Обзор Миниатюрного стереокомплекса Ода 102 СВР Россия 1997 год


Фото прислал Александр (Allroy), Новороссийск

По случаю достался мне «модернизированный» усилитель мощности «Ода-УМ102С». Модернизация была произведена неизвестным мастером настолько сурово, что в живых остались только хорошие «мясистые» радиаторы. Вот к ним я и решил приспособить свой новый проект, который плавно вытек из старого в связи с желанием опробовать новую идею в железе.

Содержание / Contents

  • 1 Схема усилителя «Green Lanzar» и детали
  • 2 Настройка «зелёного Ланзара»
  • 3 Файлы

Стереофонический радиокомплекс «Ода 102 Стерео» с 1986 года выпускал Муромский . Комплекс обеспечивал приём моно и стереопередач в диапазоне УКВ, запись моно и стереофонических программ, с последующим воспроизведением. Комплекс состоял из 5-ти функционально законченных блоков: УКВ тюнера «Ода-102С», кассетного магнитофона-приставки «Ода-302С», усилителя мощности «Ода УМ-102С», предварительного усилителя «Ода УП-102С» и 2-х акустических систем «15АС-213».
Отечественная радиотехника 20 века

Ода 102 тюнер переделка на фм

Лет десять. двенадцать назад в радиолюбительских журналах часто публиковались статьи по перестройке импортных приемников с FM-диапазоном (88. 108 МГц) на диапазон УКВ-1 (65,8. 75,0 МГц). В то время вещание велось исключительно в диапазоне УКВ-1.

Сейчас ситуация изменилась кардинальным образом. Эфир в диапазоне 100. 108 МГц практически повсеместно заполнен. В продаже имеется много импортных и отечественных радиоприемных устройств с диапазоном УКВ-2 или с общими (УКВ-1 и УКВ-2).

Так как диапазон УКВ-1 фактически «осиротел», гигантский парк старых радиоприемников и магнитол остался «не у дел». Дать им вторую жизнь можно путем сравнительно несложной доработки блоков УКВ этих приемников. При этом следует отметить следующие моменты. Переделка недорогих переносных приемников («ВЭФ», «Спорт», «Сокол», «Океан» и т.п.) должна быть минимальной и обеспечивать прием 3. 7 радиовещательных станций УКВ-2 диапазона в данном регионе. Для стационарных аппаратов более высокого класса с наружной УКВ-антенной желательно сохранить все его технические параметры (чувствительность, стабильность гетеродина, широкую шкалу и т.д.).

Обычно блок УКВ радиоприемника содержит входную цепь, 1-2 каскада УВЧ, гетеродин, смеситель, каскады УПЧ. Как правило, это 4 (реже встречается 5) LC-контуров. Имея принципиальную (еще лучше и монтажную) схему радиоприемника, несложно определить все необходимые узлы (катушки индуктивности, емкости и т.п.). Первый контур УПЧ и все последующие каскады в переделке не нуждаются.

Понятно, что для диапазона 100. 108 МГц емкости и индуктивности всех LC-контуров блока УКВ-1 должны быть уменьшены. Теория и практика утверждают, что емкость контура изменяется пропорционально длине волны, а число витков катушки индуктивности – корню квадратному из этой величины.

При переходе от диапазона УКВ-1 к диапазону УКВ-2 и при неизменных индуктивностях (число витков катушек индуктивности не изменяется)-это вариант для переносных приемников для средних частот диапазонов (69,0 МГц и 104,0 МГц) – получаем следующее соотношение для емкостей:

где СУКВ-1 – общая суммарная емкость контура диапазона УКВ-1; СУКВ-2 – та же емкость диапазона УКВ-2. В реальной схеме блоков УКВ в эти емкости входят впаянные в контур конденсаторы, паразитные монтажные емкости, межвитковая емкость катушки индуктивности, входная емкость транзисторов.

С учетом этого, на практике больше подходит следующее соотношение емкостей:

Кроме того, в блоках УКВ можно в некоторых пределах менять индуктивность контурных катушек, вращая подстроечные сердечники. Обычно гетеродин блока УКВ-2 для диапазона 100. 108 МГц должен перестраиваться в пределах 110. 119 МГц (с запасом) при ПЧ = 10,7 МГц, и в пределах 106. 115 МГц при ПЧ = 6,5 МГц, т.е. выше частоты сигнала. На принципиальной схеме блока УКВ-1 отмечаем те емкости, которые будут выпаяны из схемы полностью, а также те емкости, которые будут заменены на другие, с меньшим номиналом. Обычно это миниатюрные дисковые керамические конденсаторы.

Конденсаторы необходимо подобрать заранее, зачистить и залудить выводы, укоротив их до минимума. Если нет прибора для точного измерения емкости, частично поможет решить проблему приводимая ниже табл.1, где размер и цвет конденсатора подскажут пределы номинальной емкости.

Группа ТКЕ, цвет корпусаПределы номинальных емкостей (в пФ) при диаметре корпусаЦвет маркировочной точки
4мм5мм6мм
П120, синий1,0…2,22,7. 3,94,7…7,5
ПЗЗ, серый1,0..3,94,7. 7,58,2. 10
М47, голубой1,0..4,75,1. 1011. 15
М75, голубой1,0..1112. 2427. 39Красная
Н700, красный10. 1820. 3336. 56
Н1300, зеленый18. 4751. 8291. 130
Н70, оранжевый680, 100015002200

Для наглядности можно сравнить номиналы емкостей в радиоприемниках «VEF-221» и «VEF-222», которые построены по одинаковым схемам с одними и теми же катушками индуктивности («VEF-221» имеет диапазон 87,5. 108 МГц, «VEF-222» — 65,8. 74,0 МГц). Эти данные взяты из заводского руководства по эксплуатации (табл.2) Номиналы емкости даны в ней в пикофарадах.

Тип приемникаЕмкостной делитель входной цепиПоследовательная емкость контура УВЧПараллельная емкость контура гетеродинаПоследовательная емкость контура гетеродинаЕмкость в цепи АПЧПараллельная емкость контура УВЧ
С3С4С6С13С14С15С19
VEF-2218233332/10625,1
VEF-22233824722751215

Похожие схемы УКВ-блоков – у радиоприемника «ВЭФ-215» и магнитолы «ВЭФ РМД-287С», так что данные табл.2 и здесь подойдут для переделки УКВ-блоков этих устройств.

Другой пример – съемный автоприемник типа «Урал-авто-2» (входная цепь, два каскада УВЧ на транзисторах ГТ322А, гетеродин на микросхеме 224-й серии с индексом ЖА1 или ХА1). Во входной цепи в емкостном делителе С1-С2 меняем С1=22 пФ на 5,1. 6,8 пФ, С2=33 пФ – на 10. 12пФ. Конденсаторы С5, С7 и С14 по 33 пФ (последовательные емкости с КПЕ 1-го, 2-го каскадов УВЧ и гетеродина) меняем на 12. 13 пФ. В контуре гетеродина подстроечный сердечник из феррита (0 2,88 мм) меняем на латунный с резьбой (диаметр 3 мм). Еще пример—тюнер «Radiotechnika Т-101-стерео» (УКВ-блок на транзисторах КТ368А и КТ339А, перестройка — варикапы КВС111А). Параллельные емкости СЗ = 15 пФ (входной контур), С14 = 15 пФ (УВЧ), С18 = 9,1 пФ (гетеродин) демонтируем. Последовательные емкости С4 = 130 пФ, С13 = 130 пФ (входная цепь и УВЧ) меняем на 43. 47 пФ, а С15 = 82 пФ (гетеродин) — на 27. 33 пФ. Для растяжки шкалы контурную катушку гетеродина осторожно выпаиваем и сверху катушки отматываем 1,5 витка, снизу — 1 виток (отвод от 0,9. 1,2 витка как и было). Затем катушку осторожно впаиваем на место.

↑ Схема усилителя «Green Lanzar» и детали

Если присмотреться, то это типичный «Ланзар», только выход у него несимметричный. Но, так как VT8+VT10 представляют собой составной транзистор по схеме Дарлингтона, а VT9+VT11 — пару Шиклаи, то каждую их этих пар будем считать за один транзистор. Поэтому несимметричным выход этого усилителя кажется только на первый взгляд. Ну и работает усилитель соответственно его прототипу — качественно и без истерик.

Поскольку необходимая мощность усилителя ограничивалась радиаторами и колонками 25АС-126, для которых и задумывался этот проект, то питание было выбрано биполярное ±25 Вольт. Номинальное входное напряжение 0.8 Вольта. При этом выходная мощность усилителя составляет 25 Ватт на 4-х Омах и имеется некоторый запас на пики сигнала Ватт эдак до 35-и.

Любителям мощности побольше

, а я тоже к таковым отношусь, могу сказать, что данную схему можно раскачать и
до 200 Ватт
, увеличив напряжение питания, обвесив её дополнительными транзисторами и изменив номиналы некоторых элементов. Но это другая история.

В данном конкретном усилителе я поставил на выход МОСФЕТы BUK657, но опять же если у вас есть под рукой другие N-канальные мощные полевики, то можно ставить их, о чем я писал ранее.

Исключён фрагмент. Полный вариант статьи доступен меценатам и полноправным членам сообщества. Читай условия доступа.

Как изготовить L1 я описывал на датагорском форуме, но если кого такой вариант напрягает, то катушку можно намотать на 2-ваттном резисторе 10-33 Ом проводом диаметром 0.8 мм в один слой.

VT5, VT6 снабжены небольшими радиаторами, представляющими из себя алюминиевую пластинку 10×20 мм.

Третий акт.

Действующее лицо «Ода-102», но не та, а с новым магнитофоном «Ода-МП303». Как я раньше писал, что протяжки магнитной ленты закупал за валюту, эту самую валюту стали экономить. Краник из Венгрии закрутили, поставив конструкторов данного комплекса в позу ищеек. И выход нашли, да какой!!!!! «Ода-102» получила лентопротяжку с электронно-логическим управлением советского производства. УРА. Впору можно было бы подумать и о «лентяйке», кто не понял объясню, это пульт дистанционного управления. Но увы, в те далёкие годы пультов не было, грустно.

↑ Файлы

В архиве находится рисунок печатной платы усилителя. ▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Спасибо за внимание!
Андрей Зеленин, Киргизия, г. Бишкек
19.07.2015 Дополнение от Александра / Allroy

Настройка минимальна, схема для начинающих очень хороша! Вот что я снял осциллографом на нагрузке 8 Ом (резистор).

ОДА ШЕДЕВРУ.

Как и следует заголовку, речь пойдёт о шедевре и этот шедевр советской радио-электронной промышленность создали конструкторы Муромского . Я бы этим гениям отлил бы бронзовые бюсты при жизни. Долгих лет Вам уважаемые гении.

Итак: «Ода РЭМД-201» прошу вас только её любить, жаловать не надо. Ну, полетели, в 1988 году родилась «Ода РЭМД-201» первая и единственная и гениальная и ….. заклинил, нужно ведь конкретику писать. Роды прошли без патологий, родился вундеркинд, подробно изложу ход своих мыслей и да же более. В принципе рассмотрев данный аппарат метров так с десяти, даже опытный эксперт в области радиоаппаратуры наверняка скажет следующее, ну я вижу два «кармана», то бишь магнитофона, вижу проигрыватель виниловых пластинок, вижу шкалу приёмника. Не согласиться не возможно, он прав. Но стоит подойти на расстояние вытянутой руки и внимательно присмотреться, всё тут же меняется. Неземной восторг вызывают клавиши записи на обеих магнитофонах, этого нет в советских двухкассетниках и нет в зарубежных. Круто аж жуть, а как актуально было. Взяв пластинку на один час, можно было её не записать на один магнитофон, по простой банальной причине-дефектная кассета, «Ода-201» записав пластинку одновременно на две кассеты гарантировала вам качественную фонограмму. Приятно удивила функция прослушивания двух кассет одновременно, почему? А вот почему, на первой кассете у меня текст, на второй тихая музыка, вместе текст на фоне музыки-круто. А вот теперь мощная бомба. Прошу всех спуститься в бомбоубежище. У «Оды РЭМД-201» есть кнопки «память селектора», что это, а вот что. Приведу пример, я захотел записать виниловую пластинку на первый магнитофон, для этого я кладу её на диск и включаю первый магнитофон на «запись», нажав кнопку один памяти селектора я с коммутировал эту цепочку и первый магнитофон жёстко «привязался» к проигрывателю. В данный момент я решил послушать приёмник, а там хороший концерт, я нажимаю клавишу «запись» на втором магнитофоне и кнопку два «память селектора», теперь второй магнитофон «привязан» к приёмнику. Но это не всё, я теперь могу слушать и пластинку и приёмник и внешний источник, а мои магнитофоны пишут только с источников к которым «привязаны». Вот такой этот музыкальный ящик. Во всём мире нет дива такого дивного.

Ода 102 СВР.

Муромский выдал на гора ещё одну модель. И она называется, (барабанная дробь), «Ода-102СВР», модель 1997 года. Данная модель лишилась усилителя в двух блоках (УП) и (УМ), стал усилитель полный, «Ода У-102», он же «Ода У-202», принципиальных различий схемотехники замечено не было, только корректор магнитного звукоснимателя распаяли на плате предварительного усилителя, как водится забыв его за экранировать. Магнитофон в данной комплектации был всё на той же Раменской механике, а УКВ приёмник пришпандорить забыли. Как заведено было в те годы, эту «Оду» уже Российский покупатель не обнаружил на пыльных полках магазинов. Колонки остались прежние 15 АС-213.

Продолжение.

Ну вот, валюты нет, лентопротяжки Венгерские закончились, но как то надо выполнять пятилетний план и опять Муромские разработчики на время стали поисковиками. И опять фортуна им помогла, нашли Раменские механизмы. И появилась «Ода РМЭД-201-2». Но в Муроме специалисты загрустили, спросите почему, отвечу. Раменская механика оказалась настолько капризной, что привело разработчиков в уныние. Причиной отказов стала «программная шестерня», из за неё механизм работал не корректно, а попросту не включались режимы заданные с кнопок управления. И данный аппарат не дошёл до торговой сети, дабы не было 100% рекламации. Альтернативы ему (механизму) найдено не было, да и годы наступали девяностые. Печалька.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: