Интегральный усилитель Wadia 151 PowerDAC mini

Для компании Wadia, которая на протяжении двух десятков лет разрабатывала и производила исключительно цифровые источники и конверторы, PowerDAC mini — первый опыт создания интегрального усилителя, к тому же весьма необычного — в миниатюрном корпусе и без привычных аналоговых входов. И морально я был готов отнестись к этому игрушечному компоненту снисходительно, ведь первый блин часто выходит комом. Однако, как выяснилось, готовиться надо было совсем к другому…

 

Попытка объединить ЦАП с импульсным усилителем мощности предпринималась компанией Wadia ещё лет десять назад, но проект получился очень дорогим и в серию не пошёл, хотя прототип и демонстрировался на CES в Лас-Вегасе. Между тем концепция полностью цифрового тракта, в котором аналоговый сигнал формировался бы непосредственно на выходных акустических клеммах, была крайне привлекательной с инженерной точки зрения. И в 2009-м она всё-таки была реализована, правда в ином форм-факторе и совершенно нехарактерном для Wadia ценовом диапазоне.

В 151 PowerDAC mini всё выглядит необычно, начиная с конструктива и заканчивая микроскопическими габаритами. В этой коробочке трудно усмотреть интегральник высшего класса, но это так — аппарат имеет селектор входов, регулятор громкости и баланса, ЖК-дисплей, укомплектован солидным металлическим пультом ДУ.

Читатели, которые постоянно следят за нашими публикациями, могут припомнить идейно близкую японскую разработку — восемь лет назад мы тестировали экспериментальный цифровой усилитель Sharp SM-SX100 с однобитовым трактом для прямого усиления потока DSD*.

 

Но у него всё-таки были аналоговые каскады — пусть и вспомогательные, для подключения традиционных компонентов по линейным и балансным входам. Инженеры же Wadia от них отказались вообще — вынимаешь 151 PowerDAC mini из плоской изящной коробочки, разглядываешь этот крошечный, но удивительно основательный металлический блок и обнаруживаешь лишь цифровые интерфейсы: два коаксиала, один оптический и USB.

К аналогу имеют отношение только четыре шикарных акустических терминала. С них, судя по паспортным данным, можно снять суммарно до 100 Вт мощности на стандартную 4-омную нагрузку. Это — в номинале, а динамическая мощность вдвое больше! Таких параметров Wadia достигла, применив хитрую (детали не раскрываются) разновидность широтно-импульсного усиления. Отсюда такая компактность и высочайший КПД при минимальном тепловыделении. Из скупого описания устройства удалось также узнать, что оно способно принимать цифровое аудио с разрядностью до 24 бит/192 кГц (по USB до 96 кГц) с последующим пересчётом до 24 бит/384 кГц по фирменному алгоритму DigiMaster. Коэффициент усиления задаётся системой DirectStream, которая регулирует громкость в цифре с минимальным рассогласованием каналов и без потери качества.

При прослушивании в качестве источника были взяты iPod и док-станция Wadia 170i, которая имеет идентичный форм-фактор и подключается по цифровому коаксиалу**.

Сразу скажу: шок мы испытали немалый. Миниатюрный блок выдал через напольники Monitor Audio Gold Reference 20 основательный динамичный саунд без малейших признаков перегрузки.

 

Итак, первое наблюдение: по энерговооруженности интегральник Wadia превосходит некоторые AV-ресиверы с оконечниками втрое мощнее. Это обнадеживающий признак. Отработав часовую программу на весьма приличной мощности, PowerDAC даже не нагрелся как следует.

С другими источниками выяснилось, что усилитель гиперчувствителен ко всем без исключения кабелям в системе. Например, цифровой коаксиал для подключения CD-проигрывателя в качестве транспорта влияет колоссально. Перепробовав несколько вариантов, я остановился на Audioquest VDM-3, поскольку он давал наиболее разборчивую и цельную тональную картину, тогда как другие либо разглаживали басовый регистр, словно утюгом, либо привносили нездоровую агрессию в верхнюю полосу.

В западных интернет-форумах пишут, что 151 PowerDAC mini чувствителен и к USB-кабелям, когда источником служит компьютер. Не проверял за отсутствием кабелей разного качества, но охотно верю. USB-протокол всегда становится проблемным, когда падает отношение сигнал/шум в линии (подключите через удлинитель — и поймёте). Вдобавок он пропускает в тракт и компьютерные помехи, что также не идет на пользу звуку. Этот способ хорош своей простотой и совместимостью — интегральник легко подхватывается операционной системой и тут же образует работоспособный аудиокомплекс. Но наиболее качественное звучание получается, если компьютер подключить по оптике — при таком соединении обеспечивается 100-процентная гальваническая развязка. С игровой приставкой (а это тот же компьютер) звучание было примерно таким же, как и с аудиофильским CD-проигрывателем.

Вторым по степени влияния стал силовой кабель. С Physics Style PW-Reference удалось повысить одновременно и разрешение в среднем диапазоне, и пластичность на верхах. В экспериментах с акустическими кабелями окончательный выбор было сделать сложнее. RS-15 казался предпочтительнее при воспроизведении роковых и джазовых программ из-за более чёткой артикуляции. А TC8 на акустических, камерных и симфонических фонограммах формировал наиболее объёмную и точную сцену, а также наиболее естественно передавал звуковую атмосферу.

Такая податливость системной корректировке говорит о многом. Звучание 151 PowerDAC mini не имеет какого-либо неустранимого изъяна или заметной аппаратной подкраски. Проработка нижней полосы такая, что не снилась и аудиофильским усилителям. В среднем регистре тракт нейтрален и крайне педантичен по отношению к мельчайшим деталям. Я не случайно так старательно избегаю прямых субъективных оценок усилителя, поскольку он не навязывает свою манеру звучания, а наоборот — открывает все возможности для персонификации.

Так что это едва ли не самая аудиофильская вещь, которая когда-либо мне попадалась, несмотря на совершенно не хай-эндную цену.

* См. https://salonav.com/arch/2003/12/052-069sharp.htm.

** Подробнее см. https://www.salonav.com/arch/2009/07/064-wadia.shtml.

 

ПОРАДОВАЛО

Полновесная динамика и исключительная разборчивость в нижнем регистре. Прозрачный и свободный от механической подкраски средний и высокий диапазоны.

ОГОРЧИЛО

Усилитель гиперчувствителен ко всем кабелям. Формально — это недостаток, притом существенный. Но опытный аудиофил сумеет извлечь из него немалую пользу.

 

Заявленные характеристики Wadia 151 PowerDAC mini

  • Производитель Wadia Digital (США)
  • Made in США
  • www.wadia.com
  • Входы Coax (2), TOSlink, USB
  • Выходы Speaker
  • Поддерживаемая разрядность до 24 бит/192 кГц
  • Выходная мощность, Вт
  • на нагрузку 4 Ом 2 x 50
  • на нагрузку 8 Ом 2 x 25
  • Воспроизводимый диапазон, Гц 20 — 20 000
  • При неравномерности, дБ ±0,7
  • Искажения, % 0,03 (0,11 при мощности 45 Вт)
  • Отношение сигнал/шум, дБ 103
  • Габариты, мм 203 х 69 х 203
  • Масса, кг 2,72
  • Цена, руб. 41400

КОМПОНЕНТЫ

  • CD-проигрыватель Bryston BCD-1 (130000 руб.)
  • iPod-станция Wadia 170i (17700 руб.) и iPod Touch 4G 32 (12000 руб.)
  • Компьютер на базе процессора Intel Quad Core под управлением ОС Windows Vista (40000 руб.)
  • Игровая приставка Sony PS3 320 (15000 руб.)
  • Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 (80000 руб.)
  • Цифровой коаксиальный кабель Audioquest VDM-3 (5000 руб.)
  • Оптический кабель TOSLink Oehlbah XXL 80 (7000 руб.)
  • Акустические кабели Physics Style RS-15 Speaker (32000 руб.) и Kimber Kable 8TC (15000 руб.)
  • Силовой кабель Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 (5500/3200 руб.)

поделиться

Tags: WadiaВыбор эксперта

 

Ставшая первой в мире, док-станция для iPod с полноценным цифровым входом возникла в результате союза Wadia и Apple в рамках программы Made For iPod. А еще через три года появился достойный компаньон для транспорта — комбинированный ЦАП / усилитель Wadia Американская фирма Wadia обладает огромным авторитетом в области цифровых источников, а созданные ею в разное время транспорты, ЦАПы (кстати, Wadia первая предложила внешний цифроаналоговый преобразователь) и полные плееры имеют статус культовых. Компания запатентовала множество конструктивных решений, в частности продвинутый цифровой регулятор громкости, технологию ClockLink™, понижающую цифровой джиттер, сложный цифровой фильтр (являющийся базовым ноу-хау фирмы, вокруг которого выстроена полная концепция) и пр. А в 2007 году Wadia продемонстрировала свой перфекционистский подход и к такой приземленной вещи, как iPod. Док-станция 170 iTransport впервые позволила снять «цифру» с выхода плеера. До этого все доки, присутствовавшие на рынке, оперировали исключительно аналоговым сигналом, полученным от собственного (весьма скромного) ЦАПа iPod. Соответственно, для устройства заявлялся необычайно высокий уровень звучания, соответствующий стандартам Hi-Fi. В прошлом году появилась новая разработка — модель 151 PowerDAC mini, цифровое устройство «три в одном» (ЦАП с возможностью работы в качестве внешней звуковой карты компьютера, предусилитель, усилитель), сохраняющее базовые черты фирменных технологий. Аппарат не имеет аналоговых входов, зато хорошо оптимизирован для обработки цифровых сигналов от разных источников, в том числе компьютера и iPod.

Тестируемый комплект задуман для совместной работы обоих компонентов (помимо прочего, они имеют идентичный дизайн, форм-фактор и возможность установки прямо друг на друга, в специальные гнезда на верхней крышке), однако, разумеется, каждый блок может использоваться и по отдельности. Миниатюрный квадратный корпус док-станции 170 iTransport сразу вызывает знакомые ассоциации, поскольку сделан в лучших традициях фирменного дизайна — это алюминиевый брусок с плавными обводами, выступающими круглыми столбиками-ножками, которые заканчиваются коническими резиновыми «шипами», и 3-мм толщины стенками. Днище представляет собой стальной лист, крепящийся на шурупах. Качество изготовления отличное — визуально нигде нельзя обнаружить ни единого стыковочного шва, только на нижней панели. Несколько непривычно отсутствие подсветки, свидетельствующей о вхождении док-станции в рабочий режим. Маленькое прямоугольное окошко внизу под эмблемой — вовсе не индикатор сети, а ИК-приемник для пульта ДУ. На верхней крышке корпуса располагается порт для iPod (в комплекте имеется несколько съемных пластиковых портов для разных моделей гаджета). На задней стенке есть гнездо внешнего сетевого адаптера, коаксиальный цифровой выход, пара разъемов RCA для аналоговой коммутации с iPod (у самой док-станции нет собственного ЦАПа), S-Video и компонентный видеовыход.

В комплект входит полуметровый коаксиальный цифровой кабель. Белый невесомый пультик к транспорту, размером чуть больше кредитки, содержит всего пять управляющих кнопок для основных функций. Полноценная навигация (в частности, переход от одного проигранного диска к другому) с его помощью невозможна, это приходится делать вручную, подходя к плееру и крутя управляющее колесо. Комплектный сетевой адаптер док-станции, дающий на выходе 9 В, может быть заменен чем-нибудь более продвинутым, например выносным устройством питания VDC 9.0 американской же компании Channel Island Audio. 151 PowerDAC mini — комбинированный аппарат, объединивший в себе ЦАП и усилитель («усилительный ЦАП» в терминологии фирмы). Обработка сигнала здесь всю дорогу, от цифровых входов и до выходных клемм, включая регулятор громкости, ведется в чистой «цифре», без лишних преобразований и потерь. Аппарат совсем не содержит аналоговых контуров. Входящий сигнал с максимально возможным разрешением 24 бит / 192 кГц пересчитывается в 24 бит / 384 кГц, необходимые для работы запатентованного цифрового фильтра DigiMaster™. Затем данные переправляются на регулятор громкости, сохраняющий при оперировании младшие биты и не допускающий деградации управляемого сигнала (один из элементов фирменной технологии DirectConnect™).

Этот блок имеет полностью идентичный с транспортом корпус, но в отличие от последнего он в традициях Wadia оснащен голубым экраном с белыми цифрами, на котором отображаются активный вход и громкость. Вид сзади порадовал хорошими акустическими клеммами — каждая пара на своем дополнительном крепежном постаменте, — а также двумя цифровыми коаксиальными входами, оптическим входом TosLink и компьютерным USB. Прилагаемый к девайсу пульт тоже не похож на своего миниатюрного собрата от док-станции — массивный литой овал из алюминия, отшлифованного до шелкового блеска, приятно лежит в руке.

Пульт этот универсальный и способен управлять другими фирменными компонентами из «взрослых» серий Wadia. Отделка обоих модулей строгая и стильная — алюминий с порошковым покрытием черного цвета. В роли источника при тестировании комплекта использовался iPod Classic (80GB), а контент варьировался от MP3 с разным битрейтом до несжатых файлов в формате WAV. Пульт-кредитка от транспорта показался не слишком удобным, так что вместо него работал универсал от ЦАПа, хотя и у того, при всех позитивных впечатлениях, обнаружился огорчительный пробел в функциональности — с его помощью треки можно только перелистывать, но не останавливать. В хороших записях компоненты продемонстрировали эффектный звук, сфокусированный и чуть заостренный, с широкой сценой. Подача показалась экспрессивной и даже праздничной. Старшие модели Wadia имеют более спокойный характер, тогда как почерку этой пары определенно свойственен молодежный задор. Но он воспринимается весьма положительно, поскольку яркость никогда не переходит в резкость и не делает саунд некомфортным. Порадовали отличное удержание ритма, драйв в энергичной музыке и верный эмоциональный настрой. Сопрано Тарьи Турунен в атмосферной записи «Sleeping Sun» Nightwish прозвучало свежо и воздушно, а инструментальное сопровождение мощно, но не расплывчато. Дальнейшее прослушивание подтвердило общий характер исполнения — четкие и ясные ВЧ, хороший плотный бас (не размытый и не жестяной) и похвально малый уровень грязи и искажений во всех треках. Середина практически всегда оставалась детальной и разборчивой. Вариант номер два — тестирование встроенного ЦАПа iPod при работе с внешним усилителем, подсоединенным по «аналогу» (наш лабораторный интегральник Bryston B-100 SST2, через аналоговый RCA-выход док-станции, с межблочными кабелями Analysis Plus) — был проверен, скорее, из любопытства. Как и ожидалось, никаких особых чудес не произошло, звук утратил остроту и нарядность, поскучнел и уменьшился в объеме. ВЧ стали хуже и глуше, в женском вокале, например у Кэндис Найт в записях Blackmore’s Night, прорезалась легкая шепелявость. С другой стороны, довольно комфортно звучали разнообразные треки посредственного качества. И, наконец, последний вариант — 151 PowerDAC mini через внешний транспорт (в качестве такового использовался CD-плеер Electrocompaniet PC-1) — позволил отдельно оценить этот компонент. При воспроизведении стандартной подборки тестовых дисков ЦАП / усилитель продемонстрировал мягкую и более спокойную подачу, достаточно детальную (хотя со средним разделением планов в глубину) и с хорошим настроем и движением. В академических жанрах, у рояля и струнных опять понравилось прекрасное удержание ритма, хотя тембрально это было не столь глубоко. Но целостность и музыкальность аппаратов позволяют слушать и воспринимать сложную музыку, быть может, без особых деталей, но с верным характером.

Результаты измерений

Полоса пропускания цифроаналогового тракта Wadia 151 PowerDAC mini ограничена сверху значением 47 кГц. Поведение графика амплитудно-частотной характеристики в ВЧ-области связано с особенностями работы усилителей и зависит от сопротивления нагрузки, но для 4—8 Ом неравномерность в этой полосе частот не превысит 0,52 дБ. Большой разбег графов свидетельствует о высоком выходном сопротивлении оконечных каскадов (рис. 1). Коэффициент демпфирования на нагрузке 8 Ом для сигнала 80 Гц равен 20. Измеренная выходная мощность превышает данные производителя (25 / 50 Вт для нагрузки 8 / 4 Ом) и составляет соответственно 53 / 78 Вт на 1 кГц. Спектр сигнала 1 кГц на 25 Вт дан на рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений равен 0,05% и имеет сильную тенденцию к уменьшению при понижении выходной мощности (при 1 Вт — 0,006%). Коэффициент интермодуляционных искажений зависит от этого параметра значительно меньше и для частот 19 и 20 кГц составляет 0,018% (рис. 3).

Паспортные данные: Тип – док-станция для iPod | Название – Wadia 170 iTransport | Совместимость с моделями iPod – Touch (generation 1,2), Classic (80, 120, 160 GB), iPod with video (generation 5), Nano (generation 1—4) | Аудиовход – цифровой порт для iPod | Аудиовыходы – цифровой коаксиальный S/PDIF, стереопара RCA | Видеовыходы – S-Video, компонентный (RCA) | Энергопотребление, Вт – 6 | Габариты, см – 6,86 x 20,32 x 20,32 | Масса, кг – 1,1

 

Тип – цифроаналоговый преобразователь / цифровой усилитель | Название – Wadia 151 PowerDAC mini | Поддержка входящего сигнала (цифровые входы / USB) – до 24 бит, 192 / 96 кГц | Частота дискретизации, кГц – 384 | Кодирование, бит – 24 | Регулятор громкости – цифровой, 79 шагов | Выходная мощность (при нагрузке 8 Ом / 4 Ом, на канал), Вт – 25 / 50 | Частотная характеристика, Гц – 20—20 000 (по уровню+/-0,7 дБ) | Гармонические искажения (1 кГц, 1 / 45 Вт), % – 0,03 / 0,11 | Отношение сигнал/шум, дБ –103 | Аналоговые входы – отсутствуют | Цифровые входы – коаксиальные S/PDIF (2), оптический TosLink, USB | Габариты, см – 6,86 x 20,32 x 20,32 | Масса, кг – 2,72

Оценки: Дизайн — 95% Качество изготовления — 90% Звучание — 90% Эргономика — 85%

Итоговая оценка — 90%

Плюсы: плотное, но ясное звучание, хорошие ВЧ и бас, отличный драйв и характерная подача музыкального материала Минусы: не полностью функциональные пульты ДУ, навигация по меню осуществляется лишь вручную

Вывод: Стильная мини-система наиболее эффектно и ярко работает в родном совместном режиме при цифровом подключении iPod. Однако и отдельно взятый усилительный ЦАП представляет собой интересный по звучанию вариант, достойно контролирующий адекватную нагрузку
Мария Савина По материалам: hi-fi.ru

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *