Довольно часто любители качественного звука делают попытки изготовить акустические системы самостоятельно. Этому есть вполне понятное объяснение, так как серийные АС не всегда удовлетворяют их запросам, либо стоят неподъемных денег (и все равно не удовлетворяют запросам). Тем не менее, это вполне благородное начинание, сталкивается порой с большими трудностями, в связи с тем, что не все из них располагают необходимыми для этого навыками, а также инструментом и оборудованием. Конечно, всегда приятно, когда твой труд, воплотившийся в элегантную конструкцию заметно отличается от обычной «самоделки» и похож на фабричное изделие, которым можно похвастаться перед своими друзьями, да и самому будет приятно его не только слушать, но и лицезреть.
Аудиомания решила пойти навстречу таким энтузиастам и в Лаборатории F-Lab был разработан модельный ряд акустических систем, корпуса которых оптимизированы для популярных высококачественных динамических головок норвежской компании SEAS, известных как раз своей востребованностью для подобной самостоятельной DIY (Do It Yourself) работы. Прежде, чем предложить эти конструкции потребителю, мы тщательно проанализировали «феномен» их популярности и пришли к выводу, что параметры предлагаемых динамиков и их «исполнительское мастерство», заслуженно соответствует высокому спросу.
В данных КИТах (конструкторах) мы постарались учесть все нюансы, которые должны присутствовать в конструкции акустической системы действительно высокого класса. Помимо уже упомянутых высококачественных драйверов SEAS (собственно, именно они во многом определяют не только качественные характеристики звучания, но и его характер, тембральную окраску, динамические возможности и т.д.), повышенное внимание было уделено конструкции и качеству изготовления корпусов. Корпуса выпускаются двух типоразмеров (10,6 и 19 литров), отделаны натуральным шпоном Black Ash (Черный ясень). Внутри они усилены ребрами жесткости и демпфированы листами битума для снижения влияния резонансов и стоячих волн. Кроме того, в комплекте поставляется синтетический поглотитель, количество которого может быть подобрано под индивидуальные предпочтения владельца в процессе прослушивания. Все динамики, а также панель с клеммами крепятся к корпусу посредством винтов, которые закручиваются в закладные гайки – это обеспечивает возможность разбирать и собирать конструктор практически неограниченное количество раз во время доработок акустической системы. В законченном виде собранные конструкторы ни чем не будут отличаться от фабричных изделий (и даже превосходить многие из них).
Кроссоверы собираются из компонентов аудиофильского качества Audiocore, Mundorf и Jantzen на подложке из МДФ посредством навесного монтажа. Для внутренней разводки прилагается кабель Audiocore 2х2,5 кв. мм – достаточного сечения для беспроблемной работы НЧ/СЧ драйвера. В качестве входных терминалов использованы надежные клеммы известного производителя WBT. Так что при желании и определенной аккуратности покупатель КИТа получит готовую и хорошо звучащую акустическую систему. Для некоторых начинающих любителей подобного увлечения это может стать хорошим стимулом для старта более серьезной работы в области разработок акустических систем уже более высокого класса.
В то же время кажущаяся простота комплекта для сборки может сыграть злую шутку с пользователем, так как некоторые операции требуют навыков монтажника и исключительной внимательности и аккуратности. На производстве подобной работой занимаются люди, имеющие многолетний опыт и высокую квалификацию.
Последовательность сборки
В инструкции по сборке КИТов (размещена на сайте) подробно описаны все стадии работ, приведены принципиальная схема кроссовера и перечень деталей, а также – фотографии готового кроссовера с указанием номиналов элементов и их соединений. Поэтому для краткости перечислим только основные этапы сборки: сборка терминалов, установка уплотнителя, сборка и установка кроссовера, заполнение внутреннего объема корпуса демпфирующим материалом, распайка проводов от кроссовера к динамикам и терминалу с клеммами, установка терминала и динамиков.
Перед соединением АС с усилителем мощности и включением усилителя необходимо проверить правильность сборки путем измерения сопротивление на выходных клеммах, которые подключаются к усилителю, с помощью тестера. Значение сопротивления не должно быть меньше номинального значения сопротивления низкочастотного громкоговорителя (5-6Ом). Если тестер показывает существенно меньшее значение – акустическую систему нельзя подключать к усилителю, вам придется разобрать ее и проверить правильность сборки электронных компонентов.
При первом включении АС получить достоверную информацию о возможностях звучания собранных систем не получится. Нужно запастись терпением т.к. любая новая система нуждается в “прогреве” в течение примерно 50-100 часов.
Каталог Audiocore
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как подключть старые колонки СССР
Под брендом Audiocore вышел необычный продукт — акустические системы, предназначенные для самостоятельной сборки владельцем т. Когда мне предложили их протестировать, я отнесся к этому с изрядной долей сарказма. На сегодняшний день существует семь вариантов подобных наборов, отличающихся объемом корпусов, спецификациями используемых динамических головок и элементной базой. Все наборы объединяет популярная концепция доступного High End, основанная на том, что покупатель не только видит, за что он платит, но и при относительно небольших инвестициях и незначительном участии со своей стороны получает хороший результат, не уступающий более дорогим аналогам.
Бренд Audiocore, созданный в году, входит в международную группу компаний World Audio Distribution, специализирующуюся на оригинальной продукции высокого уровня и инновационных решениях.
Что дальше?
Для тех, кто не привык останавливаться на достигнутом, – в заключение дадим несколько рекомендаций по доработке собранных акустических систем, которые помогут улучшить их характеристики и получить звучание, наиболее близкое к идеалу конкретного индивидуума. Поскольку в конструкции КИТов использованы динамические головки очень высокого класса и качественный корпус – диапазон возможных улучшений и тюнинга очень широк. Первое, с чего стоит начать – количество и размещение комплектного поглотителя. Не советуем сразу увлекаться большим количеством звукопоглотителя. Это весьма заметно влияет на «бойкость», энергичность звучания. Стоит начать с небольшого количества и послушать АС в течение месяца, затем, при необходимости добавить или извлечь часть демпфирующего материала. Можно также попробовать использовать специальный акустический поролон для дополнительного демпфирования внутренних стенок корпуса, которые располагаются в непосредственной близи к НЧ/СЧ динамику. Это позволяет корректировать работу системы в некоторых частотных интервалах. Возможна также установка рассеивающих элементов внутрь корпуса, но делать это надо с умом, возможно – получив такого опыт ранее на других конструкциях. Дальнейшее улучшение собранной системы возможно путем применения компонентов кроссовера еще более высокого качества, экспериментов с различными припоями и кабелями для внутренней разводки.
Кардинальным образом изменить звучание приобретенной и собранной пары акустических систем можно путем покупки других динамиков Seas (например, тех, которые входят в состав других КИТов), при этом придется пересчитать кроссовер и полностью его переделать – зато вы получите совсем другую акустику с совершенно другим характером звучания. Понятно, что без определенных знаний и навыков здесь не обойтись, но – как известно, дорогу осилит идущий. Наконец, еще один способ существенного (ультимативного) апгрейда состоит в применении схемы пополосного усиления, при которой внутренний кроссовер заменяется внешним (скорее всего – цифровым на основе DSP-процессора) с раздельным усилением каждой полосы. На каждый динамик в этом случае будет работать свой канал усиления, а сигнал делится на частотные полосы еще до усилителя. Для этого необходимо докупить еще две пары выходных клемм и вывести на них провода от каждого динамика для непосредственного подключения усилителей к ним. В таком случае уже не внося дальнейших изменений в конструкцию АС вы получите почти безграничные возможности для творчества не только по стыковке полос, но также – возможность коррекции звучания системы под конкретное помещение, продвинутые возможности эквализации и т.д.
Share this:
Комплекты для сборки Audiocore KIT02.1 и KIT05
Не надо быть большим специалистом, чтобы представлять принципы ценообразования при производстве акустических систем. Одна из самых затратных статей в производстве — сборка, особенно ручная. Но как раз на ней можно сэкономить, выбрав вместо готового изделия набор для самостоятельной постройки акустических систем. Такой, например, как Audiocore KIT02.1 или KIT05. Мы взяли оба, чтобы не мелочиться…
Популярное во всем мире DIY-движение (сокращение от «Do It Yourself» – «Сделай это сам») в нашей стране почему-то не получило массовой поддержки и теплится лишь в узком кругом самодельщиков. Это по меньшей мере странно. В зажиточных Американских Штатах и Европе энтузиасты почему-то не стесняются покупать «киты» и браться за инструменты, чтобы своими силами создать что-то нужное и красивое, а у нас больше любят готовенькое.
Помимо интереса сделать колонки своими руками, есть и ещё один сильный аргумент в пользу конструкторов: цена. Именно на это и сделали ставку в «Аудиомании», взяв один из принципов «Икеи» и спроектировав семь вполне доступных, но весьма продвинутых в аудиофильском плане комплектов. И по моим прикидкам, лишь за счет того, что большинство сборочных операций произведет не рабочий на фабрике, а вы у себя дома (на что уйдет от силы полдня), сэкономите сумму, которой вполне хватит на приличные акустические кабели.
Доступная цена комплектов достигается прежде всего унификацией. Корпуса из MDF, добротно декорированные натуральным шпоном и выполненные по всем канонам (с внутренними распорками и битумным демпфированием стенок, с закладными гайками под крепежные винты головок), выпускаются в двух типоразмерах. Теми, что поменьше, с внутренним объемом 10 литров, комплектуются четыре набора: KIT01 и KIT02, отличающихся мидбасовыми драйверами, и, соответственно, KIT01.1 и KIT02.1 с другими твитерами. У более крупных 19-литровых вариантов высокочастотники одинаковые, поэтому комплекты именуются KIT03, KIT04 и KIT05 и отличаются НЧ/СЧ-динамиками и кроссоверами.
Все головки – исключительно SEAS. Объясняется это вовсе не стремлением работать с одним поставщиком, а тем, что именно норвежские компоненты, судя по иностранным форумам, наиболее популярны у самодельщиков. Больше того, для «китов» из широкой номенклатуры SEAS головки отбирали не только по стоимости, но и с учётом репутации и предпочтений аудифилов. У кого-то может быть предубеждение перед полипропиленовыми диффузорами, а кто-то может быть убежден, что у пищалки непременно должна быть обратная камера. Поэтому и предлагается вариант à la carte…
Сборка? Проблем не предвидится. Достаточно отвертки, инструмента для снятия изоляции и обычного паяльника мощностью ватт 60. Заранее надо запастись также специальным клеем (подойдет и полимерный термоклей, если он надежно пристает к MDF), канифолью и качественным припоем.
Каждый «кит» – это единая упаковка с готовыми корпусами и пакет со всеми необходимыми компонентами, включая кабель для внутренней проводки, синтепоновый звукопоглотитель и колодки с терминалами WBT. Бай-вайринг не предусматривается, иначе производителю пришлось бы экономить на качестве клемм, чтобы удержать цену на приемлемом уровне. Из тех же соображений нет и печатной платы под разделительный фильтр – ее заменяет площадка из 7-миллиметрового ДВП под навесной монтаж. Так получается лучшее демпфирование и меньшее количество паек – это сделано не из экономии, а по хайэндным канонам.
Здесь должен оговориться, что мне предложили сначала послушать уже собранные и «размятые» комплекты в референсной системе, а уже затем познакомиться с деталями наборов. Я не возражал – принцип «черного ящика» всегда интереснее и зачастую позволяет вынести более точные субъективные оценки. А чтобы снизить «системный» фактор, вместе с предложенным источником я использовал и тот, который хорошо изучен.
Первыми на стойки выставляются KIT02.1. Они подкупают четкостью и точностью проработки высокого диапазона. С виду совершенно обычная текстильная пищалка озвучивает свой спектр так, будто старается разложить звучание всех тарелок и других звонких инструментов на мельчайшие составляющие. Полному реализму мешает лишь небольшая компрессия наиболее резких щипков и ударов палочек, хотя это не портит общего впечатления и даже добавляет звуку аккуратности. Слегка приглушена область 3-5 кГц, зато не завалены самые высокие частоты (а такой грешок часто водится за пищалками с мягким куполом). Главное, что ничто не мешает восприятию объема и «воздуха». В полном порядке пространственные данные. Локализация точная, «верха» не липнут к колонкам, в глубине сцены формируются ясно очерченные образы. Середина достаточно линейна и выдержана по темпераменту в том же ключе, что и высокий диапазон –лучше всего выражена именно микродинамика. Подкраски минимум. Нет ни корпусных, ни фазоинверторных, ни диффузорных призвуков. При этом акустика легко переносит высокие уровни громкости, сохраняя даже на «форсаже» скорее аналитический, чем эмоциональный характер воспроизведения. Ценители нюансов и тембральной точности такие качества оценят высоко. Но любителям драйва и «мяса», боюсь, этого будет недостаточно, хотя KIT02.1 самый низкий диапазон вполне вытягивает. Фазоинвертор эффективно помогает небольшой головке брать басы от 50 -60 Гц. Особенно в тех случаях, если стойки с мониторами поставить ближе к стене.
Из чего собирается KIT02.1? В наборе – по две катушки Jatzen, по три пленочных конденсатора и сопротивления с маркировкой Audiocore. Кроссовер ВЧ — второго порядка с Г-образным аттенюатором, в НЧ-звене применен несколько необычный фильтр (вроде бы второго порядка, но с резистором, включенным последовательно с ёмкостью) – такая схема может давать небольшой подъем АЧХ вблизи частоты раздела. О её значении описание умалчивает, но моделирование номиналов фильтра под известные параметры головок выдает, что полосы делятся где-то на 4 кГц. И самое интересное: драйверы. Купольный 27TFF является довольно редким ныне представителем «сухих» пищалок – у него в зазоре нет ферромагнитной жидкости, а демпфирование легкой подвижной системы с алюминиевой катушкой осуществляется за счёт обратной камеры. За середину и бас отвечает 15-сантиметровый ER15RLY. Это головка с литой корзиной и диффузором из целлюлозы, упрочненной волокнами камыша. И как всякие головки с легким и свободным излучателем, рассчитанным на большой ход, она наверняка чувствительна к внутреннему демпфированию. Тем, кто соберет свою пару, советую после 100-200-часовой «обкатки» колонок советуем выкрутить мидбасовики и подобрать на слух необходимое количество синтепона. Уверен, что такой простейшей настройкой можно добиться выразительной атаки ударных без потери разборчивости в басах.
KIT02.1
KIT05
Вторая пара для теста – более крупные мониторы KIT05. Звучание – полная противоположность «двойкам». Воспроизводят музыку живо, игриво и без малейшей зажатости. Удар очень хлесткий и четкий, хотя без особой наполненности со стороны самых низких частот. Перестановка колонок ближе к стене добавляет именно энергетики – гудящие или резонансные призвуки не беспокоят. Образы в сцене – почти материальны и не раздуты. Высокие частоты при этом довольно сдержанны, хотя весьма выразительны по динамике. Деталировка ничуть не хуже, например, чем у KIT02.1, но сложные спектры и мощные контрасты они передают свободнее, чище и натуральнее. Линейность в высокой полосе я бы оценил как образцовую, если бы не небольшой спад выше 14 — 15 кГц (вызванный, скорее внешними факторами – комнатой с высокой степенью звукопоглощения). Некоторые претензии остаются лишь к середине. С одной стороны, хочется ослабить полосу 1 — 3 кГц, что я могу легко сделать при помощи парамерического эквалайзера в программном проигрывателе. С другой стороны, жалко – именно на средних частотах KIT05 извлекают из музыки столько реалистичной информации, что рядом с ними меркнут мониторы из гораздо более высокого ценового сегмента. Любой вокал, саксофон, гитара – восхитительно! Но начинает звучать большой оркестр, появляются неестественно акцентированные скрипки.
Разберемся с комплектацией набора. Каждая «пятерка» комплектуется высококлассным твитером 29TFF/W из серии Prestige. Это головка с хитрым вогнутым фланцем, увеличенным подвесом и алюминиевой катушкой, которая охлаждается ферромагнитной жидкостью пониженной вязкости. По паспортным данным пищалка практически линейно воспроизводит диапазон едва ли не с частоты резонанса (около 1 кГц), хотя производитель рекомендует её включать через фильтр Линквица-Райли четвертого порядка не ниже в 2 кГц. 18-сантиметровые мидбасовики имеют очень легкий бумажный конический диффузор со специальным покрытием и наделены мощной магнитной системой. В параметрах последних обращает внимание необычно высокая внутренняя индуктивность звуковой катушки.
Что с фильтрами? В комплекте четыре конденсатора, две катушки индуктивности и два резистора. Вместо рекомендованного фильтра с крутизной 24 дБ на октаву разработчики поставили на ВЧ второй порядок (выбрав частоту повыше – 2700 Гц), но с последовательным индуктивности конденсатором. Такая цепь работает как режекторный фильтр – гасит сигнал на определенной частоте (по расчетам – где-то на 740 Гц, т.е. вне диапазона пищалки). Её назначение состоит в том, чтобы обеспечить большую крутизну спада. Кроссовер для низких частот – традиционный, второго порядка с цепью Цобеля, компенсирующей высокой индуктивность головки. Но даже без расчетов бросается в глаза, что номинал сопротивления гораздо выше «цобелевского», что, возможно, и объясняет акцентированное воспроизведение средних частот. Неужели тот, кто проектировал фильтр для «пятерки», сознательно решил пожертвовать формальной линейностью ради феноменального разрешения в середине? Если моя догадка верна, то это уже «блюдо от шефа».
P.S. Раз мы имеем дело с конструктором, где творчество и любознательность всячески приветствуются, то поделимся собственным рецептом кроссовера для KIT05, который поможет сделать звук более нейтральным. Апгрейд прост, сводится лишь к изменению номиналов штатных элементов.
Если для ФНЧ выбрать C3 на 68 мкФ, C4 на 3,9 мкФ, а R3 на 7,5 Ом, то, как показывает компьютерное моделирование, спад к частоте разделения станет более ранним и пологим (компенсация подъема на средних частотах приведена на графике, где тонкими линиями показаны характеристики оригинальных фильтров). Параллельно слегка уведем вверх и частоту среза для твитера, выбрав С1 равным 3,9 мкФ, а R1 – 4,7 Ом. И последний штрих: сместим частоту колебательного контура L1C2 на частоту резонанса пищалки, поставив в него вместо штатного конденсатор на 47 мкФ. На этом все. Снимайте пробу.
P.P.S. На предлагаемый апгрейд мы получили комментарий Юрия Фомина, разработчика этих наборов. Он пишет: «По поводу улучшения кроссовера, то, собственно, набор к этому подталкивает. Единственное, я бы посоветовал сообщить читателям, что при подобной работе надо обладать либо уникальным слухом, либо измерительной техникой. В ином случае они могут не получить ожидаемого результата. Рекомендованный нами фильтр гарантирует надежную работу».
КОМПОНЕНТЫ
- Источники проигрыватель Atoll CD100
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- ЦАП Schiit Modi Multibit
- Интегральный усилитель Atoll IN300
- межблочные RealCable CA1801 (модифицированный) и ColdRay Interconnect Line AG
Акустические системы Audiocore
Поставщик: Audiocore/World Audio Disctribution (Латвия)
www.audiocore.ru
KIT02.1
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 100 Вт || Отделка: черный шпон || Габариты: 320 х 180 х 340 мм || Масса 1 шт.: 5 кг || Цена за комплект: 45 000 руб.
KIT05
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Рекомендуемая мощность усилителя: 30 — 150 Вт || Отделка: черный шпон || Габариты: 370 х 220 х 370 мм || Масса 1 шт.: 6 кг || Цена за комплект: 54 000 руб.
поделиться
Tags: AudiocoreDo It YourselfKIT02.1KIT05