Прижимаем пластинки и давим резонансы при помощи клемпа

Клемп — часто очень нужный, но также и очень спорный аксессуар для проигрывателя винила. Если посмотреть на историю, то подобные принадлежности появились намного позже, чем произошел расцвет винила как носителя. Сейчас можно встретить самые разные подходы: есть производители, которые не рекомендуют использовать какие-либо прижимы со своими аппаратами, есть и те, кто сами делают клемпы, притом нередко хитрой цанговой или винтовой конструкции, и эти клемпы входят в комплект к проигрывателям в качестве обязательной части.

 

Критерии оценки

Все или почти все представленные в тесте аксессуары, инструменты, или даже приборы мы собрали не самым привычным, но вполне объяснимым способом — просто пришли в магазин, где все это продается, и устроили «разграбление» витрин. Т.е. изучили все, с чем можно столкнуться в обычной жизни. По опыту мне все это знакомо, что-то лучше, что-то хуже, а пользовательские свойства каждого экземпляра нетрудно оценить на практике.

Теоретических обоснований здесь несколько, от необходимости как-то распрямить пластинку, если она слегка искривлена, до полной жесткой фиксации пластинки к основному диску на время проигрывания. А истина, как водится, где-то посередине. Вопрос использования клемпов я разбираю почти в каждом тесте проигрывателя, отталкиваясь от свойств конкретных аппаратов. Ведь все не так просто на практике. Различные конструкции (просто прижимы, цанговые или винтовые клемпы) работают по-разному. Материалы клемпов также оказывают свое воздействие, да и вес влияет не только на звук, но и на нагрузку на подшипник и мотор. В плане выравнивания пластинки почти ни один клемп не идеален, нужна или вакуумная система прижима, как это делали в свое время японские производители, например Micro Seiki, или два прижима — по центру и по краю, как сейчас делает на старших моделях проигрывателей компания VPI. В случае же с обычными клемпами, которые можно приобрести в магазине, однозначно верного решения нет. Кому-то подойдет тяжелый прижим под килограмм весом, а в другом случае более удачным окажется, наоборот, легкий цанговый. Единого правила тут нет, разве что не стоит излишне нагружать аппараты с легкими дисками и не очень массивными подшипниками.

 

01. Тяжелый металлический клемп Pro-Ject Record Puck — 3500 руб. 02. Клемп с карбоновой вставкой Millennium Audio Silentor 10 300 руб. 03. Алюминиевые цанговые клемпы — не очень тяжелые при своих размерах. 04. Легкий цанговый клемп, весит он совсем немного. 05-06. Наборные, скрепленные резиновыми кольцами клемпы Thorens Stabilizer —в зависимости от цвета 7500–8500 руб.
Все остальное — вес, конструкция, материал — работает очень индивидуально. Хотя я, имея массу наблюдений, давно сделал вывод, что, если пластинка по своему состоянию позволяет обойтись без прижима, лучше и обойтись. Разве что прижать пластинку на время чистки щеткой, чтобы не проскальзывала. Идеальных клемпов, не давящих воздушность и прозрачность звука, встречается очень немного, и чаще всего это штатные разработки, сделанные инженерами для своих конкретных моделей проигрывателей.

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПРИВОДАХ ПРОИГРЫВАТЕЛЕЙ ВИНИЛА

Выбирая проигрыватель винила многие обращают внимание собственно на саму вертушку. На самом деле, немного более правильно и результативно для хорошего звука определиться в первую очередь с картриджем, который подходит вам по бюджету, затем подобрать под него подходящий тонарм, и только потом выбрать проигрыватель, на который можно будет выбранный тонарм установить. Лучшие картриджи в бюджете до 1200 долларов: ADC XLM Mk2 improved, Shure V15 type III, Victor X1, Astatic MF100, Audio Technica ART9, Audio Technica AT33. В статье ММ или МС подробно рассказано, по каким принципам выбирать картридж и приведен список вариантов, с кратким описанием, ценами и видеозаписями.

После того, как выбран картридж и в зависимости от комплианса (податливости) картриджа подобран тонарм можно задумываться о модели проигрывателя.

До определенной, очень высокой, планки, все проигрыватели звучат плюс минус одинаково, и заметное влияние на звук оказывает только привод. Вертушки одного класса с разными приводами при установке на них одной и той же пары картридж/тонарм будут звучать по-разному. Вертушки разных классов и разной цены с одинаковым типом привода в аналогичном тесте прозвучат практически одинаково – к примеру, отличить на слух звучание пассикового проигрывателя SME 20, стоимостью 15.000 долларов от звучания пассиковой же Micro Seiki BL99, стоимостью 1500 долларов, на которые установлен один и тот же SME 3009 с картриджем Audio Technica ART9 не смог бы никто. При установке этого же самого картриджа и тонарма на прямоприводной Victor TT101 звучание получится ощутимо другим.

 

Широко известны три типа приводов: пассиковый, роликовый и прямой. Большинство современных вертушек оснащены пассиковыми приводами. Для недорогих и среднебюджетных моделей такой привод является самым выгодным в производстве – простой моторчик, единственный резиновый пассик, и все крутится. Такая реализация привода – верный способ получить с винила плохой звук. У вертушек с одиночными резиновыми пассиками самый высокий коэффициент детонации. Если посмотреть на вращающийся диск в микроскоп, вы увидите, что он вращается, делая как бы двадцать шагов вперед – один шаг назад. Это происходит из-за постоянного сжатия-растяжения резинового пассика, и на слух выражается в скрадывании микродинамики – потере струнных щипков, смягчении струнных и барабанных атак. Это может быть незаметно при первом прослушивании, но если вы некоторое время послушаете вертушку с прямым приводом, а потом запустите те же самые пластинки на среднебюджетном пассиковом вертаке, то с удивлением обнаружите, что звучит все вроде бы точно так же, но слушать стало почему-то скучно. Когда из музыки пропадают микродетали, которые хорошо передают прямоприводные столы, она становится постной, и постное воспроизведение – удел большинства пассиковых вертушек, включая достаточно дорогие SME и Avid, не говоря о ProJect-ах и прочих бюджетных моделях.

Исключение составляют самые топовые проигрыватели, в которых борьбе с детонацией уделяется огромное внимание – два-три пассика, а то и два-три мотора, нерастяжимые пассики из металлизированной ткани, подшипники на воздушной подушке для минимизации трения и прочие ухищрения, вплоть до двух противовращающихся дисков, полностью исключающих вибрацию – на видео вертушка Kronos Audio, с которой мы выступали на недавнем Hi Fi and High End Show. В пассиковых TechDas, Acoustic Signature, TW Acustic, топовых винтажных Micro Seiki коэффициент детонации достигает минимальных значений 0.05-0.08 – как у лучших прямоприводных вертушек. При этом побеждая минусы пассикового привода, в этих проигрывателях бережно сохраняют его плюсы – снижение вибраций от двигателя, и отвод головки звукоснимателя подальше от магнитного поля, которое создает мотор.

Прямоприводные проигрыватели пережили свой звездный час в 80х годах прошлого века, когда японские производители покорили мир точными и тихими моторами своих вертушек – Denon серии DP, Victor TT , Micro Seiki DDX и DD, Technics SL-1200 и других. Звучание проигрывателей с прямым приводом, как правило, более динамичное, сочное и естественное, чем у пассиковых собратьев – конечно, с важной оговоркой, если используются равнозначные тонармы, картриджи и фонокорректоры. Коэффициент детонации у лучших прямоприводных вертушек, обычно, низкий, но не будем забывать, что винтажная техника редко доживает до нашего времени, сохраняя заводские параметры. Можете не надеяться, что прекрасный проигрывательVictor TT101 подарит вам заявленные в паспорте 0.02% детонации, да и 0.07-0.08% вы получите от него только при сильном везении. Более вероятный результат – 0.1-0.15%, и это все еще очень приличные характеристики, превосходящие многие пассиковые «вертаки», среди которых КД 0.3-0.5% — обычное дело. На фото ниже результаты замеров коэффициента детонации (wow/flatter) прямоприводных проигрывателей Victor TT101 и Micro Seiki DDX1000.

Если бы коэффициент детонации был единственной конструктивной проблемой вертушки, прямой привод стал бы идеальным решением, но в сложном устройстве проигрывателя винила складывается так много факторов, что решая одну проблему, конструкторы немедленно сталкиваются с другой. Прямой привод передает на диск вибрацию от мотора, которую вы можете не слышать, но которая незаметно размывает звучание, делая расплывчатым второй план музыки. Кроме того, головка звукоснимателя постоянно находится в магнитном поле, которое создает двигатель, и это магнитное поле вмешивается в работу магнитной системы головки, замутняя обертона. У некоторых проигрывателей магнитное поле мотора настолько сильное, что буквально притягивает картридж, отчего по мере приближения звукоснимателя к шпинделю прижимная сила, действующая на иглу, возрастает на 0.3-0.5 гр. по сравнению с внешним краем пластинки. Еще один минус прямого привода – невозможность установки на вертушку тяжелого диска с большим моментом инерции. Диски прямоприводных вертушек редко весят больше 2.5 кг, а фундаментальный звук появляется только при весе диска 6-8 кг и выше.

Конструкция прямого привода достаточно сложная. В 80е годы выпускалось огромное количество проигрывателей, и массовое производство позволяло окупать затраты на изготовление сложных устройств. В 90е и 2000-е годы производить прямоприводные вертушки стало невыгодно, и их полностью вытеснили пассиковые модели. Сегодня рост интереса к винилу и, соответственно, увеличение продаж вертушек, позволяют некоторым производителям возобновить производство прямоприводных фономоторы. В частности, этим занялись компания Torens и компания Thrax, для которой делает приводы немецкая фирма, возглавляемая бывшим главным инженером знаменитой европейской марки Dual.

Проигрыватели с роликовым приводом стоят особняком. Во-первых, потому что процент роликовых вертушек относительно невелик от их общего числа – Garrard, Lenco и EMT – первое, что приходит на ум. Во-вторых, пожалуй, только роликовые вертушки имеют настолько же горячих ненавистников, насколько приверженцев. Дело в том, что роликовый привод более требователен к обслуживанию, и найти сегодня тихий и плавный роликовый движок намного сложнее, чем приличный прямой или пассиковый. Половина винтажных роликовых столов, даже после обслуживания, играют с шумом и рокотом, вызывая насмешки и неприятие владельцев «директов» и «пассиков». Больше того, даже исправный роликовый стол не всем нравится излишне драйвовой подачей музыкального материала. Когда слушаешь хороший ролик, кажется, что музыканты перед выступлением приняли что-то стимулирующее и вышли на кураже. Нравится это не всегда и не всем, а слушателей, привыкших к плавно-ленивой подаче пассика даже тянет проверить – не крутится ли диск роликовой вертушки на 3-4 оборота в минуту быстрее стандартных 33.33.

Конструктивно хороший роликовый привод лишен недостатков директа и пассика, но имеет свои минусы, главный из которых – детонация ролика в точке соприкосновения с диском.

В сухом остатке, каждый привод имеет свои достоинства и недостатки, и если учитывать их при выборе проигрывателя, то это существенно упростит задачу, а не усложнит, как можно подумать.

 

Так, сразу отпадают все низко и среднебюджетные новодельные «вертаки». Мало того, что все они имеют пассиковый привод с одним растяжимым пассиком, так у них к тому же легкие диски, высокий уровень трения в опорном подшипнике, моторы с нестабильной скоростью и легкие шасси. Про дрянные тонармы-палки я даже не говорю – здесь мы обсуждаем приводы.

При покупке проигрывателя среднего класса, стоимостью до 3000 долларов за вертушку, я бы рекомендовал обращать внимание только на винтажные прямоприводные модели с возможностью установки отдельно приобретаемого тонарма. Примеры таких вертушек приведены в статье ИДЕАЛЬНЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ ВИНИЛА. Да, на диск идет вибрация от мотора, да, головка работает в магнитном поле, но все же винтажные прямоприводные вертушки звучат намного живее и естественнее среднебюджетных пассиковых.

С более высоким бюджетом можно рассматривать топовые винтажные пассиковые вертушки типа Micro Seiki серии BL. У таких проигрывателей тяжелое основательное шасси, хороший опорный подшипник и тяжелый диск. Для этих моделей есть пассики из нерастягиваемой прорезиненной ткани, а модель BL111 допускает установку пассика из кевларовой нити, что в сочетании с бронзовым диском делает этот проигрыватель лучшим в бюджете до 4000 долларов. При этом нужно учитывать, что все пассиковые Micro Seiki требуют серьезного профилактического обслуживания с заменой смазки. Вертушка в состоянии «как есть» с загустевшей смазкой будет страдать недостатком динамики, даже стабильно выдавая требуемые 33.33 оборота.

ВИДЕО — Micro Seiki BL91 после полного сервисного обслуживания.

Micro Seiki серии RX требуют не только замены смазки и обслуживания привода, но и правильной установки. Эти вертушки могут звучать фантастически, но раскрыть их потенциал сложнее любых других. Требуются правильная подставка и правильный мат, без которых бронзовый диск нещадно звенит. На фото ниже Micro RX5000 в состоянии, доведенном до абсолюта — по сути, это целый проект, каждый элемент которого корректирует звучание. В состоянии «как есть» эти проигрыватели звучат хуже хороших прямоприводных моделей.

Экспериментировать с роликовым проигрывателем имеет смысл, когда одна хорошая вертушка уже есть и хочется разнообразия. Все-таки роликовый звук имеет свои особенности, которые могут не понравиться, или понравиться поначалу, а потом утомить. Очень может быть, что вам попадется прекрасный роликовый проигрыватель, и вы станете горячим приверженцем этого типа привода, но ровно такая же вероятность, что проигрыватель окажется плохим и разочарует. Громкие имена вроде EMT или Garrard ничего не гарантируют – из двух EMT 927, прошедших одинаковое сервисное обслуживание, один может звучать фантастически, а второй скучнее прямоприводной вертушки. Чистая лотерея.

Есть еще один вариант потестировать роликовый привод, причем иметь его в качестве альтернативной опции пассику. Речь идет об автономном роликовом приводе, который устанавливается на стол рядом с вертушкой. Это очень интересный вариант, но подходит он только проигрывателям определенной конструкции – тем, у которых высокий тяжелый диск с гладкой боковиной установлен на трех или четырех-опорной станине, размеры которой не сильно превышают размеры самого диска. Ниже приведен пример вертушки такой конструкции и дана ссылка на видео, где заснят такой ролик в деле. О моем личном опыте использования такого привода вы можете прочитать в статье ЧУДО-РОЛИК.

Если вам требуется более подробная персональная консультация для выбора проигрывателя винила, вы можете заказать ее, написав по адресу [email protected]

 

Как и почему маты влияют на звук винилового проигрывателя

Казалось бы, такая простая вещь, как мат, может существенно влиять на звук и рабочие свойства проигрывателя. По моим наблюдениям, подбор мата — самый простой и эффективный способ корректировки звука в уже собранном тракте, когда не планируется менять составляющие, но что-то надо немного скорректировать. Вообще зачем нужен мат? Иногда он действительно лишний — многие современные проигрыватели поставляются без матов, их нет ни в комплекте, ни у производителя в качестве опции. У других производителей, наоборот, и в комплекте что-то есть, и опции имеются. Да и выбор вариантов от сторонних компаний большой.

Мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора

Исторически мат придумали для того, чтобы развязать иглу и пластинку от шума мотора и прочих ненужных артефактов, но технический уровень проигрывателей давным-давно ушел за те пределы, когда это действительно необходимо. Сегодня мат — элемент удобства, чтобы пластинка не проскальзывала по диску или элемент тонкой корректировки звука. Диск проигрывателя может быть легким или тяжелым, он делается из самых разных материалов, но далеко не всегда непосредственное сочетание диска проигрывателя и пластинки — лучший вариант. Например, большинство акриловых дисков при кажущейся их нейтральности все-таки лучше развязывать, а для металлических дисков, за очень редким исключением, это обязательное правило.

01. Толстый кожаный мат Tonar Black Leather Mat — 2200 руб. 02. Карбоновый Millennium Audio Carbon LP Mat — 10 300 руб. 03. Резиновый Tonar Rubber Mat — 2750 руб. 04. Пробковый мат Tonar Pure Cork Mat — 1300 руб. 05. Толстый фетровый мат Millennium Audio M-LP felt mat red — 2600 руб. 06. Тонкий кожаный мат Pro-Ject Leather it black — 2700 руб. 07. Пластиковый Tonar Pure White Perspex Mat — 1850 руб. 08. Пробковый мат со съемной центральной вставкой Millennium Audio M-Corkmat — 2300 руб. 09. Мат из смеси пробки и резиновой крошки Tonar Cork’n Rubber Mat — 2000 руб.
Итак, не важно, есть ли в комплекте у проигрывателя мат или нет, либо конструкция диска такова, что мат несъемный, нас ничто не ограничивает в поиске разных вариантов и сочетаний. Помнить стоит только о том, что подбор мата другой толщины должен сопровождаться регулировкой тонарма по высоте и точной подстройкой. Если же таковой настройки тонарм не имеет — все становится сложнее. Допустим, у нас все регулируется. Что мы можем выбрать? Тут и всевозможные пластики, резина, карбон, шерсть, пробка и смеси на ее основе, кожа, стекло, даже керамика или медь — такие маты тоже в природе существуют. Но прежде чем окунуться во все это многообразие, надо понять, а нужно ли это и зачем.

Основное, на что может повлиять мат, — прозрачность, воздушность средневерхнего диапазона, перекосы баланса, излишняя холодность или, наоборот, теплота звучания. И здесь можно попробовать вывести некоторые формулы. Если звук излишне теплый, мутноватый или есть завал по средневерхнему диапазону, скорее подойдут маты твердые, вплоть до стекла или керамики. Если же звук острый и холодный или есть зажатость или перебор по басам, вероятно, надо обратить внимание на материалы типа пробки или фетра, иногда может подойти тонкая кожа.

Если вы приобрели свой первый проигрыватель, совсем не обязательно сразу покупать мат

Резиновые маты больше подходят для старых бюджетных аппаратов с неидеальной механикой. Карбон или жесткие пластики — вот с ними все сложнее, бывают случаи и сочетания, когда такие маты работают хорошо, но чаще бывает так, что какие-то характеристики улучшаются, а какие-то ухудшаются. Да, и если вы приобрели свой первый проигрыватель, совершенно не обязательно сразу покупать какой-нибудь мат, даже если его нет в комплекте. Сначала нужно полностью настроить аппарат, дать ему приработаться положенные 40—50 ч, а только потом пытаться определить, нужно дополнительное вмешательство в конструкцию или нет.

Конструктивно удобнее все же цельные маты, без ухищрений типа вынимающейся серединки. А вот матам из твердых материалов крайне желательно иметь выборку-углубление для яблока пластинки. Еще одно полезное свойство — простые и недорогие пластиковые маты можно использовать вместо пылезащитной крышки, но для этих целей подойдет и просто ненужная пластинка.

 

«Волкман» для винила


Помню, в детстве, когда у меня появился плеер для компакт-дисков, я смотрел на мамины виниловые пластинки и думал – «а что, если сделать аналогично с ними же»? Конечно, это была шутка, но недавно я увидел практически такое устройство – называется оно ION Audio Vinyl Motion. Проблема о подарке себе на Новый Год решена – приобрел себе новую «игрушку». «Какая компактная и нарядная коробока» — подумал я, когда мне принесли гаджет в магазине. Как раз под елку!

Гаджет выполнен в виде чемодана в ретро-стиле: крышка снаружи отделана черным кожзамом, изнутри — красным бархатом. Все материалы качественные, ручка – металлическая. Несмотря на внушительный внешний вид, весит девайс 2,7 кг – недавно ноутбуки 15-дюймовые весили больше.

Ставлю на стол, рассматриваю. Спереди – две квадратные решетки, за которыми скрываются динамики. На корпусе есть переключатель скорости вращения 33/45/78 об/мин. В комплекте идет кабель USB, стереокабель, адаптер на 45 об/мин, болванка с ПО, адаптер питания и инструкция. Забавно, что в мануале указано, что использовать устройство можно только при открытой крышке. Юмор в том, что при установленной пластинке закрыть проигрыватель просто не получится – края винила выходят за габариты вертушки. Эх, разрушены мечты об использовании его в качестве мобильного плеера! Что за звукосниматель здесь – я не знаю, явно что-то универсальное. Перед использованием устанавливаю войлочную подкладку, которая тоже нашлась в отдельном пакетике.

У меня относительно большая коллекция пластинок, причем, качественных. Первое, что я поставил на «вертушку» — The Beatles Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band. Запись монофоническая, но люблю я ее не за стереоэффект – она пропитана тем духом, который создал когда-то ту самую битломанию. Замечу, что ION Audio Vinyl Motion имеет несколько режимов воспроизведения: через встроенные колонки, через внешние (для этого присутствует классическая пара разъемов RCA), через компьютер, подключив устройство к USB и, разумеется, к наушникам – для них присутствует отдельный стереовыход.

При подключении к PC/Mac пластинки можно еще и оцифровать, для чего требуется установить программу EZ Vinyl. Утилита весьма проста, настроек немного. Выставляешь желаемый битрейт и включаешь запись – на выходе получаешь MP3-файл. На треки программа разделяет автоматически, после чего каждому из них можно присвоить название и прописать другие атрибуты. На сайте производителя есть дистрибутивы как для Windows, так и для iOS.

Теперь подхожу к самому вкусному – к питанию! ION Audio Vinyl Motion – экономичное устройство. Ему достаточно быть подключенным к USB-порту, чтобы функционировать. Но главное – у него есть встроенный аккумулятор. Видели бы вы глаза друзей, к которым я пришел на предновогоднюю встречу с этим чемоданчиком, открыл его и включил. Эффект однозначный – это какая-то магия! Единственный момент, который стоит учитывать – лучше использовать адаптер питания с силой тока на 2А или порт компьютера с аналогичными характеристиками. Тогда и заряжаться встроенные аккумуляторы будут быстрее, и дефицита мощности, если в это время устройство будет работать, гарантировано не будет. При средней громкости мне удалось прослушать 5 пластинок, что примерно равно 4 часам.

Звучит гаджет весьма пристойно. Да, конечно, встроенная акустика 2×5Вт – не предел мечтаний «хайфайщика», имеет явный дефицит низких частот, но это же вопрос задачи. Хочешь «кайфануть» от звука – подключай внешние колонки соответствующего класса. Надо создать вау-эффект – просто открываешь чемоданчик, ставишь правильную пластинку и уаля! Корпус устройства сделан из MDF, поэтому звук не имеет противных пластиковых аберраций.

Денег, потраченных на ION Audio Vinyl Motion мне не жалко ни капельки. Это такая игрушка для взрослых, которая доставляет море удовольствия. А учитывая, что пластинки можно теперь еще и оцифровать, я теперь могу слушать тот самый звук с тем самым мягким шипением в своем смартфоне или в авто. Не стоит воспринимать эту модель, как единственную вертушку в доме, но свою роль она исполняет отлично.

 

Настройка проигрывателя по шаблону и обязательный стробоскоп

Настройка проигрывателя — важнейшая составляющая, от которой зависит, каким получится звук. Достаточно немного ошибиться с геометрией, и мало того, что звук станет хуже, но и пластинки будут изнашиваться сильнее при неправильном положении иглы в бороздке.

01. Инструмент для настройки Pro-Ject Align it — 6300 руб. Немного неудобный, но принцип работы правильный. 02. Полноразмерный стробоскопический диск Dynavox. 03. Маленький стробоскопический диск Scheu Analog — тоже работает, но с маленькими дисками все же лучше использовать лампу-стробоскоп. 04. Универсальный шаблон Tonar Schablone — 2300 руб. Немного перегружен, исполнение слегка небрежное.
С настройками лучше всего разбираться внимательно и постепенно. Разные тонармы настраиваются по-разному, какие-то очень просто, а с какими-то даже опытному виниловоду придется повозиться. К тому же разные головки по-разному критичны к погрешностям настроек. С инструментами для настройки дело обстоит примерно так же. Можно настроить проигрыватель по штатному, почти всегда входящему в комплект шаблону. Здесь результат зависит не только от навыков, но и от удобства и качества прилагаемого шаблона. В разных случаях погрешности могут различаться. Можно воспользоваться каким-то покупным шаблоном, благо что их немало: на разный вкус и за самые разные деньги. Вопрос в другом, шаблоном еще надо уметь пользоваться. Вдобавок разнятся степень удобства и качества моделей.

Шаблоном еще надо уметь пользоваться

На практике же, кроме самого простого варианта, о котором я уже упомянул, и помощи профессионального настройщика, можно выбрать два пути. Или более-менее подробно разобраться, как вообще строится вся эта геометрия, как определяется математически положение головки, углы, и что как и на что влияет, или же можно выбрать наиболее подходящий для ваших задач шаблон, уже проверенный и опробованный другими аудиофилами, и освоить настройки с его использованием. Первый, более вдумчивый вариант, конечно, предпочтительнее. Как минимум вы будете понимать взаимосвязи и исходя из этого сможете настраивать разные системы, определять, что и где не так и почему. Второй вариант — простой и утилитарный, но при аккуратной и точной работе с настройками и со звуком все будет в полном порядке.

На практике по возможности лучше выбирать универсальные, не самые примитивные, но и не перегруженные шаблоны. Если шаблон позволяет выставлять заход иглы, это всегда плюс, если есть возможность настроиться как по расчетам по методике Baerwald, так и по Lofgren или по Stevenson, тоже плюс. Можно вникнуть в суть этих настроек, а можно на слух прикинуть, а как же получилось лучше. Использовать какие-то дополнительные инструменты, например зеркальце или сетку, нанесенную на прозрачный брусочек, для настройки азимута, высоты, тоже можно, и чаще даже нужно, эти вещи облегчают процесс и делают результаты точнее. Правда, если не разобраться подробно, есть одна закавыка — как самому быть уверенным, что все действительно сделано правильно и работает именно так, как должно? Поэтому еще раз повторюсь, время и силы, потраченные на разбор теории, совсем не лишние. Впрочем, кое-что проверить все же можно, и тут нам могут помочь тестовые пластинки.

Стробоскоп должен быть

Со стробоскопами все очевидно — стробоскоп должен быть. Пусть самый простой, но должен. Даже если аппарат имеет систему стабилизации скорости, ее стоит проверять иногда. Если же есть регулировка, тем более. Маленький стробоскопический диск — это необходимый минимум. Полноразмерный — удобнее. Если в комплекте есть специальная лампа, так это еще лучше. Если же лампы нет, стоит помнить, что все стробоскопические диски работают при освещении с частотой 50 Гц (или увеличенной, специальная лампочка с частотой 300 Гц будет давать более отчетливую картину), и что-то измерить, например, при дневном свете не получится.

 

 

Всё новое – это хорошо забытое старое. Как нельзя лучше это утверждение касается виниловых проигрывателей. Хотя, постойте, LP-проигрыватели не были забыты, а лишь временно теряли свою популярность, а сейчас снова восстанавливают утраченные позиции.

 

Проигрыватель виниловых пластинок и прост и сложен одновременно – это стоит понимать и принимать все те приятные «мучения», которые предстоит пережить до того, как первая пластинка начнёт вращаться под иглой головки звукоснимателя. Несмотря на простоту конструкции типичного проигрывателя, он представляет собой сложную электромеханическую систему, каждый из элементов которой должен быть идеально подобран по отношению к остальным – это является первым этапом приятных «мучений». Вторым этапом является настройка проигрывателя. Именно на этапе настройки проигрывателя ваша система может либо начать превосходить Ваши ожидания, либо перестать оправдывать их. Качественная настройка проигрывателя требует не только теоретических знаний, но и практического опыта, без которого все усилия могут быть напрасны. Учитывая множество всевозможных настроек и массы вариантов их сочетания между собой, появляется слишком много возможностей сделать что-либо не так, как требуется. При настройке проигрывателя в первую очередь стоит полагаться на рекомендации производителя, именно ему виднее, при каких настройках его творение зазвучит так, как планировалось при его разработке. Еcли Вы покупаете свой первый проигрыватель и ранее никогда не сталкивались с настройкой «вертушки», то не стоит рваться вперёд и бить себя кулаком в грудь, лучше в этот раз довериться специалисту салона. Этот шаг будет очень целесообразен, так как в большинстве случаев гарантирует качественную настройку и звучание, а также экономит Ваши средства на приобретение весов, тестовых пластинок, шаблонов и прочих аксессуаров, без которых настройка весьма непроста или невозможна вовсе. Тем не менее, даже начинающему слушателю винила будет полезно знать теоретические основы настройки проигрывателя для того, чтобы встать на этот путь и со временем достигнуть совершенства. К тому же, эти знания помогут немного поэкспериментировать со звучанием, а также позволят, в некоторых случаях, подстроить проигрыватель при смене головки или его переносе в другое место. Процесс настройки очень разнообразен и может отличаться в зависимости от конструкции проигрывателя, тонарма или головки (следует опираться на рекомендации производителя). Тем не менее, можно выделить основные операции, без которых обойтись не получится, именно их мы и опишем. Это базовая основа настройки LP-проигрывателя, та самая основа, от которой следует отталкиваться и совершенствовать свои навыки.

  1. Первым этапом настройки проигрывателя является его идеальное горизонтальное положение. Вооружившись высокоточным уровнем необходимо отрегулировать ножки проигрывателя таким образом, чтобы стол и диск проигрывателя находились в идеальном горизонтальном положении. Идеальная горизонтальность расположения стола проигрывателя должна быть перепроверена не только в продольном, но и в поперечном направлении. Даже незначительные перекосы шасси проигрывателя способны негативно отразиться на его работе и звучании. Перекос шасси способен создавать хоть и незначительную, но дополнительную нагрузку на иглу звукоснимателя, а у некоторых моделей тонармов могут возникать небольшие проблемы с точным «приземлением» иглы в желаемое место пластинки между треками. Могут возникать и иные проблемы, вместо описания которых я очередной раз скажу – выставляете шасси проигрывателя по уровню и не ищите оправданий для того, чтобы этого не делать.

2. Итак, проигрыватель стоит, теперь устанавливаем тонарм. Тонарм устанавливается на специальную площадку. У разных проигрывателей эта площадка может меть разную конструкцию. У одних она подразумевает единственный вариант крепления (без возможности передвижения основания тонарма относительно площадки), у других площадка позволяет двигать основание тонарма вперёд и назад. Вне зависимости от того, какой вариант площадки у Вас, на данном этапе ставим тонарм, не задумываясь о его положении (это мы будем делать чуть позднее). При установке тонарма пользуйтесь инструкцией производителя, так как именно она содержит информацию «что, куда сунуть» и «что, где и как закрепить».

3. Настало время установить головку звукоснимателя. Головку крепим к тонарму при помощи входящих в комплект винтов, для чего в головке и шелле тонарма предусмотрены отверстия. Внимание! На данном этапе головку крепим, но крепёжные винты не затягиваем на максимум, так как скоро мы будет корректировать установку головки, для чего вновь ослабим винты. Головка звукоснимателя соединяется с тонармом при помощи 4-х небольших проводков, одной стороной одевающихся на штырьки тонарма, другим концом на аналогичные штырьки, имеющиеся у головки. Для того, чтобы не запутаться, какой провод куда подключать, все контакты на головке и тонарме обозначены разными цветами. Достаточно просто соединить одинаковые контакты между собой, и всё готово. Очень важно, чтобы на протяжении всех этих процессов, с головки не снимался защитный колпачок, предохраняющий иглу, а сама игла не дотрагивалась до каких-либо поверхностей.

4. Тонарм стоит, звукосниматель установлен и подключен к тонарму. Теперь пора произвести предварительную установку прижимной силы звукоснимателя. Ещё раз акцентируем, что установка прижимной силы является предварительной, так как окончательную установку прижимной силы картриджа мы будем устанавливать в самом конце. Очень Важно не пропустить этот этап, потому что в следующих пунктах настройки постоянно требуется опускать иглу звукоснимателя на пластинку, и если прижимная сила будет слишком большая, то есть опасность повреждения головки. Вначале, придерживая тонарм, отрегулируйте противовес тонарма так, чтобы он уравновешивал обе части тонарма относительно опоры. Затем немного сместите груз в сторону опоры для создания незначительной прижимной силы и измерьте результат при помощи весов. Как правило, в паспорте к звукоснимателю указывается диапазон допустимой прижимной силы (например, от 0,75г до 1,75г), а также рекомендуемое её значение. Теперь, «поиграв» с противовесом и весами, отрегулируйте прижимную силу максимально близко к рекомендуемому значению в паспорте головки. Закончив это упражнение, откладываем весы в сторону, но не убираем, они ещё понадобятся.

5. Для обеспечения минимальной погрешности считывания звуковой информации требуется обеспечить строгое соответствие перемещения иглы звукоснимателя по поверхности пластинки от её внешнего края к внутреннему по строго определённой траектории. В подавляющем числе случаев эта настройка выполняется при помощи шаблона (иногда его называют транспортиром (англ. alignment protractor)), входящего в комплект поставки тонарма (или проигрывателя). Шаблоны, идущие в комплекте с проигрывателем или тонармом, зачастую, адаптированы для именно этого устройства и существенно облегчают настройку. Если же шаблона нет или он утерян, можно воспользоваться универсальным шаблоном, который можно встретить в любом салоне Hi-Fi аппаратуры. Закрепив шаблон на шпинделе проигрывателя, опускаем иглу звукоснимателя в обозначенное на шаблоне место, и при помощи продольных и поперечных линий оцениваем правильность положения тонарма и головки. Если всё правильно, то продольные линии шаблона должны идти строго параллельно тонарму (или боковым поверхностям шелла (в зависимости от вида шаблона)). Если же параллельность не идеальная, то требуется подстроить положение тонарма. Как правило, есть 2 варианта подстройки, и каждый производитель сам определяет, какой именно предоставить своему пользователю. Первый вариант: головка звукоснимателя крепится в единственно возможном положении на шелле тонарма, но есть возможность продольного перемещения тонарма относительно установочной площадки. Второй вариант: нет возможности перемещения тонарма по площадке, но есть возможность движения звукоснимателя вдоль специальных продольных отверстий шелла. Стоит отметить, что некоторые проигрыватели могут не иметь таких настроек вовсе, но это скорее плохо, чем хорошо. Когда расстояние подкорректировано и линии на шаблоне стали в строгую параллель с трубкой тонарма (или боковыми поверхностями шелла) при нахождении иглы в правильной точке шаблона, приступаем к проверке угла установки головки. Существуют и иные способы настройки этого параметра, так например транспортиры для тонармов SME ltd (например модель 309) представляют собой контур тонарма, который в случае правильной настройки полностью совпадает с очертаниями тонарма при взгляде на тонарм сверху. В каждом конкретном случае придётся ориентироваться по ситуации в зависимости от того, какой шаблон будет у вас в руках.


6. Горизонтальный угол коррекции – именно его мы будем сейчас проверять. Горизонтальный угол коррекции минимизирует погрешность слежения, ту самую, которая возникает из-за того, что головка в процессе проигрывания пластинки движется по радиусу. Горизонтальный угол коррекции равен 25 градусам и образуется одним из двух способов: либо головка ставится прямо, а на указанный угол изгибается трубка тонарма, либо тонарм прямой, но головка в шелле крепится под указанным углом.

Оба варианта изначально продумываются производителем и, казалось бы, ошибки быть не может, но человеческий фактор есть везде. Для проверки точности этого угла используется тот же шаблон (транспортир), который мы использовали в предыдущем пункте. Обратите внимание, что рядом с местом для установки иглы на шаблон имеются несколько параллельных друг другу линий, расположенных перпендикулярно трубке тонарма. Для проверки нам необходимо использовать тонкую палочку или иголку (может быть в комплекте), которая за головки при помощи маленького кусочка скотча (например). После этого опускаем иголку в отведённое для неё место на поверхности транспортира и смотрим, идеально ли параллельна наша закреплённая иголка линиям на шаблоне. Если всё идеально параллельно, то манёвр удался, если есть небольшое отклонение, то ослабьте немного крепёжные винты головки и попробуйте повернуть её в нужную сторону. Как правило, хватает долей миллиметра (в некоторых конструкциях шелла эта регулировка вовсе может быть недоступна). На некоторых шаблонах (транспортирах) положение головки звукоснимателя проверяется не при помощи палочки на «лбу» головки, а по совпадению или параллельности боковых поверхностей головки линиям на шаблоне. Таким образом опять придётся ориентироваться по ситуации и имеющемуся шаблону.

7. Теперь настало время заняться регулировкой вертикального угла воспроизведения. Если в предыдущем пункте мы проверяли отклонение положения головки вправо или влево от нормы, то сейчас речь пойдёт об отклонении иглы вперёд или назад. Этот угол настраивается при помощи приподнимания или опускания основания тонарма относительно головки, опирающейся на поверхность виниловой пластинки. Чем выше поднимается основание тонарма, тем больше плоскость иглы «заваливается» назад относительно направления движения. Соответственно, чем больше опускаем основание, тем больше «заваливание» плоскости вперёд. Стоит сразу отметить, что нет точного и единого мнения, в какую сторону и насколько стоит «заваливать» иглу, и стоит ли вообще делать это, улучшит ли это итоговое звучание. Тем не менее, за основу настройки этого параметра принято брать идеально параллельное положение оси трубки тонарма относительно поверхности пластинки во время её проигрывания, при этом нижняя плоскость головки так же должна быть параллельной поверхности винила. Очень важно для настройки использовать реальную пластинку, а не опускать иглу на диск проигрывателя. Это очень важно, так как пластинка имеет свою толщину, которая при настройки параллельности оси тонарма сыграет большую роль, ведь приподнимая головку относительно основания тонарма на величину равную толщине пластинки, мы на такую же толщину должны приподнимать и основание тонарма.

 


8. Азимут – ещё одна настройка, требующая острого зрения и твёрдой руки. Настройка азимута представляет собой определение и исправление возможного крена головки звукоснимателя (иглы) вправо или влево относительно параллельного положения к поверхности пластинки. При правильной настройке азимута, ось иглы звукоснимателя перпендикулярна поверхности пластинки и не отклоняется вправо или влево относительно направления движения.

Для проверки азимута рекомендуется поставить иглу на небольшое зеркало и присмотреться к отражению, если при взгляде в «лоб» головки отражение кантеливера (иглодержателя) будет идеально ровным продолжением самого кантеливера, то азимут идеален. Таким же образом можно ориентироваться на отражение корпуса самой головки. Если же между кантеливером и его отражением (или же отражением корпуса головки звукоснимателя) угол будет отличаться от величины в 180 градусов, то есть проблема, которую надо устранить.

Также для определения погрешности азимута можно использовать прозрачные шаблоны.

Для устранения проблемы требуется устранить «завал» головки, для чего можно использовать специальные шайбы или иные прокладки, вставляемые между нижней частью шелла и верхней частью головки. Вставляя их с одной из сторон, корректируем положение головки и исправляем азимут. Таким образом, вертикальный угол воспроизведения (рассмотренный в предыдущем пункте) отвечает за отсутствие излишнего «заваливания» иглы вперёд или назад относительно направления движения, а азимут борется с отклонением положения иглы вправо или влево от строгого перпендикуляра.

9. Настало время настройки компенсатора скатывающей силы. Во время вращения пластинки на иглу звукоснимателя действуют разные силы, препятствующие качественному и равномерному считыванию звуковой информации. Это можно сравнить с поездкой на вращающейся карусели или резким поворотом при езде на автомобиле. В обоих случаях мы явно ощущаем силы, пытающиеся выкинуть нас в направлении внешнего радиуса поворота. Подобные силы пытаются выбросить иглу из звуковой дорожки, выбросить не получатся, но получается существенно сместить баланс прижимных сил, действующих в отношении левой и правой сторон звуковой канавки. Таким образом, одна из сторон канавки (один из каналов, левый или правый) подвергается большему воздействию, чем вторая. Это приводит не только к разности уровня громкости звучания левого и правого каналов, но и непропорционально изнашивает одну из сторон канавки виниловой пластинки. Для устранения этой проблемы используется компенсатор скатывающей силы. Компенсатор может быть выполнен как в виде подвешенного на леске груза, так и в виде пружинного устройства, встроенного в тонарм и имеющего регулирующую ручку снаружи. При выставлении уровня силы компенсации стоит опираться на рекомендации производителя, но ещё лучше на свои уши и тестовую пластинку. На пластинке находим трек – одинаковый сигнал для левого и правого каналов в виде звучания конкретной частоты. Включаем и слушаем. Чем равномернее звуковое поле и звук ближе к центру между акустическими системами – тем качественнее настроена компенсация скатывающей силы. Если звук в одном из каналов громче, чем во втором, значит компенсация настроена неверно. При сверх точных настройках используют чистый синусоидальный сигнал и осциллограф – тут уже нет шансов для ошибки.

10. Проделав операции, описанные в предыдущих пунктах, проигрыватель можно считать формально настроенными, теперь остаётся тонкая настройка на слух. Для более точной настройки проигрывателей на слух есть два параметра, «играя с которыми», можно менять характер звучания и тональный баланс. Этими параметрами являются: прижимная сила головки и вертикальный угол воспроизведения. На старте нашего эксперимента по тонкой настройке проигрывателя на слух, прижимная сила головки установлена на уровне, рекомендуемом производителем звукоснимателя, а ось тонарма и головки строго параллельны поверхности диска и пластинки. Начинать тонкую подстройку проигрывателя на слух стоит с прижимной силы. Всё просто, в пределах, обозначенных производителем звукоснимателя, постепенно отклоняемся в сторону от рекомендуемого среднего значения прижимной силы сначала в одну сторону, а потом в противоположную, и после каждого небольшого изменения слушаем музыку (желательно одну и ту же пластинку) и отмечаем произошедшие изменения. Как только звучание начинает казаться Вам самым оптимальным по всем параметрам, прекращаем манипуляции и оставляем то значение прижимной силы, которое позволило Вам услышать наиболее интересное для себя звучание. Таким же образом начинаем действовать с высотой тонарма, отвечающей за вертикальный угол воспроизведения. Постепенно приподнимаем и опускаем основание тонарма относительно среднего его положения, параллельного поверхности пластинки. Как только чувствуете, что после очередной манипуляции с высотой тонарма звучание стало для Вас более интересным, закрепляем выбранную высоту и заканчиваем настройку.

Предложенные пункты по настройке проигрывателя являются базовыми для большинства проигрывателей и тонармов, тем не менее некоторые из них могут отсутствовать у конкретной модели «вертушки» или тонарма, а, иногда, напротив, могут появляться дополнительные параметры настройки, связанные с конструкцией устройства. Так или иначе, наиболее правильно будет полагаться на рекомендации производителя.

Автор: Максим Шмельков

Конверт конверту рознь

Эта тема немного выбивается из общего контекста, но я решил включить ее вот почему — во-первых, от того, как хранится пластинка, будет зависеть количество пыли и статики на ней, кроме того, повреждений может быть больше или меньше. А во-вторых, за конвертами обычно идут или в тот же магазин, куда за всем прочим.

 

01. Конверты Goldring Extatic Record Sleeves — 2600 руб за 25 штук. 02. Конверты из бумаги со вставкой из пленки. Цена может сильно различаться, удобство же зависит от материалов и исполнения. 03. Пакеты из пленки Nagaoka Anti-static record sleeves No102 — 1650 руб за 50 штук. На мой взгляд, тонковаты, мнутся часто. 04. Mobile Fidelity Original Master Record Sleeves — 1800 руб за 50 штук. По моему опыту — наиболее удобные конверты.
Внешние конверты я не буду рассматривать, они просто должны быть качественными, хорошо садиться, а с клапаном и заклейкой или без, решайте по вкусу и по ситуации. Внутренние же конверты — тема более сложная. Казалось бы, чего там, но нет. Конверт должен быть и надежным, и удобным, и легко убираться и извлекаться, и антистатическими свойствами обладать. Выбор обычно есть — и просто бумажные конверты, совершенно бесполезные по всем свойствам, однако почему-то продающиеся, и всевозможная пленка, и их сочетания. Пленка удобна только тогда, когда она не совсем тонкая и не сминается от любой манипуляции. Самые удобные конверты — сочетание пленки и армирующей ее бумаги. Казалось бы, мелочь, но все как раз и состоит из мелочей, и мелочей важных.

Польза от тестовых виниловых пластинок

Сейчас тестовые пластинки — вещь весьма распространенная, приобрести их несложно, только на практике часто возникают два вопроса. Первый: какую именно пластинку выбрать? Второй: какие из ее возможностей использовать и как?

Что такое по сути тестовая пластинка? Виниловый диск, на котором записаны тестовые сигналы, есть специализированные дорожки для определения параметров настройки или их регулировки. Также есть диски, например, с пустыми участками (просто гладкие поверхности). Обычно каждый производитель сопровождает свое издание подробной инструкцией, хотя инструкции эти не всегда на русском языке, а для кого-то это может оказаться очень критично — те же автопереводчики с такими техническими текстами справляются весьма посредственно. Но если задаться целью, почти по каждому изданию можно что-то найти в сети. Также стоит помнить, что, когда вы изучите все потенциальные возможности тестовых дисков и выберете желаемые параметры, не факт, что все-все удастся найти на одном издании — ведь набор треков и возможностей на разных пластинках разный.

01. Cardas Frequency Sweep and Burn-in Record — 1600 руб. Неплохой диск, но не универсальный. 02. Image hifi Vinyl Essentials — 2200 руб. 03. Hi-Fi News Analogue Test LP — 2650 руб. Одна из самых удобных тестовых пластинок, да и комплект хороший — кроме пластинки, есть еще несложные шаблоны в комплекте. 04. Analogue Productions The Ultimate Analogue Test LP — 2400 руб.
Попробую обобщить, что же может понадобиться на практике. Самые базовые возможности, почти всегда это первые треки на первой стороне — определение правильности поканального подключения и правильности фазы. Да, и то и другое проверять стоит, на практике ошибки не так уж редки. Следующая очень удобная возможность — измерить резонансные частоты конкретного тракта, именно вашей головки на вашем тонарме. Не секрет, что далеко не все производители тонармов указывают эффективную массу и не все головки снабжены данными о податливости иглодержателя. А именно эти значения в сочетании с массой головки и дадут значения резонансных частот, и проверить, попадаете ли вы в допустимый диапазон, или нет, может быть, что-то стоит скорректировать, определиться с выбором головки, если имеющаяся никак не подходит, — вот все это позволяет сделать всего пара тестовых треков на пластинке. Исключительно полезная функция.

Что еще может пригодиться? Дорожки для настройки антискейтинга, точнее для измерения правильности его настройки, и нулевые «лаковые» дорожки. Ими можно пользоваться также для настройки и положения головки и антискейтинга, только делать все это не на слух, а на глаз. И если настроить геометрию можно и при помощи шаблона, то в отношении антискейтинга, при разных особенностях тонарма, головки и ее иглы, более информативным может оказаться или один, или другой способ. Это основные возможности, но предлагаемых треков на пластинке обычно больше десятка, и при желании можно освоить использование их всех, если в том есть необходимость и есть уверенность, что все полученные данные вы сможете правильно интерпретировать.

LP-проигрыватели

Что такое LP | LP-проигрыватели High-End |Каталог | Оборудование для LP | Мы предлагаем

«Виниловые диски хранят время, магия пластинки

в распаковке времени и пробуждении памяти.»

 


Многие согласятся с тем, что виниловая пластинка – это, без преувеличения, символ XX века на котором выросло несколько поколений людей. У многих из нас в детских воспоминаниях отдельное место занимает винил. Ведь вы помните? За окном огромный мир и вся жизнь впереди, а вы дома, слушаете на виниле любимые сказки и детские спектакли, под характерные шелест и поскрипывание: Бременские музыканты, Золотой ключик, Айболит, Вини-Пух и ещё много других, чудесных произведений. Ощущения тепла, уюта и защищенности. Шло время, мы росли и сказки заменялись музыкой, многие зарубежные пластинки доставались с большим трудом, но это того стоило, ведь ни с чем нельзя сравнить радость и счастье от обладания пластинками таких групп как: Queen, Led Zeppelin, Pink Floyd, Beetles, Dire Straits и многие другие.

А помните сестёр Дза Пинац (The Peanuts) и их Каникулы любви? Не забываемые воспоминания молодости…

Со временем этот носитель информации был заметно потеснён компакт-дисками, а в одно время и вовсе пропал, но сегодня винил исписывает небывалый подъём и популярность во всём мире.

Английский музыкальный критик Дэвид Туп пишет: «Пластинки как птицы, что несут души мёртвых, среди кучи причин что бы собирать их, как объекты иногда отделённые от звуков на них записанных, они ценятся за способность быть посредниками между материальном миром и эфиром, они становиться дорогой к эмоциональному удовлетворению».

Каждая виниловая пластинка это произведение искусства и фронтмен The Doors Джим Моррисон утверждал, что иногда обложка пластинки важнее её содержания. Многие любители винила не только слушают пластинки, но и плавно перебирают их на полке. LP пластинку можно вытащить из конверта, вставить её обратно, можно установить на проигрыватель, убрать с неё пылинки. LP это таинство, это не просто изделие для записи сигнала, это процесс общения, это философия. Спиральная дорожка звукозаписи, старый лейбл с отверстием посредине — загадочная машина времени, позволяющая прикоснуться к прошлому и вспомнить тех кого уже нет рядом с нами. Но сами по себе пластинки живые, тёплый аналоговый звук винила, с характерным поскрипыванием создаёт уют и прекрасное настроение. Винил собирают люди у которых есть пространство! Пространство сознания и пространство в материальном мире. Коллекция пластинок требует много места, она требует внимания, за ней необходимо следить, в противном случае она превращается в гору пыльного мусора. Для ухода за пластинками необходимы моющие устройства, специальные щётки, антистатические конверты, стеллажи для хранения и т.п. Зачастую всё это требует отдельного помещения: подвал, комната, а бывает и целая квартира. Коллекцию пластинок может позволить себе человек состоявшийся и многого добившийся, либо человек фанатично погружённый в своё увлечение.

Пластинки постоянно растут в цене. Стоимость в 1000€ за редкое издание Led Zeppelin или Pink Floyd — нормальная цена.

Что такое LP

Сам термин LP расшифровывается как Long Play (долгая игра). Изначально LP это формат записи на грампластинке из поливинилхлорида (винила) для воспроизведения на скорости 33 оборота. Данный формат появляется в 1948 году и становится стандартом звукозаписи для грампластинок, вытесняя старые пластинки на 78 оборотов. Виниловая LP-пластинка отличается от более ранних грампластинок (шеллачных и каучуковых) более длительным воспроизведением, она более долговечна и она гораздо меньше изнашивает иголку головки звукоснимателя проигрывателя, так же она имеет более совершенный метод звукозаписи, что напрямую связно с более качественным звукоизвлечением. С момента своего появления и до появления комакт-диска винил был одним из самых популярных способов прослушивания музыки, поспорить с ним могли лишь кассеты с магнитной плёнкой.

 

Постепенно всё направление прослушивания грампластинок на специальных проигрывателях, а так же коллекционирование пластинок стало называться LP. У нас в стране чаще используется понятие — винил. Можно со всей уверенностью сказать, что термины LP и винил стали именем нарицательным, дав название целой индустрии и субкультуре. С появлением компакт-диска интерес к винилу, как и к магнитной ленте, начал стремительно снижаться, цифровая запись заняла основное место в музыкальном мире, как со стороны звукозаписи, так и со стороны прослушивания. К середине 90-х годов производство LP-пластинок, а следовательно и проигрывателей, практически прекратилось, мир музыки поглотил цифровой звук и цифровые носители информации. В последние годы интерес к винилу возродился, возрождается производство пластинок, производители техники выпускают на рынок новые модели LP-проигрывтелей. Многие музыканты, наравне с продажами альбомов на CD и через онлайн (iTunes, Deezer и другие) начинают записывать свои альбомы на LP. Возможно, интерес к винилу объясняется тем, что человек начал ощущать обесценивание цифровой музыкальной записи, записи у которой нет души, которую не страшно потерять и которую легко восстановить. В свою очередь винил дарит ощущение радости от обладания материальной вещью. Вещью у которой есть своя история, за которой стоит целый механизированный процесс производства. Вещью красивой, которую можно потрогать, вещью которая способна занять достойное место в коллекции. Вещью которая может быть очень редкой, а возможно и единственной в мире. Вещью, которую можно сохранить на долгие годы, а можно испортить и сломав уже не заменить. Среди любителей винила есть выражение: «Испорченный проигрыватель можно заменить, испорченную пластинку не заменить уже никогда». Да, испортив пластинку её уже не заменить, возможно это издание уже нет в продаже, возможно этот альбом больше не выпускался на LP, а возможно именно эта пластинка была для вас ценна и другая подобная вам не нужна. Для того что бы этого не случилось нужно внимательно отнестись к выбору проигрывателя, именно от его качества будет зависеть насколько долго прослужит вам пластинка и насколько качественным будет звукоизвлечение.

 

 

LP-проигрыватели класса High-Eng и не только… А качество LP-проигрывателя напрямую связано с его ценой, которая, в свою очередь, связана с производством. Разработка и производство проигрывателя это сочетание сложных инженерных и механических процессов, требующих от производителя наличия проектировочных мощностей с высококвалифицированным персоналом, а так же производственных мощностей высочайшего уровня. Всё это необходимо для создания комплектующих и изделий в целом прецизионного качества. А если мы говорим о классе High-End в виниле, то это всегда прецизионное качество и торжество инженерной мысли. Возможно самыми лучшими LP-проигрывателями являются машины произведённые Саймоном Йорком (Simon Yorke Designs). Саймон Йорк, большой фанат аналогового звука, производил свои проигрыватели самостоятельно, вручную. Им было сделано около 500 экземпляров. Встретить такой проигрыватель большая редкость, фанаты качественного звука с LP охотяться за его изделиями по всему миру. Из доступных проигрывателей наиболее интересными являются проигрыватели французской компании J.C. Verdier Laboratory. Это семейное предприятие Жана-Констана и Эрика Вердье, бережно хранит традиции культуры винила, применяя простые и эффективные решения и выбирая лучшие материалы и компоненты для своих изделий. Наиболее удачные модели виниловых проигрывателей Verdier давно стали культовыми и ценятся во всем мире, а инженерные идеи, впервые реализованные в лаборатории Вердье, охотно заимствуются многими разработчиками техники.

Доступная модель Verdier стоит порядка 7000€ за стол который необходимо дополнить тонармом и головкой звукоснимателя. Таким образом начальная модель винилового проигрывателя обходится ценителю музыки около 13000€. По сути данная стоимость является минимальной для проигрывателей класса High-End, начиная с которой можно говорить о том играет проигрыватель или нет, рассуждать о качестве его звука.

Кроме LP-проигрывателей Verdier мы предлагаем проигрыватели компаний SME, Avid, Transrotor, Clearaudio, Well Tempered Lab, Acoustic Signature. Все эти производители опробованы временем и зарекомендовали себя крайне положительно, являясь профессионалами своего дела и производя высококлассные виниловые проигрыватели, достойные вашего внимания. У нас в салоне всегда есть возможность послушать несколько LP-проигрывателей класса High-End, на данный момент это проигрыватели производителей WTL и Acoustic Signature.

Стоит отметить такой феномен в мире LP как австрийскую компанию Pro-Ject Audio Systems и её основателя Хайнца Лихтенеггера. Основанная в 1990 году, компания начинает выпускать проигрыватели крайне дешёвые, основным принципом которых (кроме низкой цены) является идея Plug and Play. Продукция Pro-Ject не требует точной настройки специалистом и может работать из коробки. В короткие сроки компания захватила низкоценовой сегмент рынка, наводня мир своими проигрывателями и не мало способствуя второму рассвету LP. Если вы хотите познакомиться с LP, но не готовы покупать проигрыватели класса High-End, мы вам рекомендуем данные проигрыватели. Вещь не дорогая, но рабочая!

 

 

Оборудование для LP — Стол проигрывателя Стол является основой и опорой для всего LP-проигрывателя. Основная задача стола — это позволять проигрывателю размеренно вращать виниловую пластинку с одной и той же скоростью, и оберегать ее от всевозможных, даже минимальных, вибраций. Подробнее о том каким должен быть стол можно прочитать в обзоре.

Минимальная стоимость стола класса High-End составляет порядка 7000€, Verdier Nouvelle Platine

— Тонарм Подвижный держатель для звукоснимателя, является одной из важнейших деталей проигрывателя. От качества тонарма напрямую зависит качество звука проигрывателя. Это сложное механическое устройство, основной задачей которого является не просто удерживать головку звукоснимателя над пластинкой, но и позволять ей свободно и беспрепятственно следовать по спирали звуковой дорожки, одновременно обеспечивая постоянную и строго определенную силу давления иглы на пластинку. С одной стороны механизм тонарма должен обладать достаточной жесткостью и инертной безучастностью, чтобы не вносить в звук окраски или искажений. С другой стороны, от него требуется чувствительность и податливость для моментальной реакции на неровности диска и перемещение звукоснимателя по треку.

 

Минимальная стоимость тонарма класса High-End составляет порядка 2000-2500€, SME Series M2-12R|Ortofon TA-210 12

— Головка звукоснимателя Важный элемент проигрывателя, именно он отвечает за звукоизвлечение с пластинки и является маркером звучания LP-проигрывателя. Устанавливается на тонарм и преобразовывает механические колебания в электрический сигнал. Картридж состоит из алмазной иголки, иглодержателя (кантилевер) и системы преобразования механических колебаний в электрический сигнал состоящей из магнитов и катушек. В зависимости от того какая из частей преобразующей системы является подвижной по отношению к другой все головки делятся на ММ — с подвижным магнитом и МС — с подвижной катушкой. Общепризнанно, что характеристики картриджей МС превосходят ММ и способны на передачу более качественного сигнала.

Минимальная стоимость картриджа класса High-End составляет порядка 1200-2500€, Ortofon Cadenza Red |Transfiguration Phoenix S

— Фонокорректор Фонокорректор это устройство выполняющее две важных функции. Он необходим для усиления выходного сигнала с головки звукоснимателя. Сигнал со звукового картриджа равен от 0.2 до 5 мВ и этот сигнал необходимо увеличить до 155-200мВ, перед тем как отправить на усилитель. Второе назначение фонокорректора — выравнивание АЧХ (амплитудно частотных характеристик), которая меняется в процессе записи пластинки, что обусловлено технологией записи.

Хороший фонокорректор класса High-End стоит от 2000-2500€, например Avid HiFi Pulsus

— Машина для мойки пластинок Очень полезное дополнение к вашей коллекции пластинок. Весь процесс звукоизвлечения с пластинки является механическим и небольшие пылинки неизбежно попадают в канавку пластинки, где прикипают и со временем ухудшается качество звука. Длительная эксплуатация пластинки без ухода за ней может привести к фатальной порчи и полной утрате пластинки как предмета коллекции, восстановить который бывает невозможно. Если вы дорожите своей коллекцией, намеренны следить за ней, то однозначно столкнётесь с такой процедурой — мойка пластинки, и наиболее эффективно это делать на специальной машине. Хороший уход за пластинками — вещь совершенно необходимая, сохраняющая и пластинки и головки звукоснимателя, к тому же результат мойки всегда слышен.

Отличные машины производят компании Okki-Nokki, Clearaudio, VPI, Nitty Gritty, в среднем цена на устройство составляет 600-1500€.

— Аксессуары Для комфортного и правильного прослушивания, а так же эксплуатации проигрывателя потребуются дополнительные аксессуары. Список аксессуаров для винила весьма обширный, приведём ниже те которые по нашему мнению необходимо иметь владельцу проигрывателя:

 

Щётка для чистки LP. Предназначена для чистки установленной на проигрыватель пластинки. Основное назначение — убрать пылинки с LP, что бы они не забивались в канавку пластинки. Щётка и жидкость для чистки иглы звукоснимателя. Предназначены для чистки иголки картриджа от нагоревшей на неё пыли. Стоит не дорого, но позволяет сохранять иглу дорогого картриджа в исправном состоянии. Крайне важный аксессуар. Слипмат. Коврик или мат для винилового проигрывателя, представляет собой съемное покрытие для опорного диска, на которое кладут пластинку. Недорогое средство позволяющее сделать звук более собранным, упругим, артикулированным. Так же он защищает пластинку от механических повреждений, которые она может получить при соприкосновении с опорным диском. Маты бывают пробковые, фетровые, виниловые, кожаные, войлочные. Наиболее эффективно работают пробковые и виниловые маты. Антистатические конверты для LP. Если вы дорожите своей коллекцией LP и вам не безразлична сохранность пластинки, то желательно заменить заводской внутренний конверт. Специально разработанные конверты обладают перед заводским рядом преимуществ, таких как: прочность, долговечность, антистатические свойства, удобство эксплуатации.

Обращаясь в AZ AUDIO за LP-проигрывателем вы получаете:

Индивидуальный подход к выбору проигрывателя и дополнительного оборудования

Возможность индивидуального прослушивания в комфортных условиях отдельной студии

Услуги специалиста по сборке и настройке проигрывателя

Возможность апгрейда системы до более высокого уровня

Продукты лучших производителей High-End

Гарантийное и постгарантийное обслуживание

 

Ламповую атмосферу тепла и уюта!

Держим баланс музыки и техники

В двух частях теста удалось охватить приличное количество типов и видов виниловых аксессуаров, но еще раз повторюсь, это малая толика того, что есть на рынке. Иногда можно встретить очень экзотические разработки, как по конструкции, так и по цене. А если прибавить к этому все то, что выпускалось в прошлом, тема получается из разряда «объять необъятное». Но это-то как раз на практике и не нужно. Искать лучшее, перебирать бесконечные варианты — только если интересен сам процесс, а результатами можно пренебречь. Такой подход имеет право на существование, ведь каждый выбирает себе собственные составляющие увлечения. На практике же многим важнее не искать абстрактно лучшее, а найти свое, оптимальное, удобное по функционалу и подходящее по цене, да к тому же и доступное для приобретения. И хотя каждый сам определяет желаемую «степень погружения», я бы не советовал погружаться совсем-совсем глубоко, ведь основное в нашем случае — пластинки и музыка, на них записанная. И так же, как в отношении техники, этот баланс стоит соблюдать, не распыляясь на все и сразу.

Что же касается обычной каждодневной практики — выбирая любую мелочь, постарайтесь представить, как вы будете ею пользоваться, удобно ли это, как вещь ложится в руку, и нужна ли она вам для дела, а не для того, чтобы положить ее на полочку рядом с проигрывателем. По крайней мере, для тех вещей, от которых нам нужен функционал, это совершенно справедливо. К тем же аксессуарам, от которых нам нужны некие звуковые свойства, и подход другой. В самом лучшем случае хорошо бы хоть немного понимать, как материалы и конструкции могут действовать друг на друга, где какие закономерности существуют. Да, исключений из правил здесь может получиться чуть ли не больше, чем самих правил, но свое собственное, наработанное с опытом понимание и представление — хотя бы какая-то гарантия предсказуемости результатов и защита от лишних трат.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *