалась в пару к одноименному усилителю. Простота конструкции позволила сделать цену девайса достаточно разумной, однако в нем установлены качественные комплектующие.
Сердце преобразователя — 32-битный чип АКМ4399. В выходном каскаде применены операционные усилители National Semiconductor LME49713NA и LME49710NA из линейки PowerWise. Внутри корпуса расположен массивный трансформатор, сделанный по спецзаказу. Примечательно, что во время работы кожух вообще не нагревался. Конвертированием сигнала из USB в S/PDIF занимается чип C-media СМ108 с максимальными параметрами 16 бит/48 кГц, которые были сконфигурированы нами через WASAPI. Нередко встроенный в ту или иную технику вход USB характеризуется невысоким качеством выдаваемого звука. В данном же случае мы остались чрезвычайно довольны результатом. Записи с тестового диска «Naim Sampler» преподносились с хорошим разрешением и отличным тональным балансом. На высоких частотах присутствовала некоторая сглаженность, но это не приводило к потере детальности и даже способствовало комфортности восприятия материала. Вполне возможно, что причиной этого стал обязательный апсемплинг до 32 бит/192 кГц. Следующим этапом было подключение к нашему транспорту из ноутбука и конвертера М2Тесh HiFace для прослушивания композиций с параметрами 24 бит/192 кГц. И с таким разрешением музыка играла куда более изысканно. При коммутации через коаксиальный интерфейс аппарат не поддерживает 24 бит/88,2 кГц, но эти же файлы без проблем воспроизводились по оптике. На материале с разрешением 16/44 звучание встроенного USB-S/PDIF-конвертера и внешнего практически не имели отличий. В остальных случаях преимущество в работе с HD-разрешениями принадлежало внешнему конвертеру.
В итоге
Саrу Audio Xciter DAC имеет сбалансированное звучание с хорошим разрешением и динамическим диапазоном
Подготовлено по материалам журнала «DVD Эксперт», декабрь 2010г. www.dvdexpert.ru
Этот обзор прочитали 4 986 раз