Акустическая система Heco Celan 902GT

В иерархии Heco серия Celan GT располагается на второй сверху позиции: выше — только акустическая система Statement («заявление» по-английски), ступенью ниже — Celan XT. Таким образом, будучи старшей АС соответствующей линейки, Celan GT 902 стоит всего в шаге от лидера модельного ряда, и, вероятно, ей тоже есть о чем заявить.

 

Модели близки в конструктивном отношении, разница между ними в основном количественная. О них не скажешь: отличаются как небо и земля, скорее, они очень похожи. В обоих случаях — три полосы и традиционный дизайн, совпадают конфигурация и даже калибр динамиков, одинаковое НЧ-оформление (два порта ФИ сзади); невелики и разночтения в спецификациях.

Однако, конечно же, есть и отличия. Statement укомплектована головками более высокого уровня. Ее твитер имеет купол, покрытый наночастицами, а диффузор высокочастотника Celan GT 902 изготовлен из материала Polyfiber (PFC-Dome); кроме того, в среднечастотни-ке флагмана применен алюминиево-никелево-кобальтово-ферритовый магнит (Alnico), обладающий существенно более высокой температурной стабильностью, которая, в свою очередь, обещает лучшую динамику. Мембраны СЧ- и НЧ-динамиков Statement сделаны из целлюлозно-шерстяного композита (95% целлюлозы) и армированной (hardened) целлюлозы (НЧ), а в GT 902 — из крафт-бумаги (kraft paper); разумеется, это не обычная оберточная бумага вроде используемой на почте (не скажу, правда, про немецкую Postamt), а специальный материал со строго контролируемыми свойствами. Замечу попутно, что убежденность аудиофилов в преимуществах динамиков с бумажными диффузорами непреходяща — это ясно и без референдума.

Statement допускает трехпроводное подключение с коррекцией уровней средних (-2 дБ) и высоких (+2 дБ) частот, тогда как в GT 902 предусмотрены bi-wiring/amping и изменение уровня только высоких (+2 дБ) — в наличии коммутационная группа из пяти отменных терминалов с анодированными золотом контактами. Лидер немного и пропорционально превосходит Celan GT 902 по каждому из трех габаритов приблизительно на 2 см. Однако, что любопытно, весит он при этом немного меньше (43 и 44 кг соответственно).

 

Излучение ВЧ-головки GT 902 корректируется неглубоким рупором. Последний, а также передние части шасси больших динамиков (кольцевые накладки) изготовлены из алюминия и отполированы до зеркального блеска. На все нанесены логотипы Heco, а на ВЧ-волновод — еще и название серии. Расположенные на тыльной стенке крупные алюминиевые трубы фазоинверторов с широкими раструбами не вклеены, как нередко бывает, а надежно привинчены к корпусу и, как и динамики, обрамлены зеркальными кольцевыми накладками. В роли ножек используются упругие подушечки (для пола) или шипы (для ковра).

Округлые боковые стенки — популярный сегодня способ упрочения корпуса и оживления внешнего вида акустики. Компания предлагает колонки, покрытые черным, белым лаком и древесным шпоном (espresso, тестируемый экземпляр). Отделка — фанеровка и полировка — выполнена безупречно. Мельчайшие естественные изъяны в шпоне заполнены мастикой точно в тон дерева и идеально заполированы. Во всем этом видна исключительная добротность.

Heco Celan GT 902 принадлежат к числу тех акустических систем, которые не дают представления о своем реальном звуковом потенциале без разминки. Условия тестирования не позволили предварить критическое прослушивание рекомендуемым в таких случаях многочасовым прогревом, однако качественный прогресс наметился уже через полтора часа после включения. Выводы о возможностях колонок я делал на основе как впечатлений от реального звучания, так и экстраполирования отмеченных в процессе прослушивания позитивных изменений.

Чтобы читатель получил представление об этих изменениях, расскажу кратко о том, каким звук был в начале и как он преображался. В первые минуты (сразу после включения) акустика давала лишь приблизительную схему воспроизводимой музыки, без грубых искажений, но с большими упрощениями. С течением времени звучание постепенно делалось более гибким и живым. В наименьшей степени прогрессировало отображение музыкальной сцены, которая рисовалась в общем верно, но без изысков.

 

Этим акустическим системам не подойдет небольшое помещение, как не подойдет стандартная кровать центровому баскетбольной команды. Никаких кабинетов и уютных закутков. Celan GT 902 с присущим им крупным, вольготным звучанием и фундаментальным нижним регистром будет тесновато в комнате меньше 25—30 м2. Колонки очень убедительно передают масштаб крупных музыкальных форм. С ними прекрасно ощущается, если можно так сказать, ширина грудной клетки, разворот плеч симфонического оркестра, большого органа, энергия рок-концерта. Высокая мощность, отличный динамический потенциал, главным образом в сфере макродинамики, корректный тональный баланс и глубокий, собранный, динамичный бас принадлежат к основным достоинствам модели. Другими словами, GT 902 способны играть громко и даже очень громко без искажений, то есть без ущерба для тональных, тембровых и прочих аспектов звучания.

Примечательно, что во время прослушивания нередко хотелось увеличить громкость, и звук не вызывал раздражения или скорого утомления.

Прибавка в макродинамической области получена в какой-то степени за счет микродинамики — рамка динамического диапазона расширена и вместе с тем смещена вверх. Мы знаем, что есть акустика, которая выразительно, изысканно, акварельно исполняет музыку на малой громкости, например ночью. Тестируемая пара не такова — как говорилось выше, она время от времени побуждает подкрутить ручку громкости усилителя по часовой стрелке.

Аудиообраз — это всегда уменьшенная проекция воображаемого реального звучания, ведь невозможно воспроизвести в жилой комнате не только звуковой массив симфонического оркестра с его более чем 120 дБ, но даже и реальную игру струнного квартета, джазового трио… Разная техника предлагает разные коэффициенты этой проекции. Heco Celan 902 тяготеют к отображению истинного размера звукового события, и количество звука достигается ими в основном не в ущерб качеству, хотя и с определенным упрощением микродеталей и деликатных глубинных музыкальных слоев, нюансов. Это естественно, поскольку их исполнительский стиль — не палехская миниатюра, а монументальная фреска. Благодаря описанным особенностям звучания музыка в интерпретации акустики Heco приобретает особое измерение, передается крупно, раскрепощенно (но не разнузданно). Контрабасы в оркестре не просто глубоки, плотны и хорошо структурированы, а фундаментальны. Распространяясь широкой и свободной волной, бас воздействует не прямо, а подспудно. Когда при прослушивании записей большого органа, например Большого зала Московской консерватории или собора Парижской Богоматери, на авансцену выходит органная педаль, ты явственно ощущаешь работу могучих 32-футовых труб, колеблющийся высоченный стол воздуха, и потолок комнаты здесь, кажется, не помеха. Грандиозное впечатление. Благородство, достоинство и стать.

 

 

БЛЕСТЯЩАЯ ПЕРСПЕКТИВА

HECO Celan GT902 обзор в журнале AudioVideo салон

За 60 лет своего существования немецкая компания HECO завоевала популярность и уважение любителей музыки благодаря умению создавать акустику с безукоризненной отделкой, натуральным звучанием и вполне гуманной ценой. Всё это не раз подтверждалось и нашими тестами, причём не только экспертными прослушиваниями, но и результатами измерений.
На этот раз у нас очень интересный объект исследования — только что появившиеся в России напольные акустические системы Celan GT902. Они топовые в серии Celan GT, которая, в свою очередь, в иерархии HECO вторая cверху после Statement. Знакомство с новой линейкой мы всегда стараемся начинать с флагманских моделей — при минимальных бюджетных ограничениях у специалистов компании есть возможность продемонстрировать все свои способности.

О серьёзности намерений свидетельствует как масса колонок — каждая весит 44 кг, так и их внешность. Все модели новой линейки выпускаются только с шикарным лаковым покрытием — белым, чёрным и коричневом (вариант «эспрессо», на фото). Многослойное покрытие лаком с промежуточными этапами полировки в производстве намного дороже шпона, но расходы вполне оправданны — помимо привлекательности, колонки становятся по-настоящему монолитными.

Форма корпусов такова, что в них нет параллельных граней, за счёт чего минимизируются внутренние отражения и, как следствие, посторонние призвуки. Жёсткость усилена за счёт внутренних перегородок. На заднюю стенку выведена пара фазоинверторных портов. Мало того, что они солидного диаметра, так ещё и выходная часть представляет собой алюминиевый раструб с шершавой внутренней поверхностью. Всё это сделано для снижения скорости воздушного потока при больших смещениях диффузоров, поскольку турбулентность при воспроизведении мощных низкочастотных нот может проявляться в виде «вздохов» или шипения. Более того, фланцы портов не просто вклеены в корпус, но и дополнительно притянуты мощными саморезами.

Впрочем, столь же серьёзный конструктив мы видим и спереди — НЧ и СЧ-драйверы закреплены в восьми точках, а не в четырёх, как обычно. И это не такая уж мелочь — за счёт такого усиления снижаются вибрации корзин и, как следствие, искажения.

 

Все головки, кроме твитера, позаимствованы у флагманской линейки Statement. Пара 8-дюймовых вуферов с диффузорами из пропитанной целлюлозы имеет литые корзины, оптимизированные на компьютере по минимуму резонансов, эластичные подвесы, рассчитанные на большие амплитуды колебаний, и звуковую катушку диаметром 32 мм. Как известно, чем больше катушка, тем лучше условия для её охлаждения и тем меньше т.н. тепловая компрессия. Мощные магниты создают сильное и однородное поле, за счёт чего снижаются нелинейные искажения при высокой громкости.

Среднечастотник калибра 6,5 дюйма тоже бумажный, но его подвижная система максимально облегчена для повышения детальности воспроизведения. Диаметр катушки снижен до 25 мм, а подвес изготовлен из ткани, пропитанной демпфирующим составом.

И наконец, твитер. Он был практически с нуля разработан для линейки Celan GT двумя опытными специалистами — Мартином Гроссом и Юргеном Фальке. Главная особенность конструкции в том, что купол при повышенной площади излучения и диаметре 30 мм имеет минимальную инерцию за счёт применения нового материала PFC (PolyFiber Compound). Кроме того, у твитера двойная магнитная система, а передний алюминиевый фланец образует своего рода рупор, расширяющий диаграмму направленности.

Системы трёхполосные, с частотами раздела 250 и 3000 Гц. При таком раскладе НЧ-секция работает как пассивный сабвуфер, а средняя полоса расширена вверх, чтобы вместить певческий диапазон и основной спектр большинства музыкальных инструментов. Предусмотрена адаптация звучания под конкретное помещение — коррекция по ВЧ с помощью перемычки в положениях «Linear» и «+2dB». Клеммы качественные, с настоящей позолотой. Внутренняя разводка выполнена аудиофильским кабелем Oehlbach.

Основанием корпуса служит лакированная плита из MDF с резьбовыми втулками. В комплекте шипы и обрезиненные ножки.

Как и вся новая акустика, перед прослушиванием GT902 прогревалась в течение нескольких часов на приличной громкости. Должен заметить, что в данном случае эта процедура имеет особый смысл — звук раскрывался буквально с каждой минутой.

Для грубой формальной оценки запускаю диск Burmester [1] с наиболее показательными фрагментами. Запись китайских барабанов даёт полное представление о динамических способностях системы и характере низкочастотного регистра. В нашем случае удары просто сокрушительные, в начале теста слегка затянутые, но при повторном прогоне в конце дня — резкие, с чётко проработанными вибрациями. Каждый барабан прекрасно различим по тембру, быстрые серии не сливаются, реверберации не смазывают ритмический рисунок. Слышно, как подзванивают металлические стойки и как в паузах постепенно умирает звук — медленно и плавно. Натурально передаётся и звучание палочек, никаких сомнений, что это дерево, а не пластик.

Глубина низкочастотного регистра вполне адекватна калибру драйверов (заявленная нижняя граница вообще 20 Гц), а ведь две «восьмёрки» — перебор даже для активного сабвуфера. Отсюда и сопутствующие ограничения: в маленькой комнате этой акустике будет тесно, чтобы полностью раскрыться, ей нужен простор. По крайней мере, стоять подальше от стен и особенно углов, в которых возникают неприятные пики.

 

К самим колонкам с этой точки зрения претензий нет — корпусные резонансы отсутствуют, при мощных ударах диффузоры ходят, как поршни, но движения воздуха в фазоинверторах не слышно.

На симфонических произведениях, помимо недюжинной динамики, GT902 продемонстрировали прекрасное разрешение и прозрачность в верхнем диапазоне. Чувствуется высокий класс пищалок, а кроме того, они грамотно расположены — как раз на уровне головы сидящего слушателя. Рупорная окраска минимальна, нюансов много, атмосфера концертного зала создаёт реальный эффект присутствия.

На аудиофильских записях, предельно лаконичных и строгих с точки зрения звукорежиссуры [2], акустика становится таким же точным инструментом, как студийные мониторы. Перспектива сцены, малейшие тембральные оттенки и очень достоверная передача вокала, особенно женского — даже самые верхние ноты звучат чисто и гладко.

Но ставлю диск Aerosmith [3], и 902-е превращаются в концертные порталы, накачивающие зал колоссальной энергетикой. Правда, для этого нужен очень резвый и мощный усилитель — на пиках громкости даже у невозмутимого в любых обстоятельствах интегральника Bryston B100-SST мигает индикатор перегрузки. В качестве дальнейшего апгрейда системы можно посоветовать bi-amping с раздельным полосным усилением.

Так что Celan GT902 — точная и динамичная акустика, не имеющая явных жанровых предпочтений. Неплохой выбор для разностороннего и требовательного меломана, но, как подобает элите, она способна блеснуть лишь в соответствующем окружении.

Чувствуется высокий класс пищалок, а кроме того, они грамотно расположены — как раз на уровне головы сидящего слушателя

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • 1. «Burmester Vorfuhrungs CD III». GEMA, 1996. Набор композиций различных жанров, записанных с образцовым качеством
  • 2. 20th Anniversary of Chesky Records. 2 CD, Chesky Records, 2006. Квинтэссенция аудиофильских записей, сделанных на аналоговом оборудовании и оцифрованных с 128-кратным оверсэмплингом
  • 3. Aerosmith, «Nine Lives». Columbia, 1997. Типичная коммерческая запись рок-состава, со всеми её недостатками. Тем не менее имеет определённый шарм, хорошая проверка тракта на тембральную разборчивость

КОМПОНЕНТЫ

 

  • CD-проигрыватель Bryston BCD1 ($4186)
  • Интегральный усилитель Bryston B100-SST ($6787)
  • Кабели:
  • — межблочные Musical Wire Cadence Revision 2 0,6 м (20900 руб.)
  • — акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (82000 руб.)
  • — сетевые Physics Style PW-Reference (38000 руб.)
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 м ($190/110)
  • Виброизоляторы Monitor Bolide Shock Absorber (€52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)

Мало того, что порты солидного диаметра, так ещё и выходная часть представляет собой алюминиевый раструб с шершавой внутренней поверхностью

Сухие цифры

  • Конфигурация 4 излучателя, 3 полосы
  • Акустическое оформление фазоинвертор
  • Диапазон воспроизводимых частот, Гц 20 — 50000
  • Чувствительность (2,83 В/1 м), дБ 93
  • Сопротивление, Ом
  • — номинальное 8
  • — минимальное 4
  • Частоты раздела полос, Гц 250/3000
  • Максимальная подводимая мощность, Вт
  • — продолжительная 280
  • — пиковая 450
  • Рекомендованная мощность усилителя, Вт 30 — 450
  • Габариты, мм 1205 х 277 х 415
  • Масса, кг 44,3
  • Отделка чёрный и белый рояльный лак, эспрессо
  • Цена за пару, руб. 105000

Зависимость модуля полного сопротивления от частоты HECO Celan GT902

Сразу видно, что кроссоверы в этих АС не совсем обычные — резонансные пики на частотах раздела почти не заметны, по-видимому, за счёт дополнительных фазовыравнивающих звеньев. Результат виден на верхней кривой, показывающей сдвиг фаз во всем рабочем диапазоне. Они не превышают ±30 град., что говорит об очень малой реактивной составляющей нагрузки. Поскольку усилитель имеет дело, по сути, с обычным резистором, возникает меньше проблем с устойчивостью и передачей резких фронтов сигнала.

Но есть и одна проблема — провал импеданса до 3 Ом на 90 Гц, поэтому на фонограммах с богатым нижним регистром усилитель может перегружаться.

Бас у GT902 обещает быть очень глубоким — фазоинверторы настроены на 30 Гц, как у солидного активного сабвуфера.

Амплитудно-частотная характеристика HECO Celan GT902

Столь образцовая картина редко встречается у трёхполосной акустики. За исключением незначительной (не более 1 дБ) неравномерности вблизи верхней частоты раздела, она словно вычерчена по линейке. И даже твитер, помещённый в небольшой рупор (а это оформление неизбежно даёт интерференцию), работает просто образцово. Тональный баланс таких АС должен быть безукоризненным.

 

Фиолетовым цветом показана АЧХ при установке перемычки ВЧ-звена в положение «+2 дБ». Подъём, который в незаглушенной комнате реально составляет +3 дБ, может оказаться полезным в комнате с обилием мягкой мебели, поглощающей высокие частоты. При отклонении от акустической оси на 30 и 50 град. (соответственно, зелёная и красная кривые) АЧХ остается линейной вплоть до 8 кГц. Широкая диаграмма направленности гарантирует правильное построение пространства — чёткую локализацию источников, приличную глубину сцены и обширную зону стереоффекта.

Чувствительность GT902 выше средней, порядка 92 дБ, но, учитывая рекомендуемый объём помещения, усилитель для них потребуется мощный, никак не менее 100 — 120 Вт на канал.

Фазоинверторы работают вплоть до 20 Гц. Порты не дают посторонних призвуков, стоячие волны внутри корпуса подавлены.

Технология и мастерство

Встроенные динамики обладают высоким качеством и современной конструкцией. Динамик высоких частот размером 30 мм был создан специально для серии Heco Celan GT. Его особенностью является наличие прочной алюминиевой передней панели и мощной духмагнитной системы. Динамик низких и средних частот 170 мм в диаметре, оснащен крепкой литой алюминиевой корзиной, и тоже может похвастаться высококачественной магнитной системой. Диффузор сделан из гофрированно картона — легкого, но прочного материала. С конструктивной точки зрения о высоком качестве колонки также позволяет судить встроенный хорошо укомплектованный кроссовер. Корпус из прессованного МДФ скрыт безупречной внешней отделкой. Безукоризненное качество поверхности заслуживает высокой оценки, ультраглянцевое черное покрытие по степени глубины создает впечатление поверхности настоящего рояля.

И отдельного внимания заслуживают клеммы, расположенные в задней части динамика так как они позволяет ВЧ диапазону воспроизводиться как линейно, так и с усилением в +2 ДБ. Фазоинверторная труба динамика низких частот полностью закрыта корпусом из алюминия, что отражает общую стилистику передней части динамика. Чтобы предотвратить возможную деформацию под динамик установлены резиновые уплотнители.

Мы начали серию тестов по прослушиванию с трека «The Poet and The Pendulum» группы Nightwish. Относительно тихое, но наполненное напряжением начало с высоким женским вокалом воспроизводится отлично с хорошим пространственным распространением. Поначалу медленная мелодия становится более драматичной и динамичной, но звучит естественно. Усиление звучания мягкое, хорошо слышно твердые, уверенные и на удивление мощные басы. Общая динамика песни великолепна.

Элегантная акустическая система начинает звучать с новой энергией, когда включается трек «Rocket» Goldfrapp в ремиксе Tiesto. Оба динамика на полную используют качество трека для того, чтобы показать, что полочные колонки (больших размеров) также способны воспроизводить потрясающе мощный, и в то же время точный и глубокий диапазон басов. Басы имеют четко различимые границы и стабильный ритм, тем самым давая понять, что компоненты, отвечающие за воспроизведение низких частот, работают быстро и чисто. Не ощутимы ни вибрации, ни гудение, даже при работе на полную громкость. Вокал воспроизводится чрезвычайно точно, ощутимы энергетика и объем. Динамики с успехом передают особенности минорного звучания, в то время как общая палитра звуков живая, правдоподобная по ширине и глубине звучания. Однако, нужно заметить GT 302 — акустика не для не чувствительных слушателей. Но она будет на первом месте для тех, кто постоянно в движении, и у кого наибольшие эмоции вызывает сила и энергия звучания.

Введение

Heco Celan GT 302 — это стильная полочная акустика от Heco из знаменитой серии Celan. В прошлый раз мы были покорены, когда тестировали напольную систему Heco Celan GT 702, и теперь настало время GT 302. Стоимость одной колонки этой модели составляет 400 евро, и она явно претендует на то, чтобы доказать, что полочная акустика также может показать полноценное, динамичное и взрослое шоу. Двухполосная колонка создана для нагрузок от 4 до 8 Ом и оснащена 170 мм динамиком низких и средних частот и 30 мм динамиком для передачи высокого тона. По информации от компании производителя (Heco) RMS колонки составляет 100 Ватт, в то время как при менее продолжительном использовании максимальный уровень мощности достигает 160 ватт. Габариты 230*380*330 мм (ш*в*г), Celan GT 302 одна из самых больших по размеру полочных колонок, представленных на рынке. Также она интересна своей цветовой гаммой: Черный Рояль (Piano Black), модель этого цвета мы тестировали, Белый Рояль (Piano White) и в завершение списка расцветка Espresso.

 

HECO Celan XT501 — принц пунктуальности

Если судить по фотографиям, дизайн HECO Celan XT 501 ничем не выделяется из общего сонма напольной акустики, но вживую эти колонки выглядят очень интересно и самобытно. Срез на стыке фронтальной и верхней панелями, скосы в направлении задней стенки и словно зализанные ребра и углы (все эти детали практически не видны на фото) скрадывают прямоугольные очертания и придают АС более домашний и хорошо запоминающийся вид.
Серия Celan XT — обновление популярной линейки Celan, которая в течение почти пяти лет пользуется уважением среди любителей качественного и честного звука. XT — это не просто смена дизайна корпусов и отделки (тут, напротив, почти ничего не поменялось), а совершенно новые схемы для кроссоверов и обновленные технологии изготовления корпусов и драйверов.

Если, к примеру, сравнивать колонки XT 501 c 700-й моделью из предыдущей линейки, то их звук сбалансиро ваннее и мощнее, так как чувствительность новых АС на 4 дБ выше. Отличительные черты XT 501 — использование литых алюминиевых корзин для СЧ- и НЧ-динамиков с диффузорами из прочной крафт-бумаги с мелкими древесными волокнами для повышения жесткости, а также мощный неодимовый магнит в катушке твитера из специально обработанной ткани. Басовый драйвер здесь всего один, но это не мешает АС очень четко и образно прорисовывать басовые партии практически в любых жанрах.

Однако отличная динамика и рельефность не могут повлиять на тот факт, что мощность акустики в НЧ-диапазоне не так велика, как хотелось бы (двойной порт фазоинвертора на задней стенке частично подслащивает пилюлю, но целиком проблему не решает). Как говорится, хорошо, но мало.

Середина в целом звучит ровно и сбалансированно, но ее нижней границе в районе 500–800 Гц чуть-чуть не хватает помощи в виде твердого мужского плеча НЧ-драйвера. По этому общий почерк колонок воспринимается как строгий, слегка холодный и отстраненный. Подобное впечатление подкрепляется и звучанием твитера — уверенным, разборчивым, без ненужных призвуков, но при этом сухим почти на грани педантизма.

Однако при кажущейся отстраненности звуковая перспектива у этой модели достаточно близкая. Такое ощущение, что протяни руку, и нащупаешь в паре шагов от себя живых музыкантов с инструментами. Что особенно приятно, несмотря на близкую перспективу, музыку даже самых жестких стилей Celan XT 501 исполняют не агрессивно и не яростно; возможно, слегка смягченный бас и не акцентированные, суховатые верхи тут как раз на руку.

Всеядность колонок нас порадовала — ни один музыкальный жанровый экзамен не был ими завален и не потребовал пересдачи, при этом акустика продемонстрировала явную склонность к софт-року, поп-музыке, электронике и эмбиент-стилям.

За предоставление материала благодарим журнал DVDxpert, июль.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *