Сохранить и прочитать потом —

 

Этой статьей мы начнем цикл материалов о конструкции акустических систем, их свойствах и важных характеристиках, в которых стоит разобраться тому, кто решил, как минимум, обдуманно купить себе колонки или же хочет подробнее изучить, почему все работает именно так, а не иначе. Цикл рассчитан на новичков в мире аудио, но будет полезен и тем, кто уже все знает, чтобы освежить свои знания или написать свое мнение в комментариях. Итак, начнем мы, однако, не с акустики, а со звука, потому что единственная задача акустики — создать звук.

Что такое звук?

В учебнике сказано: «Колебательные движения частиц, которое распространяется в виде волн в газообразной, жидкой или твердой средах». Давайте отбросим лишнее и поговорим только о слышимом звуке (кроме него ведь еще существуют ультразвук, инфразвук и т.д.).

Звук — это, на самом деле, не движение воздуха (газа) в пространстве, а волновые, периодические изменения давления этого самого газа. Звук является волновым излучением, подчиняется соответствующим физическим законам, которые описывают его распространение и взаимодействия. Согласно этим законам мы можем описать звук по нескольким характеристикам. Возьмем основные: частота, амплитуда (форма колебаний) и скорость.

 

Что такое частота звука?

Частота — это количество колебаний за единицу времени. Конкретней — число колебаний в секунду. Измеряется в герцах. Одно колебание в секунду — один герц (Гц). Если еще вспомнить, что звук распространяется в воздухе со скоростью около 350 метров в секунду или около 1250 км/ч, то достаточно легко понять, что частота и скорость связаны между собой. И эта связь дает нам возможность определить длину звуковой волны: чем больше частота, тем меньше длина волны — и наоборот.

Почти традиционно считается, что человеческий слух позволяет услышать диапазон частот «20–20» — от 20 Гц до 20 кГц, другими словами, от 20 колебаний в секунду до 20 000.

Что такое амплитудно-частотная характеристика и как понять ее график

Автор Дзен-канала iamhear Евгений Шведов рассказывает, что такое амплитудно-частотная характеристика, как выглядит кривая АЧХ и какую полезную информацию об аудиоаппаратуре она может сообщить. Подписывайтесь на iamhear в Яндекс.Дзене — там много всего интересного.

Чтобы представлять, как работает ваша аудиоаппаратура (и как она звучит), нужно уметь читать амплитудно-частотную характеристику, или АЧХ. Этот параметр — базовая вещь, которую музыканты и слушатели зачастую не понимают, и своего рода краеугольный камень в аудиотехнологиях. Сегодня я предлагаю разобраться, что такое амплитудно-частотная характеристика, а также посмотреть на примерах, как читать АЧХ и понять, какую информацию она может сообщить.

 

Амплитудно-частотная характеристика — это начало и конец всего, что связано с аудио. Любая аппаратура должна иметь частотную характеристику близкую к линейной, в противном случае она будет звучать неправильно. Если амплитудно-частотная характеристика плохая, то все остальные характеристики аппаратуры не имеют никакого значения. Аппаратура с хорошей АЧХ правильно воспроизводит все низкие, средние и высокие частоты, в верных пропорциях. Именно это позволяет устройствам звучать богато и насыщенно, обладать тем самым Hi-End звуком.

Теоретически человек слышит звук в диапазоне от 20 Гц (низкие частоты) и до 20 кГц (высокие частоты). Реальность же такова, что шансы услышать особо высокие звуки есть только у женщин, в то время как мужчины вряд ли услышат сигнал выше 13-14 кГц. Если при проверке слуха вы услышите сигнал в районе 18 кГц — вы счастливчик и можете этим хвастаться повсеместно (а со справкой — даже на официальных основаниях).


Потеря слуха с возрастом.

Амплитудно-частотную характеристику обычно показывают с помощью графика, на котором отображается диапазон частот (в герцах и килогерцах, горизонталь внизу) и отклонения по нему (в децибелах, вертикаль слева). Отклонения выражаются в децибелах, при этом считается, что 1 дБ — самое малое изменение уровня звукового давления, которое можно различить, а 3 дБ — это заметное, но все же относительно небольшое изменение громкости. Шкала децибелов на графике является логарифмической, поэтому усиление на 10 дБ (от 0) означает, что звук будет вдвое громче (а не в десять раз, как при линейных графиках).


Идеальная АЧХ представляет собой ровную линию. Если линия отклоняется от 0 дБ вверх, то частоты в диапазоне будут звучать громче, если вниз — тише.

Чем ровнее линия графика, тем лучше АЧХ у аппаратуры.

Если производитель указывает частотную характеристику без отклонения, вам следует насторожиться. Без указания неравномерности можно считать, что у аппаратуры попросту нет АЧХ. Само по себе утверждение о диапазоне «20 Гц-20 кГц» не значит ничего, а без сведений о неравномерности еще и подрывает доверие к производителю.


Соотношение частот и источников звука на графике.

Возьмем более приближенный к реальности пример. У нас есть две пары колонок, чьи АЧХ мы хотим сравнить. Колонки A отражены на графике синей линией, колонки B — оранжевой. Голубая линия говорит нам, что у динамиков A отличная частотная характеристика: АЧХ довольно плоская (читай — хорошая), все отклонения в пределах 1-2 дБ, серьезных провалов или отклонений вверх или вниз не наблюдается. В свою очередь оранжевая линия показывает, что динамики B имеют большой всплеск в верхних частотах (в районе 6 кГц на +7 дБ) — такие колонки будут звучать резко и даже раздражающе.

 


Пример хорошей (синяя) и плохой (оранжевая) АЧХ.

Для динамиков, наушников и микрофонов отклонение в ±2-3 дБ считается очень хорошим. Усилители, CD-плееры и другие электронные устройства должны укладываться в ±0,5-1 дБ.

На рисунке ниже показано, как выглядят кривые, которые соответствуют различным часто используемым субъективным описаниям. Получить больше информации о частотных диапазонах инструментов и субъективном описании звука можно из .


Кривая АЧХ и субъективные ощущения от звука колонок (наушников).

В продолжение изучения графика АЧХ, возьмем пример с наушниками Monster Beats by Dr. Dre (красная линия на графике) и Sennheiser HD800 (синяя линия на графике). Из графика видно, что у «битсов» сильно задраны низкие частоты (до +15 дБ!), а сама АЧХ выглядит неравномерной. У HD800 таких проблем не наблюдается — кривая вполне равномерна.


Сравнение АЧХ наушников Monster Beats by Dr.Dre и Sennheiser HD800.

Теперь, когда мы знаем, что такое амплитудно-частотная характеристика и какую информацию она несет, мы стали чуть ближе к пониманию того, как звучит аппаратура. Приведенная информация поможет вам не только читать графики АЧХ, но и определять характер звучания той или иной техники, а также делать правильный выбор при покупке нового оборудования.
Теги: аудиосистемамузыкальный стаффсоветы начинающим музыкантам

Не все частоты одинаково громкие

При этом матушка-природа наделила нас с вами достаточно избирательным слухом. Психоакустические исследования показывают, что лучше всего человек слышит самое для себя важное — человеческую речь. Эти звуки располагаются в диапазоне частот в районе 3000 Гц. Где-то в этом районе и находится максимальная чувствительность наших с вами ушей.

На других частотах она уменьшается, изменяясь в виде плавных кривых. Эти кривые показывают, с какой громкостью человек воспринимает звуковые колебания равной амплитуды. Эти данные важны не только для расчета акустических систем, но и для правильного понимания природы восприятия звука.

 

Они были получены статистическим способом, когда в субъективном оценивании громкости звучания на разных частотах принимало участие большое количество людей. В честь авторов этой научной разработки линии равной громкости называются кривыми Флетчера-Мэнсона.

Чем отличается акустическая гитара от классической? Техническая сторона вопроса

Корпус

Корпусы большинства классик уступают в размерах. Особенно это заметно в сравнении с вестернами, у которых широкие и массивные корпусы. Однако, если взять «палмор» или «фолк», то они не только сравнятся по габаритам, но и даже проиграют некоторым classic. Если поставить две гитары «спинами» (то есть задники деками) друг к другу, то можно наглядно увидеть отличие в ширине их «туловищ».

Гриф

Выбор гитары также зависит от того, насколько точно вы хотите играть. Классика имеет чуть более широкий гриф. Дело в том, что в такого рода музыке важно, чтобы чётко прозвучала каждая нота. Поэтому для удобства попадания пальцами расстояние между струнами немного увеличено. При акустическом исполнении пара «недожатых» нот не ощущается так сильно. К тому же, юному ученику будет проще разучивать расположение нот и точно попадать по ним, когда есть «простор» для подушечки пальца. Правда, это больше подойдёт людям с широкими ладонями или длинными пальцами. Также расстояние между струнами на 3 ладу и на 15-ом будет пропорциональным (в отличии от акустики, где оно чуть сужается).

Струны

Отличие акустической гитары от классической ещё и в струнах. На первую практически всегда ставят металлические. Бывают случаи, когда человеку тяжело освоить довольно жёсткие и толстые струны, и для облегчения ставится нейлон. При этом звучание не будет таким богатым, так как они предназначены для других целей.

На классическую ставят исключительно нейлоновые. Есть случаи, когда на них устанавливали металл. Но делать это не рекомендуется. С большой вероятностью будет искажение деки, искривление грифа и так далее.

Как мы понимаем, откуда пришел звук

Ответ простой: потому, что у нас есть голова и два уха! Если одно ухо вдруг не работает, это можно частично компенсировать быстрым поворотом головы. Слух при наличии двух ушей называется бинауральным. Он позволяет нам локализовать источник звука.

Это происходит потому, что звук приходит к правому и левому уху с небольшой задержкой или, если выразиться точнее, со сдвигом по фазе. Так как длина звуковой волны достаточно большая, в оба уха обычно поступает одна волна, но разные ее участки — фазы.

Этот сдвиг анализируется нашим мозгом, легкий поворот головы — и мы уже готовы приблизительно указать на какой ветке сидит птица, хотя разглядеть ее все равно не получится.

 

И чем выше звук, то есть, чем больше его частота, тем легче определить направление на его источник — сильнее проявляется фазовый сдвиг. А вот на низких частотах длина волны становится больше, чем расстояние между ушами, поэтому определить источник звука гораздо сложнее.

Акустика для тех, кто выбирает комфортное будущее

Большинство гаджетов из старых фантастических фильмов решительно не приспособлены к эксплуатации в реальной жизни. Пройдя путь от дизайнерского прототипа до реального устройства, дизайнеры заботятся не только о внешнем виде, но и о практической стороне вопроса. Мы собрали вместе акустику, которая вобрала в себя лучшие черты: стильный внешний вид, многофункциональность и удобство.

Портативная акустика с радиобудильником JBL Horizon JBL Horizon

— это компактная акустическая система со встроенным радио, будильником и поддержкой Bluetooth. Представляет собой портативную акустическую систему с отличным звуком, и являющуюся совместимой с устройствами, обладающими поддержкой технологии Bluetooth.

Два USB порта обеспечивают быструю зарядку любых подключенных устройств. Большая кнопка Snooze/Light в сочетании с четким ЖК-дисплеем делает использование очень простым и понятным, а встроенная система резервного питания гарантирует, что вы всегда будете просыпаться, даже во время отключения электроэнергии.

  • Яркий, стильный дизайн;
  • Непревзойденное качество звука в своем классе;
  • Выполняет функцию радиобудильника
Кто сказал что в будущем нет места классике? JBL Authentic L16

– беспроводная трехполосная акустическая система. Современная электронная начинка этого устройства заключена в стильный компактный деревянный корпус безупречной классической формы. Она легко подключается практически к любому устройству, благодаря поддерживаемым технологиям — AirPlay, DNLA и Bluetooth. Технология Clari-Fi обогащает звук, восстанавливая потерянные при сжатии файлов моменты.

Поддерживает система и технологию NFC, которая позволяет произвести настройку связи по Bluetooth одним прикосновением. Вы можете управлять системой практически с любого мобильного устройства, благодаря специальному приложению.

  • Звучание Hi-Fi;
  • Корпус из натурального красного дерева;
  • Дистанционное управление с мобильного устройства
JBL Authentic L16
Bose Companion 50 Multimedia Speaker System Bose Companion 50 Multimedia Speaker System

— это стильная, отлично оснащенная акустическая система, разработанная специально для ноутбуков и компьютеров компании Apple.

Колонка станет идеальным дополнением MacBook, iMac, Mac mini или Mac Pro, как в плане визуальном, так и функциональном — акустика обеспечивает непревзойденное качество звучания, удивительно мощное, живое и динамичное, создающее эффект присутствия, обволакивая звуком со всех сторон. Несмотря на компактность системы, благодаря наличию 2-х высококачественных спикеров вы получите широкий диапазон воспроизводимых частот, четкие и чистые басы.

  • Оригинальный пульт управления;
  • Подключение к компьютеру всего одним кабелем;
  • Цифровая обработка звука

Почему одни звуки красивые, а другие нет?

Здесь почему-то тянет взять серый том Фейнмановских лекций и освежить воспоминания о рядах Фурье — но будем проще: любое колебание можно разложить на несколько колебаний с меньшей длиной волн. Эти меньшие волны — и есть гармоники, и сколько их укладывается в длине основной волны — две, три и т.д. — определяет их четность или нечетность. Как оказалось, нечетные гармоники воспринимаются нашим слухом дискомфортно. Причем вроде все играет правильно, но дискомфорт остается.

Более явный неприятный звук — диссонанс, две частоты, работающие одновременно и вызывающие редкие биения. Если хотите еще наглядней, то нажмите близлежащие черную и белую клавиши на пианино.

Есть и противоположность диссонанса — консонанс. Это сама благозвучность, например, — такой интервал, как октава (удвоение частоты), квинта или кварта. Кроме того, комфортности звучания мешают маскирующие его шумы различной природы, искажения и призвуки.

Ясно, что шум — то, что мешает в принципе. Звуковой мусор. Впрочем, есть и белый шум, этакий эталон шума, в котором присутствуют равномерно все частоты (точнее — спектральные составляющие). Если вы хотите уйти от источника белого шума, то по ходу удаления он будет розоветь. Это происходит потому, что воздух сильнее ослабляет верхние частоты слышимого спектра. Когда их меньше, тогда говорят о розовом шуме.

Чем громче шум по отношению к полезному звуку, тем больше этот звук маскируется шумом. Падает комфортность, а затем — и разборчивость звучания. Это же относится и к нечетным гармоникам, и к нелинейным искажениям, о которых мы еще поговорим более подробно. Все эти явления взаимосвязаны и, самое главное, — все они мешают нам слушать.

Hi-Fi PC 2020. Часть 4: акустические системы video

Приветствую, кеддровчане! Очень надеюсь, что вы успели перевести дух и готовы к следующей объемной и содержательной публикации об одном из важнейших компонентов домашней hi-fi системы. Об акустических системах. Или же о колонках в просторечии.

 

Бережем традиции. Далее список того, чего вы в этой статье не(!) найдёте:

  1. призывов покупать акустику дороже $600 и дешевле $100. Увы, никаких закосов под hi-end. Только оправдывающие каждый вложенный $ решения. Понимаю, что разочаровываю сейчас тех, кто свято верит в бериллиевые твиттеры, только раздельные корпуса акустики для каждой частотной полосы, священный bi-wiring и прочие «обязательные для труЪ hi-fi вещи». Господа, нам с вами просто не по пути. Добро пожаловать в украинскую действительность. Упоротым фанатам «звучащего бабла» посвящается (все мы точно знаем, что только такие колонки могут играть музыку. Да-да):

  2. безальтернативных призывов выбирать только определенную модель акустики. Только с определенным количеством частотных полос, одного производителя, временного периода или одного типа акустического оформления. Каждый будет выбирать по себе.
  3. громких криков о необходимости выбирать колонки только один-единственный, основной, пусть и самый любимый, жанр. Автор выступает за максимально универсальную и всеядную акустику.

Вот в целом и всё, что автор считает вселенским злом, масонским заговором и классовыми врагами здравого смысла в акустике. Поехали дальше!

Жизнь — штука полосатая

В этом разделе мы не будем говорить о том месте, где кончаются полоски зебры. Увы. Речь пойдет о частотных полосах. А именно о том, что же означает загадочное определение «2-хполосная» или «3-хполосная» акустика. Давайте разбираться.

Итак, каконических частотных полос слышимого человеком диапазона существует 3:

  1. НЧ — низкие частоты — те самые, любимые подавляющим большинством неискущенных слушателей басы. Данная частотная область простирается от 6 Гц и завершается на уровне 250 Гц. Именно на нее многие нетребовательные товарищи, а так же новички по незнанию и недомыслию обращают основное внимание. Лишь бы быль тунц-тунц как можно сильнее и солиднее. Если вы входите в число басофилов до сих пор, то вы просто не имели возможность услышать хорошо звучащую музыку. hi-fi система это быстро исправит. Лучшего способа стать всеядным меломаном не существует. Вернемся же к НЧ-полосе. На самом деле она состоит из трех составляющих: суббас — 6-50 Гц. Это зона обитания той части низких частот, которые воспринимает прежде всего не наш основной слух, но внутреннее ухо. Мы их больше чувствуем и осязаем, чем слушим. Их хорошо дозированное и контролируемое наличие в звучании акустики может сделать звуковую «картинку» более живой и ествественной. Позволит слушателю в определенном смысле прикоснуться к музыке. Но если же у акустики на данной части спектра есть по каким-то причинам акцент, если такие частоты преобладают в звучании акустики, то попращайтесь с детальностью и красотой музыки. Излишек таких частот в звуке приводит к его замусориванию.
  2. активная зона — 50-70 Гц. Это владения тех самых любимых неискушенными товарищами туц-туц-ов. Тут живут громкие и «пухлые» басы. Излишнее акцентирование на данном частотном промежутке убивает все остальные частотные полосы. Звучание будет гулким, неинтересным и напоминающим эхо в колодце. Но хорошо дозированное, выверенное звучание колонок на нем дает эффект плотного, собранного и целостного музыкального полотна.
  3. верхний бас — 70-250 Гц. Уже не бас, но еще и не средние частоты. Тут обитают ньюансы звковых полутонов и гармоник некоторых крупных струнных и духовых инструментов, определенные части спектра барабанных установок и т.д. Отвечает за ритмичность в музыкальных композициях. Очень важна ровная частотная характеристика акустики на данном участке. Для того, чтобы ньюансы и полутона были различимы и добавляли музыке интересностей и вкусностей. Но не выпячивались и не отправляли в фоновый режим часть средних частот.
  • СЧ — средние частоты — 250-4000 Гц. Царство вокала и большой части малых и средних музыкальных инструментов. Подобно НЧ, делятся на суб-спектры:
      нижняя середина — участок 250-2000Гц. Отвечает за нижний спектр частот большинства музыкальных инструментов. Многие «гуру» лампового звука скажут вам, что именно здесь «сосредоточена вся музыка». Это далеко не так. Да, данный промежуток частотного диапазона имеет огромное значение, но выпячивание его в звучании акустики действует так же пагубно на результат, как и засилие басов.
  • верхняя середина — 2000-4000 Гц. В рамках данного участка происходит смешение вокальных и инструментальных партий. Если у акустики на этом промежутке не хватает детальности и контроля, то вы скорее всего получите кашу вместо музыки.
  • ВЧ — высокие частоты — 4000-25000 Гц. Всё, что выше — эзотерическое баловство, которое вы просто не услышите. Не ведитесь на разглагольствования «гуру Hi-End-а», вещающих о супертвитерах, способных заставить вас услышать(!) что-либо вплоть зо 45 кГц! Это чушь и полный бред. Физиология как-бы намекает… Подобно НЧ и СЧ, высокие частоты так же делятся на составляющие:
      присутствие — 4000-8000 Гц. Излишнее усиление данного фрагмента диапазона может дать эффект нахожения в фан-зоне на концерте. Или же сидения в первых рядах во время симфо-партий. Отсутствие же ярко выраженного акцента же наоборот, добавит музыке глубины, проработанности в деталях, придаст объема.
  • блеск/бриллианс — 6-25 кГц. Тут живут те самые чистые, «звенящие» верха. Неоправданный акцент на данный частотный отрезок сделает вокал «цикающим» и местами подобным громким помехам старого телевизора или радиоприемника. Но правильное, уравновешенное присутствие этих частот подобно винешке не торте.
  • Вооружившись этими теоретическими знаниями, давайте наконец ответим на вопрос — так что же такое 2-хполосная акустика? Это акустика, способная воспроизводить основную часть (практически никогда не полностью!) каких-либо двух из трех вышеперечисленных основных частотных диапазонов. Чаще всего это связка СЧ-ВЧ.

    3-хполосная акустика таким же образом способна воспроизводить основную часть (и снова никогда не все полностью!) всех трех основных частотных диапазонов. Оптимальный представитель такой акустики охватывает отрезок ~30-25000 Гц. Допускается поднятие нижней границы до ~40. Верхняя же граница может быть без катастрофических потерь опущена до 20000.

    Остановимся на «полосатости» еще немного подробнее. Потому как данный вопрос таит в себе ряд опасных заблуждений. Далее следуют важные уточнения, призванные оные заблуждения развеять:

     

    1. «полосатость» акустики не зависит от количества динамиков в колонках! Очень часто, по незнанию, новичек решает, что если в колонках больше 2-х динамиков, то они однозначно 3-хполосные. Это не так! Нереки случаи установки в акустические системы более одного динамика, отвечающего за одну(!) частотную полосу. Таким образом, существуют 2-хполосные колонки с более чем 3-мя динамиками. Справедливо и обратное утвеждение. Не все 3-хполосные колонки содержат в себе более 2-х динамиков. Существует класс крупногабаритных (с большим диаметром мембраны динамика) широкополосных динамиков (ШП-динамики), способных отыгрывать как СЧ, так и НЧ. Но в таком случае практически всегда нижняя граница частотного диапазона акустики не опускается ниже 30 Гц.
    2. далеко не все крупногабаритные колонки 3-хполосные!
    3. существуют и сравнительно небольшие АС, способные отыгрывать все 3 частотных полосы.
    4. в воспаленном воображении многих адептов «Hi-End», подстрекаемом жаждой profit-а, периодически рождаются и выходят на рынок 4-х и более полосные акустические системы. Они есть ни что иное как 3-хполосная акустика с частотным диапазоном, выходящим за рамки слышимых человеческим ухом участков. Данные творения «сумеречного гения» балансируют на грани психосоматического самовнушения слушателя. И не имеют ничего общего как с научно обоснованной акустикой, так и с практической необходимостью в целом. Еще раз прошу акцентирую выше внимание на акустике со множеством динамиков. Количество динамиков не равно числу полос!Многие новички полагают, что наличие у акустики более чем 3-х динамиков — ересь. Это не так. Равно как и многие не слишком искушенные продавцы ошибочно могут называть такую акустику 4-х и более полосной. Наличие в системе к примеру 2-х ВЧ динамиков может быть обусловлено необходимостью достижения равномерной АЧХ на всех частотных полосах, т.е. для компенсации избыточных акцентов на СЧ и/или НЧ участках спектра. Пример 3-хполосной АС с более чем 3-мя динамиками:

    Широкая полоса и всё, что с ней связано

    Для полноты картины давайте остановимся подбробнее на ШП-динамиках. Не буду пичкать вас горами лишней на текущем этапе становления вашей первой hi-fi системы информацией. Не буду рассказывать вам о коаксиальных динамиках и т.д. Укажу лишь на самые важные моменты:

    1. ШП-динамики бывают двух основных типов — СЧ-ВЧ и СЧ-НЧ. Редко, но всё-же встречаются динамики, охватывающие все 3 частотных полосы. При этом ВЧ и НЧ — очень отрывочно. Так, подобные динамики способны проиграть в лучшем случае участки Присутствия и Верхнего баса. Рекомендовать акустику, снованную на псевдо-трехполосных ШП ни в коем случае не буду. Потому как считаю ее несопоставимой с самим определением Hi-Fi. Помните об этом, когда будете слушать очередного «гуру теплого лампового звука», советующего вам к ламповому однотактнику «только ШП-акустику». Основные же два суб-класса ШП-динамиков находят свое применение во многих моделях 3-хполосной акустики.
    2. СЧ-ВЧ динамики как правило отличаются малым размером. Он варьируется от малого до среднего (2″-4″).
    3. НЧ-СЧ в свою очередь как правило крупные и в некоторых случаях могт соперничать диаметром в классическими НЧ-динамиками. Истории известны достаточно широко распространенные серийные модели таких динамиков с диаметром более 10″.
    4. оптимальным материалом для мембраны (основная рабочая область) ШП-динамика является бумага. Она может быть разных сортов, с дополнительными добавками и пропитками. Но суть от этого не меняется.
    5. для ШП-динамика оптимальным является легкий тканевый или же тонкий резиновый подвес.
    6. многие крупные модели (прежде всего НЧ-СЧ) ШП-динамиков характеризуются высокими показателями звукового давления. Что крайне благоприятно сказывается на подаче такими динамиками рока и подобных жанров.

    Справедливости ради отмечу так же, что широкополосные динамики, способные отыграть все 3 полосы вполне сносно, существуют. И находят свое применение в наушниках. Создание же подобных динамиков достаточного для полноценной акустической системы размера сопряжено с огромными инженерными трудностями. Чем больше мембрана динамика, тем сложнее заставить ее работать контролированно. Ближе всех к созданию подобных АС подошла на сегодняшний день компания Tannoy. Но ее hi-fi модели стоят неоправданных денег и потому не могут быть рекомендованы к покупке.

    Современные Tannoy

    О «хрустальных верхах»

    Вот мы и добрались до раздела, целиком посвященного ВЧ-динамикам. Итак, чего же мы хотим от хорошего представителя этого семейства:

    1. чистой передачи ВЧ-диапазона на всех уровнях громкости. Отсутствия «циканья», засилия шипящих и т.д. при более чем 50% громкости.
    2. равномерной детализации звука на всех участках ВЧ-диапазона.
    3. звонкого, мелодичного звучания. Отсутствия «песка» в звучании тарелок барабанной установки и т.д.

    Обеспечить выполнение всех этих требований может только ВЧ-динамик (далее твитер) только с максимально легкой мембраной. К примеру шелковым куполом или же из легких сплавов. Пластиковые мембраны не могут применяться в ВЧ-динамиках Hi-Fi акустики.

    Особняком в данной плеяде стоят ленточные твитеры. А так же их весьма близкие додственники — электростатические панели. Но такие решения достаточно редки и потому не будут рассматриваться в данном цикле сколь-нибудь детально.

     

    Следует отметить, что создавать действительно легкие и хорошо звучащие твитеры научились только в 70-х годах прошлого века. Потому рассматривать для применения «из коробки» без доработак винтажную акустику старше 1975-го года я категорически не рекомендую.

    Акустическое оформление

    Для сокращения теоретической части повествования, я сошлюсь на великолепную заметку ув. Zarco — «Динамики бывают разные». Эта заметка дает необходимо-достаточное представление об основных, а так же некоторых экзотических вариантах акустического оформления колонок. Рекомендую так же для более полного понимания вопроса ознакомиться с комментариями к указанной заметке.

    Мы же сконцентрируемся на том, какие же акустические оформления колонок имеют смысл а рамках первой hi-fi системы:

    1. закрытый ящик. Одно из простейших ак. оформлений. Но тем не менее не привередливо к расположению и способно радовать пользователя отменным качеством звука.
    2. фазоинверторная акустика. Характерное решение для уравновешивания АЧХ акустики при изначальном недостаткеразрешающей способности в НЧ и нижнем СЧ спектрах. Здесь крайне важно помнить, что фронтальный (а не тыловой!) выход трубы-порта фазоинвертора является предпочтительным. Акустика с фронтальным расположением порта может быть размещена впритык к стене без особого ущерба для качества звука. Акустику же с тыловым размещением необходимо располагать не ближе чем в 30-50 сантиметрах от стен.

    Не рекомендую вам обращать внимание на каки-либо еще виды акустического оформления при создании своей первой Hi-Fi системы. Пользы это не принесет и вместо скорейшего результата, уведет вас в дебри ненужной вам сей момент теории. А это сделает вас легкой добычей для не слишком добросовестных форумных барыг, прикидывающихся «гуру винтажной акустики». Внимание — автор не отрицает присутствие на около-hifi форумах добросовестных продавцов винтажной/б/у акустики. Описанное выше служит лишь предупреждением о большом количестве не отличающихся честностью товарищей.

    И снова о размерах

    В данном случае абсолютно справедливо утверждение «главное не размер, а умение». Больше здесь — не значит лучше. У Hi-Fi акустики есть два основных класса по размерам — напольная и полочная акустика. При этом следует учитывать, что вариации линейных размеров в рамках обоих классов допускаются очень широкие. И некоторые большие «полочники» могут вполне соперничать с относительно небольшими «напольниками» по объему корпусов. Красноречивым примером может служить советская серия акустики «Амфитон». При сопоставимых с «народной легедной» S-90 размерах, данные колонки в Союзе считались… полочными!

    Так как же выбрать? Сравнительно просто — выбирайте исходя из площади и меблировки помещения, в котором планируете размещать акустику. Если площадь оного превышает 16 кв.м., то о «напольниках» имеет смысл задумываться. В остальных случаях оптимальным вариантом будут различные градации «полочников».

     

    Остановимся на важном моменте: полочная акустика бывает 3-хполосной. А наполная — может оказаться 2-хполосной. Будьте бдительны!

    Как полочные, так и напольные АС могут быть весьма требовательными к расположению. Уточняйте требования к понравившейся модели в интернете (для винтажных и/или б/у моделей) или у продавца. О принипах взаимной расстановки АС рекомендую прочесть здесь. В разделе «Оптимальное расположение колонок системы 2.0 (стерео системы)«.

    Не буду перегружать вас информацией об установке полочных АС на подставки/стойки, о расположении наполных на специальных акустических шипах и т.д. Во-первых эти моменты не универсальны и, как я писал абзацем выше, во многом индивидуальны для различных моделей акустики. Во-вторых в большинстве случаев «апгрейд» системы с правильным расположением АС для улучшения звучания можно сделать и потом. Как бы «маститые гуру» не негодовали и не называли такой подход слишком легкомысленным, но я уверен в том, что в рамках своей первой Hi-Fi системы новичек не должен залезать так далеко.

    Краткие рекомендации по выбору.

    Здесь будет приведен только лишь перечень коротких, но важных на мой взгляд рекомендаций по выбору хорошей акустики:

    1. старый друг — лучше новых двух. Винтажная/б/у акустика в хорошем состоянии, прошедшая профилактику или же ее не требующая, очень часто оказывается в разы(!) лучше новодела. Обратите внимание на акустику со вторичного рынка, сообразно характеристикам своего усилителя и помещения. И делайте осознеанный выбор. Внимательно присматривайтесь к продавцам, их репутации и отзывам о них.
    2. не всегда дороже — значит лучше. На текущий момент различия в качестве звучания акустики из разных, даже не смежных(!) ценовых категорий могут быть очень размыты. Не гонитесь за дорогими решениями. Может статься, что ценовые середнячки, к примеру продукция Monitor Audio, окажутся для вас верными друзьями и отличным выбором для первой системы.
    3. избегайте современного Китая. Лучше купить «немца» или же «датчанина» образца 1976-го года, чем новодельную китайскую свистелку.
    4. никаких пластиковых или металических корпусов. Только дерево и его производные.
    5. только винтовые клемы для акустических кабелей. Никаких зажимов.
    6. никаких колонок с «впаянным» в конструкцию несменным акустическим кабелем. Что бы вам ни рассказывали о его достоинствах.
    7. прослушивания, прослушивания и еще раз прослушивания. Используйте 14 дней гарантированного возврата по максимуму. С продавцами же винтажа и б/у договаривайтесь об обязательном money back как минимум в течении недели. Не поддавайтесь чужим внушениям, какими бы авторитетными они ни казались. Если вам не нравится результат — в топку.
    8. никаких клеянных или примятых динамиков. Что бы вам ни говорил продавец о «невлиянии этого на звук» и «легкой и дешевой замене» — шлите товарища лесом.
    9. для ламповой техники аилучшим вариантом является акустика с высокими (более 90 дБ) показателями чувствительности. По традиции не буду перегружать вас и без того большим количеством теоретической информации. Тем более, акутальна она будет лишь тем из вас, кто сознательно выберет ламповый однотактный усилитель в качестве компонента своего тракта.

    Вот и всё! Надеюсь, я не перегрузил вас информацией и вы смогли вынести для себя что-либо полезное из этой публикации. Изложив лишь основные азы, я стремился оставить простор для комментирования иным гуру. Рассчитываю на конструктивность диалога. Удачного выбора и до встречи в следующей части. Она будет о акустических кабелях.

    До скорого!

    P.S.: снова предвижу вопросы относительно АС, используемых на данный момент автором. Отвечаю заранее — сейчас на вооружении у меня стоят Canton LE 190 c полностью замененным кроссовером. Поставлены переделанные фильтры от Focal JMlab Electra 1028 Be. Перемотаны катушки динамиков. Заменены подвесы. Добавлены дубовые распорки-каркас для увеличения жесткости корпуса. В целом — это плоды «генетических экспериментов» технаря-меломана на досуге. И пусть хоть кто-нибудь рискнет назвать эти АС «театральными». Милости прошу на прослушивание :). Так же в наличии имеются пылящиеся в закромах Родины Kenwood KL 777.
    Please wait…

     

    Нота — высота звука и его частота — зависит от специальности

    В понимании звука, судя по всему, есть две крайности — понимание звукоинженера и музыканта. Первый говорит «440 Гц!» второй — «нота Ля!». И оба правы. Первый говорит «частота», второй — «высота звука». Впрочем, известно немало отличных музыкантов, которые вовсе не знали нот. При этом специалистов в области акустики, не знающих физических основ в этой области, еще никому не удавалось встретить.

    Важно понимать, что оба этих специалиста по-своему занимаются комфортным звучанием. Автор музыкального произведения, инстинктивно, или опираясь на консерваторские знания, строит звук на принципах гармонии, не допуская диссонансов или искажений. Конструктор, создающий колонки, изначально не допускает посторонних призвуков, минимизирует искажения, заботится о равномерности амплитудно-частотной характеристики, динамике и многом, многом другом.

    Акустические системы для любителей неофутуризма

    Неофутуризм – это вера в лучшее будущее, в гармонию человека, природы и высоких технологий. Такие акустические системы как Harman/Kardon Aura Studio и Onyx не ощущались бы чужеродными даже в кабине космического корабля и отлично впишутся в любой современный интерьер. Позвольте высоким технологиям занять место в вашем доме — в качестве звука этой акустики не приходится сомневаться ни секунды.

    Harman/Kardon Aura Studio Harman/Kardon Aura Studio

    представляет собой беспроводную однополосную акустическую систему, качество звучания которой доведено до совершенства благодаря ряду инновационных технических решений.

    Колонка способна наполнить идеальной, богатой деталями музыкой, небольшие комнаты вашего дома. Мощность звука данной акустической системы равна 60 Вт, чувствительность составляет 80 дБ. Диапазон воспроизводимых частот равен 50-20000 Гц.

    Она способна воспроизводить музыку практически с любого устройства, ведь для подключения можно использовать AUX, Bluetooth или 3.5 мм разъем, а так же USB. Благодаря поддержке Bluetooth, акустической системой можно управлять напрямую со смартфона или планшета.

    • Малые размеры;
    • Технология стерео-расширения;
    • Футуристический внешний вид
    Harman Kardon Onyx White

    представляет собой беспроводную акустическую систему премиум-класса, предназначенную для использования с устройствами, работающими под управлением iOS и Android.

    При ее создании использовались самые передовые технологии и инновационные материалы, и результат получился закономерным. Акустическая система поддерживает технологию AirPlay, а также DLNA и Bluetooth с NFC. Благодаря поддержке последней соединение с NFC-гаджетами происходит мгновенно, без каких-либо лишних действий.

    • Глубокий, четкий, сбалансированный звук;
    • Поддержка Bluetooth, NFC, AirPlay, DLNA;
    • До 6 часов автономной работы
    Harman/Kardon Onyx (White)
    Cabasse Stream 1 Cabasse Stream 1

    поддерживает воспроизведение файлов следующих форматов: MP3, WAV, WMA, ALAC, AIFF, FLAC и AAC. Работает с беспроводной технологией Bluetooth 2.1 EDR, воспроизводя аудио практически с любого мобильного гаджета, может автоматически устанавливать сопряжение с помощью технологии NFC, способна подключаться к компьютеру или NAS (посредством Wi-Fi или через Ethernet-порт), а также имеет вход USB для флеш-накопителей и AUX. А ещё в ней установлено специальное приложение, позволяющее управлять акустической системой с iOS- и Android-устройств.

    Благодаря своему овальному лакированному корпусу динамик внешне похож на инопланетный летательный аппарат. Установить аудиосистему можно как в горизонтальном положении, на полочку или стол, так и в вертикальном — на стену, при этом она не утратит лучшее из ха­рактерного звучания Cabasse.

    • Стильные компоненты;
    • Широчайшая совместимость со звуковыводящими устройствами;
    • Четыре усилителя

    Громкость, звуковое давление — пределы и ориентиры

    С громкостью все не так просто. Она относительна. Подумайте сами, ведь абсолютной тишины не существует. То есть, она в природе есть, но попадание в такое место превращается в пытку — вы начинаете слышать стук своего сердца, звон в ушах — все равно тишина исчезает.

     

    Поэтому звуковое давление измеряется относительно некоего нулевого уровня в децибелах (дБ). Это логарифмические единицы, ведь логарифмическая шкала наиболее точно соответствует природе слуха. Если немного углубиться в теорию, нужно вспомнить эмпирически установленный закон психофизиологии Вебера-Фехнера, который описывает работу органов чувств. Согласно этому закону, интенсивность ощущения чего-либо прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В случае звука, это — амплитуда (размах) колебаний.

    И если за ноль децибел принять порог слышимости (а это, повторимся, не тишина!), то шелест листьев дает 10 дБ, поезд метро — 100 дБ, истребитель на форсаже — 125 дБ, и ненамного меньше, кстати, выдала одна девчушка, призер соревнований по громкости крика в США. В дискотечном зале громкость может достигать 130 дБ. Это при том, что 120 дБ — уже больно, а 180 — могут убить.

    Разница приблизительно в шесть децибел воспринимается нами, как удвоение громкости. Добавление трех децибел на низкой частоте требует удвоения амплитуды колебаний источника звука, но на слух это замечает не каждый слушатель! Такие вот парадоксальные, на первый взгляд, данные.

    От admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *