Внучка. Тест акустики Klipsch Heresy III

На сегодняшнем рынке акустики фирма Klipsch — явление уникальное. В ассортименте компании присутствует линейка Heritage, в которой сегодня четыре модели колонок: Klipschorn, La Scala, Cornwall и Heresy, каждая из которых имеет прародителя середины прошлого века. Цифра после имени указывает на поколение данной конкретной разработки. Соответственно, Klipsch Heresy lll — это уже третье по счету издание. Итак, что мы имеем. На вид колонки совершенно точно соответствуют тому времени, то есть пятидесятым годам прошлого века. Строгий ящик средних размеров покрыт натуральным шпоном. Его размер соответствует сегодняшнему представлению об очень крупном полочнике. Это примерно соответствует нашим 35 АС родом из СССР. Колонки поставляются в комплекте с небольшой подставкой для напольного употребления.

 

Представьте себе, именно так и выглядели домашние колонки пятьдесят лет тому назад. Никакого гламура: все просто и функционально. Сегодня эти боксы напоминают разве что посланников из области жесткого проаудио. Аскет, одно слово.

Подставка обеспечивает наклон корпуса назад. Как показало прослушивание, такое напольное положение акустики довольно вольно интерпретирует положение сцены: она вся оказывается у ваших ног. Что довольно необычно, как если бы слушатель сидел где-нибудь на галерке. Ну да ладно, на галерке, так на галерке. Тем более что боксы эти — самые доступные из всей винтажной линейки фирмы. Наверное, такая иерархия вполне себе уместна: сколько заплатил за входной билет в мир винтажа, туда тебя и посадят. Ну а если серьезно, то для корректного формирования рисуемого пространства позиционировать колонки придется дополнительными средствами, например, стойками ростом 400–600 миллиметров, если иметь в виду сидячего слушателя. Продолжая тему конструкции, хочется обратить внимание на непривычное для наших дней сочетание закрытого ящика и 12-дюймового излучателя с диффузором из волокнистого композита. На вид этот «композит» ничем от обычной бумаги не отличается. Скорее всего, это модное слово ввернули маркетологи, но с другой стороны, все приличные целлюлозные диффузоры очень часто имели волоконные добавки. Раньше в бумагу добавляли шерсть, в последние же годы часто добавляют угольные волокна. Идем дальше. Конструкция трехполосная, где средне- и высокочастотные излучатели являются компрессионными устройствами. 1,75-дюймовый СЧ-драйвер работает на экспоненциальный рупор, а однодюймовый ВЧ — на трактриссу. Их диафрагмы изготовлены из титана. Ясно, что все примененные излучатели являются сугубо современными и высокотехнологичными продуктами. Про магниты узнать ничего не удалось, думаю, что не ошибусь, если предположу наличие редкоземельных у драйверов и феррита у низкочастотника. Тем более становится интересен конечный результат, который удалось развить современным конструкторам фирмы в такой по-настоящему ретро конструкции, коей является Klipsch Heresy. Версию два мне лично слышать доводилось лет десять тому назад. И надо сказать, что музыка там жила. А из первой попадались отдельно взятые твитеры Electrovoice, модель, кажется, называлась T 35. Тогда, в 50–60-е, Klipsch применял в своих колонках высококачественные излучатели именно этой знаменитой марки.

Прослушивание новых Heresy выявило характерную для рупорных излучателей округлую, выпуклую и открытую подачу. Правда, с довольно существенными ограничениями рабочего диапазона на краях. О самом глубоком низе в подобном низкочастотном оформлении говорить обычно не приходится, но к сожалению, и самых высоких частот здесь также не хватает. Напрашивается вопрос о свойствах собственно самого ВЧ-звена, в первую очередь его полоса и чувствительность. Масштаб образов, рисуемый колонкой, с ростом частоты ощутимо уменьшается. Тональность внизу близка к идеальной, в зоне ответственности драйверов смещается к светлому. Понравились динамическая широта и жанровая всеядность акустики. Несколько смутила, правда, периодически возникающая брутальность и даже грубость в голосовом диапазоне. Скорее всего, это может происходить от супермощных редкоземельных магнитных систем СЧи ВЧ-драйверов и их титановых диафрагм. Слышно что-то вроде постоянного, к месту и нет, напоминания о своих мощностных и динамических возможностях. Возможно также, что это по большей части уйдет с прогревом. И тем не менее: несомненно, это Klipsch. Несомненно, это Heresy. Понятно также, что это Heresy нового поколения. Думаю, о его месте в истории фирмы имеет смысл поговорить лет так через двадцать. Что такое двадцать лет для винтажа? Да практически ничего!

 

АЧХ модели на оси довольно ровная. При отклонении от нее на первый план выходит довольно узкая направленность в области действия СЧи ВЧ-рупоров. Таким образом, эти колонки нуждаются в довольно точной расстановке в помещении. На стыке СЧи ВЧ-звена заметен довольно резкий провал отдачи, скорее всего, обусловленный акустическим взаимодействием двух близко расположенных рупоров. Эта модуляционная аномалия вполне может быть причиной слышимых проявлений грубости на средних частотах. График КНИ показывает достаточно низкий процент искажений. Кривая импеданса ведет себя несколько необычно. Особенно в средне/ высокочастотной области. Это во-первых, наводит на мысль о несоответствии исходных импедансов компрессионных драйверов для данной конструкции. И во вторую очередь о самом кроссовере. Внизу мы видим один (закрытый ящик) и довольно высокий горб импеданса, в районе 70 Гц, который проявляется как укрупнение и подгуживание на этой частоте.

 

 

Меломанский рецепт

Меломанский рецепт

Акустические системы Klipsch Heresy III

Цена — 98 000 руб. (пара)

 

Фирма Klipsch, основанная инженером и акустиком Полом Клипшем в далеком 1946 году, известна, наверное, всем любителям аудио. Яркие и динамичные колонки этой марки в чем-то повторяют характер своего создателя, которого шутливо, но с уважением именуют «повелителем рупоров».

История Klipsch неразрывно связана с историей жизни и увлечений ее создателя — эксцентричного жизнелюба Пола Клипша, электротехника, инженера и музыканта, который в молодые годы играл в студенческом симфоническом оркестре, а позже в джазовом ансамбле. Именно любви Пола к БСО обязаны своим происхождением знаменитые Klipschorn — большие рупорные колонки для угловой расстановки, сконструированные в год основания фирмы. Идея заставить углы комнаты работать во благо, усиливая отражения звуковых волн, была абсолютно непривычна, но рассчитанные в соответствии с данной задачей корпуса и динамики продемонстрировали жизненность такого подхода. Впоследствии он стал обычным для фирмы. Напротив, первый вариант Klipsch Heresy, датированный 1957 годом, казался с этой точки зрения ересью. Что, собственно, и обусловило их название, сначала шуточное, а потом официальное. Подобная единичная АС должна была работать не как угловая, а как центральная колонка, улучшая объем и стереопанораму между двумя угловыми рупорами. В результате эти малыши, наряду со старшими собратьями по линейке Heritage, превратились в золотую классику жанра и долгие годы просуществовали без всяких изменений. В 1985-м появился второй вариант, Heresy II, а спустя еще 21 год — «номер три», выпущенный в 2006-м в честь шестидесятилетнего юбилея фирмы.

В отличие от Heresy II с их полимерными диффузорами у твитера и среднечастотника (фенольный купол на СЧ и жесткая полиэфиромидная мембрана на ВЧ), новая версия акустических систем оснащена титановыми диафрагмами в обоих случаях. Иные частоты настройки кроссовера дали чуть зауженную полосу для СЧ (предыдущий вариант имел 700 и 6000 Гц соответственно). Также у Heresy III появилась возможность бивайрингового подключения.

Оба динамика нагружены на рупоры: среднечастотник — на экспоненциальный, а высокочастотник — на Tractrix®. Рупор, сделанный по трактрисе, получается короче экспоненциального, поскольку, повторяя поведение последнего в горле и в первой половине длины рупора, ближе к выходу «искривляется» и полностью раскрывается быстрее экспоненциального. Вообще говоря, эту идею впервые выдвинул инженер Пол Войт в 1926 году, а одна из конкретных ее реализаций была запатентована Полом Клипшем спустя двадцать лет и с тех пор неизменно присутствует в акустике его компании. Как обычно, Klipsch использует компрессионные динамики с установленной на тыльной стороне закрытой камерой, позволяющей уравнять нагрузку на внешнюю и внутреннюю поверхность колеблющейся мембраны за счет создания сопротивления, примерно равного сопротивлению в горле рупора, но направленного в обратную сторону. Чувствительность новых Heresy стала повыше, хотя и незначительно, а магнитная система на СЧ, как утверждается, более мощной. В отличие от классических старых Klipsch с басовиками Electro-Voice последний вариант Heresy оснащен 12-дюймовыми НЧ-излучателями другой фирмы, хотя по-прежнему явно профессионального происхождения. Для них производитель также указывает большую перегрузочную способность. Легкий и жесткий диффузор концентрической структуры из бумажной массы с добавлением направленных волокон снабжен гофрированным подвесом (на вид — ткань с пропиткой). Корпуса крохотных напольников изготовлены из 18-мм листов MDF и отделаны шпоном натурального ореха с красивой живой фактурой. Для своих габаритов малыши весят изрядно. Скошенные подставки обеспечивают ориентацию излучателей вверх, на уровень ушей слушателя.

На задней стенке закрытых кабинетов имеются только клеммники лесенкой с двумя парами довольно простых акустических терминалов для бивайринга. Грили из очень жесткой плетеной ткани устанавливаются заподлицо в выступающее обрамление передней панели. Несмотря на отсутствие дизайнерских изысков, у колонок есть отчетливый спокойный стиль «вне времени», так что чем дольше на них смотришь, тем больше они нравятся. В нашем распоряжении оказался ламповый однотактный ультралинейный усилитель Unison Research Sinfonia, функционирующий в чистом классе А и выдающий 27 Вт на канал. С этим солидным ламповым устройством акустика Klipsch показала, на что она действительно способна. Первые приятные эмоции при прослушивании этой связки были обусловлены свободной и естественной подачей натуральных инструментов и прекрасной отработкой тембральных и микродинамических нюансов. Сольный вокал и дуэты позволяют любоваться всеми переливами тембров голосов и певческими приемами. Очаровало и умение АС переключаться с утонченного ясного барокко, с паутинкой ритмических долей, игрой оттенков инструментов и четкой расстановкой всех музыкантов на сцене, на мощный вал тутти БСО, поддержанного хором. Трудные моменты наподобие напряженного драматичного сопрано, медных духовых или средних регистров органа тоже получаются насыщенно и полновесно, хотя без излишней телесности или приземленности — «тепловой» баланс выдержан очень хорошо. Правда, колонки не рассчитаны на рекорды громкости, и в сложных симфонических фрагментах звук на форте все же искажается и заметно садится в обе АС. Но при разумных уровнях подводимой мощности плотный оркестровый воздух сразу вызывает ощущение реалистичности происходящего, а превосходные пропорции и разделение инструментальных линий не мешают полностью погрузиться в сопереживание музыке. Heresy III совсем не свойственна аналитичность или сухость подачи, они музыкальны и эмоциональны в очень высокой степени. Бас, хоть и ограничен снизу, имеет отличную фактуру, редко встречающуюся вообще и еще реже в данном ценовом диапазоне. За счет этого недостаток самых нижних частот компенсируется полностью. В «Аппассионате» в исполнении Гилельса великолепен нижний регистр, с легким рокотом и открытыми струнами рояля, полновесными и точными касаниями клавиш в большой октаве. Физически эти частоты акустика не воспроизводит, но слух, воспринимая прекрасно выстроенные обертона, без проблем достраивает информацию. При переключении с классики на жесткие жанры колонки снова удивляют, совершая контрастный переход от трепетности изложения к напористой концертной подаче, железному ритму и увесистым ударным. Последние вообще относятся к числу любимчиков у системы с Heresy III, она ими явно любуется и чуть подчеркивает рассыпчатые барабанные дроби, позволяет понять характер и манеру игры разных ударников. Детальная и раздельная отработка ударов палочек по тарелкам заставляет похвалить разрешение уже на верхних частотах. Опять-таки в этом ценовом секторе я, пожалуй, не слышала столь же филигранно выписанных ритмических структур и послезвучий и такой хорошей фактуры ВЧ. Гитары получаются густо, плотно и очень вкусно, плюс активные и эмоциональные голоса вокалистов, плюс ритм, который, кажется, просто базово и естественно присущ АС, — все это дает совершенно нереальный кайф от прослушивания роковых и металлических записей. И еще раз стоит отметить исключительную сыгранность комплекта из Klipsch Heresy III и Unison Research Sinfonia — они как будто созданы друг для друга, нет даже намека на вялость, кашу в середине или недостаточный контроль акустики. В популярной музыке колонки снова демонстрируют идеальное чувство пропорций. Вокалист на переднем плане предстает крупным, но не «размером с вагон», расстановка музыкантов на сцене ощущается почти визуально. И, что немаловажно, Klipsch Heresy III равно симпатизируют как новым, так и старым архивным записям.

Результаты измерений

Хотя в среднем на большей части рабочего диапазона акустические системы Klipsch Heresy III характеризуются как высокоомные, признать их легкой нагрузкой для усилителя нельзя. Причина этого — приличный разброс значений модуля импеданса в зависимости от частоты сигнала (максимум достигает 53 Ом) и большое отклонение фазового угла в области минимума сопротивления (рис. 2). Чувствительность колонок оказалась на 4 дБ ниже паспортного значения, хотя все равно выше всяких похвал — 95 дБ/Вт•м. На краях рабочего диапазона частот наблюдается незначительный (в пределах 3 дБ) подъем характеристики (рис. 1). Неравномерность в полосе средних и высоких частот не превышает +/-2,5 дБ. Нижняя граничная частота по уровню –10 дБ составляет 40 Гц (58 Гц по –3 дБ). Нелинейные искажения остаются на приемлемом уровне даже при большой подводимой мощности. Среднее по частотам значение этого показателя при 88 dBSPL равно 0,35% (рис. 3).

Паспортные данные: Тип – напольные акустические системы | Название – Klipsch Heresy III | Частотная характеристика, Гц – 58—20 000 (по уровню (+/-3 дБ) | Число полос – 3 (НЧ – 30,5 см, бумажно-волоконный композит, СВЧ – 4,45 см, компрессионный, с титановой диафрагмой и с экспоненциальным рупором, ВЧ – 2,5 см компрессионный, с титановой диафрагмой и с рупором Tractrix; частоты раздела 850 Гц и 5000 Гц) | Акустическое оформление – закрытый ящик | Сопротивление, Ом – 8 | Чувствительность, дБ – 99 | Габариты одной колонки, см – 60,5 x 39,4 x 33,7 | Масса одной колонки, кг – 20

 

Оценки: Дизайн — 90% Качество изготовления — 95% Звучание — 95% Эргономика — 90%

Итоговая оценка — 95%

Плюсы: метрономный ритм, отличное разрешение на ВЧ, очень быстрый и разборчивый бас, выдающаяся жанровая универсальность Минусы: требуется аккуратный подбор компонентов в систему

Вывод: Замечательные меломанские АС, созвучные исполняемой музыке и играющие очень живо, открыто и энергично. После минимальных усилий по расстановке в помещении они создают устойчивое впечатление, что всю жизнь тут стояли и играли, — высший класс

Мария Савина

Редакция Hi-Fi.ru

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *