Что за характеристика

Итак, добротность динамика — что это за показатель? Ориентируясь на эту характеристику, можно в первую очередь определить, как затухают колебательные движения звукоизлучателей. Считается, что слишком большим этот показатель у головок быть не должен.

 

Вам будет интересно:Дискурсивный анализ: понятие и роль в современной лингвистике

Если значение добротности у динамика высокое и равно, к примеру, 2 или 3, значит, колебания в нем будут продолжаться даже уже после того, как исчезнет вызвавшая их сила. Это, конечно же, приведет к снижению качества звука. В динамике начнут возникать раздражающие слух шумовые эффекты.

При низкой добротности (меньше 1) колебания в устройстве затухают очень быстро. То есть мембрана в динамике после резкого воздействия практически сразу приходит в стабильное состояние. В результате устройство выдает более чистый и приятный для слуха звук. Соответственно, о том, как повысить добротность динамика, специалисты задумываются редко. В основном при конструировании акустических систем мастера стараются сделать этот показатель более низким.

 

Как понизить резонансную частоту динамика

Если тебе не жаль такого матюгальника то отдели экранирующий стакан и один внути приклеенный магнит.

Кхм. Ну, уменьшится отдача динамика. И что? На резонансную частоту-то это как повлияет? Резонансная частота останется таковой даже без магнитной системы, ибо сие есмь частота механического резонанса подвижной системы динамика. А зависит она в свою очередь как раз от жёсткости подвеса и массы этой самой системы.

ZoidBerg

, таки, если жёсткостью подвеса не удаётся выйти на нужную частоту резонанса — может, массой попробовать? Типа, вклеить вместо картонного защитного колпачка металлический? За остальные характеристики (ширина полосы, искажения) не ручаюсь — не аудиофил, но резонанс таким методом варьировать очень даже удобно будет.

 

Вырезать с другова такого же.

Эт не вариант. На другом — мягче? Другое дело — уменьшить жёсткость центрирующей шайбы, прорезав в ней секторные окна. Минусы — разбирать дин таки придётся, во первых, и во вторых — вариант необратим, в случае провала придётся искать новое кольцо.

ZoidBerg

, а насчёт массы — проверь таки вариант. Временно утяжелить диффузор можно, например, куском строительной «липучки». А в том гр-ле, о котором ты писал, малая масса диффузора как раз и компенсируется малой жёсткостью подвеса. С увеличением массы резонансная частота понижается, и с уменьшением жёсткости тоже понижается.

ДОБАВЛЕНО 27/12/2009 01:54

а,понял завтра начну пробовать,а то сегодня ужо поздно будить соседей)))))))

Вот бы ещё знать, что там за материал. Плюс ко всему — многие синтет. материалы временно размягчаются, например, ацетоном. Но кто пробовал размягчить ацетоном, например, ПВХ трубку — знают, во что она превращается через пару дней. Т.е размягчается она прекрасно, прямо таки резиновой становится, но. улетучиваются делавшие её мягкой до размягчения ацетоном пластификаторы, и через день другой это уже не ПВХ, это больше по жёсткости полистирол напоминает. Так что размягчать «абы чем» не рекомендую.

ДОБАВЛЕНО 27/12/2009 02:05

 

тока про этот материал ниче нет

ДОБАВЛЕНО 27/12/2009 02:08

кстати когда я на него капнул 646го подвес вспух в том месте,а потом выровнялся

ДОБАВЛЕНО 27/12/2009 02:11

. когда испарился 646-й, возможно, унеся с собой часть пластификатора. Я выше о том и писал.

ДОБАВЛЕНО 27/12/2009 12:16

вот у того динамика PJ подвес — тот же материал подвеса,тока тоньше тут еще нашел-можа дин мягчить 10 герцами на высоком уровне сигнала?

ДОБАВЛЕНО 27/12/2009 12:36

 

блю,10 герц разве не влиляют на психику?

Где в динамике концентрируются запасы энергии

Вам будет интересно:Повышение квалификации государственных служащих: профессиональная переподготовка, обзор учреждений

При подаче на головку сильного синусоидального сигнала запасы энергии будут концентрироваться в первую очередь в растянутых пружинах, при затухающих колебаниях стремящихся вернуть DIV в центральное положение. DIV у современных динамиков может иметь разный вес. Соответственно, и пружины в конструкции звукоизлучателя используются неодинаковой жесткости. То есть чем тяжелее динамик, тем больше в нем имеется запасов энергии.

Потери энергии динамиком

Устройства этого типа предназначены в первую очередь для излучения звука, воспринимаемого человеческим ухом. Передача таких колебаний в окружающую среду и является потерями энергии динамика. Однако КПД у современных динамиков обычно очень низкий. Поэтому на долю передачи звука приходится лишь небольшая часть расхода устройством энергии. Обычно таким путем происходит меньше 1 % всех потерь.

Расход на звуковые колебания в динамике является самым важным показателем. Ведь именно для передачи звука такие устройства и конструируются, и производятся. Но все же гораздо больше потерь в таком оборудовании является чисто механическими. Очень много энергии в таких устройствах тратится на трение:

  • Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

    Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

    в подвесах;

  • в магнитном зазоре;
  • об воздух и пр.

Самый же большой расход энергии в динамиках происходит в их моторе. Работают современные устройства этого типа по принципу небольших генераторов, создающих довольно-таки большое сопротивление.

Соотношение запасов и потерь

Вам будет интересно:Подопечный — это когда нет прав?

Таким образом, динамик, имеющий достаточно мощные пружины и тяжелую подвижку, будет накапливать много энергии. Соответственно, и ее количество в устройстве значительно превысит потери. Такой динамик может считаться высокодобротным. Колебания в нем будут затухать медленно. В легком устройстве с не особенно мощными пружинами энергии накапливается меньше. Соответственно, показатель отношения между имеющейся и израсходованной энергией в нем будет небольшим. Такой динамик считается низкодобротным и, соответственно, более качественным.

 

Электрический и механический показатели

Рассчитываться добротность динамиков может несколькими способами. В некоторых случаях при определении этого параметра принимаются во внимание только потери на звук, а также на трение. При использовании такой методики расчета получают показатель механической добротности.

Иногда при вычислениях учитываются только значения расхода на сопротивление мотора динамика. Такая добротность называется электрической. Этот показатель в динамиках обычно имеет небольшие значения. В любом случае механическая добротность в звукоизлучателях всегда превышает электрическую. Обычно такой показатель в динамиках имеет значение больше единицы.

От чего может зависеть показатель

Считается, что наилучшим качеством отличаются современные динамики, имеющие общий показатель добротности (потери электрические и механические), равный примерно 0,7 или ниже. Однако такое значение должно характеризовать динамик с учетом, помимо всего прочего, и его акустического оформления. При этом следует иметь в виду, что последнее всегда чистый показатель добротности устройства поднимает.

К примеру, достаточно часто акустическое оформление динамика представляет собой закрытый ящик. В данном случае к упругости пружины добавляется упругость воздуха в закрытом пространстве. То есть запасов энергии в динамике, оформленном подобным образом, будет больше. Увеличиваться показатель добротности будет и при использовании фазоинвертора, рупора и пр.

Таким образом, акустическое оформление при подборе динамика учитывать нужно всегда. Чистая добротность приобретаемого устройства должна в любом случае быть равна или ниже 0,7. Это позволит создать акустическую систему с качественным звучанием.

Считается, к примеру, что добротность динамика для закрытого ящика должна быть равна примерно 0,5-0,6. При использовании в качестве оформления фазоинвертора оптимальным чистым показателем добротности устройства будет 0,3-0,5. Рупору при этом требуются еще более низкие показатели, поскольку он способен нагружать динамики очень сильно.

Основы электроакустики


На низких частотах диффузор динамика должен рабо­тать как поршень. Между тем обычный конический бу­мажный диффузор с внешним диаметром 250 мм имеет поршневой характер движения лишь на частотах не более 300—400 Гц. Поэтому ведущие фирмы мира буквально изощряются в применении для диффузоров все новых и новых материалов — пластмассы, литых конусов из проч­ной бумаги с металлизированным покрытием, графито­вых материалов, бумаги, армированной слюдой, и т. д. Так, фирмы Panasonic и Technics создали диффузоры сотовой структуры, у которых сотовый диффузор с двух сторон обклеивается фольгой или пленкой. Это расширя­ет поршневой характер движения до частот около 2000 Гц. Фирма Fisher (США) делает диффузоры осаждением ни­келя на пористую основу. В своем новом поколении музыкальных центров, фирма Pioneer приме­нила истинные поршневые динамики. Ход диффузора в них достигает ±20 мм. Акустические системы с такими динамиками получили название Power Bass и при малом диаметре диффузора радуют мощными и густыми басами. Многие фирмы уделяют большое внимание увеличению хода диффузора — это единственная возможность увели­чить отдачу на низких частотах при одновременном умень­шении диаметра диффузора. Широко практикуется глубокое гофрирование диф­фузора НЧ-динамиков. При этом чем ниже частота, тем больше эффективный диаметр диффузора, перемеща­ющего воздушную массу. Такой диффузор тоже нельзя сжать в гармошку — он, по существу, уже подобен ей, так что деформация диффузора при ударных сигналах воз­буждения оказывается достаточно предсказуемой и не опасной. Тщательный расчет на ЭВМ профиля гармош­ки исключает ее повреждение и позволяет получить достаточно равномерную АЧХ. Динамики с такими диф­фузорами выпускают многие фирмы, например, JBL, Pioneer и др.


Одной из самых трудно решаемых (и до конца нере­шенных) проблем является подавление резонанса меха­нической системы динамика. Подвешенный диффузор динамика (обычно подвеска делается в двух местах — у вершины и у основания конуса диффузора) ведет себя как колебательная механическая система с довольно малым коэффициентом затухания. Это можно почувствовать, слегка стукнув пальцем по диффузору, — вы услышите (и даже увидите, если динамик мощный) колебания диффу­зора, затухающие довольно медленно.

 

Коэффициент затухания (и обратная ему величина — добротность резонансной системы Q) является мерой затухания колебаний: чем меньше коэффициент затуха­ния и выше добротность, тем дольше звучит динамик при импульсном воздействии на диффузор. Заметим, что доб­ротность можно характеризовать числом периодов затуха­ющих колебаний при уменьшении их амплитуды в е раз (е — основание натурального логарифма, е == 2,718…). Даже у хорошо сконструированного НЧ-динамика доб­ротность нередко достигает нескольких единиц, т. е. в ответ на ударное возмущение динамик ответит несколь­кими полными циклами колебаний с резонансной часто­той. Плохо сконструированный динамик дает десятки циклов затухающих колебаний, прежде чем переходный процесс кончается.

Низкочастотные динамики должны иметь прочный диффузор с мягкой подвеской. Это достигается примене­нием специальных материалов для гофрированной диаф­рагмы и центрирующей шайбы. Таким образом, обеспечи­вается снижение резонансной частоты до 25—50 Гц, иногда и ниже. Ниже резонансной частоты отдача динамика резко падает и его применение становится малоэффек­тивным. Резонанс динамика приводит к двум неприятностям. При воспроизведении ударных звуков (например, выст­рела или удара по барабану) резонансные колебания диффузора приводят к появлению дополнительных коле­баний диффузора и, соответственно, к появлению допол­нительных звуков, воспринимаемых как сильные искаже­ния (бубнение). Кроме того, при воспроизведении гармонических сигналов резко возрастает отдача динами­ка на частотах, близких к резонансной, а на более низких частотах резко усиливается спад АЧХ динамика. Вблизи резонансной частоты амплитуда колебаний диффузора резко усиливается (примерно в Q раз) и это может создать большие нелинейные искажения из-за неравномерного магнитного поля в зазоре магнитной системы динамика.

Для уменьшения влияния резонанса используют спе­циальные материалы для подвески гофрированной диаф­рагмы и центрирующей шайбы — бумагу, пористую рези­ну, спрессованный поролон и т. д. Это уменьшает упругость системы и понижает частоту резонанса. Правильный выбор материалов может заметно уменьшить добротность механической системы динамика. Небольшой подъем АЧХ из-за резонанса на низших частотах звукового диапазона может даже выровнять результирующую АЧХ — однако это возможно лишь при соответствующем акустическом оформлении динамика. Типичным средством подавления резонанса является при­менение усилителей с близким к нулю (а иногда даже и отрицательным) выходным сопротивлением. Динамик с усилителем представляют собой колебательную электро­механическую систему, для которой полное сопротивле­ние (усилителя и катушки динамика) выполняет роль демпфера. Такое электрическое демпфирование эффек­тивно дополняет другие (сугубо механические) методы демпфирования. Больших успехов в разработке обычных динамиков уже давно добились немецкие и некоторые другие евро­пейские фирмы. Еще с послевоенных лет динамики фирм Grundig и Philips славились своим мощным и в то же время мягким и сочным звуком. И ныне эти фирмы выпускают обширнейшую номенклатуру динамиков, хотя и испытывают весьма серьезную конкуренцию со сторо­ны американских и японских фирм. Так, японская фир­ма Matsushita еще в 1983 году выпустила НЧ-динамик серии DA с диаметром диффузора сотовой конструкции 160 мм, полосой частот от 0 до 4 кГц, мощностью 100 Вт, отдачей 90 дБ/Вт/м и коэффициентом нелинейных иска­жений менее 0,2%. Однако динамики столь высокого качества безумно дороги и так и не нашли широкого применения. Тем не менее можно лишь позавидовать нынешним радиолюбителям — конструкторам электро­акустических устройств, ибо излучатели (в том числе динамические!) ведущих фирм мира ныне куда более доступны, чем раньше. Обширную номенклатуру дина­миков выпускают фирмы B&W, Pioneer, JBL, Sony, Technics и др.

Но самым больным вопросом при использовании динамиков является устранение принципиально прису­щего динамикам явления акустического короткого замы­кания. Когда диффузор динамика выталкивается из маг­нитного зазора, он создает впереди себя избыточное давление воздуха, а сзади — разрежение. Естественно, что уплотненный воздух тут же переходит в рядом располо­женную область разрежения, что резко уменьшает интен­сивность излучаемых волн на низких частотах. Чем ниже частота колебаний (и больше длина их волны), тем силь­нее проявляется этот эффект. Он перестает быть замет­ным на высоких частотах, когда длина волны звуковых колебаний становится меньше размеров диффузора. Мы вернемся к обсуждению этого вопроса при опи­сании акустических колонок, а пока лишь отметим, что описанные факторы практически исключают применение динамиков самих по себе, без соответствующего акусти­ческого оформления (например, ящика или корпуса ап­парата, в который они устанавливаются).

На что влияет добротность динамика

Влияет Q в акустических системах в первую очередь на АЧХ и на импульсные характеристики АС. То есть этот показатель в значительной мере определяет особенности звучания динамиков. При добротности 0,5, к примеру, можно достичь наилучшей импульсной характеристики. При показателе же 0,707 получается ровный АЧХ. Также при:

  • добротности 0,5-0,6 динамики выдают аудиофильский бас;
  • показателях 0,85-0,9 бас становится упругим и рельефным;
  • добротности 1,0 в срезе появляется «горбик» амплитудой 1,5 дБ, воспринимаемый ухом человека как хлесткий звук.

Вам будет интересно:Корпоративное государство: определение, суть

При дальнейшем росте показателя Q «горб» в звуке растет и из динамиков начинают исходить характерные гудящие шумы.

Теория и практика

На что влияет добротность динамика, таким образом, понятно. Как мы выяснили, при использовании акустического оформления этот показатель должен быть достаточно низким. Именно таким образом дело обстоит в теории. Однако на практике низкодобротные динамики встречаются, к сожалению, довольно-таки редко. Даже, к примеру, при использовании фазоинвертора, требующего, как мы выяснили, показателя в 0,5-0,6, часто применяются головки с показателем выше единицы.

 

У любого звукоизлучающего устройства имеется своя собственная резонансная частота. И именно через нее мембраны после резких сигналов приходят в равновесное состояние. Во многих случаях при высокой добротности динамик будет даже не продлевать или доигрывать какие-либо ноты. При прекращении внешнего воздействия он просто-напросто начнет неприятно гудеть. Именно таким образом ведут себя на определенной частоте, к примеру, дешевые компьютерные колонки.

Низкая добротность динамиков — это чаще всего для акустической системы очень хорошо. Однако достаточно высокодобротными могут в наше время быть, к сожалению, даже и относительно дорогие звукопередающие устройства. К примеру, в оборудовании, реализуемом в магазине по цене примерно 5-6 тыс. руб., звукоизлучатели зачастую совершенно не подходят по этому показателю к оформлению. Он у них обычно сильно завышен.

При всем при этом дорогие динамики с большой добротностью выдают чаще всего достаточно качественный звук. Дело здесь заключается прежде всего в том, что такие устройства обычно имеют еще и довольно-таки низкую резонансную частоту. При таком условии шумы воспринимаются не особенно хорошо натренированным в плане акустики человеческим ухом не как досадные «помехи», а просто, как очень мощный звук. В особенности незаметной подобная «грязь» становится при прослушивании простой музыки, к примеру, современной попсы. То есть гул в данном случае проходит по «правильной» частоте.

Измерение частоты

Определения. Методы измерения

Напряжение гармонического колебания, как известно, имеет вид:

где U – амплитуда, Ф – фаза колебания, – круговая частота и – начальная фаза колебания.

Частота в момент времени t является производной фазы по времени

и называется мгновенной частотой.

Измерение выполняется в течение некоторого интервала времени , на протяжении которого измеряемая частота усредняется. Следовательно, значение частоты, полученное в результате измерения, всегда является усредненной величиной.

 

Частотой колебаний называется число колебаний в единицу времени:

где t – интервал времени существования n колебаний.

Единица частоты «герц» (Гц) определяется как одно колебание в одну секунду. Частота и время неразрывно связанны между собой, поэтому измерение величины одной из них можно заменить измерением другой.

В международной системе единиц СИ время принято за одну из шести основных физических величин.

Частота электромагнитных колебаний связана с периодом колебания и длиной однородной плоской волны в свободном пространстве следующими соотношениями: и , где c – скорость света. Скорость света в свободном пространстве км/с, однако в воздухе по данным измерений на многих частотах скорость распространения электромагнитных колебаний меньше. Рекомендуется принимать значение км/с.

Спектр частот электрических колебаний, используемых в радиотехнике, простирается от долей герца до тысяч гигагерц. Этот спектр разделяется на два диапазона – низких и высоких частот. К низким частотам относят инфразвуковые (ниже 20 Гц) и звуковые (от 20 до 2000 Гц). Высокочастотный диапазон разделяют на высокие частоты (от 20 кГц до 30 МГц), ультравысокие (от 30 до 300 МГц) и сверхвысокие (выше 300 МГц).

Такое разделение объясняется различными физическими свойствами электрических колебаний в указанных участках спектра, разными способами их получения и особенностями передачи на расстояние.

Международный консультативный комитет по радио (МККР) в 1959 г. принял решение об упорядочении наименований в спектре частот, применяемом для радиосвязи, радиовещания и телевидения (табл. 9.1 таблица 9.1).
Таблица 9.1. Классификация спектров частот

 

Номер полосы Диапазон частот (исключая нижний предел, включая верхний предел) Диапазон волн Соответв. метрическое подраздел-е волн Сокращенное обозначение
по частотам по длинам волн
4 От 3 до 30 кГц От 100 до 10 км Мериаметровые ОНЧ (VLF) – очень низкие частоты СДВ –сверхдлинные волны
5 От 30 до 300 кГц От 10 до 1 км Километровые НЧ (LF) – низкие частоты ДВ – длинные волны
6 От 300 до 3000 кГц От 1000 до 100 м Гектометровые СЧ (MF) – средние частоты СВ – средние волны
7 От 3 до 30 МГц От 100 до 10 м Декаметровые ВЧ (HF) – высокие частоты КВ – короткие волны
8 От 30 до 300 МГц От 10 до 1 м Метровые ОВЧ (VHF) – очень высокие частоты УКВ – ультракороткие волны
9 От 300 до 3000 МГц От 100 до 10 см Дециметровые УВЧ (UHF) – ультра-высокие частоты ДЦВМ – дециметровые волны
10 От 3 до 30 ГГц От 10 до 1 см Сантиметровые СВЧ (SHF) – сверх-высокие частоты СМВ – сантиметровые волны
11 От 30 до 300 ГГц От 10 до 1 мм Миллиметровые КВЧ (EHF) – крайне-высокие частоты ММВ – миллиметровые частоты
12 От 300 до 3000 ГГц От 1 до 0,1 мм Децимиллиметровые

В зависимости от участка спектра применяют различные методы измерения.

Метод перезарядки конденсатора

Допустим, что конденсатор, емкость которого С, соединяется то с источником напряжения для заряда, то с магнитоэлектрическим амперметром для разряда; скорость этих переключений составляет f раз в секунду. Если конденсатор заряжается до некоторого напряжения U, то количество электричества, проходящее через амперметр при разряде, , где I – среднее значение тока за время разряда. Отсюда

( 9.1)

т.е. частота прямо пропорциональна току, протекающему через амперметр, и его шкалу можно проградуировать в единицах частоты при условии постоянства величины знаменателя в формуле (9.1). Этот метод использован в простых и удобных прямопоказывающих, так называемых конденсаторных частометрах. Структурная схема (рис. 9.1 рис. 9.1) такого частотометра состоит из входного каскада (обычно катодного повторителя), усилителя, ограничителя и счетной схемы.

Рис. 9.1.
Структурная схема конденсаторного частотометра

На вход усилителя поступает напряжение измеряемой частоты, которое после ограничения приобретает форму меандра. Это напряжение управляет счетной схемой, состоящей (рис. 9.2 рис. 9.2) из электронного коммутатора, работающего на транзисторе Т, набора конденсаторов С и магнитоэлектрического микроамперметра. Прямоугольное напряжение, поступающее на транзистор Т, открывает и закрывает последний, благодаря чему происходит перезаряд конденсатора за каждый период колебаний измеряемой частоты. Микроамперметр фиксирует величину зарядного тока, пропорциональную измеряемой частоте. Переключение конденсаторов С обеспечивает соответствующее число поддиапазонов измерения.
Рис. 9.2.
Счетная схема частотомера

Значение напряжения U в формуле (9.2), до которого заряжается один из конденсаторов, при разных значениях емкости и измеряемой частоты не сохраняется постоянным, и потому градуировка шкалы индикатора частотомера нарушается. Для устранения этого явления в счетной схеме (рис 9.2) предусмотрена стабилизация напряжения, до которого может быть заряжен любой конденсатор при любой частоте. Стабилизация осуществляется стабилитроном . Общее напряжение питания стабилизируется при помощи стабилитронов и .

От чего еще зависит

Оформление оказывает, таким образом, большое влияние на добротность динамика. Также этот показатель у такого оборудования зависит от:

  • Мощности его мотора. Чем выше эта характеристика, тем ниже добротность у головки.
  • Массы подвижки. При увеличении этого показателя усилия мотора в звукопередающем устройстве становятся менее заметными. Потери на трение при этом возрастают. В результате всего этого добротность устройства увеличивается.
  • Диаметра проводов. В том случае, если провода в динамике дают большое сопротивление, электрическая добротность устройства увеличится. Ведь в данном случае нагрузка на динамик, представляющий собой подобие генератора, падает.

Как измерить добротность: формулы

В домашних условиях этот параметр динамиков часто рассчитывается с использованием простого милливольтметра переменного тока. Также для этой процедуры подготавливают плату и резистор 1000 Ом, стабилизирующий ток через динамик. Кроме того, при использовании такой методики понадобится программный генератор от компьютера и усилитель мощности (для подачи сигнала на динамик). Производят процедуру измерения добротности с применением такого оборудования следующим образом:

 

  • динамик подвешивают в свободном состоянии, к примеру, на какой-нибудь веревке;
  • собирают схему.
  • Перед сборкой схемы строят график, где по оси y откладывают напряжение в милливольтах (100, 200, 300). На х при этом указывают частоту (10, 20, 30…140 и т. д). Далее собирают схему, где сигнал с усилителя подается на резистор, а затем идет на динамик.

    Как измерить добротность динамиков

    На следующем этапе:

    • включают милливольтметр в схему в точках а и с и устанавливают напряжение 10-20 В на частоте 500-1000 герц;
    • подключают вольтметр к точкам в и с, путем регулировки генератора находят частоту, где значения вольтах максимальны (Fs);
    • изменяют частоту вверх по отношению к Fs и находят точки, в которых показания вольтметра значительно меньше Fs и постоянны (Um).

    Измеряя напряжение при определенной частоте динамика, строят соответствующий график. На следующем этапе находят среднее значение между минимальным напряжением и максимальным. При этом используют формулу U1/2=√Umax*Umin. Полученное значение в виде горизонтальной линии переносят на график и находят точки пересечения с линиями отношения F1 и F2 (с соответствующими показателями частоты).

    Далее находят акустическую добротность по формуле Qa=√Umax/Umin * Fs/F2-F1, где Fs — значение частоты при максимальных показаниях милливольтметра. Затем можно найти электрическую добротность:

    • Qes=Qa*Umin/(Umax-Umin).

    После этого вычисляют полную добротность динамика:

    • Qts=Qa*Qes/(Qa+Qes).

    На следующем этапе строят график для второго динамика и производят такие же вычисления.

    Какие еще параметры могут измеряться

    Что это такое — добротность динамиков, мы выяснили. Определяют этот показатель обычно при выборе наиболее подходящее оформления, конструируя акустические системы. Однако для того, чтобы динамики в последующем передавали наиболее качественный звук, расчеты в данном случае должны производиться и по некоторым другим показателям.

    При выборе акустического оформления всегда учитываются так называемые параметры Тиля-Смолла. Одной из таких характеристик является именно добротность, обозначаемая, как мы выяснили, Qts. Также при подборе акустического оформления принимаются во внимание такие показатели ТС как:

     

    • резонансная частота Fs;
    • упругость подвеса динамика Vas.

    Помимо трех основных характеристик, при расчете оформления акустических систем специалисты могут использовать и такие параметры как:

    • площадь диффузора и его диаметр;
    • индуктивность;
    • чувствительность;
    • импеданс;
    • пиковая мощность;
    • масса подвижной системы;
    • двигательная мощность;
    • механическое сопротивление;
    • относительная жесткость и пр.

    Считается, что большинство из этих характеристик может быть легко определено в домашних условиях с помощью не особенно сложных измерительных приборов.

    Тестирование динамиков

    НЧ-динамики

    Попробуем разобраться с ключевыми параметрами динамиков. Начнем с одного из самых основных параметров — с резонансной частоты fs. Писал очень долго и муторно, сотни раз переделывал и переписывал, и получилось многабукафф: Поэтому разбил на две части. Во второй части будет о том, как фс ведет себя при различных оформлениях и резонанс применительно к высокочастотникам. От вас жду дополнений и исправлений! Попробуем вместе создать действительно хорошие тексты, доступно разъясняющие основы и физику звука. Надеюсь, не только мне хочется от и до во всем разобраться: Текст не самый легкий, поэтому включаем думалку, и вперед: Поехали! Итак, резонансная частота. Разумеется, этот параметр не самодостаточный и для построения сколь угодно качественной системы знания одного его будет мало. Динамик, как и любая колебательная система, имеет свою резонансную частоту.

    Резонансная частота

    Динамик, как мы выяснили, является системой колебательной. Будучи предоставленным самому себе, его диффузор при воздействии колеблется с определенной частотой. То есть ведет он себя примерно так же, как струна после щипка или, к примеру, колокол после удара.

    Считается, что резонансная частота может составлять:

    • для сабвуферных головок, не установленных в корпус — 20-50 Гц;
    • митбасовых динамиков — 50-120 Гц;
    • пищалок — 1000-2000 Гц;
    • диффузорных среднечастотников — 100-200 Гц;
    • купольных — 400-800 Гц.

    Измерить резонансную частоту динамика можно, к примеру, прогнав через него сигнал звукового генератора (включив последовательно с ним резистор) или любыми другими подобными методами. Определяется этот показатель по пику импеданса устройства.

    Основные параметры НЧ динамиков

    Задать вопрос. При наличии головки как действовать? Нужен генератор звуковой частоты, тестер, примерно килоомное сопротивление, подсоединяешь динамик к генератору через резистор, меняешь частоту, меряешь падение напряжения на резисторе, частота резонанса — это там где пик импеданса, соответственно минимум напряжения на резисторе.

    Да, динамик лучше подвесить подальше от стен, столов, стульев и т. На 2-х транзисторах. На вход — В постоянки — и головку — в нагрузку. Генерит на частоте резонанса головы. Ну а дальше — частотомер рулит. Или на крайний случай — микрофон на входе звуковухи и CoolEdit или чего-то еще, чтоб можно было спектр сигнала посмотреть.

     

    Ежели чего — могу дать на «покататься» на недельку. Спасибо, я так понял это геморно, если решусь — возьму покататься. Заметили ошибку? Спросить Autoua Спросить. Вход на Autoua. Можно войти через. Забыли пароль? Запомнить меня. Пометить все прочтенным. Как определить резонансную частоту динамика?

    Форма быстрого ответа. Gamma подмастерье 15 лет, Киев Сообщения: 76 С нами с Re: Как определить резонансную частоту динамика? Дополнительная информация. Рейтинг: Просмотров темы: Оцените эту тему Выберите оценку 1 звезда 2 звезды 3 звезды 4 звезды 5 коньяк. Куплю, продам, подарю.

    Показатель Vas

    Этот параметр для динамиков может измеряться по двум методикам:

    • добавочной массы;
    • добавочного объема.

    В первом случае измерения делают с использованием каких-либо грузиков (10 грамм на каждый дюйм диаметра диффузора). Это могут быть, к примеру, гирьки от аптечных весов или старые монеты, номинал которых соответствует их весу. Такими предметами нагружают диффузор и измеряются его частоту. Далее производят необходимые расчеты по формулам.

     

    При использовании метода добавочного объема звукоизлучатель герметично закрепляют в специальном измерительном ящике магнитом наружу. Далее измеряют резонансную частоту и вычисляют электрическую и механическую добротность динамика, а также полную. Затем с учетом полученных данных по формуле определяют Vas.

    Вам будет интересно:Звездочет — это ученый, который изучает астрономию

    Считается, что чем меньше Vas при прочих равных величинах, тем более компактное оформление можно использовать для динамика. Обычно небольшие значения этого параметра при той же резонансной частоте являются результатом сочетания тяжелой подвижной системы и жесткого подвеса.

    Параметры Тиля — Смолла (Fs, Qts, Vas)

    Так, фирмы Panasonic и Technics создали диффузоры сотовой структуры, у которых сотовый диффузор с двух сторон обклеивается фольгой или пленкой. Акустические системы с такими динамиками получили название Power Bass и при малом диаметре диффузора радуют мощными и густыми басами. Подвешенный диффузор динамика обычно подвеска делается в двух местах — у вершины и у основания конуса диффузора ведет себя как колебательная механическая система с довольно малым коэффициентом затухания. Плохо сконструированный динамик дает десятки циклов затухающих колебаний, прежде чем переходный процесс кончается. Низкочастотные динамики должны иметь прочный диффузор с мягкой подвеской. Резонанс динамика приводит к двум неприятностям.

     

    Рассчитайте объем корпуса с учетом потер от установленного во внутрь динамика. Измерьте резонансную частоту в таком положении.

    Способы измерения дополнительных параметров

    Как уже упоминалось, помимо трех основных характеристик ТС, при конструировании акустических систем могут использоваться и другие показатели. К примеру, сопротивление обмотки головки постоянному току Re измеряют на частоте, близкой к 0 Гц или же просто с использованием омметра.

    Площадь диффузора Sd или, как еще ее называют эффективная излучающая поверхность, в низких частотах совпадает с конструктивной. Находят этот параметр с использованием простой формулы Sd=nR2. При этом за радиус принимают половину расстояния от середины резинового подвеса по ширине с одной стороны до середины противоположной. Связано это прежде всего с тем, что половина ширины подвеса также является излучающей поверхностью.

    Принцип работы устройства

    Любая колонка фазоинверторного типа имеет в своём составе отверстие — фазоинвертор. Часто он называется акустическим туннелем или портом. Принцип работы его заключается в изменении фазы звукового колебания, вызванного задней стороной диффузора на сто восемьдесят градусов. При возникновении резонанса в ящике амплитуда колебания диффузора достигает минимального значения.

    Связано это с тем, что при движении вперёд динамик создаёт разрежение в середине закрытой колонки, тем самым вытесняя воздух в фазоинверторный канал и увеличивая разряжение. Поэтому на частоте резонанса механические волны излучаются через отверстие, а не диффузором динамика.

    От размера и вида фазоинверторного порта зависят объём воздуха и частота резонанса, на которую настроен канал. Объём воздуха в канале начинает резонировать и усиливать воспроизведение частоты при наступлении момента, когда диффузор излучает частоту, на которую рассчитан фазоинвертор.

    По своей форме классический туннель выполняется кольцевой формы. Но для увеличения полезной внутренней площади ему часто придают щелевой вид. Отказ от цилиндрической формы тоннеля позволяет сократить его длину и снизить шумы, возникающие при выбросе воздуха.

    При ошибках в расчёте щелевого фазоинвертора настроить его гораздо сложнее, чем классический вид, так как он изготавливается совместно с колонкой. Сам расчёт выполняется сложнее, чем для систем закрытого типа: при этом, кроме объёма ящика, учитывается настраиваемая частота резонанса. Оптимальные размеры подбираются с учётом амплитудно-частотной характеристики колонки, а именно её равномерности.

    О чем нужно знать

    Измерить параметры ТС, включая добротность, правильно при конструировании акустических систем очень важно. Чтобы избежать больших погрешностей, перед выполнением измерений динамик обязательно нужно «размять». Дело в том, что у новых или не эксплуатировавшихся некоторое время устройств подобного типа параметры ТС могут значительно отличаться от показателей, использовавшихся до начала расчетов оборудования.

     

    «Разминать» динамики перед измерениями можно, к примеру, синусоидальными сигналами, просто музыкой, белым и розовым шумом, тестовыми дисками. Длиться при этом процедура подобной подготовки устройства должна, по мнению специалистов, в течение минимум суток.

    Понижение частоты основного резонанса 10 ГД-35, ее аналогов и клонов

    Развернувшиеся споры вокруг данного предложения по снижению частоты резонанса 10 ГД-35 вынудили меня взяться за перо. Сразу же оговорюсь, что я не ставлю цель быть судьей в последней инстанции, а просто решил свести в одно место различные варианты улучшения (и не совсем улучшения) ВЧ динамиков. При этом будут рассматриваться только варианты, связанные с понижением частоты основного резонанса. Выравнивание АЧХ и прочие улучшения в рассмотрение не принимаем.

    Определим для себя некоторые критерии для оценки перспектив улучшения:

    1. Улучшение не должно изменять внешний вид динамика.
    2. В случае неудачного результата должна быть возможность отката на начальные позиции.
    3. Вносимые изменения не нарушают аутентичность АС.
    4. Хорошая повторяемость улучшения без значительных материальных затрат и необходимости проведения дополнительных измерений. Изменения должны быть продуманы с инженерной точки зрения – сделал и забыл.
    5. Модернизация не должна завершиться потерей динамика.

    На сегодняшний момент мне известно 5 вариантов решения проблемы резонанса:

    1. Способ утонения диска подвеса.
    2. Способ перфорации по этой статье.
    3. Способ перфорации с применением иглы.
    4. Увеличение внутреннего диаметра колец.
    5. Использование фильтра, настроенного на частоту резонанса.

    О каждом из сказано ниже в большей или меньшей степени.

    В качестве более полного восприятия, на изображенном рисунке обозначены (начиная со средины):

    1. Синее поле- купол динамика.
    2. Сплошная синяя линия- внешняя граница гофра
    3. Зеленые окружности- опорные кольца
    4. Способ утонения диска подвеса

    1. Способ утонения диска подвеса

    Суть способа заключается в том, что осторожно соскабливается некоторый объем вещества с подвеса. В результате повышается гибкость подвеса и, как следствие, снижается частота резонанса. Рекомендуется для «шелковых» мембран. Для изделий из пластика утонение делать сложнее. Ширину утонения можно брать от внутреннего зеленого кольца (внутренний диаметр опорных колец) и до внешней границы гофра(синяя сплошная линия)- это идеальный вариант. На практике, сделать такую процедуру подручными средствами невозможно. Поэтому, будет технологичнее сделать утонение от края подвеса и до некой условной линии (на схеме синяя штрих-пунктирная)

     

    За. Эффект достигается, головка не теряет в своем внешнем виде.

    Против. Если сделать неравномерный съем материала, может нарушиться динамическая балансировка катушки в магнитном зазоре, могут появиться перекосы. Повторяемость ниже среднего. Лично я, не имея в запасе мембраны, не рисковал бы.

    2. Перфорация по предложеной статье

    Способ понижения частоты с помощью перфорации по своей сути не нов. Есть заводские импортные динамики, в которых используется этот способ. Применим к мембранам любого типа. Главная проблема этого способа – что делать с образовавшимися отверстиями и как минимизировать возможное их влияние на звуковую картинку. И второй момент, нарушается герметичность МС. Делать перфорацию я порекомендовал не выходя за пределы внутреннего диаметра кольца более, чем на 1,5 мм. А лучше в пределах ширины колец, чем обеспечится полная герметичность динамика при достигнутом снижении жесткости подвеса. Если же делать перфорацию на большую ширину, то думаю, что можно образовавшиеся отверстия заклеить кольцом из скотча, наклеив его по внешней поверхности.

    За. Эффект достигается, головка не теряет в своем внешнем виде, если не считать перфорации.

    Против: Процесс необратим. Перфорацию нужно проводить аккуратно, в пределах очерченных габаритов и с соблюдением симметрии. (если не прав, автор идеи поправит) Повторяемость ниже среднего. Лично я, не имея в запасе мембраны, не рисковал бы.

    3. Перфорация иголкой

    Этот метод не нов, вычитал его еще в далекие 80-е в каком то журнале. Там рассматривался способ изготовления самодельного динамика для радиоприемника.

    Суть метода заключается в том, что по окружности, начиная впритык к крепежным кольцам, в подвесе делаются отверстия иглой для шитья через определенное расстояние( на рисунке эти проколы условно изображены желтыми-оранжевыми точками). Затем отступив, примерно 1 мм, делается второй круг отверстий, но уже со сдвигом . Таких окружностей можно сделать 3-5.

    Данный способ хорош для «шелковых» мембран – микроворсистость нитей перекрывает отверстия и , по сути динамик сохраняет свою герметичность.

    За. Многочисленность проколов компенсирует ошибки при нарушении симметрии нанесения проколов, не нарушается герметичность динамика. Повторяемость выше среднего. Не требуется высокой квалификации, достаточно острого зрения и прямых рук.

    Против. Процесс необратим. Для пластиковых мембран потребуется делать прожигание.

    4. Увеличение внутреннего диаметра крепежных колец

    В обсуждении указанной выше статьи я предлагал, как вариант, сделать кольца уже, что должно было бы снизить резонанс за счет увеличения гибкости подвеса. Правда, гложили меня смутные сомнения в этом вопросе. Однако порывшись в интернете, я обнаружил на одном из форумов, что идея с кольцами уже применялась! Люди обсуждали это в далеком уже 2010 году. И что самое поразительное, как указывает экспериментатор, проводивший сей эксперимент, достаточно, примерно, на 1 мм увеличить внутренний диаметр колец, чтобы частота резонанса ушла на 1,5 кГц! Таким образом, если изначальную ширину кольца (две зеленые окружности) уменьшить путем увеличения внутреннего диаметра (штриховая линия), то вопрос резонансной частоты решается в приемлемом диапазоне.

    Дешево и сердито!

    Думаю, что тут можно было бы поэкспериментировать и с материалом для колец: кожа, резина, ткани и другие эластичные материалы.

    За и против комментировать не буду, все и так понятно.

    Отмечу лишь, что длины катушек могут несколько отличаться от номинала и, если, например, применить в 6 ГДВ-6 мембрану от 10 ГДВ-2, то нижнее кольцо нужно обязательно утолщать. В этом случае будет полезным нижнее кольцо сделать из тонкой кожи, что дополнительно улучшит характеристики динамика.

    5. Применение фильтра

    Как указывают рекомендующие этот способ специалисты, фильтр позволяется обрезать горб на частоте основного резонанса. Но, на мой взгляд, есть одно но. Фильтр будет обрезать и полезный сигнал. А учитывая, что фильтр захватывает некую полосу сигнала, как это отразится на звуковой картинке?

    За. Не знаю, не пробовал, может быть, кто-то подробнее обрисует картину

    Против: Если быть буквоедом, то в некотором смысле теряется аутентичность АС))

    С уважением: Шел Мимо

    P.S. Просьба, булыжники складывать в кучу, место укажу. Скоро начну строиться, пригодятся камешки)

    Виды акустического оформления

    Наиболее популярными типами коробов для динамиков на данный момент являются закрытые ящики и фазоинверторы. Первый вид оформления при этом считается самым простым. Конструктивно закрытый ящик представляет собой короб из 6 стенок. К плюсам такого оформления специалисты относят в первую очередь компактность, простоту сборки, хорошие импульсивные характеристики, быстрый и четкий бас. Недостатком закрытых ящиков при этом считается невысокий уровень КПД. Для создания высокого звукового давления такое оформление не подходит. Закрытые короба обычно используются для прослушивания джазовых композиций, рока, клубной музыки.

    Закрытый ящик

    Фазоинверторы являются достаточно сложным типом оформления. Изготавливаются они обычно из пластика. При этом фазоинверторы имеют высокий КПД и к тому же позволяют динамику быстро охлаждаться. Также такое оформление при необходимости можно легко перенастроить.

    Иногда для динамиков может использоваться и открытое акустическое оформление. В данном случае задняя стенка звукоизлучающей поверхности диффузора не отделяется от передней. Чаще всего открытый ящик представляет собой короб, у которого отсутствует задняя стенка (или в ней имеется множество отверстий).

    Рупорное оформление для головок чаще всего используется в комплексе с другими типами. Однако в некоторых случаях подобные конструкции могут быть и оригинальными на 100%. Применяются такие системы, к примеру, для ШП-динамиков с низкой добротностью. Акустическое оформление этого типа имеет достаточно много преимуществ. Основным его плюсом является высокая громкость. К недостаткам такого оформления при этом относят невозможность получения равномерной АЧХ, низкую объемность звучания и пр.

    Добротность динамика и оформление

    Считается, что головки с показателем Fs/Qts>50 должны использоваться в закрытых корпусах, Fs/Qts>85 — с фазоинверторами, Fs/Qts>105 — с полосовыми резонаторами, Fs/Qts>30 — с экранами и открытыми ящиками.

    Подбирать акустическое оформление для динамиков можно, как уже упоминалось, и просто по показателям их добротности. К примеру, головки с Qts> 1,2 чаще всего используются для открытых ящиков. Оптимальным показателем добротности для них считается 2,4. Динамики с Qts

    Добротность динамиков для фазоинвертора должна быть такой: Qts

    FAQ по динамикам и сабвуферам

    Введение

    В последнее время стало слышно очень много вопросов про динамики и сабвуферы. Подавляющее большинство ответов можно получить на первых трех страницах любой книги, написанной профессионалами. Материал адресован в первую очередь начинающим , ленивым ;) и сельским самодельщикам, подготовлен на основе книг И.А.Алдощиной, В.К.Иоффе, отчасти Эфрусси, журнальных публикаций в Wireless Worrld , АМ и (немного) личного опыта . HЕ использовалась информация из Интернета и ФИДОнета. Материал никоим образом не претендует на полноту освещения проблемы, а представляет собой попытку объяснить на пальцах азы акустики.
    Чаще всего вопрос звучит примерно так: «нашел динамик, что с ним делать?», или «Товарищч, а говорят такие сабвуферы бывают›». Здесь мы рассмотрим только один вариант решения этой проблемы: По имеющемуся динамику сделать ящик , с оптимальными параметрами на HЧ, насколько это возможно. Этот вариант сильно отличается от задачи заводского конструктора-натянуть нижнюю частоту системы до необходимой по ТУ величины

    [Q] Hашел по случаю большой динамик без опознавательных знаков. Как узнать, можно ли сделать из него сабвуфер?

    [A]

    Hужно измерить его T/S параметры. Hа основании этих данных принимать решение о виде HЧ оформления.

    [Q] Что такое T/S параметры?

    [A]

    Минимальный набор параметров для расчета HЧ оформления, предложенный Тиллем и Смоллом.

    [Q] Как измерить T/S параметры?

    [A]

    Для этого нужно собрать схему из генератора, вольтметра, резистора и исследуемого динамика. Динамик подключается к выходу генератора с выходным напряжением несколько вольт через резистор сопротивлением порядка 1 кОм.

    1. Снимаем V(F)=АЧХ сопротивления динамика в области резонанса. Динамик должен во время этого измерения находиться в свободном пространстве(вдали от отражающих поверхностей) . Hаходим сопротивление динамика на постянном токе (пригодится), записываем частоту резонанса в воздухе Fs (это та частота, на которой показания вольтметра максимальны :) , показания вольтметра Uo на минимальной частоте (ну к примеру 10 Гц) и Um на частоте резонанса Fs.

    2. Hаходим частоты F1 и F2, в которых кривая V(F) пересекается с уровнем V=SQRT(Vo*Vm)

    .

    3. Hаходим Qts=SQRT(F1*F2)*SQRT(Uo/Um) / (F2-F1)

    это полная добротность динамика, можно сказать, важнейшая величина.

    4. Для нахождения Vas нужно взять небольшой закрытый яшик объема Vc, с отверстием, немного меньшим диаметра диффузора. Плотно прислонить динамик к отверстию и повторить измерения. От этих измерений понадобится резонансная частота динамика в корпусе Fc. Hаходим Vas=Vc*((Fc/Fs)^2-1)

    .

    Эта методика написана в Аудио Магазине •4 за 99 год. Я ее не проверял.. Есть и другие, когда измеряются механические параметры головки, масса, гибкость и т.п.

    [Q] У меня теперь есть параметры динамика, что с ними делать?

    [A]

    Каждый динамик при проектировании затачивается под определенный вид акустического оформления. Чтобы узнать, подо что именно, посмотрим на добротность.

    Qts > 1,2 это головки для открытых ящиков, оптимально 2,4
    Qts < 0.8-1.0 — головки для закрытых ящиков, оптимально 0,7

    Правильнее будет сортировать головки не по добротности, а по величине Fs/Qts. Приведу по памяти, неохота формулы просчитывать.

    Упругость, мясистость, сухость и др. подобные характеристики звука, издаваемого басовой колонкой, во многом определяются переходной характеристикой системы, образованной динамиком, нч оформлением и окружающей средой. Чтобы в этой системе не было выброса на импульсной характеристике, ее добротность должна быть меньше 0,7 для систем с излучением одной стороной динамика (закрытые и фазоинверторы) и 1,93 для двухсторонних систем (оформление типа экран и открытый ящик)

    [Q] Где почитать про открытое оформление?

    [A]

    Открытые ящики и экраны -простейший тип оформления. Достоинства: простота расчета, отсутствие повышения резонансной частоты (от размеров экрана зависит только вид частотной характеристики), почти неизменная добротность. Hедостатки : большой размер передней панели. Достаточно грамотные и простые расчеты этого вида оформления можно найти в В.К. Иоффе, М.В.Лизунков. Бытовые акустические системы, М., Радио и связь . 1984.

    Да и в старых Радио наверняка есть примитивные радиолюбительские расчеты.

    [Q] Как расчитать закрытый ящик?

    [A]

    Оформление «закрытый ящик» бывает двух типов, бесконечный экран и компрессионный подвес. Попадание в тот или иной разряд зависит от соотношения гибкостей подвеса динамика и воздуха в ящике, обозначается альфа (кстати говоря, первую можно померять, а вторую посчитать и изменить с помощью заполнения ). Для бесконечного экрана соотношение гибкостей меньше 3, для компрессионного подвеса больше 3-4. Можно в первом приближении считать что головки с бОльшей добротностью заточены под бесконечный экран, с меньшей-под компрессионный подвес. Для наперед взятого динамика закрытый корпус типа бесконечный экран имеет бОльший объем, чем компрессионный ящик. (Вообще говоря, когда есть динамик, то оптимальный корпус под него имеет однозначно определенный объем . Ошибки, возникшие при измерении параметров и расчетах, можно в небольших пределах поправить с помощью заполнения). Динамики для закрытых корпусов имеют мощные магниты и мягкие подвесы в отличие от головок для открытых ящиков. Формула для резонансной частоты динамика в оформлении объемом V Fс=Fs*SQRT(1+Vas/V)

    ,а приближенная формула, связывающая резонансные частоты и добротности головки в корпусе (индекс «с») и в открытом пространстве (индекс «s»)
    Fc/Qtc=Fs/Qts
    Другими словами, имеется возможность реализовать требуемую добротность акустической системы единственным способом, а именно выбором объема закрытого ящика. Какую добротность выбрать? Люди , которые не слышали звучания натуральных музыкальных инструментов, обычно выбирают колонки с добротностью более1,0. У колонок с такой добротностью (=1.0) наименьшая неравномерность частотной характеристики в области низших частот( а при чем здесь звук?), достигнутая ценой небольшого выброса на переходной характеристике. Максимально гладкая АЧХ получается при Q=0.7, а полностью апериодичная импульсная характеристика при Q=0.5. Hомограммы для расчетов можно взять в вышеприведенной книге.

    [Q] В статьях про колонки часто встречаются слова типа «апроксимация по Чебышеву, Баттерворту » и т.п. Какое это имеет отношение к колонкам?

    [A]

    Акустическая система представляет собой фильтр верхних частот. Фильтр может быть описан передаточной характеристикой. Передаточную характеристику всегда можно подогнать под известную функцию. В теории фильтров используют несколько типов степенных функций, названных по имени математиков, первыми обсосавшими ту или иную функцию. Функция определяется порядком(максимальным показателем степени, т.е. H(s)=a*S^2/(b2*S^2+b1*S+b0)

    имеет второй порядок) и набором коэффициентов a и b (от этих коэффициентов можно потом перейти к значениям реальных элементов электрического фильтра, или электромеханическим параметрам.) Далее, когда речь будет идти об аппроксимации передаточной характеристики полиномом Баттерворта или Чебышева или еще чем-то другим, это надо понимать так, что сочетание свойств динамика и корпуса (или емкостей и индуктивностей в электрическом фильтре) получилось таким, что с наибольшей точностью частотную и фазовую характеристики можно подогнать под тот или иной полином. Hаиболее гладкой частотная характеристика получается, если ее можно аппроксимировать полиномом Баттерворта. Чебышевская аппроксимация характеризуется волнообразой частотной характеристикой, и бОльшей протяженностью рабочего участка (по Госту до -14 дБ) в область низших частот.

    [Q] Какой вид аппроксимации выбрать для фазоинвертора?

    [A]

    Итак перед постройкой простого фазоинвертора нужно знать объем ящика и частоту настройки фазоинвертора(трубы, отверстия, пассивного радиатора). Если в качестве критерия выбрать наиболее гладкую АЧХ( а это не единственно возможный критерий), то получится следующая табличка А) Qts < 0,3 -наиболее гладкой будет кривая квазитретьего порядка Б) Qts = 0,4- лучше описывается баттервортовскими кривыми В) Qts> 0,5- придется допустить волны на АЧХ, по Чебышеву. В случае А) фазоинвертор настраивается на 40-80% выше частоты резонанса В случае Б)-на частоту резонанса, В случае В) ниже частоты резонанса. Кроме того в этих случаях будет и различный объем корпуса.. Для того, чтобы найти точные частоты настройки, надо взять исходные формулы, достаточно громоздкие для того, чтобы приводить их здесь. Поэтому отсылаю интересующихся в АудиоМагазин за 1999 год, после этого ликбеза там уже можно будет разобраться, или в книги Алдошиной. И даже статьи Эфрусси в Радио за 69 год сгодятся.

    Заключение

    Если после прочтения всего этого у Вас еще осталось желание что-то склепать самому, то можно взять в Интернете какую-нибудь програмку типа WinspeakerZ : https://www.trueaudio.com/downloads/winspkse.exe и расчитать все это самому, памятуя о том, что из Г.. конфетку не сделать . Hе следует увлекаться снижением частоты среза, ни в коем случае не нужно пытаться скомпенсировать спад АЧХ усилителем. АЧХ может чуть чуть и выровняется, а вот звук обогатится массой гармоник и субгармоник. Hапротив , лучшие результаты, в смысле приятности для уха, можно достичь принудительно загубив на входе УМ самые низшие частоты, т.е. частоты ниже частоты среза HЧ колонки. Еще одно замечание, касающееся фазоинверторов, ошибка в настройке частоты резонанса фазоинвертора в 20% приводит к всплеску или спаду АЧХ на 3 дБ.

    Да, чуть не забыл сказать про сабвуферы, которые на самом деле полосовые резонаторы. Добротность динамиков для них должна быть еще ниже. Простейший бандпасс тоже поддается расчету, но на этом моя любезность заканчивается.

    От admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *