Каталог моделей у Atlas Cables обширный. Бывает, конечно, у производителей ассортимент и богаче, вот только зачем, когда на практике и так крайне сложно ориентироваться. Поэтому я бы сказал, что у Atlas Cables получился очень выверенный каталог: есть разные типы и бюджеты, и все они хорошо разнесены. Многое выпускается и продается в нарезку, что подойдет профессиональным инсталляторам. Замечу, что мне больше нравятся разъемы под обжим, в которых металлические части использованы только для контактных и проводящих деталей, а в остальном используется пластик. В этом есть смысл, как с пользовательской точки зрения, так и по простоте и малому количеству точек, влияющих на итоговый звук. Конечно, бывают и хорошие разъемы в тяжелых металлических корпусах, но тем не менее, многие штекер.
Матчасть: обжим, вспененный полиэтилен и монокристаллическая медь
В этом тесте рассмотрим младшие линейки кабелей Atlas Cables.
Межблочники в тесте — типа RCA-RCA (все-таки аппараты с балансной схемой менее чувствительны к кабельной обвязке) стандартной длины в 1 метр. Младшая модель Atlas Element Integra — тонкий гибкий кабель, коаксиальной конструкции, с проводниками из монокристаллической меди OCC (Ohno Continuous Casting) и вспененным полиэтиленом в качестве диэлектрика. Разъемы — легкие, с прозрачными пластиковыми корпусами и проводниками из позолоченной меди. Кроме разделки при помощи обжима и пластиковых корпусов они интересны использованием полого центрального контакта и тонких лепестков-контактов на минусе. При этом разъемы удобные в использовании, без излишней жесткости и с достаточно заметной поканальной маркировкой. Atlas Element Integra — младшая модель межблочника в линейке производителя, кабель продается как в готовом виде, так и в нарезку, а вот разъемов, в точности соответствующих установленным в каталоге, я не нашел.
Межблочный кабель Atlas Element Integra Asymmetrical
Модель межблочника постарше— Atlas Hyper MKII — немного толще и жестче. Проводники изготовлены из сверхчистой 6N OCC меди, а диэлектрик — так же вспененный полиэтилен. Разъемы у этого кабеля внешне практически схожи, разницу я нашел только в том, что у Hyper MKII корпуса изготовлены из темного пластика. Отмечу, что эти RCA-разъемы маркированы цифровыми кодами (видимо, по ним фирма может определить происхождение кабеля), отдельно они не продаются.
Акустические кабели в тесте: Atlas Element 2.0 и Atlas Hyper 3.5. В нашем случае обе модели не заводской разделки, они собраны из кабеля в нарезку, и в обоих случаях использованы «бананы», или скорее «перья» Atlas All Cu Z plug — разъемы с позолоченными медными контактами, легкими пластиковыми корпусами и, конечно же, рассчитанные на соединения при помощи зажима.
Межблочный кабель Atlas Hyper MKII
В таком виде кабели несколько дешевле, чем при фирменной разделке, однако напомню, что разъемы в заводской комплектации другие. Тот же Atlas Hyper 3.5 предполагает штекеры фирменного типа Transpose Modular Termination System, у которых можно менять коннекторы на лопатки или перья из разных материалов — они просто вкручиваются на резьбе.
Проводники у обеих моделей, согласно спецификации, изготовлены из меди 6N OFC, диэлектрики — вспененный полиэтилен в одном случае и тефлон в другом, сечения так же разные, но никаких цифр производитель не дает. Подключение и прокладка кабелей затруднений не вызовут: сами провода ни толстыми, ни жесткими не назовешь, а разъемы втыкаются без чрезмерного усилия.
Сетевые кабели Atlas Eos 4.0 и Atlas Eos 2.0 оснащены разъемами с родиевым покрытием. Внешняя разница кабелей — только в толщине, конструктивная — в сечении проводников
Сетевики Atlas Eos 2.0 и 4.0 внешне очень похожи. Как и акустические они собраны из кабеля, доступного в нарезку, и фирменных сетевых вилок и разъемов. В целом все аккуратно, разъемы снабжены контактами с родиевым покрытием. Проводники сетевых кабелей изготовлены из OFC меди, сечение у модели Eos 4.0 немного больше. Диэлектриком в обоих случаях служит тефлон.
Внешне кабели различаются только по толщине, а от заводской сборки отличаются, судя по всему, только отсутствием термоусадок с маркировкой Atlas Cables. Хотя у меня не было возможности сравнить два варианта, и я не знаю, обжимаются ли гильзами проводники сетевиков, разделываемых на заводе или нет.
В целом, я совершенно ничего не имею против самостоятельной разделки кабелей, часто это и выгоднее по цене и позволяет выбирать длину и разъемы, но в случае приобретения чего-либо в розничных магазинах стоит соотносить цены. Самостоятельная разделка формально ничего не стоит, только требует определенных навыков и иногда специфического инструмента. Но бывает и так, что качество заводской разделки сложно повторить в других условиях, многое зависит от конкретных конструкций кабелей и разъемов.
Дизайн и удобство ношения
Как я уже писал в обзоре Comet, выпустить одновременно самую доступную и самую дорогую модели в корпусах одинакового дизайна — идея достаточно необычная, но имеющая право на жизнь. Campfire Audio ещё раз показали, что в мире наушников нет им равных в области материалообработки. Корпуса Atlas сделаны из нержавеющей стали, и сделаны практически идеально: сложные формы с переходами граней и фасок, необычная решётка звуковода, исполнение логотипа — всё это показывает уровень мастерства компании.
Если откинуть декоративную часть, наушники сделаны очень удобными в посадке и, в отличие от Vega, допускают и заушное ношение и традиционный вариант с проводом вниз. Последний лично для меня не совсем подходит, Atlas всё-таки сделаны из стали и поэтому чуть тяжелей других моделей, но вариант с кабелем, проходящим за ухом — весьма удобен. Наушники сделаны с уважением к эрогномике, у них нет острых граней, поэтому в большинство ушей они сядут без проблем, обеспечивая хороший комфорт и звукоизоляцию немного выше средней.
Разумеется, провод сделан сменным, используются всё те же фирменные MMCX коннекторы с бериллиевым напылением, что обеспечивает надёжную фиксацию и хорошую долговечность. Новый кабель так же достоин всяческих похвал: серебряный литц получился чуть тоньше традиционных проводов Campfire Audio, но он очень мягкий и удобный. Так же на примере Comet могу отметить его положительное влияние на звук последних. Кстати, в обзоре младшей модели я сокрушался, что этот провод не продаётся отдельно, это уже исправлено и новый кабель можно купить на сайте AloAudio. Не уверен, что есть смысл покупать к Comet кабель, стоящий дороже самих наушников, но наличие опции приятно радует, тем более что там есть и балансный вариант кабеля, который можно использовать с Atlas.
Прослушивание: приработка, акценты и коннекторы
Технологически тест я построил привычным способом, изначально дав всем наборам поработать, затем несколько перемен слепым методом, далее — перепроверка результатов, и минимум пара комплектов аппаратуры. В приработке ничего сверхнеприятного нет, процесс ровный, без метаний звука в крайности. Конечно, не то чтобы сразу поставил — и нет проблем, но слушать можно. По времени — минимум несколько десятков часов, чтобы быть более-менее спокойным за результаты. При желании можно найти фирменный атласовский диск с набором сигналов, но и без него провода прогреваются нормально.
Обжимные разъемы Atlas Element Integra Asymmetrical и Atlas Hyper MKII
Единственное, в чем мне захотелось пойти немного по нестандартному пути — выбор стартового комплекта: я взял младшие акустические кабели и младшие сетевики, сразу все три штуки. Забегая вперед скажу, что по одному или по двое кабели Atlas Cables мне попадались много раз, а вот чтобы в виде пары комплектов обвязки — такого не было. И в процессе коммутации системы мне не удалось наблюдать эффект «перебора», когда кабели одного производителя имеют явные акценты и при использовании нескольких кабелей эти акценты усиливаются до той степени, в которой уже начинают раздражать. Но вернемся к тесту.
Акустический кабель Atlas Element 2.0 и сетевик Atlas Eos 2.0. Звук быстрый, достаточно прозрачный и чистый, с некоторым акцентом на средне-верхних частотах, и неплохой, без торопливости, динамикой. Детальность чуть выше средней и лучше, чем можно было ожидать. Акцент же, если его можно назвать таковым, сводится к ощущению количественного преобладания средневерхнего диапазона, но без резкости, яркости и без окраски. Складывается такое ощущение из-за того, что количественно явно не хватает баса. Тот, что имеется — правильный, быстрый, даже более-менее фактурный, но его мало.
Акустический кабель Atlas Element 2.0
Путем проб и пришел к выводу, что этот эффект сложно услышать, используя в качестве акустики небольшие, не глубокие по басу полочники, но вот с полноразмерной трехполосной акустикой баса явно может оказаться мало. Впрочем, любую кабельную обвязку стоит соотносить с техникой и по характеристикам, и по цене, так что картина для бюджетного акустического кабеля с небольшим сечением вполне предсказуема. Хотя, опять же, для бюджетного акустического кабеля с небольшим сечением у Atlas Element 2.0 получается весьма чистый и детальный звук, (и если не брать басовую составляющую) цельный, практически лишенный окраски или перекосов по подаче сцены.
Следующее наблюдение, относящееся к этому комплекту — влияние сетевиков Atlas Eos 2.0. Сами по себе они оказались весьма не плохи, но только на источниках, а не на усилении. Возможно, к какому-нибудь усилителю в классе D они бы и подошли, но с усилителями достаточно мощными, что ламповыми, что транзисторными подружиться не захотели, и выражалось это, опять же, в «подъедании» басовой составляющей. Я разобрал один из кабелей и поставил коннекторы попроще, самые младшие медные Furutech, и это в какой-то мере выровняло звук, но все же моя рекомендация — использовать эти кабели не на усилителях.
Акустический кабель Atlas Hyper 3.5
Смена пары сетевиков на Atlas Eos 4.0 сильно упростила дальнейший процесс: звук стал увереннее, плотнее, а тональный баланс ощутимо ровнее. С такой базой можно двигаться дальше, хотя все еще с комплектом полочной акустики, так как акустические кабели на этом этапе остались прежними.
Поставил межблочник Atlas Element Integra Asymmetrical, который позже решил изучить отдельно повнимательнее. Звук аккуратный, открытый, чуть светлый, с хорошей динамикой и детальностью. Окраски как таковой не ощущается, разве чуть-чуть прохлады, но этот эффект в некоторой мере я замечал и раньше у разных кабелей Atlas. Сцена получается весьма не плохой как по ширине, так и по глубине. Достаточно чистые и прозрачные верха, без яркости и без резкости, сдержанно-аккуратная середина, неплохой, чистый и подвижный бас, без размазанности или тяжеловесности. Одна пара использована или две — ничего плохого, созвучно и гармонично.
Разъемы в нашем случае у Atlas Element 2.0 и Atlas Hyper 3.5 одинаковые
Снова забегая вперед замечу, что из всего комплекта по соотношению свойств и цены Atlas Element Integra Asymmetrical выглядит очень убедительно. Удачный кабель, способный за счет своего ровного характера потягаться со многими экземплярами подороже. Хотя в чем-то меня этот результат не удивил — в прошлом у меня была пара комплектов межблочников Atlas, пусть и из более дорого сегмента. На постоянной основе эти межблочники я не использовал, но когда в системе появлялся новый компонент, он подключался в качестве базового стартового варианта, чтобы понять, на что компонент способен, и куда двигаться дальше. И это был очень пристойный базовый уровень, а будь компоненты проще и бюджетнее во многих случаях на этом уровне можно было и останавливаться.
Дальше вполне логично изучить межблочный кабель Atlas Hyper MKII. Да, сразу заметно, что эти межблочники классом повыше: в первую очередь по разрешению, по ровной проработке краев диапазона, по общей сбалансированности. Так же есть разница в проработке сцены — планы разделены отчетливее, образы точнее. Звук содержит некоторую долю прохлады и сдержанности, но он гуще, насыщеннее, более телесно-плотный и объемный.
Сетевой кабель Atlas Eos 2.0
И остались еще акустические постарше Atlas Hyper 3.5. С ними уже можно спокойно перенести тестирование на напольную акустику, бас остался в первозданном виде. Вообще с басом дела обстоят намного лучше и количественно, и качественно. Хотя, стоит отметить, когда количества недостает, довольно сложно оценивать качество.
Тональный баланс близок к ровному, нет ни тусклости, ни излишней яркости. Звук уже в чем-то привычно узнаваемый, немного сдержанный и прохладный. Если использовать кабель в яркой, цветастой или резкой системе — это точно пойдет ей на пользу. Но вот что интересно: если звук системы и так аккуратный, лишней отстраненности или камерности не появляется. Очень прилично дело обстоит с детальностью и подачей тонких нюансов и оттенков. Они слышны и заметны, но не выпирают на передний план. Чтобы услышать сглаженность в деталях нужны действительно сложные записи, например, записи хоровых произведений или симфонической музыки.
Упаковка и комплект поставки
Может когда-нибудь Campfire Audio решат всех удивить, изменив упаковку своих наушников, но это явно произойдёт не в этот раз. Всё такая же знакомая коробка из плотной бумаги, горчичного цвета с голубым стикером. Внутри вы, ожидаемо, найдёте наушники и комплектный провод, но так же ожидаемо этим дело не ограничивается, в коробку так же положили:
- чехол из чёрной кожи
- 5 пар насадок Final Audio разных размеров
- 3 пары пенных насадок, так же разных размеров
- 3 пары силиконовых насадок (всё так же, размеры — в ассортименте)
- фирменный значок с логотипом компании
- инструмент для чистики
Звук
Для прослушивания использовалось следующее оборудование.
- Yulong DA9 и Resonessence Labs Concero HP в роли ЦАП и усилителя
- Apple MacBook Pro Retina 2020 в роли источника
- Fidelia в роли плеера
- Lotoo PAW Gold, theBit OPUS#2, Astell&Kern A&ultima SP1000 и другие в роли портативных плееров
- Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)
Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 96 часов, изменения в звуке наблюдались первые часов 50.
В чём сильны Campfire Audio, так это в создании разного «звука». У них нет моделей с очень похожей подачей, поэтому повторять в Atlas звук своего арматурного флагмана в лице Andromeda они не стали. Новинка, естественно, продолжает идеи Vega, но с рядом улучшений. Во-первых, у Атласов СЧ меньше отводятся на второй план, а, во-вторых, увеличенный излучатель даёт ещё более внушительный и массивный звук.
Наушники достаточно отзывчивы на смену насадок, я перепробовал массу вариантов и остановился на новых комплектных силиконках от Final, на мой взгляд они максимально подчёркивают сильные стороны данной модели.
Первое, что обращает на себя внимание в данной модели, это НЧ. Они обладают невероятной массивностью и в сочетании с хорошей глубиной (даже немного лучше чем у Vega) дают максимальный вау-эффект. Естественно, бас тут не арматурно-скоростной, затухания типичны для качественного динамического драйвера, поэтому «низа» звучат реалистично и натурально. Бас тут зачастую напоминает подачу полноценной акустической системы с некоторой поправкой на масштаб. Вообще, именно слово «большой» — то, что приходит в голову при прослушивании данных наушников, это то, что влюбляет в себя сразу, заставляя раз за разом возвращаться к ним. При этом, разумеется НЧ хорошо контролируются, они практически не покидают своего места и не заглушают остальную часть диапазона, они обладают хорошим разрешением и прекрасно передают текстуры.
СЧ немного отведены на второй план, хотя, пожалуй, тут скорее стоит говорить об акцентировании «низа» и «верха». АЧХ немного V-образная по характеру, но средние частоты меньше отводятся на второй план чем у Vega, что пошло на пользу их читаемости и естественности. Середина, ожидаемо, не арматурная по скорости, но недостатка в разрешении и детализации тут, конечно нет. Наушники нормально относятся к некачественным записям, но проблемы, конечно же показывают, пусть и без лишнего акцентирования. Atlas хороши в построении воображаемой сцены, но, в отличие от своего предшественника, не раздувают искусственно глубину. Так что сцена тут заметно больше средней по обоим направлениям, но без «дополнительных добавок».
Вторая сильная сторона модели, которая на мой взгляд показывает умение Campfire Audio работать со звуком, это ВЧ. Они тут очень, очень хороши даже в сравнении с многодрайверными арматурными моделями. ВЧ акцентированы, но при этом не переходят грань нормы, разумеется, если вы не страдаете от гиперчувствительности к этой части диапазона. Верх тут хорош и по слоистости, и по протяжённости, которую в новинке улучшили, я уже не говорю про более «низменные» вещи типа разрешения и отработки атак/затуханий. «Верха» тут отлично компенсируют «низы», они лёгкие, воздушные с прекрасной передачей обертонов.
В видео я обещал, что в текстовом обзоре я распишу хотя бы несколько сравнений, но, посидев и посравнивав Atlas с другими наушниками я понял, что смысла в этом мало. Динамический флагман Campfire по-прежнему не похож ни на что другое кроме, пожалуй, своего предшественника Vega, а разницу с ними я уже описал выше. Писать же другие сравнения в стиле «совсем не похоже» — толку особо нет.