Радиодетали СССР сегодня


Sergei Klimanski

Прочитав заголовок читатель не поверит – лампа 2А3 такой мощности дать не может. И он будет прав, если говорить о классической 2А3. Но дело в том, что новое производство наладило выпуск ламп в большого размера баллонах, что позволяет без всяких проблем рассевать на аноде не 16 ватт ( как у классической 2А3 ), а намного больше. Мною опробована схема с 2А3-40 JJ или 2А3 Full Music ( в последствии были опробованы также Совтек и ElectroHarmonix ), где выходная лампа имет ток анода 75 – 90 мА при анодном напряжении около 340 Вольт.

Технические данные – диапазон воспроизводимых частот – на уровне минус 3 дБ от 5 Гц до 84 кГц, на уровне минус 1 дБ – от 8 Гц до 52 КГц.

Добавлено 2 апреля 2011: упомянутое выше “транзисторное” звучание на высоких частотах исчезло вместе с заменой одиозного кенотрона Emission Labs на обычный 5Ц3С. В который раз убедился в очень хорошей звуковой сигнатуре этого кенотрона, по крайней мере он – чемпион по соотношению цена\качество.

Хочу пояснить, почему я ставлю батарейку в сетку лампы а не в катод ? Все дело в том, что находясь в катоде, аккумулятор ставится в режиме зарядки, при этом через него протекает весь ток, протекающий через лампу. Хорошо известно, что подключенный к источнику тока заряжающийся аккумулятор представляет собой в эквивалетной схеме нелинейное сопротивление, значение которого зависит от поданного напряжения. То есть получается, что заменив резистор + конденсатор на аккумулятор в классической схематике подачи смещения, мы по сути просто заменяем линейный резистор на нелинейный ( со всеми вытекающими отсюда последствиями ) и классический конденсатор на аккумулятор, который по сути является тем же конденсатором, только с очень большой емкостью – но он имеет большую емкость только в статическом режиме ! По переменному току тут будет все иначе и с ростом частоты сопротивление будет расти а емкость снижаться – то есть мы будем иметь все прелести проблем ДВУХ параллельно включенных нелинейных элементов – нелинейного резистора + нелинейного конденсатора. Чисто теоретически выигрышем здесь может быть только заметно более низкая паразитная индуктивность аккумулятора по сравнению с конденсаторами. При включении же батарейки в цепь сетки – из-за на два – три порядка более низкого тока через батарейку и очень большого входного сопротивления лампы – упомянутые недостатки аккумулятора будут оказывать заметно меньшее влияние. Остается только защитить входные цепи лампы от наводок и уменьшить паразитую емкость монтажа, что легко достигается грамотным расположением элементов. И последнее. При продолжительной работе усилителя аккумулятор небольших габаритов и мощности будет всегда перезаряженным, что неизбежно приведет к его досрочному выходу из строя ( а если ток зарядки будет превышен, может, чего недоброго, и взорваться ).

Еще одно наблюдение – новые 6Э5П требуют довольно много времени для “притирки” – начинают звучать только через часов так 10, и это при том, что я сознательно настроил напряжение накала в усилителе на максимум – 7 Вольт. Я использовал НОС ( New Old Stock ) саратовский завод, 1979 года. Некоторые лампы при первом включении имели сильное голубое свечение внутри анода, но через минут 10 – 20 оно сходит на нет и лампа работает как обычно.

Дополнено 6 апреля. Схема была несколько доработана. Для снижения фона и улучшения динамики дополнительно к существующим конденсаторам в блоке питания добавлены консаторы МБГО 10 мкф 300 В в ветку питания 6Э5П и К73-П2 6 мкф 400 В в анодное питание 2А3. При прослушивании это выразилось не только в улучшении динамики, но привело к увеличению детальности СЧ и ВЧ. Также добавлен тублер для переключения импеданса выходного трансформатора 2.5/3.5 К. Доработанная схема:

Применение

Внешние изображения
Мелкосерийное производство ламп. Компания Emissions Lab (Чехия) — один из производителей 2A3 в XXI веке

2A3[2]. Не столь экстравагантные, но практичные каскады на двойках 2А3 работали во множестве музыкальных автоматов Seeborg и Wurlitzer, а в органах Хаммонда 1935—1940 годов использовались четвёрки 2А3[2]. Однако в конце 1930-х рынок выходных ламп захватили лучевые тетроды 6L6, и применение 2А3 в бытовой технике прекратилось[2].

Другой областью применения 2А3 стали ламповые стабилизаторы напряжения[7]. Во время Второй мировой войны, несмотря на существование специализированных мощных триодов 6AS7, именно 2А3 была наиболее распространённой проходной (регулирующей) лампой американских стабилизаторов[7]. Военный заказ поддерживал производство архаичных прямонакальных ламп и после войны, поставки 2А3 на военные склады продолжались до середины 1980-х годов[7].

В гражданской электронике первых послевоенных десятилетий 2А3 использовалась лишь эпизодически — в УНЧ производства Brook и Capehart[7]. На рынках США и Европы доминировали вначале лучевые тетроды довоенной разработки, с середины 1950-х — разработанные в Европе новейшие пентоды EL84 и EL34, а в 1960-е годы на смену лампам пришли транзисторы. Традиция звукоусиления на прямонакальных триодах не прервалась лишь в Японии, где ещё в 1960-е годы сложилась особая школа «японского Hi-End»[7]. Типичная для этой школы конфигурация — однотактный УНЧ на 2А3, желательно одноанодной (первого поколения), нагруженный на высокочувствительный рупор или на однополосный динамик Lowther[7]. Другая локальная школа, связанная с японской через посредничество франко-японского конструктора УНЧ Жана Хираги, развивалась в 1960-е годы во Франции[12].

В США возрождение интереса к ламповому звуку в 1980-е годы обошло прямонакальные триоды стороной: американцы предпочитали мощные двухтактные усилители на лучевых тетродах 6550[12]. Прямонакальные триоды (прежде всего 300B, и во вторую очередь 2А3 и её аналоги) «вернулись» на американский рынок лишь в первую половину 1990-х годов[12]. В 1992—1993 годы в аудиофильских журналах началась дискуссия о достоинствах и недостатках триодного и пентодного звука, тогда же — в 1992 году — начались поставки дешёвых (14 долларов США за штуку) китайских 2А3 производства Shuguang[8]. Чуть позже на рынке США появились 2А3 российского производства[8]. Парадоксально, но приток дешёвых аналогов лишь разогнал цены на лампы 1930-х годов, особенно первого, одноанодного поколения[8].

Примечания[ | ]

  1. 1234567891011121314151617
    Barbour, 1999, p. 4.
  2. 123456789101112
    Barbour, 1999, p. 5.
  3. 12
    Barbour, 1996, p. 9.
  4. Linde, R.
    Build Your Own AF Valve Amplifiers: Circuits for Hi-fi and Musical Instruments. — Elektor International Media, 1995. — P. 16, 141.
  5. Электровакуумные приборы. Справочник / ред. А. М. Броиде. — М. : Госэнергоиздат, 1956. — С. 7.
  6. Торопкин, М. В.
    Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками. — СПБ : Наука и техника, 2005. — С. 166. — ISBN 5943871675.
  7. 1234567
    Barbour, 1999, p. 6.
  8. 1234
    Barbour, 1996, p. 11.
  9. Michael Fremer.
    KR Enterprise VT8000 MK monoblock power amplifier // Sidebar 1: Mikey’s Praguenosis
    (неопр.)
    . Stereophile (1999/2008). Дата обращения 3 января 2020.
  10. По утверждению дилера AVVT и EML, первую современную реплику 2А3 за пределами Китая изготовил в 1999 году Алёша Вайш (AVVT), в двух вариантах — с обычным (жёстким) и с плетёным анодом. Затем вариант AVVT с жёстким анодом последовательно скопировали KR и Sovtek. Аналогично, первая умощнённая версия 2A3S была выпущена AVVT в 2002 году, а затем скопирована JJ Electronics. — Jac van de Walle.
    Some notes about the history of AVVT
    (неопр.)
    (2003). Дата обращения 21 июня 2020.
  11. Thordarson Quality Amplifiers (неопр.)
    (1937). Дата обращения 1 января 2020.
  12. 123
    Barbour, 1996, p. 10.
  13. 1234567
    Radiotron, 1934, p. 37.
  14. 123Граф, Р.
    Энциклопедия электронных схем. Том 7. Часть I. — ДМК-Пресс, 2000. — С. 85—86. — ISBN 5937000129.
  15. 12
    Radiotron, 1948, p. 76.
  16. Radiotron, 1934, p. 36.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: