Как разработчик Питер Лингдорф вызывает у меня только уважение и ничего более. Ведь именно он, работая в NAD, создал усилители DirectDigital, а ещё успел немало сделать в компаниях McIntosh и Steinway Lyngdorf. Одним словом, его вклад в развитие мировой индустрии Hi-Fi трудно переоценить. Компания Lyngdorf — сравнительно новый проект Питера, занимающийся производством небольшого количества High End компонентов базирующихся на новейших разработках в области цифрового аудио. Ну а интегрированный усилитель Lyngdorf TDAI-2170 — это, наверное, самое передовое устройство, причём не только в линейке компании, но и в индустрии в целом.

 

Знакомство

Поскольку усилители мощности внутри Lyngdorf TDAI-2170 предназначены для работы с цифровым сигналом, сценарий его использования мне представляется, в сравнении с традициями, этаким фотонегативом. Казалось бы, любому интегрированному усилителю, даже работающему в классе D, нужно аналоговое подключение. Оно понятно, ведь на плату усилителя мощности внутри устройства нужно подавать аналоговый сигнал, и даже если усилитель имеет набор цифровых входов, после них всё равно работает ЦАП. Так вот для Lyngdorf TDAI-2170 аналоговые входы — это точно такая же опция, как для остальных усилителей — цифровая. Чтобы этот усилитель смог воспроизвести аналоговый сигнал его нужно сначала преобразовать в цифровой. Аналоговые входы и установленный за ними АЦП у Lyngdorf TDAI-2170 имеются, но основным набором входов являются коаксиалы и оптика, присутствующие на коммутационной площадке в изобилии.


Усилитель Lyngdorf TDAI-1270 выполнен в лучших традициях скандинавского дизайна: просто и функционально

Стоит отметить также наличие цифровых и аналоговых выходов. С их помощью можно встроить усилитель в сложную инсталляцию и использовать с фирменными усилителями мощности, которые, кстати, подключаются «по цифре».

 

Революционный усилитель Lyngdorf делает большинство своих конкурентов бессмысленными.

Питер Лингдорф – человек-легенда в мире High End. Ему принадлежат самые прогрессивные инновации в области цифровой обработки звука. McIntosh, NAD и Steinway Lyngdorf используют созданные им системы непосредственно. А огромное количество именитых брендов использует созданные им чипы в своих ключевых схемах. Каждый его продукт является революционным прорывом. Так и в этот раз.

Перед нами самая свежая новинка — усилитель Lyngdorf
TDAI-2170
. Это цифровой усилитель, но построенный по инновационному принципу, поэтому он не имеет ничего общего с обычными скрипучими аппаратами D-класса.

170 Вт на канал и ток в 30 ампер уверенно раскачают самую «тугую» High End акустику, что подтвердили наши эксперименты. И здесь он выступает иногда даже лучше, чем конкуренты, которые стоят в пять раз дороже. Не даром за полгода с момента выхода аппарата, он получит уже столько наград, сколько иные компании не получают за все время своего существования.

Но основная изюминка аппарата в другом. Как известно, качество звучания конкретной системы как минимум наполовину зависит от помещения и установки колонок. Редко кто переоборудует гостиную в студию для прослушивания. Как результат – многочисленные огрехи акустики помещения, которые иногда превращают систему класса High End практически в музыкальный центр. Даже если влияние помещения не столь драматическое, аппаратура почти всегда звучит намного хуже идеальных условий. Так вот, Lyngdorf TDAI-2170

оснащен мощнейшей запатентованной системой ROOMPERFECT, которая позволяет корректировать звучание системы так, чтобы недостатки помещения, да и самих акустических систем почти полностью нивелировались. При помощи поставляемого в комплекте микрофона, система настраивает оптимальные параметры не только для точки прослушивания, но и обеспечивает при этом максимально возможный результат в остальных точках помещения. К слову, специализированные рум-корректоры такого уровня стоят раза в 3 дороже, чем весь усилитель Lyngdorf. Работа этого блока поражает! И чем более сложное помещение, тем эффект проявляется сильнее. Акустические «горбы» и «ямы» комнаты исчезают. Басы становятся четкими, глубокими. Каша в звучании пропадает, появляются детали и нюансы, которые до этого терялись.

Еще одна интересная ремарка. Обычно в системе стоимость компонентов близка к стоимости акустики, а то и намного выше. С Lyngdorf это правило часто можно обойти. Он уверенно работает с колонками, которые раз в 5 дороже. Т.е. при стоимости АС в полтора миллиона рублей, на электронике можно сэкономить до миллиона, а результат будет, возможно, даже выше. Чтобы убедиться в этом, приходите к нам в салон и убедитесь сами!

Еще одна изюминка – коммутатор HDMI входов, позволяющий использовать аппарат в составе АВ системы. Зачем? На самом деле, в мире наметилась такая явная тенденция в области аппаратуры класса High End. Если Вы хотите сделать полноценный домашний кинотеатр, то в гостиной его размещать становится моветоном. Для этого есть персональные кинозалы, которые изначально создаются для этого, поскольку только в них можно действительно получить эффект как в кинотеатре. Здесь и специальная акустика помещения, и идеально расположенные колонки, да и сама конфигурация оборудования оптимизирована именно под кинотеатр. В гостиной же добиться заданного объемного звучания почти невозможно, поэтому нет смысла размазывать бюджет на 5, 7, 11 каналов усиления, столько же колонок и процессор. Лучше обойтись стерео, но максимально качественным стерео, от которого действительно кровь разогревается. Удовольствия будет гораздо больше. Ведь при направлении 50-70% бюджета на каналы окружающего звука, самого звука оттуда вы получаете максимум 10%. Поэтому в Lyngdorf и применен этот блок, характерный для AV ресиверов. Вы можете подать на него сигнал с BD-плеера, цифрового тюнера, игровой приставки и т.д., а он отправит его на ваш ТВ, параллельно обеспечив максимально возможное звуковое сопровождение видео, но в стерео режиме. Ну а если все-таки баса в кино будет не хватать, то к усилителю можно подключить сабвуфер.

Чтобы все это оценить самостоятельно, приходите к нам в гости.

Так же обратите внимание на наше специальное предложение по распродаже легендарной High End акустики с эскпозиции. Вы можете получить на нее скидку до 50%. Ну а вместе с усилителем Lyngdorf TDAI-2170

у вас вообще получится система, ценность которой в 3-4 раза выше ее стоимости.

Технологии

Заглянув внутрь корпуса, аудиофил старой школы вряд ли распознает в Lyngdorf TDAI-2170 усилитель. В нём нет мощных транзисторов и радиаторов, а трансформаторы сгодятся разве что для зарядного устройства телефона. Какие уж там 170 Вт на канал?! Однако не всё так просто в современной технике. Блок питания импульсный, обладающий значительно большим КПД, чем обычный трансформатор или тор. На мой взгляд, импульсные блоки питания зачастую выигрывают в динамике звука у моделей с традиционными трансформаторами и большими блоками самых правильных конденсаторов.

Стоит обратить внимание на большое количество фильтров питания. Они есть и на входе, и в самом блоке питания, до и после преобразователя напряжения. Это значит, что в сигнальную часть сетевые помехи не попадут, и сетевой кондиционер вряд ли сможет заметно улучшить качество звучания. Да и с точки зрения качества работы цифровых схем, защита от шумов — это крайне важный момент. Малейший шум по питанию неизбежно увеличивает джиттер в разы.


Шаг регулировки громкости очень маленький, но рукоятку можно крутить как штурвал корабля — толкаешь раз и она по инерции делает несколько полных оборотов

А вот что особенно интересно — блок питания в Lyngdorf TDAI-2170 не просто выполняет функцию подачи энергии в усилитель мощности: с его помощью происходит управление громкостью. Если в обычном усилителе поворот регулятора громкости меняет уровень входящего сигнала, здесь он меняет уровень напряжения, подаваемого в усилитель мощности. Благодаря этому удаётся избежать лишнего вмешательства в сигнал, ведь он существует в устройстве в цифровой форме и пересчитывать его лишний раз — совсем не комильфо.

 

Про то, что усилитель полностью цифровой я уже говорил, и в дополнение можно лишь кратко сформулировать его принцип работы. Поступивший на вход цифровой сигнал фактически претерпевает только одну трансформацию из импульсно-кодовой формы (РСМ) в широтно-импульсную (PWM или по-русски ШИМ). Дальше всё просто: энергия блока питания используется для увеличения амплитуды импульсов, а простые фильтры на выходе окончательно придают им аналоговый вид. В усилителе Lyngdorf TDAI-2170 рабочая частота ШИМ достигает 400 МГц, что превосходит аналогичный показатель многих конкурентов и позволяет получить на выходе максимально чистый аналоговый сигнал.

Lyngdorf Audio TDAI-2170 – цифра навсегда

Lyngdorf Audio TDAI-2170 – необычный вполне уже обычный современный усилитель. Небольшой, очень мощный, с кучей опций. Решение «все в одном» к которому вы можете добавить только колонки – и слушать музыку. Адаптирующееся к вашей комнате. Гибкое и легко настраиваемое.

В общем-то, давно понятно, что индустрия High End мигрирует от стакилограммовых аппаратов к таким девайсам. Как ни крути, Apple iPhone оказал огромное влияние не только на рынок смартфонов – но и изменил наше представление о технике вообще. И Lyngdorf Audio TDAI-2170 – из линейки «новой волны».

Схема работы устройства (2х170 Вт на 4 Ом) элегантна – аналоговый сигнал формируется непосредственно на выходных разъемах для АС. Внутри TDAI-2170 идет преобразование импульсно-кодового РСМ в широтно-импульсную модуляцию PWM (с рабочей частотой аж 400 МГц). Управление громкостью – через блок питания. Общей обратной связи нет, пиковый ток может достигать 30 А. Так что – все по высшим стандартам – минимальный путь и минимум преобразований. А вся работа – «в цифре»; в паузах тишина будет просто гробовая.

Вторая фишка Lyngdorf Audio TDAI-2170 — DSP и система Room Perfect. К усилителю прилагается микрофон с помощью которого вы можете детально промерить вашу комнату прослушивания и настроить два рабочих режима — Focus1 и Focus2 (ну или, если коррекция не понравится, отключить ее). Первый вариант дает звук для одной точки прослушивания, второй – для группы людей, расположенных, например, на диване.

Третья особенность усилителя – технология Lyngdorf Intersample Clipping Correction. Ее суть в автоматическом распознавании сжатия динамического диапазона в записи (а 99% современных треков таковы – оптимизированы под дешевые массовые устройства) и восстановлении уничтоженных при компрессии пиков диапазона. Разлет амплитуды восстановления +-12 дБ!

TDAI-2170 комплектуется тремя платами расширения. Без них ритейл составляет 270 000 руб и на борту есть только два аналоговых несимметричных, два коаксиальных и четыре оптических цифровых входа. Первая опциональная плата включает USB-вход, конечно же асинхронный, с параметрами до РСМ 24/384 и DSD 128. Вторая содержит четыре входа HDMI – почему-то стандарта 1.4b. Третья – расширение аналогового подключения – еще три несимметричных входа и один симметричный. АЦП задействован AK5394A. Укомплектованный двумя опциями апапарат обойдется в 390 000 руб. Вариантов поддержки UPnP нет, MQA тоже пока не предвидится.

Инсталляция Lyngdorf Audio TDAI-2170 весьма проста, меню вполне понятные и эргономичные, настройка Room Perfect не вызывает затруднений – смотрите видео.

 

По ходу прослушивания у нас не возникло ни малейшего желания отключать калибровку комнаты. В отличие от софтовых решений типа Dirac Room Perfect не только убирал басовые моды в зале – но и заметно добавлял разрешения и богатства в общую звуковую презентацию. Тонкая работа с переотражениями реализована исключительно хорошо! Другое дело, что что хоть с отключенным Room Perfect, хоть с включенным, Lyngdorf Audio TDAI-2170 все же демонстрировал свои фирменные черты – мониторный и чуть-чуть отстраненный характер исполнения. Мы проверили усилитель в работе как с Magico Q3 (опасения по контролю баса не оправдались — Lyngdorf Audio TDAI-2170 вполне вытянул эту сложную акустику) так и с Sonus Faber Amati Anniversario. Подход был весьма схож.

Широчайший динамический диапазон Lyngdorf Audio TDAI-2170 способен свести с ума – по-началу кажется, что у всех усилителей А-АВ, какие вы слышали до него безбожно испорчены края диапазона. Обе системы, что Lyngdorf Intersample Clipping Correction, восстанавливающая пики сигнала, что описанный выше Room Perfect, вместе с полностью цифровой схемой дают фантастический эффект снятой ширмы. Кажется, что звучание традиционной техники переполнено как искажениями, так и шумами – и вот оно, чистое окно. Но проведя же за прослушиванием часов пять становится ясно, что Lyngdorf Audio TDAI-2170 не панацея. Да – аппарат рисует картину широкими, мощными и точными мазками. Он удерживает вполне высокую твердость звуковых образов – для своей цены запредельно хорошую. Но эталонной локализации, эмоциональности и «голографического» звука – за которым сейчас охотятся многие аудиофилы — от него добиться будет сложновато.

TDAI-2170 способен выжать весь драйв из Vicious Delicious Infected Mushroom, но переход к Whole Lotta Love Led Zeppelin для него перенапряжение – локализация и звуковые образы на этом грязном треке начинают расползаться по комнате. Да и пальцы к виртуальной гитаре не тянутся. Смена профиля Focus1 на Focus2 чуть улучшает картину – но это, все же, твердая четверка.

Зато, где Lyngdorf Audio TDAI-2170 бесконечно хорош – так это на вокале или фортепиано. В звуке нет ни намека на цифру и вокал Diana Krall берет за душу столь же сильно, как и Лунная соната… А переключение к Симфонии №5 Бетховена от Герберта фон Караяна без проблем дает ощущение полного симфонического оркестра – придирки у самых щепетильных могут быть только к микродинамике. Но, справедливости ради, аппараты за миллион-полтора рублей ритейла тоже не хватают звезд с неба на этом треке.

 

Плюсы

• именно так должен выглядеть современный усилитель – компактный корпус и масса функций • система рум-коррекции действительно работает • широчайший динамический диапазон

Минусы

• определенный налет стерильности в звуке • нет поддержки MQA • нет возможности (даже опциональной) работы по UPnP

 

Обсудить на форуме

В борьбе за правду

Но одним лишь прямым воспроизведением «цифры» Питер Лингдорф не ограничился. Он решил вступить в Великую Битву — ту самую «Loudness War». Конечно же, на стороне добра и аудиофилии. Как известно, современные студии звукозаписи уже давно балуются тем, что сжимают динамический диапазон, стремясь адаптировать звучание музыки под совсем не аудиофильские характеристики смартфонов и популярных «белых» наушников.

Для достижения желаемого эффекта, а именно — высокой средней громкости, запись прогоняют через компрессор, который поднимает средний уровень сигнала поближе к максимальной громкости, а исходный динамический диапазон при этом загоняется в рамки нескольких децибел. Пики сигнала при этом страдают особенно сильно: те из них, что выходят выше предельной громкости, просто срезаются. Отсутствие достаточного динамического диапазона убирает из музыки ощущение эмоционального накала и драматичности, всё звучит ровно, словно на одной ноте. И, к сожалению, в таком ключе сделано уже немало записей.


Все группы разъёмов прикрученные в накладку являются опциональными модулями

Технология Lyngdorf ICC обеспечивает коррекцию динамического диапазона. Факт наличия компрессии в сигнале распознаётся по его форме. Если сжатие динамического диапазона имело место, в спектре сигнала будут протяженные участки со стабильно высоким уровнем — так выглядит пик срезанный в процессе компрессии. Технология ICC, как заявляет компания, восстанавливает исходную форму пиков, тем самым расширяет динамический диапазон и возвращает музыке характер, который был до сжатия. Максимальная добавленная амплитуда сигнала — 12 дБ. Замечу, что современные записи часто ужимаются в куда более узкие рамки.

Тройной апгрейд

Производителей, предусмотревших аппаратный апгрейд своих Hi-Fi-компонентов, можно по пальцам пересчитать. С ходу я могу вспомнить только NAD и Primare. Теперь вот к моему списку добавился ещё и Lyngdorf. Сама идея аппаратного апгрейда очень хороша для тех, кто не любит платить лишнее за функции, которые не планирует использовать.

Отличный пример в этом плане подают автопроизводители, причём цена самой простой и самой полной комплектации может отличаться кардинально. В случае с Lyngdorf TDAI-2170, имеющего три опциональных платы, ценник базовой и топовой комплектации отличается примерно на четверть: 275 000 и 380 000 рублей (здесь и далее — цены на июль 2020 года).


Простые и надёжные клеммы поддерживают все типовые способы подключения кабелей

 

Чем же может дополнительно порадовать себя обладатель базовой версии? Для начала, платой коммутации HDMI. С таким апгрейдом Lyngdorf TDAI-2170 легко выполнит функцию AV-ресивера (в случае, если последний в вашей системе отсутствует и не планируется). Плата имеет четыре входа и один выход. Поддерживается возвратный аудиоканал ARC, позволяющий воспроизводить звук с телевизора, а также протокол управления СЕС, синхронизирующий включение и позволяющий регулировать громкость с пульта телевизора. Есть также технологии, полезные при прослушивании музыки: работая с HDMI, Lyngdorf TDAI-2170 может воспроизводить потоки DSD64 и DSD128.

Второй апгрейд имеет непосредственное отношение к музыке. Это USB-модуль High-End-класса. Хочется написать ЦАП, но до этого-то дело как раз и не доходит. Устройство позволяет получать по USB протоколу PCM вплоть до 32 бит/384 кГц, DXD, DSD64 и DSD128. Подключение к компьютеру асинхронное и требует установки оригинального драйвера.


USB порт на задней панели служит для обновления прошивки, но его можно использовать для питания внешних устройств, например беспроводного HDMI модуля Chromecast

Третий апгрейд посвящен обладателям проигрывателей винила, а также тем, кто принципиально хочет использовать аналоговый выход своего High-End-проигрывателя, вместо прямого цифрового подключения. Почему именно класса High End? Потому что если речь идёт о недорогом или среднебюджетном устройстве, то и базовых аналоговых входов Lyngdorf TDAI-2170 вполне хватит. High-End-модуль предлагает балансный вход, которого нет в стандартной комплектации. Кроме того в нём используется высококачественный АЦП AK5394A от Asahi Kasei, обычно применяемый в профессиональном студийном оборудовании и обладающий динамическим диапазоном 123 дБ. Уровень сигнала на каждом аналоговом входе можно регулировать в диапазоне 24 дБ, что позволяет скорректировать недостаток или избыток громкости того или иного источника.

Добро пожаловать в музыку c LYNGDORF TDAI-2170


Добро пожаловать в музыку — вы откроете для себя, как именно она должна звучать в действительности. Стильный интегральный усилитель TDAI-2170 определяет новый стандарт звучания. Помимо того, что этот полностью цифровой аппарат имеет гибкую модульную конструкцию и встроенную систему RoomPerfect™ для адаптации звуковых характеристик усилителя к особенностям комнаты прослушивания, TDAI-2170 обладает еще и уникальной рецептурой звука, которая приводит в изумление как обычных слушателей, так и критиков.

TDAI-2170 / Lyngdorf Audio

Система RoomPerfect™ В большинстве случаев более 50% звука, который вы слышите, поступает не от колонок, а от комнаты. Размещение колонок, форма и динамика комнаты — эхо, отражение, поглощение — оказывают большое влияние на звучание аудиосистемы. RoomPerfect™ представляет собой самую передовую и удобную систему рум-коррекции в мире. Она определяет характеристики колонок и воздействие на них комнаты, а затем вычитает это воздействие из уравнения. Благодаря системе RoomPerfect™ ваши колонки будут звучать именно так, как это было задумано производителем, а не так, как заставляет их звучать комната.

Полностью цифровая конструкция TDAI-2170 является 100-процентно цифровым устройством без ухудшающего звук цифро-аналогового преобразования. Цифровой сигнал управляет акустическими системами непосредственно, без преобразования и без посредников. Уникальный и высокотехнологичный усилитель TDAI-2170 обеспечивает бесшумное и кристально чистое воспроизведение на всех уровнях громкости. Это самый естественный и неокрашенный звук, который вы когда-либо слышали, и который доставляет громадное удовольствие.

 

Технология Intersample Clipping Correction (ICC) При сведении музыки уровень сигнала зачастую предумышленно завышается, и при анализе такого сигнала нередко обнаруживается срез амплитуды (клиппинг) нескольких последовательно идущих фрагментов. Аудиосигнал, превышающий уровень 0 DBFS (максимально возможное значение цифрового звукового сигнала), подвергается искажению, поскольку в нем отсутствует запас по динамике. Подобные искажения являются следствием «гонки громкости» — наблюдаемой в музыкальной индустрии злополучной тенденции к постепенному увеличению громкости записываемой музыки в стремлении выделить свои записи на фоне других. Для предотвращения таких искажений мы разработали функцию ICC, которая при необходимости автоматически увеличивает запас по динамике до 12 дБ, чтобы не допустить клиппинга. Это позволяет восстановить полный динамический диапазон и естественное звучание.

Модуль HDMI® Модуль HDMI позволяет подключать к усилителю до четырех HDMI-устройств, включая проигрыватель дисков Blu-ray, а также выводить по HDMI-кабелю сигнал на телевизор. Теперь усилитель будет играть роль головного устройства по отношению ко всем остальным — не будет больше путаницы из кабелей у телевизора. Не надо больше полагаться на звук его встроенных динамиков — пора выходить на новый уровень. Функциональность CEC Модуль HDMI поддерживает технологию CEC, то есть усилитель TDAI-2170 будет автоматически включаться и выключаться вместе с включением и выключением телевизора или подключенных HDMI-устройств. Такая совместимость позволяет использовать пульт ДУ телевизора для регулировки громкости усилителя. Возвратный аудиоканал (ARC) Модуль HDMI поддерживает возвратный аудиоканал (Audio Return Channel) — режим, в котором аудиосигнал телевизора передается по HDMI-кабелю на усилитель TDAI-2170. Это идеальный вариант, если ваш телевизор имеет встроенный тюнер, и вы хотите слышать звук через колонки аудиосистемы.

High-End модуль USB Audio Хотите слушать музыку с компьютера или потоковых устройств? Этот модуль предназначен для воспроизведения музыки, сохраненной в цифровом формате. High-End модуль USB Audio обеспечивает прямое соединение компьютера или устройства потоковой передачи с усилителем TDAI-2170. При этом не требуется ни внешнего, ни внутреннего преобразования. В результате цифровые данные остаются в исходном виде нетронутыми, что исключает деградацию звукового сигнала. Модуль распознает файлы высокого разрешения до 384 кГц / 32 бит, а также DXD, DSD64 и DSD128. Модуль совместим с компьютерами под управлением Windows, OS X и Linux.

High-End модуль аналоговых входов Дополняя стандартные аналоговые входы, High-End модуль аналоговых входов представляет собой идеальный вариант для подключения аналоговых источников самого высокого качества. Он оборудован тремя несимметричными входами RCA и одним симметричным входом AES (XLR). Выбор входов осуществляется с помощью двух реле с позолоченными контактами, обычно такие реле используются только в дорогих высокоточных измерительных приборах. Поскольку уровень аналоговых сигналов может значительно варьироваться, чувствительность каждого входа может быть увеличена максимум на 24 дБ. Чувствительность регулируется в секции предварительного усилителя до передачи сигнала на АЦП, что обеспечивает полный динамический диапазон для преобразования. АЦ-преобразование выполняется процессором АКМ-AK5394A с динамическим диапазоном 123 дБ, который используется во многих моделях Lyngdorf Audio и доказал свою способность эффективно переводить музыку в цифровой формат.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Номинальная мощность 2 x 170 Вт на 4 Ом
Входы 2 x аналоговые несимметричные RCA 2 x коаксиальные цифровые (≤192 кГц / 24 бит) 4 x оптические цифровые (≤192 кГц / 24 бит)
Выходы 1 x коаксиальный цифровой (≤192 кГц / 24 бит) 1 х несимметричный аналоговый ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ • Модули HDMI с 4 входами (≤192 кГц / 24 бит + DSD64 / DSD128), один выход / поддержка CEC и ARC
Дополнительные модули • Модули HDMI с 4 входами (≤192 кГц / 24 бит + DSD64 / DSD128), один выход / поддержка CEC и ARC • Модуль входов USB для передачи потокового аудиосигнала (≤384 кГц /32 бит + DXD / DSD64 / DSD128) • High-End модуль аналоговых входов (3 несимметричных / 1 симметричный)
Габариты (ШхВхГ) 10 x 45 x 36 см
Отделка Анодированный алюминий, матовый черный
Масса 8 кг

Автокалибровка Hi-Fi-класса

Системы автокалибровки появились и развивались как неотъемлемая часть кинотеатрального оборудования. В Hi-Fi это не прижилось, потому что считалось недопустимым вмешательством в сигнал. Если же взглянуть на вопрос с теоретической точки зрения, то калибровка вполне может быть эффективной мерой. Когда система получила достоверные данные о реальной АЧХ и ФЧХ, скорректировать частотную характеристику и фазу можно без особых проблем. Почему бы и нет? В кинотеатральном мире успешный пример этого показала компания Trinnov с их технологией анализа акустики помещения в трёх измерениях. Технология действительно прорывная и космическая, но и цена, насколько я помню, соответствует.


Прежде чем слушатель сядет в кресло, там побывает микрофон автокалибровки

RoomPerfect — фирменная технология, разработанная Lyngdorf и использующая для замеров один микрофон, который вместе со стойкой уже входит в стандартный комплект поставки. Тестовые сигналы уже записаны в памяти усилителя, причём это не широкополосный шум, не синусоида и не свип-тон, а некий эквивалент музыкального сигнала. По звучанию очень похоже на саундтрек к фильму ужасов: пронзительные и звонкие высокочастотные звуки чередуются с утробным низкочастотным гудением и среднечастотным бормотанием.

 

Замер начинается с точки, в которой будет находиться зона прослушивания. Можно выбрать либо одну — там будет наилучшая фокусировка, либо двумя обозначить сразу зону, куда процессор «направит» звук. После этого микрофон нужно устанавливать в произвольных точках помещения на разной высоте, а усилитель по итогам замеров покажет в процентах, насколько полно он смог сформировать для себя представление об акустике помещения.

Длительность процедуры настройки зависит от специфики помещения и того, с какой степенью фантазии вы подойдёте к выбору произвольных мест установки микрофона. Если вы не уверены в результатах, в памяти можно сохранить несколько таких настроек, а потом сравнить их между собой.

До и после

По отзывам тех, кто уже успел протестировать Lyngdorf TDAI-2170, класс качества этого усилителя настолько высок, что акустику ему стоит подбирать не сравнимой, а большей стоимости. Поэтому для теста мы выбрали две напольные модели: Audio Physic Avanti стоимостью 427 500 рублей и Piega Classic 60.2 стоимостью 892 500 рублей. А сам Lyngdorf TDAI-2170, напомню, даже в полной комплектации не дотягивает до отметки 400 000 рублей.

Процедура калибровки заняла в обоих случаях не более 20 минут. После этого в меню усилителя стали доступны три варианта настройки: Focus — когда звук сконцентрирован в точке прослушивания, Global — для равномерного «фокуса» по всему помещению, и Bypass, когда функция RoomPerfect отключена.


Калибровочный микрофон нужно устанавливать в разных зонах и на разной высоте, в том числе за пределами стереобазы

Стоит отметить, что в обоих случаях звучание было весьма неплохим и до калибровки, ведь помещение неплохо акустически подготовлено, а сами колонки расставлены оптимально. А вот усилителю задача была поставлена не простая, ведь обе пары колонок нельзя назвать лёгкой нагрузкой. И те, и другие рассчитаны на высокую подводимую мощность. Audio Physic Avanti к тому же обладают сравнительно невысокой чувствительностью, всего 88 дБ. Тем не менее, Lyngdorf TDAI-2170 справлялся с задачей на удивление уверенно.

Основных эффектов от автокалибровки было замечено два. Во-первых, сцена становилась значительно более сфокусированной и объёмной. А при переходе от режима Focus к режиму Bypass, звуковая картина словно размывалась, чётко локализованные инструменты разбредались кто куда или вовсе сваливались в кучу.


Усилитель смотрится красиво и лаконично, а когда дисплей выключен не сразу поймёшь что это за устройство

 

Вторым заметным эффектом стало сильное изменение характера звучания баса. Гул и затянутые ноты исчезли, появилась предельная четкость и собранность, а также стали слышны более глубокие ноты. Говорят, что подобный трюк Lyngdorf TDAI-2170 проделывает даже с полочниками, существенно расширяя вниз воспроизводимый диапазон частот. Помимо этого, откалиброванное звучание воспринимается более разборчивым и натуральным. Длительное прослушивание показало, что в настроенном виде слушать музыку комфортнее, и по прошествии нескольких часов не возникает усталости.


Даже мощная акустика Lyngdorf TDAI-2170 ни по чём. Он уверенно справился с большими Piega Classic 60.2

Стоит отметить, что Lyngdorf TDAI-2170 не меняет характер звучания акустики полностью и не делает все колонки похожими друг на друга. Ещё одно любопытное наблюдение: Piega Classic 60.2 изначально звучала более сбалансированно, чем Audio Physic Avanti, и после калибровки изменения в её звучании были менее заметны. Это позволяет сделать два вывода. Во-первых, звучание идеальной акустики в идеальной комнате автокалибровка улучшить не сможет, потому что нет проблем, которые она призвана решать. Во-вторых, звучание неидеальной акустики в неидеальных условиях Lyngdorf TDAI-2170 вполне способен приблизить к идеальному.

Оконечные усилители

Проблемы с указанием мощности касаются не только АV-ресиверов. Мы наблюдаем аналогичную тенденцию и в случае с оконечными усилителями, чаще всего использующими топологию класса D. Основная причина в том, что большинство усилителей класса D легко развивают большую мощность при подаче 1 кГц на 8 Ом, но некоторые из них испытывают трудности в зависимости от вида нагрузки. Например, старые модули ICEPower демонстрировали прекрасные показатели на килогерце, но не могли обеспечить более трети заявленной мощности на 4 Омах и выше 3 кГц. Данный факт зачастую умалчивается большинством журналов, которые тестируют только на 1 кГц, а производитель также не приводит подобные спецификации.

Lyngdorf TDAI-3400

Интегральный усилитель Lyngdorf TDAI-3400 ($6500)
Интегральный усилитель Lyngdorf TDAI-3400 ($6500)

Вот пример очень дорогого интегрального стереоусилителя от компании Lyngdorf. Его мощность в 200 и 400 Вт на канал, при нагрузке 8 и 4 Ом соответственно, на первый взгляд выглядит весьма впечатляюще. Но, если присмотреться повнимательней, можно обнаружить, что они не приводят полосу пропускания и уровень искажений при полной мощности, но только при 1 Вт. Для продукта этого уровня данный факт просто неприемлем – тем более, что многие их конкуренты до сих пор используют топологию класса АВ. Возможно, этот усилитель и в состоянии обеспечить полную мощность с полной полосой пропускания на оба канала, но вы никогда этого не узнаете по причине крайне скудных спецификаций.

Wyred4Sound SX-1000R

Моноблочный усилитель Wyred4Sound SX-1000R
Моноблочный усилитель Wyred4Sound SX-1000R

Следующий пример от компании Wyred4Sound. Их моноблок SX-1000R при цене $1800 за штуку декларируется как обеспечивающий выходную мощность в 625 Вт на 8 Ом и впечатляющие 1225 Вт на 4 Ома. И снова, никаких указаний на искажения и полосу пропускания при таких значениях.

 

Это могут быть отличные аппараты и я не обсуждаю их качество звучания. Тем не менее, производителям должно быть стыдно, что они дают так мало объективной информации. Как говорил доктор Флойд Тул: «Даже на покрышке больше полезной информации, чем на колонках в спецификации производителя…». Я бы хотел расширить значение этой фразы: следует учитывать, как указываются параметры на усилители класса D, и как ФТК, к сожалению, закрывает на это глаза.

Monoprice Monolith 7


Многоканальный усилитель Monoprice Monolith-7

Тем не менее, если мы берём относительно недорогой усилитель от Monoprice ($1800 за 7 каналов по 200 Вт), мощность приводится для всех каналов – в соответствии с протоколом ФТК. На их сайте даже приводятся полные тестовые данные, включая результаты, полученные с помощью анализаторов Audio Precision, которые мы используем в своих обзорах. Данный факт заставляет задуматься, сколько на самом деле имеют в своем распоряжение подобное тестовое оборудование, а какие из них просто покупают готовые усилительные модули у сторонних компаний, вставляют их в свои корпуса и надеются на лучшее.

Outlaw Audio Model 5000

Многоканальный усилитель Outlaw Audio Model 5000
Многоканальный усилитель Outlaw Audio Model 5000

Если вы посмотрите на любой усилитель Outlaw, эти ребята предоставят вам полные данные по выходной мощности. Мы измеряли параметры этого усилителя и они оказались даже выше заявленных 120 Вт на канал при всех задействованных пяти каналах. Как это возможно, чтобы компания предоставляла такую исчерпывающую информацию на столь недорогой продукт, в то время как другой производитель замалчивает её, предлагая аппарат на порядок дороже? Кстати сказать, оба примера указания всех спецификаций относятся к традиционным усилителям класса AB. А вот применительно к моделям класса D мы обычно видим минимум данных.

Время слушать

Звучание в режиме Focus имеет наилучшую фокусировку сцены и наилучший тональный баланс в той точке, под которую производилась калибровка. Стоит сместиться на полметра, и картина уже не столь хороша. Режим Global позволяет сохранить ровный тональный баланс для большей части помещения, но теряется фокусировка сцены и точность локализации. Этот режим будет неплох для вечеринок или просмотра кино большой компанией. После прямого сравнения режимов Focus и Bypass — выбор в пользу первого вполне очевиден, и никаких объективных причин отказываться от калибровки я не заметил.


Звучание после калибровки располагает к тому чтобы расслабиться и получить удовольствие от музыки

Что же касается вклада усилителя в звучание системы, он минимален. С Lyngdorf TDAI-2170 весь диапазон воспроизводится максимально прозрачно, детально и чисто. Усилитель обеспечивает отличный контроль баса, очень естественно передаёт середину и обеспечивает исключительно свободные, воздушные верхние частоты. Динамика во всём диапазоне превосходна. Характер подачи нейтральный, но без доли резкости и сухости как у студийного оборудования или академичной сдержанности, свойственной некоторым High-End-усилителям. На мой взгляд, именно такой подход максимально близок к каноническому High End — вносить минимальные искажения и передавать музыку как она есть.

 

Итог

Первый и главный вывод состоит в том, что качественная автоматическая коррекция звука в High- End-системе — вещь не утопическая, а вполне себе жизнеспособная и реально существующая. Эффект есть, и за время тестирования мне не удалось заметить какого-либо негатива. Сведущие люди говорят, что система RoomPerfect помогает усилителю справиться практически с любой акустикой. То, что слышал я, вполне этому соответствует.

Справедливости ради отмечу, что тестирование производилось в достаточно хороших условиях, но с другой стороны, кто же будет ставить High-End-систему как попало в надежде, что электроника всё исправит?


Лет 5-7 назад я бы с трудом распознал в этой картинке усилитель. Но технологии не стоят на месте, High-End-усилитель теперь может выглядеть именно так

С точки зрения качества звучания, Lyngdorf TDAI-2170, по-моему, очень хорош даже без калибровки, а уж с ней — так и вовсе близок к идеалу. Единственной причиной, по которой этот усилитель в ближайшее время не завоюет мир, я могу назвать лишь инертность мышления и восприятия. Всё-таки понятие High End, помимо совершенства звука, вмещает в себя ещё и определённые традиции, привычки, идеологию. В этом плане Питер Лингдорф, с его пусть и эффективным, но сугубо инженерным подходом, идёт вразрез с привычным образом High End усилителя. Вот и получается, что Lyngdorf TDAI-2170 — это, с одной стороны, гораздо больший High End, чем чудовищные усилители на лампах с неровной АЧХ и зашкаливающими искажениями, а с другой, это нечто принципиально новое, вынуждающее по-другому смотреть на вопрос построения стереосистемы и на индустрию High End в целом. В чём больше правды? Время покажет.

Цена: 389 970 рублей

Усилитель/медиаплеер Lyngdorf TDAI-3400

Датский инженер Питер Лингдорф ещё в 90-х годах понял, что будущее аудио – за цифровой техникой. Его TACT Millennium стал первым High End усилителем, в котором аналоговых каскадов не было вообще, и это был настоящий прорыв. В недавно вышедшей модели TDAI-3400 концепция «абсолютной цифры» сохранена, но реализована на более высоком качественном и функциональном уровне.

Справедливости ради должен отметить, что TACT Millennium был встречен рынком прохладно – из цифровых источников тогда были только CD-проигрыватели, да и цена в 10 тыс. долларов за усилитель класса D в конце 90-х казалась запредельной. Но это был аппарат, намного опередивший своё время. Идея полностью цифрового тракта, никому не приходила в голову; во всех импульсных усилителях входной PCM конвертировался в аналог, и лишь затем подавался на широтно-импульсный модулятор. Сейчас, когда более 90% музыкального контента потребляется в цифровом виде, технология Питера Лингдорфа, зарегистрированная более 20 лет назад под торговой маркой Equibit, оказалась как нельзя кстати. В то время, как многие производители вынуждены разрабатывать нечто подобное с нуля, компании Lyngdorf Audio использует и развивает опыт, наработанный десятилетиями.

Скандинавский стиль Lyngdorf Audio мне очень импонирует – его почёркнутая строгость свидетельствует о высочайшем профессионализме и нетривиальном мышлении дизайнеров.

TDAI-3400 — совсем свежая разработка компании, которая стала логическим продолжением предыдущей модели TDAI-2170. Они и внешне очень похожи, у современного аппарата добавилось лишь ещё одно «окошко» на лицевой панели. Но это не вспомогательный дисплей, как я сначала подумал, а действительно окно во внешний мир: за пластиковой накладкой установлены антенны встроенных Bluetooth и Wi-Fi модулей. Выносить «рога» наружу датчане не стали, чтобы не нарушать чистоту линий, а внутри полностью закрытого корпуса от антенн не будет никакого толку. Скандинавский стиль Lyngdorf Audio мне очень импонирует – его почёркнутая строгость свидетельствует о высочайшем профессионализме и нетривиальном мышлении дизайнеров.

 

 

Примечательно, что новый аппарат при тех же габаритах, что у предшественника, (лишь на 5 мм увеличена высота корпуса), имеет гораздо более продвинутую начинку. Выходная мощность усилителей на 4-омах увеличена с 2 х 170 до 2 х 400 Вт, а ток в нагрузке – до 40 А, и при этом нелинейные искажения меньше на несколько сотых. Причём без принудительного охлаждения – вентиляторов в аппарате нет. А всё благодаря тому, что в качестве выходных ключей задействованы высокочастотные MOSFETы нового поколения с малым сопротивлением канала.

В TDAI-3400 добавлен встроенный медиаплеер с поддержкой Roon Ready, Spotify Connect, DLNA и AirPlay, который также может воспроизводить аудиофайлы по USB и принимать Интернет радио через vTuner.

Количество настроек и регулировок поражает воображение: их описание занимает более 20 страниц в инструкции пользователя, а в главном меню насчитывается 18 разделов.

Количество настроек и регулировок поражает воображение: их описание занимает более 20 страниц в инструкции пользователя, а в главном меню насчитывается 18 разделов с несколькими строками в каждом. Сервис реально фантастический – аппарат можно оптимизировать под несколько конфигураций (стерео, домтеатр), любую акустику и любое помещение. Последняя задача решается с помощью фирменной системы автокалибровки RoomPerfect, которая анализирует акустику помещения через выносной микрофон, после чего не только корректирует частотную и фазовую характеристики усилителя, но и минимизирует эффект от стоячих волн. Алгоритм предусматривает два режима работы. При установке GLOBAL звучание оптимизируется по всей площади комнаты (для этого требуется сделать в ней несколько замеров), а выбрав FOCUS, максимально сбалансированное звучание можно получить в выбранной точке прослушивания. Этот режим неоднократно использовался при демонстрации TDAI-2170 на выставках, и всегда давал отличный результат.

Из настроек также отмечу 32 пресета частотной характеристики в среднем диапазоне (Voicing), фильтры НЧ и ВЧ, регуляторы тембра и баланса, формирование задержек для согласования с сабвуфером, ограничение максимальной громкости, установка чувствительности и иных параметров для всех, в т.ч. и цифровых входов, а также отдельные настройки для HDMI. Для собственных акустических систем (как мы знаем, Lyngdorf Audio выпускает и их тоже) в памяти DSP имеются готовые сочетания параметров – нужно просто выбрать в меню нужную модель.

И, конечно, в усилителе реализованы фирменные технологии для устранения эффектов, присущих цифровому воспроизведению. Это алгоритм ICC (Intersample Clipping Correction), устраняющий клиппинг и восстанавливающий исходный динамический диапазон сигнала, а также схемотехника тракта под названием Blackground, обеспечивающая абсолютную «цифровую» тишину в паузах.

Музыкальный баланс выдержан очень близко к идеалу, на сложных композициях с большим количеством инструментов всё прорисовывается подробно и разборчиво.

Штатная коммутация аппарата (см. таблицу в конце текста) может быть расширена с помощью опционных модулей. Один из них содержит три входа HDMI 2.0а с поддержкой ARC, CEC и HDCP 2.2 и один выход, а второй – набор линейных входов RCA и XLR с качественной буферизацией. Наш аппарат был укомплектован по полной программе, о чём можно судить по фото его задней панели.

Прошивка обновляется по сети, а весь софт, параметры фильтров и прочей коррекции загружается с SD-карты, которую при необходимости легко вынуть и перезаписать.

Управление — с пульта ДУ (работает по ИК и Bluetooth LFE) или лицевой панели, а также через веб-интерфейс, протоколы IP Control/RS-232 и приложение Lyngdorf Remote для мобильных устройств.

 

Именно им мы и воспользовались, чтобы задать вход UPnP, отключить все фильтры и активировать RoomPerfect Focus. Аудиофайлы при этом брались с NAS по локальной сети.

Если бы сам не участвовал в процессе коммутации, вряд ли бы поверил, что воспроизводятся аудиофайлы, причём не самого высокого разрешения. При том, что акустика Yamaha NS-5000, задействованная в нашей системе, имеет колоссальное разрешение в верхнем и среднем диапазонах – ни характерной для сетевого аудио сухости, ни вакуума в области приграничных обертонов заметно не было. Музыкальный баланс выдержан очень близко к идеалу, на сложных композициях с большим количеством инструментов всё прорисовывается подробно и разборчиво. Похоже, для борьбы с джиттером в TDAI-3400 имеется либо продвинутая система реклокинга, либо солидный по ёмкости буфер FIFO. Бас боевой, хлёсткий, без гудящих призвуков и монотонности. Понравилось, как усилитель контролирует акустику – она внятно передаёт и атаку удара, и резкий щипок струны, и малейшие её колебания, но распущенности диффузоров не чувствуется. Единственно, чего здесь, возможно, немного не хватало – реальной жизни, фонограммы звучали как-то отстранённо, без огонька.

Задняя стена отодвинулась на пару метров, и в освободившемся пространстве по все трём измерениям, как на настоящей сцене, расположились исполнители.

Жизнь появилась после того, как мы подключили к усилителю проигрыватель Lyngdorf CD-2 по коаксиальному кабелю. Саунд стал энергичнее, чётче оформились басовые ноты. Задняя стена отодвинулась на пару метров, и в освободившемся пространстве по все трём измерениям, как на настоящей сцене, расположились исполнители. И ещё: столь гармоничное сочетание абсолютной динамики и филигранной прорисовки мельчайших подробностей совершенно не присущи импульсным усилителям. Помнится, я критиковал TDAI-2170 за склонность укрупнять нюансы и за счёт этого упрощать микродинамический рисунок, так вот – у новой модели этого нет и в помине.

Интереса ради переключили RoomPerfect в режим GLOBAL. Помещение, в котором мы слушали, было сложным — просторным, с выгороженными зонами и обширными отражающими поверхностями. И даже в таких условиях аппарат сумел выстроить вполне адекватную картину – без провалов и явных частотных артефактов. А вот после выключения рум-коррекции расположение инструментов стало хаотичным, да и тональный баланс сместился в среднечастотную область. И вот что интересно: при включении какой-нибудь мощной цифровой обработки в театральном процессоре или AV-ресивере безошибочно чувствуешь в звучании «цифровой привкус», но у TDAI-3400 тракт кажется абсолютно прозрачен независимо от того, какую задачу выполняет DSP. И я считаю это самым большим достижением Lyngdorf Audio.

Компоненты

  • CD-проигрыватель Lyngdorf Audio CD-2
  • Акустические системы Yamaha NS-5000
  • Кабели: цифровой Tributaries 6AD
  • акустические Chord Company EPIC Reference
  • сетевые Tributaries 6PF-IEC-060B

Музыка

  1. Jimmie Vaughan, «Strange Pleasure». Epic, 1994.
  2. Hugh Masekela, «Hope». Triloka Records, 1999
  3. Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
  4. Fugees, «The Score». Sony Records, 1996.
  5. Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997

Lyngdorf Audio TDAI-3400

Производитель: Lyngdorf Audio (Дания)

 

www.lyngdorf.com

Функции: интегральный усилитель с аудио процессором || Конфигурация: стерео || Диапазон частот: 20 — 20000 Гц ±0,5dB || Выходная мощность усилителя (4/8 Ом): 2 х 400/2 x 200 Вт RMS || Коэффициент искажений: <0,05% (20 Гц – 20 кГц, 1 Вт/8 Ом) || Тип усилителя: класс D || Цифровые входы: AES-EBU (192/24, асинхронный, 2 x Coax (192/24), 3 x оптических (96/24), USB B (384/32, DSD128, DXD) || Аналоговые входы: 2 x RCA (макс. уровень 4 В при 0 dBFS), микрофонный для RoomPerfect || Модуль HDMI: HDMI выход, 3 x HDMI входа (PCM 192/24), опционально – вход/выход ARC (PCM 192/24) с поддержкой CEC и HDCP 2.2 || Модуль аналоговых входов: 3 x RCA, 1 x XLR || Стандартные выходы: аналоговые стерео RCA и XLR 1, коаксиальный и на наушники 3,5 мм || Медиаплеер: Roon Ready, Spotify Connect, DLNA, AirPlay, локальная сеть по USB, Internet Radio (vTuner) || Беспроводные подключения: Bluetooth (4.2 LFE), Wi-Fi (802.11 n/ac) || Размеры: (W x H x D): 450 x 105 x 360 мм || Масса: 8.2 кг || Цена по запросу, зависит от комплектации.

Благодарим салон High End Avenue за помощь в проведении теста

поделиться

Tags: LyngdorfLyngdorf TDAI-3400

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *