О футбольном клубе см. ЛОМО (футбольный клуб).
Трижды ордена Ленина Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина | |
Тип | |
Год основания | 1914 |
Расположение | Санкт-Петербург, Чугунная ул., д. 20, также площадка на ул. Оптиков |
Отрасль | научно-производственная |
Продукция | оптико-электронные приборы |
Собственный капитал |
|
Оборот | ▲ 3,3 миллиарда рублей (РСБУ, 2011 год) [1] |
Операционная прибыль |
|
Чистая прибыль | ▼4,37 миллиона рублей (РСБУ, 2011 год) [1]. |
Число работников | ▼2386 |
Награды | |
Сайт | lomo.ru |
Медиафайлы на Викискладе |
Трижды ордена Ленина Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина
(
АО «ЛОМО́»
) — российская компания, занимающаяся производством и реализацией оптико-механических и оптико-электронных приборов. Предприятие оптико-механической промышленности Российской империи, СССР и России. Крупнейшее советское оптико-механическое производственно-конструкторское объединение.
История[ | ]
Предприятие ведёт свою историю от оптического завода, построенного в 1914 году на Чугунной улице в Петрограде «Российским акционерным обществом оптических и механических производств», учреждённым 23 августа (5 сентября) 1913 года[3]. Первым директором завода был А. Л. Гершун. На первом этапе своей деятельности завод выпускал приборы для проверки прицельных линий пушек, прицелы, стереотрубы, перископы для артиллерии. В 1915 году на заводе работало около 300 человек, в 1916 году — около 900.
В сентябре 1921 года предприятие стало называться Государственным оптическим заводом
(
ГОЗ
). В 1924 году был образован «
Трест оптико-механического производства
» (
ТОМП
), в состав которого вошли Государственный оптический завод (ул. Чугунная, 20) и Государственные мастерские метеорологических и точных приборов имени т. Евдокимова (19-я линия В. О., 10)[4].
Реклама треста, 1930 год.
В 1923 году Государственным оптическим заводом был разработан передвижной кинопроекционный аппарат «ГОЗ», использующий лампу накаливания. Этот аппарат нашёл широкое применение в кинофикации деревни. В 1924 году на заводе был создан первый отечественный стационарный кинопроектор «Русь», использующий дуговую лампу[5]. В 1930 году был начат серийный выпуск первого советского массового любительского фотоаппарата «Фотокор № 1».
29 декабря 1929 года решением Совета Труда и Обороны СССР ТОМП был реорганизован и в его состав вошли Изюмский и Ленинградский заводы оптического стекла, а также Павшинский завод точной механики. Это новое объединение получило название «Всесоюзный Трест Оптико-Механических предприятий
» (
ВТОМП
). В 1930 году ВТОМП снова сменил название на «
Всесоюзное Объединение Оптико-Механической промышленности
» (
ВООМП
). В том же 1930 году предприятие было переименовано в «
Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ
» (
ГОМЗ
). В послевоенное время в ряде документов завод также именовался «Завод № 349 им. ОГПУ» и «П/я 412».
C 1962 года — было преобразовано в «Ленинградское оптико-механическое объединение
» («
ЛОМО
»). К моменту создания «ЛОМО» в него вошли также заводы:
- «КИНАП» (кинооборудование)
- «Прогресс» (военная продукция — прицелы и прочее)
- «Опытный оптико-механический )
- некоторые другие предприятия
C 1962 по 1965 годы предприятие также называлось «ЛООМП
» («
Ленинградское объединение оптико-механических предприятий
»).
В 1993 году ЛОМО было приватизировано и получило название ОАО «ЛОМО»
, владельцами которого являются более 16 тысяч акционеров. На сегодняшний день в ОАО «ЛОМО» работает около 3,5 тысяч сотрудников[6].
В октябре 2007 года по заказу американской на предприятии налажен выпуск киносъёмочных объективов «ILLUMINA», разработанных в современных оправах на основе советской оптики серии «ОКС»[7]. С конца 2011 года выпускается усовершенствованная серия кинооптики «ILLUMINA S35»[8].
Недостроенный заброшенный цех ЛОМО на Полюстровском проспекте. Ныне снесён (фото до 2013 года)
Технические характеристики фотоаппарата «ЛОМО Компакт-Автомат»
Фотокамера относится к компактным малоформатным фотоаппаратам шкального типа. Экспозиция управляется автоматически в программном режиме. Размер кадра 24х36 мм. Значения диафрагмы варьируются от f/2.8 до f/16. Благодаря автоматической экспонометрии камеры, фотоаппарат находится в постоянной готовности к использованию. Источник питания для фотоаппарата – батарейки. Возможна съемка, как в автоматическом режиме, так и с ручными настройками. Установлен объектив «Минитар-1» с фокусным расстоянием 32 мм. Именно объектив обеспечивает глубину резкости, дает виньетирование и искажение снимка.
Продукция[ | ]
Продукция гражданского назначения
- Телескопы: «Телескоп БТА» крупнейший в мире с 1976 по 1993 годы оптический телескоп (зеркало для «БТА» было изготовлено на «ЛЗОС»)
- «ЗТШ» — крупнейший в Евразии и третий в мире на момент постройки (1960 г.) оптический телескоп. На данный момент, наряду с «ЗТА» и «РОТ-54/2.6», второй по величине оптический телескоп на территории стран СНГ
- «ЗТА» — телескоп Бюраканской астрофизической обсерватории Академии наук Армении (1976 г.). На данный момент, наряду с «ЗТШ» и «РОТ-54/2.6», второй по величине оптический телескоп на территории стран СНГ
- «РТТ-150» («АЗТ-22», российско-турецкий 1,5-м оптический телескоп)
- Телескопы серий «АВР», «АЗТ»
- Меридианные круги, пассажные инструменты, зенитные телескопы, фотографические зенитные трубы, всё вместе выпускавшееся в рамках серии «АПМ»
- Телескопы для астрономов-любителей «Астел» («Astele») диаметром от 70 до 254 мм
- универсальные измерительные (УИМ-21, УИМ-23, УИМ-29…)
- металлографические (МЕТАМ)
- медицинские/биологические (БИОЛАМ, МИКМЕД-5, МИКМЕД-6)
- Автоматизированные спектрометры «СФ-56» и «ИКС-40»
- Видеомагнитофоны
- Кинопроекторы серии «23КПК»
- Киносъёмочные объективы для профессионального кинематографа. За период с 1963 по 1992 год изготовлено более 100 тысяч объективов серии «ОКС»[7].
- Оптическая система разведывательного спутника видовой разведки «Персона»
- Любительские киносъёмочные аппараты «Аврора», «Лантан», «Нева», «Лада», «Спорт», «ЛОМО» (см. Любительские киносъёмочные аппараты СССР).
- Любительские киносъёмочные аппараты семейства «ЛОМО-Аврора»
- Оптиметры (ИКГ-3, ИКВ-3)
- Фотоэлектрические системы МФС-7, МФС-8, ДФС-51
Продукция военного и двойного назначения[9][10] Различные оптико-механические и оптико-электронные приборы военного назначения являются важным направлением производства и НИОКР предприятия. На фото: танковый прицел «Иртыш».
Разработкой продукции военного и двойного назначения в структуре предприятия занималось Конструкторское бюро специальных оптических систем
. Ниже приводится краткий список:
- Морские стереодальномеры ДМ-6, ДМ-3
- Дальномеры ДМ-1.5, ДМ-3, ДМ-4, ДМ-8
- Тумбы ДМ-3, ДМ-4, ПАУ-22, РВП-1, ВБК-1
- Визир центральной наводки ВМЦ-2
- Торпедный инклинометр
- Стабилизированный визирный пост СВП
- Перископы для подводных лодок: командирские перископы (перископы атаки) ПА-7.5, ПА-8.5, ПА-9, зенитные перископы, специальные перископы ПС-7, «С», «Д», ПАУ-22, ПЕР-27, ПЕР-166У
- Лазерный дальномер-прицел ДВУ-2
- Станция лазерной подсветки радиооптического комплекса «Крона»
- Системы управления огнём
- Танковые прицелы «Обь», «Иртыш»
- Авиационные прицелы
- Прицельные приспособления, оптико-электронные и оптико-механические приборы для ЗПРК «Тунгуска», ЗСУ «Шилка», ЗРК «Стрела-10»
- Электронно-оптические взрыватели: «Аист-2», «Сокол-М», «Бекас-2»
- Приборы ночного видения («Рекон», «Рекон-2», «Рекон-3», «Рекон-4», «ОНВ-1», «Эльф», «Эльф-1»)
- Оптические прицелы (, «Маугли», «ПО-1.5-4.5×20», «ПО-3.5», «ПО-3.5-2», «ПО-3-9×31», «ПО-4×31», «ПО-4-12×43», «ПО-6×36»)
- Головки самонаведения для ракет различных классов, в том числе для ПЗРК «Стрела-2», «Игла», управляемых снарядов «Краснополь» и «Китолов»;
- Системы управления огнём для баллистических ракет «Булава», РТ-2ПМ «Тополь»
- Система наведения комплекса средств вооружений противоракетной и противокосмической обороны «Терра-3»
- Сверхлёгкий зеркально-линзовый объектив для космического аппарата ОТ-2
- Оптическая система «Карат» для спутников видовой разведки «Барс-М», телескопы для спутников оптико-электронной разведки «Аракс»
Ломография
Направление любительской фотографии «ломография» зародилось в Австрии в 1992 году, благодаря двум бедным студентам. В путешествии по Праге австрийские студенты делали снимки фотоаппаратом «ЛОМО-компакт». Позже, рассматривая свои снимки, молодые люди были поражены – снимки получились яркие, виньетированные, интересные.
Вскоре были сформулированы 10 Золотых Правил Ломографии, являющиеся основой ломографии. Правила просты и незатейливы, но для запечатления самых ярких и неожиданных моментов жизни прекрасно подходят. Ломографии отличает живость и документальность. В своем роде это особый жанр искусства.
На сегодняшний день фотоаппараты «ЛОМО Компакт-Автомат» производятся специально для Международного Ломографического Общества. Это большая организация, насчитывающая в своих рядах не менее пятисот тысяч человек. Международное Ломографическое Общество в разных странах открыло свои посольства. Ломографы выставляют свои работы на выставках, организуют специальные ломографические туры. Более подробную информацию об обществе можно получить на сайте https://www.lomography.ru.
В материалах использованы фотографии с сайта https://www.lomography.ru
Основные акционеры[ | ]
Доли акционеров в % к уставному капиталу[11]:
- У юридических лиц — 59,07 %, в том числе 18,74 % — ЗАО «Балтийское финансовое агентство» (номинальный владелец, представляет интересы Екатерины Праскуриной-Клебановой, дочери И. И. Клебанова)
- 17,7 % — ООО «Спутник»
- 9,25 % — АК «Aleria Ltd» (Кипр)
- 7,81 % — ЗАО «Боси-Тренд» (генеральный директор Аронов А. М.)
- У физических лиц — 15,93 %[источник не указан 920 дней
], в том числе 19,5 % — Василий Валентинович Ильичев[12] - 10,743 % — Аронов А. М.
- 7,22 % — у работников АО «ЛОМО»
Примечания[ | ]
- ↑ 12
ЛОМО в 2011 году получило в 2,6 раза меньше прибыли, чем годом ранее - ↑ 12
Годовая бухгалтерская отчетность - Высочайше утвержденное положение Совета министров (Собр. Узак. 1914 г. Февраля 19, отд. II, ст. 268). — Об утверждении устава Российского акционерного общества оптических и механических производств // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. — СПб.: Государственная типография, 1916. — Т. XXXIII, отделение I, 1913, № 40189. — С. 1093.
- Весь Ленинград и Ленинградская область на 1928 год. Адресная и справочная книга. Л.: Издание орготдела Леноблисполкома и Ленсовета. С. 421.
- Ленинград. Энциклопедический справочник / Ред. Л.С. Шаумян. — М., Л.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1957. — С. 313. — 808 с. — 75 000 экз.
- LOMO St-Petersburg (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 12 августа 2009. Архивировано 28 июня 2009 года. - ↑ 12
MediaVision, 2020, с. 30. - MediaVision, 2020, с. 33.
- Тихонов С. Г.
Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — С. 190-191. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9. - Характеристики современных оптических прицелов (таблица) (электронный ресурс) (Проверено 9 декабря 2016)
- Карта Петербурга — собственность и компании (неопр.)
(недоступная ссылка —
история
). Дата обращения 23 октября 2012. - https://www.lomo.ru/site/about/index.php?stid=140 Архивная копия от 8 мая 2013 на Wayback Machine Перечень изменений на 29.12.2012
Отрывок, характеризующий ЛОМО-Аврора (любительские киносъёмочные аппараты)
Он перекрестился на передний угол и подошел к Долохову, протягивая черную, небольшую руку. – Федору Ивановичу! – сказал он, кланяясь. – Здорово, брат. – Ну вот и он. – Здравствуй, ваше сиятельство, – сказал он входившему Анатолю и тоже протянул руку. – Я тебе говорю, Балага, – сказал Анатоль, кладя ему руки на плечи, – любишь ты меня или нет? А? Теперь службу сослужи… На каких приехал? А? – Как посол приказал, на ваших на зверьях, – сказал Балага. – Ну, слышишь, Балага! Зарежь всю тройку, а чтобы в три часа приехать. А? – Как зарежешь, на чем поедем? – сказал Балага, подмигивая. – Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль. – Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем. – А! – сказал Анатоль. – Ну садись. – Что ж, садись! – сказал Долохов. – Постою, Федор Иванович. – Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке. – Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство? – Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь? – Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство. – Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А? – Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только. Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина. – Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим. Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю. – Будь здоров, – сказал Балага, тоже выпив свой стакан и обтираясь платком. Макарин со слезами на глазах обнимал Анатоля. – Эх, князь, уж как грустно мне с тобой расстаться, – проговорил он. – Ехать, ехать! – закричал Анатоль. Балага было пошел из комнаты. – Нет, стой, – сказал Анатоль. – Затвори двери, сесть надо. Вот так. – Затворили двери, и все сели. – Ну, теперь марш, ребята! – сказал Анатоль вставая. Лакей Joseph подал Анатолю сумку и саблю, и все вышли в переднюю. – А шуба где? – сказал Долохов. – Эй, Игнатка! Поди к Матрене Матвеевне, спроси шубу, салоп соболий. Я слыхал, как увозят, – сказал Долохов, подмигнув. – Ведь она выскочит ни жива, ни мертва, в чем дома сидела; чуть замешкаешься, тут и слезы, и папаша, и мамаша, и сейчас озябла и назад, – а ты в шубу принимай сразу и неси в сани. Лакей принес женский лисий салоп. – Дурак, я тебе сказал соболий. Эй, Матрешка, соболий! – крикнул он так, что далеко по комнатам раздался его голос. Красивая, худая и бледная цыганка, с блестящими, черными глазами и с черными, курчавыми сизого отлива волосами, в красной шали, выбежала с собольим салопом на руке. – Что ж, мне не жаль, ты возьми, – сказала она, видимо робея перед своим господином и жалея салопа. Долохов, не отвечая ей, взял шубу, накинул ее на Матрешу и закутал ее. – Вот так, – сказал Долохов. – И потом вот так, – сказал он, и поднял ей около головы воротник, оставляя его только перед лицом немного открытым. – Потом вот так, видишь? – и он придвинул голову Анатоля к отверстию, оставленному воротником, из которого виднелась блестящая улыбка Матреши. – Ну прощай, Матреша, – сказал Анатоль, целуя ее. – Эх, кончена моя гульба здесь! Стешке кланяйся. Ну, прощай! Прощай, Матреша; ты мне пожелай счастья. – Ну, дай то вам Бог, князь, счастья большого, – сказала Матреша, с своим цыганским акцентом. У крыльца стояли две тройки, двое молодцов ямщиков держали их. Балага сел на переднюю тройку, и, высоко поднимая локти, неторопливо разобрал вожжи. Анатоль и Долохов сели к нему. Макарин, Хвостиков и лакей сели в другую тройку. – Готовы, что ль? – спросил Балага. – Пущай! – крикнул он, заматывая вокруг рук вожжи, и тройка понесла бить вниз по Никитскому бульвару. – Тпрру! Поди, эй!… Тпрру, – только слышался крик Балаги и молодца, сидевшего на козлах. На Арбатской площади тройка зацепила карету, что то затрещало, послышался крик, и тройка полетела по Арбату. Дав два конца по Подновинскому Балага стал сдерживать и, вернувшись назад, остановил лошадей у перекрестка Старой Конюшенной. Молодец соскочил держать под уздцы лошадей, Анатоль с Долоховым пошли по тротуару. Подходя к воротам, Долохов свистнул. Свисток отозвался ему и вслед за тем выбежала горничная. – На двор войдите, а то видно, сейчас выйдет, – сказала она. Долохов остался у ворот. Анатоль вошел за горничной на двор, поворотил за угол и вбежал на крыльцо. Гаврило, огромный выездной лакей Марьи Дмитриевны, встретил Анатоля. – К барыне пожалуйте, – басом сказал лакей, загораживая дорогу от двери. – К какой барыне? Да ты кто? – запыхавшимся шопотом спрашивал Анатоль. – Пожалуйте, приказано привесть. – Курагин! назад, – кричал Долохов. – Измена! Назад! Долохов у калитки, у которой он остановился, боролся с дворником, пытавшимся запереть за вошедшим Анатолем калитку. Долохов последним усилием оттолкнул дворника и схватив за руку выбежавшего Анатоля, выдернул его за калитку и побежал с ним назад к тройке. Марья Дмитриевна, застав заплаканную Соню в коридоре, заставила ее во всем признаться. Перехватив записку Наташи и прочтя ее, Марья Дмитриевна с запиской в руке взошла к Наташе. – Мерзавка, бесстыдница, – сказала она ей. – Слышать ничего не хочу! – Оттолкнув удивленными, но сухими глазами глядящую на нее Наташу, она заперла ее на ключ и приказав дворнику пропустить в ворота тех людей, которые придут нынче вечером, но не выпускать их, а лакею приказав привести этих людей к себе, села в гостиной, ожидая похитителей. Когда Гаврило пришел доложить Марье Дмитриевне, что приходившие люди убежали, она нахмурившись встала и заложив назад руки, долго ходила по комнатам, обдумывая то, что ей делать. В 12 часу ночи она, ощупав ключ в кармане, пошла к комнате Наташи. Соня, рыдая, сидела в коридоре.