По традиции начнем с толкования названий. Как всегда у Schiit, их история познавательна, однако не лишена подколок и игры смыслов. К примеру, Bifrost по официальной версии не имеет ничего общего с ростбифом, так что мои первые ассоциации с куском жареной говядины оказались далеки от истины. Оказывается, в германо-скандинавской мифологии так называется радужный мост, соединяющий обитель богов с бренной землей.
Согласно легенде, красная часть радуги — это огонь, а потому Бифрост способны перейти только боги
C Lyr все еще запутаннее. Забудьте о музыкальном инструменте и шекспировском короле. В инструкции написано, что это обитель некоего существа из скандинавских сказок, расположенная в стране великанов Йотунхейм. Интересно, что по представлениям древних норвегов, располагалась она в России — где-то за Уралом.
По 3 кг
А теперь от мифологии переходим прямиком к материальной сущности. Перед нами два довольно компактных и в меру увесистых кирпичика шириной 23 см и весом порядка 3 кг каждый. На мой взгляд, присутствие таких аппаратов на рабочем столе или даже на прикроватной тумбочке еще вполне уместно. Были бы они хоть чуть-чуть покрупнее, пришлось бы претендовать на место в стойке с основной аппаратурой — а для ее обитателей критерии оценки саунда как правило куда жестче.
Лампы прекрасно видны и при этом неплохо защищены корпусом
Усилитель откровенно просится быть установленным на ЦАП сверху, и пусть вас не смущает риск блокировать вентиляционные отверстия на верхней панели Bifrost. Дырочки эти чисто декоративные и изнутри они все равно закрыты металлической пластиной. Такое странное на первый взгляд решение разработчики объясняют очень просто: «А вы попробуйте сделать хороший ЦАП с дырявым корпусом, который пройдет сертификацию на уровень радиочастотных помех». Кстати, блоки питания у обоих устройств — встроенные, и, разумеется, трансформаторные.
Усилители для наушников и ЦАП марки SCHIIT теперь можно купить в России
Аппаратура с вызывающим названием SCHIIT делается исключительно в США, при этом цены начинаются c отметки в 6490 рублей за пассивный предусилитель SYS.
Лучший Telegram-канал про технологии (возможно)
Купить SCHIIT можно только on-line, а если не понравится — вернуть в течение двух недель без лишних разговоров.
Как, как ваша фирма называется?! Серьезно?
— Когда я отправлялся в гараж, разбираться со схемой нашего первого усилителя, то всегда говорил жене, что мне надо поскорее “закончить с этим дерьмом”, — честно рассказывает основатель SCHIIT Джейсон Стоддарт.
Так и назвали. Хотя буквально написание нецензурного слова shit воспроизводить все же не решились и придумали странную транскрипцию, похожую на фамилию какого-то немца. Из-за этой немецкой ассоциации, все продукты фирмы получают имена из скандинавской мифологии. Почему нет? — посчитал Стоддарт. Германия и Скандинавия — это же рядом.
А кто на самом деле делает весь этот SCHIIT?
— Джейсон Стоддарт — американский писатель-фантаст, автор трех романов и 50 рассказов, инженер и консультант в сфере аудио, некогда сотрудник легендарной Theta, уговорил своего старого товарища Майка Моффата — основателя той самой Theta, конструктора первого в мире отдельного ЦАП и первого в мире процессора многоканального звука, начать новый аудиобизнес после 15-летнего перерыва. Дело было в 2009 году.
Товарищи заметили, что невероятный энтузиазм и интерес к хорошему звуку возродился в сфере “персонального аудио” и решили начать с пары моделей усилителей для наушников Asgard и Valhalla, которые тут же стали предметом всеобщего обсуждения. За какие-то 5 лет эта техника обрела культовый статус среди американских и европейских меломанов, и получила самые высокие оценки от лучших экспертов мира из Stereophile, Wired, Head-Fi, Digital Audio Review, и даже New York Times.
Вот прямо все делается в Америке за эти деньги? Да ни за что не поверю.
— С самого начала идеей основателей было создать производство целиком на территории США и при этом установить цены не выше, чем у конкурентов с мощностями в Китае. Можно ли сделать настоящий американский усилитель с хорошим звуком и по цене китайской поделки? Оказывается — можно. Начиная от корпусов и заканчивая всеми деталями — SCHIIT использует только американскую продукцию.
Только регуляторы громкости у нас японские и лампы — русские, — уточняет Стоддарт.
В остальном надпись Made in USA следует воспринимать буквально.
А звук? Тоже SCHIIT, или как?
— С инженерной точки зрения Стоддарт и Моффат решили придерживаться строгого прагматизма: они никогда не говорят о кабелях, эзотерике и метафизике звука. Используют предельно простые схемы, никаких платиновых контактов или криогенной обработки — вся начинка подобрана по соотношению цена/качество и исходя из технической необходимости. При этом большая часть техники — ламповая. Мало того, вы можете купить дополнительные комплекты ламп, чтобы была возможность поменять и скорректировать звучание. И это еще не все. Когда SCHIIT начали производить собственные ЦАП, то так и не смогли отдать предпочтение дельта-сигма или мультибитной архитектуре. В результате вы можете заказать один и тот же аппарат в двух разных конфигурациях. На ваш вкус.
Ладно, давайте сюда этот ваш SCHIIT…
Милости просим на schiit.ru, вся аппаратура уже в наличии и к вашим услугам.
Bifrost Multibit: на измерительном чипе
Итак, Bifrost Multibit представляет собой ЦАП, построенный на 16-битном двухканальном конверторе AD5547CRUZ от Analog Device. Если верить разработчикам, данный чип, предназначенный в первую очередь для высококлассного измерительного оборудования, в звуковой аппаратуре до этого вообще никогда не использовался.
Функции цифровой префильтрации реализованы на мощном сигнальном процессоре SHARC, а выходные буферные цепи на операционнике AD8512. Напомню, что в стоящем на ступеньку выше аппарате Gungnir используются более продвинутые 18-битные чипы AD5781BRUZ. За «мультибитовость» у него отвечает все тот же SHARC, обрабатывающий цифровой поток по фирменному алгоритму Schiit, учитывающему не только частотные, но и временные характеристики сигнала.
Тумблер питания сзади, но в силу компактности корпуса, проблем это не доставляет
Корпус ЦАПа оформлен в уже прекрасно знакомом всем фирменном стиле: шасси, отштампованное из стального листа вместе с боковинами, и обернутая вокруг него алюминиевая пластина, служащая и верхней, и фронтальной панелями. На лицевой поверхности обнаружилась единственная кнопка селектора входов — такие же выточенные из алюминия «таблетки» Schiit использует практически во всей модельной линейке.
Одним словом, внешне «кирпичик» производит точно такое же впечатление, как и все его родственники: сделано добротно и аккуратно, дизайн технократичный и без лишнего выпендрежа.
Непосредственно ЦАП и порт USB с контроллером выполнены в виде сменных плат. Отличная защита от морального устаревания
На задней панели все предсказуемо: пара RCA-портов линейного выхода и тройка цифровых портов — USB, RCA и оптика. На любой из них можно подавать цифровые потоки вплоть до 24 бит/192 кГц, включая и 176,4 кГц. Последнее значение стало доступно только с началом установки новой версии USB-интерфейса, построенного на чипе С-Media CM6631A. Впрочем, если вы успели купить ЦАП со старым портом, заапгрейдить его можно самостоятельно, просто заказав новый модуль, выполненный в виде небольшой сменной платы.
Нативная поддержка DSD в Bifrost отсутствует, как, впрочем, и во всех остальных ЦАПах Schiit. Причина все та же — нежелание Майка Моффата идти на компромисс в звучании PCM или серьезно увеличивать стоимость конструкции ради не самого ходового (особенно в США) формата.
ЦАП Schiit Bifrost Multibit и телефонный усилитель Schiit Lyr 2
Если вы регулярно следите за нашими публикациями, то сейчас должны испытать дежавю; очень похожий комплект побывал у нас на тесте не далее как весной этого года. Но теперь мы получили ЦАП Bitfrost в продвинутом мультибитовом варианте, а второй компонент и вовсе новый – гибридный Lyr 2, да еще с опциональными полупроводниковыми «лампами» LISST!
На нашем сайте вы найдете сразу несколько статей по компонентам американской компании Schiit Audio (вот одна из самых свежих). Но мы пока обходили вниманием топовые аппараты в этой линейке, и сегодня заполним этот пробел.
Выпускаемый много лет цифроаналоговый конвертор Bifrost претерпел уже несколько модификаций. Сегодня он доступен в версии с продвинутым USB-входом (приемник C-Media CM6631A), 32-битовым дельта-сигма ЦАПом AKM Verita 4490 или с еще более необычным мультибитовым AD5547. Чтобы этот конвертер, предназначенный для высокоточной измерительной техники, приспособить для воспроизведения музыки, специалисты Schiit применили четырехкратную предфильтрацию, осуществляемую высокопроизводительным SHARC-процессором Analog Devices по особым алгоритмам. Это, пожалуй, ключевое архитектурное отличие более дорогого Bifrost Multibit от стандартной версии. Производитель утверждает, что процессор обеспечивает такую же побитовую точность обработки, как и в топовом мультибитовом Yggdrasil, хотя у последнего обработка данных осуществляется все же восьмикратно. Наш нынешний испытуемый способен принимать данные вплоть до 24 бит/192 кГц, причем данные с упомянутой частотой (или 176,4 кГц) проходят обработку без апсемплинга. Ни один из конверторов не поддерживает нативный DSD – однобитовые потоки проигрываются через промежуточное преобразование в PCM. Причём эта конвертация должна быть задана в настройках источника – плеера или компьютера.
Кстати, точно также сделано и в самом доступном «мультибитнике», выполненном в микроформате Modi 2 Multibit (он активно используется нами в качестве референсного ЦАПа для тестирования аудиосистем вне стен редакции). Но Bifrost выглядит куда предпочтительнее не только из-за более солидного вида. Преобразователь ток-напряжение здесь реализован на операционнике AD 8512, а питается ЦАП не от внешнего адаптера, а от развитой внутренней системы с пятиступенчатой стабилизацией и раздельными контурами для аналоговой и цифровой частей. Собственно, всё это и предопределяет ценовую разницу между конверторами из разных линеек.
Глядя на телефонный усилитель Lyr 2 не сразу понимаешь, почему этот аппарат в иерархии стоит выше, чем бестрансформаторный Valhalla на четырех лампах. Вдобавок, Lyr 2 создан по гибридному принципу, который многие аудиофилы-пуристы, прямо скажем, не приветствуют (хотя, если вдуматься, «чистых» ламповых трактов с цифровыми источниками в природе не существует). Вот и в Lyr 2 входной аудиосигнал лишь «раскачивается» каскадом на лампах 6BZ7 (вместо них можно, разумеется, опробовать и аналоги), а затем передается на полупроводниковый выходной контур с адаптивным усилением, который отслеживает величину выходного тока и оптимизирует параметры каскада под конкретную нагрузку. Например, если наушники «легкие», то Lyr 2 будет работать с ними как однотактник класса А. При необходимости выдать более высокое напряжение на высокоомные телефоны каскад перейдет в двухтактный режим, оставаясь при этом в классе А. А с низкоомной нагрузкой Lyr 2 перейдёт в более энергоэффективный класс AB. Насколько хорошо работает такая адаптация, мы скоро узнаем, но лишний раз подчеркну, что столь хитрый усилитель должен иметь весьма непростую систему питания с внушительным банком ёмкостей, который мы и видим на «борту» Lyr 2.
Производитель утверждает, что процессор обеспечивает такую же побитовую точность обработки, как и в топовом мультибитовом Yggdrasil, хотя у последнего обработка данных осуществляется все же восьмикратно.
В конце концов, этот усилитель можно вообще сделать чисто полупроводниковым, если в керамические панельки, видимые через отверстия верхней панели, взамен 6BZ7 вставить их заменители LISST. Это металлические стаканы с такой же распиновкой, как у вышеупомянутых триодов, но с запаянными внутрь каскадами на полевых транзисторах, работающими при «ламповых» напряжениях. С ними мы тоже проведем полный цикл экспериментов, а пока вернемся к ЦАПу – для начала выясним, чем звучание мультибитового Bifrost отличается от того же Modi 2 Multibit в одной и той же референсной системе.
Главное можно описать одним словом – деликатность. Это касается всех составляющих звучания. При подключении по USB Bifrost Multibit выдаёт более живой и наполненный саунд, хотя тональная картина не меняется нисколько. И без того высокая информативность в среднем регистре (за что мы и о Schiit) вроде и не повышается, но от схематичности Modi 2 Multibit не остается и следа. Чуть больше четкости на краях диапазона, еще выше пространственная точность. Последнее особенно чувствуется по тому, как выстраиваются в звуковой сцене все высокочастотные шлейфы – в пространстве они фокусируются предельно внятно и стабильно. Если воспроизводится соло на ударных, то каждый элемент установки буквально материализуется в воздухе во всех подробностях. Атмосфера также получает чуть иную трактовку: есть прибавка в глубине, уходит излишняя (и скорее всего привнесенная) «живость» или звонкость помещения, где происходила запись – архитектурно-акустические особенности студии или концертного зала прослеживаются лучше. Описанные преимущества Bifrost в полной мере проявляются и при прогоне через оптический интерфейс. Также этот конвертор, как нам показалось, не так болезненно реагирует на сильно сжатые файлы – он все равно пытается выделить музыкальную гармонию, а не артефакты. И еще одно наблюдение: он не скатывается к сухому или агрессивному характеру воспроизведения, если использовать посеребренные кабели. Запас в органичности и пластике звучания таков, что конвертор наверняка сыграется и с дорогими серебряными межблочниками, а это уже серьезная заявка на топовый уровень.
В Lyr 2 входной аудиосигнал лишь «раскачивается» каскадом на лампах 6BZ7 (вместо них можно, разумеется, опробовать и аналоги), а затем передается на полупроводниковый выходной контур с адаптивным усилением.
При прослушивании полной системы Bifrost Multibit + Lyr 2 отправной точкой для всех дальнейших сравнений служил предварительный прогон имеющихся у нас тестовых наушников в тракте модифицированного ресивера TEAC Reference (спрямленная сигнальная цепь в обход темброблока, пятикратно увеличенный буфер питания, аудиофильские межкаскадные конденсаторы, измененный резистивный делитель на телефонном выходе и т.д.). Наилучший результат в этой «пристрелочной» системе показали наушники OPPO PM-2 (32 Ом, чувствительность 102 дБ, подробнее здесь), которые выдали чистый, объемный саунд с отличной динамикой и детальностью. Чуть хуже – у Focal Elear (80 Ом, 104 дБ). Получили чрезвычайно фундаментальный, хотя и не избыточный бас, хорошее пространственное разделение, высокую ясность ВЧ, но заметили транзисторную подкраску, вносимую трактом. Самые дорогие Denon AH-D7200 (закрытая конструкция, 25 Ом, 105 дБ, подробнее) выдали, пожалуй, самое детальное и прозрачное звучание, но оставались вопросы касательно четкости в басах и в нижней середине. Впрочем, ни один из трех вариантов нельзя было назвать идеальным из-за присутствия едва заметных фоновых шумов и наводок.
Теперь в систему включаем Lyr 2 в базовом ламповом варианте. С магнитопланарными PM2 оптимален режим усиления Lo (тумблер чувствительности находится на задней стенке). С ним возрастает общая четкость. Высокий уровень акустического комфорта достигается реалистичной нюансировкой и тональной нейтральностью. Отмечаем очень чистый аналоговый шум. Музыкальный баланс ровный, хотя любители «колбасного» баса могут посетовать на некоторый его дефицит. Верх именно пластичный, без нарочитой звонкости. Основной минус: вроде слабовата атака. Звук меланхоличный, отчего хочется сделать погромче, но если сделать ровно наоборот, слегка повернув регулятор влево, то динамический рисунок проступает четче и естественнее! А привыкнув к пониженному уровню громкости замечаешь, что оказался в мире восхитительной прозрачности и чистоты, где музыка любого жанра звучит вполне правдоподобно. В позиции Hi этот порог слегка отодвигается к большей громкости, но уже отчетливо слышны шумы тракта. Заодно слегка ослабляется самый низкий бас.
Если воспроизводится соло на ударных, то каждый элемент установки буквально материализуется в воздухе во всех подробностях.
С Focal Elear сразу отмечаешь явное… замедление хода времени. Музыкальный ритм будто теряет в темпе (но не в динамике!), отчего и музыка воспринимается иначе – полнее открываются все исполнительские и артикуляционные нюансы, еще более колоритны тембры. Вот как объяснить этот удивительный эффект? Похоже, мозг уже не перегружается потоком музыкальной информации, а будто смакует её, растягивая удовольствие. И бас воспринимается как предельно правдоподобный для открытых наушников – проработаны самый низкие составляющие. Оптимальна установка Lo – в нем звук словно попадает в уши извне. А в Hi уже выявляются легкие системные «дефекты» – шумы тракта, микрофонный эффект, какая-то едва уловимая подраска, из-за которой ослабляется изумляющее разделение разных по природе высокочастотных фрагментов. Кстати, с Elear тоже заметен некий «качественный порог» на ручке громкости, вызванный, очевидно, адаптивностью усилителя, но он выражен в меньшей степени.
Забегая вперед скажем, что именно французские наушники в нашем тесте образовали самый интересный и музыкальный танденм с Lyr 2 на лампах 6BZ7. C AH-D7200 звучание покоряло скорее «внешними» данными: широчайшим диапазоном, показательно детальной проработкой высоких и верхней середины, выдающейся гармонической насыщенностью. Всё вроде классно: любые воздушные оттенки – как на ладони, средний регистра – вообще какой-то гармонический деликатес с темпераментной динамикой, но сцена остается в голове, а верхний бас чуть грузноват. Его назойливость можно ослабить переключением усилителя в Hi (скорректировав, понятно, и громкость), но с ним снижается и «процент жирности» самых низких составляющих. Слишком много компромиссов…
Высокий уровень акустического комфорта достигается реалистичной нюансировкой и тональной нейтральностью. Отмечаем очень чистый аналоговый шум.
Меняем лампы на полупроводниковые модули. С ними Lyr 2 даже «в холостую» звучит абсолютно иначе. Собственные шумы заметно ослабевают. Низкие, зудящие или свистящие составляющие отсутствуют в принципе. А сам фон по спектру близок к так называемому «зеленому шуму» окружающей среды. Поэтому если вы просто выкрутите громкость на максимум, не включая музыки, то вам покажется что в наушниках отдаленно слышится шум не то водопада, не то ветра, гуляющего над лесом… Второе отличие, замеченное со всеми наушниками, – более благозвучная трактовка самых мощных динамических контрастов при филигранной микродинамике. А это многое меняет.
PM-2 начинают звучать как наушники закрытого типа: уплотнятся весь тембральный рисунок, появляется приятная компрессия на басах, чуть притемняется искристость верхов. Саунд получается более телесным и где-то даже более душевным. Порог комфортной громкости прослушивания повышается, но «граница чистоты», отмеченная ранее, пролегает ниже. И в позиции Hi мало что меняется.
С Elear звучание слегка тускнеет, пространство кажется более камерным, но разборчивость не страдает. Подача всех контрастов мягкая, без диссонансов, хочется слушать громче или совсем громко – уровень комфортного листинга чрезвычайно высок, а это ценнейший плюс для тех, кто любит симфоническую классику или оперную музыку с её необъятным диапазоном. Но эта связка также подробно выявляет и малейшие технические огрехи фонограмм или следы сжатия файлов. Предпочтительнее, пожалуй, установка Hi. В позиции Lo динамика вроде чуть живее, верхний регистр подается богаче, но регулятор громкости приходится выкручивать далеко за среднюю отметку.
Похоже, мозг уже не перегружается потоком музыкальной информации, а будто смакует её, растягивая удовольствие. И бас воспринимается как предельно правдоподобный для открытых наушников.
Больше всего удивили Denon AH-D7200. С полупроводниковыми модулями в Lyr 2 – буквально суперсочетание! Верх чище, острее, динамичнее и при этом намного нейтральнее. Бас избавляется от лишнего «жирка». Сцена отрисовывается в микроскопических подробностях. В позиции Lo саунд как будто становится проще. Регулятор громкости, понятно, выкручиваем дальше, чтобы получить субъективно тот же уровень, но динамический темперамент уже не кажется правдоподобным, начинаешь замечать легкую чашечную подкраску, верх перестает звучать девственно чисто. Сложно сказать, происходит это из-за адаптивности усилителя или из-за других факторов, но преимущество режима Hi с закрытыми наушниками становится очевидным. Именно в таком составе, с «лампами» LISST в усилителе, и с ЦАПом Bifrost Multibit, эти компоненты и воспринимаются наилучшей альтернативой какой-либо большой и дорогой персональной аудиосистеме.
СИСТЕМА
- Источник Apple Mac Mini Late 2014 Intel Core i5 и Apple MacBook Air A1465
- CD-проигрыватель TEAC Reference PD-H300 Mk III
- Ресивер TEAC Reference AG-H300 Mk III (модифицированный)
- Акустические системы Castle Richmond Classic 3i (модифицированные)
- Наушники Denon AH-D7200, Focal Elear, OPPO PM-2, Sennheiser HD 595
- Внутриканальные мониторы TDK TH-ECBA700
- Кабели: межблочные QED Signature Audio и RealCable CA1801 (модифицированный)
- оптический Oehlbach XXL Series 80
- USB InAkustik Reference High Speed USB 2.0 и QED Reference A-B
- акустические Kimber Kable 12TC
ЦАП Schiit Bifrost Multibit
schiit.ru/products/bifrost-2
Коммутация: оптический TOSLink, коаксиальный входы, USB Type-B (2.0), линейный выход || Разрядность принимаемых данных: от 16 бит/44,1 кГц до 24 бит/192 кГц || Выходное сопротивление: 75 Ом || Выходное напряжение: 2 В || Воспроизводимый диапазон: 20 – 20 000 (при неравномерности +/-0,1 дБ) || Уровень нелинейных искажений: 0,005% || Уровень интермодуляционных искажений: 0,008% || Отношение сигнал/шум: 108 дБ || Габариты: 230 х 175 х 60 мм || Масса: 2,3 кг || Цена: 50 490 руб.
Телефонный/предварительный усилитель Schiit Lyr 2
schiit.ru/products/lyr-2
Коммутация: линейный вход, регулируемый выход, выход Phones 6,3 mm || Выходное сопротивление: 0,3/0,7 Ом || Выходная мощность в канал: 6 Вт (32 Ом), 4 Вт (50 Ом), 660 мВт (300 Ом), 330 мВт (600 Ом) || Воспроизводимый диапазон: 20 – 20 000 (при неравномерности -0,1 дБ) || Уровень нелинейных искажений: 0,01% || Уровень интермодуляционных искажений: 0,01% || Отношение сигнал/шум: 98 дБ || Габариты: 230 х 175 х 83 мм || Масса: 3,4 кг || Цена: 43 490 руб. (+10 990 руб. за комплект LISST)
поделиться
Tags: Bifrost MultibitLyr 2SchiitВыбор экспертаУдачная покупка
Lyr 2: динамический адаптивный выходной каскад
Теперь переходим ко второму участнику нашего тандема. Lyr 2 — гибридный лампово-транзисторный усилитель для наушников, по уровню (среди ламповых моделей) уступающий только балансному Mjolnir 2. Внешне ЦАП и усилитель очень похожи, разумеется, за исключением органов управления и двух пальчиковых радиоламп, выглядывающих из отверстий на верхней панели.
Помимо самих ламп, теплым ламповым светом светится пара распаянных на плате светодов
В тестовом экземпляре оказались установлены 6BZ7 канадского производства, но конструкция допускает использование довольно обширного списка двойных триодов, включая 6DJ8, 6922, ECC88, 2429 и т.п. Единственное ограничение — они должны стабильно работать при токе накала не более 415 мА. Так что простор для экспериментов широк, что, конечно, не может не радовать. Более того, помимо электровакуумных приборов, в панельки можно устанавливать и твердотельные усилительные модули LISST (они буквально в два счета превратят гибридный усилитель в полностью транзисторный).
Переключатель Gain пригодится для «тугих» наушников — он повышает коэффициент усиления с 1 до 7
LISST — фирменная разработка Schiit. Внутри металлической трубки с ламповым цоколем установлены два MOSFET-транзистора, работающих в режиме обеднения, то есть при низком токе стока, характерном для полевиков со встроенным каналом. Впрочем, на практике я твердотельные модули пока не испытывал, так что на этот раз разговор пойдет исключительно о настоящих лампах.
Две трети корпуса занимает блок питания. Рядом с гнездами ламп видны защитные реле
6BZ7 трудятся во входных каскадах, в то время как на выходе стоят транзисторы, образующие, как это называют сами разработчики, «динамически адаптивный выходной каскад». Суть его работы — в постоянном контроле выходного тока, посредством которого усилитель адаптируется под текущие нагрузочные параметры наушников. Цель — максимально расширить границы однотактного, а затем двухтактного режимов работы в классе А, в том числе и для высокоомных наушников. Но на больших уровнях мощности переход в АБ все равно неизбежен.
Заявленный ресурс штатных ламп порядка 5000 часов. Новые в случае чего заказать не проблема
Во втором поколении Lyr, данная система была оптимизирована в плане снижения высокочастотных искажений. Кроме того, в борьбе за снижение уровня шумов новый аппарат получил модернизированную систему высоковольтного питания лампового каскада и улучшенные схемы коррекции накального напряжения.
Bifrost 2 и Asgard 3 от Schiit Audio – новинки осени
Давным-давно, в далекой Калифорнии компания Schiit Audio
начала производство компактных Hi-Fi компонентов. И назывались они
Asgard
и
Bifrost
. А 28 августа 2020 года были выпущены новые версии
Asgard 3
и
Bifrost 2
, которые радикально отличаются от предыдущих моделей и, к тому же, являются крайне выгодным вложением денег благодаря возможности аппаратной модификации и софтверного апгрейда.
«Именно с этих двух устройств началась история нашей Asgard был первым устройством, которое мы выпустили в июне 2010. Это был усилитель для наушников, работающий в классе А, и собирали мы его в гараже. В том же самом гараже мы работали в сентябре 2011 года, когда был представлен ЦАП Bifrost, наше первое цифровое устройство. И Asgard 3, и Bifrost 2 являются результатом глубокой переработки предыдущих схем, и мы очень гордимся тем, что получилось.»
Усилитель для наушников Asgard 3
теперь выдает в 3,5 раза больше мощности (3,5 Вт на нагрузку 32 Ом). Его выходные каскады работают не в классе А, как это было в предыдущих версиях, они выстроены с применением фирменной схемотехники
Continuity™
, которая также была реализована в моделях
Lyr 3
и
Aegir
. Схемотехника
Continuity
позволяет усилителю выходить за пределы возможностей классического класса А. В стандартном режиме
Asgard 3
выдает 500 мВт мощности в классе А и с большинством наушников не выйдет за рамки этого значения. Однако, если потребуется больше мощности, он обеспечит до 3,5 Вт на 32-омной нагрузке в каждом из каналов.
Asgard 3
имеет модульную конструкцию и по желанию пользователя его можно оснастить модулем USB-ЦАП на базе чипа
AK4490
или фирменной мультибитной схемы
True Multibit DAC
. Модули ЦАП используются те же, что и в моделях
Lyr 3
и
Jotunheim
. Таким образом
Asgard 3
превращается в полнофункциональное моноблочное решение, которое удобно разместить на рабочем столе рядом с компьютером.
Тем, кому по душе отдельный ЦАП, компания Schiit Audio
предлагает модель
Bifrost 2
, базирующуюся на новейшей аппаратной платформе
Autonomy™
и имеющую вход
Unison USB™
.
Unison USB
в
Bifrost
это премьера фирменного решения от
Schiit Audio
. Оно не основывается на популярных микросхемах вроде
C-Media
или
XMOS
, а является полностью оригинальным UAC2-совместимым интерфейсом, собранном на микроконтроллере от
Microchip
.
«В итоге, Unison USB — это наш любимый интерфейс,»
сказал сооснователь Schiit Audio
Майк Моффат
.
«он не просто максимально близок или настолько же хорош как и SPDIF, он реально лучше него.»
Система
Ну и наконец практика. Основными тестовыми наушниками на этот раз стали планарно-магнитные OPPO PM-2. В основном по той причине, что я достаточно долго слушал в них связку Gungnir/Ragnarok. Таким образом, удалось получить верхнюю реперную точку исследования. Кроме того, для полноты ощущений были опробованы 22-омные арматурные вставки Shure 425 и небезызвестные 300-омные фулсайзы Sennheiser HD 650. Забегая немного вперед, скажу что 6-ваттный (на 32-омной нагрузке) Lyr 2 любые из них контролировал целиком и полностью, хотя повышенный коэффициент усиления на HD 650 я все же включил.
На фоне наушников отлично ощущаются реальные габариты аппаратиков
Чтобы как следует разобраться с музыкальной сценой, а заодно испытать Bifrost в отрыве от Lyr 2, сигналы с линейных выходов обоих устройств подавались на усилитель NAD C356 с нагруженными на нее полочниками Dali Ikon 2 mk 2. Понятное дело, Lyr 2 подключался напрямую к оконечной секции.
Бархатистый вокал и рэп с фортепианной музыкой
Надо заметить, ламповую технику я до этого не слушал примерно пару месяцев. Просто как-то не попадалось интересных комплектов. Так что уши и музыкальное сознание от прошлых экспериментов отвыкли и пребывали на устойчивой транзисторной волне.
Первой композицией стала «Impossible Love» Melody Gardot. Эта камерная вещь интересна сочетанием сложных, филигранно прописанных переборов акустической гитары со специфическим, густым, к тому же местами прописанным в две дорожки голосом самой Melody (кстати, это ее настоящее имя).
На тестах использовались межблочники QED Signature Audio S
Самое яркое ощущение: в сравнении с цельнотранзисторными системами примерно равной ценовой категории (например, Asus EONE MKII MUSES) в звучании заметно уменьшились акценты на сибилянтах и медных ударных. Интересно, что динамика и детализация в средне-верхнем диапазоне при этом хуже практически не стали. А вот вокал раскрылся удивительным образом: он оказался более осязаемым, рельефным и бархатистым — можно сказать, ламповым в самом хорошем смысле этого слова. Ему под стать басы порадовали плотностью и упругостью, на OPPO PM-2 они даже иногда казались слегка гипертрофированными.
По прозрачности и локализации образов в музыкальной сцене комплект предсказуемым образом уступает старшим братьям Gungnir/Ragnarok, причем в большей степени это относится к Lyr 2 с его специфической подачей. В полностью транзисторном тракте Bifrost выдает более развернутое ощущение пространства при внушительной ширине сцены и весьма неплохой микродинамике на ВЧ. Впрочем, легкая теплота в среднем регистре, как мне показалось, у него тоже присутствует.
Лампы устанавливаются в добротные керамические панели
Что касается жанровых предпочтений, то они у связки Bifrost/Lyr 2, безусловно, присутствуют. В первую очередь это камерный (особенно вокальный) джаз, блюз и, как ни странно, рэп с фортепианной музыкой. Вдоль и поперек переслушанные записи Гленна Гульда… нет, не зазвучали совсем по-другому, но жизни в них стало однозначно больше. Может, дело еще и в том, что сделаны они по большей части тоже на ламповой технике?
Кстати, не менее интересно (хотя абсолютно по-другому) звучат и треки в Hi-Res. К примеру, исчерпывающая детализация ударов медиатора по металлическим струнам в некоторых композициях Joe Bonamassa не выпирает на передний план, но продолжает подчеркивать филигранность исполнения. Это как воспроизводить ролики в 4K на хорошем телевизоре Full HD — детали глаз резать не будут, но общее впечатление от картинки на порядок улучшится.
Надежность разъемов и тумблеров сомнений не вызывает
Вышесказанное вовсе не означает, что системе не стоит предлагать классику или, скажем, электронику. Стоит, причем результат почти наверняка окажется весьма интересным. Более того, может запросто развиться привыкание к этой мягкой мелодичной ауре, удивительным образом содержащей в себе и мускулистые басы, и быстрые звонкие атаки струнных. Но тонкость в том, что если в соседней комнате у вас стоит математически точная система, вроде того же тандема Gungnir/Ragnarok — жить придется в состоянии постоянного когнитивного диссонанса.
Хотя… Придя вечером домой частенько хочется завалиться на диван в наушниках и наконец перестать скрупулезно анализировать потоки информации, в том числе и музыкальной. Просто лежать и слушать звук. И дело не в том, что он теплый и ламповый, а в том, что многогранный и гармоничный, как бы банально это ни звучало.
Достоинства: Очень интересное, действительно лампово-транзисторное звучание. Возможности для экспериментов с разными лампами, добротность конструкции, компактность.
Недостатки: Смартфон Sony Z5 Compact отказался подключаться к Bifrost при уровне заряда аккумулятора менее 70%, жалуясь на слишком высокий ток, потребляемый по USB. Впрочем, Schiit настоятельно рекомендует использовать активный USB-концентратор при подключении к мобильным гаджетам любого из своих ЦАПов, так что к Bifrost тут претензий не предъявишь.
Официальный сайт: Bifrost Multibit, Lyr 2
Цена: Bifrost Multibit – 58 990 рублей, Lyr 2 – 46 990 рублей