Focal Utopia Be Kit №7. Периодическая система. Журнал «Автозвук»

Статьи

  • 2 Обзор двух серий

    2.1 Акустика Фокал коаксиальная 165

  • 2.2 Фокал Утопия

Акустика Focal

Акустика Focal является чуть ли не самой уважаемой во всем мире продукцией французской фирмы. Фокал акустика играет всегда на самом высоком уровне, звонко и басовито, но стоимость ее назвать общедоступной можно вряд ли. Производство данной акустики сегодня налажено, как всегда, в Китае, ну а самые дорогие версии и серии производятся по-прежнему во Франции.

Основанный выбор

Акустика фокал

Выбирая акустику для фронта, пользователю ставится задача найти такой вариант, который бы сформировал грамотную сцену с хорошим качеством. Вот важные составляющие, на которые он должен акцентировать свое внимание:

  • Не рекомендуется ни в коем случае игнорировать бас с передних динамиков. Как бы хорошо сабвуфер и тыловая акустика не воспроизводили его, наличие баса у фронтальной акустики дает иную картину, о которой можно говорить только в плюс;
  • Звук от динамиков фронта дает половину эффекта всей системы акустики, расположенной в автомобиле. Другими словами, от фронтальных колонок зависит воспроизведение и его чистота на 50 процентов, что априори свидетельствует о большом их значении.

Focal автоакустика

Примечание. Самый идеальный вариант построения акустической системы в автомобиле, как раз подразумевает такой сценарий: передние динамики и сабвуфер из дорогой серии, а на тыловых колонках можно и сэкономить.

  • При выборе акустики рекомендуется обратить внимание также и на сопротивление. Как правило, для автомагнитолы этот показатель должен быть не менее 3 Ом, но для внешних усилителей(см.Как подключить к автомагнитоле усилитель и сабвуфер: сам себе мастер) может быть и больше;
  • Обращать внимание на магнит тоже надо, хотя и не особенно. Вернее, на размер не надо акцентировать внимание, ведь большой магнит не означает хорошее звучание;
  • Напротив, то, что находится с лицевой стороны динамика намного важнее. Речь идет о диффузоре и подвесе.

Примечание. Так, на Фокал акустике используется практически всегда (даже в бюджетных версиях) для диффузора прессованный картон с ВДО пропиткой, а для подвеса – мягкая резина. Внимание – это не тряпка какая-нибудь, как на акустиках от недобросовестных производителей!

Автоакустика focal

  • Теперь твитер, который может быть либо шелковым, если акустика из дорогих, либо металлическим. Оба решения приемлемы сегодня, а разница заключается лишь в том, что последние имеют ярко выраженный звук и более акцентированный верх, а шелковые – более прозрачный и широкий низ;
  • СЧ динамику уделяется внимание на основании знаний о том, что купольный вариант среднечастотника прост не требует особого объема, организовать который в автомобиле довольно сложно.

Примечание. Уже на протяжении многих лет середина выполняется в виде отдельного динамика по всем правилам автозвука, дабы избежать трудностей при построении системы.

  • Внешний кроссовер и его наличие – очень хороший признак компонентной акустики. В самом кроссовере не должно быть много деталей. Нет, это хорошо, в принципе, но сказывается на коэффициенте демпфирования. В свою очередь, это не скажется на акустике, которая работает через внешний усилитель, а вот на динамиках, которые работают от ГУ непосредственно, скажется обязательно;
  • Особое внимание при выборе акустики уделяется простоте установки, так как осуществив монтаж неправильно, можно свести на нет все преимущества даже самой дорогой и мощной системы.

Автоакустика фокал

Акустика Фокал полностью соответствует всем приведенным выше параметрам, так как создана, как лучшая в мире. Старайтесь выбирать именно Фокал, хотя и этого производителя китайцы не пощадили, выпустив на рынки целый сонм подделок. Совершив свой выбор в пользу Фокал, надо еще определиться с тем, какая она будет – коаксиальная или компонентная. Итак:

  • Начнем с компонентной, которая может состоять из 2-х или 3-х динамиков (больше в автомобильной акустике предусматривается редко). Чем же она отличается от коаксиальной? Тем, что в этой акустике динамики разделены. Другими словами, каждый из динамиков воспроизводит различные ЧД на отдельные устройства и физически не мешает другому.

Фокал автоакустика

Примечание. В процессе изготовления компонентной акустики задействованы более качественные технологические процессы. Кроме того, в комплект такой акустики входят кроссоверы тоже сравнительно высокого качества. Что касается динамиков, то они предоставляют более эффективные и гибкие возможности по их размещению в салоне автомобиля. С другой стороны, монтаж такой акустики в целом более сложен, чем установка коаксиальной.

  • Акустика коаксиальная состоит из 2-х и более компонентов. Они рассчитаны на различные частоты, но собраны в единое целое. Среди преимуществ такой акустики выделяют более простую установку, излучения ВЧ, СЧ и НЧ из одной точки, как и должно быть в реальности, а также многое другое. А вот из недостатков можно выделить невозможность изменять угол размещения ВЧ динамика и наличие простейших кроссоверов.

Примечание. По мнению экспертов, удел такой акустики тыл. Она как бы выполняет роль дополнительную и вспомогательную во всей аудиосистеме.

Звук: масштабный, уверенный, светлый

Первой поставил запись Susan Wang «Close To You». Сразу заметно, что акустика уверенно чувствует себя в большом помещении, создавая вполне реалистичный объем звука с хорошей эшелонизацией по глубине и весьма точной проработкой контуров и объема образов.

Кстати, тестируя современные модели Focal, особенно из старших линеек, я замечал, что зачастую масштаб и объем получаются лучше ожидаемого как количественно, так и качественно. Также в общие фамильные черты можно записать и отношение к расстановке, с которой я решил поэкспериментировать сразу же во время прослушивания первого диска. Расстановка возможна и параллельная, и разворот не возбраняется совершенно — все подгоняется под конкретные условия помещения и под личные предпочтения. Я выбрал расстановку с умеренным разворотом на слушателя и достаточно удаленной точкой прослушивания.

На примере этого диска звук получился не резкий, прозрачный, с открытой детальной серединкой и большим количеством весьма достоверных и подробных верхних частот. Бас несколько смягченный, но не расхлябанный, без недостатка контроля. Хотя в полной мере, конечно, не по этой записи стоит оценивать басовые способности акустики и системы. Открытость и легкоподвижность, однако, не приводят к ощущению переокрашенности или навязчивости, а учитывая специфику записи альбома, можно было бы ожидать навязчивость и даже слащавость, но этого нет.

Кстати, с усилением McIntosh акустика действительно неплохо играет: по ощущениям ее собственный характер не теряется, а специфика звука «Маков» не становится основой характера системы. Скорее получается вполне деликатное сочетание.

В целом характер звука немного светлый, эмоционально насыщенный, фактурный. Но в то же время в почерке нет расхлябанности, не проявляется излишняя эмоциональность, которая могла бы помешать восприятию и утомить. Также нет совершенно никакой синтетики или зажатости, как, к примеру, и других крайних проявлений, как то излишний педантизм, жесткость или строгость. И в целом все очень неплохо сбалансировано: характер у звука имеется, причем интересный, узнаваемый и запоминающийся, а вот заметных перекосов или разбалансировки нет.

Следующий диск — Rene Aubry «Memories du Futur». Здесь сообразно записи есть и глубокий бас, вполне совпадающий с тем, что заявлено в паспортных данных, и объем с воздухом, так что в целом все складывается в реалистичную и интересную музыкальную картинку. Некоторая доля теплоты и осветленности присутствует, но общую картину совсем не портит, скорее изысканно дополняет.

Сцена точная, но образы и планы прорисованы без голографичной остроты, скорее они телесны и естественны. Вокальные партии звучат отлично и сами по себе, и в составе всей записи. При явно выраженной эмоциональной насыщенности баланс между ней и аналитичностью выдержан хорошо — высокая детальность и хорошая динамика, несомненно, идут на пользу звуку.

Еще одна запись — «Sidney Bechet et Claude Luter». С некоторых пор я стараюсь обязательно брать в тест что-нибудь совсем старое, но более-менее прилично переизданное (если речь идет об использовании цифровых носителей). На таких записях очень хорошо можно разобрать некоторые способности системы и акустики в частности.

В одних случаях одна и та же старая монозапись будет звучать тускло, безжизненно и упрощенно, с точкоподобной сценой, в других — будут слышны все возрастные проблемы и огрехи, но слушаться будут не они, а музыка в целом. Конечно же, немалую роль здесь сыграют высокая детальность и тембральная разборчивость и подробность. Также на пользу пойдут отсутствие перекосов и ровный, неакцентированный тональный баланс. Ну и конечно же, способность полновесно отстраивать специфическую монофоническую «сцену».

На практике очень хорошо получилось. Конечно, крупные напольники в большой комнате в принципе окажутся в выигрышном положении, но кроме масштаба нужно еще и качество… С качеством все хорошо: детальность высокая, даже старый «пыльный» звук слушается как более живой и прозрачный. Насыщенность есть, тусклость отсутствует. Можно слушать, можно анализировать запись — это остается на усмотрение слушателя. Ну а немножко света и теплоты подчеркивают эмоциональность живой записи. Моносцена строится правильно, к ней никаких нареканий нет. Объем и размеры звука здесь точно идут на пользу записи.

Обзор двух серий

Focal автомобильная акустика

Переходим теперь к обзору различных акустик Фокал.

Акустика Фокал коаксиальная 165

165 коаксиальная

Рассмотрим основные параметры акустики Фокал, присущие практически всем сериям, поближе:

  • Диффузоры, на которые в первую очередь обращают внимание профессионалы звука, в этой акустике выполнены из стеклоткани, обычно черного цвета;
  • Корпус для динамиков, если акустика не из дорогих, почти всегда изготавливается из пластика ABS с добавлением определенного процента стекловолокна.

Примечание. В этом случае априори решается проблема со звонкостью звука.

  • Магнит в акустике Фокал обычно средних размеров, как правило, 84 мм;
  • В коаксиальной акустике отсутствуют уплотнительные кольца, а рамка решетки монтируется с нижней части;
  • Также обычно не предусматривается производителем звукопоглощающего кольца;

Focal акустика автомобильная

  • Твитеры сделаны в большинстве случаев с обратным куполом из алюминия или его сплава. Он наклонен бывает к оси мидбаса под углом 15 градусов, но может поворачиваться вокруг оси стойки. Это позволяет после установки изменять ориентацию пищалки как угодно.

Примечание. Производители Фокал перед обратным куполом поместили специальный предмет объемного размера. Что касается фильтрующего конденсатора, то он спрятан внутри стойки.

  • Мужские голоса акустика Фокал выдает хорошо, с преимуществом середины;
  • Что касается рояля, то он немного резковат в верхних нотах;
  • Звучание целостное, дающее возможность прочувствовать каждый из инструментов;
  • Отдельно хотелось бы выделить бас. Рельеф его, хотя и не идеален, но «вовлекает» в процесс;
  • Флейта издает звучание, в котором сочетается металл и воздух, но изредка появляется некая пронзительность;
  • Саксофон энергичен и деликатен;
  • Верхние частоты немного пустоваты, но достаточно чисты;
  • Многовато в звучании тарелок, которые даже порой стремятся выйти в лидеры;
  • Женский вокал выделяет верхи, что не очень хорошо и немного даже смешно;
  • Идеальным можно назвать звучание скрипки;
  • Никаких замечаний не заслуживает также и фон искажений. Они, конечно же, присутствуют в басах и в основном рабочем диапазоне, но их значительно меньше, чем у большинства конкурентов;
  • Чувствительность акустики довольно высокая среди конкурентов.

Примечание. По мнению экспертов акустика Фокал этой серии с чересчур активным металлическим твитером пригодится в салонах с большим звукопоглощением.

Больше клемм

Конструкция принципиально осталась прежней — среднечастотник и твитер расположены каждый в своем закрытом объеме, фактически в отдельных, соединенных под некоторым углом корпусах (чтобы уровнять временные задержки и создать желаемую диаграмму направленности), а низкочастотная секция использует порт фазоинвертора большого диаметра, направленный вниз, в основание акустики.

Изменения, заметные снаружи, — новый сложнопрофильный подвес TMD (Tuned Mass Damper), использованный в конструкции 16,5-сантиметрового (вот это нормальный размер для «серединки») среднечастотного динамика, впервые появившийся и опробованный на линейке Sopra. Такой подвес минимизирует возможность лишних резонансных эффектов, что в свою очередь может способствовать более точному и чистому звуку.

От Sopra же пришлась к месту алюминиевая условно-несъемная защитная сетка для 27-миллиметрового вогнутого бериллиевого твитера. 27-сантиметровый басовик вроде бы оставили без изменений.

Еще, при внешнем осмотре можно увидеть, что акустика получила совершенно новую коммутационную панель, позволяющую использовать би-ампинг или би-вайринг. Здесь теперь не одна, а две пары отличных акустических клемм WBT, в базовом варианте замкнутых родными перемычками.

Идеология и реализация подстроечных перемычек, позволяющих настраивать отдачу по басу и по верхним частотам, осталась прежней — по три значения на каждую регулировку и родные массивные подпружиненные перемычки. Регулировки без фанатизма — и там и там только плюс-минус 1 дБ. На этом фоне немножко изменились параметры работы кроссовера. Совсем немного, но у техники такого класса мелочей быть не должно.

Диффузоры изготовлены с использованием известной, прекрасно себя зарекомендовавшей фирменной трехслойной конструкции из вспененной основы и двух слоев стекловолокна, — это так называемые W-диффузоры. Внутри «силовые цветочки» (Power Flower) тоже остались — это наборные конструкции, составленные из нескольких круглых и расположенных по кругу магнитов-«лепестков». А к среднечастотнику еще и прибавилась система-технология NIC (Neutral Inductance Circuit), использующая кольцо Фарадея, добавленное к конструкции магнита динамика. Применено это для стабилизации характеристик динамика при любом положении катушки в зазоре. Как результат — меньше искажений, чище и разборчивее звучание.

JMLab серии Utopia

Более года назад я стал обладателем этой замечательной пары, и всё хотел где-нибудь сделать её обзор. Порывшись в интернете Самарской области и чуть дальше, я понял, что лучше все-таки этого не делать, так как в мире существует специально обученная категория людей, чье мастерство маркетингового ораторства непревзойденным образом заточено под реальные буйства фразеологических оборотов типа “Высокие частоты, как и средние, осязаемы и ясны. Они рельефны, живы, пространственны, но без излишней яркости.” На таких оборотах я обычно с трудом сдерживаю рвотные позывы, но участь переводчика к сожалению — выносить всё это достойно и передавать достоверно. Итак, я нашел единственный обзор этой акустики, сделанный американским изданием SoundStage в июле 2000 года: https://www.soundstage.com/revequip/jmlab_mini_utopia.htm я перевёл его, и предлагаю вашему вниманию. Что характерно — данный обзор, по большому счету, вполне совпадает с моими ощущениями, за единственным исключением — глубина низов, так называемый артикулированный копытен, к которому я с детства приучен, является для меня не убедительным и отчаянно требует участия сабвуфера.

JMlab Mini Utopia Дуга Шнайдера

Иногда аудиофилы – сложная для понимания порода людей. Североамериканские аудиофилы в особенности, всегда мыслят глобально. «Трать больше, и получишь что-нибудь лучше» — так часто говорит знакомый дилер. Однако, по-моему, данная логика не всегда хорошо работает в аудио, особенно для акустических систем. И это потому, что ты должен учитывать место, в котором будет работать акустика. Если ваша комната не может работать с напольными системами, вы получите худший результат, если просто приобретете системы побольше размером. И поэтому, вместо этого, почему бы не улучшить звучание системы в условиях имеющихся ограничений – сохраняя малый размер? Однако, даже самые лучшие становятся жертвами феномена «размер имеет значение». Посетив любую аудио-выставку, можно увидеть попытки производителей продемонстрировать свои системы, которые не подходят по габаритам тем комнатам, где они играют. Часто бывает так, что в условиях аудио-шоу небольшие системы впечатляют своим звуком гораздо сильнее. Моя комната не особо большая (3.6 х 5 х 2.4 м), поэтому для меня всегда критичен размер систем, которые я собираюсь в нее поставить. Я понимаю, почему я стал приверженцем мини-мониторов и верю, что соответствие акустики размерам комнаты – одна из причин, почему я получаю отличные результаты звучания.

Высокий уровень

Mini Utopia от французов JMLab появилась сразу же за моим обзором Bulldog от Cliffhanger Audio (3699$) – другой массивной и тяжелой стоечной акустики, тяготеющей к напольникам. В то же время, когда появились Утопии, напольники Verity Audio Fidelio (7150$) заняли место в комнате прослушания (см. их обзор в сентябре 2000). Эти три пары акустических систем представляют собой уровень изделий, когда производитель в меньшей степени начинает беспокоиться о затратах на их производство, а в большей – о звуковых качествах используемых при производстве материалов. С точки зрения примененных технологий, качества компонентов и стандартов производства, эти небольшие, но массивные системы даже имеют лучшее качество звука, чем большие по габаритам системы, которые в большинстве случаев стоят дороже. В сегменте высоких стандартов на аудио рынке, если ты тратишь больше денег, это не всегда значит, что ты получишь что-то больше, ты можешь получить что-то, сделанное лучше. Bulldog сделаны очень хорошо, но, понятно, что за эту цену (половина стоимости Mini Utopia и Fidelio), они не имеют таких необузданных дизайнерских тонкостей и нюансов во внешности этих двух пар. Я не столько говорю об отделке и подгонке деталей, которые по большому счету вполне сравнимы, я имею в виду формы — углы и изгибы. Fidelio и Mini Utopia не только демонстрируют высочайшие стандарты звука, они оба – прекрасные примеры изящества форм и выдающегося мастерства исполнения.

Описание

Говоря аудиофильским языком, JMLab Mini Utopia можно отнести к полочникам или стоечным системам. Некоторые могут отнести их к мини-мониторам, но это не было бы точным описанием – скорее, это большие мониторы. Акустика располагается на стойках такого же дизайна; но её размеры 61 х 40.6 х 25.5 см и вес 27 кг без стоек – побольше, чем у многих напольников с массой динамиков. До недавнего момента 7000-долларовая Mini была самой недорогой и малогабаритной в модельном ряду Utopia, который сверху венчает 70 000 — долларовая Grande Utopia. Через несколько месяцев компания представит Micro Utopia, которая будет похожа на урезанную Mini и будет стоить 5000$.

Mini Utopia представляет собой двухполосную систему фазоинверторного типа, с двумя 16.5 см динамиками Focal (детали для Focal производятся JMLab) в конфигурации вуфер-твиттер-вуфер, с 1-дюймовым титановым твиттером Focal типа «перевернутый купол» (к слову, в серии Electra используются другие твиттеры). Фронтальная часть имеет вогнутую поверхность, которую сам , очевидно предполагая, что звук из динамиков должен сходиться в точке прослушивания. Корпуса систем сделаны так, чтобы обеспечивать высокую жесткость. Каждый динамик располагается в отдельном индивидуальном пространстве, и если посмотреть на фронтальную часть, можно заметить, что их разделяет воздушная щель (являющаяся по сути фазоинвертором – прим. переводчика). Кроссовер – фильтры 3-го порядка, с частотой разделения 2.5 кГц. В отличие от массовых продуктов, кроссовер реализован не на печатной плате, а навесным монтажом. В диффузорах используется конструкция типа «сэндвич», состоящий из стекловолоконных слоев на основании из пенопласта. Эти динамики – самое лучшее из всего, что производит Focal. Mini Utopia имеет уникальную особенность — два порта фазоинвертора, излучающие сверху и снизу зоны твиттера. Компания заявляет частотный диапазон от 50 Гц до 25 кГц с неравномерностью -+3 дБ. Чувствительность – 91.3 дБ (2.83 В/1М), а средний импеданс – 8 Ом, не опуская значение ниже 4 Ом. В документации рекомендовано использование усилителей с мощностью от 25 до 150 Вт на 8 Ом. Мой опыт показывает, что эта акустика должна быть легкой нагрузкой. На гладкой поверхности задней стенки находятся высококачественные акустические клеммы, на все виды соединений. Раздельного подключения полос не предусмотрено. Конструкция корпуса и внимание к деталям ошеломляет. Тяжелые, толстые стенки из MDF покрыты красивейшим черным лаком. С целью уменьшения резонансов внутрь помещены свинцовые панели. Натуральные деревянные боковины сделаны из анигрэ – плотного и тяжелого африканского дерева бежевого цвета. Боковины не только отлично выглядят, но и служат дополнительным усилением корпуса. Еще одно экзотическое дерево, таури, используется в цельнодеревянном дефлекторе твиттера. Подставки, конечно же, сделаны в едином стиле с акустикой – я не могу представить, что кто-то будет использовать другие подставки (хотя, можно учесть тот факт, что они стоят дополнительных 1200$, что, разумеется, недешево). 7000$ — огромная сумма за стоечные мониторы, но здесь тот самый случай, когда ты получаешь всё, за что заплатил. Акустика внешне великолепна и имеет элегантные штрихи в каждой детали. В каждой АС модельного ряда Utopia сзади обозначен год производства, и все в Mini буквально дышит винтажностью и качеством. Даже прожженные технари, кто ценит прежде всего функциональность, нежели форму, будут поражены великолепием этой роскошной акустики.

Система и Звук

Mini Utopia слушались в моей референсной системе, состоящей из моноблоков Blue Circle Audio BC2 ($6300 за пару), предварительного усилителя BC3000 ($6250) и СD-проигрывателя Audio Aero Capitole ($4200). Я использовал два типа акустических кабелей и межблочников – оба с хорошим, но с разным результатом. Сначала были подключены мои референсные Nirvana Audio S-L-series акустические кабели ($1095 за двухметровую пару) и межблочники ($695 за метровую пару). Затем работали новые Nordost Red Dawn revision II акустические кабели ($1200 за двухметровую пару) и межблоки Quattro Fil ($1600 за метровую пару). В моей комнате мои компоненты идеально подходят к этой акустике, я ничего бы больше не менял. С тех пор, как я установил АС оптимальным образом – на расстоянии около 2 м друг от друга, под углами около 10 градусов, на расстоянии около 1.5 от задней стены – система играла с безошибочной тональной точностью, с ощущением натуральной легкости, что делало звук весьма реалистичным, и все это венчалось великолепной детализацией и разрешением. Mini Utopia не являются чемпионами в НЧ-области, но они раскачивали дом басом настолько убедительно, что его недостаток никаким образом не ощущался. Об этом я еще поговорю чуть позже. С самого начала система впечатлила меня богатым и твёрдым характером, который она демонстрировала по всему частотному диапазону. Она может и называется Mini, но играет реально масштабно! Среднечастотный диапазон в особенности, настолько осязаем, имеет отличный тональный баланс и убедительную взвешенность. Мужские голоса, которые на других системах могут звучать слишком заносчиво и раздуто, строго и многомерно визуализируются без каких-либо преувеличений. Эта весьма важная составляющая диапазона звучит плотно, детально и весьма контролируемо. Это напомнило то, что я слышал от Cliffhanger Audio’s Bulldog – еще одного амбициозного представителя семейства стоечных систем. И хотя возможно Mini Utopia не в полной мере раскрывает всю текстуру и многогранность мужских голосов, как Merlin’s VSM-SE и Verity Audio Fidelio, она удивительно хороша и звучит на голову выше большинства подобных систем. Отличный пример качества вокала, которое демонстрирует Mini, может быть услышан у David Johansen’s “Well, I’ve Been to Memphis.”. Этот трек записан Chesky Records в релизе David Johansen и Harry Smiths , но я прослушивал его на демонстрационном диске с 6 композициями от компании Inakustik; я раздобыл этот диск на выставке аудио во Франкфурте. При прослушивании в голосе ощущается теплота, текстура, выдающаяся детализация и эффект присутствия в трехмерном пространстве, как будто «дотянуться – и — прикоснуться». Когда играл «Everest» из «Up Up Up Up» Ani DiFranco , я был настолько впечатлен натуральной легкостью и выдающейся чистотой звука, что прослушал трек пять раз подряд. Затем я слушал его каждый день в течение недели! Этот трек так же показал основательность, с которой система выстраивает образы. Голос DiFranco смещенный немного влево, был четко очерчен в реализме пространства. Вторая композиция с демо-диска Inakustik, “Passion and Pride” от Friedemann, с латиноамериканским настроением, раскрыла удивительную скорость, прозрачность и динамические качества акустики. Высокие частоты, как и средние, осязаемы и ясны. Они рельефны, живы, пространственны, но без излишней яркости. Немного более непосредственны и прямолинейны, в сравнении с более сдержанными Fidelio; однако, я не могу сказать, плохо это или хорошо – просто чуть по-другому. С хорошим источником жизнерадостные Утопии возносят ввысь выдающуюся точность и скорость. Отклик очень быстрый, яркий и проницательный, независимо от типа музыки. Так же, системы могут звучать довольно громко — без заметного напряжения или перегрузки. Некоторые мониторы подобного типа на 95 дБ или около того, начинают звучать компрессировано и утомительно. Mini Utopia может звучать гораздо громче того уровня, который я считаю подходящим для прослушивания, и она делает это без напряжения. Однако, я не утверждаю, что она является супер системой для больших комнат – без сомнения, она имеет ограничения. Но для небольшой или средних размеров комнаты она имеет более чем отличные возможности. В то время как высокие частоты искрятся с бесконечной широтой, а средний диапазон подается с великолепной ясностью и очертаниями, я испытал небольшое беспокойство насчет позиции прослушивания. Чтобы получить лучшее, на что способны эти системы, необходимо, чтобы уши слушателя находились на одном уровне с твиттерами. Не все системы требуют от слушателя сидеть и держать голову неподвижно в «тисках» строго определенной зоны – голова слушателя обычно не неподвижна в пространстве, дрейфуя под музыку в стороны или вверх и вниз. Когда я вставал, определенно замечал уменьшение объема ВЧ в звуке, и это показывает, что эти системы в большой степени -направленного действия, для внимательного прослушивания именно в сидячем положении. Когда вы входите в демонстрационный зал, где играют Mini Utopia, и если вдруг вам показалось, что они играют скучновато, сразу убедитесь, что ваши уши находятся на одной плоскости с твиттерами. В той же степени, очень важна и горизонтальная направленность излучения. Хотя угол горизонтальной направленности не так критичен как вертикальной, в любом случае, если он правильно установлен, то даст ощутимый прирост звука. Я старался слушать, направляя их прямо на себя, с очень хорошим результатом, но затем определил, что слушая с небольшим сдвигом, я получаю большее удовольствие – вероятно, это из-за того, что система обладает яркостью и жизнерадостностью, и они чуть стихают при отклонении систем на несколько градусов в стороны. Сцена экстремально хороша и легко сравнима с самой лучшей акустикой, которую я вообще слышал. Сидя оптимальным образом, я ощущал великолепную ширину, ошеломляющую точность и хорошую глубину. Голоса в особенности, безмятежно парили и ощущались голографически. Слушая хорошо записанные оркестровые произведения, я полностью чувствовал масштаб сцены, и это было впечатляюще. Подчеркивались все нюансы всех источников звука, на всех уровнях сцены, и не чувствовалось никакой компрессии или выравнивания сцены даже на приличной громкости. До того, как я расскажу о басе, необходимо уточнить, что JMLab в своей линейке может предложить пару моделей сабвуферов, которыми могут быть дополнены системы, чтобы серьезно углубить бас. Я не использовал ни один из них, и честно говоря, не чувствовал потребность (а я, сцукко, чувствую – прим. переводчика). Без сомнения, всегда найдется любитель гораздо большего баса, но я остался более чем впечатлен тем, на что способна система сама. В моей комнате я бы оценил их нижнюю частоту около 50 Гц, которая в реальности звучит несколько ниже, чем многие слушатели могут подумать (многие звукозаписывающие компании даже не опускаются до этой границы диапазона). Я думаю, что для большинства слушателей глубина баса Утопий будет в достаточной. Частотный диапазон – здесь всё ясно, но что впечатлило меня больше всего – безудержный драйв ударных, который Utopia могла продемонстрировать. Детальность и артикуляция здесь была лучшей, которую я когда-либо слышал от любой малогабаритной акустики (разумеется, в пределах их ограничений). Verity Fidelio играют немного ниже, более округло, более обволакивающе. Однако, Utopia бьет на нижних частотах незамедлительно и большей атакой. Она гораздо ближе по характеру к Cliffhanger Audio’s Bulldog, акустики с выдающимся басом и мощным ударом. У Mephisto & Co. [Reference Recordings RR-82] есть прекрасная запись “Danse Macabre.” Это полномасштабное оркестровое произведение имеет потрясающие удары, которые Utopia исполняет практически идеально. Я мог бы легко жить с этой акустикой, и никогда не иметь сабвуфера. Что касается недостатков системы – они легко меркнут по сравнению с её достоинствами. Я нахожу её полностью подходящей для моей комнаты, а тем, кто хотел бы поместить систему в большую комнату, или тем, кто хочет реально низкий бас, вероятно придется раскошелиться на сабвуфер JMLab, или, возможно, посмотреть на старшие в модельном ряду Utopia. Конечно, хотелось бы, чтобы Utopia имела такое же разрешение в среднем диапазоне, как Verity’s Fidelio, которые, на мой взгляд, являются откровением на этом поприще. И наконец, я спокойно могу смириться с их направленной природой, но все-таки иногда хочется встать с кресла и по-прежнему слышать максимум, на что они способны. Я люблю заниматься делами, слушая музыку, но когда звучит что-то, что мне особенно нравится, я всегда оказываюсь в кресле напротив этих колонок. Когда я это говорю, я надеюсь, что вы понимаете, что я излишне придираюсь – если бы Mini Utopia могла дать все это, она просто была бы абсолютным совершенством среди стоечной акустики, тем, что еще не было изобретено, но, как мне кажется, она находится довольно близко.

Сравнение

Сильными сторонами акустики, в сравнении с конкурентами, безусловно являются незыблемая сфокусированность и голографичная многомерность. Как я упоминал ранее, системы демонстрируют осязаемость и присутствие. Я считаю их энергичными, полновесно звучащими системами. Что им чуть недостаёт – абсолютного пространственного разрешения и глубины образа. В моей комнате Verity Audio’s Fidelio показали изумительную прозрачность, которая расширяет сцену далеко вглубь от плоскости излучения. Utopia не формирует трапециевидную форму сцены подобного уровня (блеа, заткнись уже, мурзилочник – прим. переводчика). Хорошей популярной композицией для определения глубины сцены является «Virtue» из «Up Up Up Up Up Up» Ani DiFranco. На этом треке Fidelio хорошо очерчивают сцену, показывая перкуссию в самой её глубине. Utopia очерчивает её достаточно глубоко, но все-таки немного поближе. Другие системы, которые делают это достаточно близко к Fidelio — Waveform’s MC, Merlin’s TSM-SE, и Mirage’s MRM-1 (все они являются мини-мониторами).

Выводы

Mini Utopia имеет массу того, чем можно гордиться – она имеет открытую и жизнерадостную подачу, которая без каких-либо усилий способна передать любой музыкальный стиль, от Bach до Beck, Dylan и DiFranco (и даже Rob Zombie). Способность играть все стили очень важна среди референсных систем, и у Utopia она есть. Так же следует заметить, что система является легкой нагрузкой. Она излучала буквально до стратосферы с моими однотактниками Blue Circle, и нет никаких сомнений, что существует огромное количество усилителей, включая маломощные ламповые модели, которые подойдут к системе превосходным образом. Более того, системы обладают изысканной внешностью и удивительным качеством сборки. За эти деньги можно ожидать немного большее, чем просто хороший звук. Внимание к деталям и качество изготовления, присущее Mini Utopia – просто сногсшибательное и вполне оправдывает её цену. Я всегда утверждал, что гораздо более важно иметь соответствие акустики размерам комнаты, чем стремиться купить максимально большие системы, которые можешь себе позволить. Прослушивание Mini Utopia в моей небольшой комнате – по сути, все равно что прослушивание большой акустики в большой комнате. Вкратце, Mini Utopia — практически референсная акустика компактного размера. Смог бы я жить с ними? Вполне счастливо!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: