Железный вопрос

AV-ресиверы и AV-процессоры условно делятся на две группы, которые бесполезно сравнивать между собой по цене, качеству и технологиям. В первую входят устройства, производимые для массового рынка. Все они, включая топовые модели, базируются на готовых чипсетах, в которых изначально заложены декодеры многоканального звука, количество каналов и возможные их конфигурации. Так появляются 7- 9- и 11-канальные ресиверы и процессоры с полной или выборочной поддержкой форматов кинотеатрального 3D-звука.

 

Дизайн Altitude 16 чуть проще, чем у старшей модели, но узнаваемый французский шарм сохранился в полной мере

В пределах возможностей чипа производители могут делать все что угодно, но если потребуется использовать процессор в роли активного кроссовера для биампинга тыловых каналов или поставить пять фронтальных заэкранных колонок вместо обычных трех, готовые чипы оказываются не способны обработать подобные конфигурации. Тем не менее в пределах стандартных схем типа 5.1.4 или 7.1.2 это вполне эффективное и рабочее решение, к тому же требующее от создателей AV-ресиверов и AV-процессоров минимум усилий при разработке цифровой части устройств. Основную часть кода прошивки, равно как и его обновления, они получают в готовом виде от производителей чипов.

Рэковые уши — съемные, благодаря чему Altitude 16 может выглядеть как обычный Hi-Fi-компонент

 

Совсем иначе дела обстоят в профессиональном сегменте и сформированном на его основе сегменте High-End-процессоров для домашних кинозалов. В основе их аппаратной части, отвечающей за декодирование многоканальных форматов, лежит решение на базе узкоспециализированных DSP-процессоров (как это реализовано у Datasat и Storm Audio), либо полноценный компьютер на базе Intel Core i7 (так сделано в моделях Dolby и Trinnov). В обоих случаях функциональность системы в большей степени зависит от программного обеспечения.

Однако в случае с DSP-процессорами ограничивающим фактором может стать мощность этих самых процессоров, а также долгое время обновлений библиотек, которые пишут сторонние программисты. Тогда как у Trinnov используется операционная система на базе Linux, а программисты — свои. Получается, что новые кодеки и прочие апгрейды делаются быстро. Впрочем, сегодня речь пойдет не об апгрейде, а скорее об упрощении известной модели AV-процессора Trinnov Altitude.

 

 

Не более 16

Процессор Trinnov Altitude32 хорош, наверное, всем, кроме цены. Даже его стандартную 16-канальную конфигурацию может позволить себе совсем не каждый. Но, стоит заметить, что он был разработан давно, имеет разновидности на 8, 16, 24, 32, 40 и даже 48 каналов, которые нужны далеко не всем, как и возможность подключения к профессиональным серверам для кинопроката, поддержка специализированных интерфейсов, протоколов и декодеров, рассчитанных на использование в домашних кинозалах с неограниченным бюджетом.

Trinnov — одна из немногих компаний, кто не использует для своих процессоров специализированные аппаратные платформы

 

В основе лежит мощный компьютер, а для обеспечения высокого качества звучания интерфейсы видео, аудио и управления реализованы в виде отдельных плат

Главное отличие Altitude 16 от старшей версии процессора — неизменное количество выходов

Так на свет появилась новая и, по меркам Trinnov, даже вполне бюджетная модель процессора Altitude16. Этот процессор компактнее в размерах, он имеет 16 звуковых каналов без возможности аппаратного апгрейда дополнительными выходами. Сохранена возможность выбора любой конфигурации декодирования Dolby Atmos в пределах 16 каналов — до 9.1.4, 9.1.6, 11.1.4. Из существенных отличий стоит отметить, что обработка сигнала в нем ведется в разрешении 24 бит/96 кГц, в то время как у старшего Altitude процессинг происходит в формате 24 бит/192 кГц. Впрочем, и того и другого с лихвой хватает для ныне существующих кинотеатральных форматов.

Фирменный четырехкапсульный микрофон Trinnov — высокоточный инструмент, которым еще надо научиться пользоваться

Небольшие отличия коснулись и фасада. Дизайн по-прежнему шикарный, но младший процессор доступен только в черном цвете. Чуть проще организовано управление на передней панели, нет удобных кнопок для прямого выбора входов. Но самое главное, что произошло с процессорами Trinnov в целом и Altitude 16 в частности — появление простого и понятного пошагового руководства для калибровки системы.

AV-процессор Trinnov Altitude 16

В проектах домашних кинотеатров серьезного уровня, рассчитанных на пять-шесть зрителей, всегда начинает действовать правило «большого зала»: хочешь реалистичности в динамике и звуковом окружении – выбирай схему с 12-16 спикерами. Но настоящий успех приходит лишь когда для такого «мегаканального» оркестра находится достойный дирижер.

Все эксперименты с процессором проводились в шоурумах, предоставленных компанией ММС, официальным дистрибьютором бренда Trinnov.

Еще в недалеком прошлом домашний кинозал можно было построить по конфигурации 5.1-7.2, а надлежащего качества воспроизведения низкочастотных и сурраунд-эффектов добиться традиционными средствами: акустической подготовкой помещения, продуманным позиционированием АС относительно экрана и точки прослушивания, базовыми настройками полос, уровней и задержек в каждом канале. Затем на сцену вышли AV-ресиверы с изощренными процессорами окружающего звучания, предложившие более широкий набор инструментов конфигурирования системы и автоматической калибровки по целому ряду параметров. Впрочем, финальный результат все равно больше зависел от опыта инсталлятора и подготовки зала, чем от различных процессорных фишек.

Сегодня, с переходом кинематографии на передовые объектные форматы 3D-звучания все изменилось. Дополнение стандартной многоканальной системы одной-двумя парами «высотных» АС еще не гарантирует воспроизведения объемного звука в том виде, в каком его задумали создатели фильма, ведь развитую 9-11-канальную конфигурацию идеально настроить уже куда сложнее (тем более под все старые и новые разновидности многоканального контента). А для больших залов, где следует обеспечить равномерное покрытие и широкую зону окружающего эффекта, задача вообще выходит на космический уровень сложности и не реализуема без самых продвинутых процессоров.

 

Но такие системы уже есть. Пришли они из профессиональной сферы. Компания Trinnov начинала с оборудования для звукозаписывающих студий, а главным ее козырем были компоненты для тонкой отладки систем мониторинга, в основу которых был положен собственный программный оптимизатор акустики. Затем этот опыт Trinnov перенесла в системы озвучивания для коммерческих кинотеатров и в оборудование для многоканальных студий. А уже оттуда, добившись самого высокого признания, «спустила» в свои самые продвинутые процессоры для домашних кинозалов. В частности, в Altitude 16.

Так и хочется сказать, что это «половинка» флагманской модели Altitude 32, но это будет не совсем корректно. Пусть этот процессор и работает «лишь» с 16 каналами, зато он имеет идентичную платформу, во многом (софт и отчасти «железо») унифицирован с топ-моделью, предоставляет практически те же возможности для приема и обработки сигнала, а уступает лишь в возможности расширения – в частности, он не рассчитан на подключение надстройки для 48-канальной конфигурации, как это допускает «тридцать второй».

Проще всего Altitude 16 описать как специализированный аудиокомпьютер. Вы, наверное, сразу представите привычный PC с продвинутой звуковой картой, но здесь скорее наоборот – это, выражаясь популярно, этакая супер/мультикарта, управляемая мини ПК.

Большую часть внутреннего объема занимает звуковая начинка. На нижнем уровне шасси размещен главный «тринновский» аудиодвижок, осуществляющий весь процессинг (реализован на мощной программируемой матрице Spartan) и коммутацию/микширование потоков. Рядом с ним – «этажерка» из трех плат конвертации, причем одна из них обслуживает восемь каналов, а две оставшихся хотя и четырехканальные, но двунаправленные, то есть имеют тракт типа ADC+DAC (за преобразование отвечают, соответственно, Burr-Brown PCM4204 и PCM4104 – 24-битовые преобразователи c отношением сигнал/шум -118 дБ). К выходным гнездам сигнал подается исключительно в дифференциальном виде (на этому участке тракт полностью балансный, что решает проблему наводок). За ввод отвечает отдельный модуль HDMI, сделанный на паре специализированных процессоров Silicon Image. Он обслуживает семь входов и два выхода, поддерживает 4К и является полностью конфигурируемым (например, часть входов можно настроить по спецификациям HDMI 1.4). Еще внутри Altitude 16 вы увидите двойную систему питания с экранированной силовой частью и отдельной «тринновской» платой стабилизации.

Компьютер, схожий с тем, что применяется в компактных barebone-системах, притаился в дальнем правом уголке корпуса. Его параметры довольно скромны: процессор Intel i3, 2 Гб ОЗУ на быстрой DDR4 плюс небольшой SSD. С основной аудионачинкой его связывает лишь банальный USB-интерфейс. Тип операционной системы неизвестен – ее, чтобы ноу-хау компании не были доступны кому попало. Из этого легко сделать вывод, что для ПК выделена, возможно, и не главная, но все-таки особая функция. Насколько я понимаю, это звено не участвует прямо в процессе воспроизведения и не является частью основного тракта (потоковое воспроизведение тоже выносим за скобки – Altitude 16 имеет свой сетевой интерфейс, совместимый с ядром Roon). Его основная миссия сводится к анализу всех входящих параметров, которые поступают в процессе настройки системы и акустической оптимизации комнаты, и к вычислению всех необходимых коэффициентов для многочисленных алгоритмов аудиообработки, которые затем «переливаются» в основной движок.

Так специалистам Trinnov удалось сделать суперпроцессор, не содержащий ни одного готового многоканального DSP. А заодно – обойти и все связанные с ними ограничения. Если появятся новые форматы или подвиды уже знакомых нам Dolby/DTS/Auro 3D/IMAX, то «железная» часть не станет бутылочным горлышком в системе – весь процессинг может быть полностью переконфигурирован на новые спецификации при помощи встроенного ПК и соответствующих программ для него.

Впрочем, и в актуальной модели декодирующих и настроечных функций такое количество, что поначалу глаза разбегаются. Вы это оцените сразу, когда присоедините процессор к домашней сети интернет и с любого компьютера через обычный браузер войдете в его главный интерфейс.

 

 

Основное меню, как видите, может служить и монитором состояния, и средством дистанционного управления процессором. Также оно открывает оперативный доступ к базовым настройкам коммутатора и всей системы – в частности, к режимам работы портов HDMI, к параметрам сетевого соединения, к монитору загрузки PC и к селектору режимов акустической оптимизации. На последнем скриншоте вверху, как видите, система уже откалибрована и активированы все без исключения инструменты коррекции.

 

Обратите внимание на то, что среди установок есть так называемый ремэппинг. Эта шутка пришла из профессионального аудио, но в Trinnov вывели процесс на новый уровень – добавили третье измерение. При помощи фирменной измерительный системы Trinnov 3D Measurement Microphone, комбинирующей в одном модуле сразу четырех микрофона, анализирующая программа может не только фиксировать звуковые параметры каждого канала (уровень, линейность, фазу, время отклика и т.д.), но и точно вычислять физическое расположение (удаление, азимут, высоту) каждого спикера в комнате. Это нужно, чтобы затем внести в сигнал такие поправки, которые виртуально «переставят» их в те точки помещения, которые идеальны для создания требуемого окружения.

 

 

Далее видно, как система задает ремэппинг и что именно позволяет менять в настройках всей конфигурации – при желании можно занести параметры вручную или вообще отключить часть АС (например, для диагностики). Также в основном меню мы находим развитый трехрежимный бас-менеджер, который по умолчанию подразумевает базовую «быструю» настройку для канала LFE. Но его можно переключить на расширенный вариант для нескольких бас-машин или вообще на «музыкальный» вариант басовой поддержки. Наконец, до мелочей продумана и работа с источниками. Каждому можно назначить название, предопределить входные параметры, задать приоритетное декодирование, а заодно – прокачать особые аудионастройки и в каждом декодере.

Глядя на это, простой пользователь скорее всего скажет, что все слишком сложно. Но в Trinnov исходят из того, что заказчик такого бескомпромиссного театра вообще сюда не будет углубляться, а все перечисленные установки выполняются инсталлятором заранее и затем могут быстро корректироваться по первому требованию, так как платформа допускает удаленное управление.

 

 

Главным новшеством процессоров Trinnov стал пошаговый помощник, позволяющий непосредственно из основного меню включить автоматическую калибровку всей системы, задав для максимальной точности еще и индивидуальный профиль настроечных микрофонов (выбирается по серийному номеру). Эту функцию уже по достоинству оценили инсталляторы. Он не только делает процесс наглядным и простым, но также экономит время на первичный сетап и сразу выдает весьма корректные результаты.

Но есть еще и подводная часть «айсберга» – сервисное меню, возможности которого порой просто поражают воображение. Оно позволяет еще более тонко настроить входы и в режиме реального времени мониторить все входные и выходные каналы, вносить уточнения в процесс измерений и в режимы оптимизации, изменить карту ремэппинга. Все это может пригодиться при установке многоканальной системы в залы со сложными акустическими условиями, требующих дополнительных АС.

А еще вам стоит взглянуть на скриншоты ниже. Они тоже взяты из сервисного меню и показывают, насколько глубокими и локальными могут быть все выполняемые «тринновским» оптимизатором коррекции. Можно задать целевые кривые АЧХ и ФЧХ, которые должны быть получены в итоге на выходе. Также доступна правка групповой времени задержки и отклика на импульс, а это позволяет куда более гибко подойти к выбору усилителей и спикеров (можно поправить даже то, что не позволяют обычные системы). Здесь же имеется полное графическое представление измеренных результатов по всем каналам, полная раскладка параметров процессора по всей многоканальной «матрице» с возможностью изменения АЧХ при помощи 34-полосного графического эквалайзера. А еще есть раздел, доставшийся в наследство от профессиональных систем мониторинга Trinnov и в нем можно задать все параметры активного деления на частотные полосы для акустики. По-моему, более чем достаточно. В других AV-процессорах, построенных даже на самых продвинутых чипах DSP, вы вряд ли найдете подобное.

 

 

Разумеется, полноценно проверить работу такой машины, на отладку которой даже подготовленного специалиста уходит до нескольких дней, весьма проблематично. Поэтому мы поступим так: сначала посмотрим на аудифильские возможности предварительно настроенного процессора (и, главным образом, на эффективность его оптимизатора), послушав тестовые музыкальные программы в многоканальном сетапе, который можно без труда переключить в стерео. А затем перенесем Altitude 16 в большую театральную систему с высотными каналами, где все возможности окружающего звучания будут задействованы по полной программе и можно будет оценить эффективность ремэппинга.

Все эксперименты с процессором проводились в шоурумах, предоставленных компанией ММС, официальным дистрибьютором бренда Trinnov.

 

Первый вариант, кстати, не назовешь простым. Процессору придется работать в системе с весьма заковыристой высокочувствительной акустикой ProAudio Technology с огромными басовиками и рупорными пищалками, которая вдобавок помещена в специальные стенные ниши. Если послушать тракт «как есть», отключив в процессоре все коррекции, то получается очень яркий и плоский «киношный» звук, в котором нет никакой музыкальной эстетики. Оптимизатор Trinnov совершает настоящее чудо — выравнивает уровни, согласовывает басы (разница в качестве подачи просто драматическая), формирует правильный тональный баланс и даже сглаживает нелинейности, характерные для рупорного оформления. Нельзя сказать, что саунд получается таким, как в классной стереосистеме, «киношность» в нем еще присутствует, но теперь есть сцена, тембры становятся очень разборчивы, низкочастотная секция выдает поразительно хлесткий, наполненный и быстрый бас.

Но главное, что Altitude, вычистив звуковое поле от всех вздорных призвуков, буквально обнажил микродинамическую картину – сугубо, казалось бы, театральная акустика стала показывать все оттенки и верно расставила все виртуальные источники в пространстве, что лично на меня произвело очень сильное впечатление! Обычно автокалибровка работает совсем не так: либо дает правильный, но довольно блеклый «технический» звук (из-за огрубления данных в DSP, возникающих в силу банальных «математических» погрешностей или недостаточной разрядности), или просто не настолько эффективна в исправлении проблем акустики и усиления. А здесь нет никаких компромиссов! Более того, процессор, согласно описанию, еще и очищает цифровой аудиопоток от джиттера (точность тактирования производитель не указывает, но гарантирует снижение джттера на 50 дБ). Ну разве не аудиофильская вещь?

Кстати, меня нисколько не смутило, что максимальное разрешение тракта Trinnov ограничено разрешением 24 бит/96 кГц. Это означит, что проигрывание более «высоких» аудиоформатов выполняется с переконвертацией или даунсемплингом, но на деле не улавливалось никакой деградации качества, а в одинаковых записях DSD 64/128/256 даже можно было заметить все присущие им отличия в подаче тембральной палитры.

А теперь угадайте, чем удивила вторая система, построенная на базе процессора Trinnov по схеме 9.2.4? Музыкальностью, причем как в двух-, так и в многоканальном режиме! Состав из менее чувствительной, но более линейной акустикой от Procella Audio в сочетании с усилителями ATI (менее замыленные детали, умение подавать как грубую динамику, так и деликатную), зазвучал очень близко к тем аудиофильским стандартам, которые обычно достигаются только в дорогой стереосистеме. Была и широкая сцена, и четко очерченные образы, и глубина, зримо разделенная по планам. Разница прослеживалась только в масштабе виртуальных источников – они все получались более выпуклыми и объемными, чем обычно. Еще важно, что весь хитрый «тринновский» процессинг после калибровки нисколько не разрушил структуру звука, не смял атаку, не добавил своих красок или еще чего-то.

На фильмовом материале помимо доносящихся отовсюду эффектов я отметил удивительную атмосферность. Не было ощущения, будто ты заперт в темном замкнутом пространстве и в тебя постреливают отдельными звуками из колонок. Последние, как и сабвуферы, будто растворились в комнате. Этот эффект «переключения» сознания на другое пространство присутствовал всегда: и на мощных блокбастерных сюжетах (например, в сцене с перегревающимся реактором в фильме «Пассажиры»), и в камерных постановках, снятых внутри помещений, и на ландшафтных площадках с едва различимым естественным звуковым фоном («Ла Ла Лэнд»). Где-то ощущение включения в событие создавалось дополнительным третьим измерением в звуке. Но я больше склонен считать, что такую внятную пространственность воссоздавал как раз «тринновский» ремэппинг. Те же фрагменты я не раз смотрел в других домашних театрах с высотными каналами и там не было такой выразительной и подробной передачи объема.

Вообще с Altitude 16 во втором случае получился настоящий «театр одной кнопки» – включил и… забыл обо всем до конца фильма. Мысль перейти на какие-то другие режимы, чтобы звук стал, предположим, мягче, ярче или объемнее, просто не приходила в голову. Все и так смотрелось почти как идеал, причем в любом формате.

Но ради интереса я попробовал поиграть с декодерами. Переключение на DTS Neural дало смягчение динамики и «отодвигало» пространство. А Auro 3D вносил в подачу плотность, динамику и акцентированный «концертный» басок. Здесь вы еще можете выбирать на свой вкус, как слушать и смотреть – в оригинальном формате саундтрека или с какими-то эффектными дополнениями. А вот отключать коррекцию, заданную процессором, я вам не советую. Иначе все описанное выше просто зачеркивается.

СИСТЕМА В ЗАЛЕ 1 (42 м², 7.1):

 

  • Встроенная акустика ProAudio Technology
  • Усилители ProAudio Technology
  • Источники: ноутбук Apple MacBook Air и медиапроигрыватель Dune HD

СИСТЕМА В ЗАЛЕ 2 (42 м², 9.2.4):

  • Встроенная и навесная акустика Procella Audio
  • Усилители мощности ATI
  • Источники: ноутбук Apple MacBook Air и видеоприставка XBox One X (4K)

Trinnov Altitude 16

Производитель: Trinnov Audio (Франция)

www.trinnov.com

Входы (без учета компьютенных терминалов): 7 HDMI 2.0 (переключаемые 2.0 – 1.4b), 2 TOSLink, 2 Coax, 2 LAN, XLR 5pin, 2 пары XLR и RCA || Выходы: HDMI 2.0 и HDMI 1.4b (все поддерживают [email protected]), TOSLink, Coax, 16 XLR || Поддерживаемые сурраунд-форматы: Dolby Atmos, DTS:X, Auro 3D и все прежние разновидности || Максимальные конфигурации: 9.1.6, 7.3.6, 9.3.4, 7.2.4 с Bi-Amp на фронт, 5.1.4 с Bi-Amp на фронт, 7.2 с полным Bi-Amp || Отношение сигнал/шум в тракте АЦП и ЦАП: 119 и 118 дБ || Максимальная поддерживая разрядность в тракте: 24 бит/92 кГц || Подавление джиттера в процессоре: более чем на 50 дБ || Габариты: 438 х 149 х 430 мм || Масса: 11,3 кг || Цена: 1 439 000 руб.

Послушать AV-процессор Trinnov Altitude 16 можно в шоуруме компании MMS

поделиться

Tags: TrinnovTrinnov Altitude 16

От профессионалов — любителям

Процессоры Trinnov Altitude всегда отличались не только исключительной функциональностью, но и исключительной сложностью меню, справиться с которым под силу не каждому инсталлятору. В новой прошивке эту проблему постарались решить максимально простым и наглядным способом. На мой взгляд, подход вполне оправдал себя. Интерфейс из предыдущих версий прошивки не изменился и по-прежнему доступен для профессиональной настройки. При этом появился алгоритм, способный провести по настройкам процессора буквально пошагово. Для неопытных пользователей это идеальное подспорье, ведь при таком количестве возможных вариантов настройки последовательность действий совсем не очевидна. Кроме того, процедура настройки некоторых параметров имеет несколько уровней сложности, поэтому если нет желания на первом этапе «лезть в дебри», можно ограничиться необходимым минимумом действий.

 

Новая прошивка более дружественна к пользователю благодаря встроенному гиду по настройке

Для начала нужно выбрать конфигурацию кинозала

В одном кинозале можно совместить несколько наборов акустики, соответствующие разным форматам 3D-звука

Трехмерный проект можно рассмотреть со всех сторон, чтобы убедиться, что конфигурация указана верно

Начинается настройка с конфигурирования системы. Процессор должен знать, сколько колонок в кинозале, как они расположены и какие из них для каких форматов звуковых дорожек будут использоваться. В процессе можно группировать от 2-х до 4-х каналов процессора в один канал окружающего звука, для использования би-, три- или квадроампинга. Учитывая, что сейчас речь идет о 16-канальном процессоре, особенно разгуляться не получится, но осталось небольшое поле для маневра, ведь максимальные конфигурации Auro 3D и DTS-X включают в себя 13.1 и 11.1 соответственно, а значит, пара-другая каналов остается свободной.

Управление басом — мощнейший инструмент, позволяющий перераспределять НЧ-сигнал на усмотрение инсталлятора

Для каждого фильтра можно устанавливать свой алгоритм работы и крутизну среза

Одной из специфических особенностей, доступной при предварительной конфигурации системы, является бас-менеджмент, который в реализации Trinnov превосходит самые смелые ожидания. Помимо традиционного указания уровня громкости, фазы и частоты раздела, имеется продвинутая функция выбора типа частотного фильтра и крутизны среза. Но ключевое отличие от конкурентов — возможность произвольно выбирать, какой именно НЧ-сигнал в какой из сабвуферов будет направлен. Можно подать сигнал LFE на один более мощный сабвуфер, а один или несколько сабвуферов меньшего калибра нагрузить НЧ-составляющей от сателлитов. Список сателлитов при этом может быть произвольный, что важно при одновременном использовании разных моделей акустики.

 

Система способна запомнить до 29 настроек. Внутри каждой можно прописать несколько сценариев работы кинозала в зависимости от типа входящего сигнала

Все это изначально прописывается в системе в пределах одного пресета. А таких пресетов разрешено создавать до 29 штук, что дает возможность не просто экспериментировать, но и без особенных стеснений сохранять и сравнивать результаты.

Важность вектора

Когда каналы выбраны, роли всех колонок расписаны, а нижние частоты распределены, можно переходить к измерениям. Технология измерения акустики помещения в 3D-формате — это то, что делает Trinnov уникальной компанией. Помимо громкости, частотной и фазовой характеристик оригинальный метод измерения позволяет определять еще и вектор, что и переносит всю процедуру калибровки в 3D. А что может быть более адекватным для работы с современными форматами 3D-звука, в требования которых входят строгие критерии установки колонок именно в трехмерном пространстве?

Когда предварительные настройки проведены, можно подключать микрофон и проводить замеры

Несмотря на технологическое совершенство фирменного метода измерений, сама процедура является далеко не самой простой и быстрой. Во-первых, нужно правильно установить микрофон. Он должен располагаться в точности там, где будут находиться уши слушателя, и его нужно точно ориентировать в пространстве по специальной метке. Во-вторых, в зависимости от размеров зоны, в которой нужно обеспечить комфортное прослушивание, необходимо будет сделать не менее трех измерений, а максимальное их количество можно приравнять к количеству посадочных мест в домашнем кинозале.

Трехмерная оптимизация

Когда речь заходит о 3D аудио, кому как не Trinnov быть в этом специалистами, ведь они первые и единственные создали систему автокалибровки звука, анализирующую акустику помещения не в двух, а в трёх измерениях. Измерительный модуль Trinnov состоит из четырех микрофонов, равноудалённых друг от друга, что формирует трёхстороннюю пирамиду. Откуда бы ни приходил звук, с помощью такого микрофона можно точно измерить не только дистанцию до источника звука, но и его точное положение в пространстве. Но самым сложным было, конечно же, не изобретение микрофона, а создание алгоритмов, способных анализировать полученные данные и дающих возможность правильно их использовать. По большому счёту именно софт является главной ценностью Trinnov.


Рекомендованные схемы расстановки акустики для Dolby Atmos (слева) и для AURO 3D (справа). И только с Trinnov можно организовать в одном зале и то, и другое

Сама процедура измерения и оптимизации происходит очень быстро, особенно если сравнивать ее с долгими замерами одномикрофонной системы.

 

В процессе оптимизации делаются измерения в разных точках помещения, их количество и места расположения микрофона зависят от каждого конкретного случая. После этого процессор анализирует полученные данные и показывает графики, по которым можно обнаружить проблемы существующие в связке «акустические системы и помещение», а также ошибки при сборке самих акустических систем (самая распространенная из них — перепутанная полярность одного из динамиков). После построения графиков измерений можно перейти к расчету фильтров и приведению АЧХ к нужному виду — например использовать в качестве результирующей кривой прямую линию либо x-curve, описанную в стандарте SMPTE для калибровки коммерческих кинотеатров. Отмечу, что помимо АЧХ компенсируются и фазовые искажения.

Далее автоматически выравниваются уровни громкости и корректируются временные задержки сигнала по каждому из каналов. Но самое интересное — в процессе измерений и расчетов система способна видеть и компенсировать первые отражения, оставляя при этом нетронутыми остальные, для снижения искажений и сохранения естественной акустики помещения.


Даже большой корпус не позволяет уместить более 16 XLR выходов, поэтому устройства с 24 и 32 каналами имеют выходы на разъёмах DB25 (расположены в центре панели)

Помимо коррекции звучания Trinnov может брать на себя функции кроссовера в любых колонках, имеющих конфигурацию до четырёх полос включительно. Для этого придётся задействовать столько каналов процессора и усилителей, сколько будет динамиков в каждой из колонок. Например, трёхполосный фронт потребует шести каналов вместо двух, но в линейке Trinnov есть не только 16, но также 24 и 32 канальные модели, а скоро обещают выпустить и 48-канальную, поэтому есть куда расти. К тому же, положительный эффект, возникающий в результате избавления от пассивных фильтров, однозначно того стоит. Уже более 1500 коммерческих кинотеатров и звукозаписывающих студий используют эту технологию Trinnov для своей акустики, что вполне подтверждает её эффективность и состоятельность.


Святая святых системы — фирменный 3D-микрофон, позволяющий получить данные об акустике помещения в считанные секунды

На мой взгляд, цифровой кроссовер — это просто идеальный вариант для любой системы. Даже простейшие пассивные фильтры, присутствующие в акустике, звучание немного все-таки портят, а чем больше полос и чем выше порядок фильтра, тем более зажатым и скучным получится звук. Цифровой кроссовер потерь динамики и искажения фазы не даёт. Плюс к тому в процессе калибровки динамики согласуются не только между собой, но ещё и с акустикой помещения. Прямо все удовольствия и сразу. Так что будь процессор Trinnov доступным по цене, рынок High-End-акустики наверняка выглядел бы сейчас по-другому.

Постпродакшн

По результатам замеров необходимо закончить настройку. В список минимальных манипуляций входит распределение приоритетов для различных точек измерений. Имея, скажем, восемь посадочных мест (и сделав, соответственно, восемь измерений), можно создать несколько режимов работы, с одинаковой степенью сфокусированности звуковой картины в каждой точке для группового просмотра, и отдельный режим с идеальной фокусировкой в одной точке для индивидуального просмотра фильмов или прослушивания музыки.

Графики «до и после» позволяют оценить кривизну изначальной АЧХ

 

А вот так выглядит фазовая характеристика

Самый важный и информативный график — групповые задержки в помещении. Здесь мы видим, как долго частоты будут «гулять» в помещении

Обратите внимание, как изменилась импульсная характеристика после оптимизации (средний график)

Чтобы выровнять отклик оптимизатору пришлось изрядно повозиться (нижний график)

Еще одна простая и понятная широкому кругу пользователей настройка — целевая кривая. В этом разделе меню можно задать желаемую форму АЧХ для всей системы или каждой колонке в отдельности. Тем самым достигается нужный характер звучания. Но это также является одним из удобных инструментов профессиональной настройки.

В интерфейсе настройки можно оценить углы между колонками в плоскости и углы возвышения…

….и подправить результирующую АЧХ

Регулировки, позволяющие доводить звучания до совершенства, доступны всем, но понятны они будут узкому кругу специалистов, обладающих хорошими познаниям в сфере акустики помещений. Именно они оценят возможность индивидуальной настройки фазовой и частотной характеристики каждого канала, способности системы различать первые и последующие отражения. Без умения читать полученные результаты измерений и понимания, как ведет себя звуковая волна, вмешательства в тонкие настройки скорее навредят.

 

Правильная целевая кривая — прямая! Но иногда хочется «поиграть в Бога» и чуть подправить реальность

Предположим, что мы решили дополнительно подправить пару пиков-провалов АЧХ и «поддать баса»…

…так изменятся групповые задержки…

…а на фазовой характеристике мы получим уже весьма серьезную кривизну

Ручное управление

Доступ к настройкам и управлению процессором можно получить с помощью VNC-клиента, устанавливаемого в компьютер или на планшет. Интерфейс оформлен довольно симпатично, хотя и вынужденно перегружен обильным количеством информации, от чего удобнее всего использовать для настройки и калибровки компьютер с большим дисплеем.

Возможности настройки превосходят мечты инсталлятора и вполне могут шокировать обычного пользователя. Изобилие графиков, таблиц и кнопок в интерфейсе создаёт ощущение, что перед нами не интерфейс процессора, а пульт управления космической станции.


Для каждого из источников сигнала можно прописать индивидуальные сценарии работы

В первую очередь ручному контролю подвергаются все настройки, произведенные системой автоматически, но при этом можно посмотреть графики «до» и «после», чтобы оценить, насколько эффективно система скорректировала тот или иной параметр и решить, стоит ли доделывать что-либо вручную.

 


Абсолютный контроль — вот как можно вкратце охарактеризовать возможности Trinnov

Результирующую АЧХ системы можно корректировать произвольно, нарисовав на экране желаемую форму графика. Система запоминает до 29 предустановок, которые можно легко переключать из меню.


Сравните АЧХ сабвуферов до и после калибровки

Самая эффектная процедура — 3D Remapping. Это возможность управлять настройками звука комплексно, перемещая источники в виртуальном трёхмерном пространстве. Таким образом, например, можно исправить проблемы, возникающие из-за архитектурных особенностей помещения, или когда нет возможности установить акустику точно в тех местах, где она должна располагаться согласно плану. Кроме того, данная технология позволяет распределять потолочную акустику в соответствии с различными требованиями форматов. Возьмём Dolby Atmos и Auro 3D. Их рекомендации по расположению потолочной акустики различны, но если использовать 3D Remapping и записать в память два различных виртуальных положения потолочной акустики, требования обоих стандартов будут соблюдены.

Несмотря на действительно сложный и перегруженный интерфейс настройки, для конечного пользователя домашнего кинозала управление процессором, как правило, осуществляется через внешний контроллер системы автоматизации, благо модули для управления написаны подо все распространенные системы — AMX, Crestron, RTi, Control4 и так далее. Также в комплекте есть обычный пульт дистанционного управления по ИК сигналу, но это скорее дань прошлому, чем действительно востребованная опция.

Все могут короли

Для понимания, насколько важен профессионализм инсталлятора, приведу несколько простых фактов, которые далеко не всем кажутся очевидными. Факт первый: любая система автоматической калибровки, в том числе и Trinnov, работает только с прямым излучением акустики. Это значит, что если вы решите организовать место прослушивания у стены, никакой, даже самый лучший процессор не сможет откалибровать звук. Факт второй: даже самая лучшая система автокалибровки не способна устранить абсолютно все имеющиеся проблемы акустики помещения.

Интерфейс позволяет мониторить работу всех каналов в режиме реального времени

Для каждого входа можно задать индивидуальные параметры

 

Ручное управление тактовым генератором? Есть и такая возможность

Например, локальные провалы АЧХ не всегда получается компенсировать эффективно, без создания большего количества искажений в соседних зонах. Поэтому опытные инсталляторы могут вмешаться в результаты автокалибровки, скорректировав настройки в проблемной зоне. Факт третий: профессиональная калибровка процессора Trinnov в помещении, имеющем акустическую подготовку, обычно длится несколько часов, а иногда и более одного дня. Это значит, нажатие одной кнопки «откалибровать» ни при каких условиях не даст такого же результата.

Убедиться в том, что оптимизация прошла успешно (или не успешно), можно, нажав всего одну кнопку

Результаты профессионального подхода вполне можно оценить в шоуруме компании ММС, где процессор работает в кинозале с хорошей акустической подготовкой. Говорить что-либо о характере звучания такой системы невозможно ввиду того, что смена настроек может полностью изменить все.

Положительный эффект

Для того чтобы звучание домашнего кинотеатра получилось правдоподобным и производило должное впечатление, нужно основательно подготовить помещение и правильно расположить акустику — это знает каждый инсталлятор. Любой кинозал с хорошим звуком выстроен именно по таким принципам, но даже самый лучший из них представляет собой не что иное, как набор компромиссов. И это тоже не секрет. Самая прекрасная акустика имеет свой звуковой почерк, самое лучшее помещение имеет характерную картину переотражений и стоячих волн, которую невозможно до конца изменить самой прекрасной акустической подготовкой. И так далее до бесконечности.


…а продолжить поиск отличий можно, изучая фазовую и импульсные характеристики

Именно поэтому результат работы Trinnov будет хорошо слышен даже в подготовленном кинозале. Применение оптимизации можно считать своеобразным финальным этапом в длительной цепочке действий, призванных создать лучший звук в отдельно взятом помещении.

Я проводил прослушивание процессора Trinnov Altitude 32 в демо-зале MMC Cinema. Помещение прошло серьёзную акустическую подготовку и изначально создавалось как высококачественный кинозал. В системе использовалась акустика Procella, усилители мощности ATI и цифровой проигрыватель Dune HD в качестве источника, воспроизводящего в том числе и 3D аудиоформаты. Интерфейс процессора Trinnov позволяет включать и выключать систему оптимизации, не останавливая работу системы, поэтому сравнение было весьма наглядным и убедительным.

 


Если что-то в результатах автонастройки вас не устраивает — можете скорректировать все параметры вручную

Без оптимизации звучание мощное, немного гулкое и давящее НЧ-эффектом, с типичной для кинотеатральных систем яркой и детальной серединой. При желании можно было угадать пусть не точное положение акустики, но, по крайней мере, направление, откуда идёт звук. При перемещении пространственных эффектов вокруг слушателя иногда ощущался момент перехода от фронтов к боковым каналам. Впрочем, общее впечатление от звука положительное, сцена натуральная и цельная, а характер подачи похож на то, что можно услышать в обычном коммерческом кинотеатре.


Как бы ни был красив процессор Trinnov, жить ему приходится в суровых условиях рэка с не менее суровыми соседями. Кинотеатр это вам не High-End-стерео, даже с дорогой аппаратуры никто не будет пылинки сдувать

Включение оптимизатора неожиданно меняет характер звука на куда более точный и собранный. Заметно выровнялся бас. Он перестал давить, стал предельно чётким и подтянутым. Среднечастотный диапазон выровнялся, приобрёл больше прозрачности и чистоты. После оптимизации лучше слышны высокочастотные эффекты и «воздух» звуковой дорожки. Появилось ощущение, что звуковая картина стала значительно чище, прозрачнее и точнее. Локализировать акустику на слух стало невозможно, а перемещение эффектов вокруг точки прослушивания в оптимизированном варианте абсолютно ровное, бесшовное. Фокусировка звукового образа и локализация виртуальных звуковых объектов в пространстве улучшились многократно. Общее впечатление от звучание совсем другое, и если раньше была ассоциация с кинотеатром, после оптимизации характер звука показался более академичным, студийным.

Выводы

Профессиональный подход при создании кинозала позволяет добиться максимального качества звучания и к тому же подстроить итоговый характер системы под вкусы и потребности пользователя, создав несколько различных пресетов. Этот простой факт делает Trinnov довольно специализированным, нишевым продуктом даже на фоне AV-ресиверов и AV-процессоров, производимых для массового рынка.

Изначально сложный интерфейс Trinnov с годами становится все более дружелюбным

Однако учитывая то, что разработчики Trinnov постарались сделать свои процессоры более доступными как в техническом, так и в финансовом плане, расклад сил на рынке может измениться. Нетрудно представить себе ситуации, когда Trinnov Altitude 16 будет рассматриваться для покупки не только профессионалами, но и энтузиастами, а типичные места установки будут все более неожиданными и разнообразными. Конечно, «в народ» технология еще не вышла, но лед тронулся, господа!

Официальный сайт: Trinnov Altitude 16

 

Цена: 890 000 рублей

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *