Легендарное возвращение фотоаппарата ‘ЛОМО-компакт’

О футбольном клубе см. ЛОМО (футбольный клуб).

Трижды ордена Ленина Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина
Тип
Год основания1914
РасположениеСанкт-Петербург, Чугунная ул., д. 20, также площадка на ул. Оптиков
Отрасльнаучно-производственная
Продукцияоптико-электронные приборы
Собственный капитал
  • 1 529 276 000 ₽ (2017)[2]
Оборот▲ 3,3 миллиарда рублей (РСБУ, 2011 год) [1]
Операционная прибыль
  • ▲514 671 000 ₽ (2017)[2]
Чистая прибыль▼4,37 миллиона рублей (РСБУ, 2011 год) [1].
Число работников▼2386
Награды
Сайтlomo.ru
Медиафайлы на Викискладе

Трижды ордена Ленина Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина

(
АО «ЛОМО́»
) — российская компания, занимающаяся производством и реализацией оптико-механических и оптико-электронных приборов. Предприятие оптико-механической промышленности Российской империи, СССР и России. Крупнейшее советское оптико-механическое производственно-конструкторское объединение.

История[ | ]

Предприятие ведёт свою историю от оптического завода, построенного в 1914 году на Чугунной улице в Петрограде «Российским акционерным обществом оптических и механических производств», учреждённым 23 августа (5 сентября) 1913 года[3]. Первым директором завода был А. Л. Гершун. На первом этапе своей деятельности завод выпускал приборы для проверки прицельных линий пушек, прицелы, стереотрубы, перископы для артиллерии. В 1915 году на заводе работало около 300 человек, в 1916 году — около 900.

В сентябре 1921 года предприятие стало называться Государственным оптическим заводом

(
ГОЗ
). В 1924 году был образован «
Трест оптико-механического производства
» (
ТОМП
), в состав которого вошли Государственный оптический завод (ул. Чугунная, 20) и Государственные мастерские метеорологических и точных приборов имени т. Евдокимова (19-я линия В. О., 10)[4].
Реклама треста, 1930 год.
В 1923 году Государственным оптическим заводом был разработан передвижной кинопроекционный аппарат «ГОЗ», использующий лампу накаливания. Этот аппарат нашёл широкое применение в кинофикации деревни. В 1924 году на заводе был создан первый отечественный стационарный кинопроектор «Русь», использующий дуговую лампу[5]. В 1930 году был начат серийный выпуск первого советского массового любительского фотоаппарата «Фотокор № 1».

29 декабря 1929 года решением Совета Труда и Обороны СССР ТОМП был реорганизован и в его состав вошли Изюмский и Ленинградский заводы оптического стекла, а также Павшинский завод точной механики. Это новое объединение получило название «Всесоюзный Трест Оптико-Механических предприятий

» (
ВТОМП
). В 1930 году ВТОМП снова сменил название на «
Всесоюзное Объединение Оптико-Механической промышленности
» (
ВООМП
). В том же 1930 году предприятие было переименовано в «
Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ
» (
ГОМЗ
). В послевоенное время в ряде документов завод также именовался «Завод № 349 им. ОГПУ» и «П/я 412».

C 1962 года — было преобразовано в «Ленинградское оптико-механическое объединение

» («
ЛОМО
»). К моменту создания «ЛОМО» в него вошли также заводы:

  • «КИНАП» (кинооборудование)
  • «Прогресс» (военная продукция — прицелы и прочее)
  • «Опытный оптико-механический )
  • некоторые другие предприятия

C 1962 по 1965 годы предприятие также называлось «ЛООМП

» («
Ленинградское объединение оптико-механических предприятий
»).

В 1993 году ЛОМО было приватизировано и получило название ОАО «ЛОМО»

, владельцами которого являются более 16 тысяч акционеров. На сегодняшний день в ОАО «ЛОМО» работает около 3,5 тысяч сотрудников[6].

В октябре 2007 года по заказу американской на предприятии налажен выпуск киносъёмочных объективов «ILLUMINA», разработанных в современных оправах на основе советской оптики серии «ОКС»[7]. С конца 2011 года выпускается усовершенствованная серия кинооптики «ILLUMINA S35»[8].

Недостроенный заброшенный цех ЛОМО на Полюстровском проспекте. Ныне снесён (фото до 2013 года)

Технические характеристики фотоаппарата «ЛОМО Компакт-Автомат»

Фотокамера относится к компактным малоформатным фотоаппаратам шкального типа. Экспозиция управляется автоматически в программном режиме. Размер кадра 24х36 мм. Значения диафрагмы варьируются от f/2.8 до f/16. Благодаря автоматической экспонометрии камеры, фотоаппарат находится в постоянной готовности к использованию. Источник питания для фотоаппарата – батарейки. Возможна съемка, как в автоматическом режиме, так и с ручными настройками. Установлен объектив «Минитар-1» с фокусным расстоянием 32 мм. Именно объектив обеспечивает глубину резкости, дает виньетирование и искажение снимка.

Продукция[ | ]

Продукция гражданского назначения

  • Телескопы: «Телескоп БТА» крупнейший в мире с 1976 по 1993 годы оптический телескоп (зеркало для «БТА» было изготовлено на «ЛЗОС»)
  • «ЗТШ» — крупнейший в Евразии и третий в мире на момент постройки (1960 г.) оптический телескоп. На данный момент, наряду с «ЗТА» и «РОТ-54/2.6», второй по величине оптический телескоп на территории стран СНГ
  • «ЗТА» — телескоп Бюраканской астрофизической обсерватории Академии наук Армении (1976 г.). На данный момент, наряду с «ЗТШ» и «РОТ-54/2.6», второй по величине оптический телескоп на территории стран СНГ
  • «РТТ-150» («АЗТ-22», российско-турецкий 1,5-м оптический телескоп)
  • Телескопы серий «АВР», «АЗТ»
  • Меридианные круги, пассажные инструменты, зенитные телескопы, фотографические зенитные трубы, всё вместе выпускавшееся в рамках серии «АПМ»
  • Телескопы для астрономов-любителей «Астел» («Astele») диаметром от 70 до 254 мм
  • Фотоаппараты «ЛОМО» («ГОМЗ»)
  • Микроскопы:
    1. универсальные измерительные (УИМ-21, УИМ-23, УИМ-29…)
    2. металлографические (МЕТАМ)
    3. медицинские/биологические (БИОЛАМ, МИКМЕД-5, МИКМЕД-6)
    • Автоматизированные спектрометры «СФ-56» и «ИКС-40»
    • Видеомагнитофоны
    • Кинопроекторы серии «23КПК»
    • Киносъёмочные объективы для профессионального кинематографа. За период с 1963 по 1992 год изготовлено более 100 тысяч объективов серии «ОКС»[7].
    • Оптическая система разведывательного спутника видовой разведки «Персона»
    • Любительские киносъёмочные аппараты «Аврора», «Лантан», «Нева», «Лада», «Спорт», «ЛОМО» (см. Любительские киносъёмочные аппараты СССР).
    • Любительские киносъёмочные аппараты семейства «ЛОМО-Аврора»
    • Оптиметры (ИКГ-3, ИКВ-3)
    • Фотоэлектрические системы МФС-7, МФС-8, ДФС-51

    Продукция военного и двойного назначения[9][10] Различные оптико-механические и оптико-электронные приборы военного назначения являются важным направлением производства и НИОКР предприятия. На фото: танковый прицел «Иртыш».
    Разработкой продукции военного и двойного назначения в структуре предприятия занималось Конструкторское бюро специальных оптических систем

    . Ниже приводится краткий список:

    • Морские стереодальномеры ДМ-6, ДМ-3
    • Дальномеры ДМ-1.5, ДМ-3, ДМ-4, ДМ-8
    • Тумбы ДМ-3, ДМ-4, ПАУ-22, РВП-1, ВБК-1
    • Визир центральной наводки ВМЦ-2
    • Торпедный инклинометр
    • Стабилизированный визирный пост СВП
    • Перископы для подводных лодок: командирские перископы (перископы атаки) ПА-7.5, ПА-8.5, ПА-9, зенитные перископы, специальные перископы ПС-7, «С», «Д», ПАУ-22, ПЕР-27, ПЕР-166У
    • Лазерный дальномер-прицел ДВУ-2
    • Станция лазерной подсветки радиооптического комплекса «Крона»
    • Системы управления огнём
    • Танковые прицелы «Обь», «Иртыш»
    • Авиационные прицелы
    • Прицельные приспособления, оптико-электронные и оптико-механические приборы для ЗПРК «Тунгуска», ЗСУ «Шилка», ЗРК «Стрела-10»
    • Электронно-оптические взрыватели: «Аист-2», «Сокол-М», «Бекас-2»
    • Приборы ночного видения («Рекон», «Рекон-2», «Рекон-3», «Рекон-4», «ОНВ-1», «Эльф», «Эльф-1»)
    • Оптические прицелы (, «Маугли», «ПО-1.5-4.5×20», «ПО-3.5», «ПО-3.5-2», «ПО-3-9×31», «ПО-4×31», «ПО-4-12×43», «ПО-6×36»)
    • Головки самонаведения для ракет различных классов, в том числе для ПЗРК «Стрела-2», «Игла», управляемых снарядов «Краснополь» и «Китолов»;
    • Системы управления огнём для баллистических ракет «Булава», РТ-2ПМ «Тополь»
    • Система наведения комплекса средств вооружений противоракетной и противокосмической обороны «Терра-3»
    • Сверхлёгкий зеркально-линзовый объектив для космического аппарата ОТ-2
    • Оптическая система «Карат» для спутников видовой разведки «Барс-М», телескопы для спутников оптико-электронной разведки «Аракс»

    Ломография

    Направление любительской фотографии «ломография» зародилось в Австрии в 1992 году, благодаря двум бедным студентам. В путешествии по Праге австрийские студенты делали снимки фотоаппаратом «ЛОМО-компакт». Позже, рассматривая свои снимки, молодые люди были поражены – снимки получились яркие, виньетированные, интересные.
    Вскоре были сформулированы 10 Золотых Правил Ломографии, являющиеся основой ломографии. Правила просты и незатейливы, но для запечатления самых ярких и неожиданных моментов жизни прекрасно подходят. Ломографии отличает живость и документальность. В своем роде это особый жанр искусства.

    На сегодняшний день фотоаппараты «ЛОМО Компакт-Автомат» производятся специально для Международного Ломографического Общества. Это большая организация, насчитывающая в своих рядах не менее пятисот тысяч человек. Международное Ломографическое Общество в разных странах открыло свои посольства. Ломографы выставляют свои работы на выставках, организуют специальные ломографические туры. Более подробную информацию об обществе можно получить на сайте https://www.lomography.ru.

    В материалах использованы фотографии с сайта https://www.lomography.ru

    Основные акционеры[ | ]

    Доли акционеров в % к уставному капиталу[11]:

    • У юридических лиц — 59,07 %, в том числе 18,74 % — ЗАО «Балтийское финансовое агентство» (номинальный владелец, представляет интересы Екатерины Праскуриной-Клебановой, дочери И. И. Клебанова)
    • 17,7 % — ООО «Спутник»
    • 9,25 % — АК «Aleria Ltd» (Кипр)
    • 7,81 % — ЗАО «Боси-Тренд» (генеральный директор Аронов А. М.)
    • У физических лиц — 15,93 %[источник не указан 920 дней
      ], в том числе 19,5 % — Василий Валентинович Ильичев[12]
    • 10,743 % — Аронов А. М.
    • 7,22 % — у работников АО «ЛОМО»

    Примечания[ | ]

    1. 12
      ЛОМО в 2011 году получило в 2,6 раза меньше прибыли, чем годом ранее
    2. 12
      Годовая бухгалтерская отчетность
    3. Высочайше утвержденное положение Совета министров (Собр. Узак. 1914 г. Февраля 19, отд. II, ст. 268). — Об утверждении устава Российского акционерного общества оптических и механических производств // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб.: Государственная типография, 1916. — Т. XXXIII, отделение I, 1913, № 40189. — С. 1093.
    4. Весь Ленинград и Ленинградская область на 1928 год. Адресная и справочная книга. Л.: Издание орготдела Леноблисполкома и Ленсовета. С. 421.
    5. Ленинград. Энциклопедический справочник / Ред. Л.С. Шаумян. — М., Л.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1957. — С. 313. — 808 с. — 75 000 экз.
    6. LOMO St-Petersburg (неопр.)
      (недоступная ссылка). Дата обращения 12 августа 2009. Архивировано 28 июня 2009 года.
    7. 12
      MediaVision, 2020, с. 30.
    8. MediaVision, 2020, с. 33.
    9. Тихонов С. Г.
      Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — С. 190-191. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
    10. Характеристики современных оптических прицелов (таблица) (электронный ресурс) (Проверено 9 декабря 2016)
    11. Карта Петербурга — собственность и компании (неопр.)
      (недоступная ссылка —
      история
      ). Дата обращения 23 октября 2012.
    12. https://www.lomo.ru/site/about/index.php?stid=140 Архивная копия от 8 мая 2013 на Wayback Machine Перечень изменений на 29.12.2012

    Отрывок, характеризующий ЛОМО-Аврора (любительские киносъёмочные аппараты)

    Он перекрестился на передний угол и подошел к Долохову, протягивая черную, небольшую руку. – Федору Ивановичу! – сказал он, кланяясь. – Здорово, брат. – Ну вот и он. – Здравствуй, ваше сиятельство, – сказал он входившему Анатолю и тоже протянул руку. – Я тебе говорю, Балага, – сказал Анатоль, кладя ему руки на плечи, – любишь ты меня или нет? А? Теперь службу сослужи… На каких приехал? А? – Как посол приказал, на ваших на зверьях, – сказал Балага. – Ну, слышишь, Балага! Зарежь всю тройку, а чтобы в три часа приехать. А? – Как зарежешь, на чем поедем? – сказал Балага, подмигивая. – Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль. – Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем. – А! – сказал Анатоль. – Ну садись. – Что ж, садись! – сказал Долохов. – Постою, Федор Иванович. – Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке. – Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство? – Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь? – Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство. – Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А? – Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только. Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина. – Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим. Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю. – Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он. – Ехать, ехать! – закричал Анатоль. Балага было пошел из комнаты. – Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели. – Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая. Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю. – А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани. Лакей принес женский лисий салоп. – Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос. Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке. – Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа. Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее. – Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши. – Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья. – Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом. У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку. – Готовы, что ль? – спросил Балага. – Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару. – Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату. Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной. Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная. – На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она. Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо. Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля. – К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери. – К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль. – Пожалуйте, приказано привесть. – Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад! Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке. Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе. – Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей. Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: