Игла звукоснимателя: обзор, виды, характеристики и отзывы

Средства очистки

Если быть честным, то этот кратковременный спрос был спровоцирован модой на танцевальную музыку, которую модные ди-джеи полюбили крутить именно с виниловых дисков. Однако и рынок традиционного винила за последнее время стабилизировался и приобрел довольно специфическую аудиторию, которой все серьезные исполнители отдают должное — практически каждый компакт-диск дублируется на виниле. Исключения не делает ни Стинг, ни Мэрилин Мэнсон, ни Паф Дэдди.

Что слушать

«Винил сейчас моден, как сигары, — говорит страстный поклонник пластинок Дмитрий Марков, начальник отдела Hi-Fi компании A&T Trade. — Когда есть деньги и атмосфера в доме — ее надо поддерживать. В этом смысле винил, как вещь культовая, интересен. Поэтому сейчас и всплеск спроса на такие красивые и дорогие вещи, как проигрыватели ClearAudio. Они свое место в квартире всегда найдут и выделятся». Для современных ценителей винила подчас сам ритуал прослушивания не менее важен, чем нюансы звучания. Есть и просто коллекционеры дисков, которым даже не обязательно их слушать — коллекционный рынок пластинок сейчас ничем не уступает, например, филателистическому.

Что роднит собирателей винила и марок? Выпущенный тираж всегда ограничен, и его никак нельзя допечатать с прежним качеством. Например, диск был выпущен в 1975 году. И коллекционеры и аудиофилы будут искать в первую очередь диски именно этого года, причем тираж с первой матрицы. И цена на него — максимальная.

А какая, скажете, разница, если тираж был допечатан, например, через два года? Для цифрового компакт-диска — никакая. А вот для аналогового винила — существенная. Студийная пленка, с которой и изготавливались матрицы, стареет, как человек — размагничивается и осыпается, происходит выпадение сигнала, особо заметное на высоких частотах. Поэтому диск, допечатанный через два года, звучит немного хуже первотиражного. А через 15 лет без специальной обработки студийной записи — ремастеринга — уже и вовсе не обойтись: в студии пытаются «приподнять» высокие частоты, которых на самом деле уже нет. Звук получается неестественным.

Технологии

В США фонари вызывают полицию, если в городе стреляют

Но и «нулевые» диски не являются идеальным «консервантом» звука: полихлорвинил, из которого начиная с 70-х изготавливают пластинки, со временем высыхает, теряет гибкость, становится более хрупким, и канавки теряют первоначальную геометрию. Поэтому коллекцию уникальных виниловых дисков нужно хранить не менее аккуратно, чем коллекционное вино, тщательно соблюдая режимы температуры и влажности.

С другой стороны, и ремастеринг бывает разный. Одно дело, если частотная характеристика просто исправляется компьютерными программами — дешево и сердито. Другое — если звук пытаются воссоздать аналоговыми методами — это гораздо большие трудозатраты и, соответственно, — лучший результат. Например, недавно именно таким методом японцы попытались воссоздать и переиздать Beatles. Однако, несмотря на то что, по отзывам аудиофилов, «атмосфера студии передана потрясающе», цена восстановленных дисков не идет ни в какое сравнение с подлинными: 35 долларов против 300. Кстати, как и с коллекционированием марок, сильно ошибиться с ценой не получится: для ценителей издаются специальные каталоги, где точно указано, сколько стоит каждый раритетный диск. Причем диск, как и марка в филателии, должен быть «нулевым», то есть ни разу не слушанным.

Возникает вопрос: если весь тираж, например, первых дисков Beatles, разошелся «влет» прямо в год своего выпуска, откуда берутся «нулевые» диски? Разошелся — это значит, что весь тираж был выкуплен оптовиками. У оптовиков же бизнес устроен так, что диски продаются в течение строго определенного срока, после чего уходят за бесценок в специальные компании, специализирующиеся на распродажах. И вот у них в гигантских складах-ангарах можно найти все что угодно. Включая тех же Beatles. Причем самые большие запасы дисков у американских стоковых компаний, куда, как в виниловую Мекку, съезжаются копаться в складских запасах мелкооптовые продавцы со всего мира.

Чем почистить иглу? <Антон Зенин> — 9.6.01, 23:50

Всем привет!

Чем и как передовое виниловое человечество чистит иглы звукоснимателя? Харли пишет про кисточки…

Поищи в магазинах HAMA (офис на Войковской) <woodroff> — 10.6.01, 00:40

У них продаются неплохие кисточки. Там же можно прикупить и лупу. А чистят по-разному. Я, например, снимаю иглу и обтираю о штаны.Хе-хе… Удачи.

Хорошо, посмотрю, когда буду в том районе ;-) <Антон Зенин> — 10.6.01, 01:49

Привет, Костяныч!

А я пока еще один способ придумал (хорош для крупной пыли) — сдувать клизмой. Аудиофилы! Покупайте клизмы — помогает бороться с пылью в разных местах!!!

Re: Вот нашел еще советы, <Антон Зенин> — 10.6.01, 02:41

Головной адрес:

https://www.v-nagaev.chat.ru/

Сайт содержит немало полезной информации, в том числе по настройке виниловода.

Re: Чем почистить иглу? <> — 11.6.01, 04:34

Позвольте прокомментировать, так как вопрос не такой простой как кажется сперва: 1. Чистка клизьмой — я её уже как лет 10 использую. Чищу (обдуваю) и иголочку, и головочку, и оптику, и компанкы. В целом неплохо. Идея пришла из фотографии, которой я тоже давно занимаюсь. Но вот одна беда — глубокое залегание мелчайших пыльных частиц клизьма не снимает. Тогда применяется другие штуки. По-порядку:

2. Тут из того сайта а == мой комментс. Щетка для чистки иголок звукоснимателей. == Не щетка, а колонковая кисть! Щетка ни хрена не даст.

Чистка спиртом, движения — по оси иглодержателя. Лучше, конечно, изопропиловый. Но он очень не полезен, особенно для мужчин. Наслаждаться его ароматами не стоит (ударение поставить по вкусу). == Изопропиловый спирт то что надо — факт, но в тех дозах, которые вдыхаются при чистке иглы он безвреден даже мухе мужского пола. Его только прить не надо, а так все нормально. Я его везде использую, даже при пайке. И все стоит нормально, хе-хе. Жалоб от жены нет.

Можно аппаратуру не отключать. Щетка смачивается в спирте, и, надев часовые монокуляры, Вы аккуратно чистите иглу. По извлекаемым звукам контролируете свои движения. == Можно и не отключать, но лучше громкость сбавить… По звуку я не знаю что можно определить — хрю да хряп… А вообще-то картридж лучше вытащить и перевернув его под сильным освещением сначала сдуть пыль клизьмой, а потом с монокулярами почистить тщательно иглу, иглодержатель и все ямки, выпуклости и впуклости. Жесткие ворсинки обтекают иглу, счищая грязь. Чистить ваткой или бархоткой (т.е. материалами, которые «петелькой» могут дернуть иглу) не надо. Затем наслаждаетесь улучшением звучания. == Отлично чистит иглу (если расмотреть грязную иглу под мелкоскопом, то можно заметить, что тяжелая и липкая виниловая грязь куском налипает вокруг осонования кристалла в месте его крепления к иглодеражателю. Такую грязь колонковой мягкой кисточкой не достать. Шеткой с толстими длинными ворсинками тоже. А вот надо взять специальную бархатную щеточку с короткими прямыми ворсинками для чистки пластинок (напр. из комплекта (С)ПермоСтат или Голдринговскую), капнуть на неё спирту и акууратенько почистить иголочку.

3. Чистка спиртом и кисточкой абсолютно не подходит для чистки головок типа MC. Дело в том, что спирт, попадая на иглодержатель, за счет каппилярного фефекту подымается по иглодержателю вверх и попалает в магнитную систему, вызывая её порчу. Для такого случая, а также вообще для чистки иголок существует специальная японская штучка — масенькая прозрачная коробочка с гелем на основе глицерина, а в крышечке у неё встроенная лупа 10х. Подымаешь крышечку, макаешь иголочку в гель, зыришь в лупу и смотишь, как катыхи отваливаются от иголки. Правда лучше не доводить до образования катыхов — чистить и сомнительные пластинки и иголки и не давать никому слушать свой винил. Вообще же лучше поменьше чистить — частая чистка тоже не есть гуд. А вы занете что такое спиртовая эррозия? Вот то-то! Это вам не эррозия влагалища — не лечится… Ну ладно, что-то меня понесло. 4. Для особых камикадзе Кен Кесслер советует получить порцию адреналина путем засовывания головки (звукоснимателя конечно) в сопло мощного пылесоса (ну типа Самсунга из рекламы — тот, который смерч заглотал) и высасывать всю пыль из неё, удерживая мощной рукой онаниста головку от попадания в чрево этого цубербиллера. Вот такой секс, господа, вот такое половое извращение. Зато потом, говорит Кен, очень приятно (слушать). Написано это в каком-то из номеров порнотаблоида HI-FI&MUSIC и может даже быть и не Кеном, а я его с кем-то спутал…:о)

Ваш маньячный ОХ

Re: Чем почистить иглу? <DBV> — 11.6.01, 04:46

Привет!

Раз в неделю при уборке квартиры полуторакиловатным филипсом (пылесосом) 8))) Между уборками кисточкой … беличьей, по-моему. Для любителей всяких фирмовых жидкостей в Ноте+ продается спец пузырек (~10$) с кисточкой, по виду, не по жидкости, похож на женский лак для ногтей. 8)))

Re: Чем почистить иглу? <Антон Зенин> — 11.6.01, 04:58

Привет, ОХ!!!

>Но вот одна беда — глубокое залегание мелчайших пыльных частиц >клизьма не снимает.

Угу. Точно!

Пасибо за столь подробный ответ. Таперя его немного в практиццкую плоскость надо повернуть — где можно приобрести указанные замечательные приспособы (колонковую кисть и т.д.; про спирт можно не писать — я себе литру надыбал после того дурацкого эксперимента с индикатором НАДа :o) ) и сколько они примерно стоят?

Re: Чем почистить иглу? <Dmitry Tektonidi> — 10.6.01, 17:07

== Не щетка, а колонковая кисть! Щетка ни хера не даст. А у меня в комплекте с иголкой кисточка шла, Она явно не колонковая. Так значит ею пользоваться не надо?

Re: Чем почистить иглу? <> — 10.6.01, 18:45

1. Кисточка в комплекте к голове как правило так, фикция. Лучше колонковая или беличья кисть. 2. Кисть можно купить в магазинах для художников. Берите корейские или японские. Стоит доллар-два. 3. Японскую банку с гелем можно купить а Антошки в АудиофилКонцепте. Стоит порядка 30-40 уев.

На чем слушать

В принципе, слушать винил можно и на японских вертушках, еще недавно выпускавшихся всеми японскими производителями электроники и все еще производимых Matsushita Electric под брендом Technics. Можно, однако этого почти никто не делает. Точно по той же причине, по которой сейчас никто не носит дешевые механические часы. Чтобы получить удовольствие от винила, требуется высококлассная акустика и усилитель. Все это стоит очень недешево, поэтому дополнять систему дешевой вертушкой не имеет смысла.

Собственно проигрыватель виниловых дисков (люди в «теме» называют его транспортом) представляет собой очень простое устройство, состоящее из привода диска, тонарма и звукоснимателя. Привод должен очень стабильно и без колебаний вращать диск, тонарм — точно и с нужным усилием позиционировать звукосниматель над звуковой дорожкой, а тот, в свою очередь, — преобразовывать механические колебания иглы в электрические сигналы. Правда, каждый из этих элементов можно улучшать до бесконечности. Чем, собственно, и заняты конструкторы.

Теоретическое введение

Головка звукоснимателя разработана так, чтобы механика колебаний трансформировалась в электричество. Качество звучания определяется тем, насколько хороша игла звукоснимателя. При комплектации системы головку монтируют на тонарм, чьи характеристики и особенности сочетаются со свойствами ГЗС.

Располагая бюджетной техникой, бессмысленно модернизировать прибор самостоятельно, устанавливая высокоточную головку. Если игла головки звукоснимателя и тонарм сбалансированы, пластинка звучит богато, сохраняя нюансы, оттенки звука.

Звукосниматель работает следующим образом: игла колеблется при прохождении по пластинке, прибор трансформирует движения в электрические колебания, передаваемые усилителю и системе акустики. Кроме перечисленных выше типов, изобрели:

  • фотоэлектрические;
  • емкостные.

Каждая конструкция отличается положительными свойствами и слабыми сторонами. В наши дни лидируют электромагнитные преобразователи звука. Их конструкция включает:

  • магнит;
  • звуковую катушку.

иглы звукоснимателя винила

Диск

Диск-маховик служит основанием для пластинки. Чем он массивнее, тем более стабильна частота вращения и тем меньше уровень вредных биений. Раньше диски изготавливали из металлических сплавов на основе алюминия (эта технология жива до сих пор на ди-джейских вертушках), теперь же чаще можно встретить акрил и лексан, которые имеют собственную резонансную частоту в более безвредном, чем металл, диапазоне. Для того чтобы еще сильнее уменьшить эти частоты, диски иногда выполняют слоеными. Сверху на диск для передачи вращающего момента кладется мат — тонкий диск из резины или ворсистого синтетического материала. Существуют очень дорогие диски из сверхтонкой, почти невидимой металлической проволоки, которые помимо сцепления обеспечивают снятие с пластинки статического электричества. В центре диска располагается шпиндель диаметром 7,24 мм для установки пластинки. В дорогих проигрывателях часто сверху на шпиндель для обеспечения лучшего контакта пластинки с диском надевается специальный груз.

О подшипниках, через которые диск-маховик крепится к основанию, продавцы рассказывают легенды. Большая их часть — неправда: производство прецизионных подшипников невозможно в кустарных условиях. Просто в вертушках применяются действительно очень точные промышленные подшипники, разработанные, как правило, для авиационного двигателестроения.

Сила противоскольжения (anti skating force) для иглы на проигрывателе винила

Это сила возникающая в точке соприкосновения иглы с пластинкой и действующая по вектору направленному от центра пластинки (оси шпинделя) и проходящему через точку соприкосновения иглы с пластинкой. По сути появление этой силы на игле провоцирует эвольвента звуковоспроизводящих канавок, которая меняет свой радиус от края пластинки к центру. При вращении пластинки, канавка пытается сместить иглу, а вместе с ней весь тонарм. В итоге, если не было бы компенсации этой силы (anti skating force), то игла все время находилась бы в неопределенном состоянии. Ее бы то подталкивало на один бортик канавки, то бы она возвращалась на другой.

В этом случае сила противоскольжения пытается найти баланс для положения иглы в канавке, если смотреть на поперечный разрез от центра пластинки к ее краю. Значение этой силы выставляют точно такое же как и для прижимной силы. То есть если поставили 1,5 грамма, то тоже ставим 1,5, если же 2, то ставим 2. На самом деле значение этой силы не столь явственно влияет на звук, как значение прижимной силы, про которую я рассказывал ранее. Самое страшное, что может быть, так это смещение уровня воспроизведения по каналам. Если это заметно, то соответственно регулируем баланс уменьшением либо увеличением этой силы.

Собственно регулировка силы противоскольжения осложняется еще и тем, что она сама по себе меняется во время проигрывания на пластинке, ведь радиус эвольвенты меняется, а вместе с ним меняется и скорость в точке соприкосновения иглы и сила «утягивания» иглы с тонармом в сторону. Поэтому даже если и выставить все очень точно и верно, по среднему положению на пластинке, то в конце пластинки или начале мы получим все равно некорректные значения для этой силы.

Мотор

Приводы бывают трех видов — прямой, роликовый и пассиковый. Для стабилизации частоты вращения раньше применялись механические устройства, теперь же почти все производители перешли на электронные кварцевые. Прямой привод (кстати, распространенный среди ди-джейских вертушек), при котором диск-маховик непосредственно крепится к ротору электродвигателя, наименее подходит для борьбы с вибрациями, которые неизбежно передаются от двигателя к диску. Второй тип привода — роликовый, требует безумной точности изготовления роликового механизма, что ведет к сильному удорожанию вертушки. Поэтому на сегодня самым массовым является пассиковый привод. Эластичный пассик — идеальный демпфер, он позволяет максимально развязать диск маховика и источник вибраций — электродвигатель. Кстати, очень похожая схема применяется в стиральных машинах, правда, там ремень служит для обратной цели — демпфирует вибрации барабана, защищая электродвигатель. Вернемся к вертушкам. Для полной развязки электродвигатель иногда выносят даже за пределы основания, как, например, в вертушках TransRotor. Или ставят несколько маломощных электродвигателей, каждый снабжая своим собственным пассиком, «размазывая» таким образом вредные колебания. И все это ради одной цели — заставить пластинку вращаться с точной скоростью 33,3 оборота в минуту!

Тонармы

Различают два вида тонармов — поворотные и тангенциальные. Поворотный тонарм ведет звукосниматель по дуге, образуя так называемую ошибку следования. Она частично компенсируется изгибом тонарма в форме букв S и J, а также смещением тонарма.

Этого недостатка лишены тангенциальные тонармы, ведущие головку звукоснимателя строго по касательной к звуковой дорожке, повторяя путь резца, который наносит дорожки на мастер-пластину в студии. Однако такой тонарм требует сложной системы сервоприводов, которая сама дает собственные ошибки слежения. Дальнейшее развитие тангенциального тонарма привело к полному отказу от сервопривода, а сам тонарм подвешивался на воздушной подушке. Но столь сложное решение — скорее курьез, нежели серьезная техническая разработка.

Поэтому, как правило, на вертушках стоят поворотные тонармы, основными частями которых являются противовес, подвес, трубка и головка звукоснимателя. Подвес должен быть стабильным, жестким и обеспечивать минимальное трение. Решение было позаимствовано у часовщиков, давно столкнувшихся с такими требованиями при креплении часовых осей — подшипниками служат кристаллы сапфира. С противовесами все понятно — грузики, они и в Африке грузики, звучать они уж точно не могут. А вот трубки тонарма знатоки могут различать по звуку. Они должны быть легкими, жесткими и вибропоглощающими. В основном выпускаются алюминиевые и углепластиковые трубки, причем у последних поклонников больше.

Специализированные весы для настройки винилового проигрывателя

Весы — совершенно необходимый инструмент. Конечно, если у противовеса тонарма есть шкала, то можно попробовать обойтись и без весов, но все-таки это не лучший вариант. А если шкалы нет, то весы необходимы. И всякие указания про половину или четверть, или полный оборот противовеса — это очень грубо. Встречаются, и не редко, модели головок, которые совершенно отчетливо реагируют на изменение прижима в 0,1–0,2 грамма. И рекомендованные производителем цифры или диапазон — это все весьма условно.

Некоторые модели головок совершенно отчетливо реагируют на изменение прижима в 0,1–0,2 грамма

А если хочется добиться хорошего результата, то условностей быть не должно. Весов выпускается также немало, но у большинства из них есть те или иные недостатки. Что нам нужно от специализированных весов для настройки проигрывателя? Точность — конечно же. Возможность калибровки и калибровочная гирька в комплекте? Очень желательно.

01. Clearaudio Weight Watcher — 10 500 руб. Все-таки очень дорого. 02. AudioToys Arm Load Meter — 2900 руб. Такие весы бывают с разными названиями, но на нынешний момент это одна из наиболее удачных моделей. 03. Mеханические весы Thorens Stylus Gauge — 700 руб. По идее это тот минимум, который каждый производитель проигрывателей должен класть в комплект. 04. Shure SFG-2 — 1500 руб. Фетиш. Не более.
Еще для удобства нужна площадка, на которую можно опустить иглу, при том площадка желательно с покрытием, защищающим алмаз иголки, и к тому же не сильно выдающаяся над поверхностью — чтобы можно было подвести тонарм и использовать лифт, а не ставить иглу вручную. Кроме того, весьма полезно, когда на весах можно измерять величины не только до 5 граммов (этого хватит для большинства головок), но и, к примеру, взвесить шелл, проводки, крепежные винтики, да даже саму головку.

Если сравнивать весы механические и электронные, то электронные, несомненно, удобны, а механические — это, по моему мнению, то, что должно прилагаться бесплатно к любому проигрывателю, но тратить на них деньги я смысла не вижу. Электронные весы — штука, конечно, менее надежная, требующая аккуратного обращения, но тут уж ничего не поделать, везде и во всем можно найти какие-то издержки. Если же наиболее удобными оказались весы, подходящие только для настройки иглы, а на практике надо еще много чего взвешивать, то полезно приобрести недорогие весы, рассчитанные на ювелирное или лабораторное использование, не самые-самые (это весьма дорого), но качественные и удобные.

Звукосниматель

Звукосниматель, который часто называют картриджем, самый важный, хотя не самый дорогой элемент винилового проигрывателя. Существует два типа звукоснимателей — с подвижным магнитом MM (Moving Magnet) и с подвижной катушкой MC (Moving Coil). Головки MM имеют более высокий выход (2−8 mV против 0,15−2,5 mV), но и большую массу подвижной системы. (Считается, что чем меньше подвижная масса, тем лучше — по аналогии с неподрессоренной массой в автомобиле.) Поэтому аудиофилам приходится выбирать: либо более мощный сигнал, либо меньшая масса.

Однако это еще не все. Очень важной частью звукоснимателя ценители винила считают кантеливр — крохотный рычаг, на котором, собственно, и закреплена игла. Само собой, он также должен быть легким, жестким и не иметь собственных резонансов. Тут уже углепластиком не отделаться — кантеливр делают из бора, алмаза, сапфира, керамики или титана. Да еще умудряются сделать его полым, заполнив изнутри демпфирующим материалом. Причем для того, чтобы кантеливр «зазвучал», его необходимо обкатывать 100−150 часов!

Подводя итоги

Выбирая иглу, уделите внимание тому, насколько сильно она портит пластинку, допустима ли замена в домашних условиях, с какими звукоснимателями и проигрывателями изделие сочетается. Товары стоят недешево, цена некоторых экземпляров – десятки тысяч рублей. Если средний уровень, цена варьируется около 2-4 тысяч за экземпляр. Есть совсем дешевые – за 500-800 рублей. Экономить или брать иглу, бывшую в употреблении, не рекомендовано. Помните, что плохая деталь непоправимо портит пластинку.

игла звукоснимателя

Лучшие звукосниматели в настоящее время производятся в Японии. Многие подходят советским проигрывателям. Не забывайте уточнять совместимость изделия при покупке.

Иглы

Ну вот мы и дошли до основной части проигрывателя — иглы. На первых граммофонах иглы были стальными, и их требовалось менять после проигрывания каждой стороны диска — то есть через три-четыре минуты работы! С тех пор технология сильно продвинулась: на смену стали пришел алмаз, а срок службы продлился до 1000 часов. В идеале игла звукоснимателя должна повторять форму иглы резака, которой и нарезались дорожки на матрице, то есть иметь треугольное сечение. Но тогда она ничем не будет отличаться от резака и мгновенно испортит пластинку.

Наиболее простая и распространенная форма иглы — сферическая, самая износостойкая и дешевая. Эллиптическая заточка обеспечивает в два раза меньшее искажение сигнала и более широкий спектр воспроизводимых частот. Существуют разные патентованные вариации эллиптической заточки, имеющие своих поклонников. Как настоящий самурай должен постоянно проверять остроту клинка, так и ценитель винила обязан через каждые 300 часов прослушивания проверять свою иглу под микроскопом. Малейшие следы износа — и она отправляется на свалку, иначе можно испортить коллекцию грампластинок.

Модели

Одна из современных представительниц бюджетного класса – игла звукоснимателя MF 100. Стоимость — около полуторы тысячи рублей. Компания-производитель – японцы Stylus Co. Деталь совместима с советскими проигрывателями.

Игла звукоснимателя Unitra производится в Польше. Максимальная популярность детали – 80-е годы XX века. Подходит для установки на польские, советские проигрыватели. Цена варьируется от полуторы до двух тысяч за единицу. Скопирована с голландской «Тонорел».

игла головки звукоснимателя

Всего лишь дым

Мы сознательно ушли от противопоставления винила и компакт-дисков. Впрочем, можно вспомнить забавную историю. В начале 1960-х годов в США был налажен выпуск интересных устройств — карманных баллонов, в которые вместо углекислого газа закачивался дым. Идея была простая — специальные фабрики сжигали бы табак, очищали дым от вредных смол и примесей, а затем через специальные автоматы заряжали бы им портативные устройства размером с портсигар. Потребители получали бы сразу охлажденный очищенный табачный дым любимых сортов — никаких проблем с противопожарной безопасностью, отсыревшими сигаретами и пересушенными сигарами. Однако где сейчас эти устройства? А архаичные сигары превосходно себя чувствуют в не менее архаичных хьюмидорах.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2004).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: