Как разобрать и собрать трансформатор?

Наиболее удобными для перемотки являются трансформаторы на витых броневых и стержневых магнитопроводах, так как их сборка и разборка занимает считанные минуты.

 

Однако при сборке требуется точное сопряжение отдельных частей магнитопровода. Поэтому при разборке, обязательно пометьте сопрягаемые части магнитопровода, чтобы в последствие их можно было правильно собрать.

При производстве витых броневых и стержневых магнитопроводов, лента наматывается на шаблон, а затем весь пакет разрезается. Половинки сердечника маркируются так, чтобы при сборке можно было восстановить положение сердечника имевшее место до разрезания.

Чтобы предотвратить вибрации и гудение, можно во время сборки склеить половинки магнитопровода клеем на основе эпоксидной смолой. Небольшое количество клея нужно нанести на зеркальные сопрягающиеся части магнитопровода.

 

Если после разборки магнитопровода, на нём остались остатки старой эпоксидной смолы, то их можно удалить при помощи самой мелкой наждачной шкурки (нулёвки).

При промышленной сборке, в смолу добавляют в качестве наполнителя ферромагнитный порошок.

При нескольких сборках и разборках трансформатора на витых броневых сердечниках, могут переломиться лапки стягивающего хомута.

Чтобы этого не произошло во время тестирования, можно стянуть магнитопровод 8-10-тью слоями изоляционной ленты.

 

Стержневые витые и штампованные магнитопроводы могут иметь как один каркас поз.2, так и два каркаса поз.1 с обмотками расположенными симметрично.

Первичные и вторичные обмотки двухкаркасных трансформаторов следует распределять равномерно на оба каркаса.

От взаимного положения каркасов, зависит относительная фазировка обмоток.

  1. Самодельный кольцевой трансформатор.
  2. Промышленный неразборный кольцевой трансформатор.
  3. Кольцевой витой магнитопровод.

Кольцевые магнитопроводы не требуют сборки-разборки, так как сами и являются каркасом для обмоток.

  1. Ш-образная пластина.
  2. Замыкатель.
  3. Трансформатор.

Броневые штампованные магнитопроводы, с так называемым Ш-образным железом, тоже можно перематывать, но их разборка может занять намного больше времени, чем все остальные операции. Дело в том, что при сборке таких трансформаторов, последние пластины набора часто вбиваются молотком. Если же трансформатор ещё и прошёл пропитку вместе с магнитопроводом, то разборка может превратиться в сущий ад.

Пластины пропитанного парафином магнитопровода после разборки можно сварить в воде, чтобы отделить от парафина. Парафин же легко удалить с поверхности воды после того, как он застынет.

Если магнитопровод пропитан лаком, то после разборки, пластины нужно хорошо прожечь в бензине, но это имеет смысл только при ремонте какой-нибудь дорогостоящей аппаратуры.

Чтобы было легче разобрать трансформатор, следует сначала удалить все замыкатели, а затем попытаться выбить несколько Ш-образных пластин с какого-нибудь края или середины, если в середине есть пластины установленные не в перекрест.

 

Пример разборки и сборки штампованного броневого магнитопровода.

Это выходной трансформатор лампового однотактного УНЧ, поэтому Ш-образные пластины и замыкатели собраны с магнитным зазором. Мне нужно превратить его в силовой трансформатор, для чего я должен собрать Ш-образные пластины в перекрест.

Чтобы быстро собрать трансформатор, можно сразу вставлять и Ш-образные пластины и замыкатели.

Очень часто у радиолюбителя после перемотки таких трансформаторов, остаются лишние пластины. Это снижает габаритную мощность трансформатора.

 

Для того чтобы все пластины вошли в каркас, вставляйте Ш-образные пластины и замыкатели заусенцами вниз.

Когда половина пластин будет вставлена, установите однообразно (не в перекрест) две Ш-образные пластины без замыкателей. Не вставляёте эти пластины до конца. Затем продолжите вставлять пластины до 2/3 всех пластин. Вставьте оставшуюся 1/3 часть Ш-образных пластин без замыкателей. Вот, что у Вас должно получиться. Обычно остаётся несколько пластин, которые невозможно всунуть в каркас и два десятка замыкателй.

Теперь нужно вставить оставшиеся пластины промеж двух заложенных ранее пластин и вбить их при помощи текстолитового или деревянного бруска и молотка. В завершение сборки магнитопровода, нужно вставить все замыкатели.

На картинке пластина броневого штампованного магнитопровода и трансформатор собранный из таких пластин. Это одна из самых неудачных конструкций магнитопровода. Во-первых, эти пластины не имеют отдельного замыкателя, что сильно затрудняет сборку-разборку, а во-вторых, они снабжены крепёжными отверстиями, проходящими через тело магнитопровода, что снижает габаритную мощность. От использования подобных трансформаторов лучше воздержаться.

 

Вернуться наверх к меню

Сборка трансформатора

После проведения всех необходимых расчетов можно приступать непосредственно к сборке трансформатора. Перед тем, как начинать, запаситесь всеми необходимыми материалами: закупите катушки с медной проволокой, трансформаторную или конденсаторную бумагу, а также сами сердечники.

Существует несколько форм сердечников:

  • Кольцевой сердечник — самый простой, дешевый и эффективный из всех


    типов сердечников. Единственный его недостаток — сложность намотки медной проволоки. Описание способа намотки такого трансформатора можно найти на сайте delaysam.ru.

  • Существуют так называемые Е и I сердечники. Они более дорогие, но намотка катушки на такой сердечник происходит гораздо быстрее и проще.
  • Самым дорогим и сложным в производстве является броневой сердечник. Он состоит из двух половин, которые должны точно подгоняться друг к другу, благодаря этому сердечник почти полностью закрывает обмотку трансформатора.

Процесс намотки проводки довольно утомительный и однообразный. Он требует определенной концентрации и сосредоточенности.

  1. Желательно, чтобы все витки проволоки плотно подходили друг к другу.

    Трансформатор

  2. Каждый слой проволоки необходимо изолировать — проклейте поверх слоя тонкую изоленту, трансформаторную или конденсаторную бумагу.
  3. В зависимости от типа трансформатора и выбранного сердечника начинают наматывать вторую катушку. Она всегда отличается от первой толщиной проволоки и количеством витков. Если конструкцией предусмотрена намотка второй катушки поверх первой, первую катушку покрывают несколькими слоями изоленты, оставляя только выводы проволоки для подключения к проводам. После этого переходят к намотке вторичной катушки.

Спустя несколько часов работы трансформатор будет готов.

Это общие принципы изготовления трансформаторов. А как сделать повышающий трансформатор или понижающий? Тут все очень просто — сперва необходимо провести расчеты с помощью программы калькулятора, для того чтобы знать, какую проволоку лучше использовать. Разница между понижающим и повышающим трансформатором состоит в характеристиках первичной и вторичной обмотки. У повышающего первичная обмотка делается из более толстой проволоки и имеет меньше витков. У понижающего все сделано наоборот — первичная обмотка имеет больше витков и выполняется из более тонкой проволоки.

Как сделать конкретный тип трансформатора, можно узнать из различных книг и статей, например, в статье Как сделать электрошокер вы можете узнать, как изготовить трансформатор-преобразователя для электрошокера.

 

 

Как намотать трансформатор?

В современных броневых и стержневых трансформаторах обмотки наматываются на жёсткий каркас. Поэтому, для закрепления каркаса, можно воспользоваться вот такими щёчками. Одну из щёчек нужно жёстко закрепить на шпильке двумя гайками, чтобы каркас вместе со щёчками при намотке не прокручивался относительно шпильки.

Вторая щёчка будет просто удерживать каркас.

 

Если же Вам попадётся какой-нибудь старинный трансформатор с картонным каркасом, то придётся выпилить деревянную бобышку размером чуть шире сечения магнитопровода, чтобы при намотке каркас не деформировался вместе с обмотками.

Длина бобышки должна быть равной или чуть больше высоты каркаса.

Каркас вместе с бобышкой можно прикрутить к шпильке подобным образом.

Я использую для перемотки трансформаторов вот такое нехитрое приспособление, которое с натяжкой можно назвать намоточным станком. В одни тиски зажимаю ручную дрель, а в другие счётчик оборотов.

Катушку с проводом закрепляю вот на таком мобильном устройстве, которое обычно стоит на полу, как раз под тем местом, где находится каркас.

Обмотки кольцевых трансформаторов можно намотать при помощи челнока. При мощности более 100 Ватт, число витков вторичной обмотки понижающего трансформатора столь мало, что намотка не вызывает серьёзных затруднений даже в отсутствие челнока.

Быстро изготовить челнок под любые размеры сердечника и диаметр провода можно из медной проволоки подходящего диаметра. Чем толще обмоточный провод, тем соответственно толще нужно выбирать и проволоку для челнока.

Вернуться наверх к меню

 

Расчет трансформатора

Прежде чем переходить к сборке трансформатора, необходимо провести расчеты его основных свойств. Нельзя собирать трансформатор «просто так», наугад и со случайными свойствами. Помните, трансформаторы работают с электрическим током и пренебрежение определенных правил сборки и техники безопасности может привести к печальным последствиям.

Итак, как провести все расчеты? Можно изучить множество статей в сети (например, ознакомиться со статьей Как рассчитать трансформатор), вспомнить о старых школьных учебниках по физике. Потратив уйму времени на изучение формул и их подсчет, вам наверняка перехочется что-то собирать. Но есть и более простой способ рассчитать свойства трансформатора — воспользоваться специальной программой-калькулятором.

Трансформатор
Один из таких калькуляторов можно найти на сайте skrutka.ru. Калькулятор позволяет

Трансформатор
рассчитать параметры трансформаторов двух типов: с броневым и стержневыми сердечниками. Программа проводит расчет как для понижающего, так и для повышающего трансформатора. Введите необходимые данные (напряжение на первой обмотке и напряжение на второй), выберите тип трансформатора, ток первичной обмотки и прочие показатели. Нажав на кнопку «Ответ», вы получите расчет для каждой из обмоток трансформатора: сечение провода, количество витков, параметры самого сердечника, расчет мощности, тока и напряжения.

На веб-сайте radiolodka.ru можно найти еще больше различных калькуляторов для радиолюбителей. Среди множества программ вы с легкостью найдете несколько хороших калькуляторов для расчета трансформаторов.

Как закрепить выводы обмоток трансформатора?

Если при намотке трансформаторов на броневых и стрежневых магнитопроводах, выводы катушки можно закрепить на контактах встроенных в каркас, то при намотке трансформатора на кольцевом магнитопроводе, такая возможность отсутствует.

Одним из способов решения этой проблемы является вывод концов обмоток гибким многожильным проводом. Особенно это полезно делать, если обмотка намотана сравнительно тонким приводом.

Припаиваем к началу катушки отрезок многожильного провода. Лучше, если это будет провод во фторопластовой изоляции (МГТФ), но можно использовать и любой другой.

 

Затем помещаем место пайки в небольшой кусочек электрокартона или бумаги сложенной пополам. Толщина электрокартона – 0,1мм.

Закрепляем электрокартон вместе с местом пайки на внешней стороне магнитопровода при помощи витков катушки.

К концу катушки так же, как и к началу, припаиваем отрезок многожильного провода и изолируем кусочком электрокартона. Закрепляем соединение при помощи толстых швейных ниток. Чтобы при завязывании узла нить не ослабла, можно закрепить её расплавленной канифолью или клеем.

Вернуться наверх к меню

Cертификат

ООО «Рекламная среда» осуществляет профессиональный ремонт, перемотку трансформаторов, изготовление трансформаторов по Вашим техническим параметрам для сварочных аппаратов, лифтов, эскалаторов и траволаторов, экскаваторов, подъемных кранов, автотрансформаторов, трансформаторов, использующие в электрических шлагбаумах, трансформаторов для музыкальной техники, перемотка трансформаторов с переходом от 110 Вт на 220 Вт, трансформаторов использующиеся в ионизации и очистки воздуха, для вытяжных установок барах и ресторанах, а также перемотку, ремонт и изготовление трансформаторов, использующиеся в самых различных областях применения — электроэнергетике, электронике и радиотехнике.

Также осуществляем перемотку, ремонт, расчет и изготовление трансформаторов для уф сушек, экспонирующих установок, трафаретного оборудования. Ремонт генераторов и инверторов используемые в любых устройствах.

Трансформатор — это статическое электромагнитное устройство, имеющее две или более индуктивно связанные обмотки на каком-либо магнитопроводе и предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции одной или нескольких систем (напряжений) переменного или постоянного тока в одну или несколько других систем (напряжений), без изменения частоты.

 

Если происходит отклонение от одного из таких параметров, как: ток, мощность, напряжение, частота, потери и режим короткого замыкания, то необходимо произвести простой или капитальный ремонт трансформатора. Выделяют несколько видов износов: механический, моральный и электрический.

Электрический износ характеризуется потерей электрических свойств устройства. Это главная причина, требующая ремонт обмоток трансформатора. Данная неисправность может также возникнуть при длительном применении прибора в не очень хороших условиях. В этом случае необходимо произвести восстановительный или капитальный ремонт трансформатора. Существует два способа устранения возникшей проблемы: сделать капитальный ремонт или выполнить только перемотку трансформатора.

Капитальный ремонт трансформатора включает: разборку трансформатора, определение неисправности механической и электрической частей, перемотку катушек трансформатора, пропитку лаком катушек, конечную сборку, испытания трансформатора на стенде.

Перемотка трансформатора включает: разборку трансформатора, перемотку катушек трансформатора, пропитку лаком катушек, конечную сборку, испытания трансформатора на стенде.

Другой вид износа оборудования – моральный, он заключается в старении работающего в настоящий момент оборудования или оборудования, хранящегося в резервах, последующее использование которого уже невозможно. В данном случае изготавливается новый трансформатор.

Как изменить напряжение на вторичной обмотке не разбирая трансформатор?

Иногда возникает ситуация, когда необходимо скорректировать напряжение на вторичной обмотке понижающего трансформатора всего на 10 – 15%, но очень не хочется разбирать трансформатор.

Если на каркасе есть свободное место, то можно домотать дополнительную катушку не разбирая магнитопровод, а затем включить её в фазе или противофазе, в зависимости от того, нужно ли увеличить или уменьшить выходное напряжение. На картинке слева напряжение дополнительной катушки «II» складывается с напряжением основной катушки «III», а справа вычитается.

Вернуться наверх к меню

 

Как определить мощность трансформатора по сечению сердечника

g84jsm9tB4S

Если на трансформаторе имеется маркировка, то вопрос определения его параметров исчерпывается сам собой, достаточно лишь вбить эти данные в поисковик и мгновенно получить ссылку на документацию для нашего трансформатора. Однако, маркировки может и не быть, тогда нам потребуется самостоятельно эти параметры вычислить.

Для определения номинальных тока и мощности неизвестного трансформатора по его внешнему виду, необходимо в первую очередь понимать, какие физические параметры устройства являются в данном контексте определяющими. А такими параметрами прежде всего выступают: эффективная площадь сечения магнитопровода (сердечника) и площадь сечения проводов первичной и вторичной обмоток.

Как узнать мощность и ток трансформатора по его внешнему виду

Речь будем вести об однофазных трансформаторах, магнитопроводы которых изготовлены из трансформаторной стали, и спроектированы специально для работы от сети 220 вольт 50 Гц. Итак, допустим что с материалом сердечника трансформатора нам все ясно. Движемся дальше.

Как узнать мощность и ток трансформатора по его внешнему виду

Сердечники бывают трех основных форм: броневой, стержневой, тороидальный. У броневого сердечника эффективной площадью сечения магнитопровода является площадь сечения центрального керна. У стержневого — площадь сечения стержня, ведь именно на нем и расположены обмотки. У тороидального — площадь сечения тела тороида (именно его обвивает каждый из витков).

Для определения эффективной площади сечения, измерьте размеры a и b в сантиметрах, затем перемножьте их — так вы получите значение площади Sс в квадратных сантиметрах.

Суть в том, что от эффективной площади сечения сердечника зависит величина амплитуды магнитного потока, создаваемого обмотками. Магнитный поток Ф включает в себя одним из сомножителей магнитную индукцию В, а вот магнитная индукция как раз и связана с ЭДС в витках. Именно поэтому площадь рабочего сечения сердечника так важна для нахождения мощности.

Как узнать мощность и ток трансформатора по его внешнему виду

Далее необходимо найти площадь окна сердечника — того места, где располагаются провода обмоток. В зависимости от площади окна, от того насколько плотно оно заполнено проводниками обмоток, от плотности тока в обмотках — также будет зависеть мощность трансформатора.

 

Если бы, к примеру, окно было полностью заполнено только проводами обмоток (это невероятный гипотетический пример), то приняв произвольной среднюю плотность тока, умножив ее потом на площадь окна, мы получили бы общий ток в окне магнитопровода, и если бы затем разделили его на 2, а после — умножили на напряжение первичной обмотки — можно было бы сказать, что это и есть мощность трансформатора. Но такой пример невероятен, поэтому нам необходимо оперировать реальными значениями.

Итак, давайте найдем площадь сечения окна.

Наиболее простой способ определить теперь приблизительную мощность трансформатора по магнитопроводу — перемножить площадь эффективного сечения сердечника и площадь его окна (все в кв.см), а затем подставить их в приведенную выше формулу, после чего выразить габаритную мощность Pтр.

В этой формуле: j — плотность тока в А/кв.мм, f — частота тока в обмотках, n – КПД, Вm – амплитуда магнитной индукции в сердечнике, Кс — коэффициент заполнения сердечника сталью, Км — коэффициент заполнения окна магнитопровода медью.

Но мы поступим проще: примем сразу частоту равной 50 Гц, плотность тока j= 3А/кв.мм, КПД = 0,90, максимальную индукцию в сердечнике — ни много ни мало 1,2 Тл, Км = 0,95, Кс=0,35. Тогда формула значительно упростится и примет следующий вид:

Как подключить свечи накала через реле схема

Если же есть потребность узнать оптимальный ток обмоток трансформатора, то задавшись плотностью тока j, скажем теми же 3 А на кв.мм, можно умножить площадь сечения провода обмотки в квадратных миллиметрах на эту плотность тока. Так вы получите оптимальный ток. Или через диаметр провода d обмотки:

Узнав по сечению проводников обмоток оптимальный ток каждой из обмоток, разделите полученную по габаритам мощность трансформатора на каждый из этих токов — так вы узнаете соответствующие найденным параметрам напряжения обмоток.

 

Одно из этих напряжений окажется близким к 220 вольтам — это с высокой степенью вероятности и будет первичная обмотка. Далее вольтметр вам в помощь. Трансформатор может быть повышающим либо понижающим, поэтому будьте предельно внимательны и аккуратны если решите включить его в сеть.

Кроме того, перед вами может оказаться выходной трансформатор от акустического усилителя. Данные трансформаторы рассчитываются немного иначе чем сетевые, но это уже совсем другая и более глубокая история.

Габаритную мощность трансформатора можно приблизительно узнать по сечению магнитопровода. Правда, ошибка может составлять до 50%, и это связано с рядом факторов.

Габаритная мощность напрямую зависит от конструктивных особенностей магнитопровода, качества и толщины используемой стали, размера окна, величины индукции, сечения провода обмоток и даже качества изоляции между отдельными пластинами.

Чем дешевле трансформатор, тем ниже его относительная габаритная мощность. Конечно, можно путём экспериментов и расчетов определить максимальную мощность трансформатора с высокой точностью, но смысла большого в этом нет, так как при изготовлении трансформатора, всё это уже учтено и отражено в количестве витков первичной обмотки.

  • Так что, при определении мощности, можно ориентироваться по площади сечения набора пластин проходящего через каркас или каркасы, если их две штуки.
  • P – мощность в Ваттах, B – индукция в Тесла, S – сечение в см²,
  • 1,69 – постоянный коэффициент.

Программы для расчёта силовых трансформаторов.

Существует много разных программ для расчёта силовых трансформаторов. Их недостаток в том, что при вводе одних и тех же данных, результаты могут отличаться на 40-50%. И это не удивительно, так как вводимых данных явно недостаточно для точных расчётов. Кроме этого, не всегда понятно, что происходит в череве программы и какие коэффициенты она использует.

В общем, мне не удалось найти простую бесплатную программу, которая бы удовлетворяла моим требованиям. Если Вам известна такая программа, оставьте комментарий.

Если же всё-таки Вы желаете автоматизировать вычисления, можете скачать несколько программ, не требующих инсталляции (portable version), из «Дополнительных материалов».

 

Вернуться наверх к меню

Electronics Engineering BLOG

Серия видеороликов состоит из следующих частей: 0. Как спаять обмоточный провод в трансформаторе. 1. Проверка трансформатора. (Расчёт и перемотка трансформатора #1) 2. Как разобрать трансформатор? (Расчёт и перемотка трансформатора #2) 3. Как рассчитать трансформатор? (Расчёт и перемотка трансформатора #3) 4-1. Как намотать трансформатор? Первичная обмотка (Расчёт и перемотка трансформатора #4.1) 4-2. Как намотать трансформатор? Вторичная обмотка 12В, 0,5А. (Расчёт и перемотка трансформатора #4.2) 4-3. Как намотать трансформатор? Вторичная обмотка 75В, 12А. (Расчёт и перемотка трансформатора #4.3) 5. Сборка перемотанного трансформатора. (Расчёт и перемотка трансформатора #5) 6. Проверка перемотанного трансформатора. (Расчёт и перемотка трансформатора #6) Я перемотал катушку, и теперь мне осталось только собрать трансформатор. Весь процесс сборки я и покажу. Так как для нормальной работы трансформатора необходимо чтобы немагнитный зазор в сердечнике был минимальным, а в идеале вообще отсутствовал, то мне необходимо почистить железо от старого клея, иначе он будет формировать зазор. Для этого острым ножом снимаем сколько возможно, а остатки дотираем мелкой наждачной бумагой. Должны получиться чистые гладкие поверхности.

Сборка-перемотанного-трансформатора-(Расчёт-и-перемотка-трансформатора-#5)_Очищаем-трансформаторное-железо-от-старого-клея
Остатки лака по бокам железа, также осложняют процесс сборки, поэтому срежем сильные наплывы лака ножом.

Сборка-перемотанного-трансформатора-(Расчёт-и-перемотка-трансформатора-#5)_Очищаем-трансформаторное-железо-от-лака
Теперь переходим к катушке. Внутреннюю часть катушки также необходимо немного очистить от наплывов и хлопьев лака, так как при сборке кусочек высохшего старого лака может сорваться со стенки и попасть в стык сердечника образовав тем самым немагнитный зазор, который вы не сможете сразу заметить. Он проявится только на этапе проверки трансформатора, у которого обнаружите большой холостой ход.

Сборка-перемотанного-трансформатора-(Расчёт-и-перемотка-трансформатора-#5)_очистка-катушки-от-старого-лака
До склейки полезно предварительно собрать трансформатор соблюдая ранее нанесенные на железо метки, и убедиться, что железо хорошо смыкается, и сборке ничего не мешает. Затем я аккуратно вытаскиваю железо, катушку, запоминаю как именно я всё вытаскивал, чтобы потом точно в таком же порядке поставить всё на место при склейке. Только после этого железо можно и нужно склеить, иначе ваш не склеенный трансформатор будет сильно жужжать. Для склейки я использую эпоксидную смолу с наполнителем, в качестве которого выступает карбонильное железо, которое имеет малое магнитное сопротивление. Карбонильное железо нужно для того, чтобы минимизировать влияние зазора, который у нас при склейке в любом случае образуется. Готовлю клей я непосредственно перед склейкой. Для этого набираю небольшое кол-во эпоксидной смолы в ёмкость, в качестве которой я использую пробку от минеральной воды. Запоминаем сколько налили смолы, так как потом нужно будет добавлять отвердитель в объёме одной десятой части от объёма смолы. Малыми порциями я в смолу добавляю карбонильное железо, и тщательно размешиваю.

Сборка-перемотанного-трансформатора-(Расчёт-и-перемотка-трансформатора-#5)_Смешиваем-эпоксидную-смолу-с-карбонильным-железом
Наполнителя я добавляю до тех пор, пока у меня не получится вот густая масса. Затем я добавляю отвердитель. В каком процентном соотношении следует смешивать смолу и отвердитель, должно быть написано на упаковке к клею, для клея который я использую соотношение 1 к 10. Отвердителя я наливаю на глаз десятую часть от кол-ва используемой смолы, хотя лучше наливать не на глаз, а в крышечку, а ещё лучше отмерять точное кол-во смолы и отвердителя шприцами, так как если отвердителя будет много клей получится очень хрупким и будет быстро сохнуть, если отвердителя будет мало, клей так и не высохнет. После того как в смолу добавили отвердитель, начинается необратимая реакция, клей начинает сохнуть, Поэтому клей нужно готовить после всех примерочных работ, непосредственно перед склеиванием. Клей минут ещё минут 20-30 будет достаточно жидким для нанесения, а потом начнёт твердеть. Время есть, поэтому не спешите, но и ждать долго не нужно. Я, работая не спеша, успеваю нанести клей, собрать транс, проверить его, и при большом токе холостого хода опять его разобрать, поправить и повторно собрать. При этом клей не успевает высохнуть. Я рекомендую делать также. Пока клей не высох трансформатор легко разбирается, иначе его нужно колоть, потом снимать механически остатки высохшего клея, готовить новую порцию клея…. Всё это не очень впечатляет. Лучше всё сделать сразу, пока клей жидкий и не высох. Наносим тонкий слой клея на обе приклеиваемые части, затем одеваем катушку, смыкаем ответные части сердечника, не перепутав их. Здесь нужно приклеить эту расклеившуюся пластину сердечника, для этого мы немножко её отодвигаем и наносим клей. Сильно не нужно отодвигать, чтобы не сломать её ещё сильнее.

Сборка-перемотанного-трансформатора-(Расчёт-и-перемотка-трансформатора-#5)_Клеим-оторвавшийся-лист-трансформаторного-железа
Катушку нам нужно расположить вверх тормашками, так как пяточка трансформатора будет сверху, так проще собирать. Поэтому катушку располагаем вверх ногами, чтобы было удобно всё собирать. Ещё раз снимаем с катушки всю пыль, которая может там остаться, и аккуратненько всё собираем. Ставим на место железо. Как взяли, так его и ставим. Сверяем метки.

Сборка-перемотанного-трансформатора-(Расчёт-и-перемотка-трансформатора-#5)_Стыковка-трансформаторного-железа
Дальше смотрим как у нас стягивается железо, и при необходимости корректируем. Ну всё, теперь можно стягивать. Делаем пару витков на одном винте, и пару витков на другом винте. Снова пару витков на первом, и пару витков на втором. Второй винт у нас прокручивается, это плохо, так как мы не закрутим его, поэтому придерживаем его ключиком.

 

Сборка-перемотанного-трансформатора-(Расчёт-и-перемотка-трансформатора-#5)_Стягиваем-хомут
Контролируем что получилось, и видим, что их щелей вылезает клей, то есть железо хорошо сжалось и выдавило излишки клея. Так и должно быть. Если клей не вышел, это означает, что что-то железу не даёт сомкнуться. Вот видите, сколько его вышло здесь и здесь.

Сборка-перемотанного-трансформатора-(Расчёт-и-перемотка-трансформатора-#5)_выдавленный-железом-клей
Тут между железом есть большой зазор, и он мне не нравится. Я попробую сильнее затянуть гайки на шпильках, если не получится, я подложу прокладку бумажную.

Сборка-перемотанного-трансформатора-(Расчёт-и-перемотка-трансформатора-#5)_Недопустимо-большой-зазор-в-сердечнике
Зазор так и остался здоровый, то есть что-то железу мешает видимо. Сейчас подложим кусочек картона, для этого снова отпустим шпильки. Такой кусочек картона, сейчас его сюда подложим. Я думаю, что хомут недостаточно сильно прижимает именно эти полукольца так как они меньше по высоте чем остальные, поэтому я добавилю картон, он мягкий, и должен скомпенсировать разность высот и прижать железо. Давайте проверим, что у нас получится. Если честно, заметно лучше я стянуть это всё не смог, всё равно есть зазор, конечно он не большой, но в идеале должен быть меньше. Я не знаю почему так получается, скорее всего это железо не то что выше или ниже, но, что скорее всего, половинки перекошены друг относительно друга, поэтому не получается нормально зажать. Если посмотреть относительно ровного предмета, то видно, что часть железа отходит в сторону.

Сборка-перемотанного-трансформатора-(Расчёт-и-перемотка-трансформатора-#5)_Смешение-половинок-железа
Наверное, на заводе при сборке перепутали одно железо или развернули его относительно другого. Давайте это проверим. Последний раз его разберём, и если догадки не оправдаются, то так этот трансформатор и сдохнет. Вот оно наше кривое железо. Как видите у меня все метки совпали, то есть я его собрал также как и разобрал, но возможно трансформатор и на заводе был не правильно собран. Вполне может быть что это железо вот так должно стоять. Похоже что это действительно так, так как сейчас оно очень хорошо сомкнулось. Давайте соберём трансформатор. Добавим прокладку картонную, хуже не будет. Здесь всё чётко, а тут словно верх немного отошёл, но зазор явно уменьшился. Сто процентов, железо с завода было собранно не правильно, перепутали и поэтому и был такой большой ток холостого хода. Сейчас мы его соберём и проверим, и по идее, сейчас, ток холостого хода должен быть меньше чем тогда. Тогда он был за один ампер.

У нас всё готово, но не спешите радоваться, нужно сразу, пока клей не успел высохнуть, проверить трансформатор, измерив ток холостого хода, и если что-то не так, быстро разобрать его и исправить проблему. Проверку я покажу в следующем, последнем ролике. Подписывайтесь на мой канал, и будьте в курсе друзья!

Рубрики: Перемотка рабочего трансформатора, Радиолюбительская технология | Тэги: Сборка трансформатора, Трансформатор | Ссылка

Самостоятельное изготовление

Конструкция трансформатора довольно простая, поэтому его несложно сделать своими руками. Но перед тем как приступить непосредственно к его изготовлению необходимо не только подготовить материал и инструменты, но и выполнить предварительный расчёт.

Как сделать понижающий трансформатор своими руками можно рассмотреть на конкретном примере. Пускай стоит задача изготовить преобразователь с 220 В до 12 в с выходным током 10 А.

 

Сердечник самостоятельно вряд ли получится сделать, поэтому лучше воспользоваться ненужным трансформатором любого типа. Его понадобится аккуратно разобрать и извлечь оттуда «железо».

На следующем этапе стоит изготовить каркас. Можно использовать различные материалы, например, стеклотекстолит. Для его расчёта можно воспользоваться программой Power Trans. При этом стоит отметить, что хотя это приложение умеет рассчитывать также и количество витков, для этих целей лучше её не использовать, из-за не совсем корректных результатов.

Порядок изготовления

Теперь, имея расчеты и материал для сборки, можно приступить к намотке. На подготовленную картонную катушку производим укладку первого слоя обмотки. Для этого удобно использовать электродрель, зажав катушку в патроне с помощью особого приспособления (в качестве него может выступать болт с двумя шайбами и гайкой). Закрепив на столе или верстаке дрель, на малых оборотах, производим укладку провода, виток к витку без перехлестов. Между слоями провода укладываем один слой изоляции — конденсаторную бумагу. Между первичной и вторичной обмоткой нужно сделать два слоя изоляции во избежание пробоя.

Намного проще, если вы планируете перематывать готовый трансформатор на желаемое напряжение. В этом случае достаточно при размотке подсчитать количество витков вторичной намотки, и зная коэффициент трансформации:

Можно подсчитать необходимое количество витков под требуемое напряжение:

Также рекомендуем просмотреть видео, на которых наглядно демонстрируется порядок сборки трансформатора в домашних условиях:

Перед проверкой прозвоните обмотки, убедитесь, что их сопротивление не слишком мало, нет обрывов и пробоев на корпус изделия. Первое включение необходимо проводить с особой осторожностью, желательно последовательно с первичной обмоткой включить лампу накаливания мощностью 40-90 Ватт.

В данной статье приведена инструкция, которая доступно объясняет, как сделать трансформатор своими руками в домашних условиях. Для примера мы описали последовательность расчета и сборки броневой модели, как наиболее распространенного вида преобразователей. Его популярность обусловлена простотой изготовления моточных узлов, легкостью сборки, ремонта и переделки. На основе этой самоделки легко можно сделать тр-р для зарядки автомобильного аккумулятора, или же изготовить повышающий тр-р для лабораторного источника питания, электрический выжигатель по дереву, горячий нож для резки пенопласта или другой прибор для нужд домашнего мастера.

 

Будет интересно прочитать:

Люди, которые часто работают с радиоаппаратурой, наматывают высоковольтные трансформаторы своими руками, если нельзя купить нужный прибор. Процедура намотки не сложная, сложнее точно рассчитать параметры магнитопровода и намотки. Самоделки чаще всего используются в электрошокерах, блоках питания систем освещения с газоразрядными лампами, зажигалках, ионизаторах воздуха, игрушках.

Инструкция по намотке

Сердечник нужно обмотать скотчем (5 слоев), вложить в желоб провод с рассчитанным диаметром, намотать по всей длине рассчитанное для первичной намотки количество витков. Оба конца обмотки выводятся на одну сторону и изолируются винилкой.

Последний виток необходимо зафиксировать (подойдут простые нитки), чтобы предотвратить разматывание.

Далее наматывается 4-5 слоев скотча, конструкция помещается в корпус одноразового шприца длиной 3 см. На шприц наматывается 2 ряда скотча и рассчитанное для вторички количество витков, ширина обмотки примерно 1,5 см. Каждый слой нужно заизолировать скотчем или двумя слоями фторопластовой ленты. Концы второй обмотки выводятся на обе стороны. В результате с одного конца получается три вывода, со второго – один.

Готовая конструкция изолируется скотчем (5 слоев), припаиваются гибкие провода (выводы), наматываются еще 5 слоев скотча.

Если в процессе намотки порвался провод, концы необходимо зачистить, скрутить, спаять и заизолировать. Электрическую прочность увеличивает пропитка каждого слоя намотки лаком на основе акрила или эпоксидной смолы.

Для того, чтобы сделать трансформатор своими руками, не обязательно покупать новый провод. Подходит и старый, если отрезки соединены правильно (свиты и спаяны). При намотке витки должны плотно прижиматься друг к другу. Нежелательно укладывать их перпендикулярно к сердечнику (нужен небольшой наклон). Не допускаются перегибы и сгибы, поэтому требуется определенная натяжка. Скотч для изоляции следует нарезать на полоски шириной 1,5 см, чтобы было легче покрыть провод.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *